барышников артист балета биография личная жизнь
Михаил Барышников: биография, личная жизнь, дети, достижения в балете и фото
Биография: семья, детство
Михаил родился в 1948 году, 27 января, в городе Риге. Семья Михаила Барышникова переехала в Латвию, причиной этого стала служба отца Михаила. Отец был человеком довольно жестким, обладал крутым нравом. Отношения со своей женой и с Михаилом Барышниковым были довольно сложными.
Что касается матери Михаила, то она, напротив, прививала своему сыну с детских лет любовь к искусству, ходила с ним в филармонию и театр. Именно поэтому Михаил Барышников (фото в молодости можно будет увидеть в этой статье) был так сильно привязан к своей матери. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже определил свою судьбу: Миша заявил, что хочет посвятить себя балету, и уже в этом возрасте записался на экзамен в балетную школу.
После этого началась учеба в хореографическом училище в Риге. Миша всегда мечтал сольно выступать на сцене, но проблема его заключалась в маленьком росте. Однажды педагог Елена Тангиева своему ученику сказала, что он должен дорасти. Поэтому каждый день Миша выполнял сложные упражнения, несмотря на боль в суставах, в результате чего он смог вырасти практически на 4 см. Рост Михаила Барышникова в настоящее время составляет 168 см.
Юношество
Начало карьеры
Спустя еще некоторое время Барышников переезжает в Ленинград, и с тех времен он больше никогда не общается с отцом. В 1964 году национальная Латвийская опера выехала на гастроли в Ленинград. И в некоторых ее спектаклях был задействован танцор Михаил Барышников. После этого один из артистов его привел в хореографическое Ленинградское училище. Таким образом, он стал учеником одной из знаменитых школ русского балета. Спустя некоторое время Михаил становится солистом прославленной на весь мир Мариинки.
Балет
В Мариинку Михаил поступил буквально сразу после вышеупомянутого училища. Это произошло 1967 году. Там он проработал на протяжении семи лет. За короткий промежуток времени Барышников завоевал большую популярность и стал знаменитым. Артисты и хореографы заметили его невероятный и уникальный талант, идеальную координацию и безупречное исполнение. Правда, стоит отметить, что внутри театра был застой. В те времена советские чиновники, которые курировали культуру, тормозили все развитие.
Михаил стремился выступать в балетных постановках, интересных ему, но подобных спектаклей в те времена существовало только лишь два: «Сотворение мира» и «Вестрис».
В 1973 году танцору разрешили организовать свой творческий вечер, а также самостоятельно подобрать репертуар. Михаил пригласил всех современных хореографов, чтобы поставить балетные танцы в одном акте. В этот вечер он исполнил «Дивертисмент», «Блудного сына», а также «Дафниса и Хлою». Этот вечер можно назвать вершиной творчества Михаила в России.
Переезд
В 1974 году Барышников отправляется на гастроли в Канаду, после чего не возвращается обратно в Россию. Там артист просит политического убежища, несмотря на то что решение остаться в Канаде далось ему весьма непросто. Вскоре Михаил получает приглашение вступить в труппу американского театра балета, в которой он стал коллективным премьером, а затем и ее руководителем.
27 июля этого же года Михаил впервые выступает перед американцами в городе Нью-Йорке. Это была партия в балете «Жизель», которая происходила на сцене Метрополитен-оперы. Все американские зрители буквально кричали от восторга. С тех времен Барышников завоевал большую популярность и в Америке.
Барышников принимал участие во многих современных и классических постановках, самостоятельно поставил версию «Щелкунчика», сотрудничал со многими хореографами в самых различных направлениях. В 1978 году Михаил переходит в балетную труппу NYCB, а спустя десять лет возвращается обратно в АБТ, откуда и начинался его путь в Соединенных Штатах как художественного руководителя и солиста.
Михаил смог создать довольно сильную труппу, а также поставить оригинальную версию «Лебединого озера» и «Золушки». Через год после этого танцор уходит из АБТ, так как он хочет согласовать свои творческие планы на будущее с дирекцией, а в 1990 году он вместе с хореографом Моррисом создает проект «Белый дуб» во Флориде.
Личная жизнь
Первое время после эмиграции жизнь давалась довольно тяжело Михаилу. До переезда в Америку он жил в гражданском браке с балериной Татьяной Кольцовой. На протяжении некоторого времени танцор не мог говорить по-английски, что также осложняло жизнь за границей. Но спустя некоторое время все стало налаживаться.
В 1976 году, весной, Михаил знакомится с актрисой по имени Джессика Лэнг. Вскоре у Михаила Барышникова с женой рождается дочь. Девочку назвали Александрой. Казалось бы, Михаил Барышников, Джессика Лэнг и их дочь являются идеальной семьей. Но это абсолютно не так. В союзе этих двух людей страсти бушевали изначально, поэтому брак можно было назвать обреченным. Можно увидеть на фото Джессику Лэнг и Михаила Барышникова. Журналисты говорили о том, что она часто изменяла своему мужу, а Джессика при этом оправдывалась тем, что Михаил буквально сводил с ума, постоянно заставляя готовить различные русские блюда, а также принимать гостей посреди ночи. В результате этого пара развелась.
Во второй раз хореограф и танцор женился на балерине Лизе Райнхарт. В этом союзе у Михаила рождается еще трое детей: две дочери, София и Анна, а также сын Петр. Фото Михаила Барышникова и детей можно увидеть в этой статье.
Вообще, жизнь Михаила в Соединенных Штатах не похожа на тяжелую жизнь эмигранта. Барышников лично был знаком с принцессой Дианой, Жаклин Кеннеди, а также дружил с самим Иосифом Бродским. Кроме этого, Михаил был владельцем популярного русского ресторана «Самовар», который находился в центре Нью-Йорка. У артиста также есть собственный завод по производству одежды и пуантов для балета, он выпустил собственные именные духи, которые продаются так же отлично, как и билеты на его выступления.
Балет является далеко не единственным творческим занятием Михаила. Танцор также увлекается в свободное время фотографией, работы его размещали когда-то в музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина.
Фильмы
В период с 1974 по 2002 год Михаил принял участие в качестве актера в шести художественных фильмах. Кроме этого, за работу в кинокартине «Поворотный момент», которая была снята в 1977 году, танцор был номинирован на премию «Оскар» за второстепенную роль. Кроме этого, он снялся в таких кинокартинах, как «Это танец», «Танцовщики», «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса». Но больше всего зрители заполнили Барышникова по фильму «Белые ночи». Особую популярность завоевал тот фрагмент кинокартины, в котором Барышников танцует под композицию Высоцкого «Кони привередливые». Для танцора специально на протяжении пяти лет подряд снимали телевизионные программы, в которых он принимал участие.
Еще запоминающиеся роли
Еще одной запоминающейся работой стала роль в телесериале «Секс в большом городе». В этом проекте Михаил Барышников снимался в начале двухтысячных годов. Там он исполнил роль русского художника Александра Петровского, который был возлюбленным Кэрри Брэдшоу. На Барышникова в этой роли можно посмотреть в последних сериях 6 сезона «Секс в большом городе». После этого он снялся в киноленте «Джек Райан. Теория хаоса», а также «Мой папа Барышников».
«Белый дуб» закрылся в 2002 году, после чего артист сосредоточился на издании собственной площадки. После этого он в 2005 году открывает арт-центр Михаила Барышникова, который находится в Нью-Йорке. Данный центр можно назвать креативной лабораторией, образовательным учреждением, а также площадкой для экспериментальных постановок. Кроме этого, данное учреждение имеет собственный информационный сайт, а также аккаунт в Instagram, где можно найти как промо, так и атмосферные фото.
Михаил Барышников сегодня
В 2017 году, в августе, танцор попал в топ-100 самых влиятельных русских людей данного столетия, которые были названы журналом Forbes. В этом же году Михаил получил латвийское гражданство.
Партии танцора
Михаил Барышников исполнил следующие партии:
С 14 по 30 сентября 2018 года можно будет увидеть Михаила Барышникова в Тбилиси, где пройдет ежегодный Международный театральный фестиваль.
Заключение
Михаил Барышников
27 января 1948 года родился Михаил Барышников, легендарный артист балета
Личное дело
В театре Михаил Барышников исполнил ряд ролей в традиционном репертуаре (Базиль в «Дон Кихоте», Дезире в «Спящей красавице»), выступил первым исполнителем ролей Гамлета (балет К. М. Сергеева, 1970), Адама («Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, 1971).
Карьера молодого танцора развивалась стремительно — если в начале карьеры он получал всего 98 рублей в месяц, то через пять лет — в 1972 году — его зарплата составляла уже 400 рублей. Однако репертуар академического театра не удовлетворял жаждущего творческой свободы танцовщика. В 1974 году, во время гастролей в Канаде, получив приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца в труппу «Американского театра балета», Барышников принял решение остаться на Западе и стал «невозвращенцем».
Он переезжает в США, где становится ведущим танцовщиком труппы «Американский театр балета» (1974-78; в 1980-89 годах — руководитель труппы). С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» (Флорида), которую основал вместе с Марком Моррисом.
С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова». Встречался с актрисой Джессикой Лэнг, в 1981 году у них родилась дочь Александра. Сейчас его спутницей жизни является бывшая артистка балета Лиза Райнхарт, у них трое детей: сын Питер и дочери Анна и София.
В последнее время Михаил Барышников и режиссер Роберт Уилсон выпустили постановку по дневникам Вацлава Нижинского с названием «Письмо человеку». Это шоу для одного исполнителя — самого Барышникова — было впервые показано на фестивале в Сполето в Италии в июле 2015 года.
Чем знаменит
Творческий репертуар Барышникова отличается широтой диапазона — от старинной хореографии до новейших экспериментов в области американского танца «модерн» и «постмодерн»; многие балеты и номера создавались специально для него.
Барышников оказал большое влияние на американскую хореографию. Будучи руководителем труппы «Американского театра балета», он обогатил репертуар постановками классических спектаклей, знакомых ему по России, а также экспериментальными работами, к которым всегда тянулся. Интерес Барышникова к новейшим течениям в хореографии способствовал росту авторитета многих балетмейстеров. Особенно плодотворно он работал с хореографом Туайлой Тарп: «От пробы к делу» (музыка Йозефа Гайдна, 1976), «Маленький балет» (музыка Александра Глазунова, 1983), «Сюита Синатры» (музыка Ф. Синатры, 1984) и другие.
Немалую роль Михаила Барышников сыграл в становлении американского театр «модерн». По словам балетного фотографа и критика Нины Аловерт, «до прихода Барышникова в театр модерн эти знаменитые шестидесятники считали, что они взяли человека с улицы, и он может танцевать». Демократический танец театра модерн противопоставлялся профессиональному классическому балету, который требует многих лет обучения. А Барышников начал приглашать модернистов, в частности Марка Мориса, к себе в труппу, когда руководил Американским балетным театром, где были профессионально подготовленные танцовщики. «А уж когда они получили в свои руки такого экстра профессионального великого танцовщика, то они, конечно, поменяли свою точку зрения, — говорит Аловерт. — У них, между прочим, сейчас в труппе не классически образованные танцовщики, но это уже танцовщики, которые много чего умеют делать».
Барышников, по словам Нины Аловерт, довольно долго привыкал к модерну. «Это все-таки совершенно другое искусство, очень не похожее на классический балет для людей, привыкших к классическому балету». Но когда привык, полюбил его и «стал считать, что это такое же искусство, как искусство балета».
О чем надо знать
Стремясь расширить свой репертуар, Михаил Барышников обращался и к другим видам творчества: играл в драматических спектаклях, выступал на телевидении, снимался в кино. В числе фильмов с его участием — «Поворотный момент» (1977), «Белые ночи» (1985), «Кабинет доктора Рамиреса» (1991). В последнем фильме 2014 года — «Джек Райан: Теория хаоса» — он сыграл роль министра Внутренних Дел России Сорокина.
В драматическом театре Барышников, помимо «Письма человеку», выступал в спектакле по мотивам Франца Кафки «Метаморфозы» (1989), в спектакле «В Париже» (на русском и французском языках) по рассказу Ивана Бунина, в главной роли генерала Николая Платоныча (2011 год, режиссер Дмитрий Крымов), в спектакле в жанре физического театра «Старуха» по одноименному произведению Даниила Хармса (2013 год).
При этом сам Барышников достаточно трезво оценивает свои актерские способности: «Мне хватает ума понять, что моя пластика и мой опыт танцовщика могут скрыть мои дефекты как драматического актера. Кто знает, когда-нибудь, быть может, я наберусь сил и наглости и решусь сыграть что-нибудь из Тургенева, Лескова, Достоевского или Гоголя в настоящем традиционном драматическом спектакле. Это был бы для меня серьезный шаг, к которому я пока еще определенно не готов. Для этого нужен и соответствующий режиссер калибра Льва Додина, например. Или же современная западная пьеса и состав сильных крупных актеров — да, я мечтаю об этом. И если наберусь сил, и огонь во мне не погаснет, то я, пожалуй, решусь».
А с недавних пор Михаил Барышников получил известность еще и как фотограф. В лондонской галерее прошла его персональная фотовыставка под названием Dancing Away.
Прямая речь
«Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте», — Михаил Барышников.
«Что было бы с Барышниковым, если бы он остался в России?», — спросили как-то Иосифа Бродского, с которым Миша был очень дружен. «Он бы спился», — ответил Бродский», — Нина Аловерт.
…Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси
рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
земля везде тверда; рекомендую США.
(Иосиф Бродский. «Классический балет есть замок красоты. », 1976 г.)
5 фактов о Михаиле Барышникове:
Материалы о Михаиле Барышникове
Биография Михаила Барышникова
Российский и американский артист балета, танцовщик, хореограф и актер Михаил Николаевич Барышников родился 27 января 1948 года в городе Риге Латвийской ССР (ныне Латвия) в семье советского офицера.
C 12 лет учился в Рижском хореографическом училище.
В 1964 году поступил в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) в класс к педагогу Александру Пушкину, наставнику известного артиста балета Рудольфа Нуреева.
В 1967 году, по окончании училища, Барышников был принят в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где вскоре стал ведущим солистом.
В театре он исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот», Дезире в «Спящей красавице» Петра Чайковского. Барышников выступил первым исполнителем ролей Гамлета в одноименном балете на музыку Николая Червинского (1970), Адама в балете «Сотворение мира» на музыку Андрея Петрова (1971). Принимал участие в экспериментальных работах, исполняя партии Меркуцио в балете «Ромео и Юлия» Гектора Берлиоза (1969), Дафниса в балете «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля (1974) и другие.
Артистизм и хорошая техника вращений, прыжков принесли Барышникову золотые медали на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969).
За рубежом Барышников впервые выступил в 1970, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра имени Кирова. Летом 1974 года во время гастролей в Канаде группы артистов из разных советских театров Барышников решил не возвращаться в СССР. Канада предоставила ему политическое убежище.
29 июля 1974 года он дебютировал в Нью-Йорке в спектакле Американского театра балета (АБТ) «Жизель», танцуя с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая в 1970 году осталась на Западе.
В 1974-1978 годах Барышников стал премьером АБТ, где танцевал во многих классических балетах и в спектаклях современных хореографов.
