белые брючки розовая жизнь

СОЧИ памяти Вилли Токарева

Сочи (Вилли Токарев, https://unotices.com/page-text.php?id=19065)

Чёрное море, белый пароход,
А я приехал в Сочи на денежный расход.
Белые брючки, розовая жизнь
Я знаю эти штучки, карманчик мой держись.

Ой, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи
Пойду лежать на каменный песочек
Здесь солнце одинаково всем греет:
Грузину, украинцу и еврею.

А я приехал в Сочи из Нью-Йорка
И снял себе в «Жемчужине» каморку.
Я жизнью наслаждаюсь очень-очень
Насколько позволяет город Сочи.

А ночи, ночи, ночи, ночи, ночи
Почему-то в Сочи всех короче.
Полярную бы ночку на минутку
Я загулял бы в Сочи не на шутку.

Здесь девочки стройнее кипариса
Мне встретилась залётная Лариса
Сто долларов спросила за знакомство
Я просто обалдел от вероломства.

Ой, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи
Так хорошо, что просто нету мочи.
Я был в Майями, на Гавайях, в Ницце,
Но никогда им с Сочи не сравниться.

И пусть никто мозги мне не морочит,
Что слишком тесно этим летом в Сочи,
А те, кто любит воздух и просторы,
Пускай уходят к Алитету в горы.

Черкну в Нью-Йорк сегодня пару строчек,
Что лучше в мире нет курорта Сочи,
А кто в Нью-Йорке верить не захочет
Пусть прилетит и сам увидит Сочи.

Ой, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи
Меня здесь обокрали, между прочим.
Пока я пел под шум аплодисментов
Очистили мои апартаменты.
——————————————————-
*См. https://www.youtube.com/watch?v=FxfUVJNSy5I

Сочі (вільний переклад П.Голубкова)

Чорне це море, білий пароплав,
На витрати грошові я в Сочі завітав.
Білі ці брючки, рожевий цей круїз.
Я знаю всі ці штучки, кишенька, відчинись.

Ой, Сочі, Сочі, Сочі, Сочі, Сочі
Піду на пляжа кам’яний пісочок
Однаково там сонце гріє, де я:
Грузину, українцю і єврею.

А я з Нью-Йорка їхав височини,
І зняв собі в «Перлині» комірчину.
Життєві насолоди дні і ночі
Наскільки дозволяє місто Сочі.

А ночі, ночі, ночі, ночі, ночі
Всіх чомусь коротше ночі в Сочі.
Якби полярну нічку на хвилинку,
Я загуляв би в Сочі без зупинки
Приспів:

А ночі, ночі, ночі, ночі, ночі
Тут в Сочі чомусь все коротше.
Полярну сюди б нічку на хвилинку
Я загуляв б в Сочі без зупинки.

Тут дівчинки стрункіше кипариса
Мені зустрілася залітна Лариса
Сто доларів просила за знайомство
Я отетерів сам від віроломства.

Ой, Сочі, Сочі, Сочі, Сочі, Сочі
Так добре, сил немає, а охоче.
Я був в Майямі, на Гаваях, в Ніцці,
Але ніхто з них з Сочі навіть не зрівниться.

Нехай мені мізки хтось не морочить,
Що дуже тісно цього літа в Сочі,
А ті, хто любить вітер і простори,
Нехай всі йдуть до Алітета в гори.

Ой, Сочі, Сочі, Сочі, Сочі, Сочі
Мене тут обікрали опівночи.
Поки співав я під аплодисменти,
Обчистили мої апартаменти.

Бувають у житті лихі моменти –
Все вкрали злодії, і навіть документи,
Та дуже постаралися менти
І все принесли у апартаменти.

Черкну в Нью-Йорк сьогодні два рядочки,
Курорт що кращий в світі саме Сочі,
А хто в Нью-Йорку вірити не схоче
Нехай летить і сам побачить Сочі.

Чорне це море, білий пароплав,
На витрати грошові я в Сочі завітав.
Білі ці брючки, рожевий цей круїз.
Я знаю всі ці штучки, кишенька, відчинись.

Источник

На странице представлен текст песни «Сочи» из альбома «Концерт в СССР 1989» группы Вилли Токарев.

Текст песни

Припев: Черное море, белый пароход.
А я приехал в Сочи на денежный расход.
Белые брючки, розовая жизнь,
Я знаю эти штучки — карманчик мой, держись!
Ой, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи,
Пойду лежать на каменный песочек.
Здесь солнце одинаково всем греет:
Грузину, украинцу и еврею.
А я приехал в Сочи из Нью-Йорка
И снял себе в «Жемчужине» коморку.
Я жизнью наслаждаюсь очень-очень —
Насколько позволяет город Сочи.
А ночи, ночи, ночи, ночи, ночи
Здесь, в Сочи, почему-то все короче.
Полярную бы ночку на минутку —
Я загулял бы в Сочи не на шутку.
Здесь девочки стройнее кипариса.
Мне встретилась залетная Лариса.
Сто долларов спросила за знакомство —
Я просто обалдел от вероломства.
Ой, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи —
Так хорошо, что просто нету мочи!
Я был в Майями, на Гавайях, в Ницце,
Но никогда им с Сочи не сравниться!
И пусть никто мозги мне не морочит,
Что слишком тесно этим летом в Сочи.
А те, кто любит воздух и просторы
Пускай уходят к Алитету в горы.
Ой, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи, Сочи,
Меня здесь обокрали, между прочим.
Пока я пел, под шум аплодисментов,
Обчистили мои апартаменты.
Бывают в жизни острые моменты:
Украли воры даже документы,
Но очень постарались ваши «менты»,
И всё мне принесли в апартаменты.
Черкну в Нью-Йорк сегодня пару строчек:
Что лучше в мире нет курорта Сочи!
А кто в Нью-Йорке верить не захочет,
Пусть прилетит, и сам увидит Сочи.

Источник

Белые брючки розовая жизнь

белые брючки розовая жизньДаниил Да Фото: Лилит Матевосян

Ощущение Сочи как некоего загона, откуда не вырваться, я подцепил в раннем детстве, когда еще не писал стихов. Я не задумывался, откуда этот мрак, притаившийся в кронах кипарисов. Сейчас думаю, что, возможно, это связано с нулевой историей города: местное население — все эти убыхи, джегеты, медозюи и медовеи, безжалостно выметенные с родовых земель в пору российского освоения Кавказа, — должно быть, прокляло эти края и всех, кто тут поселился потом.

Сочи — идеальное место, чтобы пропасть или сгинуть. В стычке с местными горцами у мыса Адлер, к примеру, когда-то погиб декабрист Бестужев-Марлинский. Тело его так и не нашли — пропал, растворился. Его соратник, поэт-декабрист Александр Одоевский, тот самый, который написал «из искры возгорится пламя», тоже сгинул на территории Сочи — умер от малярии. Где-то неподалеку, на кудепстинских дачах, потерялся архив Федора Достоевского, который его вдова Анна Сниткина вывезла из Петербурга в 1917 году. Здесь, в саду на улице Ореховой, лежал под деревьями полупарализованный писатель Николай Островский — водил вслепую рукой по самодельным трафаретам, писал «Как закалялась сталь».

белые брючки розовая жизньШоссе в Красную Поляну. Ущелье Ахцу. Начало 20 века

Другая и, пожалуй, более многочисленная категория людей, причастных к литературе и так или иначе связанных с Сочи, — приезжающие и проезжающие. Надолго здесь никто не оставался, и дом, как Чехов в Ялте, не выстраивал: лечились жгучей мацестинской водичкой, пили вино, кушали шашлык, заводили стремительные курортные романы — и вскоре уже отправлялись обратно по домам. На два года задержался в поселке Эсто-Садок, в районе нынешней лыжной мекки Красной Поляны, эстонский прозаик Антон Таммсааре: превозмогал, как и Чехов, туберкулез.

Те, кто пришел и задержался на узкой, дай бог в десяток километров, полоске почвы, зажатой между морем и горами, строили волнорезы и санаторные величественные корпуса, прокладывали дороги и возводили виадуки, исполняя пророчество Бестужева-Марлинского: «роза расцветает тишью, железо бранное будет поражать только грудь земли, цепные мосты повиснут через пропасти, над которыми страшно было видеть и радугу; и валдайский колокольчик загудит по крутизнам, где теперь свистят только пули».

белые брючки розовая жизньСтела с горельефом Н. А. Островского, из мрамора. Скульптор И. Беккерман, архитектор Е. Сердюков Фото: localway.ru

Автор стелы, сочинский скульптор Игорь Беккерман, в 1974 году уехал в США. Опороченный отъездом памятник решено было идеологически закрепить, продублировав. Еще один Островский, но уже десятиметровый, появился в 1979 году в сквере на Курортном проспекте. С ним у меня связана личная история. Местный горком комсомола в начале 80-х отправил моего папу в Шепетовку (там прошла юность писателя и там же разворачивается основная тема его знаменитого романа — прокладка узкоколейки) для того, чтобы он привез оттуда кусок рельса той самой корчагинской ветки. По пути, где-то под Ростовом, водитель «Волги» заснул, машина пробила ограду водохранилища и рухнула в воду. Папа рассказывал, как он и его попутчики выбирались через боковое окно (двери от удара об воду заблокировало), потом плыли на поверхность. Рельс из Шепетовки в итоге все же привезли и закопали в основании монумента.

В начале 1990-х в музее Островского смотрителем работала моя подруга. Помню, что мне доставляло нескончаемое наслаждение расписывать музейную книгу отзывов историями выдуманных персонажей. Я выдумывал трактористов и шахтеров, студенток и профессоров, каждая из креатур что-то такое вещала на свой манер, поучала, изумлялась, давала советы.

В Сочи Островский бывал санаторными наездами, но надолго задержался, приехав в июне 1932 года. Мой близкий друг рассказывал, что его мама в детстве часто видела писателя: его выносили на кровати во двор и ставили под сливу, где он и лежал, не в силах согнать садящихся на лицо пчёл.

В 1936 году правительство Украины подарило писателю собственный дом в Сочи, а нарком Орджоникидзе — легковую машину. Писателя посетил будущий нобелевский лауреат Андре Жид, и вышел от Островского потрясенный. «Я видел современного Иисуса Христа», — якобы сказал Жид. Парадокс: Сочи даже издали не мелькнул в книгах Островского, будто его и не было. С одной стороны, это понятно: обездвиженный писатель города в общем и не знал. С другой — ну не мог же пряный запах цветущих магнолий не волновать сердца, пускай и из закаленной стали!

белые брючки розовая жизньФранцузский писатель Андре Жид навещает Николая Островского. 8 августа 1936 года Фото: muzei-ostrovskogo.ru

Владимир Маяковский устремился в Сочи в погоне за своей последней пассией — актрисой Полонской. Поэт прибыл на курорт с собственной каучуковой ванной, в море купаться наотрез отказался — «грязь может долипнуть», — устроил скандал в гостинице «Кавказская ривьера». В Сочи ВВМ не написал ни стихов, ни писем, зато несколько раз публично выступил, в том числе в клубе ГПУ и с крыши санатория № 7 — будущего НИИ курортологии и физиотерапии (хотя по всему Гуглу усматривают в неоконченных стихах постэффекты этой поездки: «Ты посмотри, какая в мире тишь!/ Ночь обложила небо звездной данью./ В такие вот часы встаешь и говоришь/ Векам, истории и мирозданью»).

Несколько лет назад мы с друзьями попытались залезть на знаменитую крышу, но были изгнаны усатыми ЧОПовцами. Лаконичные, спроектированные самим Щусевым корпуса института доживают последние дни. Застройщик ждет, когда все окончательно распадется в пыль — и на южный склон Бытхи (в отсутствие скандалистов масштаба Маяковского) можно будет аккуратно пристроить очередную титаническую высоточку.

Что осталось от титанов — поросшие плющом руины. Бестужев-Марлинский в целом оказался прав, но не во всем. По крутизнам в итоге загудел не валдайский колокольчик, а заголосил Григорий Лепс. Ресторанной лирике, посвященной советскому курорту, следует отдать отдельный материал. «Черное море, белый пароход. / А я приехал в Сочи на денежный расход. / Белые брючки, розовая жизнь, / Я знаю эти штучки — карманчик мой, держись!» — пел отец русского шансона Вилли Токарев, задавая вектор сочинской лирике на долгие годы вперед. «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи / Вместе с Олей, дамой-треф», — вторил Токареву Игорь Корнелюк.

белые брючки розовая жизньДаже Иосиф Бродский, проездом (да еще в самую глухую — январскую — пору) побывавший в Сочи в конце 1960-х, не избежал этой знакомой, пусть и облагороженной горькой иронией, интонации: «Второго января, в глухую ночь, / мой теплоход отшвартовался в Сочи. / Хотелось пить. Я двинул наугад / по переулкам, уходившим прочь / от порта к центру, и в разгаре ночи / набрел на ресторацию „Каскад”. / Шел Новый год. Поддельная хвоя / свисала с пальм. Вдоль столиков кружился / грузинский сброд, поющий „Тбилисо”. / Везде есть жизнь, и тут была своя». Отметим ставшую монолитной рифму «Сочи — ночи» и посмотрим, кто еще искал вдохновения в местных расселинах.

«Но тут пошли в бурун колеса / Авто. — Мацеста, ванна — Стой. / Я в орденах фурункулеза, / Торжественный сажусь в настой», — так описывал посещение мацестинских ванн акмеист Владимир Нарбут. Пристально всматривался в мерцание таинственных сочинских светлячков Николай Заболоцкий: «Ничтожно и темно их девственное пламя / И неприметен их одушевленный прах». Это вам не шашлычок под коньячок — гений видит большее: «Сливая целый мир в единственном дыханье, / Там из-под ног твоих земной уходит шар, / И уж не их огни твердят о мирозданье, Но отдаленных гроз колеблется пожар».

Собственным голосом Сочи так и не обзавелся. Не нашлось того, кто сформировал бы и воспел местную идентичность, почтил память уничтоженных автохтонов, отдал бы должное советскому прошлому курорта, тому времени, когда строились приходящие ныне в упадок санатории, и не обошел бы вниманием курортный флер субтропического рая: мимолетных встреч, сизого шашлычного тумана над набережной, рубиновой изабеллы в фужерах, романтики драк с официантами в ресторане «Кавказский аул». Нет того, кто перевел бы в торжественный ямб говорок местных таксистов — ушлых разводил, встречающих ошалевших туристов у выхода из аэропорта; нет того, кто упивался бы местными топонимами, похожими на звучание взбешенного ручейка. Собственного Волошина в Сочи так и не появилось. Возможно потому, что еще античные культурно-исторические активы Коктебеля конвертировались в куда более звонкую валюту вдохновения, нежели сероводородные ущелья Северного Кавказа.

«Кто я и что я тут делаю?» — вот основной вопрос, которым должен задаваться каждый сочинец. Я человек труда или тот человек, который от труда отдыхает? Если я работаю, то почему работаю на тех, кто отдыхает? Если отдыхаю, то почему не похож на настоящих отдыхающих? Только начни задумываться об этом — и попадешь в прострацию, длящуюся до конца жизни. Из лабиринта проклятых вопросов выхода, кажется, нет. Кроме дозволенных обществом и тоже никуда не ведущих: стаканчик доброго вина на завтрак; полдень с удочкой на волнорезе; вечер, когда в ослепших за день глазах вспыхивают бледные огоньки светлячков. Куда в этом случае нести свой экзистенциальный ужин, какие слова кричать над Агурским ущельем?

Речь сочинца дика и своеобразна: с одной стороны подпирает Кубань-матушка, с другой — дают жару диаспоры. Гибрид получается настолько характерный и узнаваемый, что спутать этот выговор ни с чем невозможно: с одной стороны — апрес ахперес, с другой — смешная южнорусская балакачка с ее кущерями и кабыздохами. Манера разговора у местных и предельно расслабленная, и максимально агрессивная одновременно: переключение между регистрами происходит настолько быстро, что не всегда успеваешь сориентироваться. Собственно, если вы забыли, как говорят в быту классические сочинцы, включите с любого места ютуб-сериал «Непосредственно Каха» — вспомните моментально, ручаюсь.

белые брючки розовая жизньСочи. Башня на горе «Ахун». 1960 год Фото: fotostarina.ru

Под окном квартиры моих родителей торчит бетонный пенек, увенчанный крышкой коллектора. Днем на ней греются кошки, вечером — расставляют пивные бутылки возвращающиеся с рыбалки мужички, а ночью — курит неположенное местная молодежь. Их голоса я слышу так же отчетливо, как если бы они разговаривали непосредственно в комнате. В какой-то момент я понял, что не могу по голосу идентифицировать говорящих. Понятно, что это молодые люди, но вот, кто они и откуда приехали, бог знает. Тягучая и не скажу, что приятная интонация, может принадлежать и грекам, и армянам, и переселенцам из Белореченска или Армавира. Южное солнце сплавило всех, кто остался тут, в единый фенотип, который пока не изучен, не вытащен на общее обозрение из этой слепящей тьмы или, если угодно, лучезарного сумрака.

Вот в чем отгадка, понимаю я: все местные жители Сочи — это пришлые люди. Они и живут-то здесь не как у себя дома: строят из гаражей отвратительные дворцы, городят заборы где только можно и нельзя, безжалостно рушат то, что досталось в подарок. Если Сочи — город, где все приезжие, то трудно фантазировать о том, чтобы у них вдруг возник свой собственный, объединяющий, один на всех литературный голос.

Но хочется верить, что яйцо василиска когда-нибудь лопнет, и оттуда выползет густо смердящий шашлычным маринадом и вечерним одеколоном автор, который сможет собрать фрагменты колорита в единое целое, дать голос безъязыким пляжам, диким кабакам и прекрасным ущельям, на дне которых, словно сигналы морзянки, вспыхивают и угасают желтые огни светлячков.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *