беноевский байсангур биография краткая
Байсангур Беноевский – биография
Факты из жизни известного полководца Байсангура Беноевского
Байсангур Беноевский известен как чеченский полководец и лидер войска в Кавказкой войне.
Родился в 1794 году в семье простого крестьянина древнейшего рода Эди. О его детстве и юности мало что известно.
После того, как повстанцы выиграли войну, место имана занял Гази-Муххамод. Байсангур решил не бросать военную карьеру и примкнул к новому правителю в качестве полководца.
Позже Байсангур станет главной опорой и товарищем имана. В 1839 году во время Кавказкой войны его семья приняла у себя дома защитников Ахульго, подлатав раненых и дав им пищу.
Жители того аула где родился и жил Байсангур, отличались смелостью и не непокорством. По словам историков, они всегда враждовали с русскими и их откровенно ненавидели.
Свою отвагу и смелость Байсангур продемонстрировал, когда русские войска под руководством графа Воронцова ранили наиба и забрали его в плен. Казалось, жизнь наиба прекращена, ведь во время захвата его ранили в глаз и шансов у него оставалось слишком мало.
В то время Байсангур взял под свое руководство конвой и смог отбить имана у русских. В 1847 году, когда он перевозил имана в крепость под Грозным, и был ранен в ногу во время взрыва. Русские взяли раненого Байсангура в плен и привязали раненую ногу к седлу.
От полученных гематом и ссадин ему ампутировали левую ногу, продлив тем самым жизнь. По мнению историков, ампутацию произвел знаменитый врач Пирогов.
Позже спасенный иман Шамиль отдал долг своему товарищу и отбил его из вражеского русского отряда. Когда он увидел Байсангура без ноги и с подбитым глазом, не смог сдержать свои эмоции и заплакал. Так в возрасте 51 года Байсангур стал инвалидом, и казалось бы его карьера закончилась.
Однако русские войска окружили отряд Байсангура в лесной степи под Губиной, где и прошел решающий бой. Численность русского войска значительно превышало чеченской, на каждого чеченского бойца приходило 100 русских. Многие отряды самостоятельно сдавались в плен, потому что понимали угрозу, которая над ними зависла.
Но Байсангур приказал своему войску сражаться до конца. Тем не менее их взяли в плен. В нем они пробыли меньше суток, так как под четким руководством Байсангура его войско смогло оказать очередное сопротивление и 300 чеченцев вместе с предводителем могли сбежать. После этого боя Байсангур еще ни раз вступит в схватку с русскими, в одной он даже разобьет целое войско под руководством генерала Мусы.
Плен и смерть
В 1861 году Байсангур был снова пленен русскими войсками во главе майора Кундухова и полковника Головачева.
В течении первого полугодия 1861 года русские войска уничтожили и разграбили более пятнадцати чеченских аулов. После чего восстание было подавлено, но Байсангуру удалось вырваться и он спрятался в районе родного аула Беной, где его и настигли вновь русские войска.
В ходе сопротивления был убит любимый конь предводите чеченских войск. Байсангура взяли в плен уже с сыновьями и женой. Позже они были помещены в тюрьму, а далее переданы военному суду.
Первого марта 1861 года Байсангура решили казнить. Казнь проходила на главной площади Хасавюрта под руководством генерала Кемпферта. Во время казни случился инцидент, который войдет в историю, как показатель чеченской неукротимости.
Его сыновья и родственники были сосланы в Сибирь, где и погибли от жёсткого обращения надзора и болезней.
Тело предводителя было погребено на одном из кладбищ Ауха, на перепутье трех дорог. Об захоронении его жены и детей ничего не известно.
В память о Байсангуре и его семье было создано множество песен и романов. В Дагестане была названа улица в честь него. В историческом романе “Долгие ночи”, автор смог описать образ Байсангура, по которому будет снято не мало исторических фильмов.
Байсангур стал национальным героем, который, несомненно, заслуживает уважение. Историки утверждают, что многие русские полководцы его боялись и поймать Байсангура было большим успехом. Несмотря на низкую численность отряда, он никогда не отступал.
Байсангур Беноевский
В 1794 году в семье крестьянина Эди из аула Беной родился мальчик. Назвали его Байсангуром. Ещё свежи были в памяти народа битвы восставших горцев Северного Кавказа под предводительством Шейха Мансура (Ушурмы Шаабазова) с царскими войсками. В год рождения Байсангур первый имам Кавказа умер в каземате Шлиссельбургской крепости.
О периоде жизни Байсангура до 1839 года пока ничего не известно. Но ясно другое: он не мог стоять в стороне от антиколониальной борьбы, в которой активнейшее участие принимали члены беноевского общества.
Здесь в Беное скрывался от царских войск предводитель повстанцев Чечни Ташу-Хаджи. Сюда бежал потерпевший поражение в Дагестане, но увенчанный славой мужественного воина в Ахульго Шамиль со своей семьей и несколькими соратниками. Измученного имама Дагестана приютил у себя предводитель беноевцев Байсангур. Здесь в Беное, в начале 1939 года у жены Шамиля родился сын Муххамед-Шефи.
Чечня и Дагестан, объединенные призывом газавата (священной войны), поднялись на борьбу с царскими колонизаторами.
Байсангур со своим отрядом беноевцев участвует во многих сражениях, ведя их в бой под своим знаменем.
Летом 1845 года в Ичкерии чеченцы, в числе которых и Байсангур, дагестанцы и русские повстанцы громят многочисленные войска графа Воронцова. После этого разгрома царские генералы в течение 14 лет уже не решались заходить в Ичкерию.
В боях летом 1845 года Байсангур лишается руки.
1847 год. Царские войска осадили аул Гергебиль в горном Дагестане. Одноглазый и однорукий Байсангур со своим отрядом беноевцев защищает участок обороны в районе садов. Царские военачальники время от времени начинают штурм селения. Пушечным ядром чеченскому наибы отрывает ногу. Истекающего кровью, без сознания, 53-х летнего наиба в наступивших сумерках подбирают царские солдаты.
Весть о пленении Байсангура мгновенно облетает горы. Шамиль тяжело переживает это известие. Он лично оказывает помощь друзьям и родичам в организации побега из плена. Тяжело раненного Байсангура под большим конвоем отправляют из Дагестана в крепость Грозную. По дороге на колонну нападают мюриды и освобождают наиба.
Байсангура с ликованием встретили горцы. Но радость их была омрачена видом бесстрашного воина. Он был калекой.
Нестерпимым огнем, особенно в ненастье, горело израненное тело, жизнь становилась невыносимой, словно муки ада. И все таки побеждала железная воля. Об этих героях, рыцарях свободы писали в «Коммунистическом журнале» печатном органе, руководимом К. Марксом и Ф. Энгельсом, с сентябре 1847 года : «Храбрые горцы снова нанесли русским несколько серьезных поражений. Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие остаться свободными!»
Без одного глаза, без руки и без ноги Байсангур остается в строю. В бою его привязывают к коню, и его единственная, но сильная рука уверенно сжимает шашку. Почти 25 лет изнурительной войны ослабевают имамат. Против кавказских горцев царизмом бросается 300-тысячная армия. Народ уже не в состоянии оказывать длительное сопротивление как прежде. Только население Чечни сократилось в 5 раз. Конец был предрешен. Преодолевая сопротивление непокорных, сжигая аулы царские войска постепенно занимают территорию Чечни и Дагестана. Шамиль покидает Чечню. 12 марта 1859 года вся Чечня была занята царскими войсками, за исключением Беноя и прилегавших к нему селений. Непокорный Байсангур уходит со своим отрядом в горный Дагестан к Шамилю. Беной сожжен. Имам Шамиль, теснимый многочисленными царскими войсками, с 400 защитниками и 3 пушками укрепляется на горе Гуниб. Байсангур организует оборону Гуниба. 25 августа 1859 года после осады имам Шамиль сдался в плен.
Байсангур был одним из двух чеченских наибов, вместе с Османом Мичикским, которые до конца остались с имамом Шамилем.
После сдачи Шамиля в плен Байсангур вместе с чеченским отрядом прорывается сквозь тройное кольцо врагов и уходит в Чечни. В этом историческом прорыве погибает почти весь его отряд.
Байсангур со своей семьей скрывается в пещерах рядом с Беноем. Неукротимый предводитель беноевцев совместно с одним из соратников Солтамурадом и лидерами других чеченских общин готовит восстание. В Аргунском ущелье одновременно и в контакте с ними энергично готовятся к выступлению «старый волк» Ума Дуев из Дзумсоя и Атабай Атаев. Проведя за зиму подготовку, в мае происходят вооруженные выступления. В Ичкерии знамя свободы поднимает 66-летний Байсангур и более молодой Солтамурад. Происходят периодические столкновения с царскими войсками с переменным успехом. По преданию, бывший имам Шамиль по настоянию царя пишет ему письмо, укоряя в том, что он напрасно губит людей в безнадежной борьбе, что силы русских неисчислимы. Говорят, что Байсангур ответил со свойственной ему решительностью, что Шамиль опозорил себя навеки тем, что променял борьбу за свободу на рабство и плен, и что сам Байсангур будет сражаться за свободу своего народа, пока будет жив.
Выходя из окружения под Байсангуром погибает конь, сам он раненный попадает в плен.
Военно-полевой суд проговорил Байсангура к смертной казни через повешение. В тот воскресный день на площадь перед церковью в Хасав-юрте собрали народ. Многие кумыки, горные дагестанцы, чеченцы сами пришли посмотреть на знаменитого предводителя горцев. Под барабанный бой везли на телеге одноглазого, однорукого и одноногого чеченца. Кто знает, что думал этот человек перед казнью? Что хотел сказать этим людям в оборванных одеждах, с надеждой на чудо взиравших на него, и не стесняясь утиравших слезы, мучаясь от своего бессилия ему помочь.
Тяжело передвигавшегося 67-летнего Байсангура подвели к виселице. Стоявшие на площади горцы начали читать предсмертную молитву «ясин». Раздавались команды офицеров. Остановили барабанную дробь. Зачитали приговор. И тут царские палачи применили изуверский прием: начали вызывать из толпы горцев, желающего совершить казнь над Байсангуром, в награду обещаны деньги. Толпа угрюмо молчала. Но нашелся один..(в народе утверждают, что это был кумык, и чтобы не было случайностей в царской пропаганде, палач из горцев был подкуплен заранее). У Байсангура задрожали губы. Он не стал ждать и, сверкнув глазами, сам выбил из под себя скамью. Возглас ужаса и скорби пронесся над толпой. Многие мужчины плакали.
Трудно удивить горцев храбростью. Но всегда во всех честных людях особое и неизменное восхищение вызывало имя Байсангура Беноевского. Этот человек, являющийся одним из самых легендарных героев чеченского народа, остался в истории образцом неукротимости, мужества и несгибаемой воли. Его образ, как и многих других героев, воспитывал лучших сынов чеченского народа, таких, как Алибек Алданов, Зелимхан Харачоевский, Асламбек Шерипов, сказавший в 1918 году: «Благодаря русской революции мы получили ту прекрасную свободу, за которую столетия бились наши предки и кидались на штыки побежденные».
Имя Байсангура долгое время было одним из «белых пятен» официальной истории, а сейчас оно должно занять подобающее ему место и стать на её страницах рядом с именами Имама Мансура, имама Шамиля и многих других, известных и неизвестных героев, отдавших свои жизни за свободу и счастье Чечни и Дагестана.
Чеченские герои: Байсангур Беноевский
Байсангу́р (Байсунгу́р) Бено́евский — чеченский полководец, наиб имама Шамиля.
Биография
Родился в 1794 в чеченском ауле Беной, по версии историка Д. А. Хожаева в семье крестьянина Баршкъи из рода Эди. О его жизни до 1830-х годов сведений практически нет, однако известно, что в 1825—1826 годах Байсангур принимал участие в восстании под руководством Бейбулата Теймиева
В 1828 году когда Гази-Мухаммад был провозглашён имамом, примкнул к его движению. Аул Беной стал опорой Гази-Мухаммада в Чечне. Историк М. Н. Чичагова в 1889 году писала об этом:
Жители этого аула, окружённого лесными дебрями, всегда отличались непокорностью и не скрывали своей ненависти к русским. Они охотно оказали гостеприимство Шамилю.
Согласно Б. И. Гаджиеву, в 1834 году Байсунгур примкнул к Национально-освободительному движению горцев Дагестана и Чечни, а в 1839 году его семья приняла у себя защитников Ахульго, Шамиля и его мюридов.
Наиб имама Шамиля
К 1846 году в боях с российскими войсками графа М. С. Воронцова, наиб потерял одну руку и один глаз, а в 1847 году в боях за Гергебиль ему пушечным ядром оторвало ногу, и в результате такого серьезного ранения попал в плен к царским войскам, из которого его вызволили мюриды Шамиля, напавшие на конвой, переправлявший Байсунгура в крепость Грозный. Согласно народным преданиям, чтобы он мог держаться в седле его привязывали к лошади.
Ногу наибу, по всей видимости, ампутировал Н. И. Пирогов, хирург так писал об этом случае:
В наш полевой лазарет принесены были в это время и раненные мюриды. Эти отчаянные приверженцы Шамиля изумили нас твёрдостью и равнодушием к телесным страданиям. Один из них спокойно сидел, без всякой перемены на лице, сидел на носилках, когда наши солдаты принесли его в лазарет. Одна нога была обвязана тряпками: я думал, судя по его равнодушию, что он ранен незначительно. Но каково же было мое удивление когда, сняв повязку, я увидел, что нога его, перебитая ядром выше колена, висела почти на одной только коже! На другой день после снятия бедра этот же мюрид сидел между нашими ранеными, опять также спокойно и с тем же стоицизмом.
25 августа 1859 года после осады крепости Гуниб имам Шамиль решил сдаться в плен. По лакским преданиям, Байсунгур категорически не согласился с решением имама, и настаивая на продолжении сопротивления утверждал, что прорвется в Чечню. По мнению ряда современных исследователей, Байсангур вместе со своим отрядом все же прорвался через окружение царских войск и ушёл в Чечню, вернувшись в Беной.
Вместе с тем, историк П. И. Тахнаева высказала сомнения в факте участия Байсангура в событиях, связанных с осадой Гуниба. Позиция П. И. Тахнаевой обусловлена фактическим отсутствием каких-либо документальных материалов, подтверждавших бы присутствие наиба в этом регионе в указанный период:
… факт присутствия наиба Байсунгура на Гунибе в августе 1859 г. выступает не более чем вымыслом, поскольку широко распространенное предание не находит подтверждения ни в местных, ни в российских источниках (штабной и официальной военной корреспонденции, многочисленных воспоминаниях современников, участников осады и др.). Возможно, этот драматический сюжет получил распространение после издания исторического романа чеченского писателя А. Айдамирова «Долгие ночи» (Грозный, 1972). Немногим позднее, но без каких либо ссылок, этот сюжет как исторический факт был введён в научный оборот чеченским историком Долханом Хожаевым в несколько беллетризованном исследовании «Чеченцы в русско-кавказской войне» (Грозный, 1998)
8 мая 1860 года Байсангур, Солтамурад Беноевский и бывшие наибы Шамиля Ума Дуев и Атаби Атаев подняли новое восстание в Чечне. В июне того же года отряд Байсангура и Солтамурада нанес поражение войскам русского генерал-майора М. А. Кундухова в бою около местечка Пхачу.
Пленение и казнь
В начале 1861 года в Горную Чечню выступили отряды: из Майртупа — генерал-майора М. А. Кундухова, из Хаби-Шовдана — полковника Н. Н. Головачёва, из крепости Ведено — подполковника Арцу Чермоева. 9 января они соединились у аула Белгатой под общим начальством М. А. Кундухова. В течение второй половины января М. А. Кундухов разрушил 15 горных чеченских аулов, выселив жителей на равнину. Восстание было подавлено. Байсангур с несколькими приближенными укрылся в районе аула Беной. 17 февраля в стычке у местечка Бена-дук в окрестностях Беноя под Байсангуром убило коня, а сам наиб попал в плен вместе со своими сыновьями. Они были заключены в Хасавюртовскую тюрьму и вскорости преданы военно-полевому суду. Согласно источнику из РГВИА, «несмотря на отчаянное сопротивление, Байсангур и четыре его сподвижника были взяты в плен».
1 марта 1861 года Байсангур Беноевский был приговорен к повешению по приговору военно-полевого суда, состоявшегося по приказу генерал-майора П. И. Кемпферта. Казнь состоялась на площади Хасавюрта, на том месте, где позднее была построена православная церковь. В чеченских преданиях сохранился рассказ о том, что для того чтобы выбить табурет, на котором стоял Байсангур, был вызван за деньги палач-доброволец из толпы. Как пишет Д. А. Хожаев, Байсангур сам соскочил с табуретки.
Наиба похоронили на одном из кладбищ Ауха на перекрёстке трёх дорог. Другие участники восстания, в том числе сыновья Байсангура Алхазур и Тахир, были сосланы в Сибирь.
Байсангур Беноевский
В 1794 году в семье крестьянина Эди из аула Беной родился мальчик. Назвали его Байсангуром. Ещё свежи были в памяти народа битвы восставших горцев Северного Кавказа под предводительством Шейха Мансура (Ушурмы Шаабазова) с царскими войсками. В год рождения Байсангур первый имам Кавказа умер в каземате Шлиссельбургской крепости.
О периоде жизни Байсангура до 1839 года пока ничего не известно. Но ясно другое: он не мог стоять в стороне от антиколониальной борьбы, в которой активнейшее участие принимали члены беноевского общества.
Здесь в Беное скрывался от царских войск предводитель повстанцев Чечни Ташу-Хаджи. Сюда бежал потерпевший поражение в Дагестане, но увенчанный славой мужественного воина в Ахульго Шамиль со своей семьей и несколькими соратниками. Измученного имама Дагестана приютил у себя предводитель беноевцев Байсангур. Здесь в Беное, в начале 1939 года у жены Шамиля родился сын Муххамед-Шефи.
Чечня и Дагестан, объединенные призывом газавата (священной войны), поднялись на борьбу с царскими колонизаторами.
Прямодушный и бесхитростный Байсангур отказался от почетных званий и должностей, которые ему предлагал имам, не желая идти против своих принципов; ему претило желание власти над людьми. Шамиль и его окружение с огромным уважением и любовью относились к мужественному лидеру беноевцев. «Таш адам Байсангур» (Байсангур — человек из камня), — отзывался о нем Шамиль.
Байсангур со своим отрядом беноевцев участвует во многих сражениях, ведя их в бой под своим знаменем.
Летом 1845 года в Ичкерии чеченцы, в числе которых и Байсангур, дагестанцы и русские повстанцы громят многочисленные войска графа Воронцова. После этого разгрома царские генералы в течение 14 лет уже не решались заходить в Ичкерию.
В боях летом 1845 года Байсангур лишается руки.

Весть о пленении Байсангура мгновенно облетает горы. Шамиль тяжело переживает это известие. Он лично оказывает помощь друзьям и родичам в организации побега из плена. Тяжело раненного Байсангура под большим конвоем отправляют из Дагестана в крепость Грозную. По дороге на колонну нападают мюриды и освобождают наиба.
Байсангура с ликованием встретили горцы. Но радость их была омрачена видом бесстрашного воина. Он был калекой.
Нестерпимым огнем, особенно в ненастье, горело израненное тело, жизнь становилась невыносимой, словно муки ада. И все таки побеждала железная воля. Об этих героях, рыцарях свободы писали в «Коммунистическом журнале» печатном органе, руководимом К. Марксом и Ф. Энгельсом, с сентябре 1847 года : «Храбрые горцы снова нанесли русским несколько серьезных поражений…Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие остаться свободными!»
Без одного глаза, без руки и без ноги Байсангур остается в строю. В бою его привязывают к коню, и его единственная, но сильная рука уверенно сжимает шашку. Почти 25 лет изнурительной войны ослабевают имамат. Против кавказских горцев царизмом бросается 300-тысячная армия. Народ уже не в состоянии оказывать длительное сопротивление как прежде. Только население Чечни сократилось в 5 раз. Конец был предрешен. Преодолевая сопротивление непокорных, сжигая аулы царские войска постепенно занимают территорию Чечни и Дагестана. Шамиль покидает Чечню. 12 марта 1859 года вся Чечня была занята царскими войсками, за исключением Беноя и прилегавших к нему селений. Непокорный Байсангур уходит со своим отрядом в горный Дагестан к Шамилю. Беной сожжен. Имам Шамиль, теснимый многочисленными царскими войсками, с 400 защитниками и 3 пушками укрепляется на горе Гуниб. Байсангур организует оборону Гуниба. 25 августа 1859 года после осады имам Шамиль сдался в плен.
Байсангур был одним из двух чеченских наибов, вместе с Османом Мичикским, которые до конца остались с имамом Шамилем.
«Это был Бойсхар, а он в спину не выстрелит», — ответил Шамиль.
После сдачи Шамиля в плен Байсангур вместе с чеченским отрядом прорывается сквозь тройное кольцо врагов и уходит в Чечни. В этом историческом прорыве погибает почти весь его отряд.
Байсангур со своей семьей скрывается в пещерах рядом с Беноем. Неукротимый предводитель беноевцев совместно с одним из соратников Солтамурадом и лидерами других чеченских общин готовит восстание. В Аргунском ущелье одновременно и в контакте с ними энергично готовятся к выступлению «старый волк» Ума Дуев из Дзумсоя и Атабай Атаев. Проведя за зиму подготовку, в мае происходят вооруженные выступления. В Ичкерии знамя свободы поднимает 66-летний Байсангур и более молодой Солтамурад. Происходят периодические столкновения с царскими войсками с переменным успехом. По преданию, бывший имам Шамиль по настоянию царя пишет ему письмо, укоряя в том, что он напрасно губит людей в безнадежной борьбе, что силы русских неисчислимы. Говорят, что Байсангур ответил со свойственной ему решительностью, что Шамиль опозорил себя навеки тем, что променял борьбу за свободу на рабство и плен, и что сам Байсангур будет сражаться за свободу своего народа, пока будет жив.
Выходя из окружения под Байсангуром погибает конь, сам он раненный попадает в плен.
Военно-полевой суд проговорил Байсангура к смертной казни через повешение. В тот воскресный день на площадь перед церковью в Хасав-юрте собрали народ. Многие кумыки, горные дагестанцы, чеченцы сами пришли посмотреть на знаменитого предводителя горцев. Под барабанный бой везли на телеге одноглазого, однорукого и одноногого чеченца. Кто знает, что думал этот человек перед казнью? Что хотел сказать этим людям в оборванных одеждах, с надеждой на чудо взиравших на него, и не стесняясь утиравших слезы, мучаясь от своего бессилия ему помочь.
Тяжело передвигавшегося 67-летнего Байсангура подвели к виселице. Стоявшие на площади горцы начали читать предсмертную молитву «ясин». Раздавались команды офицеров. Остановили барабанную дробь. Зачитали приговор. И тут царские палачи применили изуверский прием: начали вызывать из толпы горцев, желающего совершить казнь над Байсангуром, в награду обещаны деньги. Толпа угрюмо молчала. Но нашелся один..(в народе утверждают, что это был кумык, и чтобы не было случайностей в царской пропаганде, палач из горцев был подкуплен заранее). У Байсангура задрожали губы. Он не стал ждать и, сверкнув глазами, сам выбил из под себя скамью. Возглас ужаса и скорби пронесся над толпой. Многие мужчины плакали…
Трудно удивить горцев храбростью. Но всегда во всех честных людях особое и неизменное восхищение вызывало имя Байсангура Беноевского. Этот человек, являющийся одним из самых легендарных героев чеченского народа, остался в истории образцом неукротимости, мужества и несгибаемой воли. Его образ, как и многих других героев, воспитывал лучших сынов чеченского народа, таких, как Алибек Алданов, Зелимхан Харачоевский, Асламбек Шерипов, сказавший в 1918 году: «Благодаря русской революции мы получили ту прекрасную свободу, за которую столетия бились наши предки и кидались на штыки побежденные».
Имя Байсангура долгое время было одним из «белых пятен» официальной истории, а сейчас оно должно занять подобающее ему место и стать на её страницах рядом с именами Имама Мансура, имама Шамиля и многих других, известных и неизвестных героев, отдавших свои жизни за свободу и счастье Чечни и Дагестана.




