Бедная лиза что хотел сказать автор коротко
Смысл произведения «Бедная Лиза» — Карамазина
Произведение «Бедная Лиза», классика русского сентиментализма Николая Михайловича Карамзина была впервые опубликована в 1792 году и сразу нашла широкий отклик у читателей: поднятая писателем тема была актуальна в крепостной России и давно тревожила как высшее общество, так и крестьянское население страны.
Смысл названия книги Бедная Лиза
Крестьянка Лиза, являющаяся центральным персонажем повести, бедна во многих смыслах: денег, зарабатываемых ею, едва хватает для того, чтобы прокормиться им со старой матерью. Ее социальный статус не позволяет ей распоряжаться своей судьбой: она не может выйти замуж за человека, стоящего выше по социальной лестнице. Несчастная Лиза и как женщина, зависящая от человека, чей обман ее погубил, и как христианка, чей грех навсегда лишил ее возможности раскаяться и заслужить прощение.
Основной сюжет книги Бедная Лиза
Крестьянка Лиза, живущая со старой матерью, вынуждена одна зарабатывать на хлеб: зимой она шьет и вяжет, а летом собирает в лесу цветы и ягоды, чтобы продать их в городе. В один из летних дней цветы у нее покупает молодой дворянин Эраст. Молодые люди влюбляются друг в друга: юношу покоряет красота и недоступность девушки, она же видит в нем защитника и героя, которого всегда ждала, но с которым не может быть вместе, так как между ними стоит закон, запрещающий женитьбу дворян и крестьян.
Все меняется в момент, когда Лиза сообщает о том, что ей придется выйти замуж за нелюбимого. Эраст утешает девушку, они сближаются. После проведенного вместе времени молодой дворянин перестает видеть в девушке непорочную красоту, которая так влекла ее. Вскоре Эраст сообщает Лизе, что будет вынужден оставить ее, так как его призвали на военную службу. Он обещает по приезду навсегда связать свою жизнь с девушкой, чего бы это ни стоило.
Лиза, оставшись одна, живет лишь надеждой на скорую встречу с возлюбленным. Как-то раз возвращаясь домой из города, она случайно встречает Эраста, подъехавшего на карете к богатому дому. Девушка бросается в объятия молодого человека, но он встречает ее довольно холодно. Пригласив Лизу в дом, он кратко сообщает, что положение изменилось и он вынужден жениться на другой. Покинув дом, Лиза идет к пруду, в котором топится. Эраст, который вынужден был жениться на богатой дворянке из-за денег, узнает о гибели девушки и клеймит себя как ее прямого убийцу.
Смысл произведения Бедная Лиза
Карамзин, описывая историю несчастной любви представителей двух сословий, показал типичную для его времени картину, украсив ее гиперболизированными эмоциями персонажей: заранее обреченная на несчастья любовь, нежелание и неспособность победить собственные страсти, восторг и разочарование в отношении одного и того же человека, цена любви, жизни и смерти.
Смысл финала Бедная Лиза
Человек, несмотря на все препятствия и сложности, сам является творцом своей судьбы. Совершая самоубийство, Лиза лишает себя и земной, и вечной жизни. Кроме того, она ведет к погибели и свою мать, а человека, коим была предана, делает невольным соучастникам ее греха. Тем не менее, автор питает надежду на счастливый финал, недоступный для умов живущих: возможно, оба были прощены и примирились, упокоившись.
Сентиментальный культ чувств, любви и трагедии стал открытием для русского читателя, а Лиза и Эраст- олицетворением целых поколений, судьбы которых оказались разрушены.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.5 / 5. Количество оценок: 6
Сочинение: Основная мысль повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»
Автор: Guru · Опубликовано 10.11.2021 · Обновлено 25.11.2021
(636 слов) Рассмотрим произведение, которое не теряет своей актуальности и в наше время и которое является эталонным в жанре сентиментализма русской литературы — «Бедная Лиза», написанное Николаем Михайловичем Карамзиным в конце XVIII века.
Главная героиня — Лиза, девушка из низшего сословия, проживающая в жуткой бедности. На это в самом начале намекает само название.
Девушке трудно жить — она зарабатывает на жизнь всеми возможными способами — ей нужно жить и самой, и прокормить свою мать, которая находится в преклонных годах. Зимой Лиза вяжет, вышивает, летом же занимается собирательством лесных даров, которые продает в городе.
Поворотный момент в судьбе девушки наступает случайно — она продавала цветы, и у нее их купил молодой человек из дворянского сословия, которого звали Эраст. И в процессе торга они поняли, что полюбили друг друга — парню пришлось по нраву, что девушка весьма скромна и красива, причем, недоступна. А девушка увидела в парне свою давнюю мечту — для нее он был защитником без страха и упрека.
Но молодым людям нельзя быть вместе — это противоречит социальным правилам и традициям той эпохи, которые запрещали браки между представителями разных сословий.
Условия их жизни резко меняются — Лиза говорит Эрасту, вероятно, чтобы проверить реакцию и сделать выводы о его надежности или серьезности его намерений, что ее зовет замуж другой парень. Эраст же, будучи все еще под влиянием эмоций утверждает, что хочет быть с ней и, возможно, сочетаться с ней законным браком. После этого их отношения теряют платонический характер.
А парень позже начал охладевать к девушке. Он уже не видит прежнюю красоту Лизы, она его привлекает все меньше, и, кроме того, он уже ею овладел. Потом он сообщает девушке, что его призывают в армию, на войну, и из-за этого он вынужден с ней на время расстаться. Но он ее заверяет, что, если он вернется, то они будут вместе.
В чем же заключается смысл произведения этого?
Мысль, которая проходит сквозь все произведение, заключена всего в одной фразе — «И крестьянки любить умеют». Эту мысль Карамзин выразил через свое произведение потому, что в его время зажиточные люди более высокого происхождения к тем, кто был беднее их и ниже по происхождению, относились с пренебрежением.
Но автор, выражая сию мысль, показал, что в любви люди всех сословий и уровней равны. Любящие люди одинаково остро чувствуют все провления отношений и чувств к ним.
На примере повести мы видим, что парень оказался глупым человеком с низкой нравственностью. Почему глупым? Потому что он разбазарил, прокутил свои финансы, а Лиза тянула и себя, и мать. Эраст между своей любовью и финансовым благополучием выбрал последнее, на что попросту не могла пойти Лиза. То бишь, автор нам хотел сказать, что сословие и положение не влияет на наличие добродетелей или отстутсвие негативных качеств.
А еще он нам показывает, что жизнь в богатстве и роскоши на людей влияет отрицательно. И город тоже негативно сказывается на людях — там всегда нужна показуха, соответствие каким-либо социальным образцам, статусам, эталонам. А в селе ничего такого нет, нет надобности соответствовать чему-то или кому-то.
А. может быть, Карамзин хотел показать нам, что само общество виновато в том, что люди из разных сословий, будучи счастливы вместе, вместе жить не могут. Если бы Лиза была из богатой семьи, то Эраст бы с ней так не поступил.
Таким образом, Карамзин создал и заложил в основу русского сентиментализма культ любви и взаимного равенства.
Анализ повести «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)
Творчество Н. М. Карамзина связано в первую очередь с появлением в русской литературе такого направления, как сентиментализм. До этого в ней царствовал классицизм с его четкой конструкцией и дидактическими нравоучениями. Карамзин же открывает мир чувственный, наполненный различными эмоциями, личными переживаниями героев. Он признавался, что особую чуткость сердца – сентиментальность – он считал необходимым качеством писателя. Карамзин показал себя блистательным литератором, его работы до сих пор вызывают неподдельный интерес. Остановимся на одной из них – повести «Бедная Лиза», которая в настоящее время включена в обязательную школьную программу.
История создания
Считается, что Карамзин решился на подобный литературный эксперимент, вдохновившись повестями европейской литературы, с которыми ознакомился во время своего путешествия по странам Европы. Но писатель понимал: чтобы вызвать интерес и сострадание российского читателя, необходимо найти что-то, что вызовет отклик в его душе. Поэтому, кроме описания чувств главных героев, Карамзин детально описывает природу. В качестве основного бэкграунда он использует окрестности около Симонова монастыря. Дубовые боры, светлые реки, пруд – автор старается запечатлеть то, что приносит ему наслаждение вдали от городской суеты, и наполняет пейзажи особенным смыслом.
Благодаря такому подходу повесть кажется очень достоверной. Исследователь В. Н. Топоров отметил:
«Впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».
Повесть «Бедная Лиза» была опубликована в 1792 году в издании «Московский журнал», где Карамзин работал в качестве редактора.
Карамзин был не только поэтом и прозаиком, но и прекрасным переводчиком. Благодаря ему российские читатели познакомились с произведениями У. Шекспира, Г. Лессинга и других выдающихся европейских деятелей литературы. Одним из самых интересных творений Карамзин считаются «Письма русского путешественника», написанные под впечатлением от поездки по Европе и опубликованные в 1791-1792 гг. Именно здесь автор начинает внедрять черты сентиментализма, благодаря чему он стал известным литератором. Талант писателя раскрывался с каждой его работой. Знаковым событием в русской прозе стала публикация повести «Бедная Лиза», за ней в свет вышло другое произведение – «Наталья, боярская дочь».
Итогом творческого пути Карамзина становится энциклопедический труд «История государства Российского», в котором описаны события нашей страны от древности до начала Смутного времени. Многое из того, что написано в этих двенадцати томах, было найдено в архивах самим писателем и впервые опубликовано благодаря ему.
Жанр и направление
«Бедная Лиза» принадлежит к жанру повести – прозаическому произведению, в основе которого лежит цепь связанных логически и хронологически эпизодов. Некоторые называют «Бедную Лизу» рассказом, что неверно, так как обычно в рассказе реализуется одна сюжетная линия и он не такой большой по объему, как данная книга.
Карамзин пишет свою повесть, отходя от канонов классицизма и используя приемы сентиментализма. Сентиментализм – это такое течение в литературе XVIII века, когда в центр внимания ставится не разум, а чувствительность. Герой сентиментализма более проработан и индивидуален, поэтому он находит отклик в душе читателя. Поэт П. А. Вяземский называл это течение «изящным изображением основного и повседневного».
Основные черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»:
Однако близость с природой имеют не все действующие лица произведения, а только Лиза и сам рассказчик. Автор наделяет их такой способностью, акцентируя внимание на том, что именно они способны на настоящие чувства.
Смысл названия
Название «Бедная Лиза» можно трактовать несколькими способами. В первую очередь, Карамзин, добавляя в заголовок оценочное слово, дает нам понять свое отношение к героине. Ему жаль девушку, и он надеется, что читатель также будет ей сочувствовать.
Но не стоит забывать, что «бедная» также может обозначать «нищая», а материальное положение Лизы стало причиной, по которой Эраст не захотел связывать с ней свою дальнейшую жизнь.
Сюжет, кажущийся в настоящее время достаточно примитивным, в конце XVIII века произвел в русской общественности фурор. В повести изображена трагическая судьба бедной Лизы.
Крестьянская девушка Лиза вынуждена трудиться в поте лица, чтобы обеспечить себя и мать после смерти отца, бывшего «зажиточным поселянином». Она собирает ландыши в лесах и продает их в Москве. Там ее замечает молодой красивый дворянин Эраст, который влюбляется в нее, и эти чувства, кажется, навсегда.
Они много времени проводят вместе, но в какой-то момент Лиза перестает интересовать героя. Сначала Эраст видел в ней ангела, который так поразительно отличался от напыщенных барышень его круга; но после того, как девушка отдается молодому человеку, она теряет для него свою привлекательность. Эраст начинает отказывать ей во встречах, а затем и вовсе говорит, что ему нужно уехать вместе с полком, идущим в поход. Лиза просит его остаться, но он отвечает, что отказ от службы означает для него бесславие и позор. Девушка понимающе соглашается, и ей приходится смириться с неизбежной разлукой. Она очень сильно тоскует, но старается держаться, чтобы не тревожить мать лишний раз.
Однажды Лиза отправилась в Москву за лекарством и там увидела своего возлюбленного. Она была счастлива его встретить, однако тот сказал, что он теперь помолвлен и они не могут быть вместе. Оказывается, вместо доблестной службы в армии Эраст там увлекся игрой в карты и потерял все состояние. Он не в силах расплатиться с долгами, поэтому решает жениться на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена. Лиза не может пережить его измену. После того, как он ее выставил с порога, девушка просит приятельницу передать матери извинения и деньги, а сама кидается в пруд. Ее не успевают спасти. Эраст до конца жизни был несчастен и винил себя в смерти возлюбленной. Многомудрый Литрекон сочувствует этой потере, а Вам предлагает краткое содержание повести для читательского дневника и отзыв (вот они).
Конфликт
Основной конфликт повести «Бедная Лиза» можно назвать психологическим. Он заключается в отношении героев к любви и к деньгам. Лиза, умеющая искренне и сильно любить, сильно привязывается к Эрасту. Она живет своим чувством, отдаваясь ему всецело. Лизу не интересует материальное положение возлюбленного, она не берет его деньги, когда он пытается заплатить за ландыши сумму, в несколько раз превышающую озвученную стоимость. В то же время Эраст наслаждается временной связью с девушкой, которая поначалу казалась ему интересной. Но затем она ему наскучила, и он уезжает. Проиграв все деньги, Эраст идет на сделку с совестью – он сватается к богатой вдове ради ее состояния, которое ему нужно для выплаты долгов.
Лиза с самого начала понимала, что у нее не будет счастливой жизни с Эрастом. Она несколько раз говорила, что он никогда не будет ее мужем, ведь он дворянин. Но это не мешало героине погружаться в эти отношения все глубже и глубже. Эраст же, казалось, был готов на все ради Лизы. Но его чувства не прошли проверку временем. Молодой человек поступает подло, ведь он даже не сообщил возлюбленной, что вернулся.
Получается, конфликт произведения строится на таком приеме, как антитеза (противопоставление). Персонажей повести нельзя разделить на строго положительных и строго отрицательных, как это принято в классицизме. В сентиментализме столкновение взглядов реализуется с помощью несоответствия чувств и принципов одного героя с чувствами и принципами другого героя. Также заметен социальный конфликт: Карамзин, повинуясь демократическим веяниям Европы, становится на сторону естественных и чувствительных крестьян, не избалованных роскошью, и порицает дворян, испорченных средой. В других известных примерах сентиментальных произведений (Шиллер, Лессинг) правда тоже оказывается на стороне простого человека, а знатный господин проявляет подлость, но зачастую раскаивается в ней.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в повести «Бедная Лиза» способствуют наиболее полному раскрытию социального и любовного конфликта:
Темы и проблемы
В повести «Бедная Лиза» перед нами предстает богатая тематика:
Проблематика в повести «Бедная Лиза» :
Главная мысль
Новаторской в русской литературе была идея, суть который заключалась в том, что низшие сословия так же, как и высшие, могут чувствовать. Крестьяне могут проявлять эмоции, как и дворяне, а то и глубже. Фраза «И крестьянки любить умеют» стала ключевой для аудитории, которая с восторгом читала повесть. Карамзин призывает быть более гуманными по отношению друг к другу независимо от сословной принадлежности. Эгоизм Эраста погубил и Лизу, и ее мать, и его самого.
Смысл повести — призыв к гуманизму, ведь люди равны, никто из них не виноват, что родился без серебряной ложки во рту. А между тем именно серебряная ложка становится мерилом ценности личности. Если бы Лиза была благородной и богатой, их с Эрастом ждала бы счастливая жизнь в браке, но то, как общество зациклено на титулах и деньгах, превращает любовь в трагедию. Современники Карамзина так восторженно приняли повесть о чувствах, потому что в их жизни чувств не было, так как все браки были продиктованы финансовой необходимостью или старческой похотью, но никак не любовью.
Карамзин делает первые шаги в преобразовании литературного русского языка. Он убирает из речи героев старославянизмы и церковную лексику, делает разговоры героев более простыми и понятными. Однако писатель упускает один момент: речь провинциальной крестьянки и дворянина из крупного города одинакова. То есть в литературе пока еще не было сильных различий между крестьянским говором и аристократическими разговорами, хотя в жизни они ощущались.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин использует следующие средства выразительности:
Автор использует эти приемы, чтобы дополнительно подчеркнуть сентиментальную натуру главной героини, а также раскрыть чувства и образы персонажей, создать некую атмосферу.
Критика
Не только аудитория с большой благосклонностью отнеслась к повести «Бедная Лиза». Большинство критиков говорили о новаторстве Карамзина и подчеркивали особенность «Бедной Лизы». Они отмечали не только новую для российского читателя чувствительность, сентиментальность, но и печальный конец, который выбрала для себя героиня, — самоубийство. Литератор В. В. Сиповский писал, что русская публика впервые встретилась с «горькой правдой жизни», а не со счастливым концом, как это было раньше.
Критик В. Н. Топоров называл работу Карамзина «корнем», из которого выросло «древо русской классической прозы». Он считал, что многие произведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка») написаны именно благодаря «усвоению уроков карамзинской повести».
Однако советский литературовед Г. А. Гуковский же писал, что если в подобных европейских сюжетах превалировала антифеодальная мысль, где показаны последствия сословного неравенства, то Карамзин же будто говорил, что и в крепостничестве можно быть счастливым.
«Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу “и крестьянки любить умеют”», — писал исследователь.
Это справедливое замечание, так как Карамзин действительно не хотел отмены крепостного права. Он считал, что нужно регулировать самоуправство помещиков и следить за их действиями по отношению к крестьянам.
Однако личные взгляды автора никак не умаляют его заслуг. Карамзин призывал аристократию быть более гуманной и отзывчивой. Его вклад в русскую культуру сложно переоценить. Труды писателя до сих пор вызывают интерес со стороны исследователей и широкой публики, потому что он действительно показывал жизнь в ее многообразии.
Анализ «Бедная Лиза» Карамзин
Всего получено оценок: 2283.
Всего получено оценок: 2283.
Повесть Карамзина «Бедная Лиза», была опубликована автором в 1792 году, эта повесть стала образцом сентиментализма. Также, впервые в литературу было введено самоубийство героини. Идею создания «Бедной Лизы» автор позаимствовал из произведений иностранной литературы, мастерски вписав обстановку живописного места, где он отдыхал на даче. Такой авторский ход придал достоверности сюжету, и герои воспринимались как реальные люди. Предлагаем анализ произведения «Бедная Лиза» по плану. Материал для учащихся 8 класса.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедная Лиза.
Год написания – 1792 г.
История создания – Прогрессивные взгляды Карамзина как писателя, решившего внедрить в русскую литературу жанр сентиментализма, помогли ему изучить европейскую литературу и найти сюжет повести.
Тема – В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство.
Композиция – События истории длятся три месяца, заканчиваясь трагической развязкой.
Жанр – Карамзин считается автором небольших по объёму произведений, одним из которых и является повесть «Бедная Лиза».
Направление – Сентиментализм.
История создания
Карамзин в 1789–1790 годах путешествовал по Европе, написанные после поездки «Письма русского путешественника принесли писателю известность. Поселившись в Москве, Карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность и стал издателем «Московского журнала».
Годом написания «Бедной Лизы» стал 1792, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. Писатель ввёл в русскую литературу жанр сентиментализма, с чего и началась история создания «Бедной Лизы».
В сюжет повести Карамзин внёс гибель главной героини, что в корне отличало его повесть от традиционных русских произведений со счастливым финалом, и “Бедная Лиза” обрела огромную популярность среди читателей.
Проводя анализ произведения «Бедная Лиза», можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. В описании жизни крестьян писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. По Карамзину, главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, обладает всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.
Основной мыслью повести является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.
Многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. Образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. Это всё та же тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоёв. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.
Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.
Композиция
Рассказчик повествует о событиях, которые произошли тридцать лет назад, и длились три месяца. Автор начинает повесть с описания пейзажа близ Симонова монастыря. После идёт развитие сюжета, в котором читатель знакомится с главными героями повести. Сюжет этой незатейливой истории довольно обычный: молодая бедная девушка полюбила богатого человека. Чувства молодых людей стремительно развиваются, но между ними стоит непреодолимая преграда – социальное неравенство, и Эрасту с Лизой невозможно быть вместе. Молодой человек, испытав новые ощущения, бросает девушку, не задумываясь о ее моральных переживаниях. Никого не удивляет, что молодой человек женится на престарелой даме: таковы нравы дворянского общества, и такой шаг является обычным делом. Главную роль в высшем свете играют деньги и положение, искренние чувства отодвигаются на задний план.
Но не так ведет себя девушка-крестьянка. Она умеет любить по-настоящему. Яркая особенность композиции произведения в том, что Карамзин заканчивает жизнь девушки самоубийством. Красочное описание реального места, Симонов монастырь, пруд – описание этих пейзажей и правдивая характеристика героев, создают впечатление достоверности и реальности происходящих событий.
Особая композиция произведения каждого читателя приводит к своему собственному восприятию героев, каждый по – своему определяет, чему учит эта сентиментальная и трагическая повесть.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бедной Лизы».
До появления на писательском поприще Карамзина в ходу были многотомные романы. Основоположником коротких произведений стал автор «Бедной Лизы», создавший психологическую повесть.
Разной была критика на это произведение, некоторые из современников Карамзина находили неправдоподобность в характерах героев, но в целом психологическое произведение, в центре которого лежит моральный конфликт, было принято доброжелательно и вызвало огромный интерес публики.
Сентиментальное направление повести с трагической развязкой стало образцом для подражания многих писателей и открыло новую страницу в русской литературе.

