Бекасаб ткань что это
Типы узбекских тканей
Узбекские мастера издавна ткут в ручную разнообразные ткани. Одним из способов украшения ткани, а так же, наверняка, способом привлечения покупателей, возможностью выделится среди аналогичных ткачей, стала окраска ткани в технике ИКАТ. Техника икат заключается в частичном окрашивании нитей до ткачества, в последствии из сотканных нитей образуется узор.
Исполнение этой техники требует мастерства и у мастера по окраске нитей, и у ткача.
Техника икат известна у разных народов, в разных уголках нашей большой планеты, например в Индонезии, у жителей Африки, на ближнем востоке, в частности в Узбекистане, Таджикистане, Афганистане.
Исполнение техники икат у разных народов различно, например в Индонезии окрашиваются и продольные и поперечные нити, икатовый узор образуется очень сложно.
В Узбекистане икатовые узоры образуются только продольными нитями, поперечные нити всегда окрашены однотонно.
Традиционно ткани ткут из того сырья, которое проще достать в определенной местности. В Узбекистане это шелк и хлопок, иногда вместо шелка используют вискозу.
4) Так же мастера делают шелковый ала-бахмаль, или вельвет – шелковую ворсовую ткань, так же с икатовым узором. Икатовый ала-бахмаль ткался в Узбекистане в 1900-1907 годах, использвоался только особами королевской крови, был очень дорог и редок за счет большой доли ручной работы и высокого расхода шелка для изготовления ворса. Технология производства икатового ала-бахмаля была практически утеряна в советское время, и только чудом семье потомственных узбекских ткачей удалось восстановить технологию изготовления ткани в 1990 годах.
Немного рассмотрим каждый тип ткани в отдельности.
Отдельно нужно отметить плотность плетения нитей при изготовлении ткани.
Как я смогла заменить, ткани одного состава могут немного отличаться по плотности плетения нитей, это зависит от икатового узора, толщины хлопковой нити для адраса, а так же индивидуальной техники ткачества каждого ткача. Толщина хлопковой нити может быть различна.
Узбеский хлопок– бязь, или как его иногда называют местные жители – боз. Ткань мягче, чем российский фабричный хлопок. Нити достаточно плотные, ткань хорошо драпируется, подходит для шитья одежды, интерьерного дизайна.
Ткань отлично драпируется, достаточно плотная, имеет легкий, едва заметный блеск, естественный для полушелковой ткани.
Дает усадку по длинне 6-10% (в среднем 6%).
Достоинством, и отчасти и недостатком икатовых тканей является их полностью ручное происхождение. Это значит, что с одной стороны на ткани любого состава можно продублировать рисунок ткани другого состава, но с другой стороны, каждый кусок ткани хоть чуть-чуть будет отличаться друг от друга.
Три ткани в сравнении
У адраса, шойи и ала-бахмаля разная структура, и несколько различные сферы применения, но они могу отлично дополнять друг друга.
Изнанка ала-бахмаля и ворс покрупнее:
В составе примерно 15% шелка, и 85% хлопка.
Ткани могут быть окрашены как натуральными, так и синтетическими красителями.
Бекасаб ткань что это
абр (облако) — приём орнаментации тканей используется для дорогих шелков с расплывчатыми контурами узоров — абр (облако).
абрбанди — очень сложная и трудоёмкая техника перевязки основы применялась при изготовлении шёлковых тканей ханатлас, в основном в городах Ферганской долины, а также в Самарканде и Бухаре.
абршойи
адрас — полушёлковая ткань с абровыми узорами. Адрас имеет огромное преимущество — он сохраняет прохладу летом и отдаёт тепло зимой. Одежда из адраса может быть многофункциональной. Например, из адраса можно шить блузки, юбки, костюмы, вечерние платья и даже пальто, плащи, используя подкладочный материал из этой же группы тканей.
ала-бахмаль — особый вид «иката», использовавшийся только для праздничной дорогой одежды. Ала-бахмаль производили только в Бухаре, поэтому одежда из этой ткани считалась очень престижной по всей Центральной Азии.
Ткань имеет шёлковый ворс, на который идёт много шёлка, и основу — шёлк и хлопок. Поэтому ала-бахмаль ещё называют «шёлковым бархатом».
Стопроцентного шёлкового ала-бахмаля ручной работы не существует, в нём всегда присутствует хлопок. Это связано с возможностями технологии изготовления. 100%-ый шёлковый бархат выпускают только на итальянских и немецких станках, но это уже не считается тканью ручной работы. алоча — хлопок в полоску окрашенных нитей.
атлас — в переводе означает «гладкий». Плотная ткань из чистого шёлка.
банорас — материал типа бекасаб, отличается цветовыми оттенками. Для изготовления паранджи, специальных высших одежд для женщин.
бахмаль — особый вид иката только для праздничной дорогой одежды.
бекасаб (бекасам) — ткань в полоску для изготовления мужской, женской и детской одежды, стёганых одеял
бенарес — тяжелый шёлк.
гулдузи — золотое шитьё. Используются два вида ниток: золотистые и белые
зандона — ткань как с гладкокрашенной‚ так и узорчатой формой. Оорнаментируется способом узловой перевязки‚ легшим в основу абровой (облакоподобной) орнаментации
зардузи — золотое шитьё. Используются два вида ниток: золотистые и белые
калами — изготовление мужских рубашек с ситцевым креплением
канавис — плотная ткань из волокон конопли
канози — икат
катакшой — икат
катиовиз — икат
олача — для изготовления платьев и халатов, платков и головных уборов
органза — тонкая жёсткая прозрачная ткань, сделанная из шёлка, путём скручивания двух волокон.
Органза подразделяется на блестящую и матовую.
Рисунок на органзе может вырабатываться различными способами: вышивка, травление, печать. Интересные эффекты дает лазерная прорезка и перфорирование.
Органза применяется при создании свадебных платьев, танцевальных костюмов, а также в качестве декоративных элементов.
парпашша — тоньше, чем бекасаб. Для изготовления паранджи и мужской одежды
товланашойи — икат
хан-атлас — атлас с яркой богатой расцветкой, «царский шёлк».
хоатлас, хон-атлас, хонатлас — чисто шёлковый абровый атлас — хонатлас («ханский») — получил распространение в женских платьях в конце XIX в., но не традиционного туникообразного покроя, а нового типа — на кокетке, с плечевыми швами и выкройной проймой рукава.
чит — хлопковое волокно, называемое «китайка»
шашадока — марля для изготовления женских платков и головных уборов
шейха — лёгкий и тонкий шелк для женской одежды
шойи — очень лёгкая, ласковая ткань. Этот шёлк чаще всего делают из нитей разных оттенков. Напрмер, на рисунке показан шойи с тёмно-синей ниткой основы и красной ниткой утка.
О шойи не говорят иначе, как «струящийся». Переливание шойи на солнце завораживает, как сверкание бриллианта.
Mua… mua……!
Писать статьи — как убираться… начинаешь прибираться на полке, увидела пыль на люстре, ещё что-то где-то, одно за другое — и пошло-поехало… в результате перемыла весь дом…
Итак, продолжение про шелк. Начало в прошлой статье про шелк. Под фотографиями — подписи, читать

Вся крутизна иката — в трудоемкости его изготовления: всё вручную, и окраска нитей, и тканьё самого полотна.

Слово «икат», по утверждению интернетов — индонезийское и означает «связать, обвить вокруг». Вообще «икат» — это не название материала, а название технологии: нанесения красителя на нитки до того, как соткана ткань в противоположность классической технологии нанесения рисунка на ткань после того, как её соткали. Узор типа «икат» может быть выполнен из нитей любого состава, но я буду говорить о классических, традиционных икатах, шелковых и полушелковых. Иногда этот рисунок называют «узбекский рисунок», потому что он связан в нашем восприятии с Узбекистаном, в первую очередь.

В первом приближении существует две основных технологии производства иката, но в любом случае нити окрашивают прежде, чем они попадают в ткацкий станок. В обоих случаях подготовленные нити натягивают на специальную раму, на которой будут размечать (обвязывать) нити перед крашением. Разметка нитей для окраски производится либо по рисунку (который лежит снизу под рамой), либо по памяти, но не «как Бог на душу положит», а в соответствии с какой-то национальной традицией.

Первый способ окраски нитей распространен где-то в Индии, в Индонезии, на Бали… где-то там, короче. Суть его в том, что натянутые на раму нити перевязываются для отделения одного цвета от другого, а затем эти перевязанные нити раскладываются на столе по рисунку (который подложен снизу) и красятся прямо там на столе вручную кисточкой, перевязывание пучков не позволяет проникать одному цвету в другой, или взаимопроникновение красителей (диффузия) под перевязанным участком происходит медленнее и цвет получается не столь интенсивным. На фотографиях видно, а дальше есть ещё видео, как это делается.


На видео как раз и показан этот способ получения иката http://www.youtube.com/watch?v=vfa7srYWo4s И ещё: в Индонезии окрашиваются и продольные и поперечные нити, икатовый узор образуется очень сложно (хотя я на видео не заметила, чтобы утОк красился…).

Второй способ окраски нитей для тканей «икат» распространен у нас в Средней Азии: в Узбекистане, Таджикистане, Афганистане в частности. Там икатовые узоры образуются только продольными нитями (эти продольные нити называются «основа»), а поперечные нити (называются «утОк») всегда окрашены однотонно (на фото, где красная бахрома, видно зеленую нить уткА. И на всём шарфе уток зеленый и непрерывный). Так же пучки нитей окрашиваются не кисточкой, а в чанах с краской методом окунания.
Сначала нити натягивают, как будущее полотно и размечают на них эскиз (схему окраски).


Нити туго стягивают в пучки (пасмы) скотчем или толстыми нитками, потом все эти пучки нитей окунают в краситель. В местах стяжки ткань остается белой.

Если нужно окрасить ткань в несколько цветов — эти первично окрашенные пучки опять натягивают на раму, наносят новую стяжку, и красят на второй раз. Каждый пучок нитей может окрашиваться и просушиваться до трех раз (да, после окраски перед новой натяжкой и окраской следует просушка, мокрые нити никто не красит). Основные цвета красителей – желтый, красный и синий (часто натуральные: индиго, грецкий орех (кожура), лук, марена красильная, еще что-то).

Короче, перед каждой стадией процесса окраски мастер должен обматывать каждую отдельную прядь, чтобы защитить те участки, которым на данном этапе не положено впитывать данный краситель: то есть участок, который будет синим, должен обвязываться перед окраской в желтый и красный цвет; участок, который будет зеленым, должен впитать желтый краситель, затем его надо обвязать (защитить) для красного, а потом развязать для синего, чтобы желтый и синий цвета вместе дали зеленый (кучеряво, да…)


И вот в из этих окрашенных нитей ткется ткань, обязательно вручную, это особенность технологии. При тканье на ткани получается этакий зубчатый край узора (на фото видны отдельно окрашенные нити), и обязательно наличие белой полосы — ската (это такая непрокрашенная полоса по ширине ткани, отделяющая один раппОрт, повторяющийся элемент узора от другого). На фото видны такие характерные столбики рисунка, это как раз и есть отдельные пучки нитей.
Вообще скаты нужны для правильной координации рисунка при тканье, для сопоставления отдельных пучков нитей: их ровняют (совмещают) по этому скату. На фото вертикальная светлая полоса поперек полотна (ближе к правому краю фото) — это и есть скат
Ширина иката 40-50 см, ручные ткацкие станки у узбеков узкие, так как с большей шириной сложно работать вручную.

Можно ткать и на ткацкой машине, но это отдельный разговор и не касается моих шарфов. Они же сотканы вручную (что видно при увеличении фото, неравномерное тканье, характерное для ручной работы). Ткани, сотканные на машине, значительно дешевле и обычно это атлас и хан-атлас (тот, что на платье на первой фотографии статьи. Он машинный, хотя нити окрашены в технике икат).

Традиционно ткани ткут из того сырья, которое проще достать в определенной местности. В Узбекистане это шелк и хлопок, иногда вместо шелка используют вискозу.

Существуют следующие разновидности тканей ИКАТ
икат 100% шелка и полотняное переплетение — называется икатовый «шойи», как мои шарфики


икат 100% шелка или шелк/хлопок 50/50, но атласное переплетение — это икат-атлас и «хан-атлас», в зависимости от рисунка, хан-атлас очень яркий и сложный по рисунку.
икат 50/50 шелк и хлопок, тогда его называют икатовый «адрас» (основа — икат-шелк, уток — хлопок), бывает атласный и не атласный, в зависимости от типа переплетения нитей. Адрас — это именно хлопково-шелковая ткань, причем не смешанная нить, а отдельно, нити основы шелковые, а уток — тонкий хлопок.

икат 100% хлопок — это бязевый икат или хлопковый икат (узбеки бязь называют «боз»).


икатовая ворсовая ткань — «ала-бахмал». Я его, может, видела пару раз в жизни… он типа шелкового бархата (хотя, это шелковый бархат и есть), очень красивый и нежный на ощупь.


А ещё есть другие ткани, но это уже не икаты. Есть бекасаб (бекасам) — полосатая ткань, традиционно используемая для мужских халатов, состоит их шелка и хлопка, очень красивый (такой красивый….)… есть жанда, алфи — более редкие ткани, со сложным плетением нитей, ткется и используется редко, преимущественно для мужской одежды.


Следствием полностью ручного происхождения икатовых тканей является их легкая неоднородность: при одном и том же рисунке и составе нитей все раппорты 9повторяющиеся элементы рисунка) одного полотна ткани будут немного разными, а что уж говорить о разных полотнищах ткани… Кстати, из-за того, что уток и основа разных цветов (синий-желтый, красный-зеленый), ткань имеет такой отлив, что ли… На следующих фото очень хорошо видны отдельные крашеные нити, видно, где одна краска немного накладывалась на другую…


А вообще разные мастера ткут с разной плотностью, красят по-другому… ручная работа, короче.
Последнее фото — магазин сувениров при кустарном производстве в Маргилане. Хотелось бы мне туда съездить… Может когда-нибудь…Я бы там всё скупила, шелк — это что-то удивительное.

Вот ещё одно красивое видео как ткут ткань ИКАТ
Кстати, есть у меня ещё 2 икатовых шарфа (купленных в Южной Корее на барахолке), один чисто хлопковый, грубый, а второй — либо шелк, либо шелк с хлопком. Надо их найти в моих закромах.
