бег по вертикали актеры

Круче, чем IMAX. Как создавали спецэффекты в культовых фильмах СССР

В августе 1976 года на большой экран вышел главный новогодний фильм — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Зимний фильм с сугробами на Третьей улице Строителей снимали весной, когда снега не было. Эльдару Рязанову пришлось рассыпать нафталин и манную крупу. Лайф собрал яркие примеры спецэффектов из советского кинематографа, в которых всё создано руками художников и монтажёров.

Коллаж © LIFE Фото © «Кинопоиск»

бег по вертикали актеры

Фото © Shutterstock © «Кинопоиск»

По задумке режиссёра, съёмки в Ленинграде должны были проходить на заснеженных улицах: за выброшенным в окно портретом Ипполита главной героине нужно было бежать по сугробам, а снег под ногами должен был хрустеть. Но осадков не было. И Эльдар Рязанов решил «обмануть природу». В окрестных аптеках ассистенты скупили всю вату и весь нафталин. Ватой украсили деревья, кусты, фонари и парапеты. Нафталин рассыпали тонким слоем по тротуарам — именно он и издавал характерный хруст при ходьбе.

Снегопад имитировали с помощью пушки, которая была заряжена манной крупой и мелкими макаронными звёздочками. Дворники возмущались, а зрители ничего не заметили.

«Девчата» и «Александр Невский» — в нафталине

События фильма «Девчата», который вышел на экраны в 1962 году, разворачиваются в таёжной глубинке посреди зимы. Некоторые сцены снимали на Ялтинской киностудии также в летний период. Когда актёр заходил в дом с «мороза», а за ним вваливались клубы пара, на площадке было ужасно душно. «Паром» был пиротехник, который по команде пускал в кадр белый дым.

бег по вертикали актеры

Фото © Shutterstock © «Кинопоиск»

Другую часть зимних сцен снимали в августовскую жару в посёлке Оленино Тверской области. В местном леспромхозе был выделен склад, где художники укладывали вату на брёвна и посыпали их нафталином. Технику забрызгивали извёсткой. Местные жители позже вспоминали, как Надежда Румянцева и Николай Рыбников мучились в жару в тулупах и зимних шапках.

К помощи нафталина прибегал и Сергей Эйзенштейн, в 1938 году создавая фильм «Александр Невский». Ледовое побоище снимали в 30-градусную жару на заасфальтированной площадке возле «Мосфильма». Поле залили жидким мелом, засыпали нафталином с солью, чтобы «скрипело». В качестве снега использовали пенопласт и пожарную пену.

Рекордные «Война и мир»

Сергей Бондарчук снимал «Войну и мир» на протяжении семи лет. Масштабный и дорогостоящий фильм попал в Книгу рекордов Гиннесса за число статистов, участвовавших в картине, — около 15 тысяч человек были задействованы.

бег по вертикали актеры

Фото © Shutterstock © «Кинопоиск»

Экранизация Бородинского сражения стала сенсацией. Сцену снимали с 1 августа по 4 ноября 1963 года. В кадре — тринадцать с половиной тысяч пеших статистов, изображавших русские и французские войска, а также полторы тысячи конников. Но Бондарчуку нужно было показать 120 тысяч человек. Компьютерных технологий не было, поэтому монтажёр наложил два плана друг на друга, создав тем самым видимость более сотни тысяч воинов. Быстрая смена планов не позволяет зрителю заметить «наложение».

Нарисовать взрывы в то время не представлялось возможным, поэтому главный пиротехник картины Владимир Лихачёв задействовал 10 тонн пороха, 40 тонн керосина и 10 тысяч дымовых шашек. Никто из массовки и съёмочной группы не пострадал.

Человек-амфибия сквозь аквариум

Любимый советский фильм Квентина Тарантино был снят в 1961 году. Роман Александра Беляева в середине прошлого века не рискнул экранизировать ни один голливудский режиссёр. Говорят, проектом заинтересовался Уолт Дисней, но никто не знал, как снимать художественный фильм под водой.

бег по вертикали актеры

Фото © Shutterstock © «Кинопоиск»

Советский режиссёр Владимир Чеботарёв пообщался с подводниками и понял, что снять фильм на глубине возможно, но трудно. Актёров стали тренировать работать под водой. В качестве консультанта хотели привлечь Жак-Ива Кусто, но Минкульт не выделил денег на приглашение опытного исследователя. Оператору Эдуарду Розовскому пришлось выкручиваться самостоятельно.

Съёмки проходили в Крыму на Чёрном море. Живности в нём немного, а для картинки требовались яркие рыбки с переливающимися чешуйками. Розовский придумал специальное приспособление — аквариум, который прикреплялся к объективу подводной камеры. Его наполняли рыбой, и все панорамные съёмки делались сквозь аквариум.

Актёры работали без дублёров: снимались столько, сколько могли держать воздух, с перерывами. Им давали акваланг, чтобы отдышаться до следующего эпизода.

Звёзды и молнии рисовали месяц

Художник-постановщик фильма «Гостья из будущего» Ольга Кравченя вспоминала, что путешествия во времени главного героя — Коли — сопровождались молниями, радугой и звёздами. Для их создания в лазерной лаборатории прорисовывались оптические эффекты, их снимали на плёнку, а затем накладывали на кадры с актёром. На создание такой картинки уходил минимум месяц работы.

бег по вертикали актеры

Фото © Shutterstock © «Кинопоиск»

Благодаря хитрости операторов в Ботаническом саду Москвы на съёмках фильма «вырос» «Институт времени». Макет здания — около 50 сантиметров высотой — подвешивали на тросах, оператор настраивал камеру таким образом, чтобы зрителю казалось, что на поляне стоит огромный институт.

Фильм «Москва — Кассиопея» 1973 года произвёл фурор не только среди зрителей, но и среди кинематографистов. В кадре появляются сразу три героя, которые перемещаются в невесомости. Создать такой эффект в 70-е годы — это действительно фантастика.

Инженер-конструктор Валерий Павлотос придумал декорацию, которая удивила всех: 18-метровый коридор на двенадцати роликовых опорах с возможностью вращения на 360 градусов. Камера крепилась жёстко и вращалась вместе с коридором. Актёр бежал на камеру.

Первый «космонавт», по сюжету, забегал в коридор, наступал на тюбик с клеем и не мог оторвать ногу. Инженеры прикрепили ботинок к полу дополнительными болтами. Актёр присаживался, чтобы развязать шнурки, и в такой позе его фиксировали с помощью ремней, спрятанных под костюмом. После этого коридор начинал вращаться по вертикали: второй актёр бежит на камеру, у зрителя создаётся впечатление, что он перемещается по стене —параллельно полу — благодаря тому, что камера закреплена и вращается вместе с коридором. Третий космонавт влетает в помещение, не касаясь ни стен, ни пола. Актёр был пристёгнут к стальной трубе, крепления спрятали под одеждой. С помощью этого устройства «космонавта» могли вращать и перемещать в разные стороны.

Ни один из голливудских кинотехников не смог догадаться, как была снята данная сцена. Съёмочная группа получила золотую медаль международного конкурса УНИАТЕК «За техническое совершенство».

Источник

За кадром фильма «Бег»: Как советским режиссерам удалось впервые экранизировать запрещенного Михаила Булгакова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

бег по вертикали актеры

бег по вертикали актеры

Первая театральная постановка по пьесе Михаила Булгакова «Бег» должна была состояться еще в 1928 г. – у писателя уже был договор со МХАТом, где с аншлагами шел спектакль по пьесе «Дни Турбиных», и никто не сомневался в успехе новой постановки. Однако премьера не состоялась – ей был подписан «приговор» самим Сталиным: « Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег», в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление ». Конечно, после такого вердикта в театрах долгое время Булгаков оставался персоной нон грата.

бег по вертикали актеры

Впервые спектакль по пьесе «Бег» был поставлен только в 1957 г. в сталинградском драматическом театре, а еще через несколько лет это произведение было наконец опубликовано. А вот браться за экранизацию булгаковских пьес долгое время никто не решался – все понимали, что такой сценарий вряд ли удастся запустить в производство. Первыми, кто в советском кино рискнул осуществить эту затею, стали знаменитые режиссеры Владимир Алов и Александр Наумов. Они могли себе это позволить, так как к тому моменту уже зарекомендовали себя как именитые постановщики, снявшие фильмы «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». К тому же они руководили Творческим объединением писателей и киноработников, что давало им определенные права. Режиссеры сами написали сценарий, в основу которого легли пьеса «Бег» и роман «Белая гвардия», а в качестве консультанта пригласили Елену Булгакову – вдову писателя. Правда, до премьеры она не дожила – ее не стало 18 июля 1970 г.

бег по вертикали актеры

Как ни странно, их сценарий был утвержден, что позже называли «булгаковским чудом». Однако этот факт не гарантировал того, что съемки не остановят, а фильм не отправят на полку. Поэтому режиссеры пошли на ухищрения: они тут же уехали в киноэкспедицию и приступили к работе, стараясь тратить как можно больше отведенных на съемки средств – они надеялись на то, что в таком случае съемочный процесс будет сложнее остановить, так как руководству пришлось бы отчитываться за расход государственных средств впустую. Когда цензоры спохватились и решили запретить съемки, режиссеры рискнули продолжить работу. В результате руководство отстранили, а вот создателям фильма дали завершить начатое. Для того, чтобы получить «зеленый свет», режиссеры включили в фильм несколько эпизодов с красноармейцами, которых у Булгакова не было – в произведении вообще не было ни одного эпизода, рисующего Красную армию, под натиском которой бегут белогвардейцы.

бег по вертикали актеры

бег по вертикали актеры

Для актера, сыгравшего главную роль, этот фильм оказался судьбоносным. Возможно, зрители никогда не увидели бы на экранах Владислава Дворжецкого, если бы Наумову и Алову не попалась на глаза его фотография. Владислав вырос в актерской семье, но сам следовать примеру родителей не спешил. К тому моменту он успел окончить медицинское училище, отслужить в армии и стать заведующим аптекой. Он планировал продолжить обучение в медицинском институте в родном Омске, но опоздал к началу вступительных экзаменов. И тогда мать посоветовала ему поступить в студию при Омском детском театре. После завершения обучения Дворжецкий был принят в труппу этого театра, однако его актерскую судьбу нельзя было назвать успешной – он довольствовался только эпизодами и подумывал о том, чтобы сменить профессию. В 1968 г. к ним в театр приехала ассистентка режиссера с «Мосфильма» и попросила актера дать свои фотографии. В тот фильм он не попал, но эти снимки остались в картотеке, а позже оказались в руках Алова и Наумова. Лицо Дворжецкого показалось им таким интересным, а взгляд настолько выразительным, что они решили пригласить его на пробы.

бег по вертикали актеры

бег по вертикали актеры

Спустя годы актер вспоминал: « Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я ринулся перечитывать пьесу Булгакова. Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: «Может, Хлудова?» Она всегда преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался. При первой встрече режиссёры предупредили меня: «Не стесняйтесь, будем вас разглядывать». Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в Омске ожиданием и всё на что-то надеялся. Наконец свершилось. Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась – поручили Хлудова ». С этой роли начался триумфальный путь в кино Владислава Дворжецкого.

бег по вертикали актеры

бег по вертикали актеры

Однако пока режиссеры решали, какую роль доверить Дворжецкому, главного героя, белого генерала Хлудова, уже начал играть Глеб Стриженов. И когда его вдруг сняли с роли и заменили его, популярного артиста, на никому не известного дебютанта из провинциального ТЮЗа, для него это стало настоящим ударом. К тому же Стриженов дружил с режиссерами, мечтал об этой роли, готовился к ней полгода, изучая материалы о Белом движении. Но Дворжецкий показался режиссерам настолько фактурным, что они решили отдать ему главную роль. По этому поводу они говорили: « Мы понимали, что нам его лица будет мало, если оно просто затеряется где-то в массовке ».

бег по вертикали актеры

бег по вертикали актеры

На роль колоритного генерала Чарноты проходили пробы Николай Гринько, Павел Луспекаев, но утвержден был Михаил Ульянов. После того, как он сыграл Ленина, возможность воплотить на экранах образ сумасбродного белого генерала была настоящим актерским подарком, ведь это позволило ему выйти за рамки привычного амплуа. А в тандеме с Евгением Евстигнеевым они были просто блистательны, и эпизоды с их участием стали одними из лучших в фильме. Съемки проходили не только в СССР, но и в Болгарии и во Франции. Всю съемочную группу удивило то, что когда Ульянов разгуливал по парижским улицам в кальсонах, прохожие на это не обращали никакого внимания – парижан совсем не волновало, в каком виде кто-то ходит.

бег по вертикали актеры

бег по вертикали актеры

К концу 1970 г. работа над фильмом была завершена. Премьера была запланирована на 14 января 1971 г., но вдруг режиссеры узнали о том, что все афиши были сорваны, а премьера отменена. Председатель Госкино посмотрел фильм и возмутился тем, что режиссеры сняли совершенно белогвардейскую картину. Наумов на тот момент находился в Чехословакии, и ему нужно было срочно вернуться в Москву. Билетов на пассажирские рейсы не оказалось, и режиссер попал на правительственный спецборт с двумя членами Политбюро. Те предложили ему сыграть в домино. Играли на желание, и режиссер выиграл. Желание на тот момент у него было только одно: запустить фильм в прокат. Наумов говорил: « Таким образом, мы «Бег» выиграли «в козла ».

бег по вертикали актеры

бег по вертикали актеры

Как это ни удивительно, наутро все афиши вернули на место, и премьера состоялась. Это стало настоящим событием и для кинематографистов, и для зрителей, ведь в прокат впервые вышла картина по произведению Михаила Булгакова. За первый год ее посмотрело больше 19 млн человек. Позже «Бег» назвали лучшим фильмом о Гражданской войне и признанной классикой советского кино.

бег по вертикали актеры

бег по вертикали актеры

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *