березы с красными платками на дороге жизни
Ученики 214 гимназии привезли цветы к гранитным страницам из дневника Тани Савичевой На странице на букву «О» она написала единственно возможное: «Осталась одна. Таня». Мало кто знает, что здесь нет одной страницы. Это очень символично. Здесь
Ученики 214 гимназии привезли цветы к гранитным страницам из дневника Тани Савичевой
На странице на букву «О» она написала единственно возможное: «Осталась одна. Таня». Мало кто знает, что здесь нет одной страницы. Это очень символично. Здесь не случайно пропуск. Есть ещё одна страница на букву «У». Эта девочка могла написать только одно: «Умерли все».
Всем детям, погибшим во время Блокады.
Ученики 214-ой гимназии опоясали 900 берёз на Дороге жизни новыми пионерскими галстуками. Символические красные треугольники ребята изготовили самостоятельно. На них потратили 300 метров красной атласной ткани. Дату обновления аллеи выбрали не случайно. 19 мая – День рождения пионерии.
Такое мероприятие в нашем лицее проходит впервые. Именно посвященное пионерии. Вообще, благотворительными акциями мы занимаемся часто. Мы убираем памятники, посвященные блокаде, заботимся о них. Но памятники, которые были бы связаны именно с блокадой и с пионерией, такое мы делаем впервые,
— рассказала Ольга Бояр, председатель своета старшеклассников 214-ой гимназии.
Приехали на березовую аллею, к цветку жизни, чтобы в память о детях блокадного Ленинграда повязать 900 галстуков, которые они изготовили своими руками,
— рассказал Леонид Щукин, директор лицея №214.
Галстуки повязывали с радостью. Все же победили.
Как повяжешь галстук, береги его.
Он ведь с нашим знаменем цвета одного.
А под этим знаменем в бой идут бойцы
За отчизну бьются братья и отцы.
— такие стихи прочла детям Лидия Арцишевская, руководитель движения потомков защитников Ленинграда.
Я пионер. Вступил в ряды всесоюзной пионерской организации. Я не помню клятву, но помню волнение, которое испытывал я и мои товарищи, одноклассники, когда нам старшеклассники повязывали пионерские галстуки,
— поделился Леонид Щукин.
Я считаю, что такие акции нужны не только детям, но и взрослым, потому что был они пионерами, не были они пионерами, они дети. И сегодня мы говорим и вспоминаем о детях той поры, детях блокадного Ленинграда, которые были пионерами, были октябрятами в то время. Самое главное – это память о людях, которые отстояли наш город,
Трасса Дорога жизни 3-й км: мемориал Цветок жизни
Черные дни истории оставили глубокий шрам на теле города. 900 блокадных дней стали роковыми для тысяч людей, в том числе и для маленьких ленинградцев. Дети росли в холодном Ленинграде под разрывающимися бомбами, и, не раздумывая, отдавали свои жизни во имя победы. Дети и подростки работали вместо взрослых, готовились стать связистами, разведчиками, санитарами и в любой момент были готовы оказать посильную помощь за оборону города. Дети из последних сил защищали родной город, совершали подвиги, становились героями. посмертно. Более 15 тысяч детей, и девочек, и мальчиков, получили медаль «За оборону Ленинграда».
По дороге из Санкт-Петербурга к Ладожскому озеру, недалеко от железнодорожной станции Ржевка, стоит высокий каменный цветок, который издалека привлекает внимание всех проезжающих мимо. Это мемориальный комплекс «Цветок жизни«. Он входит в число мемориалов Зеленого пояса славы. Адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, 3-й км Дороги Жизни, трасса А-128. В мемориальный комплекс входит цветок высотой около 15 метров, роща из 900 берез, Аллея Дружбы и курган с текстом из блокадного дневника Тани Савичевой. Установлен «Цветок жизни» 28 октября 1968 года в память о погибших детях осажденного города.
Цветок имеет 5 лепестков, на 4 из них детской рукой написаны строки из известной песни «Пусть всегда будет солнце», на пятом лицо улыбающегося мальчика. Снизу цветок обрамляют два ряда наклонных плит, как листочки, довершающие композицию. Рядом с цветком стоит плита с надписью:
Во имя жизни и против войны.
Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов
С правой стороны от цветка высажены 900 берез, по одному дереву за каждый день осады. Здесь алеют яркие пионерские галстуки, повязанные на белые стволы берез в память о детях, защищавших город.
От центрального мемориала отходит красивая ровная аллея лип, в 1984 года Аллея дружбы, соединила цветок с дневником Тани Савичевой. На липах тоже можно увидеть повязанные красные галстуки. Вдоль аллеи дорожка и стоит ряд плит, на каждой из которых высечены имена пионеров-блокадников, имена детей-героев и их подвиги.
Аллея Дружбы ведет нас к траурному кургану, который состоит из 8 бетонных плит. Это странички из дневника маленькой девочки, которая вела дневник и записывала даты смертей всех своих близких. Странички дневника Тани Савичевой стали символом блокады, также именно эта маленькая записная книжка была представлена на Нюрнбергском процессе, в качестве подтверждения и обвинения действий фашизма.
Невозможно без содрогания сердца вспомнить те дни. Это подтверждают душераздирающие стихотворные строки о детях войны. Все это в их честь, светлая им память, низкий поклон и огромное спасибо.
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
а Митька под ступенькою порога
нашёл конфету, кто-то потерял.
Стоит и смотрит он на счастье,
забыл уже и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрице ведь поменьше лет.
Зажав конфету в кулаке, домой
летел пацан к малой сестрёнке-
вдвоём остались лютою зимой-
пусть будет радость у девчонки.
Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
туда, где был когда-то магазин…
но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один…Один…
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал…
Дорога жизни блокадного Ленинграда
В Петербурге и Ленинградской области есть много памятников, посвященных Великой Отечественной войне, неразрывно связанных с блокадой Ленинграда. Особое значение занимает Дорога Жизни.
С 12 сентября 1941 по март 1943 года Дорога Жизни была аортой, главным сосудом, поддерживающим жизнь Ленинграда. Она давала возможность эвакуировать ленинградцев из осажденного города и доставлять еду и топливо тем, кто в нем остался. Свое название дорога получила в военные годы. В настоящее время это историческая мемориальная трасса, признанная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые памятники вдоль Дороги Жизни появились в 1960-х годах. Они стали составляющей «Зелёного пояса славы Ленинграда». Постепенно их количество увеличивалось.
Сухопутная часть Дороги Жизни — автомобильная региональная трасса 41К-064, бывшая А-128. Ее протяженность составляет около 44 км. Это автодорожный выход из Санкт — Петербурга во Всеволожский район и город Всеволожск. Она начинается с Рябовского шоссе, а заканчивается у Осиновецкого маяка. Километры Дороги Жизни отсчитывают 46 памятных столбов вдоль шоссе. По ним легко ориентироваться.
По какой дороге проходила Дорога жизни
Современная трасса не повторяет дорогу военных дней в точности. Предполагают, что по мере приближения к Ладожскому озеру, основная дорога начинала ответвляться на многочисленные лесные дорожки.
Ниже на карте схематично отображены указанные участки Дороги жизни.
Шоссе Дорога Жизни начинается на пересечении Рябовского шоссе и КАД. Выехать на Дорогу жизни можно с Рябовского шоссе.
По Дороге Жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии
В этой статье внимание будет уделено участку Дороги Жизни от границ сегодняшнего Санкт-Петербурга до Осиновецкого маяка.
Для экскурсии по Дороге Жизни лучше всего воспользоваться собственным автомобилем.

0 километр Дороги Жизни находится рядом с КАД.
Памятный знак «Регулировщица»
Первый километр. Памятный знак «Регулировщица» был установлен в 1986 году рядом с железнодорожным переездом Рябовский у первого столба, отмечающего нулевой километр Дороги жизни. При строительстве КАД в 2005 году знак снесли, но позже восстановили на первом километре. На памятном знаке изображена девушка в военной форме с флажком в руке. В военное время водителей ориентировали регулировщики с флажками. В основном это были молодые женщины. Они стойко несли свою службу в любую погоду и не покидали посты даже во время бомбежек.
В памятный комплекс первого километра входит также советская зенитная пушка 52-К калибра 85 мм, разработанная в конструкторском бюро завода имени М.И.Калинина в 1939 году. Мощная и надежная артиллерийская система была взята на вооружение Красной Армии в том же году. Всего за годы войны с помощью 52-к было сбито 4047 вражеских самолетов.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Третий километр. Расположенный на нем мемориальный комплекс увековечивает память детей, живших в блокадном Ленинграде. Им выпали тяжелейшие испытания. Они умирали от голода, гибли во время бомбежек. Памятник посвящен и тем ленинградским детям и подросткам, которые работали во время войны на заводах, тушили зажигательные снаряды, совершали маленькие подвиги во имя победы.

Открытие 15-метрового памятника «Цветок жизни» состоялось в 1968 году. Каменная ромашка имеет 5 лепестков. Плиты внизу цветка похожи на листья. На четырех — надпись из детской песни «Пусть всегда будет солнце», а на пятом — улыбающийся мальчик-пионер. На плите рядом с памятником надпись — посвящение детям блокадного города: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941 – 1944».

От «Цветка жизни» начинается Аллея дружбы, которая ведет к месту скорби — кургану с 8 стелами — трагичными страничками дневника Тани Савичевой с датами смерти всех ее родных. Дневник Тани вошел в историю города и Великой Отечественной войны. Девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но она умерла в 1944 году от недугов, развившихся от перенесенного голода.

Комплекс окружает березовая роща. 900 деревьев символизируют 900 дней блокады. В 70-е годы прошлого века возникла традиция повязывать на стволы берез красные галстуки в память о детях блокадного Ленинграда. Она сохранилась и в наши дни.

В роще установлена памятная плита Александру Даниловичу Левенкову, автору «Цветка жизни» и других мемориалов на Дороге Жизни.
Мемориал «Балтийские крылья»
Памятник «Балтийские крылья» расположен недалеко от столба, отмечающего шестой километр Дороги. В 1941-1943 годах на этом месте был размещен аэродром морских летчиков, служивших на Балтийском флоте. Их самолеты оберегали Дорогу и город. Героический подвиг летчиков олицетворяет памятник в виде самолета, врезавшегося в землю. Поблизости от шестого километрового столба расположен музей — усадьба Приютино, в котором когда-то жило семейство Олениных, а в годы войны размещалось общежитие военных летчиков.
Памятник полуторке
На десятом километре в 2012 году был установлен бронзовый памятник «машине — солдату» — легендарной «полуторке» и военным автомобилистам Дороги Жизни. Почетное звание солдата грузовик «ГАЗ-АА» получил за свою фронтовую блокадную службу — на эти машины легла основная нагрузка по перевозкам людей и грузов по суше и по льду Ладоги. Интересно, что первые автомобили ГАЗ — АА были собраны на Горьковском автозаводе в 1932 году по американским чертежам компании «Ford».
Мемориал «Румболовская гора»
Около города Всеволожска, в месте пересечения десятого километра Дороги с Колтушским шоссе, размещен мемориал «Румболовская гора». Он прославляет стойкость и мужество защитников города. Четыре величественных листа дуба символизируют силу, четыре лавровых — славу. Между ними лежит маленький желудь — олицетворение надежды на возрождение жизни. Строки стихов Ольги Берггольц выгравированы на стеле рядом с памятником.
Исторический участок Дороги жизни
Мемориал «Катюша»
На семнадцатом километре размещен величественный памятник «Катюша». Он посвящен зенитной части, прикрывавшей Дорогу жизни и аэродром. 14-метровые стальные балки символизируют стволы зениток реактивной установки. На каменной стеле выбиты слова: «Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим Героям бессмертная Слава».
Братское кладбище
Памятное место между тридцатым и тридцать первым километрами — Братское кладбище рядом с деревней Ириновка. В нем захоронено около 500 человек, военных и штатских. На кирпичной стене, расположенной у шоссе, размещены таблички с именами захороненных здесь людей. Тела погибших на Дороге жизни людей хоронили в выкопанные здесь ямы. Иногда их обертывали в холст, когда его не было — просто в одежде. Но всегда старались найти у покойных документы, чтобы братская могила не была безымянной.

На мемориальной плите рядом со стеной выгравированы стихотворные строки Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

Авторы идеи памятника «Разорванное кольцо» — архитектор В.Г. Филиппов и скульптор К.М. Симун.
Константин Михайлович Симун умер 4 сентября 2019 года. По этой ссылке можно ознакомиться с интервью с выдающимся скульптором
По обе стороны от памятника находится зенитка и мемориальная стела со стихотворными строками Бронислава Кежуна: «Потомок, знай! В суровые года, верны народу, долгу и Отчизне, через торосы ладожского льда, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!»

Вечный огонь у «Разорванного кольца» был зажжен 9 мая 2015 года. Его привезли с Пискаревского мемориального кладбища.

Музей «Дорога жизни»
Музей находится в поселке Ладожское Озеро, на сорок пятом километре. На прилегающей к нему территории размещены техника и орудия, участвовавшие в перевозке и защите Дороги Жизни: автомобили, катера, корабельные пушки, самолет и многие другие экспонаты.


Адрес музея: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58
Рядом с музеем расположен Осиновецкий маяк высотой 70 метров. Он был построен в начале 20 века, действует до сих пор. Его свет виден на 40 км. Маяк входит в десятку самых высоких маяков мира — занимает девятую строчку.

Памятники на станции Ладожское Озеро
На станции Ладожское Озеро, на сорок шестом километре Дороги, есть еще несколько знаковых достопримечательностей:
По какому озеру проходила Дорога жизни
Станция — конечная точка сухопутного исторического маршрута. Здесь сходятся автотранспортное шоссе с железнодорожной ветвью и начинается водная часть Дороги Жизни.

Ладога была единственным возможным путем эвакуации ленинградцев и доставки грузов с Большой земли, поскольку его юго-западное и юго-восточное побережья удерживали наши войска. Летом во время навигации на водном отрезке пути использовали баржи Северо-западного речного пароходства, зимой в ледостав их сменяли автомашины.

Ладогу издавна считали непригодной для судоходства из-за высоких волн, которые достигают двух метров, и частых штормов. Еще при Петре I был вырыт Староладожский канал в обход опасного озера, а еще через сто лет — Новоладожский канал из-за обмеления Староладожского. На берегах самого озера к началу войны не было пристаней и пирсов. Осенью 1941 года были срочно сооружены пирсы, построены склады и вырыты землянки, проведены дноуглубительные работы на 2,5 метра.
Но наступившая зима и установившийся ледостав потребовали других решений. На зимней трассе через озеро начали происходить непонятные аварии: под лед проваливались легкие автомобили, а тяжелые благополучно передвигались даже по тонкому льду. К изучению проблемы были привлечены ученые Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. Они провели расчеты по износу льда и условиям пролома. Для фиксации колебаний льда ученые создали специальный прибор «прогибограф» для изучения колебаний льда.
50 пробиографов разместили на ледяной трассе и зафиксировали их показания. Оказалось, что проблема была связана с прочностью льда и резонансом скорости легкой машины со скоростью движения волны, которая составляла 35 км. Тяжелые машины ездили с меньшей скоростью, поэтому резонанс не возникал. Было принято решение уменьшить скорость движения легких машин, чтобы исключить подобные ситуации в будущем. В военных условиях на льду Ладоги было проведено сложное научное исследование, которое помогло сохранить жизни людей и технику, а позже развилось в обособленную обширную область знаний.
Длина дороги через Ладогу составляла примерно 30 км. Трассу прокладывали на мелководье, где лед был надежней. Ее часто меняли — по одному следу проезжало не больше 60 автомобилей. На каждом километре стоял регулировщик. Их фонари помогали водителям не сбиться с трассы. За трещинами следили ледовые наблюдатели. Поломанные машины ремонтировали прямо на льду, а людей пересаживали в машины, которые находились недалеко. На Дороге работали тысячи людей, направлявшие колонны самыми безопасными маршрутами. Ежечасно и ежедневно они рисковали своей жизнью.
Для защиты Дороги на льду расположили стрелковую и артиллерийскую линии. Орудия передвигали с места на место, что дезориентировало противника.
Ледяная Дорога Жизни подвергалась постоянному артобстрелу и бомбежкам немецкой авиации. Усложняли транспортировку суровая погода и крутой нрав Ладоги. В этих чудовищно тяжелых условиях водители старались совершать две поездки — они работали круглосуточно, ведь от них зависела жизнь сотен тысяч людей. При движении машин двери у многих из них были открыты, чтобы водитель успел выпрыгнуть, когда машина начнет тонуть.
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни, составило больше 1 млн. 615 тыс. тонн. За это же время было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.
Доподлинно неизвестно, сколько людей погибло на Дороге Жизни. Грузовики доставали со дна Ладоги еще несколько десятилетий после окончания войны.
Памятники по Дороге Жизни
Первым монументом Дороги жизни стал памятник детям, погибшим в годы блокады,— «Цветок жизни». Большой мемориальный комплекс устроен на 3-м километре дороги, по проекту архитекторов А.Д.Левенкова и П.И.Мельникова. Центральным его сооружением стала бетонная ромашка высотой пятнадцать метров, растущая из небольшого возвышения. На лепестках цветка изображен детский рисунок улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Перед памятником — мемориальная стела, на которой написано: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда. 1941 —1944». Рядом высажено 900 берез, по одной березе за каждый блокады в день. В праздничные январские дни стройные деревца украшаются красными галстуками. За ромашкой вытянулась небольшая памятная аллея Дружбы, на высоких стелах которой рассказывается о героизме юных защитников Ленинграда. На первом монументе высечены слова: «Более 15 тысяч пионеров и школьников на-граждены медалью «За оборону Ленинграда».
Третий памятник перечисляет пионеров — Героев Советского Союза и кавалеров высоких государственных наград. А на другом монументе написано: «В годы блокады свыше 18 тысяч школьников вместе со взрослыми работали на заводах и фабриках, на полях совхозов и в подсобных хозяйствах.
И последняя стела рассказывает о школьниках-партизанах: «Около двух тысяч ленинградских пионеров были награждены медалью «Партизану Отечественной войны»».
Завершается аллея небольшим высоким искусственным холмом, где в окружении березок установлены гранитные блоки с копиями страниц знаменитого дневника Тани Савичевой — это Траурный курган. Восемь страничек, вырванных из телефонной записной книжки. Как их мало, и как много они говорят о тех страшных блокадных днях и ночах.
Женя умерла 28 лек. в 12. 30 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утр. 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942.
Мама 13 мая в 7. 30 час. утра 1942.
Савичевы умерли.
Осталась одна Таня.
В воскресенье 28 декабря 1941 года одиннадцатилетняя школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем страшном дневнике. Большая и дружная семья. Старшая сестра Женя работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Бабушка Дуся — Евдокия Григорьевна —домохозяйка. Лека (брат Леонид) — рабочий судостроительного завода. Дядя Вася служил в книжном магазине. Да и дядя Леша работал там же. Мама. мама Мария. занималась домашними делами.
Семья Савичевых погибла, а Таню вывезли на Большую землю, эвакуировали из блокадного города, где уже никого из родных не осталось. Таня умерла 1 июля 1944 года в далекой Горьковской области от прогрессирующей дистрофии,— ее постоянно мучили головные боли, расстроилась координация движений. Танин дневник стал символом ленинградской блокады, страшным свидетельством фашистских преступлений.
Памятник «Цветок жизни» был торжественно открыт 28 октября 1968 года, аллея Дружбы посажена в 1970 году, а Траурный курган «Дневник Тани Савичевой» построили спустя пять лет.
Отметим, что фактически первым сооружением мемориала «Дорога жизни» является памятный знак на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. Большой деревянный православный крест установлен в память железнодорожников, работавших на Дороге жизни и погибших в Великую Отечественную войну. Пятиметровый крест с шестью иконами на лицевой стороне был открыт и освящен 17 июня 2000 года около платформы № 5 направления на Ладожское озеро.
Несколько одинаковых монументов расположены в районе Ржевка-Пороховые, которые обозначают «Ржевский блокадный коридор»,— маршрут движения автотранспортных колонн по территории города. А на втором километре установлен монумент регулировщицам. На бетонной стеле в виде уходящей вдаль дороги несутся полуторки с продуктами для голодного Ленинграда. На переднем плане — молодая девушка регулирует движение колонн. Памятник был торжественно открыт в 1988 году. Авторы сооружения — художник Я.И.Имранов и скульптор Б. А. Изборский.
На шестом километре в 1968 году установлен памятный знак «Балтийские крылья». Он посвящен военному аэродрому «Приютино», который там размещался и был частично перебазирован на аэродром «Гражданка» в воюющий Ленинград. Основу монумента составляет врытое в землю хвостовое оперение самолета, с прикрепленной по центру эмблемой. На бетонной стеле, рядом с монументом, вырезана поясняющая надпись: «Здесь, на этом поле в 1941 — 1943 годах был аэродром авиации Балтийского флота. Морские летчики в героической битве с врагом защищали город Ленина и Дорогу жизни». Автор памятника — А. Д. Левенков.
Второй мемориальный комплекс расположен уже в городе Всеволожске, на десятом километре Дороги жизни, у подножия горы, по наименованию которой назван второй памятник: «Румболовская гора». Композиция архитекторов П. Ф. Козлова и В. Н. Полухина достаточно проста — огромные зеленые листья дуба и лавра символизируют Жизнь и Славу, а маленький желудь — новая жизнь,— органически дополняет эту общую картину. Памятник изготовлен из металла. Рядом с монументом стела со стихами Ольги Берггольц:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Памятник сооружен в 1967 году. За несколько десятков метров перед горой, на перекрестке Дороги жизни с улицей Александровской установлена стела, которая предваряет памятник на Румболовской горе. На ней написано: «Здесь в дни блокады Ленинграда проходила «Дорога жизни»». Двадцать берез, посаженных к двадцатилетию Победы, стали своеобразным фоном монументу.
Не доезжая немного до деревни Романовка, можно увидеть кусок старой настоящей Дороги жизни. Три высокие стелы работы архитектора А. Д. Левенкова выполняют роль указателей, которые были установлены на всем протяжении пути. На одной из них написано: «На Кобону», на средней — призыв: «Чем больше рейсов, тем быстрее победа над врагом», последняя стела указывает путь: «На Ленинград». Также на памятнике написано: «Слава героям Дороги жизни. I 200 ООО ленинградцев эвакуировано. 1 500000 тонн грузов доставлено в Ленинград».
Следующий памятник Дороги жизни называется «Катюша» и установлен он в районе деревни Корнево, на 17-м километре. Здесь в годы войны располагались части зенитной артиллерии, которые защищали Дорогу жизни от вражеской авиации. Пять 14- метровых стальных черных двутавровых балок, словно направляющие легендарной «Катюши», изготовившиеся для залпового огня, вырываются из бетонного основания — они установлены под углом к горизонту и символизируют собой знаменитую грозную машину. Рядом — стела с памятной надписью надпись: «1941— 1945. Эти грозные годы запомни! Здесь проходила Дорога жизни. Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим героям бессмертная слава!». Памятник установлен в 1967 году по проекту архитектора Л. В. Чулкевича, который во время войны командовал автоколонной и доставлял по этой трассе продовольствие и боеприпасы.
Братское воинское захоронение защитников Дороги жизни
устроено на военном кладбище за деревней Ириновка. Красная мемориальная стена вытянулась вдоль дороги, на высоком холме. Рядом небольшая стела со стихами Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись». На кладбище захоронены воины, умершие в госпиталях от ран; девушки-воины инженерных и медицинских частей; ленинградцы, погибшие в эвакуации.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+









