бедржих сметана краткая биография
Бедржих сметана краткая биография
Сметана Бедржих (1824-1884)
Творчество талантливого чешского композитора-патриота Б. Сметаны отличается национальным своеобразием и высоким мастерством. Музыкант, чьим именем в Праге названы концертный зал, струнный квартет и музыкальное общество, всю жизнь боролся за передовые художественные идеалы и во многом определил дальнейшие пути развития чешской музыки.
В результате частых переездов семьи Сметана оказался в городе Немецкий Брод, где поступил в гимназию. Время, проведенное здесь еще больше сблизило Бедржиха с чешской культурой, чему в немалой степени поспособствовали его педагоги.
С 1830 г. он с успехом концертировал как пианист на родине и за рубежом.
В 1843 г. Сметана поступил в музыкальную школу Йозефа Прокша в Праге. В столице он активно посещал концерты Мошелеса, Тальберга, Клары Шуман, сочинял фортепьяные сочинения.
В 1846 г. композитор окончил обучение. А через два года его увлекли политические события 1848 г. (восстание против австрийцев). И хотя Сметана не принимал непосредственного участия в уличных боях, его эмоциональное состояние было выражено в «Песне свободы», написанной под впечатлением от происходящего.
Следующим шагом в его творческой эволюции было написание трио соль-минор для фортепьяно, скрипки и виолончели. Толчком к созданию этого первого его значительного камерного произведения стала личная трагедия. Сметана написал, что это трио является «воспоминанием о моем первенце, дочери Бедржишке, которая поражала всех своим музыкальным талантом, но была унесена безжалостной смертью в возрасте всего лишь четырех с половиной лет». Композитор безмерно любил свою старшую дочь (весьма одаренную музыкально) и тяжело переживал ее раннюю кончину.
В 1856 г. Сметану пригласили в шведский город Гетеборг, где он прожил в общей сложности пять лет. За время пребывания в Гетеборге Сметана написал три симфонические поэмы, из которых наиболее значительная и самобытная «Лагерь Валленштейна» (1858 г.)
Окончательно в Чехию Сметана вернулся в 1863 г. В течении последующих нескольких лет музыкант развил бурную общественную деятельность, выступал как хоровой и оперный дирижер, музыкальный критик и композитор.
С 1866 по 1874 гг. Сметана был главным дирижёром «Временного театра», возглавлял музыкальную секцию «Умелецкой беседы», работал с хором «Глагол Пражский» (писал для него произведения на чешские тексты).
В 1874 г. Сметана неожиданно оглох. Но несмотря на это в последующее десятилетие он создал едва ли не лучшие свои произведения: симфоническую поэму «Мою Родину», оперы(«Поцелуй»), фортепьянные циклы «Сны» и «Чешские танцы», оба струнных квартета и оркестровый «Пражский карнавал».
Свою жизнь Сметана доживал в лечебнице для душевнобольных в Праге.
Умер выдающийся чешский композитор 12 мая 1884 г.
Музыкальное наследие:
Оперы (все поставлены в Праге): «Брaндербуржцы в Чехии» (Branibori v Cеchach, 1863 г.), «Проданная невеста» (Prodana nevesta, 1866 г.), «Далибор» (Dalibor, сочинена 1867 г.), «Либуше» (Libusе, 1872 г.), «Две вдовы» (Dve vdovy, 1874 г.), «Поцелуй» (Hubicka, 1876 г.), «Тайна» (Tajemstvi, 1878 г.), «Чёртова стена» (Certova stena, 1882 г.), «Виола» (нe окончена, по «Двенадцатой ночи» Шекспира, соч. 1884 г.)
Камерно-инструментальные ансамбли : для cкpипки и фортепьно-фантазия (1843 г.), 2 дуэта «В родном краю» (Z domovi-ny, 1878 г.), фортепьянное трио (1855 г.), 2 струнного квартета (1-й, Из моей жизни-Z meho zivota, 1876; 2-й-1883 г.)
Произведения для голоса с фортепьяно : «Песня свободы» (Рisen svornosti, cлова Я. Koллapa, 1848 г.), «Вечерние песни» (Veсerni pisne, cлова В. Галека, 1879 г.)
Произведения для фортепьно в 4 руки : 2 увертюры (1842 г.)
Музыка к спектаклям драматического театра: 2 увертюры для малого оркестра к кукольным драмам М. Копецкого «Доктор Фауст» (1862 г.) и «Ольдржих и Божена» (1863 г.), Фанфары к трагедии У. Шекспира «Ричард III» (для валторн, труб, тромбона, литавр, 1867 г.)
Бедржих Сметана – чешский композитор
Чехи гордятся своей культурой, музыкой, оперой, а также людьми, которые прославили на весь мир Чехию, ее столицу. Любят жители страны своего выдающегося земляка – Бедржиха Сметану, имя которого связано с классической музыкой.
Кто такой Бедржих Сметана
Это не просто знаменитый композитор, педагог, дирижер и музыкальный деятель Чехии. Сметана создал красивые произведения, которые звучат во всех операх мира.
Его произведения стали классикой, а имя – легендой. Ведь именно Бедржих Сметана одним из первых стал использовать чешские национальные мотивы, традиции и фольклор в операх, сочинениях для симфонических оркестров, хоров, фортепиано. В конце XIX в. композитор писал не на модном тогда немецком языке, а использовал для создания своих произведений родной чешский язык.
Краткая биография
Сметана родился 2 марта 1824 г. в Пардубицком крае, в городе Литомишль. Уже в 6 лет мальчик выступал перед публикой, играя на пианино, в семь написал первое музыкальное произведение. Его отец был пивоваром, занимаясь этим делом в имении местного графа. Семья часто меняла место проживания, что позволило Бедржиху с детства познакомься с условиями жизни крестьян, увидеть, как они развлекаются, отмечают праздники, радуются рождению детей и грусть, когда умирают близкие.
Стать профессиональным музыкантом Бедржих Сметана решил только в 20 лет, поступив в частную школу музыки Й. Прокша в Праге. Во время учебы будущий композитор много работал над собственными произведениями, написав 50 различный композиций.
В 1848 г. Сметана при поддержке Ференца Листа основал собственную музшколу, которая очень быстро стала образцовой.
Кроме педагогической деятельности, музыкант дирижировал на концертах, которые устраивало Общество классической музыки. Также он ездил в город Гетеборг в Швеции, где преподавал музыку.
В 1861 г. вернулся домой, где ему предложили возглавить мужской хор, занялся общественно-музыкальной работой, писал критические статьи в газету «Народни лист», дирижировал в Национальном театре оперы.
С 1874 г. врачи сообщили композитору, что у него проблемы со слухом. Сметана вынужден был переехать к дочери на хутор Ябкенице, где занимался сочинением музыки. Через десять лет ему поставили диагноз «душевное расстройство». Для лечения родные перевезли его в Прагу, где он умер в мае 1884 г.
Бедржих Сметана и чешская национальная опера
Композитор много писал в жанре «опера», вкладывая в произведения не только свой талант, но и душу. Творчество пронизано национальным характером, является очень реалистичным, мелодичным и глубоко народным. Во всех произведениях прослеживается любовь к Чехии.
Оперные произведения Сметаны отличаются по тематике и жанрам. Есть и героические, и исторические, и музыкальные сочинения, и комедии, и трагикомедии. Такое разнообразие объясняется национальным характером и менталитетом чехов, а также тем, как это все видел, чувствовал и понимал Сметана.
К выдающимся операм относятся:
После этой оперы были написаны, в основном, комедии. Сметана не только создавал произведения для театра, но и руководил его оркестром. Он выступал дирижером и собственных, и зарубежных произведений.
Музыкальные произведения
Бедржих Сметана писал много сочинений в самых разных стилях, жанрах и направлениях. Это было связано с тем, чтобы у чехов появилась своя профессиональная музыка. Его произведения органично вписались в национальное возрождение чехов, которое началось в 1848 г. с «Весной народов».
У Сметаны очень много произведений:
Во многих сочинениях Сметаны присутствует мотивы героической борьбы народа за национальное освобождение. Занимался композитором развитием программного симфонического симфонизма. В этом жанре он написал цикл из 6-ти симфонических поэм под общим названием «Моя родина», в него вошли «Влтава», «Вышеград», «Бланик», «Шарка», «В чешских лугах и лесах» и «Табор» (Tábor).
Из-за такого разнообразия жанров и сочинений чешского композитора часто сравнивают с Глинкой, подчеркивая вклад, которые сделали два деятеля для развития национальной музыки в Чехии и России.
Бедржих Сметана
Бедржих Сметана. Краткая биография

Родился будущий композитор в городе Литомишль, Пардубицком крае, 2 марта 1824 года. Музыкальные способности у мальчика обнаружились рано: уже в шесть лет Бедржих выступал публично как пианист, а в семь лет написал первое музыкальное сочинение.
Тем не менее, решение стать профессиональным музыкантом Сметана принял лишь в возрасте двадцати лет. В 1844 году он поступает в частную музыкальную школу Й. Прокша в Праге. Изучение музыкального искусства органично соединилось с собственным творчеством. Ко времени окончания учебного заведения Сметана – автор 50 произведений.
В 1848 году Бедржих Сметана, благодаря Ференцу Листу, высоко ценившего талант молодого композитора, основывает свою музыкальную школу. В короткий период школа становится образцовым учебным заведением. Среди выпускников школы – Ян Людевит Прохазка, известный чешский пианист и музыкальный деятель.
С 1856 по 1861 год Сметана дирижировал на концертах Общества классической музыки, преподавал музыку в шведском Гетеборге. По возвращении на родину в 1861 году возглавил мужской хор «Глагол», занимался музыкально-общественной работой, был музыкальным критиком в газете «Народни листи». С 1866 по 1874 год Бедржих дирижирует в Национальном театре оперы.
С 1874 года, потеряв слух, композитор живет у своей дочери, на хуторе Ябкенице, и полностью отдается сочинению музыки. Незадолго до смерти, в связи с душевным расстройством, был перевезен в Прагу, где и скончался 12 мая 1884 года.
Чешская национальная опера и программный симфонизм
Бедржих Сметана вошел в историю как основоположник чешской классической музыки, создатель национальной оперы и программного симфонизма. Его творчество отмечено глубокой народностью, национальным характером, реалистичной направленностью. Произведения композитора проникнуты мелодичной выразительностью и любовью к Родине. Многие критики по справедливости называют Сметану «чешским Глинкой».

Первоначально произведение задумывалось как оперетта в двух действиях, но требования иностранных театров и неоднозначная реакция чешской публики заставили композитора расширить сочинение.
Перед постановкой оперы в Санкт-Петербурге в 1870 году оперу разделили на три действия и заменили разговорные диалоги на речитатив. Мировая популярность пришла к опере уже после смерти автора, после премьер в Вене (1892), Чикаго (1893), Лондоне (1895) и Нью-Йорке (1909). На протяжении многих лет «Проданная невеста» была единственной чешской оперой в мировом репертуаре.
Не менее успешным было обращение Сметаны к программному симфонизму. Четкие образы симфонической программной музыки позволили композитору реализовать и донести до слушателя свои патриотические идеи. Наиболее ярким с точки зрения патриотизма является симфонический цикл «Моя родина». Это произведение стало большим шагом вперед в развитии чешской национальной музыки.
Сочинения Бедржиха Сметаны:
Бедржих Сметана. Влтава слушать. Bedrich Smetana Vltava
Бедржих Сметана. Опера «Проданная невеста»
Симфонический оркестр и хор оперной студии ХНУМ им.Котляревского
Краткая биография Бедржиха Сметаны
Бедржих Сметана родился в 1824 году, в небольшом городке Юго-Восточной Чехии Литомышле, в семье пивовара и большого любителя музыки. В четыре года Бедржих под руководством отца научился играть на скрипке, в пять лет уже участвовал в домашних концертах, а в шесть лет впервые появился перед публикой, исполнив фортепианное переложение увертюры к опере Обера «Немая из Портичи». К этому же времени относятся первые творческие опыты будущего композитора — небольшие фортепианные пьески, в которых слышны интонации народных мелодий, ритмы чешских танцев — изящной польки, задорного фурианта, веселой скочны. В девятнадцать лет Сметана окончил пльзеньскую гимназию, но поступить в консерваторию уже не мог по возрасту и, отправившись в Прагу, стал брать уроки у слепого музыканта, известного педагога Йозефа Прокша. Под его руководством в течение трех с лишним лет Сметана изучал теорию композиции и совершенствовался в игре на фортепиано.
Как отмечают шведские исследователи, многогранная деятельность Сметаны в их стране оставила заметный след. Он много выступал как солист, пропагандируя своих любимых романтиков — Шопена, Шумана, Листа, принимал участие в исполнении камерных ансамблей, дирижировал организованным им симфоническим оркестром, преподавал и, конечно, занимался творчеством. В гётеборгские годы не без влияния Листа, которого Сметана навещал в Веймаре, были созданы симфонические поэмы «Ричард Третий», «Лагерь Валленштейна» и «Ярл Гакон», а также фортепианный цикл «Воспоминания о Чехии в форме полек». Тем временем в Чехии произошли перемены. Габсбургское правительство, желая сохранить власть в стране, пошло на ряд уступок: стали издаваться книги на чешском языке, развернулась деятельность национальных хоровых кружков и объединений (именно тогда возник мужской хор «Глагол Пражский»), было дано разрешение на открытие чешского театра.
Музыкальная трагедия «Дали-бор», повествующая о судьбе благородного рыцаря, у которого находили защиту и помощь угнетенные, была исполнена в день торжественной закладки чешского Национального театра 16 мая 1868 года. Сметана тогда уже занимал ведущее положение в культурной жизни страны: он выступал в прессе, под его управлением проходили симфонические концерты, в которых кроме классики звучала современная отечественная музыка, а также сочинения славянских композиторов. Возглавив чешский оперный театр, Сметана не замедлил поставить на сцене «Ивана Сусанина» (что, кстати сказать, явилось первой зарубежной постановкой этой оперы Глинки), потом «Руслана и Людмилу» и «Гальку» Монюшко. Все это, естественно, вызывало сопротивление проавстрийски настроенных кругов. В ноябре 1872 года была закончена опера «Либуше», и композитор начал вскоре работать над комической оперой «Две вдовы». Ей суждено было стать последним сочинением, которое Сметана смог еще услышать и сам исполнить. В ночь с 19 на 20 октября 1874 года он навсегда утратил слух.
Биография Бедржиха Сметана
Бедржих Сметана, родившийся 2 марта 1824 года в городке Литомьпыль, расположенном к востоку от Праги, был одиннадцатым ребенком в семье арендатора пивоварни Франтишека Сметаны и его жены Барбары. Отец был настроен патриотически и заботился о том, чтобы у детей пробудился интерес к чешскому песенному фольклору. В доме часто музицировали, в основном в форме струнного квартета, и отец еще в раннем детстве научил Бедржиха играть на скрипке. Однако уже в скором времени он стал отдавать предпочтение фортепиано.
Частые переезды отца способствовали духовному росту мальчика. После окончания учебного года в Йиглаве Бедржиха отдали в гимназию в городе Немецкий Брод. Обстановка для занятий была самая благоприятная. Педагоги стремились привить ученикам уважение к своей стране, к родному языку и национальной культуре. Там Сметана сблизился с Карелом Гавличком-Боровским, будущим деятелем чешского возрождения, поэтом и публицистом. Гавличек организовал кружок молодежи, где смело высказывались свободолюбивые мысли, распевались патриотические песни. Для завершения образования отец направил сына в город Пльзень.
В Пльзене жил их родственник — профессор Йозеф Франтишек Сметана, активный деятель чешского возрождения. В его доме юноша еще более увлекся передовыми идеями, историей чешского народа, познакомился с произведениями чешских писателей и композиторов. Изучал он и сочинения великих мастеров — Моцарта, Бетховена, Шопена, нередко выступал в концертах. К моменту окончания гимназии у Бедржиха созрело твердое решение посвятить себя музыке.
Завершив учебу, Сметана покинул Пльзень. Путь его лежал в Прагу. В столицу юноша прибыл в октябре 1843 года с очень скромными средствами. Сметана поступил в музыкальную школу Йозефа Прокша — талантливого музыканта, отличного пианиста. Музыкальная жизнь столицы не шла ни в какое сравнение с пльзеньской. Здесь он с огромным удовольствием слушал Листа. Мечтая о карьере пианиста, Сметана не пропускал концертов Мошелеса, Тальберга, Клары Шуман.
В те годы сам Сметана писал главным образом фортепианные произведения. Сонатой для фортепиано соль минор он закончил обучение у Прокша в 1846 году.
Вскоре молодого Сметану увлекла политическая буря 1848 года. Сметана, конечно, не стоял в стороне от этих событий, но не принял непосредственного участия в боях на улицах Праги. По крайней мере, в его воспоминаниях нет ни малейшего намека на это. Однако как художник он отреагировал на эти события, свидетельством чему является «Песнь свободы», написанная непосредственно под впечатлением уличных боев.
После поражения революции абсолютистский режим приступил к подавлению или полному уничтожению всего того, что было достигнуто за короткий период подъема молодой чешской буржуазии. В такой обстановке Сметана летом 1848 года возвратился в Прагу и открыл частную музыкальную школу.
27 августа 1849 года состоялось бракосочетание Бедржиха с его юношеской любовью Катержиной Коларжовой. Будучи замечательной пианисткой, она смогла деятельно участвовать в работе музыкальной школы.
Наиболее значительные сочинения тех лет молодого композитора — польки. Из бытовых танцевальных пьес они превратились в поэтичные картинки настроений.
Скоро в семье Сметаны появились дети. Большие надежды возлагали родители на старшую дочь Фридерику, по-чешски Бедржишку, которая, казалось, унаследовала необычайный музыкальный талант, проявившийся, по словам родителей, уже в очень раннем детстве. Тем тяжелее были удары судьбы, постигшие семью в середине 1850-х годов. В течение трех лет умерли три из четырех дочерей: в декабре 1854 года — родившаяся второй Габриэла, в сентябре 1855 года — старшая Бедржишка, в июне 1856 года — родившаяся третьей Катержина.
Боль, вызванная потерей обожаемой дочери «Фрицхен», как называли Бедржишку, вылилась в музыку. Непосредственно под воздействием смерти Бедржишки Сметана написал первое значительное камерное произведение: трио соль-минор для фортепиано, скрипки и виолончели. В списке своих произведений он отметил, что это трио является «воспоминанием о моем первенце, дочери Бедржишке, которая поражала всех своим музыкальным талантом, но была унесена безжалостной смертью в возрасте всего лишь четырех с половиной лет».
В сентябре 1856 года в пражском соборе Св. Витта состоялась премьера «Иранской мессы» Листа, и Сметане, наконец, представилась возможность лично выразить дружеские чувства своему кумиру. Многочасовое совместное музицирование, жаркие дискуссии с маэстро неожиданно привели Сметану к мысли о том, что творческий климат Праги не сулит ему особо заманчивых перспектив. И вдруг, как по заказу, Сметана получил приглашение из шведского города Гётеборга.
История жизни Бедржиха Сметана
17 октября 1856 года Сметана прибыл в Гётеборг. Этот крупный шведский портовый город на последующие пять лет стал для него чем-то вроде второй родины. Весной Сметана побывал в Чехии. Но там его постигло большое горе — скончался отец. Осенью вместе с женой и дочерью Софьей композитор вернулся в Гётеборг.
Из трех симфонических поэм, возникших в Гётеборге, наиболее самобытна вторая поэма — «Лагерь Валленштейна» (1859). «Лагерь Валленштейна» — первое крупное симфоническое произведение Сметаны ярко выраженного национального характера. В нем наметились черты будущего симфонического цикла «Моя Родина».
Третий год жизни в Гётеборге был омрачен болезнью жены. Суровый северный климат пагубно отразился на ее здоровье. К весне Катержина настолько ослабла, что едва могла ходить. Сметана решил немедленно покинуть Швецию.
Памятник Бедржиху Сметане в Праге с видом на Влтаву, Карлов мост и Пражский Град, 2011
Находясь за рубежом. Сметана постоянно поддерживал связи с родиной и следил за всеми политическими событиями. В то время в Чехии произошли большие перемены. Поражение Австрии в 1859 году в войне с Францией и Пьемонтом привело страну к кризису. Правительство Австрийской империи, почувствовав неустойчивость своего положения, вынуждено было пойти на некоторые уступки подвластным ему народам. Сметана начал думать о возвращении на родину. После прощальных концертов он выехал из Гётеборга.
Однако вначале его ждало горькое разочарование. Ни первый сольный фортепианный концерт, ни первое выступление в качестве дирижера с собственными оркестровыми произведениями в январе 1862 года не были замечены публикой, о чем свидетельствует следующая дневниковая запись: «Был такой холод и пустой зал. Мне пришлось даже доплатить 208 гульденов». Вскоре он вновь вынужден был заняться педагогической деятельностью и в августе 1863 года открыл вторую частную музыкальную школу.
Однако Сметана не прекращал сочинять музыку. Он твердо придерживался того мнения, что наиболее прочную основу для развития современной национальной музыки может заложить только опера. Этой задаче идеально соответствовал «Конкурс Гарраха на чешскую национальную оперу». В поисках либретто Сметана познакомился с чешским писателем Карелом Сабиной, одним из авторов самого известного чешского драматического произведения «Проданная невеста», который за пару недель написал либретто оперы «Бранденбуржцы в Чехии».
«Бранденбуржцы в Чехии» — героико-патриотическая историческая опера. Несмотря на довольно запутанное либретто, страдающее историческими неточностями,. Сметана сумел выдвинуть на первый план патриотическую тему — борьбу с иноземными захватчиками, что имело важное значение для его современников в период габсбургского гнета.
Три года ожидал Сметана сценического воплощения «Бранденбуржцев». Наконец друзьям удалось сломить сопротивление театральной дирекции. Премьера оперы состоялась 5 января 1866 года на сцене Временного театра. Дирижировал автор. Успех был ошеломляющий.
В газете «Народные листы» композитор и пианист Л. Прохазка отметил, что наконец-то на чешской сцене поставлена опера, которая может стать основой для развития чешского музыкального искусства.
Еще до премьеры «Бранденбуржцев в Чехии» 12 октября 1865 года Сметана завершил в клавире комическую оперу «Проданная невеста», а к моменту ее окончания уже существовало первое действие музыкальной трагедии «Далибор». Композитор хотел решить проблему национальной оперы, создав ее основные жанры, которые бы указали пути дальнейшего развития чешского оперного искусства. Это — героико-патриотическая драма («Бранденбуржцы в Чехии»), народная комедия («Проданная невеста»), музыкальная трагедия («Далибор»). Время завершения «Далибора» совпало с замыслом эпического полотна «Либуше».
Первые эскизы комической оперы возникли задолго до создания либретто. Примечательно, что и увертюра была написана на два с лишним года раньше всей оперы. В первой редакции «Проданная невеста» была двухактной, без танцев, с разговорными диалогами. В последующие годы композитор дорабатывал оперу, и в окончательном виде пражская публика увидела «Проданную невесту» 25 сентября 1870 года, накануне петербургской премьеры. Опера стала трехактной, с танцевальными сценами и речитативами вместо разговорных диалогов. «Проданная невеста» — реалистическая народная комедия, самая радостная из всех опер Сметаны, полная лиризма и славянского мягкого юмора.
Судьба «Проданной невесты» оказалась счастливой. Успех ее возрастал от спектакля к спектаклю. На своей родине Сметане довелось присутствовать на ее сотой постановке. 11 января 1871 года состоялась премьера «Проданной невесты» в Петербурге на сцене Мариинского театра.
Отдельные эскизы «Далибора» относятся ко времени работы Сметаны над «Проданной невестой». Первое действие оперы в партитуре было закончено 15 сентября 1866 года, сочинение второго и третьего растянулось на целый год. Это можно объяснить крайней занятостью композитора дирижерской и организационной работой в театре.
16 мая 1868 года в Праге состоялось всенародное торжество — закладка фундамента Национального театра. Вечером в переполненном зале Новоместского театра состоялось праздничное представление. Оно началось «Торжественной увертюрой» Сметаны, специально написанной к этому дню, и поэмой И. И. Колара «Пророчество Либуше». Затем была исполнена опера «Далибор». Дирижировал автор. Спектакль встретил горячий прием, но вскоре по поводу новой оперы разгорелась бурная полемика. Восторженную статью о «Далиборе» написал Ян Неруда: «. Какое удивительное очарование заключено в музыке Сметаны! У человека слезы выступают на глазах в лирических местах, а в иных поднимаешься со своего места и даже не замечаешь, что ты уже встал».
Против «Далибора» выступили представители реакционных кругов во главе с Пиводой. Они объявили оперу чуждой чешскому духу, а ее автора — «эпигоном».
Трагическая судьба произведения, а опера прозвучала на протяжении всего сезона лишь семь раз, явилась самым тяжелым разочарованием в творческой жизни Сметаны, которое он уже никогда не смог до конца преодолеть.
Не обращая внимания на ожесточенные выпады критики, Сметана приступил к созданию «Либуше», оперы, полностью соответствующей типу торжественной музыкальной драмы. По своему тексту эта опера является «апофеозом чешского духа». Действительно, такое уникальное произведение невозможно отыскать ни в какой другой оперной культуре, и это на самом деле, как и задумывал Сметана, «национальная опера, предназначенная для исполнения по особым праздничным и торжественным поводам».
Премьера «Либуше» состоялась почти через девять лет после завершения работы над ней, 11 июня 1881 года, по случаю торжественного открытия в Праге Национального театра. Это был самый гордый и торжественный день в жизни Бедржиха Сметаны, несмотря на то, что к этому моменту он был уже практически полностью глухим.
Тем временем продолжались нападки и измышления враждебной старочешской критики, которая поносила его как дирижера и руководителя оперного театра и заявляла, что Сметана исчерпал себя как композитор. Опера «Две вдовы», по мотивам одноактной комедии одного из любовников Жорж Санд Фелисьена Мальфиля, показала, что это лишь измышления.
Новой вершиной творчества Сметаны является цикл симфонических поэм «Моя родина». Автор соединил в ней прошлое с настоящим и будущим, возродил славу чешских преданий и историй («Вышеград», «Шарка», «Табор»), красоту природы и жизни человека в ней («Влтава», «В чешских лугах и лесах»). Поэма «Моя Родина» в критические моменты жизни народа также сыграла свою незаменимую роль, духовно объединяла чехов и усиливала их волю к сопротивлению.
Большую часть цикла Сметана написал после того, как оглох в 1874 году. Он скрылся в лесной сторожке своего тестя-егеря, где и доживал свою жизнь. И вопреки всему, в абсолютной глухоте, которая стала его уделом в последние 10 лет жизни, он создавал лучшие свои произведения. Не только «Мою Родину», но и оперы, начиная с «Поцелуя», а также фортепианные циклы «Сны» и «Чешские танцы», оба струнных квартета и оркестровый «Пражский карнавал» — последнее законченное творение. Моменты, когда он мог сочинять, не испытывая мучительных болей, становились все более редкими. Сметана доживал свою жизнь в лечебнице для душевнобольных в Праге. Он умер 12 мая 1884 года и был похоронен на Вышеградском кладбище.






