барская модель ссср биография

Регина Збарская

Биография

Детство и юность

Регина Збарская не только манекенщица-звезда, но и женщина-загадка. Ее жизнь окутана тайнами и слухами – начиная от места рождения и заканчивая обстоятельствами смерти. Родители наградили ее необычным для того времени именем, что в переводе с латинского означает «царица». Возможно, во многом оно определило судьбу своей хозяйки. Тем не менее фамилия у девочки поначалу была совсем обычная — Колесникова.

По официальной версии, она родилась в Ленинграде в семье цирковых артистов, которые разбились, выполняя сложный акробатический трюк под куполом цирка. Девочку отдали в детский приют, где она и жила до 17 лет. По другой версии, рассказанной якобы ее одноклассницей, Регина родом из Вологды, а ее родители – служащие государственных учреждений, мать – бухгалтер, а отец-отставной офицер.

Проясняться биография Регины Збарской начинает в 1953 году, когда по окончании средней школы она приезжает в Москву и поступает во Всероссийский государственный институт кинематографии. Правда, на актерский факультет девушка не попала и стала учиться на экономическом. Ради своей мечты — появления на большом экране — Регина забывала о том, что нужно учиться и посещать пары. Несмотря на пропуски, она всегда была готова к экзаменам и сдавала их на высшие баллы.

Но ВГИК есть ВГИК: юная красавица все равно ходит на кинопробы, впрочем, безуспешно. Единственной ролью Колесниковой стал образ итальянской певицы Сильванны в фильме «Матрос с “Кометы”», который вышел на экраны в конце 50-х.

Также она часто появляется на светских вечеринках и раутах. На одном из таких собраний богемы Збарская знакомится с достаточно известной в те времена художником-модельером Верой Араловой, которая приглашает девушку поучаствовать в демонстрации ее новой коллекции одежды. С этого и началось восхождение Регины в модельном бизнесе.

Модельная карьера

В Доме моделей «Кузнецкий мост» жизнь кипела еще с 1944 года, когда был организован Общесоюзный ДМО. Интересный факт того времени: все сотрудницы этой организации получали трудовые, в которых была прописана специальность — «рабочий 5-го разряда». Зарплаты у девушек были низкими, а общественность стремилась заклеймить эту профессию. Разгромные статьи о демонстраторах одежды писали в журнале «Работница». Каждая из манекенщиц стремилась скрыть свою принадлежность к миру моды.

Регина Збарская много лет выходила на подиум, участвуя в показах Веры Араловой, Вячеслава Зайцева и многих других советских модельеров. Кстати, именно Регина была первой в мире манекенщицей, которая продемонстрировала женские сапожки с молнией во всю длину голенища. Этот формат обуви, который сейчас является чуть ли не стандартным, был придуман и разработан в Союзе как раз Верой Араловой. Но так как понятия патент тогда модельеры не слишком придерживались, то изобретение у нее увели из-под носа.

A post shared by Роман Равич (@roma_ravich) on Mar 25, 2019 at 3:28am PDT

Еще одним именем, хотя уже с негативным налетом, называли Регину коллеги-модели – «Снежная Королева». Видимо, они считали ее слишком высокомерной, слишком западной, слишком индивидуальной. Между моделями не чувствовалось дружбы. Конкурентками Регины в эти годы были Марина Дунаева, Мила Романовская, которой досталось платье «Россия», созданное на фигуру Збарской, и Лёка Миронова — двойник Регины. Манекенщица не стремилась наладить каких-то дружеских контактов, всегда оставаясь замкнутой в себе, и настоящую ее видели только самые близкие люди.

Так, модельер Вячеслав Зайцев тепло отзывался о Збарской. По его словам, женщина заботилась о молодом дизайнере и часто подкармливала его. В 1965 году он пригласил свою подругу на совместный ужин в ресторан «Арагви» с иностранной делегацией, где присутствовали его коллеги с Запада — Кристиан Диор, Марк Боан, Пьер Карден, Ги Лярош. Во время встречи молодой советской красавицей восхитилась Софи Лорен, а Карден и Боан пригласили манекенщицу пообщаться за одним столиком. Регина вела себя сдержанно и даже покраснела от такого внимания.

В одночасье заблиставшая карьера манекенщицы также мгновенно и угасла. После серьезных осложнений, связанных с личной жизнью, Збарская не могла обходиться без антидепрессантов. Лекарства помогали ей не сойти с ума, но закрыли для Регины выход на профессиональный подиум. Некоторое время ей пришлось поработать уборщицей в Доме Моды, а затем бывшая звезда совсем исчезла из виду. Последние фото манекенщицы появились в журнале мод 1984 года, но никакая косметика уже не могла помочь скрыть потухший взгляд женщины. Ее судьба закончилась трагически.

Личная жизнь

Как и в случае с местом рождения, неразбериха и недосказанность существует и в информации о личной жизни Регины Збарской. Считается, что единственным ее мужем был знаменитый советский художник-иллюстратор и мультипликатор Лев Збарский, сын того самого Бориса Збарского, который бальзамировал тело В. И. Ленина. Но ходят слухи, что у Регины был еще первый муж, чье имя она не раскрывала, так как он происходил не из того слоя общества. Позднее стало известно, что молодого человека звали Владимир Лавров.

Со Львом Борисовичем манекенщица прожила достаточно долго и вначале очень счастливо. Он даже называл Регину своей музой. Но затем отношения стали портиться. Збарский завел роман с актрисой Марианной Вертинской, были у него и другие увлечения. Но Регина терпела все измены и не собиралась расставаться даже после того, как муж заставил ее сделать аборт.

Источник

«Лента.ру» продолжает серию материалов о знаменитых фотомоделях и манекенщицах СССР и постсоветской России. В предыдущем материале рассказывалось о Леке Мироновой, первой музе модельера Славы Зайцева, одной из «трех звезд СССР». Новая статья — о манекенщице Регине Збарской, несостоявшейся актрисе, объекте зависти миллионов советских женщин и обожания миллионов мужчин как в СССР, так и за его пределами. Казалось бы, у Збарской было все, но она закончила свои дни в психиатрической лечебнице.

Девушка из Вологды

Так, в фильме рассказывается, что Регина родилась и росла в нищете, с детства занималась тяжелой работой и мечтала любой ценой вырваться из провинциального города. Правда в этом — разве что провинциальный город. Модель появилась на свет в 1935 году в северном российском городе Вологде, в семье служащих Николая и Дарьи Колесниковых.

Разумеется, военное и послевоенное время в СССР к роскоши не располагало, родители Регины жили не лучше и не хуже большинства советских граждан, но каких-то запредельных лишений на долю будущей модели не выпало. В годы войны Вологда была глубоким тылом. Конечно, дети и подростки были лишены обычных детских радостей и лакомств мирного времени, но город не оккупировали и не бомбили. Отец девочки не погиб на войне, семья жила вполне благополучно.

барская модель ссср биография

Коллекция одежды из русских мехов 1965 года. Шубу из каракульчи с норковым воротником демонстрирует Регина Збарская

Фото: Александр Макаров / РИА Новости

По воспоминаниям младшей коллеги Збарской, манекенщицы Валентины Филиной, Регина приехала в Москву не бедной абитуриенткой, все надежды которой были связаны с поступлением в столичный вуз. Николай Колесников развелся с женой, перевелся в Москву на службу и взял с собой дочь.

«Отец Регины во времена нашей юности был жив-здоров, хорош собой, делал успешную карьеру, был высоким чиновником, не помню уже, в каком ведомстве служил, и прилично зарабатывал, — рассказывала в одном из интервью Валентина Филина. — Когда его перевели в Москву, сразу дали большую квартиру в хорошем доме неподалеку от МГУ».

С экрана на подиум

Красивая девушка Регина Колесникова, впрочем, стремилась не в МГУ, хотя у нее был вполне достойный школьный аттестат. Ее манило кино, и она поступила во ВГИК. Но не на актерский факультет, а на экономический. Очевидно, что-то помешало Регине рискнуть в творческом конкурсе, и она предпочла стабильность. Однако студентка Колесникова исправно ходила на кинопробы, вращалась в богемных кинематографических кругах и активно искала возможность исполнить свою мечту.

барская модель ссср биография

На старших курсах ей это почти удалось. Режиссер Исидор Анненский, известный своими экранизациями рассказов Чехова, снимал музыкальную комедию «Матрос с «Кометы»» о фестивале молодежи и студентов 1957 года. Регине предложили эпизодическую роль итальянской певицы Сильванны. Главную героиню сыграла однокашница Колесниковой по ВГИКу Татьяна Бестаева. Она-то и сделала кинокарьеру, пиком которой стали съемки в фильме Параджанова «Тени забытых предков». А для Регины Колесниковой Сильванна осталась единственной ролью в кино, хотя она по-прежнему ездила на «Мосфильм» на пробы.

На «Мосфильме» или на какой-то вечеринке киношников (без всякой лишней драмы с ночевкой в милиции, придуманной сценаристами сериала «Красная королева») Колесникова познакомилась с художницей по костюмам и дизайнеркой Верой Араловой. Аралова по достоинству оценила внешние данные и стройную фигуру будущей супермодели и предложила Регине работу в знаменитом Общесоюзном доме моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту. Колесникова согласилась: очевидно, она понимала, что головокружительная экранная карьера ей не светит. Зато ее ждали подиумы, и не только советские.

Десять лет славы

Вера Аралова была главной художницей-модельером цеха легкой одежды Дома моделей, признанной, как сейчас бы сказали, «лидеркой индустрии». Еще в 1959 году, задолго до Зайцева и тем более Юдашкина, она показывала свои коллекции в Париже. Ее покровительство сделало карьеру Колесниковой-Збарской — разумеется, вместе с красотой и обаянием самой манекенщицы.

Регина, что называется, умела себя подать, подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. Так, многие коллеги считали, что ее ноги не вполне совершенны. «Один иностранный фотограф задался целью ей подгадить, выставить недостаток напоказ, — рассказывала в интервью Айя Семынина, которая работала в «Журнале мод», издании Дома моделей. — Уже не помню, в какой это было стране, но Регина рассказывала, что он ходил за ней по пятам и фотографировал только снизу, а потом опубликовал ее снимки в журнале под заголовком: «И это ноги самой знаменитой советской модели!» Но скандал раздуть не удалось».

Выезд за пределы СССР был сопряжен с множеством бюрократических формальностей и беседами с представителями КГБ. Тем не менее за границу, главным образом в соцстраны, Збарская выезжала нередко. Однако не так часто, как ее конкурентка, блондинка Мила Романовская, которая, в отличие от брюнетки Регины, больше соответствовала расхожему образу «русской красавицы». Однако сплетничать о том, что именно Збарская — «стукачка КГБ», начали еще во время ее работы в Доме моделей.

барская модель ссср биография

Журнал «Модели сезона», выпуск 1970 года

Изображение: журнал «Модели сезона»

«В поведении Регины были странности, которые при желании можно объяснить особой выучкой и принадлежностью к спецслужбам, — вспоминала Айя Семынина. — Например, мы не знали никаких подробностей о прошлом Регины. Вроде бы из простой семьи, выросла в провинции, а вела себя как девушка из общества с изысканным вкусом и манерами». По словам журналистки, Збарская постоянно меняла дорогие наряды, не рассказывая коллегам, где она их достает, а также свободно говорила по-французски и по-английски, что в 1960-е годы в СССР было большой редкостью.

Стиль Регины, в частности ее прически, задавали тон во всем СССР. Далеко не все манекенщицы были фотомоделями: многим не хватало пластики, умения принять нужную позу в кадре, банальной фотогеничности. У Збарской этого было в избытке. Она сама выбирала, с какой прической ей позировать для журнала. Ее высокий пучок (так называемый домик), а позже короткую стрижку боб копировали девушки по всей стране — от Ленинграда до Камчатки.

барская модель ссср биография

Некоторые ее рассказы и особенно недомолвки, впрочем, выглядели не слишком убедительно: скептики подозревали модель в мифомании, конспирологи находили в них подтверждение связям Збарской с КГБ. Она сама давала пищу слухам: в частности, рассказывала малознакомым людям, что ее родители были цирковыми артистами, погибли во время исполнения трюков, из-за чего она якобы выросла в детдоме.

Любовный крах

Практически до конца 1960-х годов Збарская была одной из самых знаменитых манекенщиц Дома моделей. В СССР и за границей она прославилась уже под новой фамилией, которую она стала носить после свадьбы с художником Феликсом-Львом Збарским — богемным молодым человеком, обеспеченным представителем академического семейства. Его отец Борис Збарский был директором лаборатории при мавзолее Ленина, следил за сохранностью тела вождя.

Регина и Феликс-Лев познакомились в Доме моделей, где Збарский делал макет одного из номеров «Журнала мод». Его потрясла красота Регины и ее умение себя держать. Он стал приглашать девушку в рестораны, осыпать цветами и подарками. И для манекенщицы, и для художника этот бурно развивавшийся роман был далеко не первым. Збарская рассказывала, что у нее был студенческий брак (скорее всего, незарегистрированный) еще во время учебы во ВГИКе, а Феликс-Лев к моменту женитьбы на Регине был уже в разводе с первой женой.

Источник

Любовь и вымысел в жизни «Красной королевы»

барская модель ссср биография

Детство

В кино. Девочка растет в бедной и неблагополучной семье, отец беспробудно пьет, а ей вместе матерью-уборщицей приходилось мыть полы, чтобы свести концы с концами. По сюжету, предел ее мечтаний — выучиться на бухгалтера и выйти замуж за одноклассника. Но случилась трагедия: пытаясь защитить маму от страдающего похмельем отца, девочка случайно его убивает. Мать взяла вину на себя и села в тюрьму. А девочка, окончив школу, уехала из маленького городка — конечно, в Москву.

В жизни. На самом деле девушка росла в очень обеспеченной семье. «Отец Регины во времена нашей юности был жив-здоров, хорош собой, делал успешную карьеру, был высоким чиновником, не помню уже, в каком ведомстве служил, и прилично зарабатывал. Когда его перевели в Москву, сразу дали большую квартиру в хорошем доме неподалеку от МГУ, — вспоминает Валентина Филина. — Я часто бывала у них в гостях и могу точно сказать: никто из наших девочек, работавших в Доме моделей, не жил тогда в таких шикарных условиях.

Родители Регины были в разводе, она вместе с отцом еще школьницей переехала в Москву. А мать осталась в том городе, где они жили раньше. Я никогда эту женщину не видела, не знаю, кем она работала, но точно не безграмотной уборщицей. Зато я прекрасно помню вторую жену отца Регины — тетю Шуру, замечательную добрую женщину, очень интеллигентную, по профессии военного врача. У отца Регины и тети Шуры родился мальчик Володя, и, к чести тети Шуры, она не делала разницы между ним и падчерицей, относилась к ней, как к дочери, Регина мачеху обожала».

барская модель ссср биография

В кино. Чтобы навсегда перечеркнуть свое трагическое прошлое, девушка меняет в документах имя Зоя на Регину, что в переводе с латинского означает «королева». Хотела и от фамилии Колесникова отказаться, но не вышло.

Учеба и начало карьеры

В кино. Знаний, полученных в школе, девочке хватило, чтобы с ходу поступить на экономический факультет ВГИКа. О своем прошлом она сочинила легенду: мол, выросла в артистической семье, родители-циркачи погибли — разбились прямо на манеже, и ей тяжело об этом вспоминать. Поступив во ВГИК, девушка мыкается по чужим углам, подрабатывает дворником и уборщицей, поскольку помощи больше ждать неоткуда, а на одну стипендию не проживешь. Знакомство с художником по костюмам Верой Ипполитовной Араловой (актриса Елена Морозова) происходит в экзотических обстоятельствах: Регина попадает в милицию и проводит ночь в участке вместе с чернокожим парнем, который накануне вечером ее защитил. Утром за Джимом приходит мама, это и есть Аралова — добрая фея, которая вскоре предложила девушке стать манекенщицей и даже правдами-неправдами отправила в Париж.

барская модель ссср биография

барская модель ссср биография

В жизни. «Регина действительно окончила экономический факультет ВГИКа. Ей хорошо давались и математика, и иностранные языки. Она свободно владела английским и французским, много читала. Отец с мачехой постарались дать ей хорошее образование, так что необходимости мести улицы у нее не было, Регина никогда не была дворником, — уточняет Валентина Филина. – С Верой Ипполитовной Араловой она познакомилась на «Мосфильме»: Регина пробовалась на одну из главных ролей в картину к Сергею Бондарчуку «Война и мир». Пробы не прошла, но понравилась Вере Ипполитовне, которая пригласила ее в Дом моделей. Регина была очень дружна с Араловой и ее сыном Джимом, который будучи маленьким сыграл в фильме «Цирк» чернокожего ребенка героини Любови Орловой. Кстати, по сюжету, Джим рассказывает Регине об этом факте, когда они оба сидят в милиции. Потом Аралова с Джимом решили эмигрировать в Америку, за неделю до отъезда Вера Ипполитовна праздновала день рожденья, пригласила Регину, а она взяла меня с собой, чтобы я тоже могла попрощаться, такой замечательный вечер получился».

Характер

В кино. Регина по большей части добра, чутка и совестлива. Вознесшись на вершину успеха, она переживает о том, не подведет ли свою наставницу, выходя на подиум, о подругах, у которых не складывается личная жизнь, о том, что не смогла родить ребенка, а мысли о родных, которых она волей-неволей предала, сводят ее с ума. Красное (под цвет советского флага) платье, которое ей сшили для престижного показа, она не любит, называет кровавым.

В жизни. «Когда я только пришла в Дом моделей, Регина была уже звездой, объездила весь мир, общалась и с Пьером Карденом, и с Ивом Монтаном, подчеркиваю — на равных. Смотрела на всех свысока, даже пренебрежительно, многие наши девочки ее побаивались, а она с ними не особо общалась. А мне вдруг стала покровительствовать, наверное, потому что я была совсем молоденькой и уж точно не составляла ей конкуренции, и мы с ней подружились. Она была со мной достаточно откровенна, и я не припомню, чтобы она, например, страдала из-за того, что не могла стать матерью. Слишком уж была эгоистична и любила себя. Но это только мое мнение, я могу ошибаться. Регине было тяжело смириться только с тем, что со временем ее карьера пошла на спад. В Доме моделей появились новые звезды, на подиуме блистала главная соперница Збарской – красавица-блондинка Мила Романовская. Именно она в платье «Россия», сшитом специально для Регины, уехала на международный показ мод, победила и получила титул «Мисс Россия – 1967». Помню я это красное платье, очень красивое, то ли Слава Зайцев его шил, то ли Танечка Осьмеркина. Регина эту историю тяжело переживала. ».

барская модель ссср биография

барская модель ссср биография

Любимые мужчины

В жизни. «Збарский был не первым мужем Регины. Она мне рассказывала, что еще во времена учебы во ВГИКе вышла замуж за поляка, — опровергает киноверсию Филина. — Они снимали квартиру, но не потому, что им больше негде было. Просто хотели жить отдельно от ее родителей. Этот студенческий брак продлился недолго, года два-три, потом распался, уже не помню по какой причине. Роман со Львом Збарским начинался совсем не так, как в кино. Все происходило на моих глазах, ведь это я сама их познакомила. Тогда за мной ухаживал друг Збарского — Лев Подольский. Третьим в их компании был еще один художник — Юра Красный. Все трое были известными ловеласами, про них говорили: три светских льва. Они имели мастерские, оформляли книги, что по тем временам приносило солидный доход. В общем, могли себе позволить красиво ухаживать за дамами. Збарский от Регины совершенно голову потерял, и она была в него безумно влюблена. От их пары невозможно было отвести глаз. В сериале фигурирует первая супруга Збарского, он действительно до Регины был женат, а вот успел ли развестись до нее, уже не помню, да и не важно. Они с Региной расписались довольно скоро после знакомства, не тянули, как герои сериала. Збарский купил кооперативную квартиру рядом с метро «Аэропорт» — небольшую «однушку», далекую от представлений о жилье богемы. Там и поселились. Регина была не из тех женщин, которые обустраивают дом, создают уют. Однако ребенка ему родить хотела. А он не мог себе представить свою королеву — и пеленки. После их расставания она жила в этой квартире до последних дней.

После Збарского у Регины еще случались романы, она всегда выбирала мужчин ярких, успешных и талантливых. Встречалась со знаменитым физиком — женатым, поэтому его не назову, тот не собирался разводиться. Потом появился югославский журналист, впоследствии написавший книгу «Сто ночей с Региной Збарской».

Манекенщицы

В кино. Глядя на манекенщиц в сериале, Филина удивляется: при всем внешнем благополучии они несчастны и неустроены, доведены до отчаянья. Одна подсыпает сопернице битое стекло в туфли, другая бросается с моста… «Это все придумано», — говорит модельер.

барская модель ссср биография

барская модель ссср биография

Попытки суицида

В кино. Отношения с Барским окончательно портятся после того, как он узнает правду о ее прошлом: Зойка, нищета. Королева развенчана! Он предает ее, заставляя встречаться с мужчинами, интересными КГБ. Когда же с помощью Володи обоим удается соскочить «с крючка», отношения пары больше не могут оставаться прежними. Узнав, что Регина беременна, Лев спрашивает: «От кого?» Он больше ей не доверяет, скучает с ней, изменяет и подает на развод. Нервы Регины не выдерживают, она вскрывает себе вены в ванной. Однако ее успевают спасти.

Как вспоминает Валентина Филина, в трудные времена Регину очень поддерживал Слава Зайцев, которым Збарская искренне восхищалась: «Мой Зайчик такой молодец». «В последние годы жизни Слава устроил Регину к себе мыть полы, она сама захотела, потому что уже настолько была уничтожена, а нужно было на что-то жить. О том, чтобы демонстрировать одежду даже для возрастных женщин и речи быть не могло – она располнела, думаю, оттого, что ее долго пичкали лекарствами, поседела на полголовы, но порода в ней все равно чувствовалась. Она часто мне звонила, приезжала в гости и производила впечатление вполне здравомыслящего человека».

Гибель

В кино. Регина принимает смертельную дозу снотворного. В сериале она делает две попытки. Но первый раз выпить не успевает: домой возвращается Володя, с которым она теперь живет. Однако во второй раз его рядом не оказалось: он в командировке, а она совершенно одна и никому не нужна. Ее не берут в Дом моды. Она ощущает, что в жизни не сбылось что-то очень важное. Наконец, накрывает на стол, делает макияж и прическу, наряжается в красивое платье и наливает в бокал вино, которым собирается запивать бесконечное количество таблеток…

Источник

Красная королева советского подиума: трагическая судьба Регины Збарской

барская модель ссср биография

Мечтала стать актрисой, но оказалась на подиуме

барская модель ссср биография

Родилась Регина в 1935 году в Вологде в семье офицера Николая Колесникова и врача Дарьи. Развелись родители девочки, когда она была еще школьницей. Мать осталась в Вологде. Отец перебрался в Москву, где сразу получил большую квартиру в доме неподалеку от МГУ. Женился второй раз, однако сказки про злую мачеху не получилось: новая супруга Николая очень хорошо относилась к Регине, и девушка отвечала ей тем же.

В МГУ Регина не стремилась, несмотря на школьный аттестат с хорошими оценками. Она мечтала стать актрисой и выбрала ВГИК, однако не рискнула поступать на актерский факультет, где требовалось обойти других абитуриентов в творческом конкурсе. Девушка выбрала экономику, однако, несмотря на это, исправно ходила на кинопробы и вечеринки, где собиралась богема из кинематографических кругов. Там она и познакомилась с Верой Араловой — художницей-модельером цеха легкой одежды Дома моделей.

Веру Аралову можно смело назвать легендой. Она показывала свои коллекции в Париже задолго до Зайцева и тем более Юдашкина. Как рассказывает советский редактор-модельер Айя Семынина, именно Аралова изобрела женские сапожки с молнией. До этого в Союзе носили только валенки, бурки и уродливые фетровые ботики, а девушки, которые хотели выглядеть элегантно, даже зимой ходили в туфельках. Из-за неповоротливости советской легкой промышленности выпуск новинки, придуманной Верой, на Западе освоили раньше.

Не удивительно, что покровительство Араловой помогло Регине. Но дело было не только в нем: девушку отличала редкая красота. Регина умела себя подать, подчеркнув достоинства и скрыв недостатки. Например, у девушки были слегка кривые ноги. За ней даже гонялся иностранный фотограф, рассчитывающий выставить их напоказ: ходил по пятам, снимал только снизу. В зарубежных журналах фотографии были опубликованы с заголовком «И это ноги самой знаменитой советской модели!», но никто не обратил на статью внимания.

Актрисы из Регины не вышло, но моделью она оказалась прирожденной. Стройная и высокая, она великолепно двигалась и умела принять правильную позу. Манекенщица сама выбирала, с какой прической она будет позировать для журналов, и потом миллионы советских женщин копировали «пучок Збарской».

Странности Збарской

барская модель ссср биография

Многое в поведении Регины казалось ее коллегам странными. Например, девушка рассказывала, что родилась в семье провинциальных циркачей и ее родители-гимнасты разбились, выполняя сложный трюк, когда она была еще совсем маленькой. При этом Регина обладала изысканным вкусом, прекрасными манерами и говорила на двух языках без акцента — английском и французском. Девушка приглашала знакомых домой: Айя Семынина говорила, что бывала у манекенщицы в гостях и была знакома с ее отцом.

Регина великолепно одевалась: постоянно меняла платья, юбки и кофты. Откуда она их брала, никто не знал. Как оплачивала, тоже неизвестно: ставки манекенщиц были в те времена весьма скромными. Звезда подиума была замкнутым человеком и даже когда общалась с людьми, держала дистанцию. При этом Регина избегала выходить на улицу одна — только с кем-то. Возможно, дело было в яркой внешности и стильных вещах: девушка опасалась за свою безопасность. Это сейчас женщина, одетая по последнему писку моды, вызовет разве что восхищенный возглас, раньше за брюки-дудочки могли и побить.

Работать с девушкой было непросто. Регина часто не соглашалась с компоновкой моделей и спорила с художниками. Как-то она остановила съемки в Сочи, потому что решила, что прическа должна быть другой, и заставила заниматься ее волосами коллегу, пока фотограф в ужасе считал минуты до заката. Иногда Збарская могла ни с того ни с сего сказать человеку колкость. Семынина рассказывает, что как-то к Регине подошел художник «Журнала мод», начал о чем-то говорить, а манекенщица вдруг смерила его взглядом и спросила:

— А ты читал автора N?

— Нет, — смешался парень.

— Ну тогда нам не о чем разговаривать!

Потом выяснилось, что писателя, упомянутого девушкой, не существовало. Регина, скорее всего, придумала его, чтобы задеть художника.

барская модель ссср биография

В СССР манекенщицы получали копейки. Работа была тяжелой: во время примерок приходилось стоять на каблуках по десять-двенадцать часов в одной и той же позе, пока художники и конструкторы обсуждали, как переделать новое платье. Единственной радостью была возможность выехать за рубеж. Выпускали далеко не каждую: девушка должна быть не только хорошей моделью, но и пройти все проверки и собеседования.

Однако была у славы и другая сторона. Коллеги начали шептаться: Регине позволяют выезжать, потому что она работает на КГБ. Ходили слухи, что ее взяли в оборот в 1961 году: дали понять, что если девушка и дальше хочет посещать другие страны, то придется «потрудиться» на благо родины. Не зря же Збарской позволено больше, чем остальным: например, спокойно отлучаться в город по своим делам во время заграничных поездок.

Как бы то ни было, достоверно известно только одно: Регина работала за пределами СССР и пользовалась известностью. Ее красотой восхищался Федерико Феллини, Пьер Карден дарил ей свои лучшие наряды, а Ив Монтан посвящал песни. Ходили слухи, что даже сам Фидель Кастро был фанатом советской манекенщицы. Однако из всех именитых поклонников она выбрала советского художника.

Сто дней с Региной Збарской

барская модель ссср биография

Познакомилась с Львом Збарским Регина на показе «для своих»: девушка демонстрировала на редколлегии «Журнала мод» новые модели. Лев, которого пригласили работать над иллюстрациями, был потрясен появлением манекенщицы: замершая в огромных декорированных дверях девушка выглядела как королева на парадном портрете. В редакции Збарский пробыл еще месяц — и почти каждый день ужинал с Региной в ресторане.

В начале 60-х Регина и Лев расписались, и девушка взяла фамилию супруга. В 1967 году манекенщица забеременела. Известно об этом стало во время подготовки к международному форуму моды, после которого Збарской предстояло ехать в Монреаль на торгово-промышленную выставку. Регина колебалась: она хотела ребенка, но отказаться от поездки в Канаду было непросто. Решил всё Збарский: сказал, что не хочет детей, и отправил жену на аборт.

Вскоре после этого Лев завел роман с актрисой Марианной Вертинской, потом переключился на Людмилу Максакову, которая родила от него сына Максима. Регина тяжело переживала предательство и однажды попыталась свести счеты с жизнью, наглотавшись таблеток. Ее откачали и отправили в психиатрическую больницу. Подозревали даже, что женщина страдает шизофренией. Вернулась из клиники Збарская изрядно пополневшей, но продолжила работать на подиуме: одежду тогда показывали девушки разных размеров.

После развода со Збарским личная жизнь у Регины не складывалась. Коллеги выходили замуж, эмигрировали, рожали детей, а знаменитая манекенщица оставалась одна. В середине 70-х Збарская познакомилась с югославским журналистом, но кончился недолгий роман плачевно. В Германии мужчина выпустил книгу «Сто ночей с Региной Збарской». В ней он рассказывал о сексуальных предпочтениях манекенщицы, а также утверждал, что она призналась, что работает на КГБ ради возможности ездить за границу.

Книга не только испортила репутацию Збарской, но и ударила по и без того хрупкой психике женщины. Разразился скандал, Регину постоянно таскали на допросы. Она вновь совершила попытку самоубийства — и опять оказалась в психбольнице. Поддержал женщину Вячеслав Зайцев — позвал ее на работу в свой Дом моды сразу после того, как открыл его в 1982 году. Его сотрудник Александр Шешунов вспоминает, что даже в 47 лет после всех злоключений Збарская была хороша собой и оставалась в отличной форме, хотя и набрала вес.

Иногда Регина выходила на подиум, демонстрируя модели одежды для женщин «элегантного возраста», иногда подрабатывала натурщицей. Ходили слухи, что она даже была уборщицей у Зайцева, но Шешунов утверждает, что это не так. Регина, по его словам, участвовала в показах, а модельер всегда представлял ее «своей музой и любимой манекенщицей».

Панические припадки

барская модель ссср биография

Однако психическое здоровье Збарской становилось всё хуже. Как-то она пришла на работу в шубе, вывернутой наизнанку и застегнутой на все пуговицы, объяснив это тем, что хотела «чего-то новенького». Иногда на манекенщицу накатывали приступы паники: тогда она запиралась дома и выбрасывала одежду из окон. Зайцев беспокоился о своей «музе», звонил всякий раз, когда она не появлялась на работе. Узнав, что выйти просто не в чем, собирал пакеты с одеждой и мчался к Регине.

15 ноября 1987 года Регина в третий раз приняла решение уйти из жизни: выпила горсть таблеток и заснула навсегда. По одной версии, она сделала это в больнице, по другой — ее нашли дома с телефонной трубкой в руках. Ходили слухи, что самоубийство Збарской было связано с приговором генералу ГРУ Дмитрию Полякову, которого расстреляли за сотрудничество с американской разведкой. Збарская действительно как-то упоминала, что мужчина — ее любовник, однако и историю про родителей-циркачей она тоже рассказывала до самой смерти.

Хоронили «красную королеву» без почестей. Коллеги из Дома моделей не пришли проводить ее в последний путь, а друзей у нее не было. Тело кремировали, а где покоится прах Збарской, до сих пор неизвестно.

Фото: П.Федотов/ТАСС, Евгений Кассин/ТАСС

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *