белое братство две жизни
Используется по лицензии от Shutterstock.com
© Миланова А., предисловие, комментарии, 2017
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2017
Предисловие
В ряду художественных произведений, посвященных духовно-психологической и философской тематике, роман К. Е. Антаровой «Две жизни» занимает особое место.
Видимо, самым светлым явлением в ее послушнической жизни было пение в церковном хоре: именно тогда стало ясно, что судьба одарила ее удивительно красивым контральто оригинального, необычного тембра. Этот дар вместе с любовью к музыке и театру и определил впоследствии путь ее жизни. Но Конкордия не сразу поняла свое истинное призвание: приехав в Санкт-Петербург после окончания гимназии, она поступает вначале на историко-филологический факультет Бестужевских Высших женских курсов и лишь затем – в Петербургскую консерваторию. Учебу на курсах она закончила в 1904 году. У нее была возможность устроиться на работу преподавателем того же учебного заведения, но именно тогда девушка поняла, что истинное ее призвание состоит в искусстве, в музыке. Она решила специализироваться по классу вокала и стала брать уроки пения у профессора консерватории И. П. Прянишникова. Чтобы иметь возможность оплачивать эти уроки, ей приходилось много работать. Тяжелая работа подрывала ее силы, она часто болела, но упорно шла к своей цели, не отступая от задуманного. Именно в те трудные, полуголодные годы у нее началось тяжелое заболевание, впоследствии поставившее точку в ее артистической карьере – бронхиальная астма. В 1907 году Антарова проходит прослушивание в Мариинском театре. Несмотря на огромный конкурс, ее принимают на работу в труппу знаменитого театра. Но в Мариинке Антарова проработала не больше года – одна из певиц Большого театра по семейным обстоятельствам переехала в Петербург, и Антарова согласилась заменить ее в Москве, став в 1908 году артисткой Большого театра.
Ее мечта сбылась – она стала оперной певицей. Более 20 лет своей жизни она отдала сцене. Репертуар Антаровой был огромен, ее неповторимый, незабываемый голос звучал во всех операх, которые ставились в Большом театре за это время. Позднее (предположительно в 1933 году, уже после ухода со сцены) она была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
С 1930 года в жизни Антаровой происходят перемены: известно, что с этого времени Конкордия Евгеньевна прекратила свою артистическую деятельность на сцене Большого театра. С чем это было связано – с прогрессирующей болезнью или с другими обстоятельствами, – трудно сказать; существуют разные версии, объясняющие этот факт. Возможно, что после ухода из Большого театра К.Е. еще какое-то время продолжала концертную деятельность, но вскоре вынуждена была окончательно расстаться со сценой.
Между тем наступало время одного из самых драматичных периодов в истории России, периода сталинской диктатуры; трагедия миллионов людей, безвинно казненных и сосланных, не обошла и дом Конкордии Антаровой. Ее любимый муж был расстрелян в ГУЛАГе, и одному Богу известно, ценой каких страданий она пережила эту драму. Завершив свою артистическую карьеру, певица занялась литературным творчеством. Во время ее работы в Большом театре она вместе с другими молодыми артистами обучалась актерскому мастерству под руководством К. С. Станиславского. Для этого была создана специальная Оперная студия Большого театра, цель которой состояла в развитии творческих актерских навыков певцов. Знакомство со Станиславским привнесло много позитивного в жизнь Антаровой; певица старательно конспектировала беседы знаменитого режиссера. Уйдя из Большого театра, Антарова на основе этих записей написала книгу «Беседы К. С. Станиславского». Эта работа выдержала несколько переизданий и была переведена на иностранные языки.
Но, конечно, главной литературной работой всей жизни Конкордии Антаровой стал роман «Две жизни». Роман создавался ею в трудные годы войны (она тогда жила в Москве). Последователи Антаровой утверждают, ссылаясь на воспоминания ее современников, что появление на свет этого произведения окутано тайной; многотомная работа была создана в исключительно короткие сроки. Причину столь быстрого создания этого романа они видят в том, что он был не столько написан, сколько записан Конкордией Евгеньевной. Из этих утверждений можно предположить, что роман создавался Антаровой так же, как в свое время Е. П. Блаватская писала свои работы, отчасти находя материалы для них сама, но в большей мере слыша неслышимые другим голоса своих духовных Учителей, диктующих ей текст, или видя в астральном свете, с помощью ясновидения, уже готовый текст, который ей предстояло перенести на бумагу. Как бы то ни было, К. Е. Антарова несомненно имела духовную связь с Белым Братством, благодаря чему ею и были написаны «Две жизни». Один из духовных учеников К. Е. Антаровой, индолог С. И. Тюляев, свидетельствовал, что, хотя Антарова и не была членом Российского Теософического общества, она общалась с некоторыми его участниками, то есть явно была знакома с теософским учением.
Ближайшей подругой К. Е. Антаровой была выдающийся ученый-математик Ольга Николаевна Цубербиллер. Как и Конкордия Евгеньевна, она тоже была последовательницей теософского учения и Учителей Востока.
Конкордия Евгеньевна умерла в 1959 году. Копии рукописи романа «Две жизни» хранились у небольшого числа ее друзей и последователей, в том числе у С. И. Тюляева и Е. Ф. Тер-Арутюновой. Роман не предназначался для печати, в те годы об этом невозможно было и думать. Но люди, интересующиеся философско-эзотерическим наследием Востока, равно как и всем остальным, что было запрещено советской цензурой, в России были всегда, в силу чего в СССР в течение многих десятилетий существовал самиздат. Благодаря ему запрещенные для издания произведения, в том числе работы Е. П. Блаватской, книги Агни-Йоги и прочая литература, находящаяся на спецхране, тайно перепечатывалась, ксерокопировалась и передавалась из рук в руки. Таким образом, эзотерический роман К. Е. Антаровой с самого его появления на свет неизменно находил читателей и поклонников и всегда был востребован мыслящими людьми. Впервые он был издан в 1993 году и с тех пор стал любимейшей книгой всех, кто стремится к самосовершенствованию и постижению тайной мудрости Востока.
Чем же так полюбился он читателям?
В среде поклонников эзотерических учений роман особенно прославился философскими афоризмами, рассыпанными, словно жемчужины, в разных эпизодах повествования о приключениях Левушки и его покровителей. В данном издании эти афоризмы восточной мудрости выделены на полях звездочками, чтобы читателю было удобнее находить их в тексте. Отметим также, что по своей внешней форме и сюжетному развитию это произведение напоминает обычную беллетристику, интересный приключенческий роман, написанный в несколько старомодном стиле прозы конца XIX – начала XX столетия. Описываемые в романе события также происходят в XIX веке. Однако за внешней увлекательной формой повествования кроется изложение основ великого философско-эзотерического знания, принесенного в западный мир Е. П. Блаватской и семьей Рерихов в учениях теософии и Агни-Йоги (Живой Этики). Более того – сами герои романа являются прототипами духовных Учителей Востока – Махатм – и их учеников. Махатма Мориа узнается в величественном и вместе с тем человечном образе Али Мохаммеда; его ближайший соратник Учитель Кут-Хуми – в образе сэра Ут-Уоми. Иллофиллион ассоциируется с Учителем Илларионом, Флорентиец, по-видимому, является прообразом Венецианца – таково было духовное имя одного из Великих Учителей. В последующих томах читатель встретит прообразы и других Учителей Белого Братства, ставших известными на Западе, а также талантливых творческих деятелей всего мира. Главный герой романа, от имени которого ведется повествование, ученик духовных Учителей Левушка, или Лев Николаевич, граф Т. – это, конечно, Л. Н. Толстой, великий писатель и мудрец. Многие детали биографии Левушки совпадают с реальными фактами из жизни Толстого. Почему именно он был выбран прототипом главного героя романа – трудно сказать, но известно одно: всю свою жизнь Толстой глубоко ценил восточную мудрость, что отразилось в таких его работах, как сборник «Круг чтения», рассказ «Карма», сборник афоризмов «Путь жизни», и многих других.
В рассказ о жизни и приключениях главных действующих лиц этой книги искусно вплетено описание процесса духовно-психологического и нравственного самосовершенствования, который предстоит пройти человеку, решившему пойти путем ускоренной духовной самореализации, преподанном в учениях Махатм.
В динамизме повествования, в постоянных приключениях, в которые попадают спасающиеся от погони герои книги, присутствуют основы философии и этики восточного эзотеризма. Многомерность мироздания; существование иного плана бытия; способность сознания человека произвольно отделяться от его физического тела и воспринимать то, что творится в других уголках мира; существование на планете светлых сил – Учителей Белого Братства – и сил темных в виде адептов черной магии; законы кармы и перевоплощений во всем их многообразном проявлении; психологические трудности и неизбежные ошибки учеников духовного знания, приводящие подчас к настоящим драмам их жизни и блистательные афоризмы мудрости в виде наставлений, даваемых Учителями своим ученикам – все это, изложенное на страницах этой книги, делает ее буквально кладезем ценнейшей информации для человека, интересующегося духовной мудростью Востока и вопросами самосовершенствования. Внешне похожий на увлекательную сказку, этот роман содержит в себе серьезнейшие психологические примеры того, как преломляются практические принципы восточных духовных практик в реальной повседневной жизни человека.
Не случайно этим романом зачитывалось не одно поколение читателей, интересующихся практиками совершенствования, изложенными в учениях духовных Учителей Востока. «Две жизни» – это, на самом деле, книга-учитель, необходимая для каждого, кто хоть раз задумывался о своем месте в жизни и о смысле своего существования в целом. Типаж героев романа отвечает многообразным психологическим типам людей, которые каждый из нас встречал или может встретить в реальной жизни. Читатели «Двух жизней» по ходу повествования «узнают» самих себя в тех или иных персонажах романа, и глядя на их поступки со стороны, начинают понимать и свои собственные ошибки в отношениях с людьми, и те иллюзии, которые мешают им реализовать свои лучшие мечты и планы, и внутренние психологические причины тех неудач, которые им довелось пережить, и многое-многое другое. А вслед за пониманием приходит и осознание того, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации и как реагировать на те вызовы, которые приносит всем нам сама жизнь, чтобы суметь принять их и выйти победителем из самых сложных ситуаций.
Именно этим, на наш взгляд – своей практической, жизненной ценностью, – роман К. Е. Антаровой так полюбился многим читателям. В новое издание этого романа включены комментарии, поясняющие ряд интересных деталей повествования с точки зрения основных положений теософии и Агни-Йоги. Думается, что это, с одной стороны, облегчит чтение романа читателям, не знакомым с этими учениями; а с другой стороны – поможет в дальнейшем воспринимать и сами книги этих учений, если к ним возникнет интерес.
Путь восхождения. Школа духовного роста Конкордии Антаровой
Эта книга является настоящим руководством по духовной самореализации и для тех читателей, которые уже успели оценить знаменитый роман Конкордии Антаровой «Две жизни». Каббала и суфизм, христианская и буддийская мудрость и Агни-Йога – знания, собранные в этой книге, послужат ступенями духовного Восхождения для каждого, кто пожелает приобщиться к Сокровенному знанию. Кто был подлинным автором романа «Две жизни»? Где расположена легендарная Шамбала? Что представляет собой тайная лаборатория Белого Братства? Чего хотят силы зла и как они искушают каждого из нас? Существует ли на самом деле племя карликов-убийц из романа Антаровой и где оно живёт? Реальны ли магия и колдовство и что лежит в их основе? Эти и многие другие вопросы подробно и вдумчиво раскрыты в этом сборнике. Помимо теоретических положений тайных учений Востока, в книгу включены задания психологического практикума для тех, кто готов заняться духовной самореализацией на практике.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь восхождения. Школа духовного роста Конкордии Антаровой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Духовные учители «Двух жизней» и великое белое Братство
Одна из главных философских идей книги Антаровой «Две жизни» — существование на нашей планете Братства духовных Учителей человечества. Первое необычное явление, с которым сталкивается главный герой романа, Лёвушка, представляют собой как раз люди, достигшие необыкновенного совершенства и в духовно-нравственном, и в интеллектуальном отношении, и в силу этого обладающие сверхчеловеческими способностями. Эти люди неизмеримо выше всех остальных по уровню своего развития. И даже внешне они резко отличаются от обычных людей, обладая необычной красотой. Кроме того, их выделяет и свойственная им одним способность оказывать на остальных людей какое-то невыразимое, но ощутимое духовное влияние.
Таких необычных личностей Лёвушка впервые встречает, когда приезжает погостить к брату-офицеру в его воинскую часть, стоящую в небольшом среднеазиатском городке. Будущего писателя Лёвушку поражает внешняя красота, внутренняя гармония и благородство души двух знакомых его брата, встреченных им в этом восточном городке: могущественного азиатского помещика Али и человека с европейской внешностью по прозвищу Флорентиец. По мере развития сюжета романа Лёвушка встречает и других, столь же совершенных, людей, так или иначе связанных с его братом и с его прежними, уже знакомыми ему, друзьями. Наконец наступает момент, когда главный герой книги узнает, что в борьбе Добра и Зла, которая кипит повсюду на нашей планете, силы Добра (как, впрочем, и силы Зла) имеют свои организации, которые помогают им осуществлять их цели. Организации светлых сил в романе называются общинами. Именно в одну из таких общин, находящуюся в Америке, и предстоит отправиться после недолгого пребывания в Лондоне брату Лёвушки, Николаю, и его невесте Наль, спасшимся от преследователей благодаря помощи их могущественных друзей. Друзья же Николая, поразившие юношу-студента своим внешним и внутренним благородством и совершенством, являются членами всемирной организации сил Света, которых на Востоке называют духовными Учителями, а на Западе — членами Великого Белого Братства.
Махатма Мориа (рисунок Е.П. Блаватской)
(В книге «Две жизни» — Али, затем — Учитель Мориа)
Первый вопрос, который может возникнуть у читателя, не знакомого с эзотерическими философскими учениями Востока, — действительно ли есть подобная организация сил Света в нашем мире? Не является ли это фантазией автора книги?
Подчеркнём, что в самой идее существования на Земле людей, находящихся на более высокой духовной и интеллектуальной ступени развития, чем остальное человечество, нет ничего мистического. Эту идею разделяли и выдающиеся учёные прошлого. В частности, известный русский философ-космист К.Э. Циолковский (бывший, кстати, последователем учения теософии) в своих статьях писал о существовании во Вселенной более древних, чем Земля, планет, находящихся на более высоких ступенях космической эволюции. Их, по мысли учёного, должны населять и более совершенные, чем земное человечество, существа, овладевшие тайнами природы и достигшие огромного технического могущества. Представителей более высокоразвитых, чем земное человечество, цивилизаций учёный называл высшими людьми и проводил аналогию с религиозными представлениями о существовании богов:
«Высший человек может получить более крепкое здоровье, долголетие, совершенный ум, техническое могущество и прочее, всего ни предвидеть, ни вообразить нельзя. Вот вам бог с этой точки зрения. Множество планет старше Земли. Они успели уже выработать эти высшие существа, о которых мы только мечтаем». Как резюмирует русский философ-космист, «…мы должны признать существование множества богов самых разных рангов. Чем они выше, тем дальше от человека, тем непостижимее ему». (К.Э. Циолковский. Есть ли Бог? // Очерки о Вселенной. — М., 1992. — С. 217.)
По мнению Циолковского, высшие существа способны не просто существовать в Космосе, но и помогать развиваться своим братьям по разуму. В статье «Воля Вселенной» философ писал: «Мы уверены, что зрелые существа Вселенной имеют средства переноситься с планеты на планету, вмешиваться в жизнь отставших планет и сноситься с такими же зрелыми, как они». (К.Э. Циолковский. Воля Вселенной // Там же. — С. 44.)
Идея философа о высших людях или скорее богочеловеках очень близка тому, что говорится о Великих духовных Учителях человечества в эзотерическом философском наследии. Так, в учениях теософии и Агни-Йоги сообщается, что на заре земной цивилизации из высших, более совершенных миров (планет) Космоса пришли на Землю представители Космического Разума, или космической Иерархии Света, чтобы помогать эволюции землян. Иерархией Света в Агни-Йоге называется единая для всего Космоса организация творческих сил.
Эти космические посланники воплотились среди обычных земных людей — и таким образом на Земле появились существа, внешне не отличимые от обычных землян, но кардинально отличающиеся от них по своему духовному уровню развития, знаниям и психодуховным способностям.
Учения теософии и Агни-Йоги повествуют, что главных Учителей, пришедших на Землю с высших планет Солнечной системы, было семь. Эти представители космической Иерархии Света организовали на нашей планете свою обитель, куда к ним, как к Учителям Высшего знания, стали приходить ученики и последователи из числа духовно развитых землян. Так на Земле возник центр Космического Разума, представляющий собой закрытую для непосвящённых цитадель Высшего знания.
Самые сокровенные сведения о космических Учителях человечества главный герой романа К.Е. Антаровой получает в последней, четвертой, его части. Читатель, вероятно, помнит, что Владык мощи, или Владык Кармы, у которых учились Лёвушка и его друзья в башнях Владык и в Лаборатории стихий, было семеро. Высшие Учители Лёвушки в романе выглядят как инопланетяне и, вероятно, являются ближайшими помощниками семерых высших космических Иерархов, руководящих эволюцией нашей планеты в течение тысячелетий. Владыки мощи описаны в «Двух жизнях» следующим образом: «Пока я собирался получше рассмотреть ближайший дом, двери всех семи зданий открылись одновременно, и из них вышли семь фигур. Бог мой! Я уже видел людей поразительно высокого роста. Видел необычайно высокого Флорентийца, видел высоченного Али, но те, кого я увидел сейчас, только и могли быть великанами из сказки.
Владыки всё так же стояли, как статуи. Я ещё ничего не сказал об их внешности, кроме их роста. Цвет их кожи был медно-красный, но очень приятный, матовый, похожий скорее на кость, обработанную в этом цвете, чем на кожу живого человека. Волосы были у некоторых черные, у других темно-рыжие, и у всех спадали до плеч красивыми волнами.
Лица. Но их и лицами-то назвать было невозможно. Это были величественные лики, олицетворявшие собою Древнюю Мудрость. Это были символы, но никак уже не люди. И если, как сказала мать Анна, они пришли на Землю с другой планеты, то ничего не было удивительного, что на Земле они и казались мне символами Вечности».
В романе Владыки мощи живут в тайном месте, расположенном в оазисе матери Анны. Но помимо того места, где находятся их башни и лаборатория стихий, получивший дар ясновидения Лёвушка видит своим духовным зрением далеко в пустыне остров-оазис, в котором ему предстают четверо божественных светоносных существ — Великих Кумар.
В теософии и Агни-Йоге Кумарами (а также Логосами) называют высших космических Иерархов, руководящих эволюцией Земли. Согласно этим учениям, Кумаров тоже семеро, а наивысших среди них — четверо. Именно их и созерцает главный герой книги, причём это зрелище наполняет его духовно уже закалённый и подготовленный организм огромным напряжением. Вспомним описание видения главного героя в романе:
«Туман на стене рассеялся, и я увидел три юные, божественно прекрасные фигуры, составлявшие треугольник. В центре треугольника стояла четвёртая, ещё более юная, прекрасная, прозрачная фигура, соединявшая в себе мощь, божественную красоту и такое величие, что я не мог вынести её сияния и уже хотел было закрыть лицо руками, но в этот момент Владыка взял меня на руки, опустился на колени и склонился до земли. Оставаясь коленопреклонённым, подняв голову, он прижал меня к своей груди, как обычно делают матери со своими больными детьми, и сказал, обращаясь к сиявшим нестерпимым Светом фигурам на стене:
— Вечность есть закон Бога, и этот закон движет Вселенную и всё живое в ней.
Эти Божественные Владыки — выше всего существующего на Земле. Они завершили круг величайшего творческого пути на иной, много более высокой по уровню развития планете и пришли на Землю, движимые непостижимым для земного сознания подвигом милосердия и самоотвержения. Их сознание настолько выше всех земных сознаний, что достигнуть его и приблизиться к нему обычные, воплощённые люди не могут;
и даже среди высочайших развоплощённых индивидов далеко не все могут постичь его. Эти Владыки, вечно юные, — центр Божественных Сил на Земле.
Но это всё, что в данную минуту я могу сказать тебе о них. Божественная Сила, показавшая тебе Себя, благословила твой труд, признав твоё бескорыстие, самоотверженность и верность. Ты же помни, чему был свидетелем;
трудясь, неси в сердце Божественный Лик, в своей Любви признавший тебя достойным Его лицезрения, и развивай в людях новые идеи о Божественном Начале. Очищай от суеверий и предрассудков представления людей о Боге и вливай в них уверенность, что всё и вся в жизни Земли живёт под бдительным и непрестанным, милосердным и спасительным покровом Живого Бога, трудящегося во всех областях жизни на Земле. Эти Владыки сотворили всё сущее на Земле, принеся с собою на Землю, находившуюся в состоянии хаоса, злаки, людей и животных. Всё, что ты видишь на земле и под землёю, — всё труд милосердия этих Божественных Владык…»
Сколь бы фантастическими ни выглядели в романе описания и башен Владык мощи, и лаборатория стихий, и увиденный Лёвушкой таинственный оазис, находящийся, скорее всего, не на земном, а на духовном плане бытия, — в эзотерических философских учениях утверждается, что подобные тайные духовные центры действительно существуют на нашей планете.
Главная обитель космических сил Света на Земле на Востоке называется Шамбалой — именно её прообразы в разных ипостасях и описываются в «Двух жизнях». А духовные Учители Шамбалы на Востоке назывались Великими Владыками. Конечно, народы Востока едва ли знают об истинном происхождении основателей Шамбалы. Обычным людям достаточно было знать и то, что в закрытом для непосвящённых месте существует обитель святых подвижников, обладающих необычными способностями и использующих эти способности для духовной помощи миру.
Об эволюционной духовно-просветительской миссии Иерархии Света на нашей планете А.И. Клизовский, ученик Е.И. Рерих, писал в своей работе «Основы миропонимания новой эпохи»:
Братство является центром, откуда исходит духовное руководительство человечеством нашей планеты. Всё, что человечество получило и получает в своём умственном, нравственном и духовном развитии, всё идёт из этого Единого источника. Вся человеческая мудрость, вся его философия и все его религии имеют началом этот Единый источник.
Когда на заре человечества нужно было дать младенческому народу первые основы общины и государственности, то один из членов Братства, или подготовленный ученик, воплощался среди такого народа как жрец, как предводитель племени, как мудрый правитель, как пророк, который организовывал и объединял народ и закладывал основы государственности, основы знаний, искусств и религии.
И в дальнейшем развитии, когда нужно было подвинуть сознание человечества на высшую ступень, пробудить его мысль в новом направлении или направить его деятельность по новому руслу, всегда посылался мудрец, философ, законодатель, основатель учения, которые исполняли возложенное на них Братством поручение. Иногда такие сотрудники Братства открывали школы и общества, которые распространяли среди более подготовленных людей высшее знание и высшую мудрость. Из таких школ известны: герметическая, александрийская, неоплатоническая, орфическая, пифагорейская, которые до сих пор питают человечество своей мудростью.
Единство источника, из которого вышли все мировые религии, подтверждается тем, что главные основы всех мировых религий одни и те же; ни одна из них не противоречит другой, и каждый последующий Учитель, давая более широкое толкование одних и тех же основных истин, продолжал дело своих предшественников, дело просвещения человечества». (А.И. Клизовский. Основы миропонимания новой эпохи. В 3 тт. Т. 1. — Рига, 1990. — С. 77–78.)
Таким образом, все великие знания древности, основы науки, искусства и все великие философские учения, одним словом, основы всей мировой культуры были принесены в мир Великими Учителями и их учениками и сотрудниками. Из писем Елены Рерих, жены и соратницы великого художника и общественного деятеля Н.К. Рериха, мы узнаём о некоторых воплощениях Великих Учителей в качестве руководителей древних духовно-философских школ:
«Конечно, все древние оккультные школы являлись отделами Вел[икого] Бр[атства]. В древнейшие времена среди Посвящённых таких Школ можно было встретить великие воплощения семи Кумар, или Сынов Разума, или Сынов Света. Так:
Орфей, Зороастр, Кришна (Вел[икий] Уч[итель] М.), Иисус, Готама Будда, Платон, он же Конфуций (предыдущий Вл[адыка] Ш[амбалы]), Пифагор (Уч[итель] К. X.), Ямбликус, он же Якоб Бёме (Уч[итель] Илларион), Лао-цзы, или Сен-Жермен (Уч[итель] Ракоцци) и другие были этими великими Воплощениями. Так продвижением сознания человечества на протяжении всей эволюции нашей Земли мы обязаны этим великим Духам, воплощавшимся во всех расах и народностях на пороге каждого нового сдвига сознания, каждого нового поворота в истории. Величайшие Образы древности связаны с этими Сынами Света». (Е.И. Рерих. Из письма от 18.11.35.)
Махатма Мориа, руководитель Белого Братства.
(Портрет работы Шмихена при участии Е.П. Блаватской)
Махатма Кут Хуми. (Портрет работы Шмихена при участии Е.П. Блаватской)
(В романе «Две жизни» — сэр Ут-Уоми, также Франциск)
Учитель Ракоцци, он же Сен-Жермен
(В романе «Две жизни» — граф Сенжер)
С течением времени основы великих познаний Учителей Шамбалы проникли и в западные страны, прежде всего в Древнюю Грецию. Анаксагор, Пифагор, Платон, Аполлоний Тианский утверждали в своих учениях идеи, весьма близкие восточной эзотерической философии, а большинство школ древнегреческой философии были по своей сути эзотерическими, так же как и древняя философия Индии, Египта, Персии. Мудрость Древней Греции унаследовали александрийские философы, а затем она стала достоянием лучших умов западной цивилизации. Масонство и розенкрейцерство — в лучшие времена этих учений, пока они не выродились в магические культы или не скатились на плоскость политических интриг — тоже содержали в себе многие положения восточной эзотерической философии. Знаменитый девиз европейских эзотериков и алхимиков — «Свет с Востока» — отражал древнейшее знание о существовании на Востоке единого для всей планеты мирового Братства духовных Учителей — просветителей, чьи знания и духовные силы устремляли вперёд эволюцию всего человечества.
Е.И. Рерих писала о великой обители Высшего Знания:
«…все философии, все религии исходили из Единого Источника, и те же Великие умы, принёсшие Свет и давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего человечества, продолжали приносить его на всём протяжении медленного процесса эволюции человеческого сознания. Вспомним о тех семи Великих Духах, или Кумарах, о которых говорится в «Тайной Доктрине». Именно, эти Семеро и среди них Наивысший, Принявший Дозор Мира, появлялись на всех поворотных пунктах нашей планеты. Именно Их сознание напитывало сознание человечества Единой Истиной, приносимой Ими в одеяниях различных философий и религий, соответствовавших времени». (Е.И. Рерих. Из письма от 06.12.34.)
О воздействии духовного потенциала Основателей Белого Братства на развитие земной истории и культуры в «Письмах» Е.И. Рерих также сказано:
«Если бы не эти величайшие Духи, давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего земного физического человечества и продолжавшие двигать эволюцией сознания на всём протяжении этого труднейшего и самого длительного процесса, то человечество земное и посейчас не вышло бы из состояния пещерных жителей. Именно Великие Архангелы и есть те Семь Кумар, и среди них Наивысший, о которых говорится в Восточных Писаниях и в «Тайной Доктрине», пришедшие с Высших Миров и принёсшие величайшую жертву тем, что именно Они воплощались в великих основателей религий и царств, философий и т. д. на всех поворотных пунктах истории планеты, чтобы помочь и ускорить эволюцию человечества». (Е.И. Рерих. Из письма от 11.08.37.)
Так можно проследить, как Единое Ego Beличaйшeй Индивидуальности [7] проявлялось в целом ряде Великих образов. Истинно, очень мало каких-либо значительных воплощений остаётся на долю землян. Истинно, этим Бодхисатвам, как называют их на Востоке, обязаны — мы всем самым ценным, самым высоким, самым насущным, ибо они насытили сознание наше и тем преобразили и продолжили жизнь нашу. Из Них вышли все основатели великих царств, религий, философий, большинство алхимиков и отдельные фигуры святых, но не ищите их среди узких догматиков. Они основатели живой религии сердца, но не закрепощающих догм. Они Основатели и огненные Очистители религий». (Е.И. Рерих. Из письма от 20.12.34.)
К воплощениям Великих Учителей Шамбалы эзотерическая традиция относит таких великих деятелей прошлого, как Рамзес II, Пифагор, Платон, Ориген, Конфуций, Лао-цзы, Шанкара, Сергий Радонежский, Акбар, Якоб Бёме, Джордано Бруно, Жанна дʼАрк, Сен-Жермен, и многих других. Великие духовные Учители человечества — Кришна, Будда, Иисус — также были воплощениями Кумаров.
Кем же все-таки являются Великие Учители и Кумары — богами или людьми? Санаткумар, явившийся Лёвушке в видении, кажется ему живым богом.
Тех, кого К.Э. Циолковский в своих работах назвал высшими людьми, на Востоке называют Архатами и Бодхисатвами, а Их руководителей — Владыками Шамбалы. Самые яркие Их воплощения на Земле — такие, как Иисус, Будда и другие основатели великих религиозных и философских учений, на Востоке именуют Аватарами и почитают как богов. Но эзотерические (то есть тайные, рассчитанные на небольшое количество людей, посвящённых в тайную мудрость) философские учения считают их не богами, а богочеловеками — духовными Учителями человечества, достигшими более высокой, чем человеческая, ступени эволюции.
Кем же Они являются в действительности? Возможности Высших существ действительно потрясают воображение, и всё же они не боги в буквальном понимании этого слова. Бог, Божественное Начало в учениях теософии и Живой Этики — это не некая сверхъестественная мистическая личность, которая сотворяет мир по своей воле и на которую — в этом случае — можно было бы возложить всю ответственность за все несовершенства этого мира. В данном плане А.И. Клизовский вполне справедливо замечает:
«В адрес христианского Бога, Который, по учению христианской церкви, есть сама любовь, сострадание и милосердие, всегда неслись и несутся бесчисленные упрёки в несправедливости и в жестокости, так как верующий христианин не знает, что постигающие его удары есть действие космических законов, но не Бога.
Введённый в заблуждение неправильными представлениями о Боге, верующий и страдающий христианин часто задаёт много несуразных вопросов в адрес Бога, вроде того: почему Бог допускает, чтобы совершилось какое-нибудь возмутительное преступление, если Он всезнающ? Почему Бог не пресекает какое-нибудь вопиющее злоупотребление, если Он справедлив?» (А.И. Клизовский. Основы миропонимания новой эпохи).
Но с точки зрения эзотерической философии Востока, Бог — это не сверхъестественная мистическая Личность, а Высшая творческая сила самой Природы, сверхличный космический принцип, элемент которого присутствует в каждом живом существе, в каждой форме жизни, представляя собой их бессмертное духовное начало.
Кем же тогда являются Кумары, Великие Учители, или Логосы-Аватары, если Они не боги? В христианстве существует очень ёмкое понятие богочеловека. Именно подобный статус более всего отвечает природе Великих Учителей. В отличие от Бога богочеловек — это уже не принцип, а именно Космическая Индивидуальность, имеющая несравненно более высокий, чем обычный человек нашей эпохи, уровень развития всех потенциальных качеств и способностей, которыми располагают люди Земли. Одним словом, это именно «высший человек», как назвал этот уровень эволюции К.Э. Циолковский.
Именно организация богочеловеков из высших миров представляет собой ту силу, которая помогает Божественному Началу — высшему творческому аспекту Природы — руководить эволюцией всей Вселенной. Как отмечал в своей книге А.И. Клизовский, «Вся многообразная жизнь Космоса с Его эволюцией и всем тем стройным порядком, какой мы наблюдаем в мироздании, осуществляется при помощи Иерархии. Миллионы Иерархов различных ступеней власти, силы и могущества принимают участие в творчестве и управлении Космосом, но не ведает этим один Бог, как ошибочно представляют себе это многие христиане». (А.И. Клизовский. Основы миропонимания новой эпохи.)
Согласно учению Агни-Йоги, Великие духовные Учители человечества в незапамятные времена были такими же, как и мы, человеческими существами, жившими на других планетах. Но в ходе миллионов лет космической эволюции, совершенствуясь из воплощения в воплощение, они завершили человеческую стадию своей эволюции и достигли богочеловеческого уровня развития. Именно этот уровень, соответствующий — в представлении человека — уровню Божественного существа, и позволил этим Великим духам стать Кумарами и Логосами и прийти на нашу планету, чтобы помочь лучшим представителям земного человечества достичь такого же уровня.
На этом острове и находилась Шамбала, обитель Великих духовных Учителей и их ближайших учеников. Однако после произошедшего глобального катаклизма наклон земной оси изменился, и земной шар изменил своё положение в пространстве. Моря и океаны покинули свои ложа, огромные массы воды перетекли на другие места, вызвав всемирный потоп, а их прежние ложа превратились в огромные песчаные пустыни. Посреди одной из них обитель духовных Учителей продолжила своё существование уже не как остров в океане, а как тайный оазис в пустыне. Как писала Е.П. Блаватская, «Остров этот, по преданию, существует и посейчас как оазис, окружённый страшным безлюдием пустыни Гоби, пески которой «не были попраны ногою человека на памяти людей». (Аватары Шамбалы. — М.: ЭКСМО, 2015.)
Именно поэтому Лёвушка и назвал сокровенный уголок пустыни, ставший обителью Великий Учителей, островом с садами, а не просто оазисом.
Большинство людей, интересовавшихся когда-либо феноменом Шамбалы, привыкли считать, что Шамбала располагается в Гималаях, и это тоже верно. Помимо сокрытого в песках пустыни острова-оазиса обитель Белого Братства существует и в самых высоких горах планеты. Именно в Гималаях находится легендарная Башня Чунг — обитель Учителя Мории — и другие необычные строения, послужившие прообразом семи башен лучей и лаборатории стихий в романе К.Е. Антаровой.
Наконец в письме «светскому» ученику Махатмы Кут-Хуми А. Синнетту Учитель М., также находившийся иногда с ним в переписке, упомянул о самом сокровенном строении Шамбалы — Башне Чунг.
«В некотором месте, о котором не следует упоминать чужим, имеется бездна с хрупким мостом из свитой травы над нею и бушующим потоком внизу. Отважнейший член вашего клуба альпинистов едва ли осмелится пройти по нему, ибо он висит, как паутина, и кажется гнилым и непроходимым, хотя и не является таким. Тот, кто отважится на испытание и преуспеет — как преуспеет он, если это правильно, что ему разрешено, — тот придёт в ущелье непревзойдённой красоты, в одно из наших мест и к некоторым из наших людей; ни о том месте, ни о тех людях, которые там находятся, нет записей среди европейских географов. На расстоянии брошенного камня от старинного храма находится старая башня, недра которой дали рождение поколениям Бодхисатв». (Письма Махатм. Письмо N26. — М., 2011.)
Судя по книгам учения Агни-Йоги, эта старая башня носит название Башни Чунг, или Чун, и является, вероятно, самым сокровенным строением гималайского Ашрама Шамбалы. В сообщениях Учителя Мории, записанных Е.И. Рерих, об этой башне и других строениях Шамбалы говорилось следующее:
«Поистине, Урусвати [9] улавливает многие детали. Красновато-жёлтая Башня соединена переходами с остальным строением. Издали строения можно принять за высеченные временем скалы, слегка покатые. Окна внешних стен можно принять за гнезда птиц. Пустыня не тронута кругом. Часто путник проезжает, не подозревая, но удивляясь поведению своего коня или верблюда. Животные поворачивают головы к безжизненным камням и даже пытаются повернуть туда, где как бы груды камней нагромождены. Некоторые даже видели надписи на стенах, но, конечно, приняли их за червоточины. Конечно, нежданный путник будет всегда отведён в сторону. Каждый что-то чует. Но житель пустыни привычен к голосам и огням пустыни». (Е.И. Рерих. У порога Нового мира.)
А в воспоминаниях сотрудника Е.П. Блаватской, индийского юноши Дамодара Маваланкара, есть и краткое описание внутренних помещений таинственной гималайской Обители. О том, как выглядят некоторые строения Главного Ашрама гималайской Обители, Дамодар рассказывал в письме видному деятелю американского Теософского общества, Уильяму Джаджу. Однажды Учитель разрешил Дамодару побывать в Ашраме Махатм в астральном теле. О своих впечатлениях Дамодар вспоминал:
Ещё одна интересная тема, затронутая в последней части романа К.Е Антаровой, — это повествование о лаборатории стихий, в которой проходили наивысший этап своего обучения Лёвушка и его друзья. В стенах этой лаборатории Лёвушка видит удивительное и уникальное техническое оснащение, с помощью которого осуществляется многообразная исследовательская деятельность Владык мощи:
«Осмотревшись, я увидел, что весь зал заполнен не только столами и круглыми табуретами к ним, но по стенам, выложенным плитами из какого-то металла, блестевшего, как золото, очень высоко висит множество стеклянных шкафчиков самого разнообразного размера и формы. В них стояли и лежали всевозможные пробирки, инструменты, пузырьки и много других предметов, которых я никогда не видел и даже не знал их названий.
Каждый шкаф, каждый стол и столик, каждая полка с книгами, которых тут тоже было немало и размеры которых говорили, что они могли служить людям лишь такого роста, какой имели Владыки, — всё носило надписи столь необычайной письменности, что я вздохнул и окончательно присмирел. Если меня подавляла разнообразием используемых языков комната Али, то что же сказать об этой комнате? Здесь и целой жизни могло не хватить, чтобы только запомнить, где лежат предметы и книги в этом храме науки, и где сама комната имела — на мой рост — высоту в три этажа».
Какими бы фантастическими ни выглядели описанные в лаборатории Владык энергетические феномены и удивительные приборы — даже в этом кратком описании есть, судя по тому, что говорится в эзотерической литературе, значительная доля правды. Согласно тем сведениям, которые даются в книгах теософии и Агни-Йоги, руководители Белого Братства действительно располагают мощной научно-технической базой, возможности которой и не снились западной науке. И семиэтажные башни Владык Белого Братства, описанные в романе К.Е. Антаровой — это не просто плод фантазии. За ними стоит великая реальность. Из учения Живой Этики известно, что аналогичные строения в Шамбале действительно имеются: «Много этажей в Наших Башнях. Много исследований происходит постоянно», говорится в одной из книг этого учения. (Надземное, 20.)
Кардинальным отличием технических средств Шамбалы от приборов, которыми располагает современная земная наука, является то, что они способны взаимодействовать с тонкими энергиями, прежде всего с психической энергией человека — оператора любого прибора.
Об аппаратах, находящихся в главном Ашраме Шамбалы, в Живой Этике сказано:
«По виду они мало отличаются от существующих подобных, но употребление их отличается, к ним добавляется психическая энергия».
И даже такие явления, которые в представлении обычных людей относятся к области мистики и паранормальных способностей, например, ясновидение и передачу мысли на расстоянии, Адепты Шамбалы успешно используют и усиливают благодаря применению специально созданных ими приборов.
«У Нас имеются и аппараты, которые способствуют передаче мысли на расстоянии. Люди удивились бы, увидев, что некоторые аппараты им знакомы, но имеют совершенно иное применение. Приложение психической энергии преображает самые простые двигатели», говорится в книгах Агни-Йоги. (Надземное, 4.)
Особый интерес представляют собой содержащиеся в дневниковых записях Е.И. Рерих сведения о таинственных приспособлениях, помогающих Адептам Белого Братства видеть будущее. Эти аппараты сами Учители называют зеркалами, они составлены из сплавов семи металлов и имеют полированные поверхности, на которой Учители видят события будущего в виде мелькающих картин. Эти «зеркала» Шамбалы отражают не только будущее, но и все сколько-нибудь значимые события, происходящие в данный момент во всех странах мира, по всей планете. Они же помогают Архатам следить за равновесием природных стихий на физическом плане Земли и в определённых слоях Тонкого мира, тесно связанных с земными стихиями.
Между прочим, сведения о таинственных зеркалах Шамбалы с течением веков просочились в мир, и в фольклоре стран Востока обрели образ магического зеркала, в котором Владыка Шамбалы видит всё, что происходит в настоящий момент на Земле, а также будущее всего мира.
Но судя по тому, что сказано об этих необычных технологиях в Живой Этике, управление работой этих «зеркал» основано не на магии, а на использовании закона (или принципа) магнетизма с применением психической энергии человека:
«Нельзя называть магией зеркала Наши. Они лишь способствуют работе Нашей энергии. Много может быть приспособлений к усилению действия энергии. Сильные магниты разве могут называться магическими, но воздействие замечательно. Тонкое тело и все опыты вокруг него будут принадлежать науке, но вовсе не магии. Так нужно уничтожить суеверие, связанное с непонятным термином «магия».
Человек постоянно опасается всего таинственного, забыв, что ключ от Сезама в нём самом. Так Наши аппараты действуют при Нашем участии.
Люди могут смеяться, но идеи управляют миром. Слова эти внесены в Устав Братства». (Надземное, 2.)
Устами Лёвушки в романе описываются особые «энергетические» эффекты, с которыми сталкиваются герои книги в лаборатории Владык: «При первом же шаге в комнату Владыки-Главы я услышал треск и как бы раскат дальнего грома; но всё вокруг было заполнено туманом, и я не понимал, ни откуда идёт гром, ни где я, и не знал даже, тут ли мой Владыка-Учитель».
Аналогичные эффекты сопровождают и работу главного героя книги с удивительными аппаратами в лаборатории Владык, показывающими деятельность семи башен лучей и их сотрудников, с помощью которых Иерархия Света ведёт свою эволюционную деятельность в мире.
Безусловно, обычные люди, не прошедшие, подобно Лёвушке, специальное обучение, никогда не смогли бы попасть в Шамбалу — они просто не смогли бы выдержать особое энергетическое поле, наполняющее такие строения обители, как описанная в романе лаборатория стихий. Одному из своих последователей Е.И. Рерих писала:
«Должна сказать, что ещё не встречала человека, который бы, узнав нечто о великом Белом Братстве, не устремился на поиски его. Но редко кто, вернее, почти никто не задаётся вопросом — готов ли он духовно и физически к тому напряжению? Выдержит ли его физическая оболочка страшное нагнетание атмосферы, окружающей эту Твердыню? Только тот может приблизиться к ней, кто здесь, на земле, среди борений и преодолений всевозможных трудностей, изжил все привычки и привязанности и огненно трансмутировал в подвиге самоотвержения свои энергии. Не пройдя земного чистилища, нельзя вступить в рай. Огни Высших энергий опалят отягощённую ауру. Потому лишь один и очень редко двое в столетие достигают эту Твердыню». (Рерих Е.И. Сокровенное Знание. Теория и практика Агни-Йоги. — М.: ЭКСМО, 2010.)
Собственно, эта истина отражена и в повествовании «Двух жизней»: даже возмужавшему, прекрасно подготовленному, физически сильному Лёвушке обучение в лаборатории Владык даётся достаточно трудно, особенно вначале. Непривычное напряжение, создаваемое мощными энергиями лаборатории, утомляет его, а видение, в котором его духовному зрению предстают Верховные Иерархи Белого Братства — Кумары, возглавляемые Санаткумаром, энергетически потрясает весь его организм.







