батаев хизир мухадинович декан мединститут биография
Батаев хизир мухадинович декан мединститут биография
Факультетской хирургии с лабораторией инновационных клеточных технологий
Кафедра факультетской хирургии №2 была организована в сентябре
1995 года, на базе 50-коечного хирургического отделения больницы на ст. Махачкала СКЖД.
С 2003 года обязанности заведующего кафедрой исполнял профессор Р.Г.Алиев. В 2005 г. Заведующим кафедрой был избран профессор С.А. Алиев. С 2009 года по настоящее время кафедрой факультетской хирургии руководит Газиев Рашид Магомедович – доктор медицинских наук. В 2011 году кафедра переименована в кафедру факультетской хирургии с лабораторией инновационных клеточных технологий.
заслуженный врач Республики Дагестан, доктор медицинских наук, хирург высшей категории. Автор 180 научно-практических публикаций. 10 учебно-методических пособий, изданных им, рекомендовано, как учебные пособия для ВУЗов России федеральным государственным образовательным учреждением «ВУНМЦ Рос здрава». Им впервые в мировой практике, предложена оптимальная доза 5-фторурацила для внутриаортального применения при лечении острого деструктивного панкреатита. Результаты этих клинико-экспериментальных работ вошли в его кандидатскую диссертацию: «Внутриаортальная медикаментозная терапия деструктивного панкреатита. Благодаря чему, удалось снизить летальность при остром деструктивном панкреатите до 14% (30-60%). Предложенные Газиевым Р.М. новые подходы к лечению паховых грыж отражены в его монографии: «Паховые грыжи реконструкция задней стенки пахового канала».
Им изданы книги: «Неотложная хирургия органов брюшной полости», «Предоперационное и послеоперационное ведение больных с хирургическими заболеваниями», «Нагноительные заболевания легких и плевры». Он внедрил в практическую хирургию новые виды операций, за что получены патенты на изобретения и удостоверения за рацпредложения: терминолатеральный эзофагодуоденоанастомоз при тотальном удалении желудка; модифицированный способ пластики задней стенки пахового канала при паховых грыжах; метод сужения анального кольца при его несостоятельности; щадящая коррекция синдрома приводящей петли; дифференциация паховых грыж согласно площади пахового канала и детализация пахового промежутка.
За 45 лет своей практической деятельности Р.М. Газиев прооперировал более 10 тысяч больных с абдоминальной, урологической, гинекологической, онкологической и другими патологиями. Им предложены стандарты оказания специализированной неотложной хирургической помощи при абдоминальных патологиях, а также рекомендации по профилактике послеоперационных тромбоэмболических осложнений, что отражено в одноименных изданиях.
Р.М. Газиев подготовил для практического здравоохранения более 120 клинических интернов и ординаторов. На протяжении 10 лет являлся главным консультантом по хирургии Республиканского ортопедо-травматологического центра, где прооперировал и проконсультировал более 170 пострадавших с тяжелыми абдоминальными патологиями. Он награжден Медалью – Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Газиев Р.М.- член общества хирургов Дагестана, организатор 2-х республиканских юбилейных, авторских конференций.
Газиев Р.М.- награжден орденом «За заслуги перед Отечеством II степени» и юбилейной медалью: «20-лет разгрома международных бандформирований».

Профессорско-преподавательский состав кафедры составляют 8 человек.
Большинство преподавателей – опытные педагоги и клиницисты, средний стаж их составляет 17,4 лет. На кафедре работают 3 доктора медицинских наук и 2 кандидата медицинских наук: 2 профессора, 2 доцента, 4 ассистента.
