березин диктор биография телевидения
Владимир Александрович Березин
Фото Все
Видео Все
Владимир Березин. Судьба человека с Борисом Корчевниковым
Владимир Березин. Когда все дома
Владимир Березин — биография
Всегда открытый, доброжелательный и обаятельный Владимир Березин стал народным любимцем еще в 1990-х годах, когда занял место главного диктора на Первом канале. Ему доверяют роли ведущего важных мероприятий в Кремле, доверительно называя «кремлевским ведущим», он открывает национальные фестивали и участвует в различных шоу. Несмотря на всеобщую любовь, Владимиру Александровичу пришлось пройти немало испытаний судьбы перед своей известностью.
Детство и семья
Владимир Березин родился в российской глубинке в деревне Топи Орловской области. Мама будущего диктора, Александра Березина, была геологом и работала в Казахстане. Там она познакомилась с отцом Владимира, но создать семью им так и не удалось. Когда женщина забеременела выяснилось, что у мужчины есть жена. Мать будущего диктора приняла решение вернуться в родные Топи и там родить ребенка. Спустя 6 месяцев после родов женщина вынуждена была вернуться на работу в Казахстан. А сын Владимир остался в России на воспитании тети Анны Михайловны.

В одном из своих интервью Березин сказал, что у него две мамы, та, которая его родила и его тетя — мама Аня, которая его воспитала. В 2019 году обе женщины умерли.
Со своим отцом и братьями по отцовской линии Березин все таки познакомился спустя 30 лет поисков в 1996 году.
Образование и начало карьеры
Сразу после окончания школы Владимир Березин поступил в Орловское училище культуры. Параллельно с учебой он был практикантом-диктором на местном телеканале. Где в его успех, кроме Людмилы Юрьевны — звукорежиссера и будущей жены в одном лице, никто не верил. Руководство канала и вовсе намекало, что у Березина нет дикторского таланта. В одном из своих интервью он рассказал, что не нужно расстраиваться и опускать руки, если вас откуда-то гонят, это всего лишь пинок к лучшему.
Так и случилось в карьере Владимира Березина. Он вместе со своей женой Людмилой уехал из Орла в Свердловск. Где с 1980 года он занимал должность руководителя дикторского отдела на местном телевидении. За 10 лет карьеры Владимир Александрович стал настоящей знаменитостью Урала, обрел народную любовь и доверие. В это же время Березин окончил факультет журналистики в Уральском государственном университете.
Взлет карьеры и творческие успехи
Взлет карьеры в биографии Березина произошел по счастливому стечению обстоятельств. На талантливого диктора обратил внимание первый секретарь Свердловского обкома Борис Ельцин, который способствовал его продвижению по карьерной лестнице в Свердловске, а позже в 1990 году и переезду в Москву.
На новом месте диктору доверяют вести две передачи на Первом канале: «Доброе утро» и «Спокойной ночи, малыши». Немного позже к этим передачам добавляется блок новостей «Время».

С 1996 года Владимир Березин работал на телеканале РТР, где тоже вел несколько передач «Мой ХХ век» и «Площадь звезд».
Также всю свою карьеру Березин был одним из лучших конферансье страны и первым представил тогда начинающих и никому не известных артистов Николая Баскова, Валерию и Максима Галкина.
Несмотря на то, что звание Народного артиста России присваивают деятелям кино и музыки, этой наградой был удостоен и Березин. Кроме этого диктор носит звание народного артиста в Ингушской и Чеченской Республиках.
Личная жизнь
Владимир Березин был дважды женат. О личной жизни в первом браке он практически не рассказывает. А со второй женой Людмилой Березин познакомился в Орле во время работы на местном телевидении. Пара разговорилась в автобусе по пути на телеканал, а через пару месяцев уже сыграли свадьбу. Владимир Александрович неоднократно признавался, что именно его жена помогла ему стать лучшим в своем деле. Сама же Людмила Юрьевна признается, что будущий муж ей сразу приглянулся, но с «орловским» говором пришлось поработать.

В браке у них родилась дочь Юлия. Девушка вышла замуж за француза и проживает в небольшой деревне в 150 км от Парижа. Там она нашла свое призвание и работает над реставрацией мебели.
В 2000-х у Владимира Александровича обнаружили тяжелое заболевание, справиться с которым ему помогла доктор по имени Маргарита. После этого семья Березина считает врача своей дочерью, а ее детей Теклу и Джамико своими внуками.
Все свободное время Владимир Березин любит проводить с семьей в собственном доме за городом. Там мужчина держит небольшое подсобное хозяйство из коз, курей, гусей и кроликов.
Владимир Березин сегодня
С начала 2000-х годов концепция ведения телепередач стала стремительно меняться, поэтому Березину пришлось уйти с должности диктора. Этот период ему нелегко дался, об этом в 2017 году он подробно рассказал в популярной передаче Бориса Корчевникова «Судьба человека». Также признался, что эти переживания привели к тяжелому заболеванию, которое он все же смог побороть.
Сегодня Владимир Александрович редко появляется на экранах, все чаще он работает за кадром в качестве опытного ведущего. Тем не менее Березин продолжает быть успешным “кремлевским ведущим”, появляясь на государственных концертах и премиях.
Ссылки
Владимир Березин
Владимир Александрович Березин. Родился 3 апреля 1957 года в Орловской области. Советский и российский диктор, теле- и радиоведущий, журналист. Народный артист РФ. Заслуженный деятель искусства РФ.
Владимир Березин родился 3 апреля 1957 года в Орловской области.
Имеет чеченские и русские корни.
Своего отца он впоследствии разыскал, уже в 1990-е годы. Ему помог бывший вице-президент Республики Ичкерия Зелимхан Яндарбиев, который показал фото отца по чеченскому ТВ. Владимир встретился с отцом и своими братьями.
После окончания школы окончил Орловское училище культуры, факультет режиссуры. Далее окончил факультет журналистики Уральского государственного университета.
В 1980 году Владимир Березин возглавил дикторский отдел на телевидении Свердловска. Он оставался на этом месте в течение 10 лет. Как рассказывал Березин, большую роль в его карьере сыграл Борис Ельцин, тогдашний первый секретарь Свердловского обкома, который обратил внимание на талантливого диктора. Именно он содействовал его карьере в Свердловске. Там же на него обратило внимание руководство Останкино, и он оказался в Москве.
Владимир Березин в молодости
В 1991 году Березин был ведущим программы «Время».
Впоследствии перешёл на канал ВГТРК (РТР). Там же он вскоре получил должность главного диктора канала. После закрытия дикторского отдела на РТР в 1996 году вёл телевизионные передачи «Мой XX век», «Площадь звёзд», а также фестивали «Славянский базар в Витебске» на том же телеканале.
Стал одним из самых узнаваемых лиц отечественного телевидения. Он сотни раз он объявлял имена самых популярных исполнителей и главных политиков. О Владимире Березине говорят, что если он впервые представляет кого-то из артистов, то тому суждено стать звездой.
Часто ведет торжественные мероприятия и концерты в самых престижных залах России, официальные приемы в мэрии Москвы и Кремле. Владимира Березина называют «кремлевским ведущим».
Член Общественного совета при ГУ МВД России по Московской области. Вице-президент общественного фонда «Союз».
Имеет звания Народного артиста России, а также Ингушской и Чеченской республик.
Кремлевские звезды Владимира Березина. Пусть говорят
Рост Владимира Березина: 183 сантиметра.
Личная жизнь Владимира Березина:
Владимир Березин и жена Людмила
Владимир Березин и дочь Юлия
Приемная дочь Владимира Березина Маргарита Куправа с мужем
У Владимира Березина есть внучка Текла и внук Джамико.
Свое свободное время Березин проводит в своем деревенском доме. Разводит коз. Сам их пасет, он признавался, что «больше всего мне нравится петь, когда я один в поле, пасу своих коз». Коз у него шесть, все породистые, высокоудойные.
Владимир Березин
Биография
Лицо Владимира Березина в 1990-е знала вся страна — мужчина появлялся на экранах почти ежедневно, будучи главным диктором российского телевидения. Высокий профессионализм и верность избранному делу принесли мужчине заслуженную народную любовь и славу. Доброжелательный, обаятельный и невозмутимый, он и сейчас остается образцом респектабельного телеведущего.
Детство и юность
Владимир Березин неоднократно высказывался в интервью, что гордится своим происхождением. Мужчина — вайнах, он родился в 1957 году в деревне Топки Орловской области, но своим родовым селом называет Чишки, расположенные в Чеченской Республике. Там родился и вырос его отец, традиционный мусульманин Кавказа.
Мать дала сыну свою фамилию, поскольку жить с отцом ребенка не стала. Уже став известным телеведущим, Березин разыскал родителя и познакомился не только с ним, но и с братьями. Воспитывать мальчика мать не смогла и поручила его крестной — своей тете Анне Михайловне.

Окончив школу, парень решил выучиться на режиссера, поступив в Орловское училище культуры. Еще не получив высшего образования, молодой человек стал осваивать профессию диктора.
Он читал новости на местном телевидении, рассказывая о сборах урожая и перевыполнении планов на заводах. В вуз Березин поступил уже в Свердловске, куда переехал, чтобы начать серьезную телевизионную карьеру. Здесь мужчина получил диплом журналиста, окончив Уральский государственный университет. До этого Владимир успел отслужить в армии.
Телевидение
Владимир Березин носит почетное звание народного артиста России — регалии, которой чаще всего удостаиваются актеры, танцоры и музыканты. Однако телеведущий сумел завоевать уважение и любовь публики, что сделало его «своим» для миллионов зрителей.
А начался путь к славе в Свердловске, где орловский диктор появился благодаря будущему президенту России Борису Ельцину в начале 1980-х. Там за 10 лет Березин построил блестящую карьеру на телевидении, став узнаваемым лицом в каждом уральском доме. Однако на достигнутом мужчина решил не останавливаться и бросил себе вызов, перебравшись в начале 1990-х в Москву.
Эти годы становятся звездными в его карьере. Устроившись на Центральное телевидение, Владимир появляется в эфире по несколько раз в день, ему доверяют вести передачу для детей “Спокойной ночи, малыши”, а также главную информационную программу страны “Время”. С 1996 года телеведущий перешел на канал РТР, где стал главным диктором. К началу 2000-х дикторские отделы в телекомпаниях стали упраздняться, и Березину пришлось переживать непростые времена.
Личная жизнь
Личная жизнь Владимира Березина устроилась прямо на работе. Жена Людмила Юрьевна также трудилась на телевидении, будучи звукорежиссером. Они поженились уже через месяц после знакомства. На свадебном фото молодожены выглядят абсолютно счастливыми. Женщина стала соратником мужа, помогая тому в профессии.

В браке родилась дочь Юлия, которая в молодости занималась конным спортом, а позднее уехала работать во Францию, где осталась жить, выйдя замуж.
Позднее Березин назовет дочерью и девушку Маргариту, которая стала для супругов родным человеком. Рита обзавелась собственной семьей и подарила приемным родителям внуков Теклу и Джамико.
Владимир Березин сейчас
Владимир Александрович сегодня появляется на экранах нечасто. Мужчина все чаще остается за кадром, выступая в качестве консультанта. При этом он продолжает вести многочисленные концерты, торжественные церемонии, фестивали и презентации. Березина не зря называют “кремлевским ведущим”, поскольку высокопоставленные персоны предпочитают именно ему доверять проведение серьезных официальных мероприятий.
В июле 2019 года диктор стал гостем популярного шоу Бориса Корчевникова “Судьба человека”, где вспомнил прошлое и поделился неизвестными фактами биографии, например, подробностями поиска отца и тем, что носит теперь фамилию Березин Ваха Исламов. Телезрители узнали, что в 2000-х диктор переживал тяжелейший период профессионального забвения, который привел мужчину к тяжелой болезни. Однако, пережив трудные годы, Владимир смог вернуться к любимому делу.
БЕРЕЗИН
Владимир
Александрович
советский и российский диктор, актёр, тележурналист, теле- и радиоведущий
Место рождения: Орёл, СССР
Биография
Владимир Березин является актёром, журналистом, телеведущим и диктором. Российский зритель познакомился с мужчиной в 1990-тые годы, когда Березин стал главным диктором отечественного телевидения. Доброжелательным, обаятельным и невозмутимым – таким ведущий предстал перед публикой. Народная любовь и слава пришли к диктору благодаря его высокому профессионализму и верности избранному делу.
Детские и юные годы
Будущий диктор появился на свет в 1957 году 3 апреля в деревне Топки, что в Орловской области. Мужчина является вайнахом и очень гордится своим чеченским происхождением. Фамилию мальчик получил от матери, так как его родители не жили вместе.
Детство Владимир провёл со своей крёстной Анной Михайловной, которая была тётей его матери, поскольку мать сама не могла заниматься воспитанием мальчика. Своего отца, традиционного мусульманина Кавказа, ведущий разыскал уже во взрослом возрасте. Тогда же Березин познакомился и со своими братьями.
После окончания школы парень стал студентом Орловского училища культуры, выбрав для себя профессию режиссёра. В студенческие годы Владимир начал пробовать свои силы в качестве диктора, работая на местном телевизионном канале. Тогда молодому человеку приходилось рассказывать о сборе урожая и выполнении заводского плана.
Окончив училище, Березин переехал в Свердловск (сейчас Екатеринбург), где поступил в Уральский государственный университет. Прежде чем получить диплом журналиста, молодой человек отслужил в советской армии.
Работа на ТВ
Владимир Березин является народным артистом России. Интересный факт, что чаще всего подобного звания удостаиваются представители других творческих профессий: хореографы, певцы, актёры. Однако любовь к ведущему миллионов российских зрителей говорит сама за себя.
Путь к славе Березин начал на свердловском телевидении в начале 80-тых годов, куда он попал благодаря приглашению Бориса Ельцина. За десять лет работы диктор стал узнаваем в каждом уральском доме. Однако мужчина понял, что блестящей карьеры на свердловском ТВ-канале ему не достаточно, тогда он решил покорять столицу. В начале 90-тых годов Владимир переехал в Москву.
Став сотрудником Центрального телевидения, ведущий постоянно появлялся в эфире. Так, он вёл детскую программу «Спокойной ночи, малыши!» и главную информационную передачу России «Время». 1996 год принёс телеведущему новую работу на канале РТР в качестве главного диктора.

Когда в начале нулевых отделы дикторов на ТВ стали упразднять, Владимиру пришлось пережить непростое время. Профессиональное забвение стало причиной серьёзного заболевания, с которым вскоре Березину удалось справиться.
Личная жизнь
Свою вторую половинку мужчина встретил прямо на работе. Его супруга Людмила трудилась звукорежиссёром на телевидении. Влюблённые поженились всего спустя месяц после знакомства. Жена стала верной соратницей Березина, во всём поддерживая своего знаменитого супруга.
Людмила подарила мужу дочь Юлию, которая в юности занималась конным спортом. Спустя время она вышла замуж и переехала жить во Францию. Приёмной дочерью для Владимира и Людмилы стала также девушка по имени Маргарита. Сейчас Рита и сама стала мамой, родив двух детей и подарив своим названным родителям внуков.
Владимир Березин сейчас
Сегодня мужчину нечасто можно увидеть на экране. Чаще всего диктор выступает как консультант в различных проектах, а также выходит на сцену в качестве ведущего различных церемоний, фестивалей, презентаций. Мужчину даже называют «кремлёвским ведущим», ведь именно ему доверяют проводить важные официальные мероприятия.
В 2019 году Владимир стал гостем программы «Судьба человека», где её ведущему Борису Корчевникову рассказал о секретах своей биографии. Также зрители узнали, что теперь фамилия диктора звучит как Березин Ваха Исламов.
Мужчина принимает активное участие в политической жизни страны и является членом партии «Единая Россия».
Владимир БЕРЕЗИН: ИЗ ПРОФЕССИИ В ЖИЗНЬ
Приблизительное время чтения: 15 мин.
— Владимир Александрович, Вы много лет вели программы на телевидении, мы видели Вас практически каждый день. Что произошло? Почему Вы ушли из эфира?
— Я решил, что это будет правильно. Понимаете, профессия телеведущего много мне дала. Она помогла раскрепоститься, достичь мастерства, сделала меня известным, в конце концов. Но теперь, когда эта работа позади, у меня такое чувство, что из комнаты с ее четырьмя стенами я вышел в огромный мир! И не случайно это совпало с моим опытом церковным.
— Что для Вас сейчас в жизни важней всего?
— Моя жизнь. Это нечто совершенно новое для меня и очень важное. Потому что еще три года назад я, не сомневаясь, ответил бы на этот вопрос, что, конечно, главное — моя профессия. Я себя практически полностью со своей работой идентифицировал. И только в пятьдесят лет понял, что это далеко не самое главное.
Если тебя узнают на улицах — это, конечно, признание. Но признание только твоих профессиональных качеств, не более того. Можно быть хорошим профессионалом и при этом плохим человеком. Быть успешным в работе и одновременно несчастным в жизни. Сводить себя только к собственной профессиональной составляющей — кощунственно.
— Но что же все-таки изменилось?
— Я стал работать с «живой» публикой: от ста человек на каком-нибудь приеме до пятнадцати тысяч в «Олимпийском». Выйти к людям напрямую — это совершенно новое состояние. Когда работаешь в телестудии, перед тобой только камера — оптический прибор, стекло. И вот возникает вопрос: с кем ты разговариваешь, к кому обращаешься? И в конце концов «придумываешь» себе зрителя, возникает некий его «виртуальный» образ. А теперь — вот они, люди. Сначала, когда надо было выходить на сцену, я, со всем моим огромным опытом телеведущего, просто дрожал. Но постепенно привык, и пришла легкость.
— Реальные люди оказались не такими, как Вы себе представляли?
— Они оказались намного интереснее. Каждый раз не знаешь, какая будет реакция, но это всегда общение! Это живая энергия, обмен эмоциями. Потрясающее чувство — видеть перед собой не объектив камеры, а глаза людей! Моя новая работа — настоящее творчество. А у телеведущих с творчеством сейчас не очень — ценится, скорее, стандартность, чем индивидуальность. Вспомните дикторов старшего поколения — Кириллова, Балашова. Они были принципиально разные. Подобно актерам в театре, они создавали свои собственные сценические образы. А что мы видим сегодня? Ведущим может стать совершенно случайный человек, которого так же легко поменять на любого другого, они все на одно лицо.
— Это соответствует времени. Раньше, что ни говори, телевидение было фактом культуры и искусства. Сегодня зачастую это коммерция, бизнес. И если раньше оно «вело за собой», то сейчас это, скорее, какая-то обслуживающая функция, фон. Можно включить «ящик» и при этом даже не смотреть на экран, не обращать на него внимания.
— А кто виноват? Телевизионщики?
— Ну и зритель в какой-то мере. Ведь телевидение — адекватно современному обществу. И если оно стало таким, значит, именно таким на определенном отрезке времени его хотел видеть зритель: прежде всего, развлекающим, отвлекающим. Но, мне кажется, сейчас начинается интересный процесс: люди начинают меняться. Им нужно уже что-то принципиально другое, чем в последние десять лет. Сегодня мы ждем от эфира того, что в актерском ремесле называется вторым и третьим планом. И этот наш «спрос» рождает предложение.
Миф образа и реальность человека
— Вы много общаетесь со звездами и знаете, какие они на самом деле. Кто из них кажется Вам сегодня наиболее мифологизированным?
— Алла Пугачева, конечно. Я восхищаюсь ею как певицей, но намного больше люблю как тонко чувствующего и думающего человека. О Пугачевой много напридумано. Пресса создает ей образ великой и своенравной «примадонны», который, поверьте, далеко не в полной мере соответствует реальности. Но Алла Борисовна не такой человек, чтобы что-то пытаться доказывать.
— Для Вас как для человека публичного существует проблема звездной болезни?
— Конечно, профессия к этому располагает. Скажу больше: большинство известных людей в той или иной степени прошли эту стадию зацикленности на себе. Но каждый раз, когда просыпается тщеславие, я вспоминаю свои первые дни в Останкино. Я вдруг начал встречать в коридорах тех, кого раньше видел только на экране. И к каждому радостно подбегал и здоровался. Я был искренен, я их любил! Но практически все «звезды» вели себя, как мне тогда казалось, не совсем адекватно: раздражались, шарахались в сторону.
— Так вести себя разве хорошо?
— Для меня это было хорошо. Это была наука. Во-первых, со временем я многое понял в их поведении. Дело в том, что трудно даже представить себе, насколько велико давление общества на узнаваемую личность. Это такое пристальное и не всегда доброжелательное внимание. Если присмотреться, что творится вокруг Останкино, то мы увидим, что там постоянно находится множество самого разного народа — поклонники, фанаты, те, кто хочет «попасть в телевизор». И есть просто нездоровые люди. Выходя из телецентра, я постоянно встречаю людей, зачарованно глядящих на Останкинскую башню, шепчущих что-то… Это видеть жутковато. И, понятное дело, боишься быть атакованным одним из этих людей.
Во-вторых, я получил прививку от звездной болезни. Я не хочу принести другому боль, которую когда-то испытал сам. Надо быть благодарным, когда тебе оказывают внимание. Если просят автограф, нельзя отказывать: я обязательно спрашиваю имя, подписываю и желаю удачи.
— Как Вам кажется, сложившийся образ может тяготить артиста? Ведь, возможно, в жизни он намного более интересный человек, чем на сцене.
— Если человек умен, то он четко разделяет: одно — работа, другое — жизнь. В качестве примера я приведу Иосифа Кобзона, которому это очень хорошо удается. Я восхищен его профессионализмом. За кулисами это довольно простой, открытый для общения человек. Но на сцене он совершенно преображается. Это уже Народный артист. Жесты, мимика, походка — все другое. Мы видим перед собой сценический образ. И я считаю, что это принципиально важно. У каждого артиста должна быть своя мифология, своя история. Он не может и не должен быть «соседом по лестничной клетке». Нужна тайна, миф. Это особенность профессии, иначе и публике не интересно и для артиста опасно. Потому что если вдруг миф и реальность смешиваются, а сценический образ становится человеческим качеством, то жизнь рушится. Начинаешь путаться, теряешь ориентиры. Это очень тяжелый период — период растерянности.
— Но ведь публика воспринимает образ артиста и его личность как единое целое. Может, надо и на сцене быть самим собой?
— Я так не считаю. Если актер в театре, играя злодея, и в жизни попытается быть злодеем, ничем хорошим это не закончится. Мне кажется, здесь всегда важно помнить, что сценический образ надо оставлять на сцене. А жить надо человеком. Сцена и жизнь никогда не должны меняться местами.
— Вы так рассказываете о «периоде растерянности», как будто сами его переживали?
— Действительно, переживал. Это было в девяностые годы, когда я семь дней в неделю в прайм-тайм вел передачу на РТР. Рейтинги были просто колоссальными, что, конечно, не могло не питать мое тщеславие. Руководство говорило мне: «Володя, Вы стали лицом канала. Когда Вы в эфире, нас смотрят все». Это было пиком моей популярности, и вот тут как раз произошло то, о чем я говорил: путаница. Быть «звездой по жизни» — очень тяжело. На самом деле, это скучное и тяжелое состояние, когда каждую минуту тебя узнают. Хочется простых человеческих радостей, но реализовать их я уже не имею права. Потому что «звезда» и должен соответствовать своему экранному образу. Я не могу расслабиться и просто быть собой. Помню, как-то раз выскочил в магазин и надел при этом на голову первую попавшуюся кепку. Я просто за продуктами пошел, и мне было абсолютно все равно, как я при этом выгляжу. Но вот кто-то из людей меня узнал и обратился ко мне по имени, и все стали оглядываться… Я как-то автоматически реагирую, что-то отвечаю, а думаю только об одном: о том, что кепка совершенно не подходит к остальной одежде и что я разрушаю свой имидж. Я просто зациклен был на этой своей «звездности»!
— И как Вы преодолели этот кризис?
— Бог привел меня в Церковь. И если бы этого не случилось, не знаю, что со мной было бы.
— Потом мы все-таки поехали на охоту. Но какие утки? Вы что? Для меня только что новый мир открылся!
После этого я полгода каждую неделю на выходные за свой счет летал в Татарстан в Раифский монастырь. Жил в келье. Меня приняли как друга. Молодым монахам было забавно — они ведь тоже телевизор смотрят. В келье я словно возвращался к самому себе! Разрозненные кусочки жизни, наконец, соединялись воедино — и возникало бытие человека. Я как будто перешел на другую сторону улицы. Шел до этого по улице и думал, что она нормально освещена. А потом перешел на другую сторону и понял, что, на самом деле, там, где шел раньше, и вовсе солнца не было. А солнце — оно тут.
— Не было желания остаться в монастыре?
— Был такой порыв. Я действительно думал: как же это потрясающе, что, живя в келье, я могу «возвращаться к самому себе». Все тревоги и суета остаются за стенами монастыря, а здесь повсюду — любовь. Почему не остаться навсегда? И я представил себе: я — монах! Ух ты! Так ново и интересно! Но одно дело быть дорогим гостем и жить в келье два дня. И совсем другое — быть монахом, нести послушания и знать, что это на всю жизнь. Это очень серьезный выбор.
— А как эту ситуацию прокомментировал Ваш друг батюшка?
— Очень спокойно. Сказал, что священники — тоже люди. А потом добавил, что не все они — такие, что это не закон Православной Церкви, а исключение. Потом мы много раз возвращались в своих беседах к этой истории. И отец Кирилл всегда подчеркивал, что есть Бог и вера, а есть люди — со своими характерами, со своими проблемами. Но в Церковь мы приходим не к ним, а к Богу.
Тогда в кафедральном соборе я пережил настоящее разочарование, но это был первый урок того, что надо учиться терпеть и прощать. Как это безмерно сложно! Мне легко попытаться войти в положение человека и понять, почему он что-то делает. Но прощать — это куда труднее. Я ведь живой, и, если меня обижают, появляется искушение ответить. Как вспомню, как я тогда отреагировал! Кричал, требовал архиерея, чтобы пожаловаться. Напоминал, какой я крутой, что я «звезда» и как они смеют при мне так себя вести. И как много я для церкви делаю. Просто искушение какое-то.
Ну и, конечно, этот случай остановил и все мои мысли по поводу ухода в монастырь. Отец Кирилл тогда сказал мне: «Видишь, Господь дал тебе знак не торопиться». То есть если эта ситуация меня шокировала и чуть не разрушила представление о Церкви, значит, к монастырю, с его, возможно, еще большими искушениями, я, тем более, не готов.
— Для людей шоу-бизнеса соприкосновение с Церковью не создает проблем в профессии?
— Наоборот, такое соприкосновение множество проблем решает. Человек, который работает в шоу-бизнесе, не может не переживать духовные кризисы — ведь он занимается творчеством. Это большая работа души, сердца и мысли, постоянный поиск. А в поиске всегда есть тупики. Но для меня важно то, что часто повторяет отец Кирилл. Он говорит, чтобы я не торопился. Я очень высоко ценю эти слова. Ведь представьте себе: нас же множество таких, как я, — задающих вопросы, жаждущих ответов. Если мы все одновременно, сломя голову, бросимся вперед — вдруг кто-то из нас упадет… Мы же его растопчем! Главное — священники остаются рядом с нами, не уходят куда-то за духовный горизонт, не бросают нас. Иногда даже вынуждены идти как бы вспять, возвращаются навстречу. Слава Богу, такие люди в Церкви есть.
— Ответов на какие вопросы Вы ждете от Церкви?
— На главные! Это вопросы смысла: почему? зачем? Раньше, в моей молодости, была наивная иллюзия, что на них может ответить партия. Партия испарилась, а вопросы остались и останутся до конца. И к кому мне с ними идти? К Путину? Я знаком с ним лично, мы здороваемся за руку, общаемся. Я понимаю, что в душе его есть те же самые вопросы и сомнения. Он такой же думающий, мучающийся, сомневающийся человек! В этом смысле у всех нас одни и те же проблемы. И куда идти за ответом, как не в Церковь?
Один из главных для меня вопросов: почему именно такой путь складывается у человека, почему именно такая жизнь? Вот жил я в деревне, в Орловской области. Думал, что окончу школу и стану ветеринаром. И мог бы им стать! И был бы, наверное, тоже счастлив! Но жизнь моя сложилась иначе. Почти случайно пришел я в журналистику, потом на местное телевидение. Там на меня случайно обратил внимание Борис Николаевич Ельцин и пригласил работать к себе в Свердловск. А там меня заметило руководство Останкино и я оказался в Москве. Почему? Зачем? За что мне дан именно этот путь?
А какой случайностью можно объяснить, что всего за три дня до первой чеченской войны мне удалось разыскать в Чечне моего отца? Я искал его тридцать пять лет! И вот именно в тот момент поехал с Махмудом Эсамбаевым на гастроли в Чечню и фотокарточку молодого отца, с которым мама давно рассталась, показали там по телевидению. И вдруг он нашелся! Всего через три дня было бы поздно. И никогда бы не увидел своих кровных братьев, а ведь двое из них погибли на этой войне, в этом кошмаре. Почему мне была дана эта встреча, которой по теории вероятности просто не могло произойти?
Я не лучше других людей. Раньше, когда проходил свой «звездный путь», я ощущал себя особенным, не таким, как все. Мне казалось, что моя жизнь значительнее и важнее, чем жизнь какого-нибудь «простого человека». Но теперь я читаю в Евангелии, что Бог любит нас всех одинаково.
Вот сосед моей мамы Николай Иванович. Он в деревне прожил всю жизнь и другого не знает. Но это не значит, что он несчастен! И ему Господь дал свой дар — жить именно так, именно здесь. И от этого жизнь его не стала лучше или хуже. Она просто другая, но не менее настоящая. А вот мой друг — баснословно богатый человек. Когда он был в плохом настроении, я спросил: «Почему ты печалишься?» — «А чему радоваться?» — «Ты живой, здоровый. Денег у тебя столько, что и правнукам хватит». Он подумал и ответил: «Березин, почему меня должно радовать то же самое, что радует тебя? Я тебя намного богаче, я другой. И для радости мне нужно другое, чем тебе».
— И как Вы отреагировали?
— Я был безмерно признателен за то, что он мне это сказал. Его слова — для меня повод снова задуматься о том, что такое счастье и так ли много для него надо. Как же далеко можно уйти по ложному пути, если считать, что счастье зависит от каких-то внешних обстоятельств!
— Если вернуться к Вашему кризису, что Вы вынесли из него?
— Я стал лучше разбираться в себе, многое расставил по местам. Кто я — звезда? Казалось, я так к этому стремился — это ведь признак успеха. Только в Церкви я понял, что профессия — это несравнимо мельче, чем жизнь. При этом многие, очень многие вопросы для меня пока остались неразрешенными. Но я научился еще одной очень важной вещи — терпению и умению ждать. Я понял, что ответ не может прийти сразу.


















