Белинский пишет что плач ярославны

Размышляем о прочитанном о полке игореве

В. Г Белинский в «Статьях о народной поэзии» пишет:
» Плач Ярославны дышит глубоким чувством Это не жена, которая после погибели мужа осталась горькою сиротою, без углу, без куска, это любящая душа тоскливо порывается к своему милому, к своей ладе, что бы омочить в Каяле-реке бобровый рукав и оттереть им кровавые раны на тее возлюбленного»
Согласны ли вы с мнением знаменитого критика? Каким вам представлялся образ Ярославны?

Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства? Подготовьтесь рассказ об одном из них, опираясь на текст «Слова о полку Игореве».

Поэтическое высказывание В. Г. Белинского нельзя назвать «мнением», как это сделано в вопросе. Соглашаться или не соглашаться тут не с чем. Безусловно, Ярославна жалеет не о «потере кормильца», волнуется не о материальном состоянии вдовы погибшего князя, она любит человека и желает, чтобы он вернулся. Критик использовал стиль «Слова. », чтобы описать эпизод, и сделал это красиво.

Ярославна представляется молодой красивой женщиной с плавными очертаниями лица, большими синими или зелёными глазами. Под круглой шапочкой, отороченной мехом, — платок. Она в длинном одеянии. Её движения полны скорби и печали, потому что от мужа нет никаких вестей. У неё тихий и скромный характер, но при этом очень преданный и стойкий.

каково значение князей Игоря и Всеволода за единение сил русского воинства.

Игорь и его брат Всеволод меньше всего заняты мыслью о единении сил русского воинства. Они собирают немногочисленные дружины своих ближайших родственников для того, чтобы тайком от других русских князей напасть на половцев. По существу, братья организуют грабительский поход, который приводит к позорным результатам: впервые русские князья попадают в половецкий плен. Этот результат, по мысли автора «Слова. », должен — от противного — повлиять на объединение русских князей. Но процесс децентрализации на том истррическом этапе был неизбежен.

Характеристика героя Игорь
Игорь был сыном Святослава. Он­ был великим князем, обладал большой властью над людьми и землями. Игорь­ был очень смелым и амбициозным. Он хотел завоевать себе славу с помощью воинских подвигов. Так как его отец, Святослав, был­ очень знаменит своей смелостью и мудростью в боях, Игорь хотел показать, что он тоже­ может постоять за свои земли и защитить их от набегов врагов. Именно поэтому он собирает войско и отправляется в поход. Но он не глуп и понимает, что один он не справится, поэтому он зовет себе в помощь своего брата, Всеволода, который также готов повоевать за родные земли и имеет большое храброе войско. Игорь обладает даром убеждения и харизмой, это помогает ему собрать войско и отправится в путь для того, чтобы добыть славы и почестей и защитить русские земли от половцев.

Но Игорь не только смел для того, чтобы участвовать в бою, он также осмеливается бросить вызов природным явлениям. В то время, природным явлениям уделялось очень большое внимание, поэтому то, что Игорь не обратил внимания на затмение солнца, говорит о его большой храбрости, даже безрассудности. ­ Это также говорит о том, что он­ умеет убеждать, так как его дружина пошла за ним, несмотря на то, что­ придавала большое значение всего, что связано с предсказаниями.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Слово о полку Игореве (9 класс, Коровина, 1 часть, стр. 8-10, стр. 33-34)

Вопросы и задания (10 стр.)

1. Подготовьте пересказ очерка Д. С. Лихачева по учебнику или по книге «Слово о полку Игореве» (серия «Литератур­ные памятники»), подчеркнув главные мысли автора.

Главными мыслями очерка Дмитрия Сергеевича Лихачева «Слово о полку Игореве» являются:

2. Как охарактеризовать годы, когда создавалось произведе­ние?

События «Слова о полку Игореве» происходили более восьми веков назад, и, чтобы понять произведение, необходимо разобраться в них.

Раздробленность Руси начинается после смерти Ярослава Мудрого (1054), который завещал своим пятерым сыновьям жить в мире, слушаться старшего брата и укреплять страну. Но на деле получилось обратное: князья стали соперничать между собой за земли, иногда обращаясь за подмогой к половцам, и начались усобицы.

В 1113 году киевским князем становится Владимир Мономах, который еще 20 лет назад показал себя человеком особенным: он добровольно отдал Чернигов своему двоюродному брату Олегу Святославовичу, приведшему под стены города половцев, что грозило смертью мирным жителям. За двенадцать лет княжения Владимира Мономаха в Киеве единство Руси было отчасти восстановлено. После его смерти Русью правил Мстислав Великий (сын Мономаха), и еще семь лет никто из князей не решался на распри.

Спокойствие Руси было нарушено с 1132 года – начались усобицы среди потомков Мономаха, вражду подхватили потомки Олега Святославовича, и раздробленность стала фактом.

До событий, описанных в «Слове…», оставалось еще более 50 лет. За это время много произошло событий: княжества укреплялись и ослаблялись, даже Киев подвергался разгрому и потерял свое могущество. Борьба князей за первенство продолжалась.

Несмотря на раздробленность, русские земли объединяла православная вера, общая пись­менность и язык, но в разных княжествах уже возникали свои особенности, князья ставили себе разные цели. А народ ещё пом­нил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора «Слова о полку Игореве».

И вот в 1185 году, не посоветовавшись с другими князьями, Игорь со своим сыном Владимиром, с братом Всеволодом, кня­жившим в Трубчевске, и со своим племянником Святославом Ольговичем из Рыльска выступает в поход на половцев. Исторический поход Игоря имел ярко выраженный грабительский характер.

Что касается времени создания «Слова о полку Игореве», то академик А.А. Зализняк и профессор А.Н. Ужанков установили время написания –1200 год, спустя 15 лет после трагический событий похода Игоря. В 2020 году А.Н. Ужанков выпустил книгу «Слово о полку Игореве» и его автор», где называет автором древнего памятника игумена Моисея Выдубицкого, который до монастыря был боярином, дружинником, участвовал в походе с Игорем и оказался среди тех 15 человек, которым удалось вернуться на родину.

3. Прочитайте текст «Слова о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого (о творчестве Н. А. Заболоцкого Вы може­те прочитать на с. 134-152 второй части учебника), позна­комьтесь с историей рукописи по рассказу литературоведа Н. Гудзия. Расскажите о своих впечатлениях.

«Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке, но перевести его точно не удается до сих пор, потому что древний язык отражал мировоззрение того времени, которое современным людям и даже людям XIX века оказалось недоступно. Мир изменился. Художественный перевод Николая Заболоцкого – это его интерпретация исторических событий, где действия и переживания героев наделяются современным мироощущением, так что сравнивать первоисточник и вольный перевод ни в коем случае нельзя.

История рукописи впечатляюща. Почти пять веков пролежала она в безызвестности, что в общем-то и неудивительно, потому что, как мы знаем, историческая наука в России появилась только в XVII веке. И, несмотря на пожар в Москве и уничтожение подлинника, это произведение осталось жить и направлять ученых на исследование древней Руси, ее языка и понимание мировоззрения.

До сих пор ученые надеются, что когда-нибудь найдутся и другие тайные хранилища, например, библиотека Ивана Грозного.

Вопросы и задания (стр. 33-34)

1. Подумайте, в чем смысл произведения. Как проявляется идея автора в тексте «Золотого слова» Святослава и поче­му оно получило такое название? Каким Вы представляете себе автора?

Смысл «Слова…», прежде всего, в патриотической идее объединения Руси. Князья должны думать о русской земле и народе, а не соперничать друг с другом за власть. Поход Игоря, не имеющий никакого смысла, кроме личных амбиций князя, открыл половцам дорогу на Русь, привел к гибели пяти тысяч человек, сам Игорь Святославович оказался в плену. Но тем не менее автор, осуждая Игоря, уважает его, и прежде всего за то, что князь Игорь осознал свои ошибки и раскаивается. Раскаивается не только за этот неудачный поход, но и за совершенные ранее в усобицах злодеяния. И только поэтому Бог помогает Игорю бежать из плена, а в дальнейшем в 1197 году стать князем в Чернигове. «Слово…» – это и глубоко религиозное православное произведение.

Идейный центр повествования заключен в «Золотом слове» Святослава, в котором проявляется авторский замысел. В «Золотом слове» Святослав воздаёт честь храбрости и силе Игоря и Всеволода, но осуждает их самочинный поход на полов­цев. Святослав сожалеет, что сила и храбрость князей пропадают в усобицах. Святослав призывает князей думать не только о своих землях, но и о Руси. Святослав готов прийти на помощь пленникам.

Все, что говорит Святослав, близко и автору произведения. После важных, веских, мудрых, отеческих слов Святослава (золотого слова) автор сам обращается к князьям. И его слово можно назвать горьким, потому что не о славных победах идет речь, а о разобщенности русских князей. Автор обращается к Всеволоду-Большое Гнездо, который не спешит на помощь. Второе обращение – к братьям Давиду и Рюрику Ростиславовичам, которые не могут перешагнуть личные обиды и тоже остаются в стороне от происходящего. Третье обращение направлено отцу Ярославны, Осмомыслу, князю Галицкому. И далее автор перечисляет многих славных князей Руси, прославляя их подвиги и призывая к единению. В своих обращениях автор «Слова…» доходит до первопричины раздробленности и разрозненности русских княжеств и напоминает князьям о кровном родстве.

Автор «Слова о полку Игореве» очень образованный человек, он знает историю всех княжеств, подвиги князей и их родословные. Автор описывает битву Игоря с половцами не с чьих-то слов, а как участник сражения. «Золотое слово» Святослава он передает, как будто сам был рядом с киевским князем, когда тому принесли весть о гибели дружины Игоря. События, описанные в произведении, и для самого автора находятся уже в далеком прошлом, поэтому с высоты лет и жизненной мудрости точно расставлены акценты и дана оценка происходящему на Руси с точки зрения православия.

2. Какие приемы помогают автору «Слова. » создать харак­теры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности?

Сравнения: Всеслав «вы­скочил из Белгорода зверем», Ярославна кличет, как «кукуш­ка раннею весною» (в тексте Н. А. Заболоцкого повторяется это не очень понятное сравнение. В изначальном тексте Яро­славна названа некоей «зигзицей», то есть, скорее всего, чай­кой), князь Игорь в зависимости от ситуации сравнивается (превращается) то в горностая-белку, то в серого волка, то в сокола;

Повторы: «О Русская земля! Уже ты за холмом!».

3. В. Белинский пишет, что «плач Ярославны дышит глубо­ким чувством. Это не жена, которая после погибели мужа осталась горькою сиротою, без угла и без куска. это. лю­бящая душа тоскливо порывается к своему милому, к сво­ей ладе, чтобы омочить в Каяле-реке бобровый рукав и оте­реть им кровавые раны на теле возлюбленного». (В. Белин­ский. Статьи о народной поэзии.)

Согласны ли Вы с мнением знаменитого критика? Каким Вам представляется образ Ярославны?

В.Г. Белинский услышал в плаче Ярославны любящую душу, страдающую от неизвестности о судьбе мужа, готовой броситься на помощь любимому. И никак по-другому слова жены Игоря и невозможно понять, ведь в них только любовь к человеку, а не к его положению и состоянию.

В моем воображении предстает образ высокой, статной, красивой женщины, на ней длинные черно-красные одежды, отороченные мехами. У нее сильный характер, она исполнена веры в то, что ее любовь спасет мужа.

4. Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства? Подготовьте рассказ об одном из них, опираясь на текст «Слова. ».

Князь Игорь и Всеволод, отправляясь в поход на половцев, искали славы только для себя, и поэтому лично они никакого вклада не сделали. А вот их поражение болью откликнулось на Руси и стало одной из причин того, что русские князья задумались об объединении, как минимум для борьбы с внешними врагами.

5. Какую роль играют слова и словосочетания: сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, наклика­ют, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, мо­лит, величать, запричитала? Объясните их смысл.

Сложить песнь – увековечить, восславить подвиги в слове (песня, былина, легенда, повесть).

Отвагою запалил себя – стал смелым, настроился на яростное противостояние.

Заострил сердце – направил все помыслы и действия на задуманное.

Накликают – совершать действия, которые приведут к беде.

Грозу суля – обещая грозу.

Крамолу ковал – готовил измену, за спиной вёл предатель­скую деятельность.

Изронил золотое слово – произнёс редкое по мудрости суж­дение, которого долго ждали.

Молит – уговаривает, просит.

Величать – с уважением называть.

Запричитала – заголосила, зарыдала, произнося слова сожаления.

Эти слова и словосочетания играют роль художественных и выразительных средств, раскрывающих эмоциональное напря­жение повествования и создающих определенные образы у чи­тателей.

6. Известна ли Вам опера А. Бородина «Князь Игорь»? В чем ее сходство и в чем отличие от литературного памятника «Слово о полку Игореве»?

Опера А.П. Бородина написана по мотивам «Слова о полку Игореве» и поэтому не воспроизводит событий произведения. В опере есть герои, которых нет в «Слове…», например, Ерошка и Скула. Также в музыкальном произведении много отступлений от текста: брат Ярославны хочет стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь, нет в опере киевского князя Святослава, также у Бородина по-другому заканчивается произведение: встречей Ярославны и Игоря.

7. Рассмотрите внимательно иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Какими представляет себе художник-иллюстра­тор портреты героев и что подчеркивает в них (мужество, красоту, величие и т. д.)?

На гравюре «Солнечное затмение» мы видим, что Игорю зовет дружину двигаться вперед, и практически все воины смотрят на князя, полностью доверяя ему, веря в его доблесть. Иллюстрация украшена орнаментом, в верхней части выше орнамента летят хищные птицы, предвещающие беду. На гравюре «Плач Ярославны» мы тоже видим орнамент и птицу, с которой сравнивает автор «Слова…» жену Игоря. Обе иллюстрации отражают поэтику произведения, воплощая в рисунке связь природы и человека, как это мы видим у автора XII века. Художник подчеркивает в портретах героев черты, на которые обращает внимания и автор: решимость и мужество Игоря, женскую тревогу и решимость Ярославны.

Развивайте дар слова

1. Составьте предполагаемый диалог с автором об особеннос­тях «Слова о полку Игореве», о героях, их поступках, идее произведения.

Закрываю глаза и вижу его, автора «Слова…» в маленькой келье. Он перебирает огромные книги и свитки. Седовласый, крепкий старик в рясе встает, его ясные, мудрые глаза устремлены куда-то в пространство… Мне кажется, что он видит меня, и я решился:

– Отче, восемь веков нас разделяют, можем ли мы понять друг друга?

– Отчего же не понять?! Коли Русь стоит, коли жива вера православная, значит, и мы не зря землю топтали и хлеб ели. Значит, во всех последующих поколениях были такие, как я раб божий, кто хотел разбудить в людях хорошее: совесть да любовь.

– Но ведь князь Игорь ни за что погубил свою дружину, открыл дорогу половцам, какая там любовь и совесть?

– Гордость чрезмерная да себялюбие привели Игоря к плену и позору. Такое с каждым может случиться. Но не каждый может не только осознать свои ошибки, но раскаяться, покаяться в них и направить сердце свое на служение людям. Таких и Бог прощает, и человек уважает, и другим он наука.

– Так главное в твоем «Слове…» это?

– Чтобы главное в «Слове…» понять, надобно Бога принять, Родину любить и людям служить, а иначе слова так и останутся пустым звуком – открываются они только когда сердцем человек читает.

2. Подготовьте похвальное слово Ярославне в духе поэтики «Слова о полку Игореве».

Солнце красное всю землю освещает, всё живое на ней согревает.

А сердце, любовью полное, душу освещает и надежду согревает.

Ярославне наше слово похвальное за любовь ее безграничную,

за характер ее стойкий, слово нежное.

На таких, как она, Русь держалась в веках,

и поныне Россия на такой любви держится.

3. Введите выражения «растекался мыслию по древу», «ковал крамолу», «изронил свое златое слово» в предложения соб­ственной конструкции.

В современном русском языке данные выражения являются устойчивыми, но приобрели они ироничный подтекст. Когда человек долго и нудно что-то объясняет, сам получая удовольствие от говорения, то про него и говорят: растекался мыслию по древу.

Начальник долго думал над предложением сотрудников и наконец изронил свое золотое слово. Как видим, и в этом предложении смысл «золотого слова» снижен, потому что совсем не обязательно то, что скажет начальник, будет мудрым и долгожданным.

Как мы узнали позже: Сидоров ковал крамолу против нашего отдела лет пять, сливая информацию конкурентам.

Письменно:

Какой план сочинения, доклада, эссе можно составить на темы: «Ярославна – героиня «Слова о полку Игореве»; «В чем пафос памятника «Слово о полку Игореве»?»; «В чем актуальность этого произведения в наши дни?»; «Мое отношение к героям «Слова о полку Игореве»?

«В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве»?»

«В чём актуальность этого произведения в на­ши дни?»

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *