баязет актеры и роли фото
Баязет (2003)
Баязет
Бюджет:
на DVD:
Возраст:Хроника русско-турецкой войны 1877-1878 годов — осады крепости Баязет. 24 дня немногочисленный русский гарнизон под командованием подполковника Пацевича мучается от голода и жажды, утопает в крови, но не отдает крепости вражеским войскам. На фоне трагедии, среди отчаяния и смерти, расцветает чистое и одновременно греховное чувство — тайная любовь русского офицера и жены командира гарнизона.
Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Баязет», 2003
Отзывы критиков о фильме «Баязет», 2003
Про героев Баязета
События кавказского театра боевых действий русско-турецкой войны 1877—78 годов мало известны в нашей стране. Если про Шипку, Скобелева и Плевну хоть мало — мальски известно широкому кругу, то что там за стеной Кавказа происходило — известно только специалистам. А ведь 23-х дневное сидение в Баязете малочисленного гарнизона, который сковывал армию Фаик-паши во многом предопределило победу на этом фронте. Именно эти события показаны в сериале «Баязет». Причем показаны близко к исторической правде. Да в фильме есть отхождения и от исторических событий и от линии романа В. Пикуля, но хуже он от этого не стал, и ругать создателей за это не буду.
Хоть я и не кисейная барышня, но для меня центральной фигурой всего сериала стал поручик Карабанов, его харизматичность и фатализм (пусть и отличная от литературного источника) привлекли к себе внимание. Аристократ — кавалергард, ставший армейским офицером, именно книжное преображение героя, хорошо прослеживается при развитии сюжета. Он в первую очередь думает о войне, о своих казаках, чтоб стать примером храбрости и долга. Андрей Серебряков великолепно сыграл этого героя.
Мужские роли сыграны были отлично в этом сериале и не только офицеры, как есаул Ватнин (Александр Дьяченко), и доктор Сивицкий (Греков), и барон Клюгенау (Игнат Акрачков), и капитан Штоквиц (Александр Тютин), и полковник Хвощинский (Соловьев), но солдаты урядник Трехженный (Сергей Баталов), наводчик Постный (Сергей Удовик), рядовой Хренов (Юрий Назаров) — они показали лучшие образцы российских солдат. Да уж перечислять всех сложно, дабы не углубиться, скажу только, что характеры героев они смогли донести. Единственно, кто выбивался в какой — то мере из общего ансамбля это Ольга Будина, ее героиня как то терялась в блеске мужских образов, и Борис Химичев, его герой Пацевич изрядно раздражал некой наигранностью.
Сериал «Баязет» мне понравился, для меня в какой — то мере он стал глотком воздуха в тот момент, когда вышел на ТВ. Да он смотрится бедновато, порой затянуто, но точно не оставляет равнодушным, и все из-за просто таки харизматичных героев отлично сыгранных актерами/
История нас не учит…
Я поставил такой заголовок к своей рецензии («История нас не учит…») хотя бы потому, что Никто из предыдущих рецензентов не ответил на самый главный вопрос (и даже не задумался над ним, что обидно и досадно!): Зачем Пикуль написал этот роман? Зачем он был экранизирован? Неужто же только для привлечения внимания «почтеннейшей публики», то есть читателей и зрителей, и получения хороших гонораров от издательств и телеканалов? На взгляд прагматика — частично, может, и так… Однако здесь, верится, была глобальная идея, задумка, «мысля», которую многие не разглядели и о которой на странице сериала — ни слова! За что и обидно! Что ж вы, люди добрые, за всем «художеством» слона так и не приметили (отсыл к басне Крылова)? Давайте, я вам сейчас его покажу, хоть издалече…
… История, развиваясь по Конической Спирали, так или иначе, частично «повторяется» на более высоких своих витках. В том числе военная история, особенно российская. Давайте-ка проведём некую касательную линию между «витковыми» точками российских войн. И начнём с той Русско-Турецкой, в частности, с нашего «Баязета». Тогда оказалось, что многие патроны к винтовкам защитников крепости вместо пороха начинены какой-то мукой (купцы-подрядчики «постарались!), а другие вообще не годятся для стрельбы; похожее дело было и со снарядами для пушек, устаревших и проигрывающим новейшим, крупповским, из которых била по крепости турецкая армия. Снабжением продовольствием армии тогда занимались маркитанты, ломившие за него бешеные цены (показательна сцена, когда поручик Карабанов подвесил за ноги зарвавшегося торгаша), а выплатой жалования военным — взяточники-чинуши (наш Карабанов и с ними разобрался. ). Ну а что уж говорить о угодных властям, но бездарных и настойчивых «отцах-командирах», готовых, в минуты слабости, предать всех (Пацевич). Но были же и настоящие герои, ценой своих жизней «исправлявшие» дурость и и ошибки начальства. В «Баязете» вы их увидите!
… Далее по истории. Русско-Японская война 1904—05 гг. Много схожего найдёте в её истории. Хотя бы то, что вместо снарядов на фронт отправляли… иконки!
… Первая Мировая война… Почитайте того же Пикуля и посмотрите отличный сериал «Гибель империи». Ренненкапф и другие… Есть у них что-то общее с нашим Пацевичем?
… А мне вот что страшно. Раз уж действительно, история нас не учит, то неужели, в возможной (а ею воздух пахнет. ) Большой Войне мы окажемся на месте героев Баязета? Смотрите, смотрите этот сериал. Тогда, может, и не окажемся…
В 2003 году на телеэкраны вышел 12-серийный проект режиссёров Черных и Стамбулы «Баязет», снятый по одноимённому роману Валентина Саввича Пикуля, который в свою очередь был написан по мотивам известных событий, происходивших в конце девятнадцатого века.
Надо сказать, что само «Баязетское сидение» — один из самых известных эпизодов Русско-турецкой войны 1877—78 гг. Тогда русские войска продемонстрировали выдающийся пример выдержки и мужества, продержавшись в осаждённой турецкой крепости 23 дня. Что касается романа Пикуля, то при всех огрехах Пикуля (об этом ещё упомяну), книга получилась вполне неплохой (особенно для экранизации). Неудивительно, что телевизионщики решились наконец-то показать современным зрителям, что такое настоящая честь и отвага, обратившись к истории и взявшись экранизировать «Баязет» Пикуля. В конце концов, тогда, в 2003 году ещё бушевала затянувшаяся Вторая Чеченская война, в которой зрители могли усмотреть некую параллель между ней и той Русско-турецкой войной…
Прежде всего, говоря о достоинствах сериала, отмечу блестящую актёрскую работу Алексея Серебрякова, сыгравшего поручика Карабанова — вымышленного героя обороны Баязета. Как в большинстве своих работ (увы, типаж такой) Серебряков мастерски играет вспыльчивого офицера-фаталиста (что делает его Карабанова персонажем схожим с лермонтовским Печориным). Даже если в романе Карабанов был не таким, как в сериале, Серебряков буквально заставил поверить в собственную интерпретацию. Заново для себя открыл Александра Дьяченко (в некоторых сценах, мне показалось, он немного затмевал Серебрякова). Хороши были так же Акрачков (барон фон Клюгенау), Соловьёв (полковник Хвощинский), Тютин (капитан Штоквиц).
Ещё понравилась Сирия, которая удачно подошла под экранную «Персию» и «Турцию», а так же работа костюмеров, пытавшихся воссоздать атмосферу осады с полотен Верещагина и Лагорио.
Но вот что касается недостатков сериала, то главным из них является, несомненно, малобюджетность. Картинка сама по себе смотрелась бы лучше, если бы не выглядела так бедно. Поэтому для такого масштабного проекта, как «Баязет» 5 тысяч долларов — очень мало. Отсюда и то чувство неловкости, когда видишь, как всю серию герои разговаривают-разговаривают, а затем происходит что-то типо мелкой стычки с турками и всё: атака отбита.
Далее, не очень успешно, на мой взгляд, справилась с работой Ольга Будина (зачем нужно было менять из книги имя Аглаи на Ольгу в сериале мне не понятно) — всё-таки центральный женский персонаж, а не хватило чего-то в актёрской игре.
Сыгранный Борисом Химичевым полковник Пацевич оставил двойственные чувства. С одной стороны, образ сумасбродного командира гарнизона в сериале в принципе не отличался от того, что в романе, за исключением судьбы Пацевича (вот тут Пикуль постарался следовать реальной истории). А с другой стороны — Химичев жутко переигрывал, раздражая не только героев сериала, но и зрителя.
Немаловажной проблемой сериала стали многочисленные расхождения его то с историей, то с романом. Пикуль, собственно, всегда подвергался (и будет подвергаться) массовой критике профессиональных историков за вольность и художественные допущения. Именно поэтому в сериал перекочевал неправильно отображённый в романе образ Исмаил Хана Нахичеванского, который был представлен трусоватым офицером-карьеристом, готовым совершить измену. Хотя то, что кое-кому Пикуль изменил настоящие фамилии, нареканий не вызывает.
В общем и целом, «Баязет» оставил о себе положительные впечатления. Интересный сюжет, завораживающая музыка Парфенюка, хорошая актёрская игра — всё это пошло на пользу проекту, который смотрится на одном дыхании. И пусть не без огрехов, но всё же приятно осознавать, что такие проекты, заставляющие молодёжь обращать внимание на свою историю, ещё пока кому-то нужны.
Один из лучших российских сериалов.
Лично я, когда заканчиваю смотреть этот сериал, очень грущу. Хоть я его пересматривал, наверное раз шесть, я всё равно пересматриваю его с огромным удовольствием. По моему мнению, это один из лучших сериалов постсоветской России. Сериал снят по одноимённой книге Валентина Пикуля, которая так же прекрасна как экранизация. Хоть в сериале многое и убрали, например линию штабс-капитана Некрасова, и не совсем правильно раскрыли персонаж капитана Штоквица, которого прекрасно сыграл Александр Тютин, сериал очень хорош. Я будто окунаюсь во времена второй половины XIX века, когда Российская Империя вела войну с Турцией. Хорошо поставлены бои, и актёры так играют, что будто через себя пропускаешь их боль. В Баязете люди умирали от жажды, от болезней, от частых обстрелов крепости турками.
Могу выделить прекрасного и ещё молодого актёра Алексея Серебрякова, тоже отлично сыгравшего поручика Карабанова, волею судьбы оказавшимся в Баязете. В крепости находилась и его бывшая возлюбленная, которая женилась на полковнике Хвощинском, который был убит во время рекогносцировки. Прекрасная постановка, игра актёров, операторская и режиссёрская работа, всё это вы можете увидеть в сериале «Баязет». Вообще на телеканале Россия-1 не очень много хороших сериалов, они в основном на Первом канале, однако «Баязет» снимал как раз телеканал Россия-1. И они постарались не посрамить великий подвиг русских солдат которые 23 дня без воды обороняли крепость под страшным натиском огромной турецкой армии. К сожалению, режиссёры Андрей Черных и Николай Стамбула так и не были признаны. Не любят у нас хорошее историческое кино. Куда лучше снять очередную сказку про «кровавую ГэБню» или про «великую» белую армию. Сама книга тоже прекрасна, и как бы парадоксально это не звучало, читал я, её летом находясь в Турции.
Я очень советую, и посмотреть сериал и почитать книгу. Лучше сначала сериал, а потом книгу. Это прекрасные произведения искусства, как и фильм и книга «Географ глобус пропил» про которые я ранее писал. Пикуль это гений советской литературы, и «Баязет» это одно из его лучших произведений.
Отвратительная постановка отличного романа
Отвратительная постановка отличного романа. Собственно все этим сказано! Плохо снято плохо срежессировано. Про постановку боестолкновений вообще говорить не хочется — детский сад. То есть призадействовании такого материального ресурса самым слабым звеном явилось творческое воплощение. Все-таки для подобных фильмов необходим опыт постановки исторического экшена, или приглашение специального экшен директора. Вообщем слабость режиссерского состава видна во всем и в игре актеров, которые умирая выпучивают глаза, как вареные раки и орущая героиня фальшивит призывая солдат остановится и не бежать с позиций. и в сценическом движении отданном на откуп актерам, как смог так и сыграл. Нет руки режиссера, разве что Серебряков хорош, потому что хороший актер. Ну еще пара — тройка второстепенных актеров. Но это не перевешивает негатива от всего остального.
Притяжение к истории.
Перед выходом на экраны этого сериала было понятно, что оскароносной работы ждать не следует. Но будет притягательный исторический фильм, который мне будет интересен. Причина тому — автор В. Пикуль, столь многоуважаемый мной.
Случилось следующее. Фильм затянул настолько, что каждую новую серию я садился смотреть за полчаса до начала, дабы не заняться чем-нибудь и не позабыть про время. Ощущение после просмотра каждой серии было грустным. Я тщательно вспоминал подробности прошедшей части, потому что знал, что пересмотр заново будет нескоро.
Наивысший балл за работу А. Серебрякову, А. Дьяченко, А. Тютин, С. Удовик, С. Греков и конечно же Николай Парфенюк. Впечатляющая музыка. И ею пропитан каждый кадр. Всё в яблочко. Непохожая на себя Ольга Будина. Живая, энергичная. Кричит, срывая голос. Бежит, падая и вновь кричит.. И так на нерве вся роль. Далеко не скучно смотреть такой сериал, где выкладывались замечательные актёры, где снималось по книге замечательного автора, где появилось хоть что-то оригинальное на наших экранах. Оригинальная, снятая нашим кинематографом, исторически-батальная картина в сериях. Это заслуживает уважения.
Но.. Неразбериха с заменой режиссера сделала своё дело. Сериал получился местами шершавым, местами совсем квадратным, если можно так выразится. Но это не очень мешало смотреть. Но кошки за картину в душе скреблись. Ещё минус — полуживые турки. Я знаю, что это была неуправляемая и не организованная орда, но
слишком уж вялые войны на экране. Лениво подступающие к крепости, сонные жестокие войны-головорезы — это смешно. Да и русская военная массовка тоже была не бодрой перед смертельными схватками. Но и это мелочи. Многое можно списать за другое многое. Из новых российских сериалов, этот — суперсериал. Подача актёров, пейзажи и Пикуль как-бы обошлись без грамотного режиссера. Да простит меня Стамбула… Но так всё получилось. Кстати, КиноПоиск! Почему же в разделе «создатели фильма» отсутствует Виктор Соловьёв? Он блистательно сыграл полковника Хвощинского.
Несмотря на эти минусы, Баязет получился! Он заставляет задуматься о поведении и поступках. От него проводится параллель и к личности каждого зрителя и к нашему современному миру вообще. Баязет притягивает любителей запаха истории.
Притяжение его столь же насыщенное, сколь хватает для приятного просмотра и долгих воспоминаний о героях фильма и их судьбах.
Ярчайший образец коммерциализации отчественного кинематографа
Приступая к просмотру сериала был уверен, что просмотрю его на одном дыхании. Прекрасный роман В. Пикуля плюс несомненный талант к подобного рода тематике режиссера Н. Стамбулы (вспомнить хотя бы его «Волчью кровь»), а также трейлеры внушали несомненный оптимизм.
Но, увы! До сих пор не могу понять как из такого потрясающего романа, таким талантищем к каковым я после «Волчьей крови» отношу одного из режиссеров Н. Стамбулу получился затянутый до невозможности фильм для меланхоличных домохозяек бальзаковского возраста с размазанными через весь фильм слезами и соплями.
Доблестный русский генерал от кавалерии Исмаил Хан Нахичеванский, который на самом деле руководил обороной Баязета с момента отстранения Пацевича за попытку сдать крепость, наверное переворачивался в гробу от тех помоев коими его поливали авторы на протяжении всего сериала. В угоду чему сделано это? Какие такие политические дивиденды принесет такая наглая ложь тем, кто пролоббировал подобный сюжетный ход? Не хочу даже и гадать.
Тем, что такой неестественно выпуклой изображена, тема любви Карабанова (Серебряков) и Хвощинской (Будина) изрядно гасится патриотический заряд фильма.
Персонаж Жана Даниэля (турецкий визирь) туп и бездарен как фашисты в некоторых советских фильмах о Великой Отечественной, что невольно задаешься вопросом: какими надо быть идиотами чтоб в войнах с такими противниками пролить реки русской крови?
В общем, по моему скромному мнению, из романа В. Пикуля создатели не смогли перенести и малую толику той мощи, которая в нем заложена. С глубоким сожалением остается констатировать дальнейшее разложение отечественного кинематографа.
При всем моем глубоком уважении к Н. Стамбуле не могу поставить выше
Баязет — турецкая война!
Перед просмотром отношение к этому сериалу, поставленному по роману В. Пикуля было достаточно осторожное. Просто как писатель В. Пикуль был для меня в одном ряду с такими грандами мировой литературы как В. Шекспир, А. Пушкин, Ф. Достоевский, С. Шелдон, С. Кинг, Т. Драйзер, и не хотелось увидеть очередную поделку от наших режиссеров.
Но сразу хочется сказать: Фильм — удался! Отличный сценарий, прекрасная режиссура, а игра артистов заслуживает только лестных эпитетов! Если с Алексеем Серебряковым было ясно с самого начала — это артист от бога. Его игра в этом сериале лично мне понравилась больше, чем в его знаменитом «Штрафбате». Здесь он был един в трех лицах: герой, любовник и пьяница! Сильная, характерная роль, с которой он прекрасно справился. Но больше всего поразил Игнат Акрачков, которого до этого я и артистом по большому счету не считал. Я был не прав. Играя барона в Баязете, интеллигентного, с тонкой иронией он весь фильм вел свою партию с хорошим чувством юмора и специфической манерой поведения. Эта роль ему безусловно удалась и теперь мое мнение о нем кардинально изменилось. Просто молодец!
Вообще весь артистический состав сыграл очень достойно и убедительно.
Сам фильм — динамичный, с известной долей интриги, с очень характерными героями. Исторически выдержан правильно. Офицеры русской армии показаны не прилизанными марионетками, а людьми со своими слабостями, но одновременно заслуживающими очень большого уважения! В этом сериале есть все, что нужно для хорошего фильма: война, любовь, страсть, интрига и хороший состав артистов! Вообщем рекомендую всем, кто любит нашу русскую историю и не забыл еще, где он родился и где он живет! Своих героев надо знать в лицо!
В сериале показаны реальные исторические люди, судьба которых сложилась по разному. Оборона крепости Баязет — это страшно, и это действительно героический эпизод из русско- турецкой войны 1877 года!
Драма Баязет на экранах кинотеатров с 2003 года, премьерный показ состоялся более 18 лет назад, его режиссерами являются Николай Стамбула, Андрей Черных. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ервант Арзуманян, Федор Смирнов, Юрий Назаров, Ольга Будина, Владимир Волга, Жан Даниэль, Игнат Акрачков, Сергей Баталов, Виктор Соловьев, Амаду Мамадаков, Эвклид Кюрдзидис, Александр Дьяченко, Алексей Серебряков, Александр Зельдович, Валерий Баринов.
Баязет (2003) — содержание серий

Жанр : исторический, приключения, драма, военный
В ролях : Алексей Серебряков, Ольга Будина, Виктор Соловьев, Борис Химичев, Александр Дьяченко, Александр Тютин, Сергей Баталов, Сергей Греков, Игнат Акрачков, Александр Ефимов, Геннадий Матвеев, Юрий Назаров, Владимир Волга, Славик Степанян, Пьер Бруно, Леонид Громов, Федор Смирнов, Сергей Удовик, Олег Морозов, Жан Даниэль, Эвклид Кюрдзидис, Ходжадурды Нарлиев, Рамис Ибрагимов, Эрвант Арзуманян, Валерий Баринов, Вячеслав Гришечкин, Искандар Азиз
Страна и год : Россия, 2003
О сериале
Сериал снят по одноименному роману Валентина Пикуля.
Оборона крепости Баязет – один из самых ярких эпизодов русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. 24 дня, с 4 по 28 июня 1877 года, немногочисленный русский гарнизон под командованием подполковника Пацевича, а затем капитана Штоквича, мучился от голода и жажды, утопал в крови, но не отдавал крепости вражеским войскам. Баязет осаждали 10 тысяч турок под командованием Фаик-Паши. Взятием крепости турецкое командование надеялось перерезать пути отступления из Восточной Турции Эриванскому отряду генерала Тергукасова.
К концу июня солдатам выдавали лишь по одной деревянной ложке воды в день. Но гарнизон продолжал стойко держаться, уповая на выручку. Надежды баязетоцев оправдались. 28 июня им на помощь подоспели отходившие из района Даяра подразделения генерала Тергукасова, которые с боем прорвались к крепости и спасли ее защитников. В общей сложности во время осады Баязета погибло 317 человек.
Также в сериале, как и в романе, присутствует любовная линия: жена полковника Хвощинского Ольга встречает в крепости своего бывшего возлюбленного, поручика Карабанова, и запретное чувство вновь вспыхивает…
Содержание серий
1877 год. Русско-турецкая война за освобождение братьев-славян от басурманского владычества. Кавалергарда Андрея Карабанова, разжалованного из столичной лейб-гвардии, отправляют на Кавказ в чине казачьего поручика. Красавец-офицер оказывается в богом забытом местечке Игдыр рядом с границей России и Османской империи, где немногочисленный русский гарнизон вынужден постоянно отражать набеги кавказских горцев.
Командир гарнизона, пожилой полковник Хвощинский, при знакомстве с Карабановым проявляет недоверие к петербургскому кавалергарду, разжалованному за «поступок, недостойный офицера». Однако, когда Карабанов объясняет, что отказался драться на дуэли только потому, что принципиально не желает убивать человека не на поле боя, отношение старого вояки меняется. Неожиданно Карабанов перестает слушать рассказ Хвощинского – он видит на стене портрет молодой жены полковника, в которой узнает свою возлюбленную Ольгу. Карабанов вспоминает, как несколько лет назад она вышла замуж и уехала из Петербурга неизвестно куда. С тех пор он ничего о ней не слышал, и уж тем более не ожидал встретить ее в этом захолустье. На следующий день Андрей встречает Ольгу на майдане, а ночью, не в силах справиться с собой, он пробирается к ней в спальню.
Отряд полковника Хвощинского, а вместе с ним и казачья сотня под началом Карабанова переходят турецкую границу, чтобы занять крепость Баязет рядом с горой Арарат и перекрыть турецким войскам путь в Россию с тыла. Русские готовятся к бою, но для них гостеприимно открывают главные ворота крепости. Отцы города подносят Хвощинскому ключ от цитадели и… тощего гуся на подносе. Лукавая символика подношения демонстрирует бедность жителей, с которых нечего взять. И вот уже со стен Баязета гремят залпы русских пушек и взвиваются наши флаги. Однако вечером на офицерском совете Хвощинский сообщает, все далеко не так хорошо, как могло показаться. Многочисленное турецкое войско, по его сведениям, готовится к нападению на Баязет. Сдача крепости без боя была лишь тактической хитростью. Для турков русские в Баязете, что кость в горле: они преграждают выход на Эривань, Дагестан и Чечню. К тому же, взяв крепость, вражеские войска отрежут пути отступления из Восточной Турции отряду генерала Тергукасова.
Вокруг Баязета все плотнее сжимается пока еще невидимое кольцо вражеских войск. Ночью из крепости исчезает часовой, утром у ворот находят мешок с отрубленными головами русских солдат. Но в тифлисской ставке ждут успокоительных реляций и не склонны верить тревожным донесениям Хвощинского. Из Тифлиса в Баязет отправляют чиновника, который между делом старается вызнать у офицеров и солдат гарнизона, правда ли, что командир не любит русского солдатика, не устраивает парадов… Чиновника аккуратно, но не без издевки, сплавляют обратно в Тифлис.
Милиция из кавказских ополченцев под руководством подполковника русской армии Исмаил-хана Нахичеванского возвращается из разведки на подозрительно свежих, неизмученных лошадях и с сомнительными сведениями о полном отсутствии турок в окрестностях Баязета. Однако вскоре сотни Ватнина и Карабанова сталкиваются с этими «несуществующими» турками, и происходит кровавый бой. Вернувшись, Карабанов в гневе хочет отстегать своего любимого коня Лорда, который замешкался на переправе в решающий момент схватки. Однако быстро спохватывается: он недоволен не конем, а самим собой. Даже чувство смертельной опасности не приглушило его душевной смуты после встречи с Ольгой. Понимающий Ватнин советует ему пойти развеяться на майдане…
Карабанов пускается в отчаянный загул, пьет и дебоширит в городском духане. Наконец, обессилев, захмелевший офицер начинает дремать под мерные ритмы восточной музыки. Только звериное чутье и мгновенная реакция позволяют ему избежать гибели от кинжала коварного турка.
Меж тем в гарнизоне большие перемены: на место Хвощинского из Тифлиса прислан пьяница и фанфарон – полковник Пацевич. Никогда не нюхавший настоящего пороху «паркетный» полковник с большим энтузиазмом принимается проводить плац-парады, а дозоры, караулы и ночное патрулирование приказывает отменить. В результате, турки убивают часовых и угоняют скот, создавая в еще невоюющей крепости нехватку продовольствия.
Сотня Карабанова, отправившаяся на рекогносцировку еще по приказу Хвощинского, из-за ошибок на карте сбивается с пути и попадает в пределы Персии, к лояльному в отношении России макинскому шаху. Он предупреждает Карабанова о том, что турок вокруг Баязета тысячи и вооружены они крупповскими пушками. Русские должны уходить из крепости немедленно, если не хотят погибнуть все до одного.
Слова шаха подтверждаются уже на обратном пути. Уже на подходе к крепости Карабановская сотня вместе с ополченцами милиции Исмаил-хана наталкивается на орду турок, и завязывается жестокая битва. Однако силы столь неравны, что ополченцы Исмаил-хана в страхе бегут с поля боя, предавая товарищей-казаков. Поредевшая сотня с трудом отбивается от врага и из последних сил дотягивает до крепости.
В крепость возвращается сбежавшая с поля боя милиция, а затем и вырвавшаяся из окружения казачья сотня. Теперь даже Пацевич не может игнорировать факт, который так долго не желали замечать генералы ставки: неподалеку от Баязета, в окрестностях Вана, скопилось до трех тысяч хорошо вооруженных турок.
Чтобы разделить с мужем его нелегкую долю, в крепость приезжает Ольга Хвощинская. Не желая сидеть сложа руки, Ольга начинает работать сестрой в лазарете. А судьба будто бы оберегает ее от встречи с Андреем: сразу по возвращении с поля боя Карабанова отправляют в Игдыр за денежным довольствием для гарнизона.
Турки угоняют из Баязета единственное овечье стадо, таким образом полностью лишая крепость запасов мяса. А происходит это только потому, что по приказу Пацевича с Зангезурских высот были убраны солдаты, а на дорогах отменены дозоры. При проверке оказывается, что оставшиеся запасы продовольствия ничтожно малы. Тогда Пацевич поручает Карабанову разобраться с поставкой провианта. В итоге обнаруживается недостача продуктов и их крайне низкое качество. Желая, в буквальном смысле, вытрясти правду из маркитанта Ага-Мамукова, Карабанов подвешивает его за ноги…
Ольга с Клюгенау случайно оказываются свидетелями встречи Исмаил-хана с турчанкой Зия-Зий. Проникнув в крепость через тайный ход, она передает хану письмо от турецкого военачальника. Турки стремятся перетянуть подполковника на свою сторону. Колеблясь между долгом российского офицера и солидарностью с единоверцами, Исмаил-хан берет письмо, но велит передать Фаик-паше, что ничем ему не обязан.
Тем временем маркитант сознается Карабанову, что поставлял негодные продукты, откупившись взяткой прапорщику Латышеву. Молодой прапорщик в смятении и страхе. После крутого мужского разговора с Карабановым, Латышева обнаруживают повесившимся у себя в комнате, но успевают спасти. Карабанов, полагая, что этого урока будет достаточно, не разглашает подоплеки дела.
У баязетовцев начинают «сдавать нервы»… Карабанов нещадно бьет своего денщика, покусившегося на казенное имущество, после чего сам получает пощечину от разгневанной Ольги.
Офицерское собрание обсуждает возможные выходы из сложившейся ситуации. Хвощинский против проведения широкой рекогносцировки. Он считает, что достаточно провести рейд и, осветив долину, узнать о противнике все необходимое. Пацевич же, ссылаясь на «героизм русского солдатика», о котором сказано в книжке генерала Безака, отдает приказ о незамедлительном проведении рекогносцировки.
Как только отряд выходит из крепости, его встречает многочисленное турецкое войско. Пацевича убеждают затаиться и уничтожать врага прицельно, но бестолковый командир распоряжается атаковать. В результате ситуация становится настолько критической, что солдаты в панике бегут. Растерявшийся Пацевич вынужден обратиться за советом к Хвощинскому.
Отход русских войск к Баязету осложняется появлением новых отрядов Фаик-паши. Ватнин со своими казаками готов отвлечь их боем, прикрывая остальных. Но Пацевич только машет рукой, мол, и так дойдем. Командир уже не скрывает своей полной беспомощности. Он предлагает Хвощинскому взять командование на себя.
Поредевшее, израненное войско втягивается в крепость. Лазарет переполняется ранеными. Между тем, стены Баязета сотрясаются от кругового обстрела врага. Пацевич принимает еще одно бессмысленное решение: бросить против турок один-единственный батальон – Крымский. Все, от командира Некрасова до последнего солдата, понимают, что идут на смерть…
Тогда враги решают взять русских измором – они останавливают подачу воды в крепость. Первыми от жажды начинают страдать беженцы-армяне – в большинстве своем женщины, дети и старики. Посетивший их Штоквиц понимает, что ко всем бедам прибавилась новая и самая тяжкая. Ежедневно к реке отряжаются отряды добровольцев. Каждая вылазка заканчивается потерей нескольких человек. Но другого выхода нет. В один из таких рейдов Карабанов попадает в армянскую деревню, где земля усеяна окровавленными телами мужчин и женщин с нательными крестами на груди.
Силы гарнизона на исходе. Последняя надежда на подход армии генерала Тер-Гукасова. Но там, по-видимому, не представляют себе истинного положения Баязета. Тогда офицеры решают отправить к Тер-Гукасову гонца. Осталось лишь найти смельчака, который хорошо бы знал местность, язык, обычаи и мог легко сойти за турка. Желание отправиться в этот смертельно опасный путь изъявляет армянин Самвел Петросов, у которого турки убили всю семью и которому уже нечего терять.
А тем временем в Баязете люди теряют последние силы от нестерпимой жажды. Сотник Ватнин обещает отдать свою красавицу-дочь за того, кто сумеет проникнуть в город и пустить воду. Молодой солдат отправляется в путь. Томительное ожидание прерывает плеск воды, забившей из фонтана на центральной площади. Но уже через мгновение плеск затихает…
Фаик-паша, долгое время избегавший широкомасштабного штурма крепости, наконец, решается: у турок появилась дальнобойная крупповская пушка большой разрушительной силы. Одним из первых ее залпов тяжело ранен лучший наводчик гарнизона – Кирюха Постный. Доктор Сивицкий ухитряется на время привести раненого в сознание. Лежащий на носилках Кирюха на последнем дыхании дает канонирам наводку – и турки в один момент лишаются крупповской пушки.
А тем временем в крепости жажда доводит людей до безумия. Отсутствие воды убивает вернее вражеских пуль. В Баязет пробираются персы-водоискатели, присланные макинским шахом, но они почти сразу же гибнут вместе с русскими солдатами.
Изможденный Карабанов лежит на самом солнцепеке на крепостной стене и мучается галлюцинациями. К нему приближается Ольга, которую он принимает за видение. Но фляга, поднесенная возлюбленной к его пересохшим губам, приводит Андрея в чувство, и он внезапно просит у нее прощения.
Фаик-паша снова отправляет к русским парламентера-калмыка, которому Штоквиц уже однажды пригрозил смертью. Когда калмык появляется в крепости во второй раз, Штоквиц выполняет свое обещание.
Как раз в тот момент, когда уже почти никто не надеется на спасение, в Баязете появляется Петросов. Это настоящее чудо! Его сообщение о том, что армия Тер-Гукасова уже на подходе звучит как трубный глас. И вот на гребне горы, словно мираж, показываются передовые отряды Тер-Гукасова. Крепость салютует им стрельбой в воздух, и со стен Баязета гремит нестройное «ура». С боем войска генерала прорываются к осажденным и спасают оставшихся в живых соотечественников.



