басиния шульман личная жизнь
Москвич
Это мой город: пианистка Басиния Шульман
О причинах оставаться в Москве, когда у всех мысли об эмиграции.
Я родилась…
В московском роддоме, но так как семья жила в тот момент в Домодедово, то в паспорте и стоит пометка: «Московская область, город Домодедово».
Сейчас живу…
В Москве и никогда никуда не уезжала жить, хотя в моей еврейской семье было много мыслей об эмиграции. В 1990-е мне предложили стать ассистентом в Брюссельской консерватории, но я тоже решила остаться в России и строить свою карьеру и жизнь в Москве. Сейчас могу сказать: я счастлива, что никуда не уехала.
Я получила здесь самое лучшее образование, я нашла свою любовь, я нашла здесь таких людей рядом, что не знаю, кого за это благодарить. Кроме того, Москва лично мне дает много возможностей реализовываться профессионально. Думаю, вряд ли мне удалось бы сделать что-то большее где-то еще. Мне повезло — я выступаю на лучших концертных площадках города: БЗК, Дом музыки, «Геликон-опера» и других и работаю с невероятными, лучшими музыкантами и актерами, тоже москвичами. Что можно еще желать?
Люблю гулять в Москве…
Обожаю Нескучный сад. Там я занимаюсь спортом, кормлю белочек, сижу в кафешках на озере, катаюсь на катере. Там невероятно красиво, романтично и очень продуманно: спорт, велики, скандинавская ходьба, теннисные корты и столы и другие прекрасные площадки, хочешь перекусить — полно прекрасных кафе и фуд-кортов, хочешь уединения — ухоженные аллеи с лавочками… Люблю это место.
Мой любимый район в Москве…
Район моего детства — Сокольники. Я там все знаю и очень их люблю. Но недавно я переехала на Шаболовку и теперь обожаю этот район. Он очень близок к центру, рядом Парк культуры и ЦДХ, а из моего окна видны Донской монастырь и башня Шухова.
Мой нелюбимый район в Москве…
Почему-то не люблю Таганку. Скорее всего, из-за неудобной транспортной развязки. Я водитель с большим стажем и несколько раз там так застревала, что дала себе обещание обходить и объезжать этот район стороной. Ну, кроме театра, разумеется.
В ресторанах…
Меня можно назвать гурмэ. Я знаю много ресторанов и дружу с рестораторами. Более того, мой сын неожиданно стал популярным фудблогером в Instagram, поэтому мы теперь все разбираем с профессиональной точки зрения. Я люблю рестораны Ильи Тютенкова, Перельмана, семейства White Rabbit. Но иногда попадаются отдельные очаровательные места, не входящие ни в какие сети, например в том же Нескучном саду — кафе 8 Oz.
Место в Москве, куда все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Я бы по-другому сформулировала. Я очень хочу найти экскурсовода-фаната, который показал бы мне и рассказал неизвестные истории о разных старых исторических местах Москвы, например про Замоскворечье. Меня интересует все старое, историческое.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Что я обожаю в москвичах, так это их темп жизни. В нашем городе бешеный темп, prestissimo! Это касается всего — каждый день вы можете посетить пять тысяч культурных мероприятий, вы знали? За один день можно попасть и на выставку, и на концерт, и потом еще на день рождения. Москва ведь никогда не спит! Мы тут не ленивые и можем делать несколько дел одновременно, причем одновременно хорошо!
В Москве лучше, чем в мировых столицах: Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…
Я очень много путешествую. Сегодня я бы сказала, что сервис в Москве лучше, чем где бы то ни было. Один портал «Госуслуги» чего стоит. Пять минут, и ты уже подал заявку на любое действие, потом еще десять минут, и ты уже получил документ. Все онлайн, все быстро и легко.
В Москве изменилось за последнее десятилетие…
Сама Москва изменилась очень. Мне Москва очень нравится сейчас. Красивая, комфортная.
Хочу изменить в Москве…
Лично я могу только наполнять Москву культурными проектами — концертами и музыкальными спектаклями. Мне кажется, каждый человек должен делать именно то, что он реально может воплотить в жизнь своим умением. Конечно, я вижу много разных проблем. Я бы хотела повлиять на их решение, но точно знаю, что это не в моих силах. Поэтому я делаю то, что умею.
Мне не хватает в Москве…
Точно не хватает моря и солнца.
Меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…
В театрах, кино и концертных залах.
В Большом зале консерватории 8 апреля…
Мы задумали грандиозный концерт к юбилею Гершвина. Но в связи с очень плотным графиком музыкантов не успели организовать его в 2018 году. И решили все-таки воплотить эту задумку в жизнь, пусть и с небольшим опозданием. Такие произведения, как «Голубая рапсодия», не редкость, но куда же без нее. А вот оперу «Порги и Бесс» в концертном исполнении нечасто можно услышать, тем более с таким дирижером, как Дмитрий Корчак, и американскими черными певцами Джаниной Барнетт и Реджинальдом Смитом-младшим. Симфонический оркестр, хор, солисты — все из разных стран, соединяются специально для этого концерта.
Концерт «Гершвин-гала» состоится в 8 апреля в 19.00 в БЗК.
Басиния Шульман: «Делай что должен, и будь что будет!»
Знакомство с известной российской пианисткой Басинией Шульман состоялось буквально за несколько часов до премьеры музыкально-драматического спектакля Романа Виктюка «Нежность» в Минске, в котором Басиния участвует вместе с актрисой Сати Спиваковой. В святая святых – гримерке – мы поговорили про мечты, реальность и нескучную классику.
– Спектакль «Нежность» уже несколько лет с успехом идет в России. Правда ли, что идея спектакля принадлежит вам?
– На самом деле мне принадлежит идея не самого спектакля, а, скорее, его формата. Как музыкант, я постоянно ищу интересные, непривычные пути развития своего творчества, привлечения аудитории, мне хочется привнести что-то новое в искусство в целом. До «Нежности» в моей копилке уже было несколько концертных программ по письмам и дневникам композиторов, где музыка сочеталась с рассказом. Концерты получили большой положительный отклик у зрителей, и когда я заметила устойчивый интерес у публики, предложила Сати Спиваковой создать совместный проект – соединить театр и музыку. Сати – талантливая актриса, поэтому хотелось чего-то большего, чем просто прочитать стихи под аккомпанемент фортепиано.
Изначально конкретного произведения для программы у нас не было, но однажды Сати вспомнила, что когда-то перед поступлением в ГИТИС она готовила текст «Нежности» Анри Барбюса. Она предложила Роману Виктюку посмотреть текст, и Роман Григорьевич буквально на следующий день перезвонил Сати и рассказал, как видит «Нежность» на сцене. И началась работа, которая шла довольно быстро: в сентябре мы начали репетировать, а в октябре уже состоялась премьера спектакля. Вот так родилась «Нежность» (улыбается). Сейчас мы уже планируем следующий спектакль, премьера которого состоится в октябре этого года в московском Доме музыки.
– Какой спектакль, если не секрет?
– Это будет спектакль по произведению Дины Рубиной «Высокая вода венецианцев». Пока мы еще определяемся, кто будет режиссером-постановщиком, но даты премьеры уже запланированы.
– Будет ли премьера в Минске?
– Точно сказать не могу, но вполне возможно.
– Басиния, а в Минске вы впервые?
– Да, и когда узнала, что будем показывать «Нежность» в Минске, обрадовалась. Потому что скучаю по советскому прошлому: я человек Советского Союза, и мне было интересно вернуться в ту эпоху, посмотреть, как здесь все выглядит. От многих людей слышала, что Беларусь и Минск в частности – прекрасная версия тех времен. И действительно это так. Буду не первой, кто это скажет, но Минск в первую очередь поражает чистотой и архитектурой. Здесь на самом деле все по-советски нарядно, мощно, широко.
– Что успели посмотреть?
– К сожалению, не очень много из-за подготовки к показу спектакля. Но некоторые достопримечательности увидеть не только из окна автомобиля мне все же удалось. Мы побывали в Национальном художественном музее, посетили выставку гравюр Гойи и Пикассо.
Дело в том, что я очень люблю искусство, поэтому, когда есть возможность, всегда прошу сводить меня в местные художественные музеи или на выставки. Конечно, за полчаса обстоятельно пройтись по музею не получилось. Но у меня был чудесный экскурсовод, и я осталась под большим впечатлением, несмотря на минимальный запас времени. В Минске меня принимают очень хорошо и гостеприимно. Я счастлива участвовать в фестивале Владимира Спивакова в этом городе.
– Помимо концертной деятельности, вы также занимаетесь продюсированием разных музыкальных проектов. В частности, у вас несколько детских музыкально-образовательных программ.
– Продюсированием музыкальных проектов я занимаюсь уже много лет. Но мне всегда хотелось большего, чем просто развлекать. Поэтому в своих программах стала уделять внимание именно образовательной составляющей, просвещению.
Для детей я организовала целый цикл программ, связанных с классической музыкой, но делала это в разных жанрах. Ведь образование должно быть интересным! Например, одну программу мы разработали совместно с оркестром и работниками цирка – соединили цирк и классическую музыку. Дети были в восторге!
Другая программа называлась «О чем поют клавиши» и была посвящена клавишным инструментам. Вместе с коллегами-музыкантами, которых я пригласила участвовать в программе, мы рассказывали и показывали детям принципы работы органа, клавесина, фортепиано, синтезатора. Конечно, орган не клавишный, а духовой инструмент, но как можно было оставить без внимания такой интересный инструмент, тем более что у него тоже есть клавиши (улыбается)?! Поэтому я позволила себе вольность и также включила орган в программу. Дети тогда буквально облепили каждого музыканта, внимательно слушали рассказ про инструмент, во время игры на нем заглядывали вовнутрь, пытались разобраться, как рождаются звуки. Сейчас, к сожалению, пришлось приостановить эту деятельность, так как практически все время занимают гастроли и нет физической возможности полноценно заниматься организацией своих проектов.
– Вы активно популяризируете классическое искусство. Как вы считаете, каким образом можно привить любовь к классике подрастающему поколению? Ведь для детей и молодежи классика по-прежнему остается «скучной».
– Детям привить любовь к музыке и в целом к искусству могут только родители. В этом мое глубокое убеждение. Кто еще будет в ежедневном режиме рассказывать детям о музыке, живописи, театре! «Сбрасывать» эту функцию на детский сад, школу и другие учебные заведения нельзя.
Образование – это в первую очередь работа родителя с ребенком. Как это делать?
Не ведите детей без подготовки на сложные концертные программы и спектакли: им будет непонятно и на самом деле скучно. Более того, после у них может полностью пропасть желание ходить на такие мероприятия. Поэтому начинайте приобщать ребенка к искусству не с симфонии Малера, а с чего-то легкого, адаптированного под детское восприятие. Ищите интересные мероприятия, посещайте детские музыкальные спектакли, отдавайте предпочтение интерактивной составляющей, чтобы ребенок познавал новую для него информацию через вовлечение, игру.
Помимо этого, родителям необходимо работать над собственной эрудицией. Получать профессиональное образование в области искусства не нужно, но прочитать хотя бы минимальную информацию по конкретной теме будет полезно. И это касается не только музыки. Я сама так делала и делаю до сих пор: прежде чем что-то объяснять детям, сажусь и читаю литературу. У меня тоже есть пробелы в каких-то областях, ведь знать все невозможно. А сегодня благодаря возможностям интернета найти информацию проще простого.
– К слову, как ваш сын относится к классической музыке?
– Сейчас ему уже семнадцать, и он очень любит музыку. Чем горжусь, как родитель: я смогла привить ему прекрасный музыкальный вкус. Причем здесь речь не только о классической музыке, а о разных направлениях. Но… в нашей семье никогда не звучит попса российского производства. Не потому, что запрещено, а потому, что она никому не интересна.
– Сын тоже музыкант?
– Нет, к сожалению, он не играет ни на одном музыкальном инструменте. Это мое упущение: я была слишком занята своей работой и не уделяла достаточно времени работе с сыном. Мне было некогда, потому так и произошло. Но мой сын скоро получает первый взрослый разряд по настольному теннису и поступает в Высшую школу экономики. Так что он свою дорогу найдет, а если захочет научиться играть на каком-либо инструменте – обязательно этого добьется.
– Басиния, вы любите импровизацию и нестандартные интерпретации классических произведений. Интерпретация какого произведения была самой смелой?
– На самом деле мое умение импровизировать – ошибка, которую создали журналисты. Я участвовала в проекте «Классика плюс джаз», где была импровизация, но не с моей стороны, а со стороны джазовых музыкантов, с которыми я играла. После этого проекта меня тоже записали в импровизаторы. Поэтому поясню: я играю исключительно то, что написано композиторами, я не импровизирую. Конечно, сымпровизировать пару аккордов не проблема, но импровизация в полном смысле слова – это серьезная работа, которой нужно целенаправленно заниматься. Импровизировать нужно уметь, и не каждый это может.
Я честно признаю, что не владею импровизацией. Как музыкант, я, без сомнения, хочу этому научиться, но пока это точно не мой конек.
– Майкл Джексон как-то сказал, что с удовольствием поработал бы с Чайковским и Клодом Дебюсси. С кем поработали бы вы?
– Честно говоря, я даже не думала об этом (улыбается). Вопрос сложный, но интересный! Дело в том, что я не мечтатель, а реалист. Я стараюсь создавать свою мечту, исходя из физических возможностей. Например, мне хотелось поработать с Сати, и я пошагово свое желание осуществила. Но раз вы спросили (с задумчивой улыбкой)…
Я, безусловно, поработала бы с Сергеем Рахманиновым, Владимиром Горовицем, Артуром Рубинштейном, Иоганом Себастьяном Бахом. Я была бы рада даже просто пообщаться с этими людьми, не то что поработать.
– А с кем из реальных людей вы хотели бы поработать?
– Здесь снова про физическую возможность. Мне нравится творчество Дины Рубиной, и я хотела создать интересный проект по одному из ее произведений. Я связалась с писательницей, рассказала про свою идею, мы начали общаться. Дина сама прислала мне свой рассказ, по которому мы сейчас готовим спектакль. Но если уже мечтать (улыбается)… Я мечтаю работать с некоторыми крупными дирижерами. К сожалению, здесь не получится просто позвонить и предложить идею. Но я снова иду к реализации мечты пошагово, и надеюсь, что достигну желаемого.
– Муж Басинии Шульман — бизнесмен. В одном из интервью вы признались, что, если бы не встретили своего мужа, не были бы такой, как сейчас. Как он повлиял на вас?
– Да, что мой муж бизнесмен. Он научил меня правильно подавать и, что тоже очень важно, правильно продавать свое искусство.
Быть хорошим музыкантом – безусловно, самое главное, но сегодня этого, увы, недостаточно. Сидеть и ждать, пока о тебе позаботится продюсер, полностью зависеть от него – не самый лучший вариант для развития карьеры. Признаюсь, долгое время я именно так и делала – сидела и ждала, пока кто-то куда-то меня пригласит. Дела, таким образом, складывались неважно, ничего толкового не получалось, пока мой муж не объяснил мне, что «так дела не делают» и мой успех в моих руках. И шаг за шагом он научил меня продюсированию, продажам, маркетингу, поменял мой подход к организации мероприятий. И я вижу результат: все мои проекты приносят дивиденды.
Дивиденды – это не только коммерческий успех, но в первую очередь интерес публики, ее эмоциональный отклик. Полные залы и овации после концертов – для меня это огромное счастье и высшая награда, потому что все, что я делаю, я делаю для людей. Если люди приходят на мои концерты — значит, они им интересны и нужны, значит, я работаю не в стол.
БЛИЦ
Любимый цвет
У меня их четыре: белый, черный, серебряный, золотой. А еще все оттенки голубого и синего! Я вообще многоцветный человек: люблю разные цвета, люблю их смешивать.
Любимая страна
Та же самая история, что и с цветом: у меня их несколько. Но все же первая страна, которую назову по ассоциации, – Италия. Хотя я еще очень люблю Францию, Бразилию. Но Италия все-таки на первом месте.
Любимое число
Девять.
Любимая фраза
«Делай что должен, и будь что будет!». Всегда эту фразу повторяю и всем говорю.
Любимая книга
В свое время читала очень много. Можно сказать, я была «огромной библиотекой»: прочитала большое количество разной литературы. К сожалению, давно уже этого не делаю: из-за нехватки времени чтение отошло на второй план. Но когда все же возвращаюсь к чтению, то предпочитаю именно классику.
Недавно перечитала все произведения Чехова. С удовольствием прочла «Шантарам» Грегори Робертса. Вообще у меня в заметках всегда есть список книг, которые я хочу прочесть. И я верю, что до этого списка обязательно дойду.
Любимый художник
Знаете, у меня их тоже несколько (смеется). Я очень люблю Русский музей в Санкт-Петербурге, и как только приезжаю в этот город, обязательно стараюсь найти время, чтобы зайти в музей. Здесь выставлены работы Карла Брюллова, творчество которого я в прямом смысле обожаю. Еще открыла для себя Архипа Куинджи: я могу бесконечно стоять перед его картинами и любоваться.
После того как побывала в музее Сальвадора Дали (Театр-музей Дали. – Прим. ред.) в Фигерасе, абсолютно по-другому увидела творчество этого художника, он меня впечатлил. Не могу сказать, что Дали – мой любимый художник, но он стал мне очень интересен.
Беседовала Наталья Гантиевская.
Фото из личного архива и сети Интернет.
Музыка как судьба
Басиния Шульман – пианистка, музыкальный продюсер, выпускница Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Среди залов, в которых она выступала – Большой зал консерватории и Концертный зале им. П.И. Чайковского, Московский международный дом музыки, Albert Hall (London), Beethoven Hall (Germany), Theatro Municipal Sao Paolo, Maksoud Plaza, Gran Teatro Valencia и другие.
Сегодня, как и всегда, Басиния Шульман много и успешно гастролирует по России и за рубежом. Ее цель – привить любовь к классической музыке как можно большему количеству людей. Нам Басиния рассказала о том, как она запела оперные арии еще до того, как научилась говорить, кто дал ей редчайшее имя и почему семья известной пианистки безмерно гордится еврейскими корнями.
Басиния, вы родились в Москве в еврейской семье – по маминой и по отцовской линии. Каков был уклад жизни? Какие традиции соблюдались?
У меня в роду до десятого колена все евреи, другой крови у нас не было совсем – редкий случай. Мои бабушка и дедушка по маминой линии родом из Украины, но войну они пережили уже в Москве. Прадедушка с папиной стороны был раввином в Ростове-на-Дону. Есть семейная история о том, что во время войны он был заживо похоронен фашистами.

Наверное, вас часто об этом спрашивают, но все же. Почему вас решили назвать именно Басинией? Что означает это имя?
Басей звали одну из моих прабабушек. Это имя всегда очень любила моя мама, она мечтала, чтобы ее саму так звали. Поэтому когда я родилась, она, недолго думая, решила дать это имя мне. Полной формы имени Бася не существовало, но маму это нисколько не смутило, и она придумала – так получилось Басиния.
Вас назвали необычным именем, видимо, предопределив тем самым удивительную судьбу. Расскажите, как вы сделали первые шаги на музыкальном поприще.
Я еще не умела говорить, а уже запела. Причем не детские песни, а сразу оперные арии. Дело в том, что моя бабушка очень хорошо пела, при этом она не была профессиональной певицей. Я в какой-то момент просто стала повторять за ней эти арии. А надо сказать, что каждое лето мы с родителями жили на даче в Фирсановке, где по-соседству с нами была дача известной пианистки. Когда она услышала, как я, будучи совсем маленькой, напеваю арии, воскликнула: «Ничего себе! Чистейший голос, абсолютный слух!». Позже я стала проявлять еще большие способности, и, в конце концов, у родителей даже сомнений не осталось в том, что я должна заниматься музыкой. Мой папа обратился к директору Гнесинской школы Зиновию Исааковичу Финкельштейну с просьбой послушать меня. Так я попала в одно из лучших музыкальных учебных заведений нашей страны. Обучение там предполагало последующую профессиональную музыкальную деятельность. Моя судьба была предопределена.

Я фанат всего искусства в целом, я в нем «живу». Если говорить о классике, в частности классической музыке, моя цель – привить любовь к ней как можно большему количеству людей. Именно поэтому я часто участвую в программах в жанре кроссовер. Интересно взять самое лучшее из другого, более массового жанра, например, театра, и соединить с музыкой в профессиональном исполнении и не самыми простыми произведениями, чтобы театральная аудитория тоже приобщалась к музыке. Так родились мои музыкально-драматические постановки «Нежность» в постановке Романа Виктюка, «Шопен. Жорж Санд» и «Годы странствий» с Йосси Тавором. В этом смысле я популяризатор классики, это правда.
Если говорить о современном искусстве, то я уважительно отношусь и к живописи, и к литературе, но серьезно и глубоко могу высказаться, наверное, по поводу театра. Современный театр я очень люблю. На сегодняшний день в России самым интересным для меня режиссером в этой области является Кирилл Серебренников (художественный руководитель «Гоголь-центра»). Он для меня идеал тактичного отношения к классическому искусству в современной интерпретации. По поводу музыкальных современных постановок – я в этом смысле ретроград: не очень понимаю мотоциклы и стрип-клубы на сцене, когда речь идет о XIX веке. Балеты Эйфмана обожаю, некоторые оперы в постановке Чернякова мне тоже очень интересны.
Современная молодежь сегодня может воспринимать классику должным образом, как считаете?
Моему сыну 17 лет, он очень любит классику, не уверена, что он – лакмусовая бумажка всего поколения. С Даней мы ходили, например, на «Мертвые души» Серебренникова, которые мне кажутся великолепными. Но ему и его друзьям не понравилось такое современное прочтение, им хочется классики. Читает он только бумажные книги. На мои выступления с друзьями ходит с удовольствием. Вообще аудитория на моих московских концертах помолодела – вижу в зале много молодежи – значит, ходит, воспринимает, любит классическую музыку. В российских регионах ситуация несколько иная – там аудитория от 40 лет. В Израиле, кстати, молодежи практически нет на концертах классической музыки.

Продюсером я стала лет двадцать назад. Передо мной тогда стояла задача организовать коммерческий концерт классической музыки для одного московского банка. Он планировался в усадьбе Кусково и был намечен на 8 июля. Я пригласила Юрия Башмета, Вадима Репина, сама сформировала программу, организовала фуршет на улице, предусмотрела кучу тонкостей. Все было идеально, но с утра, когда в Кусково уже стояли накрытые столы, в Москве начался страшнейший ураган. В итоге все закончилось хорошо, и тот день стал моим первым опытом коммерческой организации мероприятия: я сама и выступала, и продюсировала. С тех пор знаю, что если я сама организовываю, все будет хорошо. Сегодня я занимаюсь всем, вплоть до продажи билетов на свои концерты. Это мало кому удается, но у меня продюсирование – сильная сторона, я знаю, как все устроено. К тому же мне очень помогает супруг. Он – человек бизнеса и не имеет прямого отношения к музыке. Все свои серьезные проекты я обязательно с ним проговариваю, для меня это очень важно.
Какие проекты в ближайших планах?
Их очень много, но для аудитории МЕОЦ наиболее интересно, наверное, то, что к новому сезону я готовлю постановку по произведению Дины Рубиной. Проект пока на стадии разработки. Недавно я познакомилась с Диной, ездила к ней в гости, мы без умолку проболтали четыре часа. Она пианистка, закончила Ташкентскую консерваторию, и поэтому ее литература невероятно музыкальна.
Это будет театрально-музыкальная постановка, не спектакль и не концерт, а некий симбиоз, мое «ноу-хау» – жанр, название которому я еще не придумала. Сейчас активно работаю над тем, чтобы в апреле-мае состоялась премьера. Ну и конечно концерт 12 декабря в Большом зале консерватории, который посвящен 100-летию со Дня рождения величайшего пианиста ХХ века Эмиля Гилельса.

Последние два года я очень много играю Шопена, как раз сейчас начинаю запись тройного диска с его произведениями, но я бы слукавила, если бы сказала, что он сейчас – единственный мой любимый композитор. Я люблю Рахманинова – но это, наверное, в любое время жизни, года, суток. То же самое с Брамсом и Бахом – люблю безумно всегда.
А что слушает Басиния Шульман в машине?
Там у меня сотня дисков. Начиная от Григория Соколова, которого я считаю гением и моим кумиром, и заканчивая новыми дисками с Ибицы. Со мной всегда мой любимый Гребенщиков, EARTH, WIND&FIRE и другие записи. Я всеядна и люблю много разной музыки. Есть только один жанр, который я категорически не приемлю и не люблю – это российская попса.







