бегельдинов талат якубекович биография
Талгат Якубекович Бегельдинов — последний дважды Герой
Вот как он описывет один из своих боевых вылетов:
На подходе к Глухой Горушке ведущему майору Русакову по радио доложили с КП, что над целью до шестидесяти истребителей противника на трех ярусах: первый ярус патрулирует на высоте трех тысяч метров, второй ярус — на высоте полутора тысяч метров и третий ярус на бреющем полете в районе болота, куда мы должны направиться после атаки цели. Истребители противника верхнего яруса сразу же вступили в бой с нашими истребителями прикрытия.
Вижу, что два самолета из переднего звена, охваченные пламенем, ринулись вниз, тут же сбили и третий самолет первого звена. Крайнее левое звено «ильюшиных», сделав хитрый маневр, атаковало цель и, петляя по перелескам, ушло. Наша тройка осталась одна. Ведущий старший сержант Петько подал команду приготовиться к атаке. В [46] момент атаки он был сбит, запылал самолет и левого ведомого сержанта Шишкина. Я остался один. Именно один, ибо полетел на задание без стрелка. Передо мной оказалась цель. Атаковал злосчастную Горушку, над которой только что потерял пятерых друзей, и, сделав левый разворот, вышел на бреющем полете к болоту. Теперь предстояло идти домой. Но не успел я опомниться, как впереди справа прошла пулеметная трасса. Пока соображал, что к чему, как еще одна трасса прошла прямо над фонарем.
Быстро повернул голову и увидел: меня атакует истребитель.
«Мессершмитт» вел себя предельно нагло. Вовсе не заботясь о защите, он атаковал меня с разных сторон, но безрезультатно. «Может убить», — подумал я. Начал выполнять виражи, стараясь уйти на свою территорию. Высота небольшая, и снизу я защищен. Спереди немец подходить боится — знает силу лобового огня штурмовика.
Скорость у меня меньше, значит, и радиус виража мал. «Мессершмитт» норовит пристроиться сзади.
Внезапно мне пришла в голову мысль — а почему, собственно, я только о спасении думаю? Почему сам не атакую фашиста? Правда, случая воздушного боя штурмовика с истребителем противника еще не бывало. При встрече нам предписывалось уходить на бреющем полете, бой не принимать.
Немец совершенно обнаглел. Высокая скорость сейчас была для него помехой, и он выпустил шасси, чтобы уменьшить ее. Это [47] почему-то взбесило меня. Ну, думаю, гад, я тебе не котенок!
Резко развернул машину в сторону самолета противника, взял ручку на себя. «Мессер» в этот момент оказался прямо передо мной в прицеле. Я нажал на все гашетки. Вижу, как пули вонзаются в истребитель. Кажется, проходит целая вечность.
Истребитель задымил, свалился на крыло и пошел к земле! Летчик оказался опытный: перед самой землей он сумел выровнять горящий самолет и плюхнулся в сугроб.
И мой самолет от потери скорости оказался в штопорном положении. Кое-как выровнял машину, набрал скорость, снизился.
Делаю разворот и вижу, как к истребителю с автоматами бегут наши солдаты. Теперь можно идти домой.
Рано утром меня разбудил посыльный из штаба. Быстро оделся и через несколько минут уже стоял перед Митрофановым.
— Звонили из дивизии. Приказали немедленно явиться.
— А в чем дело?
— Понятия не имею. О вчерашнем дне я доложил. Наверное, подробностями интересуются. Иди, расскажешь начальству. Можешь не торопиться: вылетов наверняка сегодня не будет.
По заснеженному полю, затем лесом, через болото пошел в Андриаполь. Видно, в штабе дивизии меня уже ждали. Возле адъютанта сидело несколько штатских. Когда я доложил о прибытии, они с интересом посмотрели на меня. Адъютант тут же предложил пройти в кабинет комдива.
Вхожу, вижу Каманина.
— Сержант Бегельдинов явился по вашему вызову.
— Хорошо. Садитесь, — командир указал на стул. — Садитесь, садитесь.
Сел, снял шапку-ушанку. С опаской смотрю на унты: от них текут ручейки по полу.
— Расскажите о вчерашнем бое.
Начинаю по порядку с момента взлета, стараюсь не упустить даже мелочи.
— Это мне известно, — перебил Каманин. — Я спрашиваю о бое с истребителем. Кстати, почему не доложили командиру полка?
Я растерянно замолчал.
— Ваш бой с истребителем видели артиллеристы. Летчика они задержали. Мне звонили из артполка.
Сбивчиво рассказываю о бое. Каманин подходит к двери, приглашает штатских. Оказалось, что это корреспонденты газет. Меня буквально засыпали вопросами. Командир дивизии разъяснил, что это был первый в истории авиации бой штурмовика с истребителем с таким исходом.
Он рассказал, что сбил я матерого волка. Немец в звании майора имел на счету сто восемь сбитых самолетов. Он пиратствовал еще в Бельгии и во Франции, летал на Балканах. Фашист ни за что не хотел верить, что его сбил сержант, имеющий всего восемь боевых вылетов.
Каманин шутя сказал, что должен извиниться передо мной: немец просил познакомить его с русским асом, но свидание это не состоялось.
За два года войны Т. Я. Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовике наземных войск противника, в воздушных боях сбил 7 самолётов.»
Именно его шурмовик был первым Ил-2, пролетевшим над Берлином.
И, я надеюсь, ещё не один год пятого августа он соберет за столом всю свою многочисленную семью. Здоровья Вам, Талгат Якубекович!
БЕГЕЛЬДИНОВ ТАЛГАТ ЯКУБОВИЧ
Бегельдинов, Талгат Бегельдинов, Талгат Якубович Бегельдинов, Талгат Якубекович Бегельдинов.
Полковник Советской Армии, генерал-майор ВС Казахстана, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945).
Биография
Родился 5 августа 1922 года в районе села Майбалык (ныне – район Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области Казахстана). Вырос в городе Пишпеке (ныне – Бишкек), окончил там десять классов и аэроклуб, после чего работал в последнем инструктором.
В апреле 1940 года был призван в РККА. В 1942 году окончил 3-ю Чкаловскую ВАШЛ и 1-ю Чкаловскую ВАШП, служил лётчиком в запасном полку.
Великая Отечественная война
С 8 января 1943 года – на фронте, воевал в составе 800-го штурмового авиационного полка. Начав воевать лётчиком, он к концу войны стал командиром эскадрильи. Совершал вылеты на штурмовку наземных сил, не раз участвовал в воздушных боях. 5 (по другим данным, 6) мая 1943 года его самолёт был сбит и упал на вражеской территории, при этом Бегельдинов был ранен в ногу. Через несколько дней лётчику удалось перейти линию фронта и вернуться в свою часть.
В совершенстве овладел техникой пилотирования, летал в любых метеорологических условиях, даже в тёмное время суток, зачастую без истребительного прикрытия. Помимо штурмовок, неизменно отличавшихся высокой результативностью, не раз выполнял ответственные задания по проведению воздушной разведки. Много раз водил группы штурмовиков.
Летом 1944 года принимал активное участие в операциях по освобождению Украинской и Молдавской ССР, своими действиями способствовав освобождению многих белорусских населённых пунктов и выходу наземных сил к Государственной границе СССР. К 27 июня 1944 года Бегельдинов совершил 155 вылетов, лично сбил 4 вражеских самолёта. За это он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Послевоенная жизнь
В 1950 году окончил ВВА. В августе 1956 года в звании подполковника был уволен в запас, позднее получил звание полковника запаса, а после распада СССР – генерал-майора ВС Казахстана. Долгие годы работал в строительных организациях, руководил строительством крупнейших предприятий, важных социально-культурных объектов в республике. Заочно окончил МИСИ. Активно занимался общественной работой. Избирался депутатом ВС СССР двух созывов, народным депутатом СССР. Умер в Алма-Ате 10 ноября 2014 года.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Бегельдинов Талгат Якубекович
Герой Советского Союза Бегельдинов Талгат Якубекович
Талгат Якубекович Бегельдинов родился в 1922 году в городе Фрунзе Киргизской ССР в семье рабочего. Казах. Член КПСС. После окончания средней школы и аэроклуба в городе Фрунзе поступил в Чкаловское военно-авиационное училище. Гвардии старший лейтенант. Летчик-штурмовик. Командир эскадрильи.
В Великой Отечественной войне участвовал с осени 1942 года и до ее окончания. Более 300 боевых вылетов совершил Талгат Бегельдинов за время войны.
25 октября 1944 года за исключительное мужество был удостоен звания Героя Советского Союза. Второй медалью «Золотая Звезда» награжден 27 июня 1945 года.
За боевые подвиги награжден орденами Красного
Знамени, Славы III степени, Отечественной войны I и II степени, Александра Невского.
После войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. В 1956 году уволился в запас. Жил в городе Алма-Ате, работал председателем Добровольного общества автомотолюбителей Казахской ССР.
Дважды Герою Советского Союза полковнику Талгату Якубековичу Бегельдинову на родине в городе Фрунзе установлен бронзовый бюст.
В самолет ударило сразу два снаряда. Вспыхнул мотор, перестало действовать рулевое управление. Всю кабину заволокло густым едким дымом. Стало нестерпимо жарко. Машина резко пошла вниз.
— Прыгай! — крикнул летчик Талгат Бе- гельдинов стрелку-радисту Яковенко.
Раненый летчик очнулся уже на земле. Вокруг была удивительная тишина. И Талгату вдруг почудилось, что он уже не на фронте, а у себя дома, что кончилась фронтовая, беспокойная жизнь.
— Жив, товарищ командир? — раздался неожиданно взволнованный голос Яковенко.
Рана оказалась не тяжелой. Летчик встал, осмотрелся. Затем вынул карту, измерил расстояние. Да, они далеко за линией фронта, в пригородном лесу захваченного фашистами Харькова.
— Надо бежать, товарищ лейтенант!
— Поздно. Нас наверняка уже ищут. Лучше спрячемся здесь. Фашисты меньше всего будут думать, что мы останемся на месте.
Много передумал за эти томительные часы, проведенные в лесу под Харьковом, Талгат Бегельдинов.
Вспомнилась поздняя осень 1942 года. Он тогда только что закончил училище. Его направляют на фронт. Наконец-то осуществится его заветная мечта: он будет летать на военном самолете, сражаться с врагом в открытом небе.
Командование полка штурмовой авиации, куда прибыл Талгат Бегельдинов, встретило его с радостью: здесь ждали пополнения. Но, как ни рвался в бой сержант Бегельдинов, боевых вылетов ему еще долго не разрешали.
Много дней провел он на фронтовом аэродроме под Калинином. Жадно присматривался к действиям бывалых летчиков, прислушивался к их советам, изучал их опыт. С завистью смотрел, как уходят за линию фронта наши самолеты, и всегда с нетерпением ждал их возвращения, стремился узнать все подробности боя, поведения противника, его тактические приемы.
Вскоре любознательного новичка знали уже все летчики полка. Они охотно делились опытом. Много ценного извлек для себя из этих рассказов будущий летчик-штурмовик.
Все в этом полете для него было новым, необыкновенным: и извилистые очертания траншей на передовой позиции, и облачка взрывов зенитных снарядов, и окутанная серой дымкой израненная земля.
На протяжении всего полета Талгат внимательно следил за ведущим, в точности повторял его маневры. Но вот самолеты пошли на бомбежку. Спикировал на цель и Бегельдинов. Сброшенные Талгатом бомбы упали точно на бензохранилище. При втором заходе он поджег склад боеприпасов.
Когда самолеты вернулись на аэродром, командир полка майор Митрофанов похвалил молодого летчика. И эта похвала еще больше воодушевила Бегельдинова.
Как только оружейники перезарядили пулеметы и подвесили бомбы, Бегельдинов вновь вылетел с эскадрильей штурмовиков на бомбежку фашистского аэродрома.
Три раза летал в этот день в тыл противника Талгат Бегельдинов. Все задания он выполнил успешно. Особенно удачным был последний полет. Бегельдинову удалось уничтожить шесть вагонов с военным грузом и один паровоз.
Никогда не забыть Талгату и первый сбитый фашистский самолет. Такая удача редко выпадает летчику-штурмовику, в задачу которого входит не воздушный бой, а бомбежка наземных военных объектов противника.
— Ты в рубашке родился — шутили товарищи, от души поздравляя молодого летчика с первым сбитым самолетом.
Уже через три месяца после прибытия на фронт Бегельдинова наградили орденом Отечественной войны, присвоили ему офицерское звание, назначили командиром группы штурмовиков. В то же время в жизни воина произошло еще одно очень важное событие: его приняли кандидатом в члены Коммунистической партии.
Однажды по срочному вызову Талгат явился к командиру полка.
— Разведка сообщила, что в районе Харькова оборудован крупный аэродром противника — сказал майор Митрофанов. — Вашей группе поручается уничтожить этот аэродром. Учтите, что фашисты имеют там сильное охранение. Подумайте и доложите, как намерены провести операцию.
В тот же день предложенный Бегельдиновым план операции был одобрен командованием полка.
Операция близилась к концу, когда на советские штурмовики обрушилась большая группа немецких истребителей.
Самолет Бегельдинова был атакован сразу четырьмя «мессершмиттами». Талгат попытался отвернуть в сторону, но в это время в самолет ударили снаряды. Так летчик и стрелок очутились на земле, в глубоком тылу у гитлеровцев.
Когда летчика обнаружила наша разведка, он уже настолько ослаб от голода и усталости, что не мог произнести ни слова. Почти сутки пролежал он в эвакогоспитале. А на другой день явился в свою часть.
В полку Бегельдинова считали погибшим, и неожиданное появление его «с того света» вызвало бурю восторгов.
Однако, узнав, что он ранен в руку и в ногу, командование решило немедленно вернуть его в госпиталь.
— Уж если я мог сражаться в фашистском тылу, будучи раненным, то тем более смогу здесь, на своей земле, вместе с товарищами. И раны в родном полку заживут скорее — доказывал командиру полка Талгат.
И Бегельдинова оставили в полку, поместив в санчасть.
Когда началось Орловско-Курское сражение Бегельдинов вместе со своими боевыми друзьями Николаем Шишкиным и Сергеем Чепелиновым ежедневно делал по два-три боевых вылета. Они бомбили укрепления противника, уничтожали его живую силу и технику.
В ходе этих исторических боев у Талгата Бегельдинова завязалась крепкая дружба с известным летчиком-истребителем, впоследствии дважды героем Советского Союза С. Д. Луганским. Их первая встреча произошла в бою.
Вот так рассказывает об этом Луганский.
— Во время воздушного боя два фашистских истребителя набросились на один из наших штурмовиков. Я в это время дрался с «мессершмиттом». Но вижу — «Ильюшин-2» попал в беду. Мчусь ему на выручку. Как выяснилось позже, на штурмовике был тяжело ранен стрелок и летчик один сражался с истребителем врага. Я налетел на один из фашистских самолетов и поджег его. Второй не принял бой и отвалил в сторону.
В тот же вечер, когда летчики собрались в столовой аэродрома на ужин, Бегельдинов ходил от стола к столу и настойчиво спрашивал:
— Скажите, кто летал сегодня на истребителе номер 47?
Луганский поднялся из-за стола и подошел к летчику.
— Я летал. А в чем дело?
Бегельдинов крепко обнял Луганского и расцеловал его.
Талгат Бегельдинов совершил за годы войны белее 300 боевых вылетов. Он сражался на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м и 2-м Украинском фронтах, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, в уничтожении фашистской группировки в районе Бреслау, громил фашистов на Сандомирском плацдарме. Штурмовики под командованием Бегельдинова помогали наземным войскам при форсировании Днепра и Вислы, при освобождении Орла,Белгорода, Харькова, Полтавы, Львова, при взятии Кракова, Оппельна, Лигница. Не раз появлялся штурмовик Талгата над Берлином и Прагой.
Командование посылало группу штурмовиков которой командовал Бегельдинов, на выполнение самых трудных и ответственных заданий. И не было случая, чтобы они вернулись без результатов. Бегельдинов и его боевые друзья неизменно вступали в смертельную схватку с врагом, когда этого требовала обстановка. Но они находили в себе достаточно сил, чтобы выйти из боя или избежать его, когда надо было срочно доставить командованию важные разведывательные данные о противнике.
Тихий, незаметный на земле, Бегельдинов преображался в воздухе. Все, кто знал его, восхищались его мастерством, храбростью, настойчивостью.
Вот запись донесений, переданных по радио, штабу полка в один из разведывательных полетов Бегельдинова:
«11 часов 07 минут. В окрестностях пункта «117» группа пехоты противника численностью в 300 человек. Отходят на юго-запад по полю. Пехоту штурмую на бреющем полете. Продолжаю полет».
«11 часов 10 минут. На железнодорожной станции «249» два эшелона под парами. Паровозы головой на юг. Сброшены бомбы с замедленным взрывателем. Сильный зенитный огонь. Продолжаю полет».
«11 часов 14 минут. На дороге из «601» и «409» двустороннее движение. 40 автомашин, 12 бронетранспортеров, 7 танков. Сброшены противотанковые бомбы. Колонна штурмована в два захода. Продолжаю полет».
«И часов 15 минут. Атакован четырьмя «ФВ-190». От боя уклонился и продолжаю полет».
«11 часов 21 минута. На восточной окраине «312» две зеленые и одна белая ракеты. Наши танкисты обозначили себя. На водном рубеже «805» сильный артиллерийский огонь. Возвращаюсь».
И все это лишь за 14 минут полета! Но сколько отваги и мужества понадобилось летчику, чтобы совершить его!
По данным разведки Талгата Бегельдинова неоднократно действовали группы летчиков 1-го авиационного корпуса. Много ценных разведывательных сведений доставлял он и для наших наземных танковых и мотомеханизированных частей и соединений.
Эскадрилья штурмовиков под командованием Талгата Бегельдинова неоднократно действовала на большом удалении от полка, в гористой местности, часто в труднейших метеорологических условиях, но всегда успешно справлялась с заданиями. На протяжении последнего периода войны эскадрилья не имела потерь, ни разу не сбилась с курса. Не случайно считалась она одной из лучших на 1-м Украинском фронте.
Но однажды летчику Бегельдинову пришлось сражаться в пешем строю. Случилось это уже на территории фашистской Германии. Было приказано срочно разыскать вырвавшийся вперед танковый корпус и помочь ему связаться с армейским штабом. Десант удалось обнаружить в нескольких десятках километров от фронта, в районе расположенного в лесу фашистского аэродрома.
Воспользовавшись появлением наших штурмовиков, автоматчики танкового десанта бросились к аэродрому и с ходу овладели им. Бегельдинов немедленно развернул свою машину и пошел на посадку. Вслед за ним сели и остальные летчики эскадрильи. Но в это время опомнившиеся эсэсовцы перешли в контрнаступление. Пришлось развернуть штурмовики в их сторону и открыть огонь из крупнокалиберных пулеметов.
Выполнив задание, эскадрилья без потерь вернулась на свой аэродром.
Трудно подсчитать, сколько за годы войны уничтожил Талгат Бегельдинов вражеской техники. Но если бы можно было собрать все это в одно место, то здесь были бы и самолеты, и танки, и автомашины, и орудия различных калибров, и минометы. А сколько уничтожено вражеских складов с горючим и боеприпасами, вагонов с военными грузами!
Два чувства охватили его с необычайной силой: радость Победы и гордость за свою Родину, за свой народ, перед которым и он свой сыновний долг выполнил с честью.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Талгату Бегельдинову была вручена вторая «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. И было тогда Талгату всего лишь 23 года.
Бегельдинов Талгат Якубекович
Спарок в полку не было. Учили так. Пошивальников встал на крыло, склонился ко мне в кабину: «Давай газ, только не взлетай, когда я скажу, тут же убирай газ». Я даю газ, понеслась. Разогнался, хвост поднял. Он кричит: «Убирай газ!». Остановились, вернулись на исходную. Еще раз давай. Три раза сделал… Я самолет хорошо держал. Он мне говоит: «Ну, ладно, лети».Я взлетел, сел нормально. С тех пор начал летать.
А вот летчик-истребитель Шутт, тот никогда не полетит, пока тарелку не разобьет. У нас в полку был летчик Опрышко. Перед вылетом всегда штаны снимет, присядет и только потом летит. Без этого никак.
Г.К.- Сколько вылетов прошло, пока вы стали ведущим?












































