берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

3 февраля 1967 года появился фильм «Берегись автомобиля»

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

«Он виноват!
Но он не виноват.
»

3 февраля исполнилось 49 лет, как киностудия «Мосфильм» представила на суд зрителя фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Эта замечательная социально-сатирическая комедия увидела свет 3 февраля 1967 года. Давайте вспомним знаменитый киношедевр и узнаем несколько любопытных фактов о его создании.

Эльдар Рязанов — уникальный режиссер. Каждое десятилетие мастер комедийного жанра дарил стране хит, который сразу обретал славу «народного». Спустя десять лет с гремящего успеха «Карнавальной ночи», Эльдар Александрович создал картину, которая стала первой отечественной детективной историей, а также увековечила оптимистичный быт советских граждан эпохи «раннего» Брежнева. Почтенный возраст ленты «Берегись автомобиля» не мешает находить в ней детали, позволяющие взглянуть на нее каждый раз по-новому.

Уверенной, чеканной походкой молодой мужчина идет по казенному коридору. Всем подчиненным розданы четкие распоряжения, а сам он в очередной раз задумывается о характере необычного преступника. Следователь Максим Подберезовиков не стесняется обращаться за советом к великому Станиславскому. Что-то неуловимое подсказывает сыщику: чекистские методы по заветам «железного» Феликса в этом деле не помогут. Максим не напрасно посвятил свободное время народному театру: творческое мышление спасает его от неизбежной рутины в работе. Вот и в «преступнике нового типа» он видит равного себе, что расходится с традиционными представлениями о милицейской службе. Хитроумный по версии Подберезовика автоугонщик также чтит идеи Станиславского. В пресной жизни Юрия Деточкина, преисполненной обидами двух дорогих ему женщин, театр — лучшее лекарство от непонимания. «Сыщик и вор — братья навек». Так назвал свой роман криминальный прозаик Владимир Колычев. Эльдар Рязанов вряд ли мог произнести нечто подобное в 1966-м, но его великая лента «Берегись автомобиля» остается нестареющей, в том числе благодаря своей способности оставаться понятной и в реалиях нынешнего времени.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Эта история напоминает фантастический сценарий: скромный и тихий актер театра самодеятельности с трогательной фамилией Деточкин на самом деле оказывается непримиримым борцом со взяточниками и прочими преступниками, и борется он во имя блага детей. В то время как другому актеру этого же театра, которому по роду деятельности приходится расследовать преступления нашего «Робин Гуда», он представляется как хитроумный, коварный и практически неуловимый злоумышленник. Такой оригинальный сценарий был придуман талантливейшем дуэтом советского кино – Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским («Служебный роман», «Ирония судьбы или С легким паром!» и другие киношедевры) на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Только в то время эта легенда считалась правдивой историей, и Эльдар Рязанов потратил некоторое время на безуспешные поиски прототипа Деточкина – однако в реальности такого персонажа не существовало…

«Нам хотелось, — писал Эльдар Рязанов, — сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин»

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Чтобы сыграть роль подруги Деточкина – Любы, ее исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съёмок.

Мамой Деточкина в фильме хотели стать актрисы Зелёная и Мансурова, но наиболее убедительная проба получилась у Любови Добржанской.

На роль Подберёзовикова пробовались Пётр Щербаков, Алексей Эйбоженко, Олег Борисов, Юрий Яковлев (впоследствий он остался в картине, как «голос за кадром»).

На роль Димы Семицветова пробовались Юрий Белов и Владимир Балон.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Изначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода.

Рязанов пробовал на главную роль многих известных артистов; в их числе был и Леонид Куравлёв: «Он оказался достоверен, правдив, симпатичен, — вспоминал Рязанов, — но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов». Пробовался на роль Деточкина и Олег Ефремов, — он мастерски изображал своего героя, но не был им: «Сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек». В конце концов Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, чья природная странность дала необходимый эффект остранения характера главного героя. Здесь актёр ещё раз сыграл Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра. Рязанов в своём фильме напомнил и о другой знаменитой роли Смоктуновского — князе Мышкине; в одной из сцен невеста Деточкина Люба (Ольга Аросева) бросает в сердцах: «Посмотри на себя! Ты же идиот!» При этом Смоктуновский заставил режиссёра кое в чём отступить от сценария: так, при первой попытке угнать автомобиль Димы Семицветова, когда опаздывающий на поезд человек просил подвезти его, Деточкин, по сценарию, «врал с три короба», чтобы отвязаться от непрошенного пассажира, — в фильме Деточкин говорит всё как есть: что он собирается угнать машину и пассажир рискует попасть в неприятную историю. «Это Смоктуновский, — пишет Рязанов, — восстал против лжи своего героя. Это он восстал, следуя не только логике характера Деточкина, но и, пожалуй, своего собственного»

Во время утверждения кандидатов на роли в фильме, Смоктуновский проходил лечение от туберкулеза глаз, которое ему пришлось прервать ради съёмок, и затем продолжить после их окончания. Болезнь оказалась весьма серьезной: на лечение ушло почти два года.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

В театре самодеятельности персонаж Смоктуновского играет роль Гамлета. Что интересно, на момент выхода кинокартины у Смоктуновского уже была блестяще исполненная роль в одноименном фильме : “Гамлет” был показан в 1964 году.

На фото: Гамлет Деточкина

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Волга “ГАЗ-21”, на которой Деточкин ушел от погони, принадлежала Мосфильму. Впоследствии эта машину снимали еще в нескольких кинофильмах. Также автомобиль в какой-то мере прославился благодаря знаменитому эпизоду с Папановым «такси на Дубровку» (автомобиль там перекрашен) в фильме «Бриллиантовая рука». Эта же машина выступила в роли такси героя Ефремова в фильме «Три тополя на Плющихе».

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Лакированная красавица-«Волга», уведенная у очередного живущего на не трудовые доходы, несет на большой скорости недотепистого угонщика. Слух ласкает задорный вальс Андрея Петрова — одно из лучших музыкальных сопровождений советского кино. Сидящий за рулем Юрий Деточкин пытается унестись прочь от самого себя. Он убежден в необходимости своей благородной криминальной деятельности, но притом очень переживает из-за собственного вранья. Дома ли, на работе, рядом с любимой женщиной — везде он робкий, застенчивый и с трудом подбирающий слова взрослый ребенок. Но на трассе — он другой. Все та же сутулая фигура за баранкой автомобиля становится похожей на стальной знак вопроса. Деточкин и сам не в состоянии себе ответить: доколе будет продолжаться его «хобби»? Ведь всех «Волг» не поугоняешь, а жизнь в состоянии вечной нервотрепки — не лучшая участь. Дорога обладает свойством выравнивать людей. Неважно, кем ты являешься будучи пешеходом. Ты можешь быть честным трудягой или вороватым продавцом в «комиссионке», но когда у тебя в руках руль, а впереди лишь асфальтовая даль, то словно проживаешь отдельную маленькую жизнь. Музыка Андрея Петрова — симфония этой жизни.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Большинство сцен фильма снимали на натуре, и что интересно, в начале фильма закадровый голос автора утверждает, что не известно, в каком городе происходят события. Однако, в сцене беседы в пивбаре, Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин, он вернулся в… Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются все-таки в Москве.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

А вот популярные и всеми любимые советские комики Андрей Миронов и Анатолий Папанов крайне легко и удачно вписались в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съёмочной группе веселый рабочий процесс с бесконечной импровизацией и искрометным юмором. Работа Андрея Миронова в роли «работника торговли» критиками считается одной из его самых успешных. А цитаты персонажа Папанова прочно вошли в жизнь советского общества и актуальны, кстати по сей день, например: «Тебя посодют, а ты не воруй!» и др.

Цитат из великолепной картины можно набрать на внушительный сборник, но именно эта, за авторством мастера буффонады Анатолия Папанова, стала лейтмотивом фильма. Рязанов не жалует в своем кино деньги и всякие излишества. Режиссер отнюдь не предписывает зрителям жить бедными, но гордыми, зато всячески дает понять: богатство, нажитое вопреки порядочности его обладателя, не принесет счастья. Хитроватый Дима Семицветов жил себе припеваючи до злосчастного угона, но как только не стало машины, так начала рушиться и картонная жизнь. «Ничего у тебя нет! Ты — голодранец!» — залихватский тесть героя Андрея Миронова словно врач-диагност определяет скрытое, но чрезвычайно опасное недомогание у пациента. «Берегись автомобиля» показывает целое сословие преимущественно молодых и беззаботных людей, которые любят «под мухой» кататься по ночам и готовы отстаивать свое право на «красивую» жизнь, не разбирая средств. Благородный же угонщик и милосердный следователь избегают цифр. Кажется, они даже с брезгливостью отгоняют от себя конкретные суммы. Честным трудом им на «Волги» не накопить — это правда, но куда важнее честность, которую Деточкин и Подберезовиков под бдительным оком Рязанова возводят в абсолют.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Примечательно, что оба исполнителя главных ролей – и Смоктуновский, и Ефремов не были комедийными актерами. Поэтому их образы получились достаточно серьезными и даже драматическими, а комедия «Берегись автомобиля!» превратилась в трагикомедию.

В Олеге Ефремове режиссёр нашёл идеального Максима Подберёзовикова: с одной стороны, подошли его «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо», с другой — в Ефремове присутствовала самоирония, позволявшая ему играть следователя-актёра «как бы не всерьёз, подчёркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу»

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Специально для съёмок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права. Не совсем реалистичный сюжет картины режиссёр старался восполнить максимальной достоверностью съёмочного процесса: все трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съемок, то есть, каскадёр на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Также в фильме есть несколько киноляпов:

В эпизоде, где «Волга» Деточкина во время погони задним ходом выезжает с крутой обочины на дорогу, если приглядеться, заметен трос, который вытягивает машину.

В сцене погони Деточкин на большой скорости справа объезжает препятствия в виде стоящего на дороге грузовика (возле него никого нет) и движущегося навстречу автобуса. В следующий миг видно, что грузовик стоит на обочине, а водитель накачивает колесо.

Когда происходит беседа Деточкина с милиционером и тот жалуется на плохой аккумулятор, бордюры то покрашены «в зебру», то нет.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

В своих неблагодарных трудах и следователь, и автоугонщик остаются рыцарями печального образа. Азартные трудоголики на самом деле не видят дальше собственных носов, а не то непременно бы поняли, что есть вещи поважнее розыска преступников и восстановления абстрактной справедливости. Мать Деточкина отчаянно мечтает о внуках и готова поделиться этим даже с незнакомцем, Люба укоризненно величает возлюбленного Юру «идиотом», а хорошенькая криминалистка Таня оказывает знаки внимания Подберезовикову, который тот упорно игнорирует. «Берегись автомобиля» — картина, в которой семейная тема остается на задворках зрительского внимания, но в действительности она восстает как солнце над горизонтом. Наполняющийся сосуд дружбы между людьми противоборствующих профессий является ответом бездумному прожиганию жизни окружения Димы Семицветова. Семья — это не просто совместная жизнь под одной крышей. Семья — это беззаветная преданность Любы своему непутевому жениху, которого она готова ждать «сколько понадобится». Рязанов подобно карточному шулеру, достает туз из рукава и наделяет свое кино самой главной ценностью — семейной.

Может быть, именно такой серьезный и ответственный подход к созданию кино в сочетании с высококлассными актерами и оригинальным сценарием, и являлся той базой, благодаря которой в советской киноиндустрии появились действительно гениальные произведения.

Источник

Ольга Аросева на съёмках «Берегись автомобиля»

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Роль Любы, подруги Юрия Деточкина, в фильме «Берегись автомобиля», искренней и очень сочувствующей своему непутёвому, хотя и глубоко идейному возлюбленному, удалась Аросевой на сто процентов. Или даже больше, чем на сто.

Аросева утверждала, что тогда ещё не была знакома с Эльдаром Рязановым, режиссёром фильма, и вообще о нём ничего не знала.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Это выглядит сомнительным: Рязанов снимал «Девушку без адреса», в котором Аросева снималась, хоть и в эпизодической роли, а кроме того, невозможно действующей молодой артистке не знать режиссёра «Карнавальной ночи» и «Гусарской баллады». Впрочем, всякое может быть. Как бы то ни было, Аросева без просмотра была приглашена именно на роль Любы, и в её «обязанностях» сразу было прописано то, что она должна водить троллейбус.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Находка эта оказалась сколь блестящей, столь и судьбоносной. По степени «приставучести» к Аросевой образ водителя троллейбуса уступил только пани Монике. Не счесть, сколько раз на протяжении следующих сорока семи (!) лет Ольге Александровне пришлось отвечать, правда ли она умеет водить рогатый вид транспорта, и дежурно шутить, что на случай увольнения из театра у неё есть запасная профессия. Конечно, она в фильме водила сама, но, конечно же, не очень любила это делать. Не только троллейбус, но и автомобили. Права-то у неё были, но вот желания не хватало.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Страна влюбилась в Любу так же, как Деточкин. Невозможно было не полюбить эту молодую, но мудрую, верную, но пламенную девушку, которая, к тому же, как и все герои рязановских фильмов, была по-настоящему плоть от плоти своего народа. Мужчины восхищались, как ловко она крутит баранку. Женщины восторгались её скромностью и преданностью, они верили, что, если будет надо, Люба будет ждать Деточкина всю жизнь. А фраза, которую произносит её по-лагерному обритый возлюбленный в самом финале фильма, ушла (как и многие другие) в народ: «Люба, я вернулся». Так говорят те, кто откуда-то возвращаются, или просто шутливо комментируют чью-то слишком короткую причёску.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

То, как Ольга Александровна рассказывала о своём отношении к этой сцене, прекрасно характеризовала и её саму: «Этот финальный эпизод, много раз восторженно описанный критикой, вызывал у меня восхищение. Я гордилась Рязановым, Кешей Смоктуновским и – совсем немного – собой«.

Использованы фрагменты книги Григория Аросева берегись автомобиля водитель троллейбуса актрисаarosev «Ольга Аросева. Одна для всех. Биография»

Источник

Берегись троллейбуса — за рулем Аросева

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

На съемках знаменитой комедии Рязанова «Берегись автомобиля!» стоило беречься не только автомобилей, на которых выполняли опасные трюки, но и обычного троллейбуса. Ведь игравшая водителя Ольга Аросева вела его сама! Только когда Смоктуновский кидался наперерез, она ужасно боялась задавить Иннокентия Михайловича.

Юрий Никулин не значится в титрах, но на самом деле сыграл в создании фильма важную роль — подарил авторам идею.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Во время гастролей цирка в Куйбышеве он услышал потрясающую историю. На одной автобазе работал очень честный водитель. Для предприятия, где процветало воровство, это был серьезный недостаток. Водитель был не только честный, но и наивный, поэтому однажды пришел к директору автобазы и пригрозил, что, если воровство не прекратится, он примет меры. Но директор принял меры первым: в грузовик нашего героя подбросили «левый» товар, а на дороге машину проверили. Невиновного человека посадили на четыре года… Отсидев срок и вернувшись в город, он устроился в ремонтные мастерские. И стал угонять автомобили у тех, кого подозревал в серьезных махинациях, а вырученные за продажу деньги перечислял в детдома или отдавал нуждающимся.

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Когда он попался — на «несчастливом» 13-м угоне, — на его стороне были и следователи, и судьи. А в день суда горожане устроили настоящий митинг! Они требовали отпустить на свободу честного угонщика и отправить за решетку «пострадавших». Суд вынес максимально мягкий приговор — один год заключения.

Решив снять фильм о честном воре, Эльдар Рязанов планировал взять на главную роль Никулина. Артист уже и пробы прошел, и ускоренный курс вождения автомобиля «Волга», но все испортил «Союзгосцирк», решивший отправить Никулина на длительные гастроли в Японию. В отчаянии Рязанов попросил о помощи председателя Кинокомитета. Тот обещал посодействовать — после того как прочтет сценарий. Знал бы Рязанов, чем обернется это чтение сценария… Председатель Кинокомитета заявил: «После такого фильма советские граждане примутся угонять автомобили!»

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

И остановил производство фильма. Второй раз протолкнуть сценарий (кстати, это была первая совместная работа Рязанова и Эмиля Брагинского) получилось уже после того, как авторы сделали из него повесть и опубликовали ее в журнале «Молодая гвардия». Вот только график съемок снова никак не получалось совместить с графиком цирковых гастролей Никулина. Поэтому снимался не сам Никулин, а лишь его имя — Деточкина назвали Юрием в его честь.

Носить это имя в кино, как все мы прекрасно знаем, выпала честь Смоктуновскому. Но он от этой чести отказался в письменном виде. Уже когда исполнителей основных ролей утвердил худсовет, Рязанову пришла телеграмма: «Сожалению сниматься не могу врачи настаивают длительном отдыхе пожалуйста сохраните желание работать вместе другом фильме будущем желаю успеха уважением Смоктуновский».

берегись автомобиля водитель троллейбуса актриса

Послав ее, слабый, переутомившийся, страдающий гипотонией актер уехал за сто километров от Ленинграда на дачу — приходить в себя. «Лили дожди, кругом обложило, — вспоминал об этих днях Смоктуновский. — Одиннадцать километров размытой проселочной дороги превратили наш поселок в недосягаемый для обычного человека уголок. Ну, разумеется, все это не могло смутить того, кто сам стихия и бедствие… Чувствовал я себя из рук вон плохо, лежал в постели и вдруг увидел Рязанова. Он стоял в проеме двери, весь в черном, с него стекала вода, и почему-то шел пар. Он очень хорошо и просто-просто улыбался. А реальность своего появления он усугубил фразочкой тоже простой-простой: «Здравствуйте, Кеша!»

Жена Смоктуновского Соломея, поняв, зачем приехал режиссер, не сказала ему ни одного приветливого слова. А тот заливался соловьем, обещая перенести съемки под Ленинград, привезти на дачу несколько грузовиков земли, устроить на дачном участке субботник и создать на съемках голливудские условия… Позже, когда были ночные смены, не было буфета или ломалась техника, вся группа говорила: «Вон в каких условиях в Голливуде-то работают». Этого «позже» с участием Смоктуновского, может, и не случилось бы, не соверши его супруга одну оплошность. «Хозяйка молча жарила яичницу, — в свою очередь вспоминает Рязанов. — Она не вмешивалась в наш разговор, лишь изредка бросала на мужа презрительные взгляды. То, что меня накормили яичницей, оказалось, конечно, ошибкой со стороны хозяйки дома. Я подкрепился и решил про себя, что не уйду, пока не вырву согласия».

Когда хворый актер сдался под натиском энергичного режиссера, последний сказал, что после телеграммы устного согласия мало: в дирекции не поверят и перенести съемки на полтора месяца не разрешат.

И попросил написать расписку. Смоктуновский написал: «Расписка», но Эльдара Александровича такой бюрократизм не устроил, он хотел более интеллигентного обещания. «Диктуй», — сказал актер. «Диктант» потом хранился в архиве фильма вместе с приказами и сметами: «Директору творческого объединения тов. Бицу И. Л. Уважаемый Исаак Львович! Через месяц я заканчиваю съемки «На одной планете» (там актер играл самого Ленина — Прим. ред.)… Эльдар дает мне на «ремонт» месяц после окончания съемок. Так что с 26—27 августа я смогу быть в Вашем полном распоряжении и начать трудиться в Деточкине.

Желаю всего доброго, с уважением Смоктуновский».

У Рязанова получилось уговорить Смоктуновского сниматься — получилось и настоять, чтобы он научился водить машину. Путь к получению прав был тернист. Иногда актер выскакивал из машины и отказывался заниматься, иногда жаловался на преподавателя Рязанову, но со временем освоился за рулем и даже после съемок ездил на «Волге», считая ее самой надежной машиной. Хоть и попал на ней в аварию, не уберегся, но мнения своего не изменил. Конечно, Смоктуновский вел на съемках машину, когда требовались крупные планы. А трюки выполнял каскадер Александр Микулин. И все — на единственной машине. Самой обыкновенной, сошедшей с заводского конвейера, на которой не поменяли ни двигатель, ни шины.

Сломай Микулин машину — это было бы равносильно остановке съемок. И он, не имея права покалечить авто, проскакивал под огромным едущим грузовиком, перевозящим трубы, а развернувшись, заезжал на едущий трейлер. Комбинированных съемок погонь не было — разве что маленькие «военные хитрости». Например, когда машина быстро съезжает под откос, а потом задним ходом поднимается наверх, ее на самом деле тащили тросом — его можно даже разглядеть в кадре. Заботясь о сохранности авто, Микулин не очень заботился о сохранности нервов Рязанова. Снявшись в очередном каскаде трюков, Микулин спрашивал режиссера, не хочет ли тот повторить трюки вместе с ним. Вопрос задавался принародно, и ответить искренне у Эльдара Александровича не было возможности. Приходилось кататься.

На «Волге» Рязанов участвовал в трюках, а в кресле водителя троллейбуса сидел даже в самом лирическом моменте фильма, когда вышедший из тюрьмы Деточкин кидается к Любе. Сначала снимали крупный план Ольги Аросевой, потом камеру направляли на Смоктуновского. В это время Аросева уползала под сиденье, а на ее место усаживался режиссер. И Смоктуновский здоровался с Любой, когда на ее месте уже восседал Эльдар Александрович. Гениальный актер запарывал дубль за дублем, пока не попросил: «Пусть Люба, то есть Оля, останется». Аросева выползла из-под кресла, села в него — и Смоктуновский, заулыбавшись, наконец смог сказать с нужной интонацией: «Здравствуй, Люба, я вернулся».

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *