басни крылова читают известные актеры

В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».
Грибов Алексей Николаевич
(18) 31 января 1902, Сокольники, Москва — 26 ноября 1977, Москва.
Родился в Сокольниках, в рабочей семье. В детстве помогал отцу, водителю автомобиля. В 1916 году, когда того призвали на фронт, Алексей как старший, вынужден был пойти работать конторщиком в управление шелкоткацкой фабрики, затем, уже после революции, на комбинате «Красная Роза». Занимался в школе рабочей молодежи, увлекся театром.
В 1924 году окончил школу при 3-й студии Московском художественном академическом театре. Вступил в труппу театра, на сцене которого играл более 40 лет. В искусстве Грибова предельная простота соединялась с яркой сценической выразительностью, выдающимся мастерством. Алексей Николаевич создал глубоко народные образы, воплощающие лучшие черты русского человека — мудрость, душевность, честность, юмор. Член ВКП(б) с 1944 года.
Одной из главных театральных удач Алексея Грибова, с 1930-х годов, был незабвенный Фома Опискин в спектакле по сатире Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». В 1973 году вышел одноимённый МХАТовский телеспектакль. Грибов превзошёл себя, достовернейше воскресив гениальный образ не просто хитрого приспособленца, но энергетического вампира и закулисного махинатора, социального манипулятора и психологического чародея.
МХАТ был самым выездным театром — Япония, Англия, Франция. Грибов ездил во все гастроли и везде имел оглушительный успех. Вроде не самая главная роль в «Вишневом саде» — Фирс, а в каком восторге были французы! Его называли «русским Жаном Габеном». В Лондоне сыграли «Мертвые души». Нелюдимый, угрюмый Собакевич произвел на англичан сильное впечатление.
С 1970 года преподавал актёрское мастерство в школе-студии МХАТ.
После инсульта, перенесенного во время одного из спектаклей на гастролях в Ленинграде, его разбил паралич. Почти три год актер был прикован к постели. Со временем восстановилась речь, он начал ходить, хотя и не слишком уверенно. В твердой памяти, в твердом сознании он даже приступил к занятиям со студентами МХАТа. Но на сцену больше не вышел.
Заслуженный артист РСФСР (1938).
Народный артист РСФСР (1943).
Народный артист СССР (1948).
Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище в Москве.
Басни крылова читают известные актеры
И.А. Крылов. «Разборчивая невеста» (сокр.).
У всякого талант есть свой;
Но часто, на успех прельщаяся чужой,
Хватается за то иной,
В чем он совсем не годен.
А мой совет такой:
Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
С.В. Михалков. «Шарик-бобик».
Любых мастей и видов тунеядцы!
Ведь это вы попали в басню, братцы!
С.В. Михалков. «Две подруги».
Мы знаем, есть еще семейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки.
А сало. русское едят!
С.В. Михалков. «Психологический эффект».
С.В. Михалков. «Заяц во хмелю».
Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,
Но обожал. подхалимаж.
«Амур и Безумие»
Жан де Лафонтен
В Амуре всё о тайне говорит:
И факел, и колчан его, и стрелы,
И детский вид.
Мы были бы, пожалуй, слишком смелы,
Когда б задумали, начав издалека,
Исчерпать сей предмет во всем его значеньи.
Я лучше расскажу про приключенье,
Которое несчастного божка
Заставило свое утратить зренье.
Своим я складом речь об этом поведу;
А можно ли его постигшую беду
За благо счесть для нас, влюбленный пусть рассудит:
Здесь мненья моего не будет.
P. S. Как бы ни было прекрасно это произведение, это все-таки не басня, так как здесь нет морали.
С.В. Михалков. «Муха и пчела».
Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
С.В. Михалков. «Что кошка о себе вообразила».
И.А. Крылов. «Осел и соловей».
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно», говорит: «сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом:
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Борис Ласкин. «Медведь на балу».
Намедни на опушке, под сосной,
Был бал лесной.
Енот и еж, олень и лань
Плясали танец под «испань».
А серый заяц под кустом
Исполнил лично вальс-бостон.
Плясали белки и лягушки,
Все пили, чокаясь, росу,
Дуэтом спели две кукушки
Два сольди, ляну и частушки.
Мораль легко уразуметь:
Зачем на бал пришел медведь?
И.А. Крылов. «Слон и Моська».
И.А. Крылов. «Котенок и скворец».
В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж филосо́ф презнатный,
И свел с Котенком дружбу он.
Котенок был уж котик преизрядный,
Но тих и вежлив, и смирен.
Вот как-то был в столе Котенок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А филосо́ф Котенка учит —
И говорит ему. «Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щегленок:
Я вижу ты прямой Котенок».
«Но совесть. » — «Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред,
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов — пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать всё волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры».
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котенку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щегленка.
Разлакомил кусок такой Котенка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок.
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: «Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум».
И, клетку разломав, учителя он скушал.
И.А. Крылов. «Кот и повар».
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
И.А. Крылов. «Волк на псарне».
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»—
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!— кричат,— огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,—
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» — «Послушай-ка, сосед,—
Тут ловчий перервал в ответ,—
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
И.А. Крылов. «Волк и ягненок».
С.В. Михалков. «Экзамен».
Как-то раз Попугай начал хвастаться всем вокруг:
— Я умею говорить по-человечьи! Больше вы не услышите от меня ни одного слова на птичьем языке!
10 редких басен Крылова
Басни Крылова увлекательны, интересны, написаны от души для детей и взрослых. Они знакомы людям других стран и переведены более чем на пятьдесят языков мира.
Сегодня я решила познакомить вас с некоторыми произведениями (а кому-то помочь освежить их в памяти) нашего великого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Эти басни, которые практически не изучаются в школе и редко включаются в избранное.
Слон в случае
Нередко мы, хотя того не примечаем,
Себя в других охотно величаем.
Волк и Кот
Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Белка
Осёл
И у людей в чинах
С плутами та ж беда: пока чин мал и беден,
То плут не так ещё приметен;
Но важный чин на плуте, как звонок:
Звук от него и громок и далёк.
Лиса-строитель
Мельник
Видал я иногда,
Что есть такие господа
(И эта басенка им сделана в подарок),
Которым тысячей не жаль на вздор сорить,
А думают хозяйству подспорить,
Коль свечки сберегут огарок,
И рады за него с людьми поднять содом.
С такою бережью диковинка ль, что дом
Скорёшенько пойдет вверх дном?
Дерево
Лев и Барс
Когда-то, в старину,
Лев с Барсом вёл предолгую войну
За спорные леса, за дебри, за вертепы.
Судиться по правам — не тот у них был нрав;
Да сильные ж в правах бывают часто слепы.
У них на это свой устав:
Кто одолеет, тот и прав.
Однако, наконец, не вечно ж драться —
И когти притупятся:
Герои по правам решились разобраться.
Намерились дела военны прекратить,
Окончить все раздоры,
Потом, как водится, мир вечный заключить
До первой ссоры.
«Назначим же скорей
Мы от себя секретарей, —
Льву предлагает Барс, — и как их ум рассудит,
Пусть так и будет.
Я, например, к тому определю Кота:
Зверёк хоть неказист, да совесть в нём чиста;
А ты Осла назначь: он знатного же чина,
И, к слову молвить здесь,
Куда он у тебя завидная скотина!
Поверь, как другу, мне: совет и двор твой весь
Его копытца вряд ли стоят.
Положимся ж на том,
На чём
С моим Котишком он устроит».
И Лев мысль Барса утвердил
Без спору,
Но только не Осла, Лисицу нарядил
Он от себя для этого разбору,
Примолвя про себя (как видно, знал он свет):
«Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет».
Пёстрые овцы
Лев пёстрых не взлюбил овец.
Их просто бы ему перевести не трудно;
Но это было бы неправосудно —
Он не на то в лесах носил венец,
Чтоб подданных душить, но им давать расправу;
А видеть пёструю овцу терпенья нет!
Как сбыть их и сберечь свою на свете славу?
И вот к себе зовёт
Медведя он с Лисою на совет —
И им за тайну открывает,
Что, видя пёструю овцу, он всякий раз
Глазами целый день страдает,
И что придёт ему совсем лишиться глаз,
И, как такой беде помочь, совсем не знает.
«Всесильный Лев! — сказал, насупяся, Медведь, —
На что тут много разговоров?
Вели без дальних сборов
Овец передушить. Кому о них жалеть?»
Лиса, увидевши, что Лев нахмурил брови,
Смиренно говорит: «О, царь! Наш добрый царь!
Ты верно запретишь гнать эту бедну тварь —
И не прольёшь невинной крови.
Осмелюсь я совет иной произнести:
Дай повеленье ты луга им отвести,
Где б был обильный корм для маток
И где бы поскакать, побегать для ягняток.
А так как в пастухах у нас здесь недостаток,
То прикажи овец волкам пасти.
Не знаю, как-то мне сдаётся,
Что род их сам собой переведётся.
А между тем пускай блаженствуют оне,
И что б ни сделалось, ты будешь в стороне».
Лисицы мнение в совете силу взяло
И так удачно в ход пошло, что, наконец,
Не только пёстрых там овец —
И гладких стало мало.
Какие ж у зверей пошли на это толки? —
Что Лев бы и хорош, да всё злодеи волки.
Соловьи
Басни крылова читают известные актеры
Уж сколько раз твердили миру, что 13 февраля исполняется 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. И всё, оказывается, очень даже впрок.
Чаще всего Крылова называют прообразом гончаровского Обломова и вспоминают разные причуды. Как он не ел, а объедался (и будто бы от этого скончался, хотя причиной было воспаление легких). Как поленился ехать за невестой, так что и тут все развалилось. К счастью, у него была прислуга Фенечка, родившая ему дочь Александру.
Басни Крылова. Прочитаем вместе
«Российская газета» и «ГодЛитературы.РФ» подводят итоги проекта «Читаем Крылова». Несколько месяцев назад мы предложили всем вместе отметить юбилей классика и перечитать всегда актуальные и злободневные басни. Никто из русских баснописцев не превзошел еще Крылова в афористичности и меткости сатиры. Его басни по-прежнему про нас, все так же злободневны.
Мы получили 1340 видеороликов из 32 стран: из Белоруссии и Японии, Монголии и США, Малайзии и Украины, Польши и Аргентины…
Из 236 басен, написанных Иваном Андреевичем Крыловым, участники выбрали для чтения 118.
Более того, многие региональные партнеры «Российской газеты» поддержали нас и Крылова. Самыми активными стали «Районные вести» из Ростовской области.
В день 250-летия И.А. Крылова мы представляем первую часть нашей видеокниги: 20 басен, за которые проголосовали наши читатели.
Баснелюбцы трудились не зря. В день юбилея великого баснописца наша видеокнига выходит в свет. На сайте «Российской газеты» и на портале ГодЛитературы. Читаем, смотрим и слушаем вместе.
Деньги и басни
Появится ли в Санкт-Петербурге музей Крылова?
Как ни удивительно, в нашей стране до сих пор нет музея Крылова.
Исправить эту несправедливость взялись в Петербурге. Инициатор идеи, генеральный продюсер кинокомпании «АТК-студио» Александр Тютрюмов, бьется над своей затеей уже несколько лет. Образ баснописца заинтересовал его, когда Тютрюмов сыграл роль Крылова в документально-постановочном биографическом фильме «Созидая мечту».
И все равно, уверен Тютрюмов, музей-квартиру Крылова создавать надо. Эту инициативу поддерживают многие: некоммерческие фонды, общественная палата Санкт-Петербурга, советник президента Владимир Толстой… Но денег в бюджете на этот проект пока не находится.
Переговоры о создании таких компьютерных программ Тютрюмов уже ведет с ведущими вузами города.
За всю жизнь он написал 236 басен, и многие из них стали для нас не просто текстами, которые «бичуют нравы», но учебником психотехники. Знаю, например, человека, который утешает себя ровно таким же способом, как Лиса про «зелен виноград». Да я и сама, изучая новые гаджеты, примиряюсь со своим несовершенством образом вечной мартышки с очками.
Странности дедушки Крылова: обед баснописца поразил историков
Многие комедии классика по-прежнему актуальны
Иван Крылов прослыл чудаком. Голышом прогуливался с французской книгой по саду, восхищался зрелищем пожаров, сочинял о себе бесчисленное множество анекдотов. Всем с детства известны его басни «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Слон и моська». Однако Иван Андреевич прославился отнюдь не только нравоучительными историями, но и снискал любовь современников как один из вдохновителей библиотечного дела, талантливый журналист и даже математик. Впрочем, и это далеко не все. Доктор исторических наук, автор биографии Крылова в серии ЖЗЛ — Екатерина Цимбаева, рассказала «МК» о классике.
Фото: Алексей Меринов
— Откуда, вообще, появилось выражение «дедушка Крылов»?
— «Дедушка Крылов» — это слова из песни друга Пушкина, поэта Петра Вяземского. Она исполнялась на юбилее Крылова в 1838 году. Почему именно 1838‑й — отдельный разговор. Дело в том, что точная дата его рождения неизвестна, а 1769‑й — лишь одна из возможных. Идея же праздновать юбилей Крылова именно в 1838 году, в сущности, принадлежала императору Николаю I. Задача была такая: перебить годовщину гибели Пушкина, в которой, естественно, были основания обвинять царя. Власть хотела отвлечь внимание общественности мощным юбилейным торжеством другого великого писателя. Вот на этом юбилее и пелись куплеты Вяземского с постоянным рефреном: «Здравствуй, дедушка Крылов!».
— А у Пушкина с Крыловым какие отношения были?
— Они были в прекрасных отношениях. Вообще, неизвестно, чтобы хоть с кем-то Крылов был в плохих отношениях. Но все-таки Пушкина он, безусловно, выделял в отличие, например, от Грибоедова. Кстати, Пушкин, Грибоедов, Вяземский и Крылов даже собирались в турне по Европе в 1828 году, когда Грибоедов последний раз вернулся из Персии. Это есть в воспоминаниях Вяземского, который отнес себя к «четырем великим русским писателям», как бы примазываясь к чужой славе. Во всяком случае, известно, что и Пушкин уважал Крылова, как и всякий выросший на его баснях. Крылов очень резко отреагировал на гибель Пушкина. Известно, что обычно флегматичный, он кричал и стучал.
— Я читал, что Пушкин посещал Крылова, когда писал «Историю Пугачевского бунта». Крылов же был свидетелем восстания Пугачева?
— Ему было пять-шесть лет. Наверное, это должно было повлиять, но, когда Пушкин просил у Крылова какие-нибудь сведения о Пугачевском бунте, тот, в общем-то, отделался ерундой. Любопытнее другое. Крылов жил рядом с Гостиным двором, в доме для служащих Публичной библиотеки Петербурга. Так вот к нему постоянно прилетали голуби Гостиного двора. Он их приучал, кормил, пускал в свою квартиру. Есть замечательные рассказы о том, как роскошные персидские ковры, устилавшие покои Крылова, все были изгажены голубями безо всякой меры. Посетители, когда приходили к нему в гости, поднимали тучи голубиных перьев. Крылову это нравилось. Вот и Пушкин, франт, знавший толк в одежде, вынужден был садиться в кресло, на котором, кроме него, сто голубей сидело.
— Еще про Крылова говорят, что он был жутким обжорой.
— Это чистая правда. В своей книге я подробно описываю один из обедов Крылова в доме директора медицинского департамента Александра Тургенева. Остались воспоминания гувернантки Тургенева, Надежды Михайловны Еропкиной, записанные внуком Тургенева. Позволю привести себе один отрывок.
Телячьи отбивные котлеты были громадных размеров — еле на тарелке умещались, и половины не осилишь. Крылов взял одну, затем другую, приостановился, окинув взором обедающих, быстро произвел математический подсчет и решительно потянулся за третьей. «Ишь, белоснежные какие! Точно в Белокаменной», — счастливый и довольный поведал он. Покончить умудрился он раньше других и, увидев, что на блюде остались еще котлеты, потребовал от Емели продолжения.
Громадная жареная индейка вызвала неподдельное восхищение.
— Жар-птица! — твердил он и, обратившись ко мне, жуя и обкапывая салфетку, повторял: — У самых уст любезный хруст. Ну и поджарила Александра Егоровна! (Кухарка.) Точно кожицу отдельно и индейку отдельно жарила. Искусница! Искусница.
Но вскоре новая радость. Крылов очень любил всякие мочения. Дедушка это знал и никогда не забывал угодить ему в этом. И вот появились нежинские огурчики, брусника, морошка, сливы. «Моченое царство, Нептуново царство!» — искренне радовался Крылов, как вишни, проглатывая огромные антоновки».
Более того, Крылов не только гордился своим обжорством, но и бравировал им, любил рассказывать о нем. Но умер он, по официальной версии, от паралича легких, а не от обжорства — это легенда.
— Крылова все знают как баснописца. Но ведь он писал не только басни?
— Конечно! Начинал Крылов с трагедий, которые не стоят особого внимания, далее оперные либретто, потом комедии и просветительские сочинения и только потом басни. Во введении своей книги я написала о нескольких комедиях Крылова, которые на самом деле поразительно актуальны. Одна из них — «Сочинитель в прихожей» — история великосветской барыни-проститутки. Она мощно эротическая. Если ее приспособить к современности, а это очень легко, то будет фурор. Причем по цинизму — финальная ее фраза «пустое, голубушка, вить я не Аполлоном клялся!» — я думаю, вне конкуренции в мировой литературе. Другая комедия — «Подщипа», или «Трумф», — все-таки больше политическая. Она связана с императором Павлом I и карикатурно изображает его царствование. Читать ее трудно, персонажи изъясняются там коряво, но актерам играть было бы раздолье.
— Еще одно типичное мнение, что басни Крылова — это лишь вольный перевод Лафонтена. Хотя Крылов по всей стране ездил, сюжеты собирал.
— Нет, по стране он ездил, потому что был картежник. Что касается басен, то они делятся на несколько частей. Сначала идет Эзоп, которого переводил Лафонтен, а потом Крылов, частично с Лафонтена, но частично и с Эзопа, он знал греческий язык. Самые известные: «Лиса и виноград», «Ворона и лисица» и многие другие. Но есть басни, которые самостоятельные, крыловские. Например, «Река» или «Пестрые овцы». Прочитав их, вы поймете, что такого не могло быть ни у Эзопа, ни у Лафонтена. В книге я привожу эти тексты целиком, потому что они малоизвестны. Вместе с тем, если искать то, что вечно отражает жизнь нашей страны в любое время, то басня «Река» тут идеально подходит. Но ее в школе не проходят. Отчасти потому, что детям было бы невозможно ее разъяснить, и это было бы вредно для их психики, а взрослые ее не читают. Им кажется, что у Крылова только «Ворона и лисица» и «Стрекоза и муравей». Это замечательно и интересно, но далеко не все. Было бы здорово сделать десятиминутную программу о баснях Крылова, по типу мультиков, в прайм-тайм перед программой «Время», чтобы открылись глаза не только на Крылова, но и вообще на Россию.
— Басни Крылов начал писать довольно поздно. Почему он вдруг решил обратиться к этому жанру?
— Крылов отличается тем, что не оставил после себя ни дневника, ни даже эпистолярного наследия. Он категорически не любил писать письма. Если что и сохранилось, так это его письма в одну-две фразы. Это уникально для его времени. Вообще, Крылов о себе старался ничего не говорить, кроме пресловутых анекдотов, притом выдуманных им самим. Поэтому, почему именно басни, сказать сложно. Видимо, он нашел в них себя.
— Удивительно! Вы сказали, что Крылов не любил писать письма. При этом он редактировал журнал «Почта духов», который весь был построен на переписке!
— Совершенно верно. Может быть, поэтому он и возненавидел переписку. Во всяком случае, писем он почти не писал. Повторяю, если самые близкие люди получали от него хоть две строчки — это было великое счастье.
— Известно, что Екатерина II очень невзлюбила журнал Крылова.
— Это связано с периодом начала 1790‑х годов, Французской революцией, после которой в России стали закрываться почти все журналы: издания Новикова, Карамзина и «Почта духов» Крылова. С Екатериной у Крылова не было личных взаимоотношений, потому что он принадлежал к сторонникам великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I. Крылов приятельствовал с его женой Марией Федоровной. Поэтому, принадлежа ко двору великого князя Павла Петровича, человек автоматически оказывался в оппозиции ко двору Екатерины II.
— Сам же Крылов был, можно сказать, государственным человеком — служил в Императорской библиотеке. Говорят, что он считал это едва ли не главным делом своей жизни?
— Здесь он действительно нашел себя. Выполнял много разных поручений по инициативе Алексея Оленина, президента Академии художеств, который ему покровительствовал, в частности, во время работы Крылова в Монетном дворе. Но в библиотеке Крылов осуществлял не просто какую-то чиновничью деятельность. Он очень много делал для развития библиотечного дела в России. Не только составлял каталоги, но и заказы книг. Это была первая публичная и к тому времени единственная библиотека в России, где можно было читать книги просто по абонементу, как сейчас принято. А тогда, в 1812 году, еще до войны, это было уникальное для России дело. Крылов стоял у самого его начала и развития. Одновременно он способствовал научной основе библиотечного дела.
— Крылов и математиком успел побыть?
— Он редактировал по молодости что-то, связанное с математикой. Пушкин тоже следил за математическими отделами в журнале «Современник», но его мы уж никак не можем отнести к знатокам этой науки. Однако для того времени этого хватало.
— А что это за история с внебрачной дочерью Крылова от кухарки?
— Практически ничего не известно. Да, была дочь Александра. Потом были внуки. При этом дочку он своей не считал, а внуков признавал. Его дочь вышла замуж за мелкого чиновника. Начальник этого чиновника, Ростовцев, стал обладателем наследства Крылова. Семье же почти ничего не досталось, разве что тетрадь стихов Крылова
— Вы приводите очень много ярких сведений о Крылове. Где вы черпали информацию?
— О Крылове писали решительно все. Используя для своей книги все, какие только есть, мемуары о нем, я наталкивалась, например, на воспоминания человека, который всего лишь один раз прошел по лестнице с Крыловым. И такое пишут! Но все эти воспоминания извне. Никто не мог залезть к нему в душу, а потому каждый додумывает, и я не исключение.
— В чем, на ваш взгляд, феномен Крылова в литературе?
— Знаете, все мы внуки дедушки Крылова. Каждый, я думаю, смеялся над его строчками: «ай, Моська. », «страшнее кошки зверя нет», «а Васька слушает да ест». Ну и, конечно, «а вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Это что-то неотделимое не то что от нашей культуры, от нас самих. Если бы не было Крылова, не появился бы Пушкин, который вырос на его баснях.







