Береза словарное слово что подчеркнуть
БЕРЁЗА — проверочное слово к букве «Е»
О написании буквы «е» в первом слоге слова «берёза» справляемся в орфографическом словаре.
При произнесении существительного «берёза» ударение падает на второй слог слова. В слабой позиции без ударения оказался гласный в первом слоге:
Возникает затруднение, как правильно пишется слово, «берёза» или «бирёза»?
Как проверить букву «е» в слове «берёза»?
В безударном положении пишется та же буква, которая выступает в том же слоге, когда он находится под ударением, поэтому, чтобы проверить написание безударного гласного, обозначенного буквой «е», в корне интересующего нас существительного, изменим его падежную форму или подберем родственные слова, чтобы сомнительный гласный оказался под ударением:
Первый гласный звук анализируемого существительного так и остался безударным во всех родственных словах, как и в падежных формах этого существительного:
ВыводБезударная гласная в корне слова «берёза» является непроверяемой. Это словарное слово.
Примеры предложений со словом «береза» из художественной литературы
Иногда встречались группами береза и лиственница, клён, липа и дуб дровяного характера (В. Арсеньев. Дерсу Узала).
Впереди, где кончалась чаща, стояли берёзы, а сквозь их стволы и ветви видна была туманная даль (А. Чехов. Свирель).
В берёзах просыпаются, неловко перелетают галки (И. Тургенев).
Она вышла из чащи серебристых берёз и легко побежала по обрызганному росой лугу (Джек Лондон. Дочь снегов).
Она росла на небольшой полянке, прямая, стройная береза, с белым стволом, с пахучими, лаковыми листочками (Н. Вагнер).
В существительном «б ерё за», как и в исконно русских словах бережок, деревья, прослеживается полногласие -ере-. Если мы научимся замечать его в этом слове, то это поможет в запоминании написания буквы «е» в первом слоге.
Проверочное слово к слову «берёза»
О написании буквы «е» в первом слоге слова «берёза» справляемся в орфографическом словаре. Это словарное слово.
Проверочное слово к слову «берёза» потребуется потому, что при его произношении ударение падает на второй слог. В слабой позиции без ударения оказался гласный в первом слоге:
бе-рё-за [б’ и р’ о з а]
Возникает затруднение, как правильно пишется слово, «берёза» или «бирёза»?
Как проверить букву «е» в слове «берёза»?
В русском языке в безударном положении пишется та же буква, которая выступает в том же слоге, когда он находится под ударением. Чтобы проверить написание безударного гласного, обозначенного буквой «е», в корне интересующего нас существительного, изменим его падежную форму или подберем проверочное слово среди родственных лексем, чтобы сомнительный гласный оказался под ударением:
Первый гласный звук анализируемого существительного так и остался безударным во всех родственных словах, как и в его падежных формах:
ВыводБезударная гласная в корне слова «берёза» является непроверяемой. Это словарное слово в русском языке.
Чтобы усвоить правильное написание исследуемого слова. прочтём примеры предложений.
Примеры предложений со словом «береза» из художественной литературы
Иногда встречались группами береза и лиственница, клён, липа и дуб дровяного характера (В. Арсеньев. Дерсу Узала).
Впереди, где кончалась чаща, стояли берёзы, а сквозь их стволы и ветви видна была туманная даль (А. Чехов. Свирель).
В берёзах просыпаются, неловко перелетают галки (И. Тургенев).
Она вышла из чащи серебристых берёз и легко побежала по обрызганному росой лугу (Джек Лондон. Дочь снегов).
Она росла на небольшой полянке, прямая, стройная береза, с белым стволом, с пахучими, лаковыми листочками (Н. Вагнер).
Проверочное слово к слову «берёза»
О написании буквы «е» в первом слоге слова «берёза» справляемся в орфографическом словаре. Это словарное слово.
Проверочное слово к слову «берёза» потребуется потому, что при его произношении ударение падает на второй слог. В слабой позиции без ударения оказался гласный в первом слоге:
Возникает затруднение, как правильно пишется слово, «берёза» или «бирёза»?
Как проверить букву «е» в слове «берёза»?
В русском языке в безударном положении пишется та же буква, которая выступает в том же слоге, когда он находится под ударением. Чтобы проверить написание безударного гласного, обозначенного буквой «е», в корне интересующего нас существительного, изменим его падежную форму или подберем проверочное слово среди родственных лексем, чтобы сомнительный гласный оказался под ударением:
Первый гласный звук анализируемого существительного так и остался безударным во всех родственных словах, как и в его падежных формах:
Чтобы усвоить правильное написание исследуемого слова. прочтём примеры предложений.
Примеры предложений со словом «береза» из художественной литературы
Иногда встречались группами береза и лиственница, клён, липа и дуб дровяного характера (В. Арсеньев. Дерсу Узала).
Впереди, где кончалась чаща, стояли берёзы, а сквозь их стволы и ветви видна была туманная даль (А. Чехов. Свирель).
В берёзах просыпаются, неловко перелетают галки (И. Тургенев).
Она вышла из чащи серебристых берёз и легко побежала по обрызганному росой лугу (Джек Лондон. Дочь снегов).
Она росла на небольшой полянке, прямая, стройная береза, с белым стволом, с пахучими, лаковыми листочками (Н. Вагнер).
В существительном «б ерё за», как и в исконно русских словах бережок, деревья, прослеживается полногласие -ере-. Если мы научимся замечать его в этом слове, то это поможет в запоминании написания буквы «е» в первом слоге.
Урок » Исследование словарного слова берёза»
Тема урока: Работа со словарными словами.
Цель: помочь детям легче осваивать правописание «словарных слов», а также формировать грамотное письмо.
активизировать познавательную деятельн ость
повышать интерес к изучению русского языка;
обогащать лексический запас у учащихся;
совершенствовать языковые знания, речевые умения и навыки
С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А творить и сочинять
В. Солоухин «Слово о словах».
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
Им можно лёд зимой расплавить.
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
II. Сообщение цели и задачи урока
Замечательное стихотворение. Кто мне подскажет о чём мы будем говорить сегодня на уроке:
-А сколько слов в русском языке?
-По предположению учёных наш язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан. Писатели, мастера слов заставляют в своей речи работать гораздо больше слов, чем мы. Например, А. С. Пушкин использовал более 21 тысячи слов, а словарный запас шестилетнего ребёнка составляет примерно 3 тысячи слов.
Учитель: А вот над какими словами мы будем с вами работать. Вы мне сейчас подскажите?
— Дети, прочитайте транскрипцию. Что можете сказать об этих словах?
— Написание этих слов не совпадает с произношением и их правописание нельзя проверить правилами.
Кто может мне подсказать тему нашего урока:
— работа со словарными словами
Учитель: А где можно проверить правописание словарных слов
Дети: в орфографическом словаре.
Первый этап работы со словарными словами: Разминка
( Работа с компьютером)
Полу стёртые слова.
Найди меня( кроссворд)
Слово подобно человеку. У каждого есть своя жизнь и свое значение на Земле.
А помочь раскрыть нам мир слова помогают словари. Вы знаете какие?
1. Толковый словарь ( лексическое значение слова)
2.Этимологичекий словарь( история происхождения слова)
2 этап работы: исследование словарных слов.
У нас есть группа ребят, которая исследовала словарное слово « Берёза». Они обращались к разным словарям, к произведениям художественной литературы, к устному народному творчеству. Они придерживались вот этой схемы.
Слово… и его лексическое значение (в толковом словаре).
История происхождения слова ( в этимологическом словаре).
Слово… и слова – родственники.
Слово… во фразеологических оборотах.
Слово… в русском фольклоре.
Слово… в произведениях литературы.
Слово… в детском речевом творчестве.
Давайте послушаем, что у них получилось
Тема: «Исследование словарного слова берёза»

Цель нашей: исследование слова «береза».
1.Изучить толкование и происхождение слова «береза».
2.Доказать, что береза является «символом» России.
3.Составить список авторов, в названиях произведений которых встречается слово «береза».
Объект исследования – слово «береза».
Предмет исследования – написание непроверяемой безударной гласной.
Лексическое значение слова
Что же обозначает слово «берёза»?
В Толковом словаре С. И. Ожегова «Береза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями».
В словаре Д.Н. Ушакова: “Лиственное дерево с белой корой”.
Обращаемся к Большому энциклопедическому словарю:
« Береза – род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 (по другим данным, 65) видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода.
Чтобы узнать, почему береза является «символом» нашей страны, мы заглянули в словарь символов и узнали, что ни в одной другой стране нет столько берез, как в России. Поэтому россияне считают это дерево символом своей Родины.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛОВА
В своей речи мы часто употребляем это слово – “берёза”. А откуда же оно пришло к нам, в Россию? Может быть, это исконно русское слово? Сколько ему лет? Чтобы ответить на эти вопросы, мы отправились в школьную библиотеку и воспользовались Энциклопедическим словарём.
