белое солнце пустыни актеры главные роли биография
От тюрьмы до секты. Трагические судьбы актеров «Белого солнца пустыни»


30 марта 1970 года на экраны вышел фильм «Белое солнце пустыни», считающийся первым советским вестерном. Несмотря на то, что критики тогда восприняли его неоднозначно, а Государственную премию, причем не СССР, а России, картина получила только в 1998 году, сегодня можно с полным правом говорить о космическом успехе фильма. Именно его смотрят все наши космонавты перед стартом. Фразы из фильма давно стали крылатыми. А к актерам, исполнявшим главные роли, намертво пристали имена их персонажей. Жаль только, что всенародная любовь не смогла защитить артистов от житейских невзгод и смертельных болезней.
О том, как сложилась их судьбы, – в материале EG.RU.
Павел Луспекаев
Раньше всех коллег по картине, 17 апреля 1970 года, ушел из жизни легендарный Верещагин. Здоровье его было подорвано еще задолго до съемок в кино. На фронте, куда Павел Луспекаев ушел добровольцем, он сильно обморозил ноги. К 26 годам нарушение кровообращения в поврежденных конечностях привело к развитию атеросклероза. Несколько операций, ампутация пальцев на ногах. Луспекаеву не было еще и 38, когда он вышел на пенсию по инвалидности.
В «Белом солнце пустыни» он согласился сниматься только без дублеров и не принял предложения от режиссера играть персонажа на костылях. Кстати, по сценарию Верещагина звали Александр, но харизма Луспекаева очень скоро убедила всю съемочную группу, что гораздо больше этому персонажу подойдет имя самого актера, Павел.
Эта роль сделала Луспекаева известным и всенародно любимым актером. Но насладиться плодами популярности ему не удалось. Спустя несколько недель после премьеры картины Павел Луспекаев умер – разрыв сердечной аорты. Ему было 42 года.
Анатолий Кузнецов
Александра Ляпидевская, супруга актера, исполнившего роль «товарища Сухова», не раз называла своего мужа баловнем судьбы. Он не стал актером одной роли, в отличие от многих своих коллег был востребованным артистом до последних лет жизни. Кроме того, Анатолий Кузнецов долгие годы мог похвастаться отменным здоровьем. Но когда здоровье подвело его в первый раз, куда-то испарилась и удача.
Два года врачи лечили Кузнецова от рака. Облучение, операция, удаление части органов. Он фактически стал инвалидом. Но лечение не помогало. Когда Кузнецов обратился к другим специалистам, выяснилось, что никакого рака у него нет и никогда и не было. Все дело было в полипе.
Эту проблему легко можно было бы решить, если бы не упущенное время и загубленное неправильным лечением здоровье. Жена и врачи уверяли Анатолия, что шанс у него еще есть, пытались приободрить его. Но у актера были другие планы. 7 марта 2014 года он сказал постоянно дежурившей в больнице жене, что нужно срочно ехать платить за газ, а пока ее не было, принял смертельную дозу лекарства. Врачи не смогли его спасти.
Николай Годовиков
Мало кто мог представить в 1970 году, что Николая Годовикова, обаятельного Петруху из «Белого солнца пустыни», ждет не успешная карьера в кино, а полная скандалов, ошибок и падений судьба.
Когда картина вышла на экраны, Николай служил в армии. Вернувшись со службы в 1972 году, он женился, на свет появилась дочка. Но карьера актера не складывалась, да и супруга требовала чего-то более приземленного, лишь бы деньги муж приносил регулярно. Делать это Годовикову не удавалось. Брак вскоре распался, Николай остался жить один в коммуналке. Перебивался случайными заработками, на достойную работу его не брали.
Спустя два года холостяцкой и разгульной жизни в коммуналке подрался с соседом. Бытовая ссора кончилась для Годовикова ранением в области груди – сосед разбил бутылку и напал на молодого актера.
Травма оказалась серьезной. Из-за нее Николай больше не мог зарабатывать себе на жизнь грузчиком, а на другую работу его не брали. Дальше статья за тунеядство и первый тюремный срок. А затем пошло-поехало – бродяжничество, воровство, новый срок, свобода, новый брак, еще один ребенок, снова безработица и развод, снова тюрьма.
В начале 90-х в жизни Николая началась светлая полоса – он встретил свою третью жену, та помогла ему вырваться из порочного круга, устроиться на постоянную работу, Годовиков даже снялся в нескольких картинах. В начале 2015 года его третья супруга умерла – диабет. А в ноябре 2017 года не стало и самого Николая – рак почек.
Татьяна Кузьмина
Про Татьяну Кузьмину говорят, что она загубила карьеру актрисы. Роль Гюльчатай, доставшаяся ей случайно, могла открыть юной танцовщице двери в мир большого кино. Но не сложилось. Татьяна вышла замуж за композитора Геннадия Кузьмина, сменила фамилию, появившуюся в титрах «Белого солнца пустыни» (Федотова), на фамилию мужа.
Однако брак с композитором обернулся для Татьяны общественным порицанием, ведь по сути ради молодой танцовщицы Кузьмин ушел из семьи. Татьяна работала в танцевальном ансамбле, но многие коллеги отзывались о ней как об очень скандальной и проблемной даме.
Успеха в работе не было ни у нее, ни у мужа, друзей, по сути, тоже не нажила. Но при этом сейчас она говорит, что это «Бог уберег ее от карьеры актрисы». Дело в том, что вот уже больше десяти лет Татьяна состоит в общине, которую многие священнослужители считают сектой. Именно религии она посвящает почти все свое время и силы. А редкие интервью использует, чтобы проповедовать.
Кахи Кавсадзе
Исполнителю роли Абдуллы, Кахи Кавсадзе, в жизни выпало немало испытаний, и, пожалуй, самое большое – смотреть, как уходят твои близкие, а ты не в силах ничего с этим сделать.
Первым Кахи, тогда еще мальчика, покинул отец. Он ушел на фронт, попал в плен, но после освобождения между перспективой построить успешную жизнь за границей и шансом вернуться на родину к жене и детям выбрал второе. До дома он доехать так и не успел. Сняли с поезда, арестовали. Несколько свиданий с родными, и отца Кахи сослали в Сибирь. Оттуда он уже не вернулся. Мать Кахи всю себя посвятила детям, так больше и не вышла замуж. Она умерла на руках сына.
Еще одной большой утратой для Кавсадзе стала его жена Белла. Они прожили вместе 26 лет, и 23 года из них Белла болела. Ее недуг – последствие тяжелейшего гриппа, перенесенного во время беременности. Ребенка удалось сохранить, но вот здоровье матери было безнадежно подорвано. Она говорила, что не может ходить, не чувствует свои пальцы и вообще будто теряет контроль над телом. Лишь спустя годы удалось выяснить, что у Беллы поражен спинной мозг и нервные окончания. Вылечить ее было уже невозможно.
И она стала жить с этой болезнью, при этом не бросала работу и в доме всегда успевала навести идеальный порядок. Кахи поддерживал ее как мог, но видеться удавалось не так часто, как хотелось бы, ведь его актерская карьера в это время шла в гору. Кавсадзе был успешным актером, но не мог избавить от страданий свою жену. Она умерла в 1992 году. Кахи вовремя вернулся со съемок и успел попрощаться с Беллой.
Сейчас ему 82 года, он полон оптимизма, но на постоянные призывы родных и близких вновь жениться, как и прежде, отвечает, что не хочет «фальшивить всю оставшуюся жизнь».
Раиса Куркина
Раиса Куркина исполнила в фильме роль Настасьи, жены Верещагина. Режиссер картины Владимир Мотыль в то время был ее мужем и утвердил Раису на роль без проб.
Личного счастья актриса так и не построила. Активно сниматься перестала еще в конце 80-х. Уже много лет она живет одна. Дочь давно уехала в Канаду, а Раиса отправиться вслед за ней не решилась.
Знаменитая актриса сейчас часто вынуждена пользоваться помощью социальных работников. Это обстоятельство четыре года назад сыграло с ней злую шутку – в квартиру Раисы Семеновны постучались неизвестные и представились соцработниками. Сообщили, что все рублевые сбережения актрисы скоро сгорят и ей необходимо срочно обменять их на валюту. Куркина поверила и отдала все свои сбережения – около полутора миллиона рублей. Взамен мошенники дали ей фальшивки. Но, когда актриса обнаружила это, было уже поздно. В прошлом году Куркина отметила 90-летие.
Фильм «Белое солнце пустыни»: актеры и судьба
Съемки фильма «Белое солнце пустыни» начались в 1969-м, но насладиться этой лентой зрители смогли только через год. Кинокартина режиссера Владимира Мотыля рассказала публике историю жизни красноармейца Федора Сухова, который ценой собственной жизни в годы гражданской войны спасал женщин из гарема разбойника Абдуллы.
Помимо великолепного актерского состава и красивой картинки, отличительной особенностью картины стала заглавная песня «Ваше благородие, Госпожа удача», написанная Булатом Окуджавой.
Лента, фразы из которой разобраны на цитаты, прошла полувековое испытание временем и заслуженно попала в золотой фонд отечественной киноклассики.
Редакция 24СМИ рассказывает читателям о том, как сложилась судьба актеров фильма, снятого на производственной базе студии «Мосфильм», и составила список с фотографиями артистов.
Анатолий Кузнецов (1930-2014)
Актер Анатолий Кузнецов сыграл в фильме красноармейца Федора Сухова.
В отличие от коллег по съемочной площадке артист в дальнейшем не стал актером одной роли и был востребован вплоть до момента, когда здоровье более не позволяло ему сниматься в кино.
Последней работой мастера перевоплощений числится сериал «Мосгаз», который вышел на телеэкраны за 2 года до его смерти.
Павел Луспекаев (1927-1970)
Актер Павел Луспекаев перевоплотился в фильме в таможенника Павла Верещагина. Мало кто знает, но первоначально героя артиста звали Александр, но харизма лицедея заставила режиссера дать персонажу имя Павел.
Съемки в ленте принесли Луспекаеву всенародную любовь. Правда, насладиться ею он не успел. Через несколько недель после выхода «Белого солнца пустыни» в свет актер умер от разрыва сердечной аорты.
Кахи Кавсадзе (1935)
Роль разбойника Абдуллы досталась актеру Кахи Кавсадзе.
После премьерного показа «Белого солнца пустыни» артист, на радость поклонникам, продолжил пополнять кинематографическую копилку полнометражными проектами и многосерийными работами.
Сегодня Кахи редко снимается в кино, предпочитая съемкам спокойную жизнь. Последние фильмы мастера перевоплощений — ленты «Тэли и Толи», «Слепые свидания» и «Пари на любовь» — пришлись по нраву и зрителям, и критикам.
Николай Годовиков (1950–2017)
Актер Николай Годовиков примерил на себя образ красноармейца Петрухи.
К сожалению, судьба артиста в дальнейшем сложилась не лучшим образом. После выхода ленты в свет Николай отслужил в армии, женился, завел ребенка и даже отсидел год в тюрьме за тунеядство. Супруга не поддерживала мужа в его желании стать актером, поэтому Годовиков всю жизнь перебивался случайными заработками.
Спартак Мишулин (1926-2005)
Актер театра и кино Спартак Мишулин перевоплотился в фильме в жителя Средней Азии — Саида.
После премьеры «Белого солнца пустыни» карьера артиста пошла в гору. Спартак пополнил свою кинематографическую копилку еще уймой примечательных ролей. Также, помимо съемок в сериалах и полнометражных картинах, Мишулин не забывал и про театры, периодически играя в спектаклях.
Раиса Куркина (1927)
Актриса Раиса Куркина перевоплотилась в ленте в Настасью – супругу Павла Верещагина. Стоит отметить, что эту роль артистка получила без проб, так как на тот момент режиссер картины был ее законным мужем.
После премьерного показа «Белого солнца пустыни» Куркина получала неимоверное количество предложений о работе вплоть до 1990 года. Затем артистка резко ушла в тень, перестав сниматься в кино.
Татьяна Кузьмина (1950)
Татьяне Кузьминой в фильме досталась роль младшей жены Абдуллы — Гюльчатай.
Съемки в фильме «Белое солнце пустыни» принесли актрисе всенародную любовь, ведь в обаятельную брюнетку невозможно было не влюбиться. Несмотря на возможность стать звездой мирового масштаба, Татьяна блистательной карьере предпочла спокойную, размеренную жизнь. В итоге роль Гюльчатай стала единственной в ее послужном списке.
Кавсадзе, Куркина, Годовиков: трагические судьбы звезд «Белого солнца пустыни»
Почему Гюльчатай оказалась втянута в секту? За что сидел в тюрьме любимец Петруха? Подробности — в материале 5-tv.ru.
В актерской среде есть поверье: не стоит играть в фильмах, сценарии которых полны мистики и кровопролития. Считается, что злые духи обязательно навредят героям этих картин уже в реальной жизни. Впрочем, как выяснилось, бывают и исключения.
Лента Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» вышла на экраны 30 марта 1970 года. Казалось — приключенческая комедия, чего плохого от нее ожидать? Но трагедии происходили одна за другой. Кто из главных героев погиб, кто-то попал в тюрьму, кто-то не смог выбраться из секты.
Павел Луспекаев — Верещагин
«Белое солнце пустыни» для Павла Луспекаева стало последним проектом. Сыгравший легендарного Верещагина актер умер от разрыва сердечной аорты. Трагедия произошла 17 апреля 1970 года.
Как отмечали близкие и друзья Луспекаева, у него всегда была масса проблем со здоровьем. Еще будучи молодым он ушел на фронт добровольцем, где сильно обморозил ноги. В 26 лет медики диагностировали ему нарушение кровообращения в нижних конечностях, что впоследствии привело к развитию атеросклероза.
К сожалению, вдоволь насладиться жизнью и славой он не успел. Луспекаев умер в 42 года.

Анатолий Кузнецов — Федор Сухов
По воспоминаниям друзей и супруги Анатолия Кузнецова, актер никогда не жаловался на здоровье и проблемы в жизни. Но как только закончились съемки «Белого солнца», ситуация резко изменилась.
Отправившись на консультацию к действительно профессиональным медикам, он узнал, что раком никогда не болел. Причиной плохого самочувствия Анатолия изначально был полип, устранить который не составило бы труда. Но время было упущено, а здоровье загублено. Оказавшись в очередной раз в больнице, он наложил на себя руки.

Николай Годовиков — Петруха
Не повезло в жизни и Николаю Годовикову. После выхода в свет картины он женился, вскоре супруга забеременела и родила дочь. Содержать семью на актерские деньги было непросто, да и подработку искать становилось все труднее. Брак распался, некогда знаменитый молодой человек переехал в «коммуналку» и запил.
В 90-х годах Николай наконец встретил свою судьбу — любимая женщина помогла ему устроиться на работу, начать жизнь заново. Но счастье продлилось недолго. В 2015 году спасительница актера скончалась, а вскоре — в ноябре 2017 — и он сам — от рака почек.

Кахи Кавсадзе — Абдулла
Кахи Кавсадзе скончался 27 апреля 2021 года. По предварительным данным, в результате осложнений коронавирусной инфекции. Сколь ярким и успешным актером он был, столь же несчастным являлся за кадром.
Отца грузин почти не видел. На пути с фронта мужчину сняли с поезда, арестовали и впоследствии сослали в Сибирь. Мама актера больше не вышла замуж и умерла на руках наследника. Очередная трагедия в жизни Кавсадзе произошла в 1992 году. После 23 лет болезни скончалась его обожаемая супруга Белла Мирианашвили. Женщина подарила Кахи двоих прекрасных детей — сына и дочь. Остаток жизни актер провел в одиночестве, так и не женившись.

Татьяна Кузьмина — Гюльчатай
В «Белом солнце пустыни» танцовщица Татьяна Кузьмина снималась, еще когда носила девичью фамилию Федотова. Ее жизнь раз и навсегда изменил брак. Звезда фильма ответила согласием на предложение руки и сердца композитора Геннадия Кузьмина, и все пошло под откос.
Влюбленные находились словно в прострации: у них не было стабильной работы и даже друзей. Многие считали Кузьмину скандалисткой, а потому не желали с ней общаться. Однако после нескольких лет странствий Татьяна все-таки нашла свое пристанище. Актриса подалась в общину, которую священники считают сектой. Но женщина уверена, что ее жизнь удалась. Все время она проводит за молитвами и призывает людей следовать за ней.

Раиса Куркина — жена Верещагина
Актриса Раиса Куркина запомнилась отечественному зрителю как жена Верещагина — Настасья. Сниматься в «Белом солнце» ей разрешили без проб — мужем звезды был режиссер картины Владимир Мотыль. Правда, с окончанием проекта закончилось и ее семейное счастье — благоверный начал изменять.
Замуж Куркина больше не хотела, да и зачем? Ведь у нее уже была наследница, а тратить нервы на мужчин и строить жизнь заново не очень-то и хотелось. С актерской карьерой она закончила еще в конце 80-х годов. Когда дочка выросла и перебралась в Канаду, Раиса Семеновна осталась совсем одна без помощи и поддержки, пишет » Экспресс газета ».

50 лет фильму «Белое солнце пустыни»
В 1969 году состоялась премьера фильма «Белое солнце пустыни».
В этом году исполняется 50 лет выходу на экраны легендарного советского фильма «Белое солнце пустыни» режиссёра Владимира Мотыля, повествующего о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны.
Во второй половине 1960-х на волне популярности дилогии «Неуловимые мстители» советское кинематографическое руководство из вполне конъюнктурных соображений обращается к жанру «истерна». С 1966 года в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Она представляла собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР.
В 1967 году руководство ЭТК приглашает к работе над сценарием нового фильма в жанре «истерн» Андрея Михалкова-Кончаловского и Фридриха Горенштейна.
История создания
Первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» руководство киностудии не устроил, и Кончаловскому дали новых соавторов: Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. Сценаристы начали собирать материал. В разговоре с ветераном Гражданской войны Валентин Ежов услышал историю о том, как басмач бросил в пустыне во время бегства свой гарем. Эта история привлекла сценариста и стала сюжетообразующим началом для нового сценария.
Официально работа над сценарием началась 7 июня 1967 года и была закончена в июле. Кончаловский покинул проект ещё до окончания работы над сценарием, получив заманчивое предложение об экранизации романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо». 1 августа того же года сценарий был принят в работу, и начались поиски режиссёра. Предложения возглавить съёмки последовательно отклонили Витаутас Прано Жалакявичус, Юрий Чулюкин и даже Андрей Тарковский.
После долгих обсуждений предложение стать режиссёром было сделано Владимиру Мотылю. В то время он мечтал о постановке фильма о декабристах, но при отсутствии других предложений, испытывая затруднения денежного характера, согласился. В первом прочтении сценарий понравился, но Мотыль считал, что такое кино снимать ему не разрешат. Тем не менее, Григорию Чухраю (руководителю ЭТК) и Валентину Ежову удалось уговорить Мотыля, пообещав ему полную свободу действий на съёмочной площадке. В результате сложных переговоров сценарий был переработан так, что доля национального колорита уменьшилась, а роли русских героев (Сухова и Верещагина) стали более выпуклыми.
Пробы начались в январе 1968 года. На главную роль, красноармейца Сухова, пробовались Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Первый из них был более известен как актёр, снявшись в 1950-х и 1960-х годах в нескольких героико-приключенческих картинах в главных ролях. К концу 1960-х от героических ролей он начал переходить к характерным, и его слава стала несколько блёкнуть.
Юматов имел репутацию человека, склонного к алкоголизму, и мог сорвать съёмки. Через неделю после начала съёмок его обнаружили в состоянии тяжёлого опьянения с лицом, сильно пострадавшим после драки. О дальнейших съёмках не могло быть и речи, и Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, чью кандидатуру первоначально отклонили на пробах. Последний не был занят, и поэтому он согласился принять участие в съёмках.
Многие из участвовавших в съёмках не были профессиональными актёрами. Только три «жены Абдуллы» из девяти были актрисами. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жён» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съёмках, и «жён» подбирали со всего Союза (одну из них нашли в Латвии). Галина Лучай работала редактором студии «Останкино» и после долгих уговоров согласилась сыграть роль жены Сухова.
Подбор актёра на важную роль второго плана, Петрухи, шёл сложно. На неё даже пробовался Савелий Крамаров. Режиссёром Владимиром Мотылём был утверждён уже актёр Юрий Чернов, но он всё-таки выбрал цирковой путь. В результате роль досталась Николаю Годовикову, также непрофессионалу, работавшему слесарем на заводе.
Сразу после этого съёмочная группа отправилась в первую командировку в Дагестан, в окрестности Махачкалы на побережье Каспийского моря. Здесь были созданы декорации маленького среднеазиатского городка Педжента, возле которого по сценарию должны были развернуться основные события. Часть картины снята в Туркменистане. Существует миф о том, что местом съёмки служила Куршская коса.
Съёмки завершились в сентябре 1969 года.
Брежнев был большим поклонником западных боевиков и вестернов в частности. В канун ноябрьских праздников ему из фильмотеки отправили новинку, и генеральный секретарь остался в восторге от просмотра, что сняло последние препоны. Фильм был допущен в широкий прокат.
По утверждению космонавта Алексея Леонова, он под личную ответственность попросил одну копию из Госфильмофонда для закрытого проката в центре подготовки космонавтов, которые и обратились к Брежневу.
Для создателей и руководства ограниченная премьера картины состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино.
Сюжет фильма
Сухов сопровождает бывших жён Абдуллы в близлежащий приморский посёлок Педжент. В скором времени туда приходит и Абдулла со своей бандой, планируя здесь морем переправиться за границу.
Кадры из фильма «Белое солнце пустыни»
Актеры и роли
Творческим тандемом Исаака Шварца и Булата Окуджавы была написана песня «Ваше благородие» специально для фильма, а исполнил её Павел Луспекаев. Как впоследствии признавался Шварц, песню он написал, представляя себе, как её будет петь Павел Луспекаев. Песня Верещагина стала одной из самых популярных мелодий советского кинематографа и приобрела самостоятельную известность.
Текст песни «Ваше благородие»
Ваше благородие, госпожа разлука,
Мне с тобою холодно вот какая штука.
Письмецо в конверте погоди, не рви.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!
Ваше благородие, госпожа удача,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце постой не зови.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!
Ваше благородие, госпожа чужбина,
Жарко обнимала ты, да только не любила.
В шёлковые сети постой, не лови.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!
Ваше благородие, госпожа победа,
Значит, моя песенка до конца не спета.
Перестаньте, черти, клясться на крови.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!


















