бернадетт фокс архитектор биография
Невероятная жизнь Бернадетт Фокс
#сказкинаночь
Путешествия всегда оказываются неисчерпаемым источником радостных переживаний и новых эмоций. А какими мотивирующими и вдохновляющими бывают иногда подобного рода фильмы! Глоток свежего, ледяного антарктического воздуха, не иначе. Об одном таком – прямо сейчас
Фильм «Куда ты пропала, Бернадетт?» (2019) режиссёра Ричарда Линклейтера, вышедший в российский прокат пятого сентября, тут же покоряет лёгкостью повествования, ненавязчивым, добрым юмором и нескрываемым обаянием главной героини (обладательница премии «Оскар» Кейт Бланшетт). Фильм-экранизация одноимённого романа-бестселлера Марии Семпл повествует о талантливой женщине-архитекторе, которая вдруг ушла из профессии. Более того, ушла на пике карьерного успеха, чтобы посвятить себя спокойной, размеренной жизни с любящим, успешно работающим в компании Microsoft мужем Элджи (Билли Крудап) и чудесной дочерью-подростком Би (Эмма Нельсон). Однако всё не так уж и банально, как могло бы показаться на первый взгляд. Бернадетт со своей семьёй живёт в старинном особняке, окружённом «защитной стеной» ежевичных кустов, но, говоря начистоту, безумно скучает по любимой работе. Она терпеть не может общаться с новыми людьми и появляться на публике, но имеет крайне богатый внутренний мир. Она, нервно перемещаясь из стороны в сторону, наговаривает километровые сообщения виртуальному помощнику, но достопочтенные, правильные и во всех смыслах типичные американские мамочки Сиэтла во главе с Одри (Кристен Уиг) не принимают её в свой круг – конечно, как это часто бывает, из-за её на них непохожести.
Тем не менее, фокус в том, что Бернадетт, по большому счёту, никакое принятие с автоматическим участием в вечеринках для домохозяек и не нужно. Именно эта самая непохожесть отличает Фокс от добрососедского большинства. Её вольный, творчески-небрежный, но элегантный стиль в одежде, огромные солнцезащитные очки в любое время суток, милая неуклюжесть, повышенная самокритичность и колкие реплики плюс безраздельная любовь к мужу и дочери создают неповторимый, трагикомичный и совершенно очаровательный образ женщины-творца, которая просто в какой-то момент потерялась. Ах да, про «потерялась». Бернадетт в определённый (без спойлеров, но, кстати, весьма драматически напряжённый) момент неожиданно сбегает, чем по-настоящему шокирует мужа и дочь. И сбегает она не куда-нибудь, а в круиз по сине-белым пингвиньим далям Антарктики, прямиком от рутины и осуждающих взглядов соседей.
Но достаточно синопсиса, лучше перейти к основному посылу этой картины. Тематика побега от самого себя и попыток найти гармонию в другом месте, а то и в другой реальности, не нова. Вспомним, например, потрясающе красивый фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти» (2013) про вечно мечтающего сотрудника журнала Life (Бен Стиллер), который в поисках отсутствующей фотографии отправился в самое интересное приключение за всю свою жизнь. Или же стоит упомянуть раскрученную (но, увы, довольно посредственную) ленту «Ешь, молись, люби» (2010) о женщине Элизабет Гилберт (Джулия Робертс), которая осознаёт, что проживает несчастливую жизнь, и в срочном порядке улетает исследовать мир. «Куда ты пропала, Бернадетт?» же выходит за рамки одинаковых американских приключенческих комедий благодаря талантливо прописанным персонажам и пусть иногда неправдоподобным, но интересным сюжетным поворотам. Думается, что это не комедия в её классическом понимании, потому что даже в моменты, когда, казалось бы, происходящее на экране сводится к смеху, где-то незримо присутствует и грусть. Бернадетт Фокс со своей неутомимой энергией на протяжении всего фильма пытается не потонуть в пучине монотонных дней, разжечь в себе искру деятельности и сделать собственную жизнь интереснее.
Определённо, это кино снято для широкого круга зрителей и оставляет после просмотра воодушевляющее чувство. Оно легко, красиво и непринуждённо рассказывает о порой непростых, но крепких семейных взаимоотношениях, непрекращающихся человеком поисках себя, утерянного когда-то вдохновения и жажды творчества. А ещё этот фильм о безусловной поддержке самых близких, которая помогает человеку всю жизнь, не переставая, двигаться вперёд и сворачивать горы.
В прокате встретились два фильма о женщинах в творческом кризисе
Оба фильма сняты по эпистолярным романам-бестселлерам, написанным женщинами, и оба – о кризисе, преодолеть который можно только с помощью поездки к черту на рога. Лили Джеймс в «Клубе любителей книг и пирогов из картофельных очистков» в поисках вдохновения сбегает на маленький остров в Ла-Манше, Кейт Бланшетт в «Куда ты пропала, Бернадетт?» – в Антарктиду.
Из Лондона в деревню
Из названия «Гернсийский клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» русские прокатчики для простоты выбросили никому в России не понятное слово «гернсийский» (раньше так же поступили издатели, выпустившие одноименный бестселлер Мэри Энн Шеффер и Энни Бэрроуз в переводе Марии Спивак). Гернси – один из двух крупных островов в проливе Ла-Манш (второй – Джерси, на котором придумали одноименную ткань, а на Гернси и того не придумали). Площадь – 63 кв. км, что ровно в 40 раз меньше, чем площадь Москвы. Основные занятия жителей – выращивание растений и уход за скотиной. Окруженная водой деревня.
Гернси был оккупирован немцами во время войны; с этого и начинается фильм Майка Ньюэлла. Ночь, над островом – небо с миллионами звезд и Млечным Путем, по острову бредут несколько не очень трезвых людей. Их останавливает немецкий патруль с вопросом: «Что вы тут делаете во время комендантского часа?» На самом деле они пили самодельный джин и ели свинью, которую предварительно спрятали от немцев (те реквизировали съедобных животных). Но одна бойкая девушка отвечает фрицам: «Что мы делали? А ничего не делали, книжку вслух читали». И на ходу придумывает название литературного клуба, в котором жители обсуждают художественную литературу, закусывая ее тем самым упомянутым в названии пирогом. Масло, мука и сахар на Гернси были в дефиците, поэтому один местный житель придумал свой рецепт: «очистки для теста, пюре в начинку и немного давленой свеклы для сладости».
Оккупация закончилась, а деятельность клуба – нет; и вот в 1946 г. один житель, набравшись смелости, отправляет письмо Джулиет Эштон, молодой лондонской беллетристке. Он даже не знает, что она писательница, – просто нашел ее имя и адрес на внутренней стороне обложки старой книги эссеиста Чарлза Лэма и хочет достать другие его сочинения. А Джулиет как раз в глубоком творческом кризисе: издатель хочет, чтобы она писала легкие сатирические книжки, а они у нее не идут. И вообще ничего не идет. Есть жених-американец, но не так уж сильно она его и любит. В Лондоне неуютно – мучают воспоминания о бомбежках. Естественно, она едет на Гернси, чтобы проветриться среди холмов и бухточек, естественно, фермер окажется интересным брюнетом (куда интереснее, чем ее янки) и, естественно, путешествие вдохновит девушку на новую книгу. Даже ко вкусу омерзительного пирога она со временем привыкнет.
После выхода бестселлера Шеффер и Бэрроуз интернет переполнен рецептами «пирогов из картофельных очистков» – не такого убогого, «оккупационного», как в книге, а нормального, где есть и масло, и сливки, а очистки заменены на тертый картофель, как в драниках. Жирная, калорийная comfort food, «уютная еда». В полном соответствии с этим понятием фильм Майка Ньюэлла – комфортный фильм. Примерно такой же, как самые популярные картины 77-летнего режиссера – «Четыре свадьбы и одни похороны» и «Гарри Поттер и Кубок огня». Героине приходится раскапывать печальные истории из времен оккупации, в кадре мелькают военнопленные, которых фашисты использовали на Гернси в качестве рабов, есть израненный и застреленный мальчик, упоминаются концлагеря. Но все это именно мелькает и упоминается, а в центре – улыбчивые актеры Лили Джеймс и Михил Хаисман, которые вдвоем разгребут все военные печали и на их месте построят свое счастье. Это очень предсказуемое кино, которое должно понравиться ровесникам, а особенно ровесницам режиссера: с актерами безупречной британской школы в ролях второго плана (Том Кортни, Мэтью Гуд, Пенелопа Уилтон), с роскошными серо-зелеными пейзажами и с мыслью «время, деточка, оно все вылечит».
Творческий террор: рецензия на фильм «Куда ты пропала, Бернадетт?»
Слащавая духоподъёмная драмеди от Ричарда Линклейтера, в которой Кейт Бланшетт отправляется на Южный полюс за вдохновением.
Бернадетт Фокс — некогда успешный архитектор, а ныне примерная жена и мать, практически не выходящая из дома. Бросив карьеру ради семьи, она уже много лет существует на автопилоте, и постепенно, конечно, связанные с этим нервозы начинают проникать наружу. Все вокруг советуют Бернадетт взяться за работу, кто-то хочет помочь психотерапией, а дочь предлагает съездить всей семьёй отдохнуть в Антарктику. Будучи поначалу не в восторге от всех этих идей, загнанная в угол Бернадетт в итоге решает уехать на Южный полюс, но, правда, совершенно одна и никого не предупредив.
Кадр из фильма «Куда ты пропала, Бернадетт?»
Кейт Бланшетт как-то заявила, что роль в «Куда ты, Бернадетт?» станет последней в её актёрской карьере. Решение, в принципе, не самое странное: закончить титульной ролью в фильме Ричарда Линклейтера, одного из столпов нового американского независимого кино, — тот ещё хлопок дверью. Чего Бланшетт не знала, так это того, что её личный Линклейтер в полночь обернётся тыквой (то есть худшей работой режиссёра, наверное, вообще), а хлопок заглушит подложенная под дверь духоподъёмная книжка. Внутри неё одна из сотен совершенно одинаковых притч о сытых богатых творцах, которые всё ищут себя в этом беспокойном мире, да никак не найдут.
Кадр из фильма «Куда ты пропала, Бернадетт?»
«Куда ты пропала, Бернадетт?» похожа сразу на все такие истории, причём навязчивое чувство дежавю не покинет, кажется, даже тех, кто подобные фильмы никогда в глаза не видел (что уже довольно маловероятно). Это такая «Невероятная жизнь Уолтера Митти» минус магический реализм или, скажем, чуть более скромная версия «Путешествия Гектора в поисках счастья». Проговорённые вслух семейные неурядицы, рафинированные мечты и прочие, прочие трюизмы Линклейтер мешает, конечно, с лёгкой иронией, но совсем без приставки «само-». Смеётся он над кем угодно — чрезмерно сплочёнными жителями одноэтажной Америки, капиталистами, хипстерами, — но только не над самим собой. А стоило бы — от человека, который ради фиксации психологии времени 12 лет снимал «Отрочество», никак не ждёшь такой поверхностности.
Кадр из фильма «Куда ты пропала, Бернадетт?»
Бланшетт очень старается быть убедительной Бернадетт, нервозным и дёрганым архитектором, который больше не может заниматься любимым делом. Но история не даёт ей никаких шансов — всё самое интересное с героиней произошло где-то перед прологом, остались одни последствия. А для последствий фильм недостаточно тонок — он может лишь мануально раздражать зрительскую эмпатию, муторно повторяя, какая героиня умная, талантливая и хорошая. Вся её психология — в обсуждениях других людей, все её мотивы — в высокопарных речах заскочившего на огонёк Лоуренса Фишбёрна. Фильм Линклейтера, вместо того чтобы копаться в потёмках творческой души, выворачивает её наизнанку, обнаруживая, что внутри ничего интересного-то и нет: одни пустые речи да тихие истерики.
Для фильма о человеке, попавшем в творческий тупик, в «Куда ты пропала, Бернадетт?» катастрофически мало фантазии — будто в этом самом тупике и не героиня вовсе, а сам Линклейтер, после «Каждому своё» вдруг ударившийся в программное академическое кино. Это могло быть концептуально интересно, попытайся Ричард вывести смыслы из своего положения, связать себя с героиней и вместе с ней искать путь от бытовой серости к яркой изобразительности. Бернадетт-то его в итоге находит, а вот сам Линклейтер — отнюдь. Может, и ему пора бы рвануть на Южный полюс за вдохновением (или хотя бы в Гренландию, где полюсные сцены и снимали). Ну или, как вариант, заняться ещё одним фильмом, который он будет снимать 20 лет.
Кино«Куда ты пропала, Бернадетт?»: Поверхностный взгляд на судьбу женщины в кризисе
Экранизация бестселлера Марии Сэмпл
Бернадетт Фокс неотразима и невозможна — чудаковатая богачка в красивом доме, где вечно идёт ремонт и ничего как будто никогда не будет достроено до конца. Она была всемирно известным гениальным архитектором, но потом кое-что случилось, и с тех пор она всё глубже впадает в депрессию, которую отказывается признавать. В Сиэтле, где она живёт с семьёй уже много лет, ей ничего не нравится: уродливые дома, нелогичные дороги, вездесущий Microsoft, для которого муж за солидный оклад разрабатывает искусственный интеллект. Всё не так, а особенно — мамы, вот эти мамы из школьного комитета, которые норовят её втянуть во всякую милую активность, как это у них принято.
Бернадетт со всеми ссорится, отдаляется от мужа, больше всех общается с онлайн-помощником в Индии, которого ни разу в жизни в глаза не видела. И с дочкой, которая придумала поехать всей семьёй в круиз на Южный полюс. Сама Бернадетт туда очень не хочет ехать, но весь фильм нервически собирается, планирует, в итоге едет — и внезапно получает там шанс заново обрести себя.
Текст: Наиля Гольман
«Куда ты пропала, Бернадетт?» в пресс-релизе выглядел как проект-мечта. Экранизация одноимённого бестселлера Марии Сэмпл, коллажной книжки из писем, чертежей, текстовых логов, дневниковых записей дочки Би и прочих обрывков информации, за которыми действительно не сразу угадывался магистральный сюжет о творческом кризисе большого художника. В режиссёрском кресле — Ричард Линклейтер, автор разнообразный, но обычно не поверхностный. В главной роли — Кейт Бланшетт, заявлявшая, что после этой картины планирует закончить карьеру. В общем, всё это интриговало. Но на деле единственные пять минут жизни, которые есть в этом фильме, — финальные титры с ускоренным монтажом постройки заветной полярной станции, то и дело превращающейся из документальной картинки в пёстрые архитектурные скетчи с пометками-каракулями.
Проект мечты по сюжету спасает главную героиню от творческого кризиса, но, увы, никак не спасает фильм. Удивительно, как мастер задушевного разговора Ричард Линклейтер сумел сделать двухчасовое кино, в котором практически нет воздуха и обаяния, несмотря на массу любопытных деталей, животрепещущую тему и отважно исполняющую комедийные эскапады великую Кейт Бланшетт. Куда Бернадетт пропала, если честно, не очень интересный вопрос — мы всегда точно знаем, где она, почему она там и какие глобальные вопросы перед ней в этот момент сценария встают. А также перед её близкими — они всё это буквально проговаривают с экрана, так что тут интриги нет. Интересно другое. Например, каким это кино было изначально в голове Линклейтера задумано. Или каким оно в итоге получилось вне зависимости от того, что пытались с ним сделать автор и киностудия.
Из первой версии пришлось вырезать сорок минут. Сам режиссёр, который обычно много заранее репетирует, снимает ровно по сценарию и собирает готовый фильм за двадцать недель, свой двадцатый полный метр монтировал аж целый год. И хоть он шутит, что наконец понял, какие чувства руководили бесконечными монтажными периодами Малика или Кубрика, результат далёк от откровения. Роман Сэмпл уже на уровне своей неклассической формы воплощал одну из центральных проблем, которые описывает — бесконечный и неукротимый информационный поток сегодняшнего мира (именно он, среди прочего, доводит тысячи людей в современном мире до состояния, в котором пребывает Бернадетт). Там вообще всё было чуть более шероховато — например, имелся среди сюжетных линий адюльтер. В экранизации и форма, и содержание зачем-то выхолощены до состояния почти пресного.
В «Бернадетт», конечно, есть своя пугающая красота — красота зияющей пропасти, которая сквозит за каждой деталью экранного конструкта
И главное — центральная героиня, сама Бернадетт — выглядит до обидного упрощённой фигурой, в которой едва видны за рассеянными гэгами характер, история, искренняя любовь и былые травмы, которые сформировали её такой, какой она предстаёт перед зрителями на экране. Она плохо спит, подвержена вспышкам агрессии, чурается людей и постоянно совершает какие-нибудь придурковатые покупки вроде рыбацких жилетов или антипсихотика (необходимых, по её представлениям, для заполярного путешествия). И расцветает, только оказавшись в исключительных условиях полярной экспедиции. Гений и чудак — этими словами её на раз награждают с экрана за глаза, но она и сама как будто бы ничего кроме них не играет. Потому что, несмотря на приоткрывающий сложную биографию разговор с коллегой (в который, вероятно, и была упакована немалая часть тех выбывших сорока минут), ей толком не дано такой возможности по сценарию.
А жаль, потому что, вообще-то говоря, она серьёзный кандидат на звание героя сегодняшнего дня. И в «Бернадетт», конечно, есть своя пугающая красота — она зияет пропастью за экранным конструктом, если вглядываться в него с большим желанием разглядеть человеческую идею. Проблемы, которые встают перед героями (как быть «гением», как жить с «гением», но главное — как и вообще возможно ли без сокрушительной травмы для психики перемещаться между этим вот режимом «гения» и обыкновенной человеческой жизнью, существованием без сверхусилий и сверхзадач) — это и правда довольно интересные проблемы. И очень важные сегодня, когда вокруг нас всё больше разных задач и сценариев и каждый, по воле времени, немножко супергерой. Но только фильм их, к сожалению, вообще никак не раскрывает, а режиссёр, к тому же, вполне серьёзно проводит параллель между собственной жизнью и героиней Бланшетт.
Не решает он их и для зрителя. Вместо этого, играя сюжет про человека в творческом кризисе, который уплывает на край света и обретает себя, развивает довольно дурацкую и поверхностную идею, что по жизни можно постучать, как по телевизору, встряхнуть её, и тогда она наладится и всё заработает. И что так как будто бы и надо. А неврозы, депрессия и бессонница случаются в людьми вследствие таких исключительных обстоятельств, как мировая слава, ранняя гениальность и карьерный крах. И лечатся, соответственно, такими лекарствами, как поездка на край света.
Как снимали фильм «Куда ты пропала, Бернадетт?»
Дополнительно:
16 августа в мировой прокат выходит одна из самых загадочных картин этого года «Куда ты пропала, Бернадетт?» с Кейт Бланшетт в главной роли. В российских кинотеатрах её можно будет увидеть лишь с 5 сентября, но не стоит терять это время так, а рекомендуем вам подогреть свой интерес, ознакомившись с интересными фактами о создании картины.
О ФИЛЬМЕ
Комедийный приключенческий роман Марии Семпл «Куда ты пропала, Бернадетт?» был опубликован в 2012 году и довольно быстро добрался до вершины списка бестселлеров New York Times, где удерживался на протяжении года. Трогательная, душевная и уморительно смешная история о столь уникальной героине, как Бернадетт Фокс, сама просилась на большие экраны. В 2013 году Annapurna Pictures и Color Force выкупили права на экранизацию книги.
Несколько лет спустя к работе над проектом были привлечены Ричард Линклейтер и его команда. Номинированный на «Оскар» режиссер признается, что был заинтригован: «Это очень необычный портрет женщины, подлинного гения, которая перестала заниматься творчеством. Эта тема и смешная, и грустная одновременно. Кроме того, в сценарии поднимается тема сложности человеческих отношений».
«Это очень интересный материал, – считает Линклейтер. – Персонажи хорошо прописаны. Бернадетт – удивительная личность. Эта сильная женщина, как мне кажется, будет знакома многим зрителям. Всегда интересно, почему представитель той или иной творческой профессии вдруг решает остановиться».
Будучи творческим человеком, Линклейтер хорошо понимал ключевые темы книги. «Период стагнации для меня является одним из самых страшных кошмаров, – признается режиссер. – Возможно вы слышали расхожее выражение: нет никого опаснее творца, оставшегося без работы. В этом есть смысл. Сидеть без работы очень грустно».
Линклейтер также чувствовал духовную связь с главной героиней. «Моя мама в чем-то похожа на Бернадетт, – смеется он. – Мне казалось, я знаком с героиней фильма».
Впрочем, главную роль в работе над персонажем сыграла сама Бланшетт. «Книга захватила меня, я смеялась от души во время чтения, – вспоминает она с улыбкой. – При этом я понимала, что экранизировать роман будет нелегко. В структурном плане книга была очень сложной. Но мне кажется, нам все удалось».
«Рик любит, когда актеры предлагают что-то свое, – продолжает Бланшетт. – Все его фильмы о тех неприятностях, которые могут случиться в нашей жизни. У него очень спокойный темп работы, но при этом он четко представляет себе, каким должен быть мир, в котором живут герои. Он всего лишь хочет оживить их, а Мария Семпл описала по-настоящему интересных персонажей».
СО СТРАНИЦ НА ЭКРАНЫ
Любая экранизация книги сложна, но в работе над фильмом «Куда ты пропала, Бернадетт?» были свои трудности. События сюжета описываются серией писем, которыми Би пытается найти свою мать. Линклейтер понимал, что работать с таким материалом будет непросто.
«Передо мной встал вполне объяснимый вопрос: как, черт возьми, работать с исходными материалом, представленным кипой писем из электронной почты? – вспоминает режиссер. – Пожалуй, это была одна из самых сложных адаптаций, какие только можно себе представить. Пришлось принять крайне непростое решение. Самое главное было не испугаться и взять за основу персонажей и саму историю».
Вычленить сюжетную линию из строчек писем и сделать из нее приемлемый для визуализации сценарий Линклейтер предложил дуэту сценаристов – Холли Гент и Винсенту Палмо. Они работали над сценарием его фильма Я И ОРСОН УЭЛЛС, кроме того, режиссер и сценаристы работали вместе над другими проектами. «Они умны и отлично работают в дуэте, – считает Линклейтер. – Мы втроем буквально нырнули в сюжет с головой. У нас был нелинейный, но головокружительный материал, который требовалось разложить на три акта, сохранив уникальность истории. Это было непросто, но забавно».
Гент добавляет: «Мы полагались на внутреннюю эволюцию Бернадетт, опуская хронологию и некоторые детали, описываемые в книге. Уже на первой встрече мы сошлись во мнении, что это должна быть история о человеке, который стремится идти по собственному пути, игнорируя навязываемые общественными нормами маршруты. Фактически, в сердце фильма лежат самосознание и мироощущение Бернадетт, ее юмор, ум, ярость и сочувствие. История «заиграла» именно благодаря многогранности главной героини».
Палмо работал помощником режиссера, а Гент была координатором производства на съемках фильма ПОД КАЙФОМ И В СМЯТЕНИИ, так что трио уже сработалось. За последние двадцать пять лет они неоднократно сотрудничали в разных качествах. «Винс – первый помощник режиссера и соавтор сценария в одном лице, – заявляет Линклейтер. – Сейчас практически не встретишь специалистов, сочетающих эти профессии, тем более, на съемках одного и того же фильма. Но для него подобное совмещение – не более, чем сопродюсирование картины. Холли тоже очень помогала в работе на съемочной площадке».
«Все мы – родители и представители творческих профессий, так что по-своему каждый из нас понимал Бернадетт, – продолжает Линклейтер. – Мы провели немало времени, обсуждая различные элементы фильма. Было множество неоднозначных моментов, много точек зрения, словно в одну историю помещалось несколько сюжетов. Хотя, в принципе, это была лишь адаптация замечательной книги Марии в более или менее традиционный кинематографический сценарий».
КАСТИНГ КЕЙТ
Линклейтер знаменит своим точечным кастингом и открытием талантов. Бен Аффлек и Мэттью МакКонахи были практически неизвестны до выхода в прокат фильма ПОД КАЙФОМ И В СМЯТЕНИИ, да и звезда фильма ОТРОЧЕСТВО Эллар Колтрейн впервые за свою 11-летнюю карьеру впечатлил директоров по кастингу именно с подачи Линклейтера. Однако, когда Меган Эллисон из компании Annapurna передала ему копию книги «Куда ты пропала, Бернадетт?», режиссер оказался в затруднительном продолжении. «Кейт прочла книгу задолго до того, как она попала в студию Annapurna, – рассказывает продюсер Джинджер Следж. – Она высказала свое желание сыграть эту роль еще на стадии подготовки к работе над фильмом».
«Мы не могли поверить в то, что сама Кейт Бланшетт заинтересовалась ролью Бернадетт, – признается Семпл. – Меня привлекло в фильме именно то, что эта актриса могла привнести в свою роль. Эта роль помогла ей раскрыть самые необычные черты своего характера».
Кейт Бланшетт сразу влюбилась в сложную, отчаянную и умную героиню. «Забавно и в то же время грустно видеть женщину, жизнь которой превращается в хаос, – объясняет Бланшетт. – Она никак не может выкинуть из головы мысли о том, кем она мечтала стать, кем в конечном итоге стала и кем могла бы быть. Словом, мы знакомимся с Бернадетт и ее семьей в период кризиса. Я думаю, хаос был неизбежен, поскольку от мыслей о том, кем ты мечтал стать, не убежишь. Необходимо признаться самому себе в том, кем ты стал, прежде чем начать двигаться дальше – это часто случается в среднем возрасте. Мы с Марией Семпл сошлись во мнении, что Рику в его сценарии на удивление точно удалось передать и комичные, и серьезные моменты».
По словам Бланшетт, было что-то невероятно привлекательное в персонажах с обычными человеческими недостатками. «Пожалуй, самое для меня знакомое – невозможность убежать от самой себя, – отмечает актриса. – Особенно это ощущается с возрастом. Необходимо принять свое прошлое и взять ответственность за свои поступки, чтобы двигаться дальше».
Как и для Линклейтера (да и, пожалуй, для всех творческих людей), для Бланшетт оказался близок творческий кризис, в котором оказалась Бернадетт. «Не проходит и дня чтобы я не думала! – со смехом признается актриса. – С чего начать? Сколько мне отпущено?»
«Разумеется, я похожа на Бернадетт, – продолжает она. – Актерам приходится вырабатывать своеобразную толстокожесть, поскольку все наши неудачи становятся достоянием общественности. При этом ты не имеешь права отгораживаться ни от камеры, ни от зрителей, ни от людей, с которыми работаешь. Необходимо постоянно быть на виду. И если ты сыграла одну или две удачные роли, от тебя ожидают подобного успеха и в будущем. Наверное, в этом я похожа на Бернадетт. Она получила премию МакАртура и спроектировала два исключительных, уникальных здания, тем самым сформировав ожидание общественности от того, что будет делать дальше. А дальше – ничего. Легко исчезнуть, а вот вернуться очень сложно».
ЗНАКОМЬТЕСЬ С АКТЕРСКИМ СОСТАВОМ
По большей части фильм КУДА ТЫ ПРОПАЛА, БЕРНАДЕТТ? повествует о внутренней борьбе человека и о его путешествии на пути к себе. Однако это фильм о семье, отношениях отцов и детей, ставших близкими друзьями. О такой дочери, как Би, Бернадетт и ее муж Элджи могли только мечтать. Би – родственная душа в теле тринадцатилетнего подростка.
«Можно сказать, что Би пошла в мать, – говорит Бланшетт. – Девушка прямолинейна, очень умна, умеет нестандартно мыслить и, как мне кажется, хорошо понимает, в каком положении оказалась мать. Бернадетт воспринимает Би, скорее, как подругу, а не как дочь. Отчасти фильм рассказывает о необходимости Бернадетт принять тот факт, что дочь должна жить своей жизнью, а не только удовлетворять все ее потребности».
Стоит ли говорить, что кастингу актрисы на роль Би уделялось особое внимание, ведь на долю пришлась немалая доля эмоциональных переживаний. Юная актриса должна была гармонично смотреться в кадре с Бланшетт и выдерживать конкуренцию таких профессионалов, как Билли Крудап и Кристен Уиг. Познакомьтесь с дебютанткой – Эммой Нельсон. Она проходила пробы за несколько лет до начала официального кастинга и прочитала монолог о группе Beatles, который очень нравился и Линклейтеру. Однако на тот момент директора по кастингу сочли ее слишком юной. Когда в расписании Бланшетт появилось окошко, Нельсон пригласили на финальные пробы.
Директор по кастингу Вики Бун просмотрела множество проб на роль Би, но после многочисленных попыток Нельсон по-прежнему выделялась на фоне остальных претенденток. «Когда Рик видит в ком-то искру, он никогда не ошибается… другие, включая меня, возможно не видят этого сразу, – объясняет Бун. – Но, если уж Рик принял решение, я могу доверять ему, потому что он точно знает, что делает. Значит все будет хорошо».
Для Нельсон роль в фильме стала возможностью, которая представляется лишь раз в жизни. Кроме того, она сразу влюбилась в свою героиню. «Би взяла все лучшее от своих родителей, – говорит актриса. – Элджи крайне логичен, а Бернадетт артистична и креативна. В Би сочетаются оба эти качества. Она хочет угодить обоим родителям. В этой семье в принципе замечательные отношения, у Би и Бернадетт очень доверительные отношения. Моя героиня хочет радовать маму, не говоря уже о том, что они схожи по характеру».
Нельсон отмечает, что Линклейтер создал на площадке атмосферу, располагающую к творчеству. «Помню, он нам сказал, чтобы мы не слишком удалялись от текста, но при этом слова могут быть нашими, – рассказывает актриса. – Во время репетиции он мог спросить: «Как тебе, нормально звучит?», а я отвечала: «Да, мне это нравится» или «Это звучит как-то не естественно». Было не страшно задавать вопросы или высказывать свое мнение. Я чувствовала полную свободу создавать собственную героиню».
Элджи, отец Би и муж Бернадетт, одержим работой в корпорации Microsoft. Эту роль сыграл Билли Крудап, который впервые работал с Линклейтером. «Мы встречались с Ричардом на светских мероприятиях, нас познакомил Итан Хоук, и я давно восхищаюсь его творчеством, – признается Крудап. – И я был рад представившейся возможности поработать с ним». С Бланшетт Крудап раньше встречался на съемках триллера о Второй Мировой войне ШАРЛОТТА ГРЕЙ.
На съемках фильма ПТАШКА Крудап работал с Кристен Уиг, сыгравшей не вполне типичную для себя роль образцовой соседки Бернадетт и главу родительского комитета в школе Би. «Мне понравилась роль Одри, – замечает Уиг. – Впервые за всю мою карьеру я играла по-настоящему отвратительную героиню. Она похожа на взрослую хулиганку, которая выплескивает свою злость на соседях и всем местном сообществе».
На правах яркого представителя истеблишмента Сиэтла, который Бернадетт не приемлет и отчаянно борется с ним, Одри можно было бы опустить до уровня стереотипа. Этого не произошло благодаря сценарию и усилиям Уиг. «Я думаю, где-то внутри Одри восхищается Бернадетт, ведь очень трудно постоянно переживать по поводу того, кто и что о тебе думает, – объясняет Уиг. – Бернадетт олицетворяет жизнь за пределами Сиэтла, о которой Одри, возможно, всегда мечтала».
Роль в фильме получила звезда сериала «Милые обманщицы» Тройэн Беллисарио, сыгравшая морского биолога Бэки, которую Бернадетт встречает в Антарктике. Бэки приглашает ее выйти в море. Тут, между гигантских ледяных глыб, Бернадетт неожиданно открывает для себя новый мир. «Встреча Бернадетт и Бэки начинает новую главу в истории, – говорит Беллисарио. – Моя героиня видит, в каком состоянии находится Бернадетт. «Кажется, ты немного потерялась. Дай-ка я тебя чем-нибудь увлеку», – решает она.
Все актеры, не сговариваясь, подтверждают, что Линклейтер уделял особое внимание репетиционному периоду. «Мы репетировали месяц, за это время мы наладили взаимоотношения с коллегами и съемочной группой, – говорит Зои Чао, сыгравшая роль Су-Линь, помощницы Одри и ассистента Элджи. К первому съемочному дню мы выучили свои реплики и хорошо узнали людей, с кем нам предстояло работать».
«Он феноменальный режиссер, потому что понимает ценность сотрудничества на съемочной площадке, – добавляет Крудап. – Он не задает темп работы, позволяя коллективу самому выработать приемлемый и удобный для всех ритм».
СОЗДАНИЕ БЕРНАДЕТТ
Говорят, глаза – зеркало души, однако зеркалом души Бернадетт стали, как ни странно, солнцезащитные очки. Как и Анна Винтур[1], Бернадетт практически не расстается с огромными темными очками. По словам Семпл, она сама взяла это за привычку, переехав из Лос-Анджелеса в Сиэтл.
До начала съемок Бланшетт отправилась в Сиэтл, чтобы лично познакомиться с Семпл и услышать ее историю о том, как появилась Бернадетт. «Мне хотелось ей что-нибудь подарить, – вспоминает писательница, – и я подумала: «Что можно подарить Кейт Бланшетт, у которой, как известно, и без того все есть?» В итоге я вытащила из своих солнцезащитных очков линзы с диоптриями, вставила обычные темные линзы и вручила очки Кейт со словами: «Это маленький талисман. С них все началось – именно эти темные очки я носила последние десять лет и теперь хочу передать их Вам».
Это был трогательный жест, но Семпл не ожидала, насколько серьезно он повлияет на фильм. Когда писательница приехала на съемочную площадку, чтобы увидеть Бланшетт в образе Бернадетт, актриса появилась в тех самых солнцезащитных очках! «Я предполагала, что она их в лучшем случае сохранит, в худшем – выкинет, – признается Семпл. – Но Кейт настояла, что эти очки будет носить и ее героиня».
К тому времени производитель очков Бартон Перрейра уже снял модель с производства, но это не остановило костюмеров. Они сделали четыре новые пары, которые, по словам дизайнера костюмов Кари Перкинс, назвали «очками в стиле Бернадетт». Так, у Кейт Бланшетт для работы в кадре появилась точная копия таких очков. «Это, наверное, станет одним из самых запоминающихся элементов фильма лично для меня, – признается Семпл. – Те самые очки, которые я носила в Сиэтле, когда писала книгу, теперь дополнили образ героини самой Кейт Бланшетт».
«Бернадетт запуталась и не может найти выход, – говорит Бланшетт. – Ее бесит Сиэтл, но еще больше ее бесит то, кем она стала. Она излишне самокритична и злится на себя, как и на весь окружающий мир. Но я думаю, самое интересное в том, что люди, которые кажутся злыми и жестокими к окружающим, на самом деле оказываются хрупкими и ранимыми внутри. Поэтому необычно видеть Бернадетт в семейном кругу, а затем видеть ее во внешнем мире – в очках и выбранном ею костюме. Мне кажется, это очень важно для нее – Бернадетт пытается выделиться, показать свою уникальность на фоне Сиэтла, в котором она потерялась».
Те же очки, которые спасали Семпл от внешнего мира, помогли Бланшетт попасть в него. И внимание актрисы к мелочам на этом не ограничилось. «С самого начала работы над фильмом Кейт была очень педантична в отношении деталей, – утверждает Следж. – Она точно знала, что будет надевать, какими должны быть прическа и макияж и даже какая походка будет у ее героини».
Бланшетт работала с закадровой командой, чтобы убедиться, что внешность Бернадетт будет отражать характер и внутреннее состояние героини. Немало времени она провела, общаясь с дизайнером костюмов об одежде Бернадетт, а с визажистом Кей Джорджио актриса обсуждала запоминающуюся укладку ее героини.
Перкинс, которая ранее работала с Линклейтером на съемках фильма ПОД КАЙФОМ И В СМЯТЕНИИ, начала с того, что показала режиссеру некоторые свои наброски. «Работа над образом Бернадетт стала коллективным творчеством, – утверждает дизайнер. – Нам самим было интересно наблюдать, как настроение героини влияет на ее внешний облик и одежду. Кейт принимала в творческом процессе самое активное участие». Было проведено несколько сеансов примерок, включая финальный, когда Бланшетт полностью перевоплотилась в Бернадетт, надев костюм и парик. Именно в таком образе актриса впоследствии работала на съемочной площадке.
Перкинс признается: «Кейт выглядела точь-в-точь так, как я себе представляла, когда читала книгу – подтянутая и элегантная, в чем-то немного похожая на Одри Хепберн». Однако внешний лоск Бернадетт не мог скрыть той бури, которая бушевала у нее внутри».
ДИЗАЙН В СТИЛЕ БЕРНАДЕТТ
Дизайн фильма был не менее важен, чем внешность самой Бернадетт. Сиэтл стал одним из главных персонажей книги, и на протяжении нескольких лет Следж подыскивала подходящие локации для съемок фильма. Сиэтл во многом не подходил для съемок, и поиски начались в Ванкувере. Для всех стало полной неожиданностью, когда подходящий «Сиэтл» был найден в пригороде Питтсбурга. «Мы искали наш Стрейт Гейт на протяжении двух с половиной лет в двух странах и пяти городах», – вспоминает художник-постановщик Брюс Кертис, который работает с Линклейтером последние двадцать лет. – Идеальным вариантом стал особняк XIX века – старинное здание в соответствующем архитектурном стиле. Когда я нашел его, у меня буквально мурашки по спине побежали. Я понял, что это именно то место, которое нам нужно».
Поскольку дом метафорично был сопоставим с жизнью Бернадетт, декоратор Бошан Фонтэн обставил его в стиле винтажного декаданса – от современных чучел и обставленной по последнему слову техники кухни до экстравагантных аксессуаров. Описывая удивительный дизайн дома, Фонтэн говорит: «Я развесила викторианские светильники, потому что, мне кажется, в реальной жизни, когда покупаешь дом, интерьер которого сохранился, светильники всегда остаются». Одну стену декораторы украсили причудливым карандашным узором: «Учитывая то, что отношения в семье сложные, я представляю себе, как Элджи возвращается с работы домой, видит эту карандашную стену и отпускает колкое замечание или просто игнорирует ее. Только в начале их отношений Элджи находил творчество Бернадетт волшебным и вдохновляющим».
Было непросто создать рождественское настроение, когда в Питтсбурге стояла жара, но у кинематографистов получилось. «Мы учитывали все – цветовую палитру, местный стиль, мебель… вплоть до стилизованных пожарных гидрантов и сосен, растущих во дворе, – говорит Фонтэн. – Несколько парней поднимались на кранах только ради того, чтобы кропотливо убрать листву с деревьев».
БЕРНАДЕТТ НАЙДЕНА
Каждому из нас уготовано свое жизненное приключение, общее у нас только одно – этого приключения не избежать. КУДА ТЫ ПРОПАЛА, БЕРНАДЕТТ? рассказывает о мощной силе, которая помогает нам справляться с неожиданными поворотами судьбы. В Бернадетт мы видим женщину, которой удается вернуть радость общения с семьей и открыть для себя новый способ творческого самовыражения. Эта картина напоминает, что каждый из нас может найти самого себя, не важно, сколь долог ни был бы путь к этой цели.
«В жизни мы периодически сталкиваемся с хаосом, поскольку убежать от самих себя невозможно, как и забыть о том, кем мы хотели стать, – говорит Бланшетт. – Нужно принять себя, чтобы двигаться дальше».
«Бернадетт покажется знакомой многим зрителям, – говорит Линклейтен. – Моя миссия заключена в первой фразе книги: «Хотя мы не в силах досконально изучить человека, это не значит, что не стоит пытаться». Я хочу, чтобы наш зритель захотел понять героиню фильма».
16 августа в мировой прокат выходит одна из самых загадочных картин этого года «Куда ты пропала, Бернадетт?» с Кейт Бланшетт в главной роли. В российских кинотеатрах её можно будет увидеть…






