балерина ваганова краткая биография
Агриппина Яковлевна Ваганова родилась в 1879 году в Петербурге в обедневшей армянской семье. Её отец Яков Ваганов решил пристроить девятилетнюю Груню, как её называли дома, в танцевальное училище — девочка грезила о балете с раннего детства. Но дело было далеко не в детских мечтаниях. Обеспеченные люди высокого сословия в дореволюционной России не отдавали детей в цирковые, танцевальные и театральные училища. Эти профессии считались легкомысленными, не почётными и даже немного презренными. Отец отдал Агриппину в танцевальное училище из-за крайней нужды. Он был небогатым человеком преклонного возраста, а об Агриппине совершенно некому было позаботиться.
В 9 лет Агриппина начала обучаться искусству танца и быстро стала лучшей не только в танцклассе, но и во всём училище. Наблюдая за соученицами, она осознала, что идеальной техники исполнения ей не добиться никогда — у неё была слишком крупная и приземистая фигура для балерины, а устаревшие правила обучения в танцевальном училище оставляли желать лучшего. Агриппина часто спорила с учителями, задавала им много вопросов и славилась вздорным нравом, что не помешало ей великолепно учиться.
Вскоре Вагановой досталась небольшая роль в спектакле с легендарной Анной Павловой. Агриппина вдумчиво разбирала каждое танцевальное па, каждое выражение великой балерины. После выпускного экзамена её сразу пригласили в труппу Мариинского театра. Её мечта сбылась. Но увы — несмотря на её безупречную технику, балетмейстеры не предполагали и не видели в Вагановой исполнительницу сольных партий.
Работая и просчитывая каждое танцевальное па, Ваганова добилась поражающих воображение результатов, особенно в технике прыжка. О ней писали: «Госпожа Ваганова срывается с места и повисает в воздухе!». Несмотря на её триумф, в труппу знаменитых русских балетных сезонов Дягилева балетмейстер Михаил Фокин вместо Вагановой взял непрофессиональную танцовщицу.
Ваганова принимает решение стать преподавательницей и набирает класс учениц. Аккумулируя и осмысливая накопленные знания о балете, она пишет учебник «Основы классического танца». Книга Агриппины Вагановой об истории балета и технике классического танца стала самой лучшей и известной не только в СССР, но и во всём мире. Это был настоящий триумф.
В 1922 году Ваганова точно определила среди учениц будущую великую балерину в маленькой худенькой девочке, обладающей таким балетным телом, какого не было у самой. Это была знаменитая Марина Семёнова. Преподавательский талант Вагановой был невероятным. Каждый год она выпускала гениальных танцовщиц. В 1941 году Ленинградское балетное училище пришлось эвакуировать в Пермь, но Ваганова осталась в голодном Ленинграде.
В 1943 году ей предложили стать главным хореографом и балетмейстером Большого театра, и на правительственном уровне вызвали из эвакуации в Москву. Но она отклонила столь почётное назначение — после прорыва блокады Ленинграда она вернулась в родной город и продолжила работать до последнего дня жизни. Её не стало 5 ноября 1951 года. Спустя шесть лет в 1957 году Ленинградское хореографическое училище стало называться именем Агриппины Яковлевны Вагановой.
Агриппина Ваганова
Биография
Карьера Агриппины Вагановой как педагога-хореографа сложилась удачнее, чем в качестве балерины. Несмотря на трагедию в личной жизни, предательство учеников и социальные катаклизмы, ей удалось оставить глубокий след в методике балета.
Детство и юность
«Царица вариаций» родилась в июне 1879 года в семье отставного унтер-офицера, служившего капельдинером в Мариинском театре Акопа (Якова) Ваганова, армянина по национальности. Агриппина была младшей из трех сестер. Семья жила в центре Санкт-Петербурга, на Офицерской улице, рядом с местом работы Якова Тимофеевича. Квартира Вагановых располагалась в подвале, который заливало при сильных дождях.
В детстве Агриппина, пользуясь должностью отца, пересмотрела все балеты в «Мариинке» и стала грезить порхающим искусством. Хотя родители считали, что коренастая девочка плохо подходит для фуэте, они смогли пристроить младшую дочь в Императорское театральное училище.
Доводом для матери и отца стали не столько мечты Груши, сколько то, что успешно окончившие 1-й класс ученицы переводились на полный государственный пансион. Вагановы жили бедно и вздохнули с облегчением, избавившись от лишнего рта.
Обучение в училище разочаровало Ваганову. Педагоги (в частности Александр Облаков) только показывали па и требовали от учеников повторения, но не объясняли, как это сделать, не раскладывали движения на элементы.
Груша прослыла неудобной ученицей с ужасным характером: девочка изводила наставников вопросами. Бывшая балерина Екатерина Вазем считала, что обучение Агриппины — пустая трата времени: физические данные строптивой танцовщицы были далеки от идеала, а лицо с кавказскими чертами не соответствовало «кукольным» балетным стандартам. Единственное, в чем нельзя было отказать девушке — это в упорстве и самоотдаче на репетициях.
Хотя на выпускных экзаменах Ваганова получила 11 из 12 возможных баллов и влилась в труппу Мариинского театра, где царствовала Матильда Кшесинская, дочери армянского унтер-офицера не давали ведущие партии, которые она самозабвенно разучивала. Главный балетмейстер Мариус Петтипа называл исполнительскую манеру Агриппины ужасной, а когда вариациям балерины рукоплескала публика, утверждал, что Ваганова проплатила аплодисменты.
Личная жизнь
В молодости Агриппина пережила ряд ни к чему не обязывающих романов. Поклонники баловали балерину подарками и возили в лучшие рестораны Санкт-Петербурга, где она после нескольких бокалов шампанского сбрасывала туфли и танцевала под аплодисменты посетителей.
Все изменилось после знакомства с Андреем Померанцевым — полковником-путейцем в отставке, членом правления Екатеринославского строительного общества. Мужчина был в 2 раза старше балерины и, став ее возлюбленным, завалил дорогими подарками. Впервые в жизни у Вагановой появилась прислуга.
В апреле 1903 года на репетиции балерина упала в обморок. Очнувшись, Ваганова узнала, что причина недомогания — беременность. В голове девушки всплыла русская поговорка «Обещанного 3 года ждут» — она ждала сольных партий уже свыше пяти лет после окончания училища, а их все не было. Поразмыслив, Агриппина предпочла материнство туманным карьерным перспективам.

Померанцев не смог получить развод от жены, но после рождения сына Саши поселился с Вагановой и до конца своих дней жил с танцовщицей как муж. Когда умерла старшая сестра Груши, племянники Леля и Сережа стали жить с Андреем Александровичем и Агриппиной Яковлевной. Ваганова не видела разницы между детьми, баловала их и любила водить в цирк и зоопарк, а потом уморительно воспроизводить движения животных.
На революции 1917 года балерина почти не обратила внимания, однако муж становился все мрачнее и в ночь перед Рождеством застрелился. Из избалованной барыни и любимой жены Ваганова в одночасье превратилась в многодетную мать, лишенную средств к существованию, которой дворник из любезности дает раз в день вязанку дров.
Тем не менее Агриппина смогла вырастить детей и племянников. Александр Померанцев пошел по стопам отца и стал инженером-путейцем. Мужчина сохранил архив и мемуары матери.
Балет
В балет погрязшую в материнстве Ваганову вернул сын. Поглядев на фото матери в пачке и на пуантах, мальчик спросил родительницу, почему она больше не танцует, неужели разучилась. Агриппина начала показывать Саше, на что она способна, и пришедшая на работу няня с удивлением обнаружила разгоряченную барыню сидящей на шпагате.
После возвращения в «Мариинку» карьера Вагановой складывалась более удачно, чем в юности. За точность прыжков Агриппину прозвали Стальными ногами. Однажды балерине довелось заменить получившую травму Тамару Карсавину и станцевать главную партию, ведь все сольные роли Ваганова знала наизусть. Но в 1916 году дочку унтер-офицера списали по возрасту, а положенную пенсию после октябрьского переворота перестали выплачивать.
Чтобы прокормить сына и племянников, Агриппина танцевала перед рабочими, солдатами и матросами, преподавала танцы в клубах. А затем Ваганову пригласили работать в родное училище, воспитанники которого репетировали в неотапливаемых помещениях и жили впроголодь.
В наставничестве женщина нашла свое призвание. Строптивая ученица превратилась в резкую и безжалостную на язык преподавательницу, учившую балерин совершать танцевальные па вдумчиво и заботящуюся о каждой ученице как о родной дочери. Майя Плисецкая, которой в юности удалось получить несколько уроков у Вагановой, утверждала, что после занятий стала танцевать намного лучше и, главное, осмысленнее.
Ваганова Агриппина Яковлевна
Балерина и артистка Мариинского театра. Балетмейстер. Возглавляла кафедру хореографии при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Николая Римского-Корсакова. Педагогическая система Вагановой оказала значительное влияние на современный балет.
Агриппина Ваганова родилась 6 июля 1879 года в городе Санкт-Петербург. Ее отец являлся работником по сцене в Мариинском театре. Девочка мечтала стать балериной и впоследствии поступила в Петербургское театральное училище на балетное отделение. В 1897 году, окончив училище, принята в труппу Мариинского театра. Несмотря на свое не слишком балетное сложение: коренастая фигура, слишком мускулистые ноги девушка добилась благосклонной оценки критиков в первую очередь за свою технику.
Балерине прекрасно удавались вариации, за что ее даже называли «Царицей вариаций». Ее самыми заметными ролями стали роли Повелительницы дриад в «Дон Кихоте», Царицы вод в «Коньке-горбунке» Цезаря Пуни. Также исполняла главные роли в «Лебедином озере» Петра Чайковского, в «Жизель» Адольфа Адана. В 1916 году Агриппина Яковлевна оставляет сцену и начинает заниматься преподавательской деятельностью.
С 1921 года Ваганова работала педагогом в Петроградской балетной школе, которая ныне является Академией русского балета имени Агриппины Вагановой. Преподавательская деятельность балерины действительно заслуживает внимания. Ее ученицами являлись многие талантливые молодые балерины, которые впоследствии стали настоящими звездами русского балета: Марина Семенова, Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, Алла Шелест.
Далее, с 1931 года в течении шести лет Агриппина Яковлевна являлась художественным руководителем балетной труппы Мариинского театра, где ею поставлены балеты: «Лебединое озеро» и «Эсмеральда».
В 1937 году Ваганову освободили от должности художественного руководителя и предложили вернуться к преподаванию. Женщина вновь искала новые приемы, совершенствовала свою педагогическую методику. После эвакуации Академии русского балета в Пермь Агриппину Ваганову вызвали преподавать в Большой театр. Через два года вернулась в Санкт-Петербург и продолжила работу в Академии.
С 1946 по 1951 год Ваганова возглавляла кафедру хореографии при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Николая Римского-Корсакова. Балетмейстерская деятельность Агриппины Яковлевны отмечена поисками новых выразительных средств классического танца, явившимися отличной школой исполнительского, хореографического и актерского искусства. Сущность ее «школы» составляли требование осмысленности и художественной выразительности танцевального движения, свободного владения техникой, основанного на правильной постановке корпуса и рук. Эта система Вагановой оказала значительное влияние и на зарубежный балет.
Написанная Вагановой книга «Основы классического танца» несколько раз переиздавалась в России, а также была переведена на множество иностранных языков. Великая балерина и педагог являлась лауреатом Государственной премии Советского Союза, награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Агриппина Яковлевна Ваганова умерла 5 ноября 1951 года в Санкт-Петербурге. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Награды Агриппины Вагановой
Репертуар Агриппины Вагановой
Память об Агриппине Вагановой
Семья Агриппины Вагановой
Агриппина Ваганова
Агриппина Ваганова родилась 14 июня (26 июня по новому стилю) 1879 года в Санкт-Петербурге.
Именно благодаря отцу она полюбила балет, хотя в детстве Агриппина (в семье ее звали Груня) была пухленькой. Часто находясь за кулисами во время выступлений, она влюбилась в балет.
Как вспоминала Ваганова, в училище она обнаружила, что учить там не умеют. Когда преподаватель Облаков выходил на середину зала и быстро показывал движение, требуя повторять. «Вы не хотите сначала разобрать с нами движение?», спрашивала Агриппина, получившая репутацию дерзкой девчонки.
В 1897 году окончила училище. На выпусканых экзаменах Ваганова получила 11 баллов из 12 возможных.
Далее была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций».
Агриппина Ваганова в молодости
В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства и низко оценивал ее таланты в своем дневнике.
Агриппина Ваганова проявила себя как новатор в балете, она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.
Репертуар Агриппины Вагановой:
В 1916 году оставила сцену и занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище. Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина, Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская, подготовила в 1922 году.
В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, М. Ф. Романова, выпускала через год, иногда ежегодно.
Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.
Агриппина Ваганова с ученицами
В 1933 году Ваганова возобновила в репертуаре Мариинского театра балет «Лебединое озеро». Её редакция потеряла сказочные черты и носила мелодраматический характер: Одетта погибала от выстрела Ротбарта, Зигфрид закалывался, потеряв любимую.
Так же Ваганова возобновила балет «Эсмеральда».
Автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века. В книге Ваганова подробно излагает свои педагогические взгляды. Выдержала много переизданий и переведена на многие языки мира.
В Великую Отечественную войну Агриппина Яковлевна пережила блокаду, потом эвакуацию.
Агриппина Яковлевна скончалась в Ленинграде 5 ноября 1951 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие создано в 1953 году (скульптор В. И. Ингал, В, Ф. Фролова-Багреева, архитектор Ю. Н. Смирнов).
Личная жизнь Агриппины Вагановой:
13 января 1904 года у них родился сын Александр Померанцев. В свидетельстве о крещении сына было записано, что Померанцев «усыновил Александра, рожденного вне брака от девицы Агриппины Вагановой».
Фильмография Агриппины Вагановой:
Библиография Агриппины Вагановой:
Звания и награды Агриппины Вагановой:








