барышников балет биография личная жизнь
Биография Михаила Барышникова
Когда Михаил Барышников эмигрировал из СССР, вернее, стал «невозвращенцем», США получили возможность называться балетной державой мира. В стране это был единственный стопроцентно узнаваемый русский. Как сложилась жизнь величайшего артиста балета? Почему мужчина категорически отказывается посещать страну детства, даже с коротким визитом? Об этом и многом другом читайте в полной биографии Михаила Барышникова.
Семья, детство и образование
Михаил Николаевич Барышников родился в 1948 году 27 января, в советской Риге. Отец мальчика был кадровым офицером Советской Армии и переехал в «освобожденную» Латвию вместе с женой Александрой Григорьевой, домохозяйкой. Отец был крутого нрава, требовал полного подчинения жены и сына.
Миша больше был привязан к маме. Женщина любила искусство и пыталась приобщить к нему сына: посещала с ним музеи Риги, ходила на концерты и спектакли. Папа по-своему занимался воспитанием ребенка, что навсегда отвратило Мишу от отца.
В 10 лет мальчик твердо решил стать артистом балета, о чем поставил перед фактом родителей: ребенок уже записался на экзамены. Мальчика приняли в хореографическую школу, но педагог Хелена Тангиева сказала ученику, что придется «дорасти», чтобы солировать на сцене. Каждый день мальчик выполнял физические упражнения, висел на шведской стенке и добился своего. Его рост увеличился на 4 см.
Миша некоторое время пытался жить вместе с папой. Но тот женился вторично, и мальчик ушел из дому. Подростка приютила семья одноклассника Андриса Витиньша. Там Миша прожил два года. С отцом ребенок больше не общался.
Образование
Окончив хореографическую школу, Барышников перешел в училище. Там педагогами юноши стали Валентин Блинов и Юрис Капралис. Последний оказал на молодого артиста огромное влияние, и ставил для Барышникова и другого ученика, ставшего впоследствии знаменитым, Александра Годунова, первые номера, в том числе и совместные.
Общее образование подросток получал в средней школе № 22 Риги. В 1964 году Латвийский театр оперы и балета поехал на гастроли в Ленинград. Юрис Капралис настоял на том, чтобы ученик отправился с труппой и прошел пробы в Вагановское хореографическое училище.
Жизнь в СССР. «Невозвращенец»
С 1967 г., когда молодой артист балета вошел в состав труппы Мариинского театра, то сразу стал ведущим солистом, играя в таких постановках, как:
В 1973 г. артисту позволили организовать сольный творческий вечер и самому выбрать репертуар. Барышников сделал подборку одноактных номеров и исполнил «Дафнис и Хлоя», «Блудный сын» и «Дивертисмент». Этот творческий вечер стал пиком славы артиста в СССР.
Впервые на зарубежных гастролях наш герой побывал в 1970 г. в Лондоне. Поездка была для Михаила Барышникова шоком, в том числе культурным. В СССР жестко пресекались все попытки новаторства. А в Великобритании артист увидел современный балет.
В 1974 г., находясь на гастролях в Канаде, Михаил Барышников принял нелегкое решение – не возвращаться на родину. Танцор попросил политического убежища. На таких людей в Советском Союзе вешали ярлык «невозвращенец».
Карьера в США
Барышников тут же получил приглашение от другого «невозвращенца» Александра Исааковича Минца и переехал в Соединенные Штаты, став членом труппы «Американского Национального театра». Артист дебютировал в Нью-Йорке в июле 1974 г. в постановке «Жизель», где партнершей выступила Н. Макарова.
Успех немедленно обрушился на великого артиста, начавшего экспериментировать. В 1974-1979 гг. Барышников был премьером труппы, а в 1980-1989 – руководителем. Артист переосмыслил и подал в новом видении постановки «Золушки», «Щелкунчика» и «Лебединого озера».
В 1990 г. Барышников ушел из классического балета. Совместно с хореографом и танцовщиком Марком Моррисом наш герой создал в штате Флорида проект «Белый Дуб», занимающийся продвижением современного бального танца.
Проект «Белый Дуб» артист возглавлял до 2002 г. После этого Барышников стал строить «Центр искусств» своего имени, где собрал произведения живописи и художественной фотографии. Галерея работает с 2005 г. на 37-й улице Нью-Йорка.
Фильмография
Культового артиста балета с удивительной пластикой не пропустили мимо режиссеры Голливуда. Барышников дебютировал в кино в 1978 г., сыграв звезду балета Юрия Копейкина в «Поворотном пункте», за что был номинирован на Оскар за «Лучшую мужскую роль второго плана».
В фильме «Поворотный пункт» Барышников продемонстрировал вокальный талант, исполнив песню «Дом хрустальный» из репертуара Владимира Высоцкого. Далее фильмография актера пополнилась ролями:
Карьера в театре
Артист балета проявил себя на съемочных площадках и на подмостках драматических театров. Барышников был задействован в спектаклях:
В 2015 г. Михаил Барышников, категорически отказывающийся приезжать в правопреемницу СССР Российскую Федерацию, посетил малую родину – Независимую Латвию. В Риге знаменитость представила премьеру своего спектакля «Бродский / Барышников».
Личная жизнь
Касательно приватности артист очень сдержан. Мужчина не афиширует своих романов и немногословен, когда спрашивают о семейной жизни. За это Misha, как звезду называют в США, получил прозвище «Человек в футляре». Но что бы ни говорили русские СМИ о страданиях эмигрантов на Западе и в США, на новой родине артист чувствует себя гораздо лучше, чем на старой – и не только в карьерном росте, но и в личной жизни.
В 1976 г. на одной из пати мужчина познакомился с «девушкой Кинг-Конга» Джессикой Лэнг. В 1981 г. в гражданском браке актрисы и артиста балета появилась дочь Александра. В девушке проявились гены отца, теперь Александра – преподаватель хореографии.
Несмотря на скрытность Михаила Барышникова, папарацци постоянно ловили артиста в компании:
Официальной супругой Михаила Барышникова стала балерина из Австрии Лиза Райнхарт. Женщина оставила сцену, чтобы посвятить себя семье. В этом браке между 1989 и 1994 гг. родилось трое детей: Питер, Анна и София.
Интересные факты
Частые вопросы о Михаиле Барышниковом
В США Михаила Барышникова называют «Богом танца», а в СССР артист был «самым успешным невозвращенцем». Но молодому дарованию лишь раз улыбнулась удача – в 1974 г., когда ему удалось вырваться из-за «железного занавеса». Всего остального наш герой добился сам. Он говорит о себе: «Я не стараюсь танцевать лучше других, а пытаюсь превзойти самого себя». И эта жизненная установка привела к вершинам славы.
Михаил Николаевич Барышников
Фото Все
Видео Все
Годунов и Барышников. Победителей не судят
Михаил Барышников выступил против Дональда Трампа
Михаил Барышников — биография
Михаил Барышников – известный танцовщик балета, актер, балетмейстер, фотограф, коллекционер. В 1974 году не вернулся в СССР после гастролей в Канаде, и стал одним из «невозвращенцев». В 1973 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1978-м номинирован на премии «Золотой глобус» и «Оскар».
«Бог танца», «Самый успешный невозвращенец» — это лишь немногие характеристики величайшего артиста балета Михаила Барышникова. Он стал одним из тех, кто оказал большое влияние на судьбу и развитие мирового балета. О выдающихся людях часто говорят, что они сделали себя сами, так вот в случае с Барышниковым это аксиома, не требующая доказательств. Шансы стать мировой знаменитостью у мальчика из самой обычной семьи были призрачными, но он сумел воспользоваться теми крохами, которые подарила ему судьба и оказаться на вершине славы.
Детство
Родина Михаила Барышникова – Латвия. Именно в ее столице – Риге, 27 января 1948 года и родился будущий прославленный танцовщик балета. Его отца звали Николай Барышников, он был кадровым офицером Красной Армии. Мама – Александра Григорьева (в первом браке Киселева), не работала. В Ригу они переехали из-за нового назначения отца по службе. Отец был достаточно жестким человеком со сложным характером, поэтому отношения в семье не складывались, воспитанием сына он практически не занимался. Мама была прямой противоположностью отца, любила искусство и эту любовь прививала маленькому Мише. Они вместе бывали в филармонии, посещали театр.
Миша очень любил маму. В десятилетнем возрасте он заявил родителям, что поступает в балетную школу, и что скоро у него экзамен. Мальчик видел себя на сцене в качестве солиста, но тут внезапно образовалась проблема – маленький рост.

Учитель танца Хелена Тангиева сказала, что он должен хоть немного подрасти, и Миша приложил массу усилий, чтобы стать чуточку выше. Ежедневно он мучил себя сложнейшими упражнениями, от которых сильно болели суставы, но занятия не бросал. В итоге ему удалось стать выше на 4 сантиметра. В настоящее время рост Барышникова 168 см, вес – 65 кг.
Когда Мише исполнилось 12, мама отвезла его на Волгу, к бабушке. Если бы он знал, чем это закончится, может быть попытался что-то исправить, но Миша радовался теплу, лету, речке, а мама в это время наложила на себя руки в их рижской квартире. Причину такого поступка выяснить не удалось. Прошло немного времени, отец привел в дом мачеху. Им не было никакого дела до мальчика, и Миша переехал жить к своему однокласснику Андрису Витиньшу. На протяжении двух лет он жил практически в чужой семье, учился в школе № 22.

Балетом он занимался с ранних лет. Вначале поступил в Рижское хореографическое училище, где его педагогами стали Юрий Капралис и Валентин Блинов. В 16 лет переехал в город на Неве и поступил в Ленинградское хореографическое училище. С этого времени прекратил общаться с отцом. Это училище считалось школой настоящего русского балета, в свое время там учился «неистовый татарин» Рудольф Нуреев, прославившийся на весь мир. Наставником Барышникова, как и когда-то Нуреева стал Александр Пушкин, известный педагог. Такое стечение обстоятельств привело к отличному результату – свою творческую биографию Барышников начал в прославленной «Мариинке».
Балет
В Мариинском театре Михаил оказался в 1967-м, сразу после выпуска из училища. Этим подмосткам он отдал семь лет своей жизни, причем популярность пришла к артисту с первых выступлений. В 1973-м Михаил получил разрешение на проведение творческого вечера, причем репертуар можно было выбрать по своему усмотрению. По его приглашению современные хореографы поставили одноактные балетные танцы. В рамках этого мероприятия Барышников исполнил партии «Дивертисмент», «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя», ставшие вершиной его профессионализма в СССР.
Летом 1974-го танцовщик отправился на гастроли в Канаду, и не вернулся обратно в СССР. Таких тогда называли «невозвращенцами». Барышников попросил политическое убежище, хотя этот выбор дался ему с трудом. Михаила тут же пригласили в Американский театр балета, где он стал солистом, а вскоре занял место руководителя.
Барышников танцевал классику и современные постановки, был автором собственной версии балета «Щелкунчик», сотрудничал с различными хореографами, причем во многих направлениях. Под его руководством собралась сильная труппа, которая участвовала в постановке оригинальной версии балетов «Лебединое озеро» и «Золушка». В 1990 году Барышников и хореограф Марк Моррис создали совместный проект, получивший название «Белый дуб». После этого Михаил оставил классический балет.
Следующим этапом в его творческой биографии стал модерн, который в Штатах приравнен к классическому балету. И в этом направлении Барышникову удалось покорить все вершины, он открыл всю красоту мужского танца, его непревзойденность и эстетичность. Сольные балеты Барышникова – это не просто танец, это исповедь, монолог, с помощью которого он хочет подчеркнуть быстротечность жизни и неизбежность смерти.
Фильмы
С 1974-го по 2002-й годы Михаил сотрудничал с кинематографом. С его участием вышло шесть художественных лент, среди которых «Это танец!», «Танцовщики», «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса», «Поворотный момент». За последнюю картину, которая вышла на экраны в 1977-м, артиста номинировали на престижную премию «Оскар», как лучшего исполнителя роли второго плана.

Зрители тепло приняли фильм «Белые ночи», где Барышникову довелось танцевать под композицию «Кони привередливые» Владимира Высоцкого.
В новом веке Михаила позвали на съемочную площадку сериала «Секс в большом городе». Он появился в конце шестого сезона и перевоплотился в художника Александра Петровского, в которого влюблена Кэрри Брэдшоу (ее сыграла Сара Джессика Паркер). После этого фильмография танцовщика пополнилась ролью в картине «Джек Райан. Теория хаоса».
Личная жизнь
Темпераментный и страстный на сцене, Барышников был таким же и в личной жизни. Ходили слухи о его многочисленных романах с партнершами, например с Гелси Киркланд. Поговаривали, что его любовницами были Изабелла Росселлини и Шэрон Стоун. Сам Барышников старался меньше распространяться с журналистами на эту тему, за что ему дали прозвище «человек в футляре».

Свою первую жену – актрису Джессику Лэнг, Михаил встретил весной 1976-го, на светской вечеринке. Ее называли «девушкой Кинг-Конга», за участие в фильме о гигантской обезьяне. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда, несмотря на то, говорили на разных языках. Михаил знал французский, и первое время они изъяснялись только на нем. В 80-е годы супруга подарила Михаилу дочь Александру.
Семейная жизнь проходила бурно, страсти не утихали, и поэтому такой брак долго не продержался. Михаил не был образцовым семьянином, у него и дальше случались романы. Вначале любовные отношения связывали танцовщика и Лайзу Миннелли, потом в его жизни появилась Ума Турман.

Второй женой Барышникова стала его коллега – балерина Лиза Райнхарт. Михаилу всегда казалось, что с американкой он не сможет найти общий язык, слишком разные менталитеты, однако он ошибся. Отношения получились длительными, Лиза бросила сцену и посвятила себя семье. Она родила Барышникову трех детей – Петра, Анну и Софию.
Жизнь Барышникова в Штатах сложилась более чем успешно, не так как у многих эмигрантов. Среди его знакомых были принцесса Диана, Жаклин Кеннеди, Иосиф Бродский. Михаил владеет популярным рестораном «Самовар», в котором подают русскую кухню. Заведение располагается на главной улице Нью-Йорка, в доме, где когда-то жил прославленный Фрэнк Синатра. В этом ресторане часто пел друг Михаила – Иосиф Бродский, а сам танцовщик ему аккомпанировал. В их исполнении часто звучали русские романсы.

Еще Барышников владеет заводом, который выпускает пуанты и одежду для балета. Производит именные духи, которые пользуются не меньшим спросом, чем билеты на его постановки.
В августе 2017-го издание Форбс составило список «ТОП-100 влиятельных русских столетия», и Михаил тоже оказался в этом списке. В Америке его знают в лицо и зовут просто Миша. В 2017-м на голосовании латвийского сейма стоял вопрос о предоставлении Барышникову латвийского гражданства, и все проголосовали единогласно.
Михаил Барышников сегодня
В настоящее время Михаил Барышников – успешный руководитель центра искусств под названием Baryshnikov Arts Center. Кроме этого, он куратор многочисленных бизнес-проектов. При этом находит время для регулярных репетиций у балетного станка, мэтр старается сохранить отличную физическую форму. В планах на ближайшее время расставания со сценой нет.

Михаил Барышников и Алвис Херманис, режиссер нового Рижского театра, работают над балетом «Белый вертолет». Это уже не первая совместная работа двух творческих людей, до этого они представили зрителям совместную постановку «Бродский/Барышников», которую тепло приняли во всем мире.
Ссылки
«Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя»: жизнь и карьера Михаила Барышникова
Детство, маленький рост и самоубийство матери
Родился Михаил Барышников 27 января 1948 года в Риге, в семье советского офицера. Его детство прошло в большой коммунальной квартире на улице Сколас. Отец Барышникова был жестким и властным человеком и участия в воспитании сына практически не принимал, а с мамой у Михаила сложились теплые, доверительные отношения. Именно она прививала сыну любовь к искусству: вместе они ходили в театр, слушали классическую музыку и смотрели балет. В один прекрасный день Михаил заявил, что хочет поступать в балетную школу и уже даже записался на экзамен. Тогда ему было всего 10 лет.
Преподаватели отметили талантливого мальчика с самого начала его обучения в Рижском хореографическом училище. Он мечтал солировать на сцене, но проблемой был его небольшой рост. По совету педагога Хелены Тангиевой Барышников каждый день выполнял сложнейшие упражнения, превозмогая боль в суставах, и подрос почти на 4 сантиметра!
Когда Михаилу было 12, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу и совершила самоубийство — причины ее поступка неизвестны. Скорее всего, всему виной психическое расстройство, которым она страдала долгие годы. Некоторое время Михаил пытался ужиться с отцом, но тот женился второй раз, и их отношения полностью разладились, поэтому несколько лет Барышников прожил в семье одноклассника.
Начало карьеры
Во время гастролей Рижского балета в Ленинграде в 1964 году Барышникову выпал отличный шанс показать себя — он исполнил импровизированный танец перед знаменитым балетным педагогом Вагановского училища Александром Пушкиным, у которого в свое время учился Рудольф Нуреев. Конечно, тот сразу же увидел потенциал мальчика и предложил ему поступать в училище, этим предопределив судьбу Михаила. Так Барышников переехал в Ленинград и стал учеником знаменитой русской балетной школы. Уже через два года, будучи в предвыпускном классе, он завоевал свою первую награду — золотую медаль на танцевальном конкурсе в Варне. А еще через год, в 1966, Барышников дебютировал на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (так тогда назывался Мариинский театр), где сразу же стал солистом.
Репетиция с Аллой Сизовой. Ленинград, 1970 / © Getty Images
В Кировском театре Барышников танцевал исключительно в классических постановках, таких как «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Пламя Парижа», «Корсар» и «Коппелия». В 1973 году Барышникову позволили организовать творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар — в то время это было редкостью и означало признание. Он решил поставить одноактные балеты и на вечере исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою» — совсем не те классические партии, к которым все привыкли.
Перемены и побег на Запад
Во время работы в Ленинграде Барышникову пришлось столкнуться с авторитарным стилем управления главного балетмейстера — Константин Сергеев удерживал театр в рамках строгого академизма и абсолютно не учитывал актуальных требований времени. Однако невероятным способностям Барышникова, его жажде экспериментов и стремлению к развитию стало тесно в пределах классического репертуара. Однажды Ролан Пети, один из лучших европейских хореографов двадцатого века, предложил театру поставить балет для Барышникова, но руководство ответило отказом.
В Советском Союзе у Барышникова было все для комфортной жизни — место в престижнейшей труппе лучшего театра страны, любовь публики, высокая зарплата, квартира в центре Ленинграда, новая «Волга», многочисленные встречи в кругах творческой интеллигенции и даже невеста — балерина из его труппы. Но Барышников задыхался. Через много лет его близкий друг, Иосиф Бродский, отвечая на вопрос, какая судьба ждала бы танцора в СССР, отметил очень коротко и емко: «Спился бы».
В 1974 Барышников принял решение кардинально изменить свою жизнь и после гастролей в Канаде не вернулся в СССР. В этом ему помогли танцор Александр Минц, который уехал из Советского Союза несколько ранее, и канадский балетный критик Джон Фразер — на официальном приеме после одного из спектаклей он передал Барышникову бумажку с нужными номерами телефонов. Танцор встретился с адвокатом и подписал все необходимые бумаги. После последнего выступления Барышников должен был выйти из театра и сесть в машину, которая ждала его неподалеку. План чуть не сорвался из-за толпы фанатов, жаждущих получить автограф и фото с кумиром, но артисту удалось добраться до автомобиля и навсегда уехать в неизвестное будущее.
Позже Барышников много раз подчеркивал, что в причинах его бегства не было ни капли политики — только личные мотивы
С Джессикой Лэнг в Беверли Хилз. 1982 / © Getty Images
После эмиграции Барышников до сих пор так ни разу и не съездил в Россию. Сам танцор часто признавался в интервью, что не видит в этом особой необходимости: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у Бродского. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».
Признание и жизнь в Америке
Побег случился весной, а уже летом этого же года Барышников дебютировал в Нью-Йорке — в спектакле «Жизель» Американского театра балета. Он танцевал с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая в 1970 году тоже осталась на Западе. Говорят, что после окончания спектакля на поклон Барышников выходил 24 раза! Михаил вмиг стал премьером коллектива, а затем и его руководителем. Этому театру он посвятил пятнадцать лет и смог создать сильнейшую танцевальную труппу мира, поставил десятки знаменитых спектаклей. Американская публика боготворила Барышникова, а для именитых хореографов было честью ставить для танцора номера. Американский журнал Newsweek писал, что благодаря таким звездам, как Барышников, Америка, которая уже дала миру величайших боксеров и баскетболистов, становится ведущей державой в области балета.
В 1990 году Барышников решил уйти из классического балета — вместе с хореографом Марком Моррисом он создал проект «Белый дуб», который занимался модерном. Это направление в Америке ценится так же, как классический балет, поэтому и здесь Барышникова ждал невероятный успех. Он всегда хотел выступать с танцевальными монологами и в своем проекте исполнил эту мечту. Например, в одном из номеров, который назывался «Биение сердца», вместо музыки зрители слышали настоящий стук сердца Барышникова — к танцору были прикреплены датчики, которые с помощью усилителя передавали этот звук в зал.
Сольные балеты Барышникова — это философские размышления о творчестве и любви, исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности жизни и неизбежности смерти
Сегодня Михаил Барышников руководит центром искусств Baryshnikov Arts Center. Также он является владельцем компании, которая занимается производством пуантов и одежды для балета. У танцора даже есть собственные духи — Mikhail Baryshnikov. Они продаются так же хорошо, как и билеты на его выступления. В 2012 году Барышников был награжден премией за вклад в культуру Соединенных Штатов, которую он получил из рук экс-президента США Билла Клинтона.
Дружба с Бродским
В 1974 году в Нью-Йорке, в гостях у общих друзей Барышников познакомился с Иосифом Бродским. Общение переросло в крепкую дружбу, которая продлилась 22 года — до самой смерти поэта. Бродский посвятил своему другу множество стихотворений, среди которых знаменитые «Классический балет есть замок красоты…» и «Раньше мы поливали газон из лейки».
Спустя десять лет после знакомства Барышников и Бродский открыли на Манхэттене культовый ресторан «Русский самовар». Танцор вложил туда деньги, которые накопил за время работы в театре, а поэт — часть своей Нобелевской премии по литературе. Насладиться великолепной русской кухней сюда в свое время приходили Булат Окуджава, Сергей Довлатов, Галина Вишневская, Лайза Миннелли и Барбра Стрейзанд. Ресторан расположен в доме, где ранее жил Фрэнк Синатра.
27 января 1996 года Бродский позвонил Барышникову и поздравил его с днем рождения, а на следующий день поэта не стало. В 2015 году на сцене Нового Рижского театра Барышников представил моноспектакль «Бродский/Барышников», в котором через стихи поэта вступает со своим лучшим другом в философский диалог невероятной глубины. Тогда на премьеру спектакля прилетела вся светская Москва — Александр Раппопорт, Анастасия и Сергей Рябцовы, Ксения Собчак, Максим Виторган, Дарья и Станислав Лисиченко.
Спектакль «Бродский/Барышников» показывают и сегодня, но билеты купить практически невозможно — они разлетаются примерно за 10 минут после старта продаж
Телевидение
Сам Барышников смеется над тем фактом, что большинство людей моложе 30 лет будут помнить его не как одного из величайших танцовщиков в истории, а как русского любовника героини Сары Джессики Паркер в сериале «Секс в большом городе». «Ну хотя бы они что-то помнят. Хотя на самом деле они не знают моего настоящего имени. Они говорят — ой, смотри, Александр Петровский!» Кстати, одна из сцен сериала была снята как раз в ресторане «Русский самовар»: по слухам, за девять часов работы в заведении продюсеры заплатили десять тысяч долларов.
Но роль в культовом сериале «Секс в большом городе» — далеко не единственная в фильмографии Барышникова. Он снялся в фильмах «Белые ночи», «Это танец!», «Танцовщики», «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса» — играл в основном самого себя или роли танцовщиков.
С 1982 по 1987 год он выступал в специально созданных для него телепрограммах «Барышников на Бродвее», «Барышников в Голливуде» и «Барышников: танец и танцовщик». А в 1977 он даже был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме Герберта Росса «Поворотный пункт». Награду Барышников так и не получил, но зато спел всему миру песню «Если я богат, как царь морской…» Владимира Высоцкого.
Женщины
О романах Михаила Барышникова ходят легенды, но часто они основаны только на слухах. Ему приписывали романы и с партнершами по сцене, такими как Гелси Киркланд, и с яркими представительницами американского шоу-бизнеса — Лайзой Минелли, Шэрон Стоун, Изабеллой Росселлини и Умой Турман. Сам же Барышников предпочитает не разговаривать с журналистами на личные темы, за что его прозвали «человеком в футляре».
С Лайзой Миннелли в Иранском посольстве, 1976 / © Getty Images
Весной 1976 года Барышников познакомился с актрисой Джессикой Лэнг. Тогда он еще совсем плохо говорил по-английски, но языковой барьер не помешал развитию отношений, и в начале восьмидесятых у них родилась дочь Александра.
Их союз продлился недолго — в 1982 году Лэнг покинула Барышникова ради отношений с актером Сэмом Шепардом и забрала с собой дочь. Сейчас 39-летняя Александра Лэнг Барышникова занимается современной хореографией и преподает искусство танца в американских университетах.




