Оказалось, что русское слово «береза» очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило «светлый» и «белый». По-видимому, оно является общим не только для всех славянских, но и для многих индоевропейских языков и восходит к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры дерева).
Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их «чечевички». Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы.
Березка
Березняк
Березовый
Березонька
Фразеология – это наука о фразеологизмах.
Фразеологизмы – это устойчивые выражения.
Заблудился в трёх берёзах.
Это означает, что человек не смог разобраться в чём-нибудь простом, несложном.
Наказать розгами; выпороть, высечь .
Пень березовый (груб. прост.) – тупица, дурак.
Береза – один из главных образов устного народного творчества.
Пусть первое «дело» березы устарело, и, как раньше избу не освещают березовой лучиной. Но колеса телеги, чтобы они не скрипели (не кричали), и до сих пор в деревнях смазывают березовым дегтем.
загадки о березе:
Больных исцеляет. 2)Летом цветет, зимой греет,
Настанет весна – потечет слеза.
3)Стоит Алена, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан.
4)В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы
Русский народ посвятил песни этому дереву:
1 ) Береза моя, березонька.
Стоишь ты, березонька
На тебе, березонька,
Под тобой, березонька,
2) Во поле береза стояла.
Во поле кудрявая стояла
Слово “береза” в художественных произведениях разных авторов
1. Мы нашли много стихов, в которых встречается это слово.
Больше всех стихотворений посвятил березе Сергей Александрович Есенин.
Все мы знаем стихотворение:
На пушистых ветках
Следующее стихотворение С.Есениан
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан
И ее золотистые косы
И холщовый ее сарафан.
В своих стихах Есенин олицетворяет (оживляет) русскую березку. Он сравнивает ее с красивой девушкой.
Поэт А. Прокофьев пишет:
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками….
Наряд её легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Он делит с ней радость и слёзы,
И так её дни хороши,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть что-то от русской души
Работая над этой темой, мы узнали:
Как работать с различными словарями.
Значение и происхождение слова «береза».
Научное доказательство правописания непроверяемой безударной гласной в этом слове.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Думаю, удалось доказать, что береза является «символом» России.
Она вдохновляет поэтов, писателей, художников на создание прекрасных произведений.
Любит березу русский народ. В этом мы еще раз убедились, взяв интервью у нескольких учителей, учеников нашей школы и заведующей школьной библиотекой.
Большинство из них ответило, что это дерево является для них любимым, потому что «береза красивая, изящная, стройная, символизирует нашу страну. Нельзя представить Россию без берез».
Из произведений об этом дереве чаще всего вспоминали стихотворение С. А.Есенина «Белая береза» и русскую народную песню «Во поле береза стояла».
На вопрос о безударной гласной в этом слове все взрослые ответили правильно, а ошибся только один ученик.
Основной единицей языка является слово. Работа над словарем – это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Ребенок не может построить предложение, выразить свою мысль, не обладая достаточным запасом слов. В рамках уроков аппробирован материал проектной деятельности учащихся. На дом дается задание: выбрать словарное слово из предложенных и на данную тему предложить потешки, пословицы, тексты песен, стихов и т.д. Эту игру с удовольствием подключаются родители, выполняют предложенное задание, и учащиеся запоминают данное слово, проговаривая, пропечатывая его несколько раз, что повышает эффективность работы со словарными словами.
Памятка по работе со словарными словами 2 класс
Памятка для работы дома над словарными словами:
1. Прочитать каждое слово не менее 3-х раз по слогам, запомнить написание.
2. Записать слова в тетрадь по памяти или под диктовку.
3. Провести разбор слов:
— разделить слова на слоги
— подчеркнуть все орфограммы («мины») зелёной ручкой.
Условные обозначения разных способов работы со СЛОВАРЁМ:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
«Правописание не с глаголами» ( 4 класс)
Предложения для пунктуационного разбора (9 класс)
Итоговое мероприятие, завершающее курс обучения грамоте.
Урок. Планирование. Русский язык. «Предлоги»
Тесты в формате ЕГЭ по теме «Союзы»
Урок. Конспект. Русский язык. «Кто Что»
Тесты для 10-11 класса
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5364336 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.












