балерина бессмертнова годы жизни
Наталия Бессмертнова – биография, фото, личная жизнь балерины, смерть
Наталия Бессмертнова: биография
Российский балет по праву считается одним из чудес света. На постановках Большого театра стремится побывать каждый, кто хотя бы немного интересуется искусством и желает прикоснуться к прекрасному. Примы-балерины вызывают восторженную любовь в мире. В числе легенд балета присутствует имя Наталии Игоревны Бессмертновой.
Детство и юность
Будущая прима-балерина Большого театра появилась на свет в начале Великой Отечественной – 19 июля 1941 года – в Москве. Семья девочки далека от творчества. Отец – врач, ушел на фронт, а мама – домохозяйка, воспитывала дочь и вела домашнее хозяйство. Женщина с Наталией провели военное время в эвакуации.

К счастью, семье удалось пережить тяжелые годы и по окончании войны воссоединиться. Спустя два года у Наташи появилась младшая сестра Татьяна. Мама девочек уделяла внимание развитию творческих талантов детей.
Поскольку обе дочери Бессмертновых любили танцевать, женщина решила отдать девочек в Московское хореографическое училище. Кстати говоря, младшая сестра Наталии добилась успехов в творчестве, солировала в партиях Большого театра, но оставалась в тени звездной примы.

Начало учебы балету проходило у студентки в классе легендарной наставницы М. А. Кожуховой. Девушка была ее любимицей. В 1959 году, за пару лет до выпуска группы, преподаватель ушла из жизни. Окончание училища прошло для Наталии под руководством С. Н. Головкиной. Блестяще сдав экзамен, выполнив 48 фуэте, Бессмертнова получила высшую оценку преподавателей. Биография юной красавицы с бездонными глазами оказалась навсегда связанной с русским балетом.
Балет
Сразу после выпуска из училища в 1961 году Наталия Игоревна получила приглашение в труппу Большого театра. Леонид Лавровский, будучи главным балетмейстером, обожал юную балерину и видел в девушке идеальную партнершу на сцене для сына Михаила Лавровского. Именно с ним Наталия танцевала большую часть партий в театре.

Изначально наставником и помощником для новоявленной звезды была назначена Галина Уланова. К сожалению, женщины не нашли общий язык, и Лавровский самостоятельно работал с любимицей.
Вчерашние выпускники Бессмертнова и Лавровский дебютировали в профессиональном балете, исполнив на сцене ведущие партии в «Шопениане». Изящество, утонченность, гибкость и пластичность балерины, легкость рук определили роль романтической героини как амплуа Бессмертновой.

В 1963 году Наталия Игоревна впервые выходит на сцену театра в роли Жизель в одноименном балете. Эта партия стала самой яркой для Бессмертновой. За всю жизнь балерина исполнила ее около 200 раз. Она же стала последней в карьере танцовщицы.
Покорив сердца зрителей, Наталия Бессмертнова становится примой-балериной главного театра страны. За десятилетия работы на сцене балерина станцевала полностью классический репертуар театра, гастролировала по миру и блистала в амплуа лирических героинь. Критики мира восхищаются тем, как независимо, естественно девушка держится на сцене. Наталия Игоревна не просто исполняла партию, девушка жила в танце.

В 1988 году балерина уволена из труппы театра. Главный балетмейстер, Юрий Григорович, супруг великой артистки балета, вынужден обновить коллектив. Труппа нуждалась в молодых талантах, а предыдущий состав отправлен на творческую пенсию.
К слову сказать, прима не огорчилась уходу из ведущего состава. На тот момент творческие амбиции балерины уже реализовались, Наталия Бессмертнова успела станцевать все возможные основные партии.

Взаимоотношения балерины с театром на этом не прекратились. В Большом Бессмертнова остается в должности преподавателя, а в спектаклях и гастролях участвует по контракту. После того как в 1995 году супруг уволен из коллектива в результате травли и скандалов с руководством, Наталия Игоревна помогает мужу в постановке спектаклей. Пара сотрудничает с российскими и зарубежными коллективами.

Фото, сохранившиеся после легендарных блестящих постановок, в которых участвовала звездная прима, концертные фильмы-спектакли с ее участием – сейчас это наследие и золотой фонд российского балета. Записи выхода на сцену стали наглядными уроками для сегодняшних студентов хореографических училищ. Воспоминания искусствоведов, критиков, коллег балерины собраны в иллюстрированном издании книги «Незабываемая. Наталия Бессмертнова», опубликованной в 2008 году.
Личная жизнь
С Большим театром оказалась связанной не только карьера балерины, но и личная жизнь. В 1968 году девушка выходит замуж за Юрия Григоровича, главного балетмейстера театра (с 1964 года). Несмотря на скептицизм завистников и окружения, пара прожила в любви и согласии более 40 лет. Только уход из жизни Наталии Игоревны разлучил супругов.

Григорович боготворил Наталию за талант, жизненную мудрость, изящество. Для мужа супруга оставалась другом, любимой, музой и соратником. Балетмейстер признавался, что ставит спектакли не для жены, а для великой балерины Бессмертновой.
После скандальной травли Григоровича в театре Наталия Игоревна лично привезла заявление мужа об увольнении руководству. Уход балетмейстера из коллектива вызвал забастовку сторонников среди коллег, отказавшихся выходить на сцену. Организатором посчитали Бессмертнову. Звезду театра уволили, но Наталия Игоревна с успехом оспорила решение в судебном порядке.

Решение о восстановлении прав артистка привезла в театр вместе с собственным заявлением об уходе. Бессмертнова покинула Большой, которому подарила больше 30 лет творческой биографии, с гордо поднятой головой.
До конца жизни женщина поддерживала творческие карьерные идеи любимого мужа, помогала в постановке и реализации спектаклей на сцене.

К сожалению, детей у супругов не появилось. Наталия Игоревна делилась, что не противилась полноценной семье, но сначала на рождение ребенка не оставалось времени, а потом не сложилось само собой. Заменил родного сына для четы племянник Михаил.
Современники вспоминали, что Бессмертнова не отличалась общительностью, а характер примы не называли легким. Однако коллеги уважали и ценили талант и трудолюбие звезды сцены. В обычной жизни Наталия Игоревна любила чтение книг, прогулки, обожала музыку и путешествия.
Смерть
Последние годы жизни оказались для танцовщицы наполненными болью. Долгое время врачи не могли поставить диагноз, а Бессмертнова в это время мучилась невыносимыми страданиями.

Виталий Вульф, будучи близким другом семьи, вспоминал: боль становилась настолько сильной, что жизнь казалась невыносимой даже для стойкой духом балерины. В больничную палату позволено было входить только племяннику Михаилу, сестре Татьяне и любимому мужу.
Несмотря на болезнь, звезда балетной сцены продолжала заботиться о делах и счастье супруга. Когда Григоровичу предложили рабочую командировку в Сеул, Бессмертнова настояла на необходимости поездки.

Как только супруг покинул страну, балерине стремительно стало хуже, 19 февраля 2008 года Наталия Игоревна скончалась. Официальной причиной смерти медики назвали рак, тяжелое заболевание почек. Супруг вылетел на родину первым же рейсом, узнав об ухудшении здоровья жены, но увидеть Наталию живой так и не успел.
Уже после похорон балерины, на церемонии поминания, генеральный директор театра зачитал приказ о восстановлении в должности Юрия Николаевича штатным хореографом.
Танец длиною в тридцать лет
Самая романтическая балерина ХХ века скончалась в феврале прошлого года. Фамилия Бессмертновой не смогла продлить ей жизнь, но свое бессмертие Наталия Игоревна, думается, обеспечила. Ее по-прежнему помнят и любят. На вечер памяти танцовщицы Государственный театрал ьный музей им. Бахрушина и общество «Друзья Большого балета» пригласили ее близких и устроили столичную презентацию книги-альбома «Незабываемая: Памяти русской балерины Наталии Бессмертновой (1941-2008)».
Михаил Барышников: «Я танцевал с ней мой последний спектакль в Ленинграде»
До того как мне довелось лично познакомиться с Наталией Бессмертновой и танцевать с ней, я восхищался ее талантом со стороны, в качестве зрителя. Неизменно поражали ее идеальные пропорции и красота линий, экзотичность, некая скрытая тайна, точеная голова на изящно выгнутой шее. При строгой приверженности к классическим балетным традициям она никогда не была закована в рамки классической условности, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, оставаясь живой, современной и естественной. При едва-едва заметной обаятельной угловатости Наталия Бессмертнова всегда была изящной, грациозной и легкой.
Утонченная внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой ее Жизель. И, конечно, мне очень хотелось танцевать Альберта в «Жизели» с Бессмертновой. Мне тогда не удалось добиться ее приглашения на эту роль в Кировский театр. Но зимой 1972 года, когда ленинградское телевидение предложило мне сняться в дуэте из второго акта, я, не задумываясь, пригласил Наталию Бессмертнову принять в этом участие.
Нашим репетитором на Ленинградском телевидении была Татьяна Вечеслова, с которой Наталия и я дружили. Несколько дней репетиций и съемок превратились в сплошной праздник. Жаль, что не сохранилась запись того дуэта.
Когда Ирина Колпакова и я танцевали в «Жизели» на гастролях в Большом театре, Бессмертнова пришла на наш спектакль. Царила она на сцене, а в жизни была предельно скромной, неизменно доброжелательной.
Прошел еще год, и мне все же посчастливилось танцевать с ней в «Жизели» на сцене Кировского театра. Этот последний для меня спектакль в Ленинграде, 30 апреля 1974 года, накрепко связан в моей памяти с воспоминаниями об уникальной балерине Наталье Бессмертновой.
Анастасия Волочкова: «Все плохое обо мне Бессмертнова оставляла за порогом»
. Отношение ко мне в Большом было к тому времени неоднозначным, уже шли мои сольные программы, я много появлялась на телевидении, руководство балета и дирекция насторожились, не все педагоги осмеливались со мной заниматься, держались на всякий случай в стороне. Я начинала жить в окружении негатива и зависти. Но все куда-то девалось, когда Наталия Игоревна появлялась в классе. Все плохое, что, возможно, долетало до нее обо мне, она оставляла за порогом, с той стороны двери. Ее увлекал процесс передачи балетных знаний и умений, ее не пугала черная работа, да еще осложненная привходящими обстоятельствами. Это какое-то мудрое подвижничество Наталии Игоревны, оно обеспечило мне творческую защиту в дальнейшем. И я жила за счет той силы внушения все годы потом, в какой бы труппе ни оказывалась.
Прима Золотого века
«Эта девочка невесома»
НАТАЛЬЯ Игоревна Бессмертнова родилась в 1941 году. Когда она была маленькой девочкой, ее мама Антонина Яковлевна отдала ее вместе с сестрой Татьяной в хореографическое училище. Семья Натальи не имела никакого отношения к искусству. Папа был военным врачом, а мама вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. В училище Наташа оказалась в классе очень известного в те годы педагога Марии Кожуховой. Иногда она занималась с Людмилой Черкасовой. А последний год ее взяла к себе в класс Софья Головкина. В хореографическом училище Наталья никак не выделялась: была худенькая, хрупкая, с огромными глазами. На нее никто не обращал особого внимания, пока не пришел худрук Михаил Габович. Увидев Наталью, он сказал: «Эта девочка невесома». Кстати, интересно, что впоследствии его сын, тоже Михаил, танцовщик Большого театра, женился на родной сестре Наташи – Татьяне. У Натальи не было своих детей, и к племяннику – сыну Татьяны и Михаила – она относилась как к своему ребенку.
Отучившись, Бессмертнова попала в Большой. И сразу оказалась любимицей Леонида Лавровского – главного балетмейстера театра. На то были свои причины. Леонид Михайлович видел в ней партнершу своего сына Михаила Лавровского. В 1961 году, как только Наташа и Миша пришли из училища, Лавровский выпустил их на сцену в «Шопениане». А в ноябре 1963 года вместе с Михаилом Лавровским Бессмертнова станцевала «Жизель». Этот спектакль стал сенсацией и абсолютной победой молодой балерины. Вся балетная критика оценила Наталью Бессмертнову как истинную продолжательницу традиций классического балета. В танце она всем напомнила гениальную Галину Уланову, а по облику – портреты знаменитой Спесивцевой – великолепной Жизели 1910–20-х годов. Так и говорили: «У нас появилась Спесивцева».
В театре Бессмертнова стала заниматься в классе Галины Улановой – человека довольно строгого. Она заметила недостатки в обучении Натальи и сразу стала менять ее манеру исполнения. Наташе это не нравилось: несмотря на свою замкнутость, застенчивость, скромность, Бессмертнова была очень волевым, закрытым и жестким человеком. Поэтому, взяв пять-шесть уроков, из класса Улановой она ушла. Перешла к Марине Семеновой – считала ее крупным специалистом и блестящим педагогом.
В 1963 году Наталья вышла замуж за инженера, который не имел никакого отношения к балету, а просто любил ее. После каждого спектакля он поджидал Бессмертнову у входа с цветами, провожал до дома – на Малую Грузинскую. Там, в маленькой квартирке, жила Наталья в доме Большого театра. Жила очень спокойной жизнью. Тусовки, как теперь говорят, не любила.
Она была очень рада, когда выдающийся хореограф XX века Адриан Грибовский взял ее в свой спектакль «Риги и Мечмун». В первом составе танцевала Раиса Стручкова. Бессмертнова – во втором. Ее партнером стал Владимир Васильев. Но Стручкова в силу возраста танцевала уже мало. А Наташа – много, и имела в этом балете очень большой успех.
Люля и Григ
КАК-ТО, сидя в классе со своей ближайшей подругой тех лет Ниной Сорокиной, Наташа обратила внимание на одного молодого человека. Он пробежал мимо в каких-то джинсах и майке и не обратил на девушек никакого внимания. Наташа спросила Нину: «А кто это?» Нина удивилась: «Ты что, с ума сошла? Это же наш новый главный – Юрий Григорович». Натальи просто не было, когда его всем представляли. Она знала только, что Григорович ставил в Большом «Спящую красавицу». В этом спектакле танцевала Майя Плисецкая. Собственно, под нее балет и ставился. Но году в 66-м Григорович стал обращать внимание на Бессмертнову. Она репетировала в его балете «Спартак» вместе с Максимовой. И какой-то намек на романтические отношения между Григом (так в театре называли Григоровича) и Натальей уже был. Кстати, станцевать премьеру «Спартака» Григорович Бессмертновой не дал, она вышла во втором спектакле. Премьеру танцевала Максимова.
Григ и Наталья поженились осенью 1968 года и прожили ровно 40 лет. Бессмертнова всегда вспоминала, как Майя Плисецкая пришла к ней в гримуборную и сказала: «Ты напрасно вышла замуж за Григоровича. Ничего хорошего из этого не выйдет. Через год он тебя оставит». Наташа ничего не ответила, а их союз оказался счастливым. Мне сегодня страшно за Юрия Николаевича, который в 81 год остался совсем один. Он так привык к своей любимой Люле, как он называл Наташу. Она была моложе его на 14 лет.
В то золотое время Большого театра все любили «хозяина», «тирана», «диктатора», как называли потом Григоровича. Он создал прекрасные балеты: «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Иван Грозный», «Спартак». В 69-м году – волшебное «Лебединое озеро». В этом балете блистали две исполнительницы – Майя Плисецкая и Наталья Бессмертнова. Премьеру танцевала Наташа. Она имела невероятный успех, превратилась в легенду, объездила 90 стран мира. А когда Григорович поставил балет «Иван Грозный», Наталья гениально танцевала партию Анастасии.
У Натальи Бессмертновой были свои особенности – одухотворенность, которую замечали все критики, и особая пластическая выразительность. В ней было что-то от декаданса – какая-то невесомая хрупкость, которая поражала зрительское воображение. 30 лет службы Григоровича в Большом были для нее счастливыми годами. А потом начались конфликты, непонимание, из-за которых Наталья очень переживала.
Григ тогда ставил балет «Болт» Шостаковича. Но успел поставить только 45 минут спектакля. Создалась невозможная для работы обстановка. И в 1988 году Григорович совершил довольно резкий шаг – уволил восемь человек в одном приказе. Среди них были Плисецкая, Максимова, Лавровский, Бессмертнова. Никто не обратил внимания, что уволена и Бессмертнова. Ей было уже 47 лет, и Григорович посчитал, что в эти годы уже нельзя танцевать. Наталья осталась в театре как педагог-репетитор. Но обстановка вокруг Юрия Николаевича все накалялась. Он умел ничего не замечать. А она – наоборот. Все отражалось на ее лице, на ее нервах. Я думаю, что болезнь, которая увела ее от нас, была следствием нервной возбудимости и ее острого отношения к событиям.
Последняя глава ее жизни
В МАРТЕ 1995 года Наталья позвонила мне по телефону и сказала: «Знаете, Юра решил уходить из театра, но никак не может написать заявление. Напишите его, а я отвезу в Министерство культуры». Когда я приехал, Наташа была белая, как мел. А Юрий Николаевич сидел в кресле и говорил мне: «А другого выхода нет. Вы же видите, как избивают меня по телевидению и в прессе. Написали, что я символ советского режима. А я ведь даже и в партии не состоял. Меня Фурцева утвердила, зная, что я не был членом партии и никогда в нее не вступлю».
Пока мы с ним разговаривали, приехала Наташа из министерства. На ней не было лица. На следующий день Григорович получил телеграмму из Уфы и уехал туда работать. А Бессмертнова осталась в Большом, преподавать. И стала одной из организаторов забастовки на спектакле против тех, кто привел к уходу Григоровича и расколу театра. Одни были возмущены этой забастовкой. Другие говорили: «Молодцы, что отстаивают своего балетмейстера». Но эта акция была бессмысленной. Григорович был уже вне Большого. А Наташу уволили из театра. Помню, как приехал тогда к ним домой. И Наташа сказала мне: «Что значит, они меня уволили! У них нет оснований, я обращусь в суд». Юрий Николаевич удивился: «Люля, зачем тебе это нужно?» Но она обратилась в суд и выиграла. Бессмертнова пришла к тогдашнему директору Большого Владимиру Васильеву с судебным решением и заявлением об уходе. Васильев сказал, что она может остаться и работать педагогом-репетитором. Но Наталья ушла.
Так началась последняя глава ее жизни, когда она не любила вспоминать ни о Большом театре, ни о балете. Они оба никогда не позволяли себе ни одного оскорбительного слова ни о ком из своих коллег, которые привели их к уходу из Большого театра. Я помню, как однажды к ней обратились с просьбой дать интервью. Ее спросили: «Вас не удивляет, что Плисецкая до сих пор танцует?», намекая на возраст балерины. Наталья лишь ответила: «Ну, это ее решение».
Ни Бессмертнова, ни Григорович никогда не унизили себя ответом и тем людям, которые писали пакости о них. Помню только, как Наталья вышла из себя, прочитав статью балетной критикессы Татьяны Кузнецовой, которая часто позволяла себе хамский тон в отношении артистов и писала откровенные глупости. В той статье о «Спартаке», шедшем в Англии, было написано: «Это абсолютно советский балет. Григорович абсолютно советский балетмейстер». Наташа позвонила мне и страшно возмущалась. Она защищала своего Юру и говорила: «А Уланова – не советская балерина? А Плисецкая – не советская балерина? А я – не советская балерина? Как же она пишет такое?» Я сказал: «Не обращайте внимания». А она ответила: «Виталий, на это нельзя не обращать внимания. Я – не Юра, у меня нет его стальной основы. Я более хрупкий человек. Хотя, наверное, кажусь вам сильной. Но сильна только
своей слабостью».
19 июля родилась балерина Наталия Бессмертнова
19.07.2016 1 комментарий Просмотры: 37
Любимая профессия подарила Наталии Бессмертновой не только признание публики, но и настоящее женское счастье в лице ее мужа — гениального Юрия Григоровича. Они были невероятно красивой парой в жизни и чуткими, понимающими партнерами — на сцене.
Любимица
Маленькая Наташа появилась на свет практически в самом начале Великой Отечественной войны. Несмотря на все ужасы того времени семье удалось выжить. День победы Бессмертновы в полном составе встречали в Москве: мама с дочкой приехали из эвакуации, отец — с фронта.
Два года спустя у супругов родился второй ребенок — Татьяна. По решению матери обе девочки поступили в Московское хореографическое училище и стали балеринами. Однако Наталия добилась на этом поприще больших успехов, чем ее сестра.
Первым педагогом Бессмертновой стала петербурженка Мария Кожухова. Строгая, дисциплинированная, она еще помнила легендарную Спесивцеву. Наташа была ее любимицей.
Однако в 1959 году на 62-ом году жизни Мария Алексеевна умерла, и начинающая танцовщица попала в класс к Софье Николаевне Головкиной. На выпускном экзамене ученица блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.
В Большой театр балерина попала в 1961 году. За 27 лет пребывания на сцене она исполнила весь его репертуар.
Долгое время основным партнером артистки был Михаил Лавровский, творческий дуэт с которым сложился еще во время учебы. Вместе с Лавровским Бессмертнова начала осваивать одну из самых главных ролей в своей жизни — Жизель. Первоначально работать над образом ей помогала Галина Уланова, считавшаяся лучшей исполнительницей этой партии. Но ученица то и дело спорила с педагогом.
Узнав об этом, главный балетмейстер Большого — Леонид Лавровский, который обожал Наташу, решил, что сам будет заниматься с ней.
20 ноября 1963 года «Жизель» в исполнении молодой балерины покорила московскую публику. За свою жизнь Наталия Игоревна станцевала эту партию почти 200 раз, и ей же закончила свою блестящую карьеру.
Муза
Новый этап в жизни балерины начался после ее знакомства с Юрием Григоровичем. Бессмертнова стала не только супругой главного балетмейстера Большого театра, но и его музой. Она, как никто другой, могла воплотить все задумки Юрия Николаевича, будь то Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви», Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и др. При этом сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой.
Он искренне гордился супругой: ее талантом, умом и самостоятельностью. Однако даже это не помешало ему уволить Наталию Игоревну в 1988 вместе с другими выдающимися танцовщиками — Плисецкой,Максимовой, Васильевым, Лавровским и Тимофеевой. Это был невероятный скандал. Но театру требовалась молодая кровь. К слову, легендарной Майе Михайловне к тому времени исполнилось 63 года! Уже тогда атмосфера в главном театре страны для балерины и ее супруга начала накаляться.
После увольнения Наталия Игоревна стала педагогом-репетитором в ГАБТ. Так же артистка разово принимала участие в отдельных спектаклях, ездила на гастроли. Но безумный успех, который в свое время буквально обрушился на чету Григоровича и Бессмертновой, сменился такой же безумной травлей.
7 марта 1995 года, после череды скандалов и противостояний художественный руководитель балетной труппы Большого написал заявление об уходе. Наталия Игоревна лично отвезла бумагу в Министерство культуры. Спустя всего несколько дней, 12 марта, сторонники Григоровича решили объявить забастовку и не выходить на сцену. Организатором протеста назвали Бессмертнову, что послужило поводом для ее увольнения.
Однако узнав об этом, балерина решила не сдаваться без боя. Она обратилась в суд, и тот восстановил ее права. Документ об этом Наталия Игоревна принесла в театр. Но не для того, чтобы вернуться. Вместе с постановлением суда Бессмертнова положила на стол руководства заявление об уходе. Так артистка поставила жирную точку в отношениях с Большим театром, которые в общей сложности длились больше 30 лет.
В кругу семьи
Несмотря на крепкий брак, детей у балерины не было. Ее «сыном» стал родной племянник — Миша. Он, сестра Татьяна и муж — единственные люди, которых Бессмертнова допускала в больницу, когда начала сильно болеть.
Долгое время врачи не могли поставить артистке диагноз. От болезни почек и без того довольно стройная Наталия Игоревна, очень сильно похудела. А вскоре у нее начались ужасные боли.
По признаниям Виталия Вульфа, который был хорошо знаком с семьей балерины, боль была настолько пронзительной, что сильная от природы Бессмертнова начала хотеть собственной смерти. Но и в этом жутком состоянии она не переставала думать о муже, жить его делами и заботами.
Близкие и сама Наталия Игоревна понимали, что ее дни сочтены. Но когда Григоровичу понадобилось уехать в Сеул, супруга не стала отговаривать его от командировки, наоборот сказала, что он не должен забывать о делах.
К сожалению, это был последний раз, когда хореограф видел свою музу живой. Бессмертновой стало плохо, практически сразу, после отъезда супруга. Когда Юрий Николаевич узнал об этом, он вылетел первым же рейсом. Но было поздно. 19 февраля 2008 артистки не стало.
Уже после похорон, на поминках балерины генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов зачитал приказ, который вернул Григоровича в ГАБТ. Он стал штатным хореографом балетной труппы. Это событие, наверняка, очень бы порадовало Наталию Игоревну. Она всегда близко к сердцу воспринимала все взлеты и падения своего супруга.
Сам Юрий Николаевич в тот день никак не отреагировал на свое назначение, ведь он потерял единственную и любимую женщину, ради которой творил не один десяток лет.