В 1978 году известный хореограф Джордж Баланчин пригласил его в свою труппу New York City Ballet. Барышников выступал в балетах Баланчина «Аполлон» и «Орфей» на музыку Игоря Стравинского, «Блудный сын» Сергея Прокофьева, «Арлекинада» Риккардо Дриго и в некоторых постановках балетмейстера Джерома Роббинса. В 1980-1989 годах он был руководителем и солистом труппы Американского театра балета. Барышниковым была создана оригинальная хореография балета «Золушка» Сергея Прокофьева, редакция «Лебединого озера» хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова.
В 1990-2002 годах Барышников был режиссером и танцором проекта White Oak Dance Project («Танцевальный проект «Белый дуб»), который он учредил вместе хореографом Марком Моррисом.
В 2005 году балетмейстер основал Центр искусств Барышникова (Baryshnikov Arts Center), в котором он стал художественным руководителем. В программах центра ежегодно участвую более 700 артистов, аудитория насчитывает свыше 22 тысяч зрителей.
Стремясь расширить свой репертуар, Барышников обращался к другим видам сценических искусств. В 1982-1987 годах он выступал в специально созданных для него телепрограммах «Барышников на Бродвее», «Барышников в Голливуде», «Барышников: танец и танцовщик». В 1989 году сыграл драматическую роль в спектакле «Метаморфозы» на Бродвее.
В спектакле хореографа Элиота Фелда Mr. XYZ (2003) он исполнял роль дряхлого старика с клюкой, который вспоминает о своей молодости, а в «Запрещенном рождестве» (2004) по сценарию грузинского режиссера Резо Габриадзе — роль сумасшедшего.
В 2011 году в Хельсинки Михаил Барышников сыграл главную роль в премьерном спектакле «В Париже», поставленном режиссером Дмитрием Крымовым по рассказам Ивана Бунина.
Среди его театральных проектов последних лет — моноспектакли «Бродский/Барышников» и «Письмо человеку».
В кино Барышников дебютировал в 1968 году в фильме-спектакле «Город и песня» (1968). Затем последовали фильм-балет «Сказ о холопе Никишке» (1969) и фильм-спектакль «Фиеста» (1971). В США за роль в картине «Поворотный пункт» (The Turning Point, 1977) он был номинирован на премию «Оскар». Барышников снимался в главных ролях в фильмах «Белые ночи» (White Nights, 1985), «Дело фирмы» (Company Business, 1991), «Кабинет доктора Рамиреса» (Cabinet of Dr. Ramirez, 1991). В сериале «Секс в большом городе» (Sex and the City, 2003-2004) он сыграл художника Александра Петровского.
В 2014 году он появился в небольшой роли в фильме «Джек Райан: Теория хаоса» (Jack Ryan: Shadow Recruit).
Барышников известен и как фотограф и коллекционер. В 2005 году в Москве прошла его фотовыставка «Мгновения». В декабре 2012 года в нью-йоркской галерее АВА открылась выставка арт-коллекции Барышникова «Искусство, с которым я живу», где представлено более 100 графических работ известных художников, таких как Наталья Гончарова, Сергей Судейкин, Жан Кокто и Рауль Дюфи.
Среди наград Михаила Барышникова — премия Вашингтонского Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди (2000). Он был трижды удостоен премии «Эмми» (1979, 1980, 1989), а также специальной премии «Давид Донателло» (1978).
В 2010 году артисту было присвоено звание офицера французского ордена Почетного легиона.
В 2017 году получил престижную японскую премию в области искусства Praemium Imperiale.
В 2017 году он вошел число ста самых влиятельных людей столетия по версии журнала Forbes.
В 2017 году Барышникову, являющемуся гражданином США, сейм Латвии предоставил латвийское гражданство за особые заслуги.
Михаил Барышников женат на бывшей балерине Лизе Райнхарт, внучке известного немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта. В семье трое детей — Питер (1989 года рождения), Анна (1992 года рождения) и София (1994 года рождения). У балетмейстера есть дочь Александра (1981 года рождения) от актрисы Джессики Лэнг.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Великий Михаил Барышников.
Вдохновилась постом сплетницы Snowden про балет и решила сделать пост про моего любимого артиста.
Про Михаила Николаевича уже был пост на Сплетнике.
Я выложу неопубликованные здесь его интервью и часть биографии.
Михаил Барышников родился в Риге, в большой коммунальной квартире на улице Сколас, 36-а. Мать домохозяйка, отец подполковник, переведенный из России в Латвию «по служебным обязанностям», человек суровый, не разделявший интересов жены и сына к искусству. Об отце Барышников в немногочисленных интервью не говорит и двух слов, о матери же всегда вспоминает с теплотой и благодарностью.
«Моя мать, простая женщина, обожала театр. Походы в оперу, на балет, в драму, даже латышскую, хотя она по-латышски не понимала, были для нее хлебом насущным. Она меня с собой повсюду брала. У нее была любимая актриса — Вия Артмане, она обожала ее голос. Мне было семь лет, помню, как я засыпал в театральном кресле, а мама меня будила: „Что она сказала?“ — и я должен был переводить, и все в партере на нас шикали».
«То, что я попал в Петербург, было почти случайностью. Конечно, я хотел пойти в училище сам, но у меня была покровительница, которая сама училась несколько лет в Петербурге в Вагановском. Она знала Александра Ивановича Пушкина и тайком, поскольку была близкой приятельницей Тангиевой, моего педагога, организовала эту встречу. Все. Остальное — это уже вопрос истории».
«Я чувствовал, что принадлежу к чему-то серьезному. Есть магия спектакля, когда сорок — шестьдесят человек выходят на сцену, собирается оркестр и происходит какое-то странное действо. Когда это хорошо получается, возникает чувство гордости, принадлежности к чему-то такому. дельному, загадочному и не осознанному даже до конца. Я знал, что у меня получается иногда лучше, чем у других, но особенной заносчивости или гордости не было. Просто тяжелая работа. Я самозабвенно делал все эти ужасные упражнения — опускался в позу йоги, а на каждое колено садилось по человеку. После такой нагрузки на суставы и связки боль нестерпимая, невозможно заснуть».
29 июня 1974 года во время гастролей в Канаде в составе труппы Большого театра Барышников принял решение не возвращаться в СССР. «Побег» помог организовать бывший танцовщик Кировского театра Александр Минца, Канада предоставила политическое убежище. Барышников, вслед за сбежавшим за тринадцать лет до этого Нуриевым, стал «невозвращенцем».
«Сбежать от них было не самое трудное. Гораздо тяжелее было во время спектакля. Я пришел в театр и танцевал весь вечер, прекрасно зная, что решение необратимо. А когда побежал, просто не чуял под собой ног, был только страх и пустота в желудке. Я уже почти спасовал, когда прыгнул в машину. Не нужно сворачивать с твердой, ровной дороги в топь. Я понял, что не хочу жить в России, не хочу танцевать в Кировском. Мне не нравилось все время изображать то, чем на самом деле я не был».
Месяц спустя, 27 июля 1974 года, Барышников впервые появился перед американской публикой: танцевал вместе с Натальей Макаровой (которая осталась на Западе в 1970 году) балет «Жизель», труппа ABT (American Ballet Theatre) выступала в Нью-Йорке на сцене Metropolitan Opera. После окончания спектакля под восторженные аплодисменты и крики публики «Misha! Misha!» занавес поднимали 24 раза.
В 1974 году Misha стал премьером American Ballet Theatre, а в 1980 получил приглашение возглавить театр. До Барышникова ABT существовал, как театр знаменитых солистов, нередко приглашаемых из других стран, Миша же создал сильную постоянную труппу с хорошим корд:)етом, вырастил солистов из числа танцовщиков. Уже тогда увлекаясь модерном, он регулярно приглашал на постановки хореографов-модернистов, которые впервые получили возможность работать с высокопрофессиональными исполнителями, и это обстоятельство открыло перед хореографами новые возможности и раскрепостило их фантазию.
Считается, что его деятельность в этом направлении во многом повлияла на американский балет. Именно в этот период Барышников создал свою знаменитую редакцию «Лебединого озера» М.И. Петипа и Л.И. Иванова на музыку П.И. Чайковского. Проруководив ABT девять лет, Барышников покинул навсегда не только театр, но и мир классического балета, зная, что уходить нужно на пике сил, не опустив собственную, недостижимую для многих других, планку.
Барышников не просто ушел из балета, он стал артистом совершенно другой школы, другой техники, отдавшись полностью танцу модерн.
«После 10 лет работы в АВТ решили, что я — не тот человек, который может руководить театром. Была и личная причина, но еще и ради самого театра я решил уйти из труппы. То, как я руководил театром, было моей большой ошибкой. Я требовал от артистов слишком многого, стремясь в течение десяти коротких лет изменить стиль работы театра. В то же время это были удивительные годы: я познакомился с замечательными хореографами Мерсом Каннингемом, Твайлой Тарп, Марком Моррисом. Именно в тот период Марк Моррис предложил мне участвовать в нескольких спектаклях. Я в это время снимался в нескольких фильмах, работал на телевидении и прочее. И я сказал себе, что зарабатываю достаточно, чтобы остановиться, осмотреться и позволить себе ради собственного удовольствия участвовать время от времени в балетных спектаклях».
В 1990 году Барышников вместе с Марком Моррисом создал труппу White Oak Dance Project (WODP), специализирующуюся на танце модерн. И в этом направлении, как до этого было с классическим балетом, Барышников изменил представление хореографов и зрителей об уровне идейности и осмысленности танца, а также снова поднял планку в среде танцовщиков.
Актерская карьера хорошо складывалась у Барышникова с первых лет эмиграции. С 1974 по 2002 год он снялся в пяти художественных фильмах, был номинирован на премию «Оскар» за фильм «Поворотный момент» (The Turning Point, 1977), трижды получил премию «Эмми» за участие в посвященных его творчеству телевизионных передачах, в 1989 году сыграл на Бродвее драматическую роль в спектакле по мотивам Франца Кафки «Метаморфозы», был номинирован на премию «Тони» и специальную премию критиков драматического театра Drama Critics Award. Среди прочих наград получил премии Kennedy Center Honor и National Medal of Arts в 2000 году.
Танец под песню Высоцкого «Кони привередливые» из кинофильма White Night (1985):
Кроме того, Барышников снялся в последнем сезоне сериала «Секс в большом городе» в роли русского художника Александра Петровского, очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу.
«Телевизор я смотрю редко. Мои передачи — это новости и гольф. Когда я получил приглашение сняться в сериале „Секс в большом городе“, то посмотрел несколько уже отснятых серий. Они развлекают и даже в какой-то степени шокируют, представляют собой определенный вызов, а это всегда интересно и необычно. Расписание съемок сериала было для меня удобным, радовал высокий профессионализм группы, а Сара Джесика Паркер просто замечательная актриса».
В одной из серий герой Барышникова приглашает Керри в ресторан «Русский самовар», где предлагает ей множество блюд и чай с вишней, уверяя, что это национальный напиток. В действительности же Михаил Барышников является настоящим владельцем этого ресторана, открытого когда-то вместе с Бродским. Говорят, что Барышников вложил в ресторан скопленные деньги с выступлений, а Бродский — Нобелевскую премию по литературе.
Помимо балета, танца, театра и кино у Барышникова есть еще одна страсть — фотография.
«Я увлекся черно-белой фотографией лет тридцать назад. Меня подтолкнул к этому Леонид Лубяницкий, отличный фотограф. С ним мы купили Nikon, который я взял в свое первое турне по Японии, Таиланду и другим странам Азии. Я привез оттуда роликов двадцать, мы вместе их проявили, там, конечно, оказалась масса ерунды, но два-три снимка получились, и с тех пор я ввяз в это дело. Несколько лет назад я начал заниматься цветной дигитальной фотографией. Я всегда считал, что фотография танца — это мертвое искусство, к которому нельзя серьезно относиться, потому что движение, застывшее в кадре, не дает о танце никакого представления. Но потом наткнулся на фотоработы Пенна, Мэн Рея и особенно Алексея Бродовича, который был арт-директором журнала Harper’s Bazaar и великим учителем Пенна, Аведона и многих других. У Бродовича есть книга „Балет“, сделанная в 1940-е годы. Он нашел способ передать движение. И меня эта форма очень привлекла. Потом я наткнулся на книгу Ирвина Пенна Dancer: он несколько дней снимал танцовщицу и хореографа Александру Беллер таким же способом, „размывая“ изображение и тем самым вводя в него динамику. Под влиянием всего этого я тоже начал снимать танец. У нас есть летний дом в Доминиканской Республике. А доминиканцы танцуют всегда и везде. Вот их я и снимал. Тем же способом я делал книгу Merce My Way. Мерс Каннингем разрешал мне снимать во время его репетиций, потом мы вместе выбирали фото для книги, ему нравилось. Он был великим человеком. Скучаю по нему».
Но главное увлечение и детище Барышникова на сегодняшний день — это собственный центр искусств Baryshnikov Arts Center. Он открыл его осенью 2005 года: шесть этажей, три театральных зала, офисы, студии.
«Наше здание и фонд созданы для того, чтобы помочь студентам творческих колледжей и молодым артистам в их профессиональной деятельности, особенно на первых порах. Молодые люди часто бывают в своих суждениях экстремистами, потому что им трудно доказать свою точку зрения, свои взгляды, особенно в наше время, в нашей политической ситуации, когда молодые таланты не имеют никакой поддержки, как не имеет никакой поддержки искусство вообще. Они борются за существование с большим напряжением, сражаясь с невероятно высокой рентой на жилье, пытаясь противостоять коммерциализации искусства. Они вынуждены работать, например, в кафе и ресторанах — 90% танцовщиков, артистов, режиссеров служат официантами. Это норма, но так не должно быть. У них всегда должно быть место, где можно надеяться на свой шанс, на осуществление мечты; место, куда они могут прийти, чтобы оценили их творческий потенциал. Я хочу, чтобы наш Центр стал именно таким местом. Поэтому мы решили, что самое время создать частные программы и в частном порядке помочь молодым артистам занять достойное положение. Мы хотим верить, что это возможно».
Михаил Барышников о проекте:
В тех немногих, даже скорее редких интервью последних лет Барышников все чаще говорит о времени.
«Времени мало осталось, и дневное расписание постоянно уплотняется. Иногда ужас охватывает от того, как мало времени. »
Иосиф Бродский. Михаилу Барышникову
Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты.
В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад,
и, крылышкуя скорописью ляжек,
красавица, с которою не ляжешь,
одним прыжком выпархивает в сад.
Мы видим силы зла в коричневом трико,
и ангела добра в невыразимой пачке.
И в силах пробудить от элизийской спячки
овация Чайковского и Ко.
Классический балет! Искусство лучших дней!
Когда шипел ваш грог, и целовали в обе,
и мчались лихачи, и пелось бобэоби,
и ежели был враг, то он был — маршал Ней.
В зрачках городовых желтели купола.
В каких рождались, в тех и умирали гнездах.
И если что-нибудь взлетало в воздух,
то был не мост, а Павлова была.
Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси
рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, —
земля везде тверда; рекомендую США.
Текст: Анна Баштовая
В статье использованы выдержки из интервью с Михаилом Барышниковым Эллы Агроновской, Майи Прицкер, Виталия Орлова












.jpg)


.jpg)

.jpg)

.jpg)

.jpg)



.jpg)



.jpg)
.jpg)
.jpg)


.jpg)

.jpg)







.jpg)
.jpg)