Курбанова Зарема Вахаевна
доктор медицинских наук, профессор кафедры, заведующая учебной частью кафедры факультетской хирургии, хирург высшей категории, заслуженный врач РД, главный специалист-эксперт МЗ РД и СКФО по пластической, реконструктивной и эстетической хирургии. Действительный член Российского Общества Пластических, Реконструктивных и Эстетических Хирургов и Российского Общества Хирургов. С отличием окончила ДГМИ в 1979 г. Клиническую ординатуру прошла на базе БСМП на кафедре общей хирургии. В 1997 защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лечебная и диагностическая тактика у больных холестерозом желчного пузыря». В 2000 году защитила докторскую диссертацию на тему: «Лечение гнойно — воспалительных заболеваний печени и желчных путей в пожилом и старческом возрасте». В 2003 году прошла сертификационную специализацию, по пластической хирургии в НИИ пластической хирургии и красоты при МЗРФ и начала развивать это направление в Дагестане, принимая непосредственное участие в российских и международных форумах. С 2010 года является главным специалистом-экспертом МЗ РД по пластической и реконструктивной хирургии. С 2015 по 2019 г. — главным специалистом-экспертом СКФО. В январе 2019 года организовала и является председателем дагестанского отделения РОПРЭХ. Активно проводит мастер –классы по важным разделам пластической хирургии. Является организатором международных конгрессов по пластической, реконструктивной и эстетической хирургии на Северном Кавказе. Наряду с педагогической и воспитательной работой курирует научный студенческий кружок кафедры. Высокая образовательная подготовка позволяет кружковцам занимать призовые места на региональном, всероссийском и международном уровнях. С 2011 года сертифицированна по медицинской, судебной экспертизе и организации здравоохранения. В 2012году сертифицированна по онкомаммологии на базе РОД г. Казань. Опыт педагога, активность многопланового хирурга и организатора здравоохранения позволил экстраполировать знания в 157 научных работ, статей и учебно-методических изданий, монографий, изобретений и рацпредложений. Под ее руководством в 2003 году защищена 1 кандидатская диссертация, готовит аспирантов и клинических ординаторов.
Омаров Ильяс Магомедович
доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской хирургии. Работает в Дагестанском государственном медицинском университете с 1990 года. Кандидатская диссертация была посвящена хирургической коррекции флебогемодинамических нарушений при окклюзионном синдроме верхней полой вены, которая успешно защищена в 1990 году. Докторская диссертация – «Обоснование хирургической коррекции нарушений гемо- и лимфоциркуляции при циррозе печени», защищена в 2000 году. Проводит в год около 200 операций, в том числе со сложной сочетанной патологией. Создаваемая на практических занятиях и лекциях атмосфера доброжелательности, педагогической требовательности и взаимопомощи способствует формированию позитивной мотивации студентов к прочному освоению учебного материала. Автор более 160 научных работ. Им изданы 2 монографии, получено 7 патентов на изобретения. Под его руководством защищены 4 диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.
Далгатов Гаджимурад Магомедович
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры. Окончил лечебный факультет ДГМА в 1995 году. С 1995-1996 год прошел интернатуру по хирургии в ДГМА. С 1996-1998 гг- клиническая ординатура по специальности хирургия в ДГМА. С1998 по 2002 годы работал врачом-хирургом в муниципальной поликлинике №1 г. Махачкала. С 2001 года- заочная аспирантура по хирургии в ДГМА, с последующей защитой кандидатской диссертации на тему «Перфторан в заживлении толстокишечных анастомозов» под руководством профессора Загирова У.З. В 2004 году избран ассистентом кафедры хирургии пед.стом. и медпроф. факультетов ДГМА. С 2010 по 2013 годы –заместитель декана ФВБО, с 2013 по 2017 годы- начальник учебного управления ДГМУ. С 2017 года по настоящее время –доцент кафедры факультетской хирургии. Автор более 40 научных работ, в том числе 3 учебно-методических пособий и 2 патентов на изобретение.

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры. Окончила лечебный факультет ДГМА в 1993 году. С 2000 года работала на кафедре старшим лаборантом, занимаясь научным направлением по УЗ диагностика в хирургии. В 2006 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ультразвуковой мониторинг состояния остаточной полости после эхинококкэктомии печени» под руководством профессора Омарова И.М. В 2010 году избрана ассистентом кафедры. Автор более 73 научных работ, в том числе 3 учебно-методических пособий, 2 патентов на изобретение и 3 рацпредложений. С 2006 года- действительный член РОХ и общества лучевой диагностики.
Омарова Хадижат Загирбеговна
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры. Окончила лечебный факультет ДГМА в 1998 году, с отличием. С 2000 года работала на кафедре старшим лаборантом, занимаясь научным направлением по клеточным технологиям. В 2007 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Трансплантация клеток печени и хориона при тяжелой печеночной недостаточности» под руководством профессора Онищенко Н.А и профессора Алиева Р.Г. С 2002 по 2009 годы- врач онколог поликлиники ОАО РЖД. В 209 году- прошла первичную специализацию по эндоскопии на базе РМАПО г. Санкт –Петербург. В 2013 году избрана ассистентом кафедры. Автор более 70 научных работ, в том числе 3 учебно-методических пособий и 2 патентов на изобретение, участник международных и всероссийских научных конференций, в том числе с докладами. С 2006 года- действительный член РОХ, РОЭНДО.

ассистент кафедры факультетской хирургии. Окончил лечебный факультет ДГМА в 2005 году. С 2005-2007 год прошел клиническую ординатуру по хирургии на этой кафедре, на базе ОАО РЖД. С 2007-2011- заочная аспирантура по специальности хирургия в ДГМА. С 2008 по 2014 годы – врач онколог в поликлинике ОАО РЖД. С 2014- 2016 врач- хирург поликлиники ОАО РЖД. С 2016 года по настоящее время- ассистент кафедры факультетской хирургии. В 2017 году –прошел первичную специализацию по УЗИ диагностике в городе Ростов. В 2018 году- прошел первичную специализацию по онкологии. В настоящее время – завершается работа над кандидатской диссертацией на тему: «Мультидисциплинарный подход в лечении пациентов с кожно-жировым фартуком». Автор более 30 научных работ.

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры факультетской хирургии. Окончил ДГМА в 2007 году лечебный факультет. С 2007 по 2008 год – клиническая интернатура на базе больницы скорой медицинской помощи. С 2008 по 2009 годы- врач-хирург в больнице Порта. С 2009 по 2019 годы — врач торакальный хирург в Дагестанском центре грудной хирургии. В 2014 году — защита кандидатской диссертации на тему «Хирургическая коррекция предикторов грыж пищеводного отверстия диафрагмы». С 2019 года по настоящее время –ассистент кафедры факультетской хирургии; врач — хирург онколог в отделении хирургии отделенческой клинической больницы ОАО РЖД. Автор более 18 научных работ, 1 монографии, 2 патентов на изобретения

старший лаборант кафедры. Окончила ДГМУ в 2008году по специальности «Лечебное дело». С 2008-2010 прошла ординатуру на кафедре факультетской хирургии с лабораторией инновационных клеточных технологий. В 2017 году –прошла первичную специализацию по УЗИ диагностике. В 2018 году- прошла первичную специализацию по онкологии. С 2010 по настоящее время-старший лаборант кафедры. Автор более 25 научных работ, 1 патент и 1 учебно-методическое пособие.

лаборант кафедры факультетской хирургии. В 2002 году окончила Дагестанский Базовый Медицинский Колледж, по специальности «Лечебное дело». С 2003 по 2009 гг — лаборант в лаборатории фетальной терапии ЦНИЛ ДГМА. С 2009 года по настоящее время – лаборант кафедры факультетской хирургии
Рабочие программы и аннотации
Рабочая программа помощник врача-хирурга
Рецензии
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Батаев хизир мухадинович биография
Биография Владимира Знаткова
Владимир Михайлович Знатков родился 24 августа 1959 года в Новосибирске.
Образование — высшее, закончил Новосибирскую государственную академию водного транспорта, кандидат экономических наук
Биография Людмилы Поляковой
Актриса театра и кино, народная артистка России Людмила Петровна Полякова родилась 28 января 1939 года.
В 1964 году окончила Высшее театральное училище (институт) имени М
Биография Тенгиза Абуладзе
Грузинский кинорежиссер Тенгиз Евгеньевич Абуладзе родился 31 января 1924 года в Кутаиси (Грузия).
В 1943-1946 годах учился в Тбилисском театральном институте имени Шота Руставели (мастерская Георгия Товстоногова и Дмитрия Алексидзе)
Биография Екатерины Максимовой
Прима-балерина Большого театра, киноактриса и педагог, народная артистка СССР Екатерина Сергеевна Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве.
Ее отец работал инженером, мать – журналистом, редактором издательства
Биография Отара Иоселиани
Грузинский режиссер, сценарист и актер Отар Давидович Иоселиани родился 2 февраля 1934 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия).
В 1952 году окончил музыкальное училище (класс скрипки и дирижирования)
Биография Ирины Муравьевой
Актриса театра и кино Ирина Вадимовна Муравьева родилась 8 февраля 1949 года в Москве в семье военнослужащего.
В детстве мечтала быть учительницей, об актерской профессии всерьез задумалась только в старших классах
Биография Всеволода Мейерхольда
Актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился 9 февраля (28 января по старому стилю) 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье Эмилия Мейергольда — владельца винно-водочного завода.
У Карла было пять братьев и две сестры
Биография Евгения Крылатова
Композитор Евгений Павлович Крылатов родился 23 февраля 1934 года в городе Лысьва Пермской области в рабочей семье.
В 1936 году вместе с родителями переехал в рабочий пригород Перми – Мотовилиху
Биография Олега Янковского
Российский актер театра и кино Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане, Казахская ССР (ныне Казахстан).
В семье было трое сыновей, он был младшим
Биография Валерии Гай Германики (Дудинской)
Режиссер, сценарист, оператор Валерия Игоревна Дудинская (творческий псевдоним — Валерия Гай Германика) родилась 1 марта 1984 года в Москве в семье журналиста.
В 2001 году окончила факультет зооинженерии Московской сельскохозяйственной академии имени К
Войнова: биография велогонщицы Пендлтон сподвигла побить рекорд в гите
Российская велогонщица Анастасия Войнова заявила, что побить мировой рекорд в гите ее сподвигла биография двукратной олимпийской чемпионки из Великобритании Виктории Пендлтон.
Отчасти меня сподвигла на это прочитанная биография Виктории Пендлтон, которая решилась когда-то точно так же выйти на эту дистанцию… На самом деле, когда отказываться от задумки уже стало поздно, пришло осознание, во что я ввязалась, и мне стало.
Биография Ларисы Лужиной
Актриса театра и кино, народная артистка России Лариса Анатольевна Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде (Санкт-Петербург).
Ее отец и шестилетняя сестра умерли от голода
Биография Татьяны Булановой
Популярная певица, заслуженная артистка России Татьяна Ивановна Буланова родилась 6 марта 1969 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Окончила музыкальную школу по классу фортепиано
Биография Сергея Никитина
Российский композитор, бард, автор и исполнитель песен Сергей Яковлевич Никитин родился 8 марта 1944 года в Москве в семье военного.
В 1968 году окончил отделение акустики физического факультета Московского государственного университета им
Биография Тараса Шевченко
Украинский поэт, прозаик и художник Тарас Григорьевич Шевченко родился 9 марта (25 февраля по старому стилю) 1814 года в селе Моринцы Киевской губернии (ныне Черкасская область, Украина) в семье крепостного крестьянина.
Его детские годы прошли в родном селе и в селе Кириловка
Время больших перемен
В последнее время развитию отрасли здравоохранения все больше внимания уделяется со стороны государства, так как именно здоровье лежит в основе качества жизни человека, социального благополучия каждой семьи, благосостояния населения. Исходя из этих постулатов и строят свою работу сегодня сотрудники Медицинского института ЧГУ. Как «куются» медицинские кадры, каковы успехи на этом поприще, с какими проблемами приходится сталкиваться и как они решаются? Слово — директору МИ ЧГУ И.Х. Байсултанову.
Из досье «Университетского вестника»: Идрис Байсултанов родился в 1960 году в с. Белоречье Гудермесского района. Окончил местную школу. В 1984 году был направлен на подготовительное отделение Астраханского государственного медицинского института. В 1991 году успешно окончил его. Интернатуру проходил в кардиологическом отделении №1 Республиканской клинической больницы. В 1992 году Идрис Хасаевич Байсултанов занимает должность врача-ординатора, затем – старшего ординатора. В 2000 году назначен заведующим кардиологическим отделением. В 2003 году переведен на должность главного врача Гудермесской центральной районной больницы. Постоянно работал над повышением квалификации, имеет три сертификата по специальности “кардиология”, два – по специальности “организация здравоохранения и общественное здоровье”. С 2002 года – врач высшей категории. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный врач Чеченской Республики», а в 2008 году — звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Кавалер орденов имени Ахмата Кадырова и «За развитие парламентаризма в Чеченской республике». Награжден медалью «За заслуги перед Чеченской республикой» и нагрудным знаком «Отличник здравоохранения». А всего в его «копилке» одиннадцать наград. Является победителем конкурса «Врач народного признания 2010 года» в номинации «Лучший главный врач». Кандидат медицинских наук, доцент, член-корреспондент МАНЭБ – Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы. Один из победителей номинации «Человек года».
Главой республики Рамзаном Кадыровым с первого дня перед нами была поставлена задача: произвести на медицинском факультете преобразования, кардинально улучшить качество обучения, создать необходимые материально-технические условия для обучения. Нам предстояло добиться, чтобы успеваемость студентов соответствовала среднероссийской. За весь прошедший период под руководством ректора ЧГУ Заурбека Асламбековича Саидова создавалась и укреплялась материально-техническая база. С этой целью было выделено здание, в котором мы сегодня располагаемся, было закуплено необходимое количество наглядных пособий, муляжей, тренажеров, плакатов. Практически все кафедры, которые на сегодняшний день у нас есть, на 60-70 процентов укомплектованы необходимыми наглядными пособиями.
Произошли разительные перемены в процессе обучения. Рассмотрим в хронологическом порядке по посещаемости – успеваемости студентов: поначалу у нас были студенты, которые позволяли себе даже не появляться на занятиях или лекциях, – таких мы отчислили. В первый год по успеваемости было очень большое количество отчислений – свыше четырехсот. А всего за полтора года отчислили более девятисот студентов. Среди них было сорок пять процентов студентов, которые практически не посещали занятий и не учились. В настоящее время у нас число отчислений соответствует нормативу – в пределах трех-пяти процентов. К примеру, в ходе последних экзаменов мы могли по результатам ответов студентов увидеть, что они действительно начали учиться, стали показывать знания. Это стало возможно благодаря тому, что созданы все условия для учебы – есть прекрасная библиотека, читальные залы, необходимая литература, лаборатория. К услугам студентов хорошая столовая. Словом, сделано все для того, чтобы ребята все свободное время тратили на изучение материала, чтобы во время занятий могли показать свои знания. Это все благодаря усилиям нашего большого коллектива. Когда коллектив сплоченно, дружно трудится, результат будет.
Практически все кафедры за последние полтора года действительно проявили усердие. При проверке было подтверждено, что весь перечень необходимых документов имеется, документация находится в прекрасном состоянии, программы составлены, и они соответствуют предъявляемым Министерством образования и науки требованиям. Оценка нам поставлена хорошая. Думаю, в дальнейшем мы будем наращивать наши возможности.
В настоящее время мы на кафедрах создаем симуляционные классы, где студенты могут провести врачебные манипуляции, т.е. получить практические знания. Также на кафедре общей хирургии, где есть симуляционные классы, студенты могут зайти в предоперационную, провести все подготовительные манипуляции – имитации подготовки к операции. Заходя в операционную, он определяется, где он должен стоять, что он должен делать – т.е. создавать операционное поле. Кроме того, закуплены тренажеры, где студенты могут научиться накладывать швы, приобретать и укреплять практические навыки. Сегодня у нас есть возможности для создания имитации любой патологии на муляжах.
С нынешнего года мы начинаем прием студентов на специальность «педиатрия» – до сих пор у нас было только «лечебное дело». Отныне у нас будет функционировать отдел постдипломного образования, где студенты будут проходить интернатуру. В настоящее время мы готовим пакет документов, в том числе и по аспирантуре по двадцать одному направлению, по двенадцати направлениям у нас уже начаты работы. Словом, планируем в дальнейшем развивать аспирантуру. Также в этом отделе планируем работы по специализации и переподготовке врачей. Поданы документы для открытия специальности «стоматология». В случае удачи мы даже с нынешнего года можем провести прием студентов по специальности «стоматология».
В течение двух месяцев нам необходимо создать симуляционную поликлинику, дублирующую обычную поликлинику, чтобы студенты на муляжах лечили зубы и приобретали соответствующие навыки. Это позволит им в будущем нормально лечить или удалять зубы, проводить те или иные манипуляции, чтобы на четвертом курсе – они имеют пятилетнее обучение – переходя на пятый курс, они уже могли лечить.
Если мы сегодня нуждаемся в квалифицированных врачах, мы должны постараться уже готовить их в соответствии с мировыми стандартами. Наш выпускник должен иметь основные базовые знания и навыки – к этому мы должны стремиться. Мы должны завершить формирование всей материально-технической базы и укомплектование преподавательского состава, чтобы соответствовать тем требованиям, которые будут предъявляться нам с 2017 года – с этого года образование и здравоохранение переходят на европейские стандарты. Это совершенно другие требования, которые для нас сегодня просто нереальны. Но если мы сегодня не будем работать в этом направлении, то когда наступит переходный период, мы останемся при своих интересах. Цели и задачи у нас таковы. Материальные возможности для их осуществления у нас, я верю, будут.
В осуществлении таких грандиозных планов и задач нужен сильный преподавательский состав. К слову, в последнее время ко мне обратились уже двое преподавателей – из Астраханской медицинской академии и Медицинской академии г. Майкопа. Ведем работу с Украиной – привлекаем специалистов, которые хотят у нас жить и работать. Когда есть условия, когда учреждение имеет авторитет, люди охотнее идут туда.
Если раньше отношение к медфакультету было более, чем прохладное, то теперь ситуация изменилась коренным образом. Сегодня отношение к медицинскому институту другое, и в близлежащих регионах это тоже видят, ведь многие из отчисленных у нас студентов продолжают учиться у них. Случалось, кто-то из «обиженных» жаловался на предвзятое отношение. Тогда мы смотрим посещаемость, балло-рейтинговые показатели, можем посмотреть по любому предмету, – словом, объективность полная. Сегодня и родители могут войти в эту онлайн-систему и посмотреть, чем занимается их любимое чадо, каковы его успехи. На любой кафедре им покажут журналы, они воочию все могут увидеть. Если студент имеет больше трех «неудов» или «не был», то информация предается гласности: мы вызываем родителей, предлагаем принять меры. Но если они их не принимают, мы, согласно внутреннему уставу, делаем свои выводы.
Хоть мы многое делаем для дальнейшего улучшения учебного процесса, в целом работой преподавательского состава я не удовлетворен, – что делать? – я и собой недоволен! Не могу сказать, что они недобросовестно относятся с исполнению своих обязанностей. Но считаю, что пока мы недостаточно работаем над повышением своей квалификации. И этому есть свои объяснения: у нас из ста преподавателей 70-80% – совместители, а совместитель имеет зарплату в 3,5 тысячи рублей и при этом несет двойную-тройную нагрузку. Я не могу ничем их поощрить, кроме того, что поблагодарю их. Они в лечебном учреждении получают в два раза больше. А здесь они за мизерную зарплату добросовестно выполняет свою работу. Это ведь не каждый еще может – надо знать методы преподавания, критерии постановки оценки, что тоже по балло-рейтинговой системе сделать не просто. Этому тоже научить надо. А новички когда еще все эти тонкости осилят. Отсюда у нас задача – удержать как можно больше основных – опытных! – работников. И еще: врачи должны в клинической базе работать. Иначе они теряют свою квалификацию. Они становятся теоретиками и не могут показать студенту на практике то, что они читали на лекции. В нашей специальности пока собственными глазами видеть не будешь, пока своими руками делать не будешь, очень скоро все забудешь. Ведь доказано, что от суммы теоретических знаний около 30% только и остается. Поэтому все должно быть наглядно-показательно. Хорошо, что руководство института понимает ситуацию, видит позитивные перемены. Но нередко бывает сложно убедить, что наша профессия имеет свою специфическую составляющую, что здесь другие стандарты, должен быть другой подход. Как нельзя построить хорошего дома без прочного, основательного фундамента, так и здесь – без прочной основы, без теоретических и практических знаний никогда профессионально сформировавшегося врача мы не получим. Это специальность, которая предполагает, что врач всю свою сознательную жизнь обязан над собой трудиться. Но это все надстройка, а основание, фундамент закладывается здесь, в стенах нашего института. И здесь нет второстепенных предметов, хотя многие из ребят думают иначе.
Когда я учился, мне и самому казалось: зачем мне нужна, скажем, физколлоидная химия, биохимия, математика? Теперь-то некоторых предметов и нет в учебных программах, а когда я учился, у нас только химии семь разновидностей было. Но в работе пригодились все эти предметы. И понял я это очень скоро, как только начал работать в республиканской клинической больнице. Сегодняшние студенты тоже должны это понимать. Понимать, что без знаний нормальной физиологии, без знаний патологической физиологии, анатомии и патологической анатомии, биологической химии и других предметов никогда не окажут полноценной помощи больному. Получив соответствующую базу знаний, сегодняшний студент старших курсов должен в экстремальной ситуации быть способным выполнять свои обязанности.
Когда мы были студентами четвертых-пятых курсов, нас отправляли со строительными отрядами за сто с лишним километров в степь, в полевые или животноводческие бригады. У тебя 800 тысяч студентов, да еще рядом два-три населенных пункта, и к тебе бегают местные фельдшеры – раз ты студент четвертого курса, считают они, ты должен все знать. Нам приходилось и роды принимать, и оказывать неотложную помощь, и транспортировать больного – и все получалось.
Сегодня студентов надо уговаривать: учись, запишись в кружок! А мы сами старались записаться в кружок. Я на 3-м курсе был руководителем экспериментальной операционной бригады. Мы на собаках или кроликах делали экспериментальные операции, сами делали рентгеновские снимки, проводили исследования и все это документально оформляли. И успевали! Иначе не формируется мышление врача. Сегодня у шестикурсника спрашиваешь: кем ты хочешь быть? И часто слышим в ответ неопределенное: «Не знаю, посоветуюсь дома…» У нас такого не было. Мы знали, кем мы хотим быть, к чему стремимся. Сегодня все демократизировано – плохо ли это, хорошо ли. Но студенты нашего института будут грамотными. Я все же практик и знаю, как надо формировать врача, какими навыками он должен владеть. Мало знать теорию. Они должны на уровне выполнять техническую работу и при этом иметь мышление: еще во время подготовки больного к операции они должны понимать, какие последствия послеоперационные будут, как больного лечить после операции, от какого осложнения его надо спасти.
Еще несколько слов о наболевшем. Все чаще ловлю себя на мысли: трудно хорошо работать среди вайнахов. Как только ставится вопрос об отчислении студента за неуспеваемость, начинается настоящая атака родственников и просителей. Выравнивать ситуацию, отбиваясь от них, было психологически сложно. Первый год шел на работу, как на каторгу. Мы не понимаем: если сегодня не учить – завтра не будет специалистов – мы об этом не думаем. Это наше горе. Каждый считает, что у него должны быть особые права, что закон писан для других. От этого надо избавляться. Это очень нам в работе мешает. В настоящее время за счет некомпетентности врачей число больных в десятки раз выросло. У нас процентов 40-45 за счет таких серьезных заболеваний, как сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, хирургические или урологические заболевания, а 60 процентов – из-за отсутствия профессионализма врача. Есть лекарства взаимосочетаемые и взаимоугнетаемые. Если спросить у врачей, многие не смогут сказать, какие можно сочетать, какие – нет. Сегодня мы готовим студентов, которые безошибочно ответят и на это.
Если год тому назад выпускников было 263, то в текущем году на госэкзамене было 94 студента. Эта оправданная жесткость требований. Кто бы он ни был, заболев, человек становится несчастным и слабым. Врач должен видеть больного. И он должен иметь знания, чтобы оказать ему необходимую помощь. Если у него нет хотя бы базовых знаний, хотя бы приближенно к тройке, я перед Всевышним боюсь дать ему диплом. Пусть лучше еще год подготовится. Мы и с интернатуры снимаем, если студент не показывает знания. Мы отчислили 27 интернов, в том числе и приехавших извне. И я не сожалею об этом. Ведь он уже врач. Мы не можем дать ему документ – право на врачебную деятельность, если он не хочет наращивать свои знания, чтобы не навредить, а помочь.
Благодарен коллективу, который понял, что так надо, поддерживал и помогал во всем. Пока подсознательно у каждого сотрудника не будет понимания своей ответственности и значимости своего долга, никакая система не будет жизнеспособной. Руководитель – это локомотив. Все, что за ним движется, должно поступательно двигаться вперед. И даже если локомотив убрать, состав должен идти вперед. Вот так сообща, мы вошли в нормальное русло.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к выпускникам: желаю вам всегда идти вперед, совершенствуясь в профессии, помогая друг другу. Здоровья и удачи вам, благополучия и мира вам и вашим семьям!
Подготовила Умиша Идрисова




















