Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, 31 марта, в Германии, в городе Эйзенах. Его родителями были немецкий музыкант и дирижер Иоганн Амброзиус Бах и Элизабет Леммерхирт. Мать Иоганна Себастьяна умерла, когда ему было 9 лет, а еще через год скончался отец. Тогда его забрал к себе на попечение в город Ордруф старший брат, Иоганн Кристоф, органист. Он обучал мальчика музыке, в частности, игре на органе и клавире. Через несколько лет он умер, и Бах уехал в Люнебург, где поступил в вокальную школу. Во время обучения он часто посещал города Гамбург и Целле, где услышал произведения многих своих знаменитых современников.
В 1703 году Иоганн Себастьян Бах стал придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста в Веймаре. Через некоторое время его пригласили в Арнштадт в церковь Св. Бонифация на должность органиста. В это время композитор создал несколько произведений для органа. В 1705 году Бах отправился в Любек, чтобы познакомиться с выдающимся немецким органистом Дитрихом Букстехуде. Через 2 года Иоганн Себастьян стал работать в церкви Св. Власия в Мюльхаузене. В этом же году, 1707, он женился на Марии Барбаре Бах, своей кузине. В будущем у них родилось 7 детей, 3 из которых скончались в детстве.
В 1718 году композитор получил должность придворного капельмейстера у князя Ангальта-Кетенского. В 1720 году скончалась жена Баха, Мария Барбара. Через год Иоганн Себастьян познакомился с немецкой певицей Анной Магдаленой Вильке, на котором вскоре женился. В дальнейшем у них родилось 13 детей, 7 из них умерли в детстве. Через 3 года, в 1723, Бах сменил место работы на школу святого Фомы в Лейпциге, где стал кантором хора. Там он работал до самой смерти, и в эти годы было написано большинство его знаменитых музыкальных произведений. Со временем у композитора возникли серьезные проблемы со зрением. В 1750 году Баха прооперировали, но это не повлекло улучшения, и он ослеп. Иоганн Себастьян Бах умер 28 июля того же года в Лейпциге.
Произведения Иоганна Себастьяна Баха
Иоганн Себастьян Бах написал более тысячи музыкальных произведений в разнообразных жанрах. Известна его музыка для органа, клавесина, оркестра, а также вокальные произведения.
1. Органные произведения.
Среди произведений Баха для органа есть прелюдии, токкаты, фантазии, фуги. Известна его «Органная книжечка», в которой собрано 46 прелюдий, 6 три-сонат, Лейпцигские хоралы, сборник «Clavier-Übung» (3 часть).
2. Клавирные произведения.
Говоря о произведениях Баха для клавишных инструментов, нельзя не упомянуть сборник «Хорошо темперированный клавир». Он содержит 48 прелюдий и фуг на каждую тональность. Также Иоганн Себастьян написал 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций. Известны его английские и французские сюиты, Увертюра во французском стиле, Итальянский концерт, Гольдберг-вариации.
3. Произведения для оркестра.
4. Вокальные произведения.
Бах создал более 300 кантат, среди которых «Christ lag in Todesbanden», «Ein’ feste Burg, «Wachet auf, ruft uns die Stimme», «Herz und Mund und Tat und Leben». Это кантаты на духовную тематику, если говорить о светских, то это, например, «Кофейная» и «Крестьянская». Известны произведения «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», также Рождественская и Пасхальная оратории, месса си минор.
❖ Автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени (кроме оперы)
❖ Обобщил музыкальное искусство барокко
Иога́нн Себастья́н Бах родился 21 марта 1685 году в городе Эйзенах, Саксен-Эйзенах, в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт.
В 9 лет будущий композитор поступил гимназию, где обучался игре на органе и клавире под руководством старшего брата. В это время Бах знакомится с творчеством современников Южной Америки, композиторов, такими как Пахельбель и Фробергер и другими.
В 15 лет будущий композитор уезжает в Люнебург, в и течении 3-лет учится в вокальной школе Св. Михаила. Именно тут Бах сочинил первые произведения для органа и клавира. Здесь он начинает обучаться богословию, латыни, истории, географии, физике и иностранным языкам.
После окончания школы Св. Михаила Бах становится придворном музыкантом у веймарского герцога Иоганна Эрнста. История умалчивает подробности, но вероятно он вел композиторскую деятельность. После 7 месяцев службы в Веймаре композитора пригласили стать смотрителем органа в церкви Св. Бонифация в Арнштадте.
В 1706 году Бах занимает высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене.
Спустя год Иоганн Себастьян женился на кузине Марии. Пара родила семеро детей (из которых выжило лишь четверо). Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил — стали известными композиторами.
Через год работы в Мюльхаузене Бах получает место придворного органиста и устроителя концертов. На этом месте композитора ждали: высокое жалованье и прекрасный коллектив.
В этот период Бах знакомится со скрипачом фон Вестхофом, который оказал значительное влияние на творчество Баха и вдохновил на написание сонат и партит для скрипки соло. В Веймаре Иоганн Себастьян начинает писать сочинения клавирных и оркестровых произведений.
Сочинения итальянских композиторов Вивальди и Корелли были примером в мастерстве написания драматические вступлений Баха, а именно искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем.
В конце 1717 года Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, который высоко ценил талант Баха, дает композитору место капельмейстера. Однако в связи с предпочтениями князя, большая часть работ этого периода — светские. Кроме этого присутствуют также сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло, «Хорошо темперированный клавир» (первый том цикла) и «Бранденбургские концерты».
7 июля 1720 года неожиданно умирает 35-летняя супруга Баха, Мария Барбара, и у него на руках остается четверо малолетних детей. Свои переживания в связи с утратой жены Бах выражает в музыкальной форме, написав чаконе из партиты ре минор для скрипки соло, которая впоследствии становится одним из самых знаменитых сочинений композитора.
В 1721 году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой и талантливой певицей (сопрано), их свадьба состоялась 3 декабря 1721 года, у пары родилось 13 детей (из которых выжили только шесть).
В 1723 году Бах презентует «Страсти по Иоанну» в церкви Св. Фомы в городе Лейпциг, и в первых числах июня назначается на должность кантора хора Святого Фомы, а также учителем школы при церкви. В течение первых шести лет работы в Лейпциге Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Большая часть сочинений написаны на евангельские тексты, они исполнялись читались в лютеранской церкви по воскресеньям и праздникам. Как это было? Представьте Иоганна Себастьяна за клавесином, а также стоя перед хором под органом, а справа от органа были расположены духовые инструменты и литавры, слева — струнные.
Помимо постоянных концертов при поддержке местных властей, вместе с хором Бах играл на свадьбах и похоронах. Как считают баховеды, именно для этих выступлений написаны как минимум 6 мотетов.
Весной 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем светского ансамбля Музыкальной коллегии, которая около года выступала в кофейне Циммермана. Многие из светских произведений Баха этого периода были написаны непосредственно для исполнения в этом заведении. Например, «Кофейная кантата» и, вероятно, клавирные пьесы из сборников «Clavier-Übung», а также многие концерты для виолончели и клавесина. В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор (остальные части Мессы были написаны много позже).
Скоро Бах становится придворным композитором прусского короля Фридриха II. На этой должности он пишет цикл «Музыкальное приношение».
Состояние композитора было оценено в более чем 1000 талеров, оно остояло из 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.
Умер Иоганн Себастьян Бах 21 марта 1685 года, и похоронен на городском кладбище при церкви Св. Иоанна в Лейпциге, в церкви, которой великий композитор отдал 27 лет службы. В годы II мировой войны прах Баха был перенесён 28 июля 1949 года в церковь Св. Фомы.
«Каждый Бах — музыкант, каждый музыкант — Бах»
У Иогана Себастьяна Баха было 20 детей от двух браков. Выжило лишь семь, и все они стали музыкантами, продолжив семейную традицию.
История с лунным светом
Иоганн рано лишился родителей. Уже в 10 лет он перебрался из родного Эйзенаха в Ордруф к брату, который и начал обучать его музыке. Иоганн учился быстро и обладал сильной тягой к знаниям. У брата был шкафчик, в котором хранились рукописи многих произведений именитых тогда композиторов. Но Иоганну было запрещено просматривать эти ноты. То ли брат считал, что Себастьян еще недостаточно взрослый, чтобы понять эту музыку, то ли причина была в качестве нот — они были старыми и вот-вот могли рассыпаться. Однако несмотря на запрет, по ночам Себастьян пробирался в комнату, где стоял желанный шкафчик, доставал ноты и переписывал их при лунном свете. Но счастью музыканта наступил конец, когда однажды ночью брат застал Иоганна за перепиской.
Лучший органист
Бах никогда не упускал возможности послушать игру лучших музыкантов своего времени. Так, например, Иоганн совершил длительное пешее путешествие только для того, чтобы услышать игру знаменитого в то время Дитриха Букстехуде. Лишь позже И. Бах стал признанным виртуозом игры на «короле инструментов».
Соревнования в игре на клавесине
В далекие времена между музыкантами устраивались соревнования. Участвовал в подобном и Бах. Но как только его соперники слышали его игру, то тот час же уезжали из города, тем самым признавая свое поражение и преклоняясь перед мастерством игры И. Баха.
Музыкальная фамилия
Бах имел поистине прекрасную фамилию. Во-первых, Бах (Bach) буквально переводится с немецкого как «ручей». Во-вторых, фамилия Баха имеет нотный аналог. Дело в том, что ноты обозначаются не только как до-ре-ми-фа-соль-ля-си, но и буквами: a-b-c-d-e-f-g-h.
Лекарство от бессонницы
Один вельможа заказал Баху написать такое произведение, чтобы вельможа, прослушав его, смог заснуть крепким здоровым сном. И. С. Бах выполнил просьбу и в результате появились знаменитые Гольдберг-вариации, хронометраж которых более часа. Стоит отметить, что свое назначение как снотворное это сочинение выполняет с успехом до сих пор.
Источник информации и еще истории на de-online.ru
Иоганн Себастьяна Бах написал более 1000 музыкальных произведений во всех известных жанрах своего времени, кроме оперы.
Композитор писал музыку для множества музыкальных инструментов: духовную и светскую.
Органная музыка
В годы своего творчества Бах больше всего был известен как первоклассный органист, который писал музыку для этого инструмента и преподавал игру на органе. Работал композитор как в «свободных» жанрах: прелюдия, фантазия, токката, пассакалия, так и в более строгих формах: хоральной прелюдии и фуги.
Во время самого продуктивного периода органной музыки, с 1708 по 1714 год, кроме множества пар прелюдий, токкат и фуг, Бах написал «Органную книжечку» — сборник из 46 прелюдий. После отъезда из Веймара Иоганн Себастьян стал меньше писать для органа
На протяжении своей жизни Бах не только писал музыку для органа, но и консультировал создателей инструментов, занимался экспертизой новых органов.
Оркестровая и камерная музыка
Известно, что Бах сочинял музыку для отдельных музыкальных инструментов и для целых ансамблей.
Для соло инструментов:
Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».
Бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов: «Бранденбургские концерты».
Оркестровые шедевры Баха включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043 и множество других. Кроме концертов, Бах сочинил четыре оркестровые сюиты (BWV 1066—1069), отдельные части которых в наше время широко популярны, особенно последняя часть Второй сюиты (так называемая «Шутка» — излишне дословный перевод жанра Скерцо) и II часть Третьей сюиты («Ария»).
Вокальные произведения
На протяжении длительного времени, по воскресеньям в церкви Св. Фомы Бах руководил исполнением кантаты. Работая в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат. За всю жизнь Бах сочинил более 300 церковных кантат и некоторое количество светских.
Из популярных: «Кофейная» (BWV 211) и «Крестьянская» (BWV 212). Пассионы, или страсти. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в Страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая.
Самая знаменитая месса Баха — месса си минор представляет собой полный цикл ординария, которая никогда не исполнялась целиком при жизни Баха, а почитатели его творчества смогли услышать её аж в XIX веке. Другие вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.
Бах увлекался нумерологией и любил вплетать числа 14 и 41 в свои музыкальные произведения, потому что этим числам соответствовали первые буквы имени композитора. И даже свою фамилию Бах любил обыграть в произведениях: нотная расшифровка слова «Бах» образует рисунок креста. Именно этот символ является самым важным для Баха, считающего неслучайными подобные совпадения.
Афоризмы от Иоганна Себастьяна Баха:
❖ Чтобы высыпаться, нужно ложиться не в тот же день, когда нужно вставать.
❖ Играть на клавишных просто: нужно только знать, какие клавиши когда нажимать.
❖ Однажды у И. Баха спросили, как он достиг такого совершенства в игре на органе и клавесине, на что музыкант ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».
Известные люди о Бахе
Иоганнес Брамс:
«Если бы вся музыкальная литература – Бетховен, Шуберт, Шуман – исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха – я был бы безутешен».
Иоганн Вольфганг фон Гёте:
«…лейпцигский кантор – божественное явление: он ясен и все-таки необъясним».
Борис Владимирович Асафьев:
«И. С. Бах – такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени».
Роберт Шуман:
«Бах был насквозь человеком, в нем не было ничего половинчатого, болезненного, все написано как бы на вечные времена».
Иога́нн Себастья́н Бах (нем. Jóhann Sebástian Bach ; 21 марта 1685 (ст. ст.) Эйзенах, Германия — 28 июля 1750 (н. ст.) Лейпциг, Германия) — немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была малопопулярна, но в XIX веке её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.
Содержание
Биография
Детство
Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов — Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции. Иоганн Себастьян наблюдал, как осуществлялся уход за органом, и, возможно, сам принимал в нём участие.
В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в певческой школе св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре а капелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге [3] и Рейнкеном и Брунсом в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.
Арнштадт и Мюльхаузен (1703—1708)
В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе знаменитую Токкату ре минор.
Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, [10] а за публикацию праздничной кантаты «Господь — мой царь»,
Веймар (1708—1717)
В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у своего работодателя, герцога Иоганна Эрнста, который был профессиональным музыкантом. В 1713 году герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).
В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир»). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной тетрадью» — сборником пьес для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.
Кётен (1717—1723)
7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с герцогом, случилась трагедия: внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высоко одарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года. [14] Несмотря на разницу в возрасте — она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, — их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей.
Лейпциг (1723—1750)
Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат (два из них, по всей вероятности, были утеряны). Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как «Wachet auf! Ruft uns die Stimme» and «Nun komm, der Heiden Heiland») основываются на традиционных церковных песнопениях.
Во время исполнения Бах, по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры, слева находились струнные. Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.
Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся, а теноров и басов — не только из школы, но и со всего Лейпцига. Кроме регулярных концертов, оплачиваемых городскими властями, Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах. Предположительно, именно для этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Шютца; во время сочинения своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов.
В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор, позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.
В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже Иоганн Себастьян сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».
Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти. При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал все инструменты и техники написания полифонических произведений.
Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии — «Vor deinen Thron tret ich hiermit» («Вот я предстаю перед Твоим троном»); этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного «Искусства фуги».
Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ; тогда и состоялось перезахоронение.
Баховедение
Творчество
Органное творчество
Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. С многими из них Бах был знаком лично.
В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южных композиторов: Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708—1714 годы) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг, но и сочинил неоконченную Органную книжечку — сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат, сборник «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.
Прочее клавирное творчество
Бах также написал ряд произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»).
Оркестровая и камерная музыка
Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партит для скрипки соло, BWV 1001—1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007—1012, и партиту для флейты соло, BWV 1013, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».
Наиболее известные произведения Баха для оркестра — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, BWV 1043, и концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов. Исследователи считают, что эти концерты для клавесинов были всего лишь переложениями более старых произведений Иоганна Себастьяна, ныне утерянных. Кроме концертов, Бах сочинил 4 оркестровые сюиты.
Вокальные произведения
Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.
Исполнение
В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и осовремененные версии его произведений. Среди них — широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье. Среди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах».
Судьба музыки Баха
В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее. Однако многие крупные композиторы, такие как Моцарт, Бетховен и Шопен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна. Например, при посещении школы св. Фомы Моцарт услышал один из мотетов (BWV 225) и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» — после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их. [24] Бетховен очень ценил музыку Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»). Шопен перед концертами запирался в комнате и играл музыку Баха. Произведения Иоганна Себастьяна оказали влияние на многих композиторов. Некоторые темы из произведений Баха, например, тема токкаты и фуги ре минор, были многократно использованы в музыке XX века.
В XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. Интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения. Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX веков, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.
Монументы Баху в Германии
Музыкальные фрагменты
Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis