белорусский вокзал актриса поет

Нина Ургант: «Всегда влюблялась в бедных и несчастных»

30 апреля исполняется 45 лет, как на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал» с Ниной Ургант в главной женской роли. О том, как рождалась песня про «десятый наш десантный батальон» и почему Иван и Андрей Ургант могли носить другую фамилию, актриса рассказала «Антенне – Телесемь».

Во время съемок жила в поезде

«В детстве мой внук Ваня почему-то был уверен, что песню из фильма „Здесь птицы не поют…“ сочинила я. Просил спеть, а я лишь виновато глядела в сторону», – вспоминает Нина Ургант.

Роль медсестры Раи и эта песня сделала ее мегапопулярной. А ведь поначалу Раечку должна была играть совсем другая актриса – звезда советского кинематографа Инна Макарова. Она была утверждена на эту роль тогдашним министром культуры Фурцевой. И съемки с ней даже начались. Но режиссер «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов уперся: только Ургант – и точка! И настоял на своем.

Позже великий Евгений Леонов сказал о Нине Ургант: «Приехала какая-то ленинградка, и наши звезды померкли».

Да, именно приехала! Ради съемок в «Белорусском вокзале» Нине Ургант пришлось чуть ли не ежедневно мотаться на поезде из Ленинграда в Москву и обратно.

«Я тогда очень много играла в театре, – рассказывает 86-летняя актриса. — Бывало, за день так набегаешься, что уже сил нет никаких. Но все равно, как сумасшедшая, летела после спектакля на „Стрелу“, чтобы утром успеть в Москву, на съемку. После поезда гримеры мне снимали опухоль под глазами, синяки. Работала и в хвост, и в гриву. Так что с другими актерами пообщаться толком времени не было. Хотя с Женей Леоновым мы позже пересекались на съемках. Помню, был такой фильм „Длинное, длинное дело“, он там играл следователя, а я – маму человека, который совершил преступление.

Сейчас бы сесть поговорить, но время человеку отпущено очень короткое. Почти все, с кем я тогда работала, сейчас не с нами. Нет Жени Леонова, нет Толи Папанова, ушли из жизни Всеволод Сафонов и Алексей Глазырин (именно эти актеры сыграли в фильме бывших однополчан, простившихся летом 1945 года на Белорусском вокзале. — Прим. „Антенны – Телесемь“). В живых остался только режиссер Андрюша Смирнов… Хотя порой мне кажется, что мальчики все равно где-то рядом и оберегают меня».

Пела, а глаза на мокром месте

«А с песней Булата Окуджавы „Здесь птицы не поют…“ все было очень непросто, – продолжает актриса. — На первых порах она мне абсолютно не давалась. Я даже предложила режиссеру заменить ее на „Синий платочек“, он у меня получался лучше. Но Андрюша Смирнов был непоколебимым. Пришлось разучивать. И вот однажды в студии, когда мы делали фонограмму, я невольно глянула сквозь стекло, отделявшее меня и двух гитаристов от режиссера и звукооператора. И вижу: сзади них стоят Леонов, Папанов, Сафонов, Глазырин. Стоят и кулаками, как дети, утирают слезы. Меня прямо кольнуло от этого, что-то стронулось в душе, у самой глаза стали на мокром месте. Ну и „пошла“ у меня песня. Правда, на съемках по моей вине было испорчено семь дублей, но я не могла вот так просто выполнить наказ режиссера: исполнять без сантиментов, когда видела перед собой четырех плачущих мужчин».

Кстати, интересный факт: несколько лет назад в канун Дня Победы ту самую песню из фильма рискнул исполнить внук Нины Ургант – Иван. Бабушка его вариантом осталась довольна.

Студенты встали передо мной на колени

«Столько лет прошло, а отношение к фильму у людей не изменилось. После каждого показа по телевизору „Белорусского вокзала“ мне звонят, благодарят. Я для них – героиня. Признаюсь, думала, что картина волнует только пожилых людей, тех, кто прошел войну. Но нет. Вы бы знали, как его молодежь воспринимает! Сейчас я себя неважно чувствую, редко выхожу из дома. А раньше, когда еще могла более-менее ходить, помню, вышла за хлебом в магазин. Иду по своим делам, а навстречу мне – группа молодежи, совсем юные мальчишки и девчонки, студенты Института физкультуры имени Лесгафта. И вдруг парни окружили меня, встали на колени и давай меня благодарить за роль Раечки. Это же обалдеть можно! Так что хожу я по городу, как по деревне, в которой меня все знают. И даже в трудные дни, когда впадаю в отчаяние от того, как плохо я себя чувствую, стоит мне выйти на улицу, кто-то обязательно остановит, поблагодарит. Бывает, что люди плачут, руки мне целуют. Вот что сделал „Белорусский вокзал“!»

В театр вернула «Укротительница тигров»

«Хотя сниматься я начала гораздо раньше, еще в пятидесятых, – говорит актриса. — И в кино попала из-за великого режиссера Георгия Товстоногова. Для театра он меня забраковал. Посмотрел и сказал: «Это не та актриса, которая нам нужна. Нам нужно расстаться». У меня земля закачалась под ногами, думаю: как же мне теперь жить на белом свете без сцены? Вскоре наш театр (Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, ныне «Балтийский Дом». — Прим. «Антенны – Телесемь») уехал на гастроли в Москву, меня не взяли.

Я ходила одна по сцене и думала: «Где же мне здесь удавиться?» И в этот момент ко мне подошел художник нашего театра Семен Мандель и сказал: «Нина, я оформляю картину Кашеверовой «Укротительница тигров», может, побегаешь у нее в массовке? Это и три рубля в день, и при деле. И я встретилась с режиссером, и через несколько дней она предложила мне сыграть роль Олечки Михайловой. Конечно, я согласилась. На премьеру («Укротительница тигров» вышла на экраны в 1954 году. — Прим. «Антенны – Телесемь») пригласили всех ведущих театральных режиссеров. И я увидела, что в зале сидит Товстоногов. На следующее утро он вызвал меня к себе, сказал: «Нина, я вам прибавляю зарплату на 10 рублей». Я осталась с ним, и с этого года я стала играть все: по пять-шесть премьер в год».

В Москву меня не взяли. Я ходила одна по сцене и думала: «Где же мне здесь удавиться?»

Поесть нечего, надеть нечего, а счастья – вагон!

«В юности я часто влюблялась, но это была платоническая любовь, без романов. От серьезных ухаживаний отказывалась, хотя попытки делали даже известные режиссеры, тот же Георгий Товстоногов и Игорь Владимиров (позже супруг Алисы Фрейндлих. — Прим. „Антенны – Телесемь“). Они ездили на черных новеньких „Волгах“ и были людьми весьма состоятельными. А я выбирала самых несчастных, неизвестных и бедных.

В первый раз я вышла замуж за своего одногруппника Леву Милиндера. Мы поженились на втором курсе, и я сразу переехала к нему. Никакой неземной любви у меня не было, он просто доконал меня своим вниманием, а потом начал угрожать: „Если не выйдешь за меня, кончу жизнь самоубийством, повешусь“, ну я и вышла.

А через несколько лет Лева изменил мне с циркачкой. Тогда я взяла годовалого Андрюшу и ушла из квартиры в центре Ленинграда в общежитие при театре. Там мы прожили пять лет. И жили как: поесть нечего, надеть нечего, денег мало, мебели никакой, а счастья было вагон! Мы спали на раскладушках, вместо стола у нас была реквизиторская коробка, какие-то чашки-ложки. Не понимаю, почему на первый свой гонорар после „Укротительницы тигров“ я купила пылесос. У нас-то и пылесосить было нечего. Но мне казалось, что это признак зажиточного человека».

Они ездили на черных новеньких «Волгах» и были людьми весьма состоятельными. А я выбирала самых несчастных, неизвестных и бедных

Сына воспитала советская власть

Думаю, Леву, моего бывшего мужа, это задело, хотя он не перестал с нами общаться, наоборот, они с Андреем сильно сблизились. Но главное – муж передал сыну свою музыкальность: Андрюша прекрасно поет. И Ваня это унаследовал: у него хороший, тонкий слух, точно от деда. Кстати, внуку я уделяла больше внимания, воспитывала: запрещала вечером ходить в гости, ночевать у кого-то. Но в то же время только ему позволяла лежать на моей кровати, готовила ему завтрак, а потом мы вместе ели и смотрели телевизор „Рубин“ – мой первый цветной телевизор. Один раз я ходила к нему в школу на родительское собрание, второй раз пошел уже Андрей. Вот и все воспитание».

Источник

История фильма «Белорусский вокзал»

белорусский вокзал актриса поет

После выхода на экраны фильма «Белорусский вокзал» многомиллионный Ленинград превратился для актрисы Нины Ургант, до той поры мало известной зрителям, в большую деревню. С ней стали здороваться прохожие, поздравляли с Днем Победы, как поздравляют настоящих ветеранов войны, дарили маленькие подарочки. Ей стало казаться, что ее знает весь город

Батальонная медсестра
А один случай и вовсе заставил Нину Николаевну плакать. Через много лет после премьеры, уже во времена перестройки, ее машину на светофоре остановили два молодых здоровенных бугая с бритыми головами. Ночь, вокруг никого – Нина Николаевна испугалась не на шутку, а качки, разглядев в окно, кто за рулем, упали на колени: «Спасибо вам за Победу и за «Белорусский вокзал». Актриса понимала, что благодарят не ее (когда началась война, Нине было всего двенадцать), а медсестру Раю, которую она с блеском сыграла в фильме. Но более всего Нину Николаевну поражало, что ведь на экране она появляется лишь на несколько минут, однако именно эпизод с ее участием стал главным в картине, самым пронзительным и самым запоминающимся. Помните? Четверо постаревших фронтовиков (актеры Алексей Глазырин, Анатолий Папанов, Евгений Леонов и Всеволод Сафонов) после похорон своего командира и многочисленных приключений, которые случаются с ними в этот день, приходят к батальонной медсестре Рае.

Голос актрисы звенит какой-то неземной силой и чистотой, глаза светятся, а у зрителей – вот уже почти сорок лет – мороз пробегает по коже. Именно этого – затронуть чувства не только участников войны, но и их потомков – хотел режиссер Андрей Смирнов, тогда еще совсем молодой.

– Для этой картины было очень важно, чтобы в конце появилась женщина, которая излучает свет, – вспоминает режиссер.

Такое свечение он видел у Нины Ургант в картине «Вступление» по книге Веры Пановой и пригласил актрису на роль Раи.

белорусский вокзал актриса поет

«Я была не права»
После проб Нина вернулась в Ленинград, прошел почти год, а вызова на съемки не было…
Оказывается, все это время Андрей Смирнов в буквальном смысле слова боролся за Ургант. На роль медсестры пробовались Ия Саввина, Нина Архипова, Людмила Хитяева, но дирекция «Мосфильма» настоятельно рекомендовала снимать Инну Макарову, поскольку ее пробы очень понравились тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой. Смирнов не соглашался, но не потому, что имел что-то против Инны Макаровой, а потому, что видел в этой роли только Нину Ургант. Была снята почти вся лента, кроме эпизода с медсестрой, когда режиссер объявил: или его условие будет принято, или он отказывается от работы – и лег в больницу. Сроки сдачи фильма поджимали, и директор был вынужден сдаться.

После премьеры первой Нину Ургант поздравит с удачей Фаина Раневская, вторая телеграмма придет от Фурцевой: «Я была не права».

белорусский вокзал актриса поет

Неугодный сценарий
Собственно в состоянии борьбы Андрей Смирнов оказался с того самого дня, как решил снимать этот фильм. Как-то от приятеля он услышал о том, что сценарист Вадим Трунин отправил заявку на сценарий по истории о четырех фронтовиках, которые встречаются на похоронах своего командира и потом целый день пытаются его помянуть, а заодно опять – через много лет – найти общий язык. История не могла не понравиться сыну знаменитого в те годы писателя Сергея Смирнова. Андрей разыскал Трунина на съемках в Таджикистане, рассказал, как хочет снимать фильм по его сценарию, и стал ходить с заявкой по всем инстанциям. В результате экспериментальная киностудия под руководством Григория Чухрая сценарий приняла, а Смирнова в качестве режиссера не утвердила…

Режиссера на «Белорусский вокзал» искали долго: сначала предложили Ларисе Шепитько – она отказалась, потом Марку Осипяну – тоже неудача. Трунина заставляли несколько раз переделывать сценарий, он переделывал, однако в конечном итоге студия расторгла с ним договор.

белорусский вокзал актриса поет

На уступки системе

Но Смирнов не из тех, кто легко сдается, – они с Труниным без всякой заявки начали дорабатывать сценарий и продумывать план съемок. В том, что фильм все-таки состоялся, большая заслуга Михаила Ромма – учителя Смирнова по ВГИКу. Только благодаря его вмешательству «Мосфильм» запустил картину. Но и после этого баталии не прекратились: работу над фильмом останавливали четыре раза. Авторов обвиняли в том, что они снимают клеветническое, упадническое кино: СССР выиграл войну, а у них получается, что проиграл, – такими неприкаянными выглядят герои. И опять, если бы не Ромм, картину наверняка закрыли бы. И все же, чтобы не лишиться любимого детища, Смирнову и Трунину приходилось идти на уступки. Так, например, вся история с газовой аварией была написана уже в процессе съемок. Первоначально же четверка ветеранов оказывается в ресторане, где пытается помянуть командира, там у них начинается ссора с молодой компанией, и «старики», вспомнив, что они десантники, укладывают молодежь на пол. После этого их забирают в милицию, но и оттуда они освобождаются, скрутив охрану. Такой поворот расценили как клевету на советскую действительность и запретили бить милиционеров.

белорусский вокзал актриса поет

Сила искусства
Претензий не было только к исполнителям главных ролей. Это сейчас кажется, что никакие другие артисты не могли быть на их месте. Между тем только роль монтера Приходько писалась специально на Евгения Леонова, хотя для порядка попробовали Николая Рыбникова. Вместо Анатолия Папанова мы могли бы увидеть в роли бухгалтера Дубинского другого, не менее известного актера Николая Гринько или Иннокентия Смоктуновского. Директором комбината Харламовым могли бы стать Эльдар Рязанов, Михаил Ульянов, Евгений Самойлов, Всеволод Санаев, но режиссер остановился на Алексее Глазырине. Роль журналиста Кирюшина мечтали сыграть Армен Джигарханян, Юрий Каюров, Виталий Доронин, Леонид Кулагин, но досталась она Всеволоду Сафонову. Все четверо были в расцвете своей творческой славы, поэтому поначалу относились друг к другу и к начинающему режиссеру, взявшемуся за такую серьезную картину, настороженно. Но вскоре поверили Смирнову, адаптировались в съемочной группе, однако нервозность из-за проблем, то и дело возникавших вокруг фильма, не могла не сказаться на актерах. Выручали великие комики Леонов и Папанов, умевшие своими блестящими историями и импровизациями довести всю группу до колик в животе. Но и работали они с полной отдачей. На Немецком кладбище, где снимали сцену похорон командира, вокруг съемочной группы собрались могильщики – народ веселый и бесцеремонный. Травили анекдоты, включили транзисторный приемник с бравурной музыкой. Начался эпизод прощания с участием Леонова: актер вышел на площадку и сразу же, невзирая на легкомысленную обстановку, разрыдался. И так несколько дублей подряд. Могильщики от такого зрелища затихли.

Когда снимали газовую аварию, пиротехники напустили в люк столько дыма, что Глазырин взмолился: уберите, с сердцем плохо, – но сцену все-таки доиграл.

белорусский вокзал актриса поет

Песня, ушедшая в народ

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

«Белорусский вокзал» спасли слезы Брежнева: факты о культовом фильме

Пару месяцев назад российская общественность возмутилась известию о том, что Мосфильм и Тигран Кеосаян хотят переснять советский фильм «Белорусский вокзал», перенеся действие картины в современность и заменив ветеранов Великой Отечественной на афганцев. Против этой идеи высказались и сами ветераны Афгана, и режиссер оригинальной ленты Андрей Смирнов, заявивший, что не благословит Кеосаяна на съемки, и даже Иван Ургант в своем вечернем шоу. В итоге Кеосаян ретировался, написав в соцсетях, что, мол, не в курсе, откуда вообще пошли лживые слухи о его намерении переснять культовый фильм.

Реакция российского общества, посчитавшего кощунством создать ремейк картины Смирнова, понятна – «Белорусский вокзал» до сих пор считается одним из лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне. Причем никакой войны в ленте на самом деле нет: ее действие разворачивается через несколько лет после победы, рассказывая о друзьях-ветеранах, встретившихся на похоронах своего боевого товарища. Интересно, что этот фильм, как и другие значимые картины советского периода, мог бы никто не увидеть – его пытались запретить несколько раз, начиная с этапа подготовки сценария и выбора режиссера.

Память отца

Белорусский вокзал – незримый герой картины. Для фронтовиков он был своеобразным символом войны, ведь именно оттуда 22 июня 1941 года отправлялись военные эшелоны и туда же они приезжали 9 мая 1945 года. Для режиссера Андрея Смирнова снять фильм с таким заглавием было невероятно важно. В годы войны самому будущему режиссеру было всего 14 лет, однако позднее его отец Сергей Смирнов, будучи ведущим программы «Рассказы неизвестных героев», посвятил долгие годы поиску солдат, совершивших подвиги. Со многими из них встречался и Смирнов-младший, с юности проникнувшийся историями фронтовиков.

Режиссер-антисоветчик

На старте работы над «Белорусским вокзалом» Андрею Смирнову было всего 27 лет, отчего многие его решения по съемочному процессу оспаривались киностудией и министерством культуры. Тем паче что Смирнов подозревался еще и в антисоветских взглядах, а снимаемый им фильм, по мнению чиновников, был пропитан упадническими настроениями.

Дело в том, что сценарий драматурга Владимира Трунина до того, как им заинтересовался Смирнов, уже много лет лежал на Мосфильме. Автора несколько раз просили его переписывать, а после студия и вовсе расторгла со сценаристом договор. В режиссерское кресло сначала собирались позвать Ларису Шепитько, но ей идея картины не понравилась. И тогда сценарий перешел к Андрею Смирнову. Он нашел драматурга Трунина в киноэкспедиции в Средней Азии, чтобы вместе доработать скрипт. Однако министерство культуры плоды совместных трудов сценариста и режиссера не впечатлили: дескать, фронтовики в тексте показаны неудачниками и дебоширами, а сотрудники милиции – бесчестными разгильдяями. Из сценария пришлось вырезать несколько сцен, и съемки наконец начались.

белорусский вокзал актриса поет

Фурцевой пришлось извиниться

Для Евгения Леонова «Белорусский вокзал» оказался первым фильмом о войне, поэтому стал знаковым. Актер много раз признавался, что картина Смирного – одна из его самых любимых. «Этот маленький, обыденный человек высок и красив. Я его очень люблю», – говорил про своего персонажа Леонов.

Однако гораздо сложнее ситуация разворачивалась с Ниной Ургант, которую режиссер позвал на роль бывшей фронтовой медсестры Раи. Против ее кандидатуры по неизвестным причинам выступала сама министр культуры Екатерина Фурцева. Она хотела видеть в фильме то Ию Саввину, то Инну Макарову, но Андрей Смирнов был непреклонен в своем выборе. Наконец, когда режиссер поставил ультиматум, пригрозив уйти из картины, чиновники согласились пойти ему навстречу. В итоге успех картины был так велик, а Нина Ургант так проникновенно отыграла свою роль, что Фурцева была вынуждена признать ошибку. «Простите, я была не права», – написала она в телеграмме для Ургант.

«Спасибо вам! За Победу и за «Белорусский вокзал»

белорусский вокзал актриса поет

Центральное место в популярности картины занимает песня «Нам нужна одна победа», написанная Булатом Окуджавой и Альфредом Шнитке специально для фильма. Поначалу Нина Ургант предполагала, что споет под гитару одну из песен Клавдии Шульженко, однако с решением Смирнова записать что-то другое спорить не стала. И вскоре, увидев, как на съемочной площадке под произведение Окуджавы плачут актеры, поняла, насколько точным было чутье Андрея Смирнова. Теперь самым сложным для актрисы было самой не поддаться эмоциям и не прослезиться в кадре – по задумке режиссера, во время исполнения песни плакать должны были все, кроме Раи. Сцену удалось снять далеко не с первого дубля, однако она получилась невероятно душевной и позднее обрела статус культовой.

В одном из интервью Нина Ургант рассказывала, что уже в 80-е к ней на улице подошли двое мужчин бандитской наружности. Актриса испугалась, но, как выяснилось, напрасно – прохожие встали перед ней на колени: «Спасибо! Спасибо вам! За Победу и за «Белорусский вокзал».

Существует легенда, что исполнение песни «Нам нужна одна победа» Ниной Ургант растрогало не только обычных зрителей и самих фронтовиков, но и Леонида Брежнева. Картину якобы все-таки чуть не запретили, однако ее успел посмотреть генсек, начав характерно всхлипывать на песне о десантном батальоне, – так «Белорусский вокзал» был спасен.

Источник

За кадром фильма «Белорусский вокзал»: Почему съемки останавливали, Нину Ургант не утверждали, а режиссера обвиняли в клевете

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

белорусский вокзал актриса поет

белорусский вокзал актриса поет

Все боевые действия в этом фильме разворачивались не на экране, а за кадром – отстаивать его приходилось с боем! Режиссеру Андрею Смирнову на тот момент было всего 27 лет. За 8 лет до этого он окончил режиссерский факультет ВГИКа, снял военный фильм «Пядь земли», а после того, как киноальманах «Начало неведомого века» с его новеллой «Ангел» посчитали неблагонадежным и отправили на полку, попал в немилость к начальству и несколько лет оставался без работы. Когда он приступил к работе над новым фильмом, практически не рассчитывал на успех, но отказаться от своего замысла не мог – интересом к этой теме его заразил отец, писатель Сергей Смирнов, который был автором книги «Брестская крепость» и ведущим программы «Рассказы неизвестных героев».

белорусский вокзал актриса поет

Работу над сценарием начала Лариса Шепитько, но спустя 3 месяца отказалась от этой затеи – в ее режиссерском багаже уже был фильм на военную тематику, и она не захотела повторяться. После нее за сценарий взялся Марк Осипьян, но и он вскоре отказался от дальнейшей работы. И тогда режиссер Андрей Смирнов вместе со сценаристом Вадимом Труниным уехали за город и сами продолжили начатое. На «Мосфильме» их сценарий приняли, но потребовали внести множество правок. Первое, что возмутило цензоров, – то, что воины-победители в мирной жизни, спустя годы после Победы, оказались неудачниками и выглядели неприкаянными. Правки были внесены, но сценарий был принят только после того, как за успех будущего фильма поручился известный режиссер Михаил Ромм, учитель Андрея Смирнова. Впрочем, на этом сложности не закончились. Режиссера еще не раз обвиняли в том, что он снимает «клеветническое и упадническое кино», из-за чего съемки останавливали четырежды! А сам Смирнов был убежден в том, что на самом деле снимает кино о стойкости и человечности ветеранов, о красоте их душ.

белорусский вокзал актриса поет

Многих удивил выбор режиссера на роль бывшего радиста Дубинского Анатолия Папанова – актера, которого большинство режиссеров видело исключительно в комедийном амплуа. За 2 года до этого на экраны вышла «Бриллиантовая рука», и Папанова после этого на улицах называли Леликом, отождествляя с его героем. Благодаря Смирнову актер сыграл серьезную драматическую роль, о которой давно мечтал. К тому же он сам прошел войну, и его знакомые говорили, что она наложила отпечаток на всю его жизнь.

белорусский вокзал актриса поет

Папанов не любил своих комедийных ролей и считал, что был собой настоящим только в фильмах о войне. Благодаря этим работам он смог высказать то, о чем никогда не говорил. Актер признавался: « Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там я научился ценить Жизнь – не только свою, а ту, что с большой буквы… Но там же я видел и познал другое. Огромную силу духа, предельную самоотверженность, великую солдатскую дружбу. Человек испытывался по самому большому счету, шел жесточайший отбор, и для фронтовика немыслимо было не поделиться с товарищем последним куском, последним куревом. Может быть, это мелочи, но как передать то святое чувство братства – не знаю, ведь я актер, а не писатель, мне легче показать, чем сказать ».

белорусский вокзал актриса поет

белорусский вокзал актриса поет

Исключительно в качестве комического артиста многие воспринимали и Евгения Леонова. В его фильмографии на тот момент не было картин о войне, зато были «Полосатый рейс», «Снежная королева» и «Зигзаг удачи». Роль бывшего командира разведки и ему помогла сломать сложившийся стереотип. Режиссер изначально намеревался снимать в этой роли Леонова. Он говорил: « Роль Евгения Леонова была написана специально для него. А уже в результате проб были утверждены все остальные актёры ». Этот фильм стал одной из самых любимых работ самого актера. Леонов признавался: « Фон фильма – именно в Приходько, которого мне посчастливилось сыграть. Именно этот трудяга – маленький, незаметненький – имеет необыкновенную душу. Он больше всех, этот работяга, интеллигентен, внутренне интеллигентен. Он больше всех любит свой дом, больше всех понимает, что это за слово – дружба. Этот маленький, обыденный человек высок и красив… Я его очень люблю ».

белорусский вокзал актриса поет

белорусский вокзал актриса поет

Актер Алексей Глазырин в годы войны был участником театральной фронтовой бригады. Роль директора завода, бывшего командира саперной роты Харламова в «Белорусском вокзале» стала одной из лучших в его кинокарьере. А через несколько дней после премьеры фильма актер ушел из жизни. Так случилось, что его похоронили почти в том самом месте, где проходили съемки первого эпизода в «Белорусском вокзале» – в эпизоде, когда фронтовики собираются проводить в последний путь своего товарища.

белорусский вокзал актриса поет

белорусский вокзал актриса поет

Роль четвертого фронтовика, журналиста Кирюшина, бывшего минера, досталась Всеволоду Сафонову. Ему было всего 15, когда началась война. Почти в том же возрасте ее встретила и исполнительница главной женской роли – Нина Ургант. Тогда ей было всего 12 лет, на фронте были ее отец и старший брат. Но в образе фронтовой медсестры она была так убедительна, что все зрители были уверены в том, что актриса и сама прошла войну. Ее отождествляли с ее героиней, поздравляли как участницу боевых действий с Днем Победы, расспрашивали о военных буднях. Однажды в конце 1980-х гг., когда актриса поздно вечером возвращалась домой, на улице ее остановили двое мужчин. Нина не на шутку испугалась, но тут они упали перед ней на колени с фразой: « Спасибо за Победу! Спасибо за «Белорусский вокзал»! » Актриса говорила: « Понимаете, я не воевала, я была маленькой. Я просто сыграла их судьбы на экране. И они приняли меня в свои ряды ».

белорусский вокзал актриса поет

А ведь зрители могли бы никогда не увидеть актрису в этом фильме. В роли Раи режиссер представлял исключительно Нину Ургант. Но в министерстве культуры настаивали на том, чтобы вместо нее сыграла Инна Макарова. Сама Екатерина Фурцева одобрила пробы этой актрисы. Однако Андрей Смирнов от своего решения не отступил. Позже он рассказывал: « Это было похоже на издевательство. Начальство потребовало заменить Нину Ургант на Инну Макарову уже после того, как было отснято три четверти картины. Очевидно, делали это просто из вредности. Ведь и картину несколько раз останавливали, говорили, что фильм мрачный, советская действительность изображена клеветнически. Я, конечно, понимал, что Инна Макарова ни в чём не виновата. Честно сделал вторые пробы и с Макаровой, и с Ургант. И был уверен, что утвердят Нину. Ведь для этой картины было очень важно, чтобы в конце появилась женщина, которая излучает свет. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что утвердили Макарову ».

белорусский вокзал актриса поет

Тогда режиссер поставил ультиматум: либо снимается Нина Ургант, либо он уходит вместе с ней. Режиссерское чутье его не подвело – на героине этой актрисы держалась вся смысловая нагрузка и драматизм в финале фильма, и так, как она, эту сцену не отыграл бы никто. Руководству пришлось смириться. Говорят, после премьеры фильма Фурцева отправила Нине Ургант телеграмму со словами: « Я была не права ».

белорусский вокзал актриса поет

Почти сразу после выхода на экраны «Белорусский вокзал», в котором не было ни одной батальной сцены, ни одного эпизода с боевыми действиями, назвали одним из лучших фильмов о фронтовиках. В 1971 г. его посмотрели больше 28 млн человек, и до сих пор этот фильм никого не оставляет равнодушным.

белорусский вокзал актриса поет

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *