баталов путевка в жизнь
Баталов путевка в жизнь
В основу картины была положена подлинная история новаторского педагогического эксперимента — перевоспитание трудом детей, искалеченных улицей.
Снимая фильм в начале 30-х годов, авторы отодвинули действие на десятилетие. Для режиссера и сценаристов важным оказалось начало «невиданного опыта», которое острее и контрастнее позволяло раскрыть гуманистическую тему «Путевки в жизнь».
«Путевка в жизнь» (1931) стала первым не только звуковым фильмом в отечественном кино, она стала первым советским фильмом о «трудных подростках» 20-х годов. То было племя бездомных беспризорников — племя незнакомое, буйное и анархическое. Тогда господствовала одна педагогическая метода, воспетая «Педагогической поэмой» Антона Макаренко, — воспитание трудом и в коллективе. В «Путевке…» речь шла о тех, кто воспитывался в колонии. Как выяснилось, одного труда и безличного коллектива-воспитателя было недостаточно. Успех и фильма, и «методы» был тесно связан с харизмой, обаянием того, кто стоял во главе воспитательного коллектива. Как и того, кто ему противостоял. Нужен был персонифицированный Учитель — учитель с большой буквы. Таковым явился в фильме начальник колонии товарищ Сергеев.
Инициатором создания трудовых коммун для малолетних правонарушителей был председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский. 18 августа 1924 года вышел приказ административно-организационного управления ОГПУ № 185 за подписью зампреда ОГПУ Г. Г. Ягоды, давший путёвку в жизнь уникальному эксперименту по перевоспитанию малолетних правонарушителей. Так началась история Болшевской трудовой коммуны. По её образу и подобию в 1930-х годах создавались такого рода учреждения и в других городах Советского Союза. Организатором и начальником Болшевской трудовой коммуны стал Матвей Самойлович Погребинский, соратник и ближайший помощник Генриха Ягоды. Место выбрали под Москвой, в селе Костино, где размещался совхоз ВЧК, рядом со станцией Болшево.
Для того чтобы пришедшие в коммуну малолетние заключенные встретили уже налаженный распорядок, решили сначала переселить в Болшево часть детской колонии имени Розы Люксембург и дать ребятам обжиться. Первыми новоселами стали 18 беспризорников в возрасте до 16 лет. До прибытия подростков из Бутырской тюрьмы они вели себя по законам улицы. Четыре человека фактически захватили власть в коммуне и управляли остальными, более слабыми. Когда привезли 15 парней из Бутырок, все резко изменилось. Они оказались более организованными и довольно быстро прекратили анархию, взяв под свое покровительство младших беспризорников.
Самоуправление оставалось главным принципом с первого до последнего дня существования коммуны. Начальников как таковых не назначали. Верховным органом было общее собрание, его решения считались законом для каждого коммунара. Собрание решало все вопросы, в том числе и такие, кого наказать или поощрить, кого принять в коммуну, а кого за нарушения отправить обратно в тюрьму.
Процесс перевоспитания в коммуне получил название «перековка». Это было созвучно эпохе индустриализации. Поэтому соответствующее название книги М. Погребинского «Фабрика людей», в которой был обобщен опыт работы Болшевской коммуны, вовсе не имело того зловещего «оруэлловского» смысла, какой стараются сегодня приписать всей советской эпохе. «Перековаться» означало — получить как минимум семиклассное образование, приобрести профессию и начать честно трудиться. Последнее для бывших уголовников было, пожалуй, самым трудным.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История создания фильма «Путёвка в жизнь»

Этот фильм открыл эру советского звукового кино. Когда заходила речь о популярности кинематографа, о массовом успехе, о зрительском признании, обычно называли «Путевку».
Фильм был поставлен режиссером Н. Экком по сценарию, написанному им совместно с А. Столпером и Р. Янушкевичем, и снят оператором В. Прониным.
В основу картины была положена подлинная история новаторского педагогического эксперимента — перевоспитание трудом детей, искалеченных улицей.
Тема эта была открыта в искусстве за несколько лет до создания «Путевки», ей уже были посвящены известная повесть Л. Сейфуллиной «Правонарушители» и детский фильм режиссера В. Петрова «Золотой мед».
«Невиданный опыт» — так называлась в фильме трудовая коммуна для бывших беспризорников. Замысел авторов был близок «Педагогической поэме» А Макаренко и сценарию М. Горького «Преступники» (написан в конце 1931-1932 года).
Занимающий семьдесят страниц книжного текста, этот сценарий не был завершен. Его первые эпизоды относились к началу века и происходили в царской колонии для малолетних преступников. Наброски последних сцен рисовали историю Болшевской коммуны ГПУ.
Снимая фильм в начале 30-х годов, авторы отодвинули действие на десятилетие. Для режиссера и сценаристов важным оказалось начало «невиданного опыта», которое острее и контрастнее позволяло раскрыть гуманистическую тему «Путевки в жизнь».
Время действия, суровое и трудное, реконструировалось и ощущалось в написанном белым стихом «Слове от автора», которое с экрана произносил В. Качалов:
Откуда, кто они, скелеты в грязной рвани? Озлобленные взгляды. Одичалый вид… Сегодня беспризорник, завтра враг труда, бандит! Что их спасет — благотворительность? Им и нам смешно все это!
Мы знаем больше: человека создает среда. Путевку в жизнь им даст Республика Советов, Познавшая могущество свободного, всеобщего труда!
Сегодня в этих ритмизированных строчках легко заметить, казалось бы, наивную веру в целительную силу трудовых буден. А форма обращения с экрана в зал заключала в себе знакомый агитпризыв, который звучал тогда с газетных полос и в громких поэтических текстах. «Путевка» принадлежит своему времени как исторический и творческий документ.
Не только в риторике белого стиха — время читалось и в песне «Наш паровоз, вперед лети…», в рельефных буквах надписей, плывущих на фоне облаков, в строчках обращения Деткомиссии ВЦИК, и в самой его дате — «декабрь 1923 года», которая была крупно впечатана в кадр.
Образ времени возникал в кадрах строительства коммунарами железной дороги — коротких, подчеркнутых ракурсами. Ритм трудового процесса был здесь основой монтажного ритма. Н. Экк не прошел мимо опыта немого кино.
Персонажи картины, многие из которых были словно вынуты из хроники 20-х годов, вместе с тем не без художнических противоречий, с трудом входили в зону 30-х и служили как бы подопытными лицами для звукового кино.
В кадрах широко был представлен живописный и звуковой фон московских улиц. Толпа на привокзальной площади, лязг трамваев, крики извозчиков и люди, выхваченные из толпы документальной камерой: герои находились внутри этой насыщенной городской среды, что впоследствии дало основание посчитать «Путевку» предтечей «неореализма».
Роль заведующего трудкоммуной Сергеева была ограничена считанным количеством фраз. Каждая из них воспринималась как итог работы мысли.
Актер театра и кино Н. Баталов уловил особенности нового искусства в своей первой звуковой роли. На крупных планах зритель мог прочитать в глазах Сергеева, а потом уже услышать высказанную им мысль. Это стало основной актерской краской образа.
..Проходят беспризорники перед деткомиссей — чумазые лица, лохмотья, смесь наглости и растерянности, блатной романтики и детской злобы. Надвинув кубанку на лоб, смотрит, думает Сергеев: «За решетку? А дальше? Побег и снова улица?»
Эти слова подготовлены крупными планами его лица. Сергеев среди ребят. Улыбается большим ртом, весело блестит глазами из-под кубанки, угощает папиросами говорит восхищенно: «А на воле, ох, хорошо!» И после рассказа о коммуне вдруг строгое: «Думайте, ребята».
..Коммуну потряс бунт. Отрезанная талой водой от станции, она не получает сырье. Изнывая от безделья, ребята громят цеха. Внезапно стихают шум и крики, воцаряется томительная пауза — приехавший из Москвы Сергеев медленно обводит взглядом понурые лица. Его молчание растягивает паузу.
«Славно время провели…» — реплика падает невзначай, но решение принято. Из коробки появляется маленький паровозик, вагончики и рельсы. Это макет железной дороги. Оживление, смех, улыбки. Удовольствие на лице Сергеева. Бежит паровозик, толпятся вокруг стола коммунары. В разгар веселья начальник упирает кулаки в стол: «А кто хочет бузить…»
Н. Баталов близко познакомился с руководителем деткоммуны Червонцевым, которого ребята звали дядей Лешей. «Наблюдение в течение долгого времени за дядей Лешей, изучение его методов обращения с воспитанниками имело большое влияние на трактовку роли Сергеева», — писал актер.
Сергееву найден достойный противник — главарь юровского мира Жиган. Работа мысли, на которой строится образ Сергеева, в образе Жигана сменяется инстинктом, размышление — повадкой. В игре М. Жарова важна пластика сильного тела, собранного в минуты опасности и расслабленного в моменты тоскливого разгула. Проблески сознания озаряют лицо Жигана, когда он берет в руки гитару.
Из к/ф «Путёвка в жизнь». Михаил Жаров — Не люби вора
Песни, снискавшие М. Жарову неслыханную популярность, а Н. Экку — обвинения в блатной романтике, не были вставными номерами из воровского фольклора. Эти песни сыграны актером. Кстати, далеко не все мотивы, звучавшие с экрана, были почерпнуты из блатных ночлежек.. Одна из самых памятных сцен — беспризорники поют: 
Позабыт, позаброшен
с молодых, юных лет,
Я остался сиротою,
счастья-доли мне нет.
В кадрах физически ощутима тоска и беспросветность, поселившаяся в душах ребят. Удивительные по своей достоверности кадры… Озвучившая их песня — по-настоящему народная. Современники писали, что ее часто любил слушать С. Рахманинов.
Студент Государственного техникума кинематографии (ГТК), будущий известный марийский поэт Иван Кырля исполнил роль Мустафы (Ферта). Искусно наигранные Мустафой добродушие и придурковатость внезапно сменялись звериным прищуром узеньких глаз и жутковатым оскалом рта.
Жизнь беспризорника, вынужденного каждую секунду приспосабливаться, подсказала эту актерскую краску. Дополняло образ колоритное исполнение национальной песни «Ой, луй модеш» («Ой, играет куница»), острой по ритмическому рисунку, радостной по тональности. Песня обрывалась, когда дрезина Мустафы врезалась в развинченные Жиганом рельсы..

Но еще раньше на экране появлялись знаменитые кадры, которые могли служить наглядной иллюстрацией использованных Н. Экком монтажных решений.
..Мустафа с ножом в руках склонялся над куском кожи, чтобы вырезать заготовку для обуви, и толчком в его памяти: подскочив сзади к женщине, по виду нэпманше, он отхватывает половину ее шубы и под свистки милиционеров и одобрительную ухмылку Жигана скрывается в переулках.
Было и теперь — этот монтажный прием, характерный для советского немого кино, не потерялся в арсенале режиссера, как и многое другое, что по-своему обозначило «переломную» стилевую конструкцию картины.
Сцена «малины», устроенной Жиганом в сторожке с надеждой разложить коммуну; сцена, снятая под гитарные переборы, с типажной коллекцией лиц «гулящих» девочек (среди них затесалась молоденькая Рина Зеленая!), драматическая по своему строению: пританцовывая, Мустафа и ребята окружают матерого бандита — эта сцена, снятая сочно, предметно, кинематографически, могла соседствовать с механическим набором кадров работающих коммунаров, озвученных за кадром голосом диктора: «Шило, резец и пила заново рождали людей».

Переход из одной съемочной манеры в другую, от людских страстей к дидактике лозунга, проходил, что называется, по живому телу картины.
В фильме существовали два плана действия. Режиссер словно выходил из глубины на аван-кадр и спрашивал: «Отцы и матери, а если вашего, чистенького, бить, бить головой о мостовую?»
Второй план авторы доверили героям.
Паровоз с телом Мустафы вползал в толпу встречавших, затихала мелодия «Интернационала», обрывался тревожный гудок. В наступившей тишине над убитым звучало слово. Это не была надгробная речь. Плачущий Сергеев спрашивал: «Как же, Мустафа? А хотел быть машинистом?» Кажется, впервые на экране негромко, просто и с такой силой прозвучало слово.

Да, построение фильма носило следы «аттракционности». Несколько ударных эпизодов — бунт в коммуне, разгром притона, гибель Мустафы — возвышались над остальными, придавая действию угловатый, но по-своему выразительный ритмический рисунок.
По существу, фильм «Путевка в жизнь», больше чем все другие современные ему фильмы, выдержал проверку временем. Немеркнущую популярность фильма (под прямым влиянием «Путевки» за рубежом было сделано более десятка фильмов о воспитании «трудных» ребят) нельзя объяснить только уступками привычным вкусам зрителей, занимательностью сюжета, привлекательностью необычного материала. Успех фильма был обусловлен значительностью общечеловеческой проблемы: вглядеться в липа ребят, чтобы попытаться спроектировать будущее.
«Путевка» была сразу куплена 26 странами. Это был прорыв на мировые экраны. Картина признана одной из лучших на 1-м МКФ в Венеции (1932).
Опубликовано письмо Всеволода Пудовкина из Берлина, где он снимал «Дезертира». Вот несколько строчек из этого письма: «Картин интересных здесь нет. Сплошное уныние. В смысле организации звука «Путевка в жизнь» кроет все виденное. О «Путевке» недавно говорили по радио. Назвали ее картиной, имеющей интернациональное (в смысле мировое) значение».
«Путевка в жизнь»
Сергей Юрьенен:
В передаче принимает участие один из крупнейших в мире экспертов по тоталитарному кино Майя Туровская, Москва.
Майя Туровская:
Сергей Юрьенен:
Виктор Комар:
Сергей Юрьенен:
Лидия Либединская:
Сергей Юрьенен:
После гражданской войны и голода количество беспризорных в молодой Советской республике достигло 7 миллионов. Реконструируя начало 20-х, Экк вряд ли знал, что его фильм не только предвосхищает новую волну беспризорничества, вызванную голодом 33 года, но и выходит в круг вечных советских тем. Из Нью-Йорка Борис ПАРАМОНОВ.
Борис Парамонов:
Сергей Юрьенен:
В Москве в ту ночь из уличного оборота изъято тысячу детей.
Майя Туровская:
Сергей Юрьенен:
Но послушаем и старого мхатовца Качалова, который завершает «Путевку в жизнь» словом «от автора»:
Под сводами подмосковного монастыря, превращенного в трудкоммуну, идет перековка трудом. Не без трудностей: пропадают ложки. Вынужденные есть из мисок на манер Жучки по кличке Кабысдох, дети находят столовые приборы, на радостях исполняя частушку не вполне гуманистического содержания: «Дайте ложку, дайте вилку, я зарежу свою Милку. «
В 57 году Экк сделал новую литературную режиссерскую композицию «Путевки в жизнь». Еще через 20 лет картина была восстановлена. Что изменилось по сравнению с оригиналом 31 года?
Лидия Либединская:
По-моему, он менялся, потому что я вот помню, как там беспризорники пели такие частушки, довольно жестокие, мне кажется, что они как-то прообраз нынешних «страшилок», которые сейчас распевают тоже дети, кстати сказать. Но вот такие, например, были частушки:
«Если вы утонете и ко дну прилипнете,
Полежите там часок и потом привыкнете».
«Если вас трамвай задавит, вы с испугу вскрикнете.
Раз задавит, два задавит, а потом привыкнете».
Ну, естественно, что их потом вся Москва распевала, эти частушки.
Сергей Юрьенен:
Владимир Тольц: мир в год выхода «Путевки в жизнь».
Сергей Юрьенен:
Александр Генис:
Сергей Юрьенен:
Ответ коммуны пока тоже только песенный:
Дмитрий Попов:
Сергей Юрьенен:
Кристина Энгель:
Сергей Юрьенен:
Над железной дорогой в лесу догорает вечерняя заря, оглашаемая пением птиц и лягушек. Американский критик Джей Лейда в своей известной книге «Кино» отмечал, что «Путевка в жизнь» своим успехом во многом обязана искусству звукооператора Евгения Нестерова.
Склонившись, Жиган с помощью гаечного ключа совершает акт вредительства и замечает вдалеке дрезину. Гребя на ней, как на лодке, Мустафа самозабвенно поет.
Что это за песня? В официальной истории советского кино говорится, что исполнитель роли Мустафы, будущий марийский, по другим источникам чувашский поэт Иван Кырля исполнял национальную песню: «Ой, луй модеш, луй модеш! (Ой, играет куница!)», тогда при чем тут отчетливо воспринимаемые слова «беспартийный» и «комсомол»? Песню, по другим источникам, написанную самим Кырлей, обрывает авария.
Лидия Либединская, увидевшая фильм в десятилетнем возрасте:
«Мустафа дорогу строил, Мустафа ее любил,
Он по ней поехал, а Жиган его убил».
Сергей Юрьенен:
«Путевка в жизнь» в контексте кино тоталитарного и нет. Майя Туровская.
Майя Туровская:
Сергей Юрьенен:
Алексей Баталов:
Первую передачу цикла завершает директор Русской Службы Юрий Гендлер
Юрий Гендлер:
Путевка в жизнь
СССР | 1931 г. | 105 мин. | драма
Рейтинг:
Кинопоиск 7,67 IMDb 7,2
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Путевка в жизнь»:
Актеры фильма «Путевка в жизнь»:
Содержание фильма «Путевка в жизнь»:
Беспризорники, выловленные милицией во время облавы, попадают в коммуну где им предстоит перевоспитаться и стать будущими строителями коммунизма.
Малолетняя беспризорность породила небывалый рост преступности.
Чтобы решить проблему с беспризорниками государство постановило создать трудовые коммуны для беспризорников, перед которыми ставилась задача перевоспитать несовершеннолетних правонарушителей и обучить их различным профессиям, чтобы они смогли стать полноценными членами социалистического общества.
Так сказать, воспитать будущих строителей коммунизма.
Во время одной из облав, начальник одной из таких коммун Николай Иванович Сергеев (актер Николай Баталов) предложил беспризорникам, выловленным в ходе очередной облавы, поехать с ним в коммуну и начать новую жизнь.
Поехать в коммуну согласилось всего одиннадцать человек, среди них и Мустафа по прозвищу «Ферт» (Йыван Кырла), который был правой рукой главаря шайки воров-малолеток Фомки Жигана (Михаил Жаров).
Место Мустафы при Жигане занял Колька Свист (Михаил Джагофаров), сбежавший из дома от побоев отца, ставшего сильно пить после смерти жены. Пожив на улице и поняв, к чему его может привести дружба с Фомкой, Коля вместе с такими же, как и он, бедолагами сам пришел в коммуну.
Не все в коммуне идет гладко, и не сразу воспитанники Сергеева начинают отказываться от своих старых привычек.
Тем временем Жиган, лишившись своих самых подручных, задумал во что бы то ни стало вернуть к прежней жизни бывших приятелей.
Фото фильма «Путевка в жизнь»:
Путёвка в жизнь (фильм)
Путёвка в жизнь (фильм)
Николай Баталов
Йыван Кырля
Михаил Джагофаров
Владимир Весновский
Регина Янушкевич
Михаил Жаров
Новиков Александр
Мария Антропова
Владимир Весновский
Марика Гонта
Путёвка в жизнь — драматическая история о перевоспитании подростков в трудовой коммуне в первые годы советской власти.
Первый советский звуковой фильм. Куплен 26-ю странами. Премьера фильма состоялась 1 июня 1931 г.
Фильм прошёл по экранам 107-ми стран мира и принес международную известность нашему кинематографу. По решению ЮНЕСКО этот фильм входит в число 10-ти лучших фильмов всех времен и народов.
Последний актёр Георгий Жжёнов умер в 2005 году. Это была его первая роль.
Содержание
Сюжет
В Москве орудует одна из многочисленных шаек беспризорников — шайка Жигана. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, пойманы около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детских домов, в которые их направляют. У одного только Мустафы 8 побегов и 15 приводов. Что с такими делать? Напрашивается решение — отдать их в исправительный дом, то есть в тюрьму для малолетних. Сергеев предлагает другой выход: для таких создать трудовую коммуну. Ребята будут работать столярами, сапожниками, плотниками, оставаясь свободными гражданами, они будут кормить себя сами. Но не воровством, а работой. Добрые намерения как всегда были хороши лишь в теории. На практике бывшие беспризорники далеко не сразу становятся честными работягами.
В ролях
Съёмочная группа
Призы и награды
Режиссёр фильма Николай Экк — признан лучшим режиссёром по опросу зрителей I МКФ в Венеции (1932).







