баснописец лафонтен краткая биография
Биография Лафонтена кратко
Биография Лафонтена кратко расскажет о жизни французского баснописца.
Жан де Лафонтен краткая биография
Родился в провинции Шампань, в Шато-Тьерри 8 июля 1621 в семье, принадлежавшей к древнему роду. Отец был чиновником, занимал должность государственного лесничего. Начальное образование Лафонтен получил в сельской школе, позже обучался в колледже г. Реймс. Отец видел в своем сыне будущего священника и отправил его изучать право парижскую ораторианскую семинарию. Но философия и поэзия Лафонтена увлекали намного больше.
В 1647 году Жан возвращается в Шампань и занимает должность отца. По его настоянию женится в 26-тилетнем возрасте на Мари Эрикар. Семейные и судебные дела мало привлекают Лафонтена, и он уезжает в столицу, чтобы вести совершенно иной образ жизни: заниматься литературой.
Среди знати он быстро нашел себе покровителей и сумел добиться значительных успехов на поприще литературы. В числе его друзей были такие влиятельные люди как принц Конде, Ларошфуко и мадам де Лафайед. Министр Франции позаботился о том, чтобы у него была большая пенсия и жалованье. Однако Людовик XIV и церковь сочли его произведения безответственными, легкомысленными и фривольными. Король даже чинил препятствия на пути избрания Лафонтена в члены академии. Поэтому литератора приняли только в 1684 году.
Жан де Лафонтен вел сугубо светский образ жизни, не отказывая себе ни в чем (даже в любовных похождениях, несмотря на то, что его жена осталась в имении Шампань). Домой он приезжал очень редко. Родные дети также не смогли привлечь внимание отца: однажды писатель не узнал своего сына, который сильно повзрослел с их последней встречи.
В большую литературу Лафонтен вошел в 33-тилетнем возрасте, в 1654 году. Он стал писать разнообразные по жанрам литературные произведения: баллады, пьесы, оды, мадригалы, послания, эклоги. В амплуа баснописца впервые выступил в 1668 году. Именно басни принесли ему мировое признание. Автор опирался на наследие античности и выступил создателем нового жанра в литературе, обеспечив себе место в истории литературы. Его перу принадлежит издание «Басен Эзопа, переложенных на стихи г-ном де Лафонтеном», вышедшее в 12 томах.
В последние годы писатель переосмыслил свое поведение и взгляды, отказавшись от фривольностей. Стал вести более благочестивую жизнь. Лафонтен умер 13 апреля 1695 в Париже, в возрасте семидесяти трех лет. Его жена пережила его почти на пятнадцать лет
Жан де Лафонтен
Жан де Лафонтен, французский поэт и баснописец, родился 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри. Отец будущего поэта был чиновником на посту смотрителя вод и лесов, поэтому Лафонтен проводит свое детство в лоне природы. Начальное образование он получает в сельской школе и в возрасте 19 лет готовится к принятию духовного сана. Однако молитвы и теология мало занимают юношу, поэтому он отказывается от карьеры священника и работает юристом. В этот период он изучает античную литературу, знакомится с трактатами по философии и политике.
Писать Лафонтен начинает в возрасте 33 лет. Литературный дебют автора – комедия «Евнух», опубликованная в 1654 году. Работа отличается удивительным многообразием, живописностью и изяществом. В 1661 году взят под стражу покровитель Лафонтена – министр финансов Николя Фуке. Баснописец пытается заступиться за мецената, что вызывает недовольство короля и автора ссылают в Лимож, где он находит нового благодетеля – герцогиню Булонскую. В данный период он пишет поэтические новеллы, которые производят переполох среди читателей из-за своей пикантности.
Особой заслугой писателя является создание особого жанра стихотворной басни, которая больше не считается несерьезной литературой. Новаторство баснописца состоит в том, что он вводит в басню нового героя – человека из народа, тем самым демократизируя жанр. Первое издание басен «Басни Эзопа, рифмованные Лафонтеном», опубликованное в 1668 году включало в себя 6 книг, а издание 1693 года включало в себя уже 12 книг басен.
Умер Жан де Лафонтен 13 апреля 1695 года в Париже.
Жан де Лафонтен
французский литератор и баснописец

Жан де Лафонтен (фр. Jean de La Fontaine) появился на свет в Шато-Тьерри (Франция) 8 июля 1621 года. Лафонтен с детства имел непокорный и дерзкий характер. Отец отправил его изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Юный Жан однако увлекался по большей части философией и поэзией.
В 1647 году Лафонтен возвращается в родительское имение в Шампани, где его отец был королевским губернатором. Следуя желанию своего отца двадцатишестилетний Лафонтен женился на пятнадцатилетней Мари Эрикар. Брак оказался не самым удачным, и вскоре Жан отправляется в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности.
В Париже молодой поэт пришёлся ко двору. Его сказки и басни, наполненные яркими образами, пользовались неизменным успехом. Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством, а также глубоким реализмом. Впоследствии некоторые басни Лафонтена были талантливо переведены на русский язык И. А. Крыловым.
В 1657 году покровителем Лафонтена становится знаменитый министр Фуке, которому поэт посвятил несколько стихотворений и поэм, например поэма «Адонис» (1658). Впоследствии Лафонтену покровительствовали герцогиня Бульонская и маркиза де ла Саблиер.
В 1680 году поэт завершает издание двенадцати книг Басен. В 1683 году он был избран членом Французской Академии. Лафонтен вёл активную светскую жизнь, предаваясь развлечениям и любовным интригам. Он практически не посещал свою семью, не поддерживал отношений со своими детьми, хотя и писал время от времени письма своей жене.
Умер Жан де Лафонтен в Париже 13 апреля 1695 года. Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов, трезвым взглядом на мир и глубоким реализмом.
Биография Жана де Лафонтена
Биография (Жан де Лафонтен): ранние годы
Родился писатель 8 июля 1621 года в небольшом французском городке Шато-Тьерри. Его отец служил в лесном ведомстве, поэтому все детство Лафонтена прошло на природе. Об этом периоде его жизни известно довольно немного.
В 1647 году его отец решает отойти от должности и передает ее сыну. Родитель выбирает и невесту для него – 15-летнюю девушку, живущую в этом же городе. Лафонтен отнесся к своим обязанностям без должной ответственности и вскоре уехал в Париж. Жену он с собой не взял. В столице писатель прожил всю свою жизнь, окруженный друзьями и поклонниками. О своей семье он не вспоминал годами и редко приезжал в родной город, чтобы навестить.
Прекрасно сохранилась переписка Лафонтена с женой, которая являлась поверенной его любовных приключений. Он практически не знал своих детей. Дошло до того, что, повстречав в гостях сына, писатель не узнал его.
Столица благоволила Лафонтену. Ему была назначена немалая пенсия, аристократы покровительствовали ему, толпы поклонниц не позволяли скучать. Сам писатель умудрялся сохранять независимость. И даже в хвалебных стихотворениях оставался насмешливым.
Первую известно Лафонтену принесли стихи, написанные в 1661 году. Посвящены они были Фуке, другу писателя. В произведении Лафонтен заступался за сановника перед королем.
Лафонтен Жан
Жан де Лафонтен (родился в Шато-Тьерри 8 июля 1621 года, умер в Париже 13 апреля 1695 года) — французский баснописец.
Отец Лафонтена в 1647 году передал ему собственную должность и убедил его соединиться в браке с четырнадцатилетней Мари Эрикар. Жан очень легкомысленно воспринял свои новые служебные и семейные обязанности, и спустя некоторое время направился в Париж, где всю жизнь прожил среди своих друзей, а также поклонников и почитательниц его таланта. Что касается семьи, то о ней он не помнил годами и очень редко, только по настоянию друзей, уезжал на родину на короткое время. Это говорит о том, что он не любил ни свою жену, ни детей.
Есть переписка Лафонтена с его женой Мари, которую он посвящал во все свои многочисленные приключения на стороне. Он так мало уделял внимания своим детям, что, однажды встретившись со своим уже взрослым сыном в одном из домов, не узнал его.
Лафонтен в Париже имел большой успех. Фуке назначил баснописцу крупную пенсию. Сначала он жил у герцогини Бульонской, затем, после её смерти, он, выйдя дома покойной, встретил д’Эрвара, своего знакомого, который предложил Лафонтену поселиться у него. На что тот ответил, что к нему и направлялся.
Версия, что в период с 1695 год по 1665 год баснописец находился в приятельских отношениях с Буало, Расином и Мольером, выглядит сомнительной. Но с уверенностью можно сказать, что в число его друзей определённо входили Ларошфуко, принц Конде, мадам де Лафайет и другие. Лишь к королевскому двору Лафонтен доступа не имел, поскольку король Людовик XIV не уважал легкомысленного поэта, не признававшего за собой никаких обязанностей. Этот факт замедлил процесс избрания баснописца во Французскую академию, участником которой тот стал лишь в 1684 году. Что касается «спора о новых и древних», то Лафонтен после колебаний встал на сторону последних. В последние годы баснописец преисполнился благочестия под воздействием мадам де Саблиер и отказался от своих наиболее легкомысленных произведений. Это переломный момент в биографии Жана де Лафонтена.
Заимствуя фабулу у древних писателей, черпая вдохновение из «Панчатантра Панчатантры», а также у латинских и итальянских авторов, Лафонтен сделал новый жанр. В этом и заключается его значение для истории литературы.
В 1668 году вышли первые книги его басен под названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном». В первом сборнике содержались знаменитые басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» и «Ворона и Лисица». Второе издание, которое включало уже 11 книг, было выпущено в 1678 году. Двенадцатая и последняя книга были включены в третье издание в конце 1693 года. Две первые книги имеют практически дидактический характер, в других Лафонтен становится более свободным, дидактику соединяет с передачей личных эмоций.
Художественному значению произведений Лафонтена способствуют красота его поэтических отступлений и вступлений, образный язык, поразительное разнообразие и богатство поэтической формы, особая способность передавать ритмом чувства и движения.
«Любовь Психеи и Купидона» — повесть, ставшая данью галантной прозе, написанная в 1662 году и ставшая переработкой пятой и четвёртой книг произведения «Апулей. Метоморфозы или Золотой осёл».
Именитые знакомые
Жан де Лафонтен, несмотря на то что прожил почти всю жизнь в Париже, не имел в столице своей квартиры. Первое время он жил у герцогини Бульонской, которая ему покровительствовала. Затем 20 лет снимал номер в отеле, принадлежавшем мадам Саблиер. Когда последняя умерла, писатель переселился в дом знакомого.
С 1659 по 1665 год Лафонтен был членом клуба «пяти друзей», в который входили Мольер, Буало, Шапелль и Расин. Среди друзей писателя также был и Ларошфуко. Единственное место, куда поэту не было доступа, королевский дворец, так как Людовик XIV терпеть не мог легкомысленного писателя. Это обстоятельство сильно замедлило избрание поэта в академию, в которую его приняли лишь в 1684.
Жан де Лафонтен (de La Fontaine) – знаменитый французский баснописец. Он родился 8 июля 1621 в Шато-Тьерри в Шампани, умер 13 апреля 1695 в Париже.
Жан де Лафонтен
Главные произведения Лафонтена: фривольные, но прекрасно рассказанные «Сказки» в 5 книгах (1665 – 85), доставлявшие величайшее наслаждение галантному обществу его времени, и «Басни» в 12 книгах, написанные вольными стихами (1668 – 95). Сюжеты этих произведений заимствованы отовсюду, но искренность и наивность рассказа, здоровая мораль и совершенство стиха делают их непревзойденными образцами. Кроме того, Лафонтен написал 11 театральных пьес и значительное число мелких стихотворений, многие из которых утрачены.
«Лафонтен – говорит Лотейсен в «Истории французской литературы XVII века» – своеобразнейшее явление в классической литературе Франции. С первого взгляда на него, он представляется выступающим из рамок своего времени, принадлежащим другому, позднейшему поколению. Но это первое впечатление несогласно с действительностью. Лафонтен принадлежал к своему времени точно так же, как и все остальные «классические» писатели Франции. Французы XVII века вопреки установившемуся мнению – не были, все без исключения, фанатическими приверженцами условных правил. Рядом со строгим, педантическим, неподвижным направлением пробивалось в довольно широких размерах свободное, близко подходившее к народному духу, оппозиционное течение. Лафонтен был представителем этого последнего в главных своих произведениях – баснях и рассказах, оставаясь в других последователем «академических» предписаний тогдашних законодателей литературы».
Всемирную известность Лафонтен приобрел своими баснями; в них он – в противоположность всем предшествовавшим баснописцам – отнюдь не имел исключительною целью проповедовать ту или другую мораль. Во многих из его басен практическое применение морали оказывается даже невозможным, очень часто он просто изображал с удивительным мастерством самые разнообразные явления человеческой жизни, нисколько не думая о каких бы то ни было моральных уроках. Сфера, в которой он жил и вращался, при его тонкой наблюдательности, давала ему обильный и благодарный материал. Отличительные черты его творчества – естественность и простота, под которой лежит юмор, проявляющийся часто в лучшем значении этого понятия; способность изображения у него так сильна, что во многих баснях он одним стихом, одним словом рисует всю фигуру человека или животного (под которым конечно тоже подразумевается человек), нередко и целое положение. Огромным количеством примеров можно бы без труда доказать, что это был действительно поэт, в произведениях которого жизнь и правда развертываются в богатом изобилии. Правда, избранная им область басни узка и сравнительно незначительна, но в ней Лафонтен до сих пор занимает первое место.
Сюжеты многих басен Лафонтена использовал великий русский стихотворец И. А. Крылов.
Последние годы и смерть
В последние годы жизни Лафонтен стал верующим, благодаря влиянию мадам Себлиер. Однако легкомыслие и рассеянность его так и не покинули. В 1692 году писатель тяжело заболевает. Это событие сильно повлияло на отношение Лафонтена к миру. Он потерял вкус к мирским утехам и жизни. Писатель еще больше обращается к богу, начинает перечитывать Евангелие. Лафонтен все больше задается вопросами о жизни после смерти, существовании ада и рая. Его беспокоит грядущее наказание.
Умирает поэт 13 апреля 1695 года в Париже.
Создатель басен
Критики давно говорят о том, какое огромное влияние на историю литературы оказал Жан де Лафонтен. Басни писателя действительно сравнивают с образцом нового литературного жанра. Поэт позаимствовал у древних авторов (Эзоп, Федра) внешнюю фабулу, но кардинально изменил стилистику и содержание.
В 1668 году в свет вышли шесть томов басен, носивших название «Басни Эзопа, переложенные на стихи Лафонтеном». Именно в этих книгах оказались самые знаменитые произведения, которые впоследствии в нашей стране были переложены Крыловым.
Второе издание, опубликованное в 1678 году, включало 11 книг. Позднее оно было дополнено двенадцатой частью, вышедшей в 1693.
Из биографии
Жан де Лафонтен (1621-1695) родился 8 июля 1621 г. в городке Шато-Тьерри провинции Пикардия. Его отец Шарль был управляющим королевской охотой и главным лесничим герцогства Шато-Тьерри. Сначала Лафонтен готовился к духовному званию, но потом начинает изучать право в Париже, одновременно посещая кружок молодых поэтов. В 1647 г. он по настоянию отца женится на молоденькой Мари Эрикар, которой было всего 14 или 15 лет. Но к супружеству и дальнейшей семейной жизни Лафонтен относится весьма легкомысленно, не занимаясь воспитанием своего единственного сына и живя в Париже отдельно от семьи, среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта. В 1649 г. он получил диплом адвоката и должность в Высшем суде в Париже. Но вскоре переехал в Шато-Тьерри, где получил руководящую должность в лесничестве герцогства. Здесь он много читает, часто выезжает в Париж для встреч с друзьями. Первое сочинение Лафонтена – комедия «Евнух» – было опубликовано в 1654 г. и не имело успеха. В 1658 г. один из родственников Лафонтена знакомит его с Николя́ Фуке́ – суперинтендантом финансов Франции в ранние годы правления Людовика XIV, одним из самых могущественных и богатых людей Франции. Фуке становится покровителем Лафонтена. В последующем у Лафонтена будут другие весьма влиятельные покровители. Творчество Лафонтена развивается, он публикует одно произведение за другим. Популярность его растёт. Но первый сборник басен вышел только в 1668 г. Он назывался «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном». Позже вышло ещё несколько томов басен, и этот жанр становится довольно популярным.
Своеобразие произведений
В своих баснях Жан де Лафонтен менее всего внимания уделяет моральной стороне. В произведениях он учит трезво смотреть на жизнь, пользоваться людьми и обстоятельствами. Неслучайно у него торжествуют хитрость и ловкость, а доброта и простоватость проигрывают. У поэта совершенно отсутствует сентиментальность – выигрывают только те, кто может управлять своей судьбой. В своих баснях Лафонтен перенес на бумагу весь мир, всех живущих в нем существ и их взаимоотношения. Писатель показывает себя знатоком человеческой природы и нравов общества. Но он не обрушивается на все это с критикой, а находит трогательные и забавные моменты.
Популярны басни Лафонтена были и потому, что обладали образностью языка, необычайным ритмическим рисунком, красотой поэтических отступлений.
Произведения
Первой литературной работой Лафонтена стала комедия в 5 действиях «Евнух», опубликованная в 1654 году. Это была адаптация произведения древнеримского драматурга Теренция, которая прошла незамеченной.

Писатель Жан де Лафонтен
В это время покровителем французской словесности был суперинтендант Николас Фуке, министр финансов при Людовике XIV, сыгравший большую роль в биографии поэта. Лафонтен вскоре получил заказ на стихотворные произведения и «литературную пенсию» в тысячу ливров.
Помимо обязательных работ, поэт посвятил патрону поэму «Адонис», написанную в духе древнеримского поэта Овидия, начал создавать произведение во славу поместья Фуке Во-ле-Виконт «Le Songe de Vaux». Дворец министра в то время находился в стадии строительства, поэтому Лафонтен описывал его в форме сновидения. Эта ода осталась незавершенной из-за ареста министра в 1661 году.

Портрет Людовика XIV
Жан остался верен другу и наставнику, в его защиту он создал «Оду королю», адресованную Людовику XIV, и «Элегию нимфам Во», чем вызвал гнев монарха и главы правительства Жан-Батиста Кольбера.
Нового покровителя Лафонтен обрел в лице Мари Анни Манчини, герцогини Буйон, самой молодой из племянниц кардинала Мазарини, а затем герцогини Орлеанской. Под патронажем последней опубликовали дебютный сборник поэта «Сказки и новеллы в стихах» в 1664 году. В него вошли «Джакондо», сюжет которой позаимствован из поэмы «Неистовый Орландо» итальянского писателя Людовико Ариосто, и «Побитый и довольный рогоносец».

Портреты Жана де Лафонтена
Предыдущие произведения поэта были довольно тривиальны, а этот сборник вызвал оживленные споры в литературных кругах и ссору между Лафонтеном и герцогом Буйоном, переводившим «Неистового Орландо» ранее.
В 1665 и 1666 годах вышли еще две книги «Сказок и новелл в стихах». В этот раз писатель обратился к фривольным сюжетам Боккаччо и сборнику «Сто новых сказок», содержавшему произведения французского фольклора. В адрес Лафонтена посыпались упреки в отсутствии нравственности и морали.
Алина Осташкина читает басню Жана де Лафонтена «Человек и змея»
В 1668 году поэт опубликовал первую книгу басен, содержащую произведения нового жанра, основоположником которого считался древнегреческий поэт Эзоп. На первый взгляд, это были сказки, но краткость, поучительный характер и аллегорический смысл отличали их от предыдущих творений Лафонтена.
В сборник под названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» вошли «Ворона и лисица» («Ворон и лис»), «Стрекоза и муравей» («Цикада и муравьиха»), «Лисица и виноград». Русскому читателю эти названия знакомы с детства по произведениям Ивана Крылова.

Портрет Эзопа
После этого были напечатаны еще 5 книг басен в стихах. Эти произведения, посвященные французскому дофину, имели большой успех, принесли славу создателю. Разнообразные и свободные по форме, басни Лафонтена охватывали многие аспекты человеческого опыта. В эпоху борьбы за чистоту языка автор использовал архаические слова, коллоквиализмы, устаревшие конструкции.
Басни казались современникам произведениями второстепенного жанра, детской литературой. Обманчиво простые стихи легко запоминались, но при этом демонстрировали глубокое понимание человеческой природы. Строки из них стали фразеологизмами французского языка.
Турал Рахманов читает басню Жана де Лафонтена «Безумец и мудрец»
В 1669 году Лафонтен опубликовал «Любовь Психеи и Купидона», длинный роман в стихах и прозе, навеянный произведением древнеримского философа Апулея «Золотой осел». Эта работа, отличавшаяся тонким поэтическим стилем и изысканной прозаической формой, выразившая отношение автора к любви, красоте и искусству, оставила публику равнодушной. Современники сочли текст противоречащим основным принципам классической эстетики.
3-й сборник «Сказок» появился в 1671 году, в него вошли 8 новелл. В том же году Лафонтену пришлось отказаться от должности лесничего, после смерти герцогини Орлеанской он остался без работы. Однако в 1673 году писатель нашел новую покровительницу, Маргариту де Ла Саблиер, в салонах которой собирались выдающиеся ученые, поэты, философы, художники и другие люди науки и искусства.

Статуи Жана де Лафонтена
В 1673-1682 годах Лафонтен опубликовал множество работ: стихотворения для религиозного сборника, изданного в Порт-Рояле, эпитафию Мольеру, новые сказки, самые распутные из которых были запрещены полицией, 5 новых книги басен и другие произведения. В 1674 году писатель попробовал себя в жанре оперы, но не завершил этот литературный эксперимент.
В 1682 году он написал «Поэму о хинном дереве» в естественнонаучном жанре рекламы лекарственного средства. В 1684 году Лафонтена избрали членом Французской академии, королевского литературного учреждения. До этого писателя несколько раз не принимали из-за немилости Людовика XIV, помнившего участие Жана в деле Фуке.

Жан де Лафонтен в старости
Поэт выпустил серию басен, публиковавшихся между 1689 и 1692 годами, они собраны в книгу, посвященную герцогу Бургундскому, старшему сыну Великого Дофина. В 1680-е годы при участии актера Шарля Шевийе де Шанмеле Лафонтен написал комедии «Раготен», «Флорентиец» и «Волшебный кубок».
После смерти г-жи де ла Саблиер в 1693 году мысли Лафонтена обратились к церкви. Он отказался от сказок и пообещал посвятить остаток дней созданию благочестивых произведений. Последний сборник басен появился в 1694 году.
Жан де Лафонтен, «Лисица и виноград»
Сюжет басни прост: проголодавшаяся лисица проходим мимо виноградника. Плутовка решает полакомиться им. Она влезает на забор, но никак не может дотянуться до заветного кушанья. Промчавшись какое-то время, лиса спрыгивать на землю и заявляет, что не увидела ни одной спелой ягоды.
Узнать в этой ситуации случай из жизни довольно легко. Часто люди, которые не смогли добиться поставленной цели или получить какую-либо вещь, говорят, что и задумка их была бесполезна, да и вещь не очень нужна.
Фильм о писателе
В 2007 году вышла картина под названием «Жан де Лафонтен — вызов судьбе». Фильм был снят французским режиссером Даниэлем Винем. Сценарий написал Жак Форжа. Картина рассказывает о парижской жизни писателя. В это время арестовывают его знатного покровителя Фуке, от которого зависело будущее Лафонтена. Поэт бросает все свои силы, чтобы помочь ему. Он совершенно забывает про свою семью, живущую в глухой провинции, забрасывается сочинительство. Лафонтен обращается за помощью к Буало, Расину, Мольеру, но толку от этого немного. Спасает поэта герцогиня Больонская, которую он практически не знает. Она помогает поэту не только разобраться с финансовыми проблемами, но и осознать свое призвание литератора.