березовая роща дорога жизни
Дорога жизни блокадного Ленинграда
В Петербурге и Ленинградской области есть много памятников, посвященных Великой Отечественной войне, неразрывно связанных с блокадой Ленинграда. Особое значение занимает Дорога Жизни.
С 12 сентября 1941 по март 1943 года Дорога Жизни была аортой, главным сосудом, поддерживающим жизнь Ленинграда. Она давала возможность эвакуировать ленинградцев из осажденного города и доставлять еду и топливо тем, кто в нем остался. Свое название дорога получила в военные годы. В настоящее время это историческая мемориальная трасса, признанная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые памятники вдоль Дороги Жизни появились в 1960-х годах. Они стали составляющей «Зелёного пояса славы Ленинграда». Постепенно их количество увеличивалось.
Сухопутная часть Дороги Жизни — автомобильная региональная трасса 41К-064, бывшая А-128. Ее протяженность составляет около 44 км. Это автодорожный выход из Санкт — Петербурга во Всеволожский район и город Всеволожск. Она начинается с Рябовского шоссе, а заканчивается у Осиновецкого маяка. Километры Дороги Жизни отсчитывают 46 памятных столбов вдоль шоссе. По ним легко ориентироваться.
По какой дороге проходила Дорога жизни
Современная трасса не повторяет дорогу военных дней в точности. Предполагают, что по мере приближения к Ладожскому озеру, основная дорога начинала ответвляться на многочисленные лесные дорожки.
Ниже на карте схематично отображены указанные участки Дороги жизни.
Шоссе Дорога Жизни начинается на пересечении Рябовского шоссе и КАД. Выехать на Дорогу жизни можно с Рябовского шоссе.
По Дороге Жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии
В этой статье внимание будет уделено участку Дороги Жизни от границ сегодняшнего Санкт-Петербурга до Осиновецкого маяка.
Для экскурсии по Дороге Жизни лучше всего воспользоваться собственным автомобилем.

0 километр Дороги Жизни находится рядом с КАД.
Памятный знак «Регулировщица»
Первый километр. Памятный знак «Регулировщица» был установлен в 1986 году рядом с железнодорожным переездом Рябовский у первого столба, отмечающего нулевой километр Дороги жизни. При строительстве КАД в 2005 году знак снесли, но позже восстановили на первом километре. На памятном знаке изображена девушка в военной форме с флажком в руке. В военное время водителей ориентировали регулировщики с флажками. В основном это были молодые женщины. Они стойко несли свою службу в любую погоду и не покидали посты даже во время бомбежек.
В памятный комплекс первого километра входит также советская зенитная пушка 52-К калибра 85 мм, разработанная в конструкторском бюро завода имени М.И.Калинина в 1939 году. Мощная и надежная артиллерийская система была взята на вооружение Красной Армии в том же году. Всего за годы войны с помощью 52-к было сбито 4047 вражеских самолетов.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Третий километр. Расположенный на нем мемориальный комплекс увековечивает память детей, живших в блокадном Ленинграде. Им выпали тяжелейшие испытания. Они умирали от голода, гибли во время бомбежек. Памятник посвящен и тем ленинградским детям и подросткам, которые работали во время войны на заводах, тушили зажигательные снаряды, совершали маленькие подвиги во имя победы.

Открытие 15-метрового памятника «Цветок жизни» состоялось в 1968 году. Каменная ромашка имеет 5 лепестков. Плиты внизу цветка похожи на листья. На четырех — надпись из детской песни «Пусть всегда будет солнце», а на пятом — улыбающийся мальчик-пионер. На плите рядом с памятником надпись — посвящение детям блокадного города: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941 – 1944».

От «Цветка жизни» начинается Аллея дружбы, которая ведет к месту скорби — кургану с 8 стелами — трагичными страничками дневника Тани Савичевой с датами смерти всех ее родных. Дневник Тани вошел в историю города и Великой Отечественной войны. Девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но она умерла в 1944 году от недугов, развившихся от перенесенного голода.

Комплекс окружает березовая роща. 900 деревьев символизируют 900 дней блокады. В 70-е годы прошлого века возникла традиция повязывать на стволы берез красные галстуки в память о детях блокадного Ленинграда. Она сохранилась и в наши дни.

В роще установлена памятная плита Александру Даниловичу Левенкову, автору «Цветка жизни» и других мемориалов на Дороге Жизни.
Мемориал «Балтийские крылья»
Памятник «Балтийские крылья» расположен недалеко от столба, отмечающего шестой километр Дороги. В 1941-1943 годах на этом месте был размещен аэродром морских летчиков, служивших на Балтийском флоте. Их самолеты оберегали Дорогу и город. Героический подвиг летчиков олицетворяет памятник в виде самолета, врезавшегося в землю. Поблизости от шестого километрового столба расположен музей — усадьба Приютино, в котором когда-то жило семейство Олениных, а в годы войны размещалось общежитие военных летчиков.
Памятник полуторке
На десятом километре в 2012 году был установлен бронзовый памятник «машине — солдату» — легендарной «полуторке» и военным автомобилистам Дороги Жизни. Почетное звание солдата грузовик «ГАЗ-АА» получил за свою фронтовую блокадную службу — на эти машины легла основная нагрузка по перевозкам людей и грузов по суше и по льду Ладоги. Интересно, что первые автомобили ГАЗ — АА были собраны на Горьковском автозаводе в 1932 году по американским чертежам компании «Ford».
Мемориал «Румболовская гора»
Около города Всеволожска, в месте пересечения десятого километра Дороги с Колтушским шоссе, размещен мемориал «Румболовская гора». Он прославляет стойкость и мужество защитников города. Четыре величественных листа дуба символизируют силу, четыре лавровых — славу. Между ними лежит маленький желудь — олицетворение надежды на возрождение жизни. Строки стихов Ольги Берггольц выгравированы на стеле рядом с памятником.
Исторический участок Дороги жизни
Мемориал «Катюша»
На семнадцатом километре размещен величественный памятник «Катюша». Он посвящен зенитной части, прикрывавшей Дорогу жизни и аэродром. 14-метровые стальные балки символизируют стволы зениток реактивной установки. На каменной стеле выбиты слова: «Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим Героям бессмертная Слава».
Братское кладбище
Памятное место между тридцатым и тридцать первым километрами — Братское кладбище рядом с деревней Ириновка. В нем захоронено около 500 человек, военных и штатских. На кирпичной стене, расположенной у шоссе, размещены таблички с именами захороненных здесь людей. Тела погибших на Дороге жизни людей хоронили в выкопанные здесь ямы. Иногда их обертывали в холст, когда его не было — просто в одежде. Но всегда старались найти у покойных документы, чтобы братская могила не была безымянной.

На мемориальной плите рядом со стеной выгравированы стихотворные строки Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

Авторы идеи памятника «Разорванное кольцо» — архитектор В.Г. Филиппов и скульптор К.М. Симун.
Константин Михайлович Симун умер 4 сентября 2019 года. По этой ссылке можно ознакомиться с интервью с выдающимся скульптором
По обе стороны от памятника находится зенитка и мемориальная стела со стихотворными строками Бронислава Кежуна: «Потомок, знай! В суровые года, верны народу, долгу и Отчизне, через торосы ладожского льда, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!»

Вечный огонь у «Разорванного кольца» был зажжен 9 мая 2015 года. Его привезли с Пискаревского мемориального кладбища.

Музей «Дорога жизни»
Музей находится в поселке Ладожское Озеро, на сорок пятом километре. На прилегающей к нему территории размещены техника и орудия, участвовавшие в перевозке и защите Дороги Жизни: автомобили, катера, корабельные пушки, самолет и многие другие экспонаты.


Адрес музея: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58
Рядом с музеем расположен Осиновецкий маяк высотой 70 метров. Он был построен в начале 20 века, действует до сих пор. Его свет виден на 40 км. Маяк входит в десятку самых высоких маяков мира — занимает девятую строчку.

Памятники на станции Ладожское Озеро
На станции Ладожское Озеро, на сорок шестом километре Дороги, есть еще несколько знаковых достопримечательностей:
По какому озеру проходила Дорога жизни
Станция — конечная точка сухопутного исторического маршрута. Здесь сходятся автотранспортное шоссе с железнодорожной ветвью и начинается водная часть Дороги Жизни.

Ладога была единственным возможным путем эвакуации ленинградцев и доставки грузов с Большой земли, поскольку его юго-западное и юго-восточное побережья удерживали наши войска. Летом во время навигации на водном отрезке пути использовали баржи Северо-западного речного пароходства, зимой в ледостав их сменяли автомашины.

Ладогу издавна считали непригодной для судоходства из-за высоких волн, которые достигают двух метров, и частых штормов. Еще при Петре I был вырыт Староладожский канал в обход опасного озера, а еще через сто лет — Новоладожский канал из-за обмеления Староладожского. На берегах самого озера к началу войны не было пристаней и пирсов. Осенью 1941 года были срочно сооружены пирсы, построены склады и вырыты землянки, проведены дноуглубительные работы на 2,5 метра.
Но наступившая зима и установившийся ледостав потребовали других решений. На зимней трассе через озеро начали происходить непонятные аварии: под лед проваливались легкие автомобили, а тяжелые благополучно передвигались даже по тонкому льду. К изучению проблемы были привлечены ученые Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. Они провели расчеты по износу льда и условиям пролома. Для фиксации колебаний льда ученые создали специальный прибор «прогибограф» для изучения колебаний льда.
50 пробиографов разместили на ледяной трассе и зафиксировали их показания. Оказалось, что проблема была связана с прочностью льда и резонансом скорости легкой машины со скоростью движения волны, которая составляла 35 км. Тяжелые машины ездили с меньшей скоростью, поэтому резонанс не возникал. Было принято решение уменьшить скорость движения легких машин, чтобы исключить подобные ситуации в будущем. В военных условиях на льду Ладоги было проведено сложное научное исследование, которое помогло сохранить жизни людей и технику, а позже развилось в обособленную обширную область знаний.
Длина дороги через Ладогу составляла примерно 30 км. Трассу прокладывали на мелководье, где лед был надежней. Ее часто меняли — по одному следу проезжало не больше 60 автомобилей. На каждом километре стоял регулировщик. Их фонари помогали водителям не сбиться с трассы. За трещинами следили ледовые наблюдатели. Поломанные машины ремонтировали прямо на льду, а людей пересаживали в машины, которые находились недалеко. На Дороге работали тысячи людей, направлявшие колонны самыми безопасными маршрутами. Ежечасно и ежедневно они рисковали своей жизнью.
Для защиты Дороги на льду расположили стрелковую и артиллерийскую линии. Орудия передвигали с места на место, что дезориентировало противника.
Ледяная Дорога Жизни подвергалась постоянному артобстрелу и бомбежкам немецкой авиации. Усложняли транспортировку суровая погода и крутой нрав Ладоги. В этих чудовищно тяжелых условиях водители старались совершать две поездки — они работали круглосуточно, ведь от них зависела жизнь сотен тысяч людей. При движении машин двери у многих из них были открыты, чтобы водитель успел выпрыгнуть, когда машина начнет тонуть.
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни, составило больше 1 млн. 615 тыс. тонн. За это же время было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.
Доподлинно неизвестно, сколько людей погибло на Дороге Жизни. Грузовики доставали со дна Ладоги еще несколько десятилетий после окончания войны.
Алабушевцы планируют добиться присвоения высаженной ветеранами роще мемориального статуса
В субботу, 23 мая, жители Алабушево собрались у березовой рощи, посаженной в 1965-1967 годах в честь Победы. Причиной встречи стала озабоченность судьбой данного участка.
Несколько дней назад на сервисе Циан было размещено объявление о продаже 70-ти соток между ул. Горького и ул. Железнодорожная в Алабушево. Использовать их предлагалось для размещения бани, сауны, хостела и тому подобного. Эта информация вызвала у населения массу негодования. Согласно публичной кадастровой карте, территория относится к землям населённых пунктов и является зоной рекреационного назначения. То есть она предназначена для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. К тому же расположенная на ней роща, появившаяся в селе по инициативе Алабушевской школы и при участии учителей, школьников и ветеранов ВОВ, давно превратилась в одно из любимых и памятных мест.
Также накануне стало известно, что власти намерены судиться с выставившим землю на продажу арендатором и подготовили документы на расторжение арендного договора. По словам представителя администрации городского округа Солнечногорск, «никакие вырубки вестись не будут». Местные жители, в свою очередь, планируют добиться присвоения роще мемориального статуса во избежание дальнейших посягательств, в том числе они начали поиск записей о ее закладке. В будущем, надеются алабушевцы, здесь установят таблички и лавочки.
P. S. Как сообщают жители, объявление менялось несколько раз. В итоге из него была полностью удалена часть, касающаяся возможного использования земли.
Трасса Дорога жизни 3-й км: мемориал Цветок жизни
Черные дни истории оставили глубокий шрам на теле города. 900 блокадных дней стали роковыми для тысяч людей, в том числе и для маленьких ленинградцев. Дети росли в холодном Ленинграде под разрывающимися бомбами, и, не раздумывая, отдавали свои жизни во имя победы. Дети и подростки работали вместо взрослых, готовились стать связистами, разведчиками, санитарами и в любой момент были готовы оказать посильную помощь за оборону города. Дети из последних сил защищали родной город, совершали подвиги, становились героями. посмертно. Более 15 тысяч детей, и девочек, и мальчиков, получили медаль «За оборону Ленинграда».
По дороге из Санкт-Петербурга к Ладожскому озеру, недалеко от железнодорожной станции Ржевка, стоит высокий каменный цветок, который издалека привлекает внимание всех проезжающих мимо. Это мемориальный комплекс «Цветок жизни«. Он входит в число мемориалов Зеленого пояса славы. Адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, 3-й км Дороги Жизни, трасса А-128. В мемориальный комплекс входит цветок высотой около 15 метров, роща из 900 берез, Аллея Дружбы и курган с текстом из блокадного дневника Тани Савичевой. Установлен «Цветок жизни» 28 октября 1968 года в память о погибших детях осажденного города.
Цветок имеет 5 лепестков, на 4 из них детской рукой написаны строки из известной песни «Пусть всегда будет солнце», на пятом лицо улыбающегося мальчика. Снизу цветок обрамляют два ряда наклонных плит, как листочки, довершающие композицию. Рядом с цветком стоит плита с надписью:
Во имя жизни и против войны.
Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов
С правой стороны от цветка высажены 900 берез, по одному дереву за каждый день осады. Здесь алеют яркие пионерские галстуки, повязанные на белые стволы берез в память о детях, защищавших город.
От центрального мемориала отходит красивая ровная аллея лип, в 1984 года Аллея дружбы, соединила цветок с дневником Тани Савичевой. На липах тоже можно увидеть повязанные красные галстуки. Вдоль аллеи дорожка и стоит ряд плит, на каждой из которых высечены имена пионеров-блокадников, имена детей-героев и их подвиги.
Аллея Дружбы ведет нас к траурному кургану, который состоит из 8 бетонных плит. Это странички из дневника маленькой девочки, которая вела дневник и записывала даты смертей всех своих близких. Странички дневника Тани Савичевой стали символом блокады, также именно эта маленькая записная книжка была представлена на Нюрнбергском процессе, в качестве подтверждения и обвинения действий фашизма.
Невозможно без содрогания сердца вспомнить те дни. Это подтверждают душераздирающие стихотворные строки о детях войны. Все это в их честь, светлая им память, низкий поклон и огромное спасибо.
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
а Митька под ступенькою порога
нашёл конфету, кто-то потерял.
Стоит и смотрит он на счастье,
забыл уже и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрице ведь поменьше лет.
Зажав конфету в кулаке, домой
летел пацан к малой сестрёнке-
вдвоём остались лютою зимой-
пусть будет радость у девчонки.
Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
туда, где был когда-то магазин…
но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один…Один…
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал…
Парк «Березовая роща» в Москве

«Березовая роща» — небольшой, но уютный парк, расположенный в Хорошевском районе Москвы. Как и многие другие зеленые зоны столицы, парк не раз становился объектом споров и разбирательств между городскими властями, экологами и горожанами. Несколько раз парковую зону готовили под снос, чтобы освободить место под строительство элитного жилья. Но жителям района удалось противостоять планам застройки. В итоге парк не только оставили в покое, но и благоустроили. Сегодня парк «Березовая роща» у метро «Полежаевская» — это современное место для прогулок и активного времяпрепровождения. Общая площадь парка составляет всего около 42 га, но на этой территории уместились прогулочные, беговые и велосипедные дорожки, игровые зоны для детей разного возраста, площадка для выгула собак и кафе. А с приходом зимы в парке появляются бесплатный каток и лыжня. Исходя из названия, посетители парка ожидают увидеть в нем березы. Однако деревьев этого вида здесь не так много, в парке преобладают липы, клены и ясени.
История парка
В конце 50-х годов прошлого века в Хорошевском районе шла активная застройка. Многоэтажные дома вырастали один за другим. Местным жителям была необходима организованная территория для прогулок и физических активностей. Парк был разбит на месте бывшего пехотного лагеря на Ходынском поле. Первые несколько десятилетий внушительная часть «Березовой рощи» была закрыта для обычных людей, т. к. ее продолжали занимать военные. Только к 2000-м годам большая часть земли была передана городскому управлению и постепенно тоже была облагорожена для прогулок.
21 июня 1998 года в Москве прошел мощный ураган. Парк «Березовая роща» тогда сильно пострадал. Многие деревья были повалены или переломаны. Общая сумма ущерба, нанесенного объектам разного типа по всему городу, была оценена в 1 млрд рублей. Вместо уничтоженных стихийным бедствием деревьев в парке были высажены молодые березки и липы. Одновременно был проведен целый комплекс работ по благоустройству.
Из-за процессов эрозии почвы на юго-восточной стороне парка на поверхность вышли кирпичи, являющиеся сводом бомбоубежища, находящегося под старыми домами.
Наше время
К сожалению, парк до сих пор полностью не восстановился после урагана 90-х годов. Прежде он выглядел намного гуще, но это вопрос времени. Зато на сегодняшний момент все притязания на территорию «Березовой рощи» со стороны городских властей в прошлом. Центральная часть парка остается под контролем Министерства обороны. Со всех сторон она обнесена забором. Там базируются топливные хранилища и другие хозяйственные объекты. Из-за этого парк условно делят на две части. Обе они полностью благоустроены как для спокойного отдыха, так и для физических активностей. С северной стороны находятся ресторан «Березовая роща», детская площадка, зона для выгула собак и бытовые помещения. На южной стороне, помимо пешеходных, беговых и велодорожек, есть еще одна детская площадка и футбольная зона. Также в этой части расположены здание поликлиники, администрация парка, голубятня и общежитие, переделанное из казармы. Район у парка «Березовая роща» плотно застроен, поэтому недостатка в посетителях нет.
В 2014–2015 годах в парке была проведена еще одна реконструкция, в ходе которой у беговых и велодорожек появилось новое покрытие, под навесами были установлены фитнес-тренажеры для занятий на воздухе. Помимо этого в «Роще» появилась сцена, где периодически проходят концерты, творческие вечера и другие мероприятия. В вечернее время все дорожки хорошо освещаются.
В зимние месяцы в парке появляется каток с искусственным покрытием. Большим плюсом является наличие теплой раздевалки. Небольшие детские аттракционы здесь тоже есть.
Помимо лип, кленов и ясеней, в парке растут яблони, небольшое количество уцелевших тополей, ив, пихт, каштанов и два дуба возрастом более 50 лет. Также в северной и северо-западной частях «Березовой рощи» можно увидеть сосны и ели.
К большой радости детей и взрослых в парке «Березовая роща» постоянно встречаются белки. В период реконструкции многие посетители писали о том, что больше не видят этих маленьких зверьков. Однако после окончания работ белки вернулись в любимые места. Судя по отзывам, ловкие грызуны не боятся людей и то и дело пробегают мимо. Некоторые из них берут еду прямо из рук. Также на территории парка живет большое количество ворон.
Официальный сайт у парка «Березовая роща» до сих отсутствует. Все необходимую информацию можно получить из открытых ресурсов или обратившись в администрацию парка.
Как добраться до парка Березовая роща
Парк «Березовая роща» находится в Хорошевском районе, относящемся к Северному административному округу Москвы. В некоторых источниках адрес парка определяется как ул. Куусинена, 8а. Однако это не совсем верно. На самом деле в этом месте расположен одноименный ресторан. «Березовую рощу» нужно искать между улицей Куусинена и проездом Березовой Рощи. Самыми заметными ориентирами являются высотный жилой комплекс «Гранд Парк» и ВЭБ Арена. Добраться до сюда можно разными способами:













