баруздин биография интересные факты
«Писатель нашего детства», к 95- летию со дня рождения Сергея Алексеевича Баруздина, советского писателя, поэта, прозаика и журналиста, автора многочисленных книг для детей и юношества, романов, повестей и рассказов
Добрый талант – так можно определить направление всего творчества писателя. Герои писателя симпатичны читателю-ровеснику, часто растут вместе с ним, учатся, делают ошибки и исправляют их.
Жил в довоенной Москве мальчик Сережа Баруздин. Учился в школе. Рисовал. Сочинял стихи.
Великая Отечественная война началась внезапно для него. Вместо того, чтобы учиться, четырнадцатилетний подросток работал на оборонительных сооружениях на Чистых прудах.
«Из всех моих наград медаль «За оборону Москвы»- одна из самых моих дорогих, признавался Сергей Алексеевич. – И еще медали «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги». Они – моя биография и география военных лет».
Самое-самое первое стихотворение Баруздин написал об отце:
Только поздно приходил
И носил домой работу».
В 1950 издал первый стихотворный сборник для детей.
За всю свою жизнь Сергей Баруздин написал более 200 книг для детей и взрослых. Книги выпускались примерно на 70 языках мира.
Книги писателя переиздаются, читаются и ныне.
К юбилею Сергея Алексеевича Баруздина предлагаем познакомиться с замечательными произведениями для детства и юношества.
«Рави, Шаши, Снежок и другие»
Эта книга – о животных. Вы прочтёте о том, как слонята Рави и Шаши оказались в Одесском зоопарке, преодолев далёкий путь через океан. О том, как белый медвежонок Снежок, оставшийся без матери, оказался в зоопарке Индии. И ещё здесь собраны увлекательные истории о хитром бурундуке Симпатяге, домашнем крокодиле Топ-Топе, простуженном ёжике и многих других братьях наших меньших.
«Сказка о трамвае»
Это не сказка как таковая, а самая настоящая история города и городского общественного транспорта!
В стихотворной форме читатель узнает историю, каким был первый трамвай, как он менялся. В иллюстрациях проследим, как менялась одежда у горожан, как менялись улицы.
Такое, настоящее погружение в прошлое, начиная с 7 апреля 1899 года, когда по улицам Москвы проехал первый электрический трамвай и заканчивая 70-тыми годами 20 века. И пусть в книге описывается Москва и московские улочки, но ведь сейчас трамвай ходит во многих городах. И книга не о Москве, а об истории городского транспорта в целом. И о людях, которые были свидетелями того времени, а значит о многих поколениях каждой семьи.
«Человеки» — это коротенькие рассказы Сергея Баруздина о двух мальчишках-близнецах Сане и Ване. Спокойные, простые, незатейливые, но забавные и вызывающие улыбку и воспоминания о беззаботном детстве. Каждый день с героями этой книги происходят настоящие чудеса. Разве не чудо – научиться читать, или приручить зайчишку, или впервые искупаться в Чёрном море? Каждый день жизни маленьких` Человеков` – обычных мальчишек (а может, и девчонок!) – наполнен забавными приключениями.
«Почему рыбы молчат»
Почему рыбы молчат? Отчего медведи разоряют гнёзда? Зачем сорока крутится у дороги? Для чего жирафу длинная шея?
Короткие истории – сказки замечательного детского писателя Сергея Баруздина дают ответы на все эти и множество других вопросов малышей. Большинство рассказов Сергея Баруздина посвящены взаимоотношениям людей и животных. Писатель ярко и красочно описывает, как люди проявляют свои лучшие качества в общении с природой, и постоянно напоминает читателю, что животные нуждаются в нашей заботе и любви.
Биография Сергея Баруздина
Сергей Алексеевич Баруздин родился 22 июля 1926 года в Москве. Его отец, будучи заместителем начальника «Главторфа» в Москве, писал стихи.
Не без влияния отца Сергей стал увлекаться поэзией, публиковал свои первые стихи сначала в стенгазете, затем в многотиражке «Штаб индустрии», в «Пионерской правде», журнале «Пионер», «Дружные ребята». Их заметила Н.К. Крупская, в ту пору заместитель наркома просвещения, она направила юного поэта в литературную студию Московского Дома пионеров. «Мне было четырнадцать, когда началась война и когда накануне я был на очередном занятии в Доме пионеров. Война уже шла, когда мне исполнилось пятнадцать. В Красной Армии я служил рядовым в артиллерийской разведке. На Одерском плацдарме, в районе Оппельна, под Бреслау, в боях за Берлин, на Эльбе, а потом в рывке на Прагу мы, семнадцати-восемнадцатилетние ребята, поняли многое. » (Баруздин С. Люди и книги. М., 1978. С. 320-321).
После демобилизации работал и одновременно учился в вечерней школе, затем заочно в Литературном институте им. М. Горького.
В 1950 издал первый стихотворный сборник для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов совместно с А.Г. Алексиным «Флажок»; в 1951 — сборник рассказов «Про Светлану», затем повесть в стихах про первоклассницу Галю и ее друзей. Стихи согреты личным отношением автора к своим героям.
В 1956 издал книгу для малышей «Шаг за шагом». Воспитанию школьников посвящены сборник стихов «Кто сегодня учится» (1955), повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший» (1957).
Для таланта Баруздина характерны философичность, притчеобразность, риторическое формулирование в стихах для детей главной их мысли. Беседуя с малышом не только доверительно, но и серьезно, автор стремится пробудить в нем важнейшие гражданские качества — трудолюбие, гуманность, интернационализм, чувство долга и справедливости. Проза тем более проблемна, сюжеты обнажают остроту конфликтов; стихи и прозу Баруздина объединил в книгу «О разных разностях» (1959).
Адресуясь к маленькому читателю в книгах 1960-х, Баруздин обращается к публицистике: «Шел по улице солдат», «Страна, где мы живем», «Страна Комсомолия». В повести для детей «Шел по улице солдат» автор преподает юным читателям первые уроки патриотизма. В книге «Страна, где мы живем» рассказчик вместе со своим 5-летним собеседником облетает на самолете всю страну, видят они и Урал, и Сибирь, и Камчатку, и Дальний Восток, и герой понимает, что страна наша и большая, и богатая. Умело и тактично вводит автор маленьких собеседников в сложносплетение трудных житейских проблем: «Большая Светлана. Маленькие рассказы» (1963), «Валя-Валентин. Стихи» (1964), «Идет снег. Рассказы» (1969).
В книгах Баруздина ребенок постигает многообразную красоту жизни, учится доброте и радости быть добрым. О дружбе народов повествуется в книге «Подарки-путешественники» (1958). Здесь в повестях «Рави и Шаши» и «Как Снежок в Индию попал» автор ведет с маленьким читателем серьезный разговор о дружбе народов, о человеческой отзывчивости и солидарности. В небольшой, но емкой и поучительной повести «Только не завтра», как и в повестях «Первое апреля — один день весны», «Новые Дворики», автор ставит перед школьниками вопросы совести и долга, эгоистического стяжательства и работы на общее благо.
В романе для взрослых «Повторение пройденного» (1964) Баруздин существенно дополнил художественную летопись Великой Отечественной войны. Автор показывает, как из романтически настроенных, но домашних, не изведавших ударов судьбы мальчиков вырастают мужественные солдаты. В печати отмечалось и своеобразие композиции романа, действие его и начинается, и завершается в 1961 — в год полета Юрия Гагарина, а между этим обрамлением — годы Великой Отечественной войны, причем каждому году уделена особая глава.
Тема войны развивается и в книгах Баруздина «Ее зовут Елкой», «Повести о женщинах» (1967). Образ женщины на войне — такова тема этой книги. В ней рассказывается о девочке-подростке, которая в начале войны участвовала в боях под Наро-Фоминском и героически погибла при выполнении боевого задания. В повести «Тася», названной по имени ее героини, обрисован путь женщины, которая была ранена, потеряла ребенка, но героически прошла всю войну. В повести «Верить и помнить» героиня — труженица тыла в годы войны, участница героического послевоенного восстановления народного хозяйства.
Баруздин выступал как историк литературы. Много интересных статей посвятил творчеству Э. Асадова, А. Барто, Л. Воронковой, А. Вергелиса, М. Исаковского, К. Калчева, В. Катаева, А. Кешокова и др. писателей. В книге «Заметки о детской литературе» собраны статьи более чем о 60 писателях.
В 1978 издана книга «Люди и книги» (переиздана в 1982). Потребовала переиздания и вышедшая в 1985 книга Баруздин «Писатель. Жизнь. Литература»; расширенное переиздание вышло в 1990 — здесь представлены портреты М. Карима, О. Гончара, Н. Грибачева, Г. Гулиа, М. Дудина, М. Бажана, С. Орлова, Т. Пулатова, А. Югова и многие другие. Постижение душевной сущности того или иного художника для Баруздина — ключ к его творчеству, суждения автора книги здесь особенно ценны и интересны.
За четверть века работы в литературе тираж книг Баруздина составил более 30 млн. экземпляров, они были изданы более чем на 50 языков народов мира. Писатель занимался также переводами, переводил стихи и прозу — произведения А. Арипова, Ш. Бейшеналиева, Г. Бойко, Г. Виеру, Ш. Рашидова, Г. Юшкова.
В 1953-1955 работал в редакции журнала «Пионер»; затем редакторская работа была продолжена в журнале «Дружба народов», где на посту главного редактора Баруздин много сделал для публикации на русском языке лучших произведений писателей народов СССР. Активно работал также в руководстве СП СССР, в его правлении.
Сергей Баруздин умер 4 марта 1991 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Баруздин Сергей Алексеевич
Сергей Алексеевич Баруздин — советский писатель, поэт, редактор журнала «Дружба народов».
Содержание
Сергей Баруздин родился 22 июля 1926 года в Москве в семье советского служащего, позже занимавшего должность заместителя начальника «Главторфа», Алексея Александровича Баруздина. Мать, Елена Дмитриевна, работала бухгалтером. Сосед Баруздиных по коммунальной квартире, профессор, любитель поэзии, разрешал свободно пользоваться своей библиотекой. Сергей увлекся поэзией XIX века, а позже пришел интерес к творчеству поэтов современности. Школьник начал сочинять стихи; патриотическое стихотворение одиннадцатилетнего Сергея о выборах в Верховный совет было опубликовано в многотиражке, а затем перепечатано «Пионерской правдой». Н. К. Крупская разглядела в подростке талант и направила его в литературную студию Московского дома пионеров. «Вот уже почти четыре года этот дом был заветной несбыточной мечтой московских мальчишек и девчонок. Несбыточной потому, что он был единственным в Москве и даже, может быть, во всей стране. И попасть в него было труднее трудного», — через многие годы мысленно возвращался к своему отрочеству писатель. Перед ребятами выступали А. П. Гайдар, Л. А. Кассиль, С. Я. Маршак, С. В. Михалков и другие поэты и прозаики. Стихи и заметки Баруздина часто публиковались на страницах детских газет и журналов, звучали в радиопередачах. Обучение в литературной студии и общение с Н. К. Крупской, по мнению писателя, во многом предопределили его интерес к работе в области литературы для детей в послевоенные годы.
После начала Великой Отечественной войны С. Баруздин работал в типографии, рыл окопы на улицах города, по ночам дежурил на крышах, гася немецкие «зажигалки». На фронт попал раньше положенного срока, приписав себе два лишних года, служил в артиллерийской разведке, прошел с боями до Берлина, освобождал Европу. Несмотря на запрет, под угрозой штрафбата вел дневник, первая часть которого погибла при переправе через Одер, а вторая сохранилась и легла в основу многих повестей и романов писателя. «Отечественная сформировала меня и как человека, и как литератора. И она остается и всегда останется моей главной темой и в книжках для самых маленьких, и в стихах и прозе для взрослых…», — писал позднее С. А. Баруздин в своей автобиографии.
После возвращения к мирной жизни он начал сотрудничать с журналами — заведовал отделами в «Затейнике» и «Шахматах в СССР», работал в редакции журнала «Пионер». После выхода в начале 50-х годов первых книг для детей С. Баруздин, не имеющий даже среднего образования, был сразу принят в Союз писателей СССР. Сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости, в 1958 году он досрочно с отличием окончил заочное отделение Литературного института им. М. Горького. В 1956 году С. Баруздин перешел на работу в Союз писателей, где и трудился на разных постах долгие годы. Более десяти лет С. Баруздин занимал должность секретаря правления Союза писателей РСФСР, а в 1966 году был назначен еще и главным редактором журнала «Дружба народов». В то время ему не исполнилось и сорока лет, что по советским меркам было очень мало для такой должности.
Журнал «Дружба народов» в то время часто называли «братской могилой братских литератур». В отличие от либерального «Нового мира» он не считался противопоставляющим себя власти демократическим изданием. С приходом в него Сергея Баруздина журнал занял более либеральную позицию. После разгрома «Нового мира» в 1970 году самые известные авторы журнала перешли именно в «Дружбу народов».
Флажок / А. Алексин и С. Баруздин; рис. В. Горячева, 1951
Сказка о трамвае / С.А. Баруздин, 1957
Как куры научились плавать / Сергей Баруздин; рис. Н. Устинова
Рави и Шаши / Сергей Баруздин; рисунки Ф. Лемкуля, 1973
Чудеса : стихи и рассказы / Сергей Баруздин
По инициативе писателя был начат важный культурный проект — создание первой в СССР библиотеки писательских автографов в городе Нурек Таджикской ССР, где в 70-е годы шло строительство гидроэлектростанции. Начало коллекции было положено, когда Нурек посетили члены редколлегии «Дружбы народов» и привезли с собой несколько книг с автографами В. П. Катаева, Н. А. Тихонова, М. А. Шолохова и др. По просьбе С. А. Баруздина литераторы стали присылать свои книги с дарственными надписями в Нурек. Сам писатель привозил книги с автографами из своих поездок по стране и зарубежных путешествий (например, из поездки по Индии он привез труды Индиры Ганди с дарственной надписью). В итоге фонд библиотеки Нурекской ГЭС (сегодня — Центральной библиотеки г. Нурек) составил более 25 тысяч книг писателей и общественно-политических деятелей того времени. И сегодня на стене главного выставочного зала библиотеки можно увидеть портрет С. А. Баруздина работы художника Богданова. Размышления о литературе и воспоминания о встречах с писателями разных поколений составили несколько сборников литературных заметок С. А. Баруздина — «Люди и книги» (1978), «Писатель. Жизнь. Литература» (1985) и «Заметки о детской литературе» (1975). Часть заметок посвящена его многолетней работе в детской литературе и путях ее развития.
В своем творчестве С. А. Баруздин все время возвращался к фронтовой юности. В 1964 году был опубликован его автобиографический роман «Повторение пройденного». Читатель видит войну глазами вчерашнего московского школьника, которому, как и всем его сверстникам, пришлось слишком рано повзрослеть. В романе впервые проявилось художественное своеобразие его «военных» книг — переплетение хроники военных событий с собственным жизненным опытом человека, прошедшего войну. «Повести о женщинах. Роман в четырех судьбах» (1967) — такое название дал автор одной из своих книг, впоследствии многократно переиздававшейся. Героиня повести «Ее зовут Елкой» — девочка-подросток, отдавшая жизнь за Родину при выполнении боевого задания. Варюша из повести «Речка Воря…» на всю жизнь сохранила чувство к погибшему под Юхновым в 1942 году младшему лейтенанту Вячеславу. Повесть «Тася» названа по имени ее героини, самоотверженно прошедшей всю войну после тяжелого ранения и потери ребенка. Героизм тружениц тыла и послевоенного восстановления народного хозяйства описан в повести «Верить и помнить».
Сборники повестей и рассказов «А память все зовет. » (1981), «Тишина над полем» (1985), «Пора листопада» (1986), поэтические сборники разных лет объединены темой войны, проходящей через все творчество писателя. Сборник «Само собой» (1980) был отмечен Государственной премией РСФСР. Главный герой повести, прошедший войну художник Алексей Горстков, добившийся признания и успеха, осмысливает прожитое и подводит предварительные итоги. С. А. Баруздин известен в большей степени как детский писатель, но сам он никогда не разделял свои произведения на детские и взрослые. «Судьбы их часто складывались так, что будущая сугубо «детская» книга сначала публиковалась в «сугубо» взрослом журнале. В 1984–1985 годах в издательстве «Детская литература» вышло Собрание сочинений детского Баруздина в трех томах, но многое из того, что вошло в него, публиковалось во взрослых изданиях. И, наоборот, в двухтомнике прозы «Избранное» (издательство «Художественная литература, 1977) есть немало вещей, издававшихся для детей», — вспоминал писатель.
В 1950 году вышли первая отдельно изданная книга стихов С. Баруздина для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов «Флажок» (в соавторстве с А. Г. Алексиным). За ними последовал сборник рассказов «Про Светлану» (1951). В 1955 году был опубликован сборник стихов «Кто сегодня учится», в 1957 году С. Баруздиным были изданы книга для малышей «Шаг за шагом» и повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший».
Поэтическая «Сказка о трамвае» (1956) повествует о трамвае, как о живом существе. Он просыпается, моет стеклянные глаза, торопится на работу. Обладающий «железным характером», трамвай меняется вместе с жизнью. В «Сказке о Лесном царе и Пионерском царстве» (1972) волшебные мотивы переплетены с реалиями современной жизни. Ее герои — не только сказочные существа, но и октябрята и пионеры, вожатые и другие сотрудники пионерского лагеря. Библиотекарь Олишка знакомит ребят с необычным Книжным царством, которое «называется скучным словом …«библиотека». Но нет на свете большего моря, чем море Книжное. В нем — миллионы, миллиарды, триллионы книг, из моря текут тысячи рек, больших и малых, тысячи ручейков. И вот один из этих ручейков Книжного моря притек сюда к нам. Смотрите, что он вам принес, смотрите, выбирайте и читайте!». Не только мальчишек и девчонок, но и самого Лесного царя увлекает ее поэтический рассказ о книгах: «Это — ваши друзья-товарищи, что живут рядом с вами. Это смех, если вам хочется посмеяться, это грусть, если вам хочется погрустить, это мысль, ум, если вам хочется подумать». (Сам автор сказки каждый месяц вел на телевидении передачу «Книжная лавка», рассказывая о книжных новинках.) Как и все произведения С. А. Баруздина, его сказки обладают нравственно-этической направленностью. Автор без назидательности учил детей не бояться трудностей, уметь признавать свои недостатки, трудиться для блага общества. К жанру сказки на протяжении всей своей творческой жизни он обращался неоднократно — вышли сборник сказок «Почему рыбы молчат» (1983), сказка-путешествие «Как мы на ракете летали» (1963), повесть-сказка «Бегемот на ферме» (1986), сборник коротких сказок «Чучело гороховое» (1988). Повести «Страна, где мы живем» (1963), «Шел по улице солдат» (1965), «Страна Комсомолия, или Рассказы о дедушке, бабушке, папе с мамой и о всех нас» (1968) наряду со многими другими публицистическими произведениями писателя для детей рассказывали о родной стране, Октябрьской революции, достижениях трудящихся, и рисовали образ советского солдата — защитника Родины.
Судьбу девочки Светланы с самого раннего детства прослеживает писатель в цикле книг. В 1951 году вышел сборник коротких рассказов «Про Светлану», в 1959 году — «Светлана-пионерка». В книге «Светлана — наша Сейдеш» (1962) героиня предстает перед читателями уже девятнадцатилетней медсестрой в далеком киргизском селе. Ее прекрасные человеческие качества, готовность всегда прийти на помощь высоко ценят окружающие.
Большое место в творчестве С. А. Баруздина занимают рассказы и сказки о животных. Одни направлены на расширение кругозора ребенка-читателя, в них подробно описываются внешний вид и поведение птицы или животного («Хитрый Симпатяга», 1962). В других люди наблюдают за ними в необычных обстоятельствах («Сложное поручение», 1974). Повести «Рави и Шаши» (1956) и «Как Снежок в Индию попал» (1957) заслуженно считаются классикой советской литературы для детей. Написанные более полувека назад истории двух индийских слонят, подаренных советским детям правительством Индии, и осиротевшего белого медвежонка с Чукотки, поселившегося в зоопарке города Мадраса, по-прежнему вызывает большой интерес у читателей. Они, как и все написанное С. А. Баруздиным о животных, воспитывают в детях ощущение единства с природой, бережное отношение ко всему живому.
За свою жизнь Сергей Баруздин написал более двухсот книг для взрослых читателей и детей, изданных огромными тиражами. Они продолжают переиздаваться и в настоящее время.
Писатель скончался 4 марта 1991 года после тяжелой, продолжительной болезни и был похоронен в Москве, на Введенском кладбище.
Библиотечный центр «Екатеринбург»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Большой материал к 95-летию писателя
Предлагаем вашему вниманию отрывки из очерка писателя и поэта Александра Павлова, жившего несколько лет на севере Свердловской области, а потом и в Свердловске, «Письма Сергея Баруздина». Через яркие строчки воспоминаний автора и писем Сергея Баруздина, перед нами встаёт живой образ человека, писателя, поэта, редактора, историка литературы и общественного деятеля.
Он вошёл в мою жизнь, когда мне было столько лет, сколько его сыну, Мише, на той фотографии. Сердце моё покорила «Сказка о трамвае».
Первое письмо Баруздина я получил в мае 1983-го. Многие юные читатели той поры, взволнованные произведениями любимых писателей, адресовали незнакомым взрослым людям непосредственные, искренние слова признательности за книги, потрясшие внутренний мир, заставившие по-иному взглянуть на себя и всё окружающее, нередко вдохновившие на собственные первые, робкие, неуверенные шаги в поэзии, прозе, драматургии. Так было!
… у Баруздина помимо меня таких «корреспондентов» хватало. Мог и не отвечать: человек занятой, секретарь правления Союза писателей СССР, главный редактор «толстого» всесоюзного журнала. Мог не отвечать. Но ведь ответил! Не захотел огорчить невниманием какого-то мальчишку из Сибири.
Искренне твой С. Баруздин».
И была литературная студия Московского городского Дворца пионеров, куда направила талантливого парнишку Надежда Константиновна Крупская, увидевшая его рисунки и стихи. Туда, в переулок Стопани, к ребятам-студийцам приходили челюскинцы и папанинцы, генерал Карбышев и Крупская, писатели: Маршак, Паустовский, Благинина, Михалков, Чуковский, Гайдар, Андроников, Барто. Приходили и «всерьёз возились» с мальчишками и девчонками.
Дальше – была война. Через месяц после начала войны, когда фашисты нанесли первый авиаудар по Москве, 22 июля 1941 года, Сергею Баруздину исполнилось пятнадцать. Днём он работал в типографии. Ночами дежурил на столичных крышах – гасил немецкие зажигалки. А затем вместе с тысячами москвичей пошёл в народное ополчение, прибавив себе годы в военкомате.
«Из всех моих наград медаль «За оборону Москвы» – одна из самых моих дорогих. И ещё медали: «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги». Они – моя биография и география военных лет», – писал Сергей Алексеевич.
Он не щадил себя, и болезни, чуть отступая, наваливались вновь. Старый воин не сдавался. И меня заряжал мужеством, бодростью, не давал унывать в годину моих тоскливых шествий больничными коридорами.
Клиника Б. В. Петровского.
Дорогой Саша! Вы послали мне письмо после больницы, а я его получил, увы, в больнице. Всё, казалось бы, нормально, даже в духе времени, но есть одна несправедливость: я, хоть и юный папа, стар, за спиной у меня война, и болячек полный букет, а Вам-то как не совестно? Держите нос морковкой и, ради бога, не кисните! А иначе кто же доведёт до конца перестройку? Не мы же! У меня всё сносно. Операции я опять избежал. Сахар упал на полное удивление эндокринологам. Дозу инсулина снизили до минимума. Пытаюсь даже графоманить.
И другие были письма.
Спасибо Вам, Сергей Алексеевич!
Главный редактор в феврале 1986-го он писал мне:
«. В «ДН» сейчас интереснее, чем когда-либо. У нас прибавилось смелости, да и многое из того, что раньше не шло, мы теперь публикуем или планируем. К слову, видите ли Вы наш журнал? В этом году мы внешне помолодели. ». И письмо от 7 сентября 1988 года: «. Да, а «ДН» Вы всё-таки читаете? Ведь сейчас наш журнал (как в своё время во времена застоя) опять на поверхности. ».
Слава богу, реакция: вчерашнее сообщение в «Правде» о заседании Совета министров СССР. Н. И. Рыжков нашёл дополнительно 90 тыс. тонн бумаги, тогда как для удовлетворения тех, кому было отказано в подписке, нужно было всего лишь 36 тыс. тонн.
С сегодняшнего дня лимит снят, подписка продлена до 15 ноября. Правда хоть в этом восторжествовала. ». «Хоть в этом…».
Из последних писем:
«. Казалось бы, ради блага принят Закон о печати, а мы столкнулись с такими сложностями, которые и предвидеть не могли. В общем, всё как у нас: принимается хороший закон, а потом он обрастает таким количеством инструкций, пояснений и всякого рода циркуляров, что уже и смысла в этом законе нет. Вот так мы и живём и боремся с ветряными мельницами..».
«. Настроение ужасное: и ноги мучают, и общая ситуация в стране. Даже на XXVIII съезд не пошёл, как и на Российский, хотя приглашения у меня были. Не верю в перемены к лучшему при нашей системе..».
«. Настроение отвратительное, ибо вокруг всё мерзко».
Держава у нас великая,
Держава у нас богатая,
И люди у нас прекрасные,
И компас нам верный дан,
А вот живём мы по-нищенски,
Живём по-головотяпски,
Живём на позорном уровне
Слаборазвитых стран.
Баруздин с семьёй перебрался на новую квартиру. Жил на Краснопролетарской, неподалёку от Театра кукол Образцова, а переехал в тихий, уютный Потаповский переулок возле Чистых прудов.
В жизни моей случилось событие неординарное: я. снялся в кино! В художественном фильме «Шоколадный бунт» Свердловской киностудии несколько раз мелькает моя физиономия.
И Баруздин спешит поздравить меня: «. Желаю Вам голливудских успехов на кинопоприще!
Кстати, когда-то, в 1962 году я познакомился с Р. Рейганом в Голливуде, на съёмках очередного ковбойского кинобоевика. У меня даже автограф его сохранился, который я показал ему на приёме в его честь в Грановитой палате много лет спустя. Когда он всё понял, то обнял меня, чем немало удивил Михаила Сергеевича и почти озадачил Раису Максимовну. ».
Несчастья преследовали его.
Дорогой Саша!
Получил Ваше письмо от 20 сентября. Спасибо!
Моё домашнее лечение, к сожалению, ни к чему не привело, и, видимо, на днях мне придётся ложиться в больницу в Кунцево. Надо хоть диагноз установить точный.
Не видели ли Вы неделю назад моё выступление по ЦТ в программе «Время»?
Всех-всех благ Вам и Вашему дому!
Искренне Ваш С. Баруздин».
Но ничто не исчезает без следа. Каждому воздастся по делам его.









