белки основа жизни проект
Интегрированный урок «Белки – основа жизни»
Урок изучения нового материала, форма его проведения – семинар.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер; реактивы: раствор куриного белка, растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), концентрированной азотной кислоты, ацетата свинца (II), пероксида водорода, кусочки сырого картофеля, варёного и сырого мяса; химическая посуда, спиртовки, держатели.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
С.Я. Надсон (слайд 1)
Учитель биологии. Что такое жизнь? Как она появилась на Земле? Эти вопросы волновали людей всегда. Ни одно естественно – научное явление не вызвало такой острой борьбы мировоззрений, какая всегда сопровождала проблему живого. А причина этой борьбы – в объекте познания, его уникальности, неповторимости и сложности. Постепенно было накоплено достаточно экспериментального материала, чтобы дать следующее определение жизни (слайд 2).
“Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ, прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка” (Ф. Энгельс)
Учитель химии. Из данного определения следует, что понятия “белок” и “жизнь” неразрывно связаны. Сегодня мы проследим эту связь на уроке, тема которого “Белки – основа жизни” (слайд 3).
В течение всего нашего урока мы постараемся с вами найти ответ на вопрос: почему белки – основа жизни?
Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы, которые вы получили в качестве домашнего задания на прошлом уроке. (слайд 4).
Мы поделили класс на 4 группы. Каждая группа готовила ответ на свой вопрос.
Распространенность белков.
Учитель биологии. Все живые организмы, как животные, так и растительные, содержат белки, являющиеся важнейшими составляющими клеток и тканей. В организме человека белки также являются основными строительными блоками и находятся во всех его клетках.
Белки являются основными компонентами энзимов – биокатализаторов химических реакций, протекающих в живых организмах, а также гормонов – веществ, контролирующих деятельность тканей и органов.
Белки – основная структурная часть любого живого организма, а также неотъемлемая часть пищи животных и человека. Со строением белков напрямую связаны их функции. Белки выполняют следующие функции в организме: На этот вопрос отвечает представитель группы №1.
1 группа. Функции белков.
1. Ферментативная функция белков.(слайды 5— 19)
В каждой живой клетке непрерывно происходят сотни биохимических реакций, в ходе которых идут распад и окисление поступающих извне питательных веществ. Самая важная функция белков в организме – биокаталитическая. Белки – двигатели всех химических реакций, слаженно и последовательно протекающих в организме. Фермент – своеобразный робот, приспособленный для выполнения определённой химической реакции. Ферменты обладают совершенно фантастической, пока недостижимой ни в одном обычном химическом производстве “производительностью труда”.
2. Регуляторная функция белков.
Гормоны производятся в особых клетках мозга, находящихся в гипоталамической части и гипофизе, например, гормон роста, а также в клетках поджелудочной железы (инсулин и глюкагон). Гормоны, как правило, влияют на организм, изменяя активность ферментов. Так, белки – факторы роста активизируют ферменты синтеза ДНК в клетке и таким образом усиливают деление клеток. Это важно для восстановления тканей при ранениях и после операций. Но слишком интенсивное деление клеток ведёт к их чрезмерному росту (злокачественные опухоли). Блокировать избыточный синтез факторов роста – значить подавить рост злокачественной опухоли.
3. Структурные и сократительные белки.
Все функции, которые выполняют белки в организме, по-своему удивительны. Но раньше всех привлекли внимание белки двух групп тканей – соединительной и мышечной. На другие белки животных и человека в давние времена обращали мало внимания. О них знали, но при этом удовлетворялись объяснениями, что они составляют “жидкости” и “слизи” организма. Их скорее всего считали выделениями тканей, чем функциональными образованиями. Белки соединительных тканей выполняют механическую функцию – они служат опорой тканей, “выстилают” кожу, обеспечивают прочность и эластичность кровеносных сосудов и трахей и т.д. Нерастворимые нити соединительной ткани состоят из фибриллярного белка – коллагена. В организме человека из белков больше всего коллагена. Это один из первых белков, который люди начали использовать в практике.
4. Защитные функции белков.
Вскоре было открыто, что организм обладает ещё одним средством борьбы с болезнями – антителами. Это белковые вещества, вырабатываемые в организме в ответ на введение чужеродного белка. Всё, что вызывает в организме образование антител, называется антигенами. Оказалось, что антитела обладают удивительными свойствами. Они специфичны по отношению к антигену, который вызвал их образование. Так появились вакцины. При введении вакцины организм оказывался приготовленным к встрече с врагом, которого он обучался узнавать и уничтожать. Пауль Эрлих к фагоцитарной теории добавил новую, которая утверждает, что иммунитет – функция антител.
Учитель химии. А сейчас мы экспериментально проверим, как белки выполняют ферментативную функцию, выполнив лабораторный опыт “Ферментативное расщепление пероксида водорода ферментами клетки”, согласно инструкции, которая находится у вас на столах.
Лабораторный опыт “Ферментативное расщепление пероксида водорода ферментами клетки”
Цель: изучить роль ферментов в растительных и животных клетках.
Оборудование: пробирки, вода, сырой и варёный картофель, сырое мясо, пероксид водорода, пипетки.
Вывод: Так как белки обладают совершенно особыми свойствами, обусловленными уникальным составом и особым строением, то они выполняют в организме человека многообразные функции: запасающие, защитные, каталитические, рецепторные, структурные Таким образом, приоритетная роль белков в клетке объясняется многообразием их функций. Поэтому они являются основой жизни.
Но чем же объясняется такое многообразие функций? Из курса органической химии вы уже знаете, что свойства вещества определяется его строением. Давайте проанализируем, какие особенности строения белков позволяют им выполнять биологические функции?
1. Каков их атомарный состав?
2 ученик: В состав белков входят следующие основные элементы: углерод, водород, кислород, азот и сера. В белках также обнаружены: фосфор, железо, медь, бром, марганец, и другие элементы, однако их количество невелико. (слайд 27)
Учитель химии: 2. Какие структурные звенья образуют белковые молекулы? Какие функциональные группы входят в их состав?
Основные сведения о составе и строении белков получены при изучении их гидролиза.
Установлено, в результате гидролиза любого белка получается смесь a – аминокислот, причём наиболее часто в составе белков встречаются 20 аминокислот
Вопрос: Что общего в строении этих аминокислот?
Строение аминокислот, составляющих белки можно выразить общей структурной формулой. (слайд 28)
Записать образование дипептида глицин-аланин.
К какому типу относится эта реакция? (Поликонденсации).
Учитель химии. Как видим, природные белки являются высокомолекулярными соединениями.
Какое же строение имеет молекула белка? На этот вопрос нам даст ответ представитель 2 группы учащихся. По ходу его рассказа мы будем заполнять с вами таблицу, образец которой лежит у вас на столе. Начертите её в тетради.
Таблица “Строение и уровни организации структуры белка”
Характеристика структуры
Тип связи, определяющий структуру
1. Первичная структура белка. (слайды 20-25)
Последовательность чередования различных аминокислотных звеньев в полипептидной цепи и называется первичной структурой белковой молекулы.
Аминокислотные остатки соединены в макромолекуле белка пептидными связями. Пептидная связь возникает в результате реакции поликонденсации аминокислот при взаимодействии карбоксильной и аминогрупп соседних молекул.
Первичная структура белка играет чрезвычайно важную роль. Изменение только одной аминокислоты на другую может привести либо к гибели всего организма, либо к появлению совершенно нового вида. Замена одного остатка аминокислоты глутамина на валин в молекуле гемоглобина (содержит 574 аминокислотные группы) вызывает тяжелейшее заболевание – анемию, приводящую к смертельному исходу. Пептидные связи обеспечивают определённую стабильность первичной структуры. Однако вытянутые полипептидные цепи в природе не встречаются – они образуют структуры более высокого порядка – это вторичные структуры.
2. Вторичная структура белка.
3. Третичная структура белка – это способ расположения спирали в пространстве. Она поддерживается взаимодействием разных функциональных групп полипептидной цепи. Так, например, между атомами серы образуется дисульфидный мостик (- S – S-), а между карбоксильной и гидроксильной группами имеется сложноэфирный мостик, а между карбоксильной группой и аминогруппой может возникнуть солевой мостик. Для этой структуры характерны и водородные связи
4. Существуют белки, макромолекулы которых могут объединяться в более крупные агрегаты. Подобное полимерное образование и называется четвертичной структурой. Примером такого белка является гемоглобин, который представляет собой комплекс из четырёх макромолекул. Оказывается, что только при таком строении гемоглобин способен присоединять и транспортировать кислород в организме.
Классификация белков (слайд 26).
По степени сложности белки делят на простые – протеины, состоящие только из остатков аминокислот, и сложные – протеиды, состоящие из белковой и небелковой частей.
Сложные белки кроме полипептидов содержат: нуклеопротеиды – нуклеиновые кислоты; гликопротеиды – полисахариды; хромопротеиды – пигменты; липопротеиды – липиды;
фоспротеиды – остатки фосфорной кислоты.
По растворимости в отдельных растворителях можно выделить следующие группы белков:
Альбумины – белки с небольшой молекулярной массой, хорошо растворимые в воде и солевых растворах (белок куриного яйца);
Глобулины – белки, растворимые в соляных растворах, входят в состав мышечных волокон; крови, молока (лактоглобулин молока);
Проламины – растворяются в растворе этилового спирта, это белки семян злаков (зеины содержатся в кукурузе, авенины – в овсе, глиадины в пшенице);
Глютелиды – растворяются только в растворах щелочей (глютенин клейковины пшеницы)
Физические свойства белков.
Группа 3. Белки обладают большой относительной молекулярной массой, например инсулин-6000, каталаза – 62 000, гемоглобин – 65 000, фибриноген – 340 000. Поэтому растворы белков коллоиды.
В зависимости от рН среды белки могут вести себя как катионы или как анионы. При определённом значении рН среды число положительных и отрицательных зарядов в молекуле одинаково. Такое значение рН называют изоэлектрической точкой. В этой точке белки электронейтральны, а их вязкость и растворимость наименьшие. Этим свойством белка пользуются для выделения их из растворов, например при получении белковых продуктов. Ещё одно интересное свойство белков – способность связывать воду, т.е. гидрофильность. Благодаря этому белки могут набухать, образовывать студни, стабилизировать суспензии и эмульсии.
Большое значение имеет способность белков к пенообразованию. В качестве пенообразователей белки широко используют в кондитерской промышленности для изготовления пастилы, зефира, суфле. (слайд с рисунками)
Химические свойства белков (слайды 29-36).
Гидролиз белка достигается при помощи кипячения белка с сильными минеральными кислотами (кислотный гидролиз) или щелочами (щелочной гидролиз). Гидролиз идёт с образованием аминокислот.
Записать на доске гидролиз трипептида: глицин – аланин – глицин (кислотный гидролиз)
В организме гидролиз идёт с образованием аминокислот. Ферменты действуют только в кислой среде и только при температуре тела.
Учитель химии. Для белков характерны качественные реакции, при помощи которых их можно отличить от других органических веществ.
Для изучения этих свойств мы проведём лабораторную работу.
Выполнение и результаты лабораторной работы будем фиксировать в таблице, образец которой находится у вас на столе. (Приложение 1).
Вывод. Итак мы изучили основные физические и химические свойства белков, выяснили как знание этих свойств можно применить в повседневной жизни.
Учитель биологии. А теперь давайте выясним какую роль играют белки в жизни человека? Какова их пищевая ценность?
Белковая пища.(слайды 38-41)
Сообщение ученика “Белковая пища”.
В странах, где не хватает животных белков, в рацион вводят продукты из соевых бобов. Из соевого белка изготавливают искусственные мясные продукты, окрашенные как говядина, свинина или курятина, и имеющие их вкус.
Богаты белком орехи. Особенно кокосовые и арахисовые. В странах, где они выращиваются, за их счёт может покрываться значительная часть суточной потребности в белке”.
Общий вывод: дальнейшее развитие науки, разработка новых методов синтеза белков позволит создать искусственно все составные части пищи. Для этого хватит химических запасов, которые хранятся в земной коре, атмосфере и океане.
Подводя итог урока, ещё раз повторяем, что понятия “жизнь” и “белок” неразрывно связаны. Чтобы ответить на вопрос “Что такое жизнь?”, нужно знать, что такое белки. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика сама жизнь. Слова Гёте – тому подтверждение: “Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир бы не мог существовать, если бы был так просто устроен”.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Биологические функции белков
Описание слайда:
Описание слайда:
Параллель 7,8,9,10 классов
7 классы
9 классы
8 классы
10 классы
Описание слайда:
11 классы
Учителя нашей школы
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Статья «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ»
Сценарий новогоднего праздника «В гости к нам бычок идёт!»
Сценарий внеклассного мероприятия «По страницам Конституции»
Урок по математике «Геометрические фигуры. Признаки и характеристики предметов»
Сценарий открытого мероприятия, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Памяти павших будьте достойны!»
Возможности и риски педагогической диагностики
Презентация на тему : «Этологическая теория»
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники лепки»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5219224 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Госдуму внесли проект о горячем питании для учеников средних классов
Время чтения: 2 минуты
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
Родным языкам в школах КБР будут обучать по обновленным учебникам
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект по теме «Белки»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЗФ ГБПОУ МО «КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Проектная работа по спец. технологии по теме: «БЕЛКИ» Работа выполнена учащимися гр. 22ПК-14З: Желевой Ириной и Садоченко Анной Преподаватель : Касьянова Маргарита Георгиевна г. Звенигород 2015г
Данная разработка предназначена для вывода на мультимедиа-носители, для лучшей наглядности усвоения материала.
При недостатке белков в организме возникают серьезные нарушения : замедление роста и развития детей, изменения в печени взрослых, изменение деятельности желез внутренней секреции, состава крови, ослабление умственной деятельности человека, снижение работоспособности и устойчивости организма к инфекционным заболеваниям.
Белки — важная часть питания животных и человека, поскольку в их организме не могут синтезироваться все необходимые аминокислоты и часть из них поступает с белковой пищей. В процессе пищеварения ферменты разрушают потреблённые белки до аминокислот, которые используются при биосинтезе белков организма или подвергаются дальнейшему распаду для получения энергии.
Белок в организме человека образуется беспрерывно из аминокислот, поступающих в клетки в результате переваривания белка пищи.
Антуан Франсуа де Фуркруа, основоположник изучения белков Белки были выделены в отдельный класс биологических молекул в XVIII веке в результате работ французского химика Антуана Фуркруа и других учёных, в которых было отмечено свойство белков коагулировать (денатурировать) под воздействием нагревания или кислот.
Строение белков Белки – это сложные органические соединения, в состав которых входят углерод, водород, кислород, азот, могут входить также фосфор, сера, железо и другие элементы.
Миоглобин (красящий белок мяса)
Строение белков Белки состоят из аминокислот, соединенных между собой в длинные цепочки. В организме человека белок пищи расщепляется до аминокислот, из которых организмом вновь синтезируются аминокислоты.
Строение белков Аминокислоты, содержащиеся в белках, делят на заменимые и незаменимые. Заменимые аминокислоты могут быть синтезированы в организме из других аминокислот, имеющихся в составе пищи. Незаменимые аминокислоты синтезироваться организмом не могут, человек должен получать их с пищей.
Строение белков Белки, содержащие весь комплекс незаменимых аминокислот, называются полноценными. Они содержатся в молоке, курином яйце, мясе, рыбе, сое. Белки, в составе которых отсутствует хотя бы одна незаменимая аминокислота, называются неполноценными.
Продукты богатые белком
Строение белков В зависимости от состава белки условно делят на две группы – простые (протеины) и сложные (протеиды). Простые белки состоят только из аминокислот. Сложные белки состоят из простых белков и небелковой части( углеводов, фосфатидов, красящих веществ).
Происхождение белков По происхождению белки бывают животными и растительными. Животные белки в основном полноценные. Растительные белки являются неполноценными, за исключением белков риса и сои.
Белки Сочетание белков животного и растительного происхождения повышает ценность белкового питания.
Денатурация Необратимая денатурация белка куриного яйца под воздействием высокой температуры
Свойства белков Денатурацией объясняется потеря влаги мясом и рыбой при тепловой обработке, что приводит к уменьшению массы готового продукта.
Свойства белков Белок молока – казеин – денатурирует под действием молочной кислоты, что положено в основу приготовления молочно-кислых продуктов.
Свойства белков Образование пены на поверхности бульонов, жареных мясных и рыбных изделий объясняется свертыванием растворимых белков.
Свойства белков Денатурированные белки не растворяются в воде, теряют способность набухать, лучше перевариваются в организме человека.
Свойства белков Коллаген (неполноценный белок соединительной ткани)нерастворим в воде, в разведенных кислотах и щелочах, а при нагревании с водой образует глютин, который при охлаждении застывает, образуя студень. На этом свойстве основано приготовление заливных блюд и студней.
Свойства белков Белки способны набухать, что можно заметить при изготовлении теста. При взбивании белки образовывают пену. Это свойство используют при изготовлении пудингов, муссов, самбуков. Под действием гнилостных микробов белки подвергаются гниению с образованием аммиака (NH3) и сероводорода (H2S).
Функции белков Белки выполняют и роль катализаторов (ферментов, или энзимов). Почти все химические превращения в живой природе протекают с участием ферментов. Причем каталитическая активность белков весьма специфична. Практически для каждой реакции существуют свои ферменты. Без них реакции идти просто не могут, ведь энзимы ускоряют процессы в десятки и сотни миллионов раз.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДВ-089026
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор соберет данные о частоте проведения контрольных работ в школах
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Учительница придумала соцсеть, где школьники помогают друг другу с уроками
Время чтения: 2 минуты
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



