берроуз эдгар годы жизни

Эдгар Берроуз

Биография

Эдгар Берроуз – американский писатель, известность которому принесли произведения «Тарзан» и «Марсианские хроники». Писатель входит в число самых знаменитых авторов 20 века. Создатель фантастических романов и детективов был знаменит при жизни, но после смерти интерес к его произведениям утих. Книги Берроуза легли в основу популярных кинокартин, выпускаемых кинематографом и сегодня.

Детство и юность

Эдгар Райс Берроуз родился в городе Энсино, штат Калифорния, 1 сентября 1875 года в семье бывшего военного. Отец мальчика отстаивал честь страны в составе армии Северного союза, а по завершении боевых действий стал бизнесменом. Семья Берроуз была многодетной, Эдгар оказался четвертым по старшинству. Когда подошло время для получения образования, выяснилось, что школа Браун, на которую имели планы родители мальчика, закрыта на карантин из-за эпидемии дифтерита.

берроуз эдгар годы жизниПисатель Эдгар Берроуз

Так Эдгар оказался в Маплхерстовкой школе для девочек. Затем он перевелся в Эндоверскую школу при Гарварде. Юноше нравилась перспектива карьеры в военной сфере, поэтому в качестве вуза он выбрал Мичиганскую военную академию. Закончив ее в 1895 году, он заручился поддержкой высокопоставленных знакомых отца, чтобы поступить в высшую военную академию Вест-Поинт. Рекомендации не помогли молодому человеку успешно сдать вступительные экзамены, поэтому он отправился на службу.

Эдгар Берроуз оказался в Аризоне и с 1896 по 1897 годы служил в 7-й Конной Армии США. Затем он стал полицейским в запасе в Иллинойсе. Завершив военную карьеру в 1898-м, будущий писатель поселился в Айдахо. Там он открыл лавку по продаже бумаги для печатных машин. Эдгар оказался не столь удачливым финансистом, как отец, поэтому последующее десятилетие его дом томился в бедности.

берроуз эдгар годы жизниЭдгар Берроуз в молодости

Гражданская карьера не складывалась. Он был работником компании, связанной с горной промышленностью, пробовал себя в качестве полицейского на железной дороге и менеджера стенографического отдела. Мужчина даже был партнером рекламного агентства и фирмы продаж. В зрелом возрасте Эдгар Берроуз решил в корне поменять жизнь. Это положило начало его творческой биографии. Оказалось, что бывший военный отлично владеет слогом, поэтому призвание нашел в журналистике и крупных жанрах.

Книги

Первые литературные опыты Берроуза датированы 1912 годом. В этот период автор создал роман «Принцесса Марса». Главным героем стал Джон Картер, попавший на планету Марс. Журнал All Story опубликовал часть произведения на своих страницах в 1912-м.

берроуз эдгар годы жизниАнтонио Сабато в роли Джона Картера в экранизации романа Эдгара Берроуза «Принцесса Марса»

Эдгар Берроуз стал невероятно плодовитым автором. Создание персонажа, оказавшегося на побережье Африки и известного публике как Тарзан, принесло ему известность. Цикл открыл роман «Тарзан, приемыш обезьян», а отдельная книга о герое была издана в 1914 году. Серия повествований об этом персонаже послужила основой для кинокартин, мультфильмов и компьютерных игр. История о лорде, вынужденном выживать в прериях джунглей, остается привлекательной и сейчас.

Так называемый Марсианский цикл литературоведы называют Барсумским. Это серия книг, рассказывающая о приключениях Джона Картера, оказавшегося на Марсе, в мире под названием Барсума. Всего марсианские хроники включают в себя 11 произведений. В число любимых читателями романов вошли «Боги Марса» и «Джон Картер – марсианин».

берроуз эдгар годы жизниПисатель Эдгар Берроуз

Вниманием пользовался и роман «Земля, позабытая временем», выпущенный как самостоятельное произведение. Критики и поклонники Берроуза отмечали новизну сюжета и особенности вселенной, описываемой автором.

Сделав литературу делом своей жизни, Эдгар Берроуз выпускал по 3 книги в год, чтобы обеспечить существование себе и своей семье. Экранизации произведений стали приносить дополнительный доход. Привыкший к роскоши Берроуз видел в фильмах по его произведениям возможность увековечить сюжеты и финансовую выгоду.

берроуз эдгар годы жизниДжонни Вайсмюллер в роли Тарзана в экранизации романа Эдгара Берроуза «Тарзан: человек-обезьяна»

Дебютный фильм о Тарзане, выпущенный на экраны в 1918 году, не произвел фурора, на который рассчитывал автор. Зато ленты, снятые после 1930-х, имели большой успех. Главную роль в них исполнял Джонни Вайсмюллер, чемпион Олимпийских игр по плаванию. Его участие имело большое значение для публики и обеспечивало кассовые сборы.

Книги Берроуза пользовались большим спросом. В 1929 году писатель учредил компанию Edgar Rice Burroughs Inc. и стал самостоятельно публиковать и переиздавать свои произведения. Библиография Эдгара Берроуза насчитывает 26 романов о Тарзане, 7 книг о Пеллюсидаре, цикл о приключениях на Марсе и множество фантастических рассказов и повестей. Сам писатель воспринимал свое творчество как литературу примитивного жанра.

берроуз эдгар годы жизниКниги Эдгара Берроуза

Не помышляя о влиянии, которое имели его книги, он находил в ней самовыражение и способ заработка. Произведения американского прозаика послужили фундаментом для развития жанра фантастики в литературе США. В числе его последователей сегодня называют Джона Нормана и Отиса Клайна.

Отдельное место в жизни Берроуза занимала журналистика, которой он посвятил себя в качестве корреспондента, работая на передовой во время Второй мировой войны.

Личная жизнь

В 1900 году фантаст женился на Эмме Хулберти. Личная жизнь мужчины на тот момент складывалась удачнее карьеры. В браке у Берроуза появились трое детей: 2 сына и дочь. С женой литератор развелся в 1934-м. Любопытно, что за год до этого Берроуза избрали мэром Калифорнии-Бич.

берроуз эдгар годы жизниЭдгар Берроуз и его жена Флоренс

В 1935 году писатель женился на Флоренс Гилберт, но брак распался в 1942-м.

Будучи поклонником комфортной жизни и получив первые большие гонорары, Эдгар Берроуз купил ранчо в долине Сан-Фернандо, ставшее позднее «городом» Тарзана.

Смерть

Став военным журналистом, писатель не боялся опасностей, которые окружали его на фронте. Давала знать о себе военная карьера. Его называли самым старым и известным корреспондентом. Писатель, которому было за 60 лет, не всегда выдерживал эмоциональное напряжение и стрессы. Они сказались на его здоровье.

берроуз эдгар годы жизниМогила Эдгара Берроуза

Эдгар Берроуз скончался 19 марта 1950 года. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. После того как фантаста не стало, интерес к его книгам снизился. Вторая волна популярности настигла произведения в конце 20 – начале 21 века. Этому способствовало возрождение компании, основанной автором. Книги снова начали выпускаться, и это поддержало спрос. В то же время творчество Берроуза стали исследовать литературоведы. Фото прозаика стали появляться в учебниках.

Источник

Эдгар Берроуз (Edgar Burroughs)

берроуз эдгар годы жизни

Эдгар Берроуз родился 1 сентября 1875 года в Чикаго.

Эдгар был четвертым ребенком в семье. Два его старших брата закончили Йельский университет.

В военной академии он научился отлично ездить верхом. Окончив академию в 1895 году, он заручился с помощью отца поддержкой конгрессмена от Чикаго Эдгара Уилсона и получил рекомендацию в Вест-Пойнт, но переоценил весомость рекомендации и позорно провалился на вступительных экзаменах. Тогда он бросился в погоню за приключениями и в мае 1896 года определился в кавалерию.

После демобилизации Берроуз долго пас коров в Айдахо.

Берроуз пытался заниматься бизнесом, но неудачно.

берроуз эдгар годы жизни

Литературное творчество

Эдгар Берроуз был идеальным автором с точки зрения коммерческого книгоиздания. Он писал быстро, он продолжал свои популярные сериалы и начинал сериалы новые.

Начиная с 1929 года, его компания Edgar Rice Burroughs, Inc. начинает сама выпускать книжные издания романов Берроуза, управлять правами на экранизации, комиксы и так далее.

берроуз эдгар годы жизни

Значителен вклад писателя в жанры «планетарного романа» и «sword and planet», а также в жанр фантастико-приключенческих повествований о затерянных мирах и цивилизациях. Всего Берроуз написал 11 романов в цикле «Марсиане», 26 романов о Тарзане, 7 романов о находящемся внутри полой Земли Пеллюсидаре (один из них входит в цикл о Тарзане), 4 романа о Карсоне Нэпире и его приключениях на Венере и множество других книг, среди которых есть вестерны, исторические романы о каменном веке, средневековье и другие.

Во время Второй мировой войны Берроуз был самым старым и самым знаменитым военным корреспондентом на тихоокеанском театре военных действий.

Эдгар Райс Берроуз скончался 19 марта 1950 года в Энсино (Калифорния) от инфаркта миокарда.

В 1975 году посмертно удостоен премии «Инкпот».

В 2003 году внесен в Зал славы научной фантастики и фэнтези.

Личная жизнь Эдгара Берроуза:

У пары родилось трое детей: Джоан (1908), Халберт (1909) и Джон Коулман (1913).

берроуз эдгар годы жизни

В 1918 году Эдгар Берроуз имел ранчо в долине Сан-Фернандо, которое назвал Тарзания.

Библиография Эдгара Берроуза:

«Барсумская» серия о Марсе

Кадр из фильма «Тарзан»

берроуз эдгар годы жизни

Серия о Пеллюсидаре

В недрах Земли (At the Earth’s Core) (1913)
Пеллюсидар (Pellucidar) (1914)
Танар из Пеллюсидара (Tanar of Pellucidar) (1928)
Тарзан в недрах Земли (Tarzan at the Earth’s Core) (1928)
Назад в каменный век (Back to the Stone Age) (1935)
Земля страха (Land of Terror) (1938)
Свирепый Пеллюсидар (Savage Pellucidar) (1940)

Пираты Венеры (Pirates of Venus) (1931)
Затерянные на Венере (Lost on Venus) (1932)
Карсон с Венеры (Карсон Венерианский) (Carson of Venus) (1937)
Скитания по Венере (Бегство на Венеру) (Escape on Venus) (1940)
Колдун Венеры (Венерианский маг) (Wizard of Venus) (1941)

Земля, забытая временем (The Land that Time Forgot) (1917)
Люди, забытые временем (The People that Time Forgot) (1917)
Из бездны времени (Out of Time’s Abyss) (1917)

Лунная девушка (The Moon Maid) (1919)
Лунные люди (The Moon Men) (1919)
Красный Ястреб (The Red Hawk) (1919)

Грубиян (Боксер Билли) (The Mucker) (1913)
Возвращение грубияна (Закоренелый преступник) (The Return of the Mucker) (1914)
Дело Окдейл (The Oakdale Affair) (1916)

За самой далекой звездой (Beyond the Farthest Star) (1940)
Возвращение Тангора (Tangor Returns) (1940)

Другая научная фантастика

Потерянный континент (По ту сторону тридцатого) (Beyond Thirty) (1915)
Люди-монстры (The Monster Men) (1929)
Последний из плейстоцена (The Resurrection of Jimber-Jaw) (1936)

Романы о приключениях в джунглях

Пещерная девушка (The Cave Girl) (1913)
Вечный дикарь (The Eternal Lover) (1913)
Юноша и лев (The Lad and the Lion) (1914)
Пожиратель людей (The Man Eater) (1915)
Девушка из джунглей (Земля потерянных людей) (Jungle Girl) (1929)

Новеллы в стиле вестерна

Бандит из чертова каньона (The Bandit of Hell’s Bend) (1923)
Военный вождь (The War Chief) (1926)
Дьявол апачей (Apache Devil) (1927)
Заместитель шерифа округа Команче (The Deputy Sheriff of Comanche County) (1930)

последнее обновление информации: 29.08.2021

Источник

Эдгар Райс Берроуз (Edgar Rice Burroughs)

Эдгар Райс Берроуз родился 1 сентября 1875 года в семье ветерана гражданской войны (офицер армии Северного союза), который после войны стал процветающим бизнесменом. Эдгар был четвёртым ребенком в семье. Два его старших брата закончили Йельский университет, а сам он был отправлен в школу Браун. Когда эта школа закрылась на карантин во время эпидемии дифтерии, его перевели в Маплхерстовскую школу для девочек (вот так-то), а затем — в Эндоверскую гарвардскую школу, по окончании которой Эдгар поступил в Мичиганскую военную академию. Позже Берроуз вспоминал, что во всех школах его упорно учили греческому языку и латыни, но ни в одной из них в программе не было курса английского языка.

Зато в военной академии он научился отлично ездить верхом.

Окончив академию в 1895 году, он заручился (с помощью отца, конечно) поддержкой конгрессмена от Чикаго Эдгара Уилсона и получил рекомендацию в Вест-Пойнт, но переоценил весомость рекомендации и позорно провалился на вступительных экзаменах.

Тогда он бросился в погоню за приключениями и в мае 1896 года определился в кавалерию. Однако вместо бурной походной жизни и стычек с апачами он обрёл лишь классические прелести военного прозябания в глухой провинции — в форте Грант, штат Аризона, где располагался 7-й кавалерийский полк армии США. Поэтому от формы Эдгар предпочел как можно быстрее избавиться — уже через три месяца после начала службы он написал отцу письмо, в котором просил переговорить со знакомыми из Вашингтона. Папа пошёл у него на поводу, но бюрократические процедуры тянулись ещё целых семь месяцев, так что с кавалерией Эдгар расстался лишь в марте 1897 года.

После демобилизации Берроуз долго пас коров в Айдахо. В 1941 году он вспоминал:

«Жизнь ковбоя пришлась мне по душе, хотя в те времена в Айдахо не было ни одной душевой. Бывало, я по три недели не снимал сапоги и „стетсон“. У меня были мексиканские шпоры, отделанные серебром, с огромными звёздочками и призвоном. Когда я топал по улице, шпоры громко звякали, и меня было слышно за квартал. О, как я был горд!»

Затем он работал продавцом в Покателло, штат Айдахо, на золотых приисках в Орегоне, полицейским в Солт-Лейк-Сити, клерком в чикагских конторах, бухгалтером, коммивояжером, безуспешно пытался уехать в Китай инструктором по верховой езде и думал даже снова завербоваться в армию.

Сохранилось письмо от полковника Теодора Рузвельта, в те годы — командира Первого кавалерийского добровольческого батальона, в который Эдгар пытался записаться.

«Дорогой сэр, — написал Берроузу будущий президент США, — я был бы рад принять вас на службу, однако опасность превышения численности личного состава батальона не даёт мне возможности отвечать согласием на предложение добровольца, живущего так далеко от места моей дислокации».

Берроуз регулярно брался за создание собственного предприятия, но все его задумки быстро перемалывались жизнью в прах. А ведь он уже был женат, нужно было кормить двух детей…

И вот — представьте себе картину.

1911 год. Тридцатипятилетний бизнесмен, неудачник, который никак не может свести концы с концами и только что навсегда распрощался с очередным клиентом, сидит вечером в опустевшем офисе и простым карандашом на обороте бухгалтерского бланка пишет… фантастический роман. Роман о человеке, которого неизвестно как забросило на Марс, в мир бесконечных приключений, в мир, совершенно не похожий ни на «картофельный» Айдахо, ни на деловой Чикаго.

В мир, похожий на волшебный сон.

Два десятилетия борьбы за существование научили Берроуза не пренебрегать никаким заработком. Он, конечно, не верил, что его писанину кто-то напечатает, но всё-таки послал рукопись в редакцию журнала «All Story», подписав роман «говорящим» псевдонимом Normal Bean — «нормальный парень». Он надеялся таким образом дать понять и редактору, и гипотетическим читателям: автор, в общем, осознает всё безумие своего поступка, но, в сущности, вполне в своём уме.

Берроуз много и охотно читал, в круг его чтения наверняка входили и популярные журналы, так что он вполне представлял, произведения какого уровня могут быть приняты к публикации. Как и большинство более-менее образованных людей, он наверняка частенько думал, закрывая и забывая очередной «шедевр» журнальной прозы: «Я бы написал куда лучше, чем это, если бы захотел». Теперь у него появился шанс проверить, насколько его амбиции соответствуют взглядам редакторов.

По другой версии, одной из его обязанностей на работе был просмотр рекламы в pulp-журналах, так что рассказы попали в поле его зрения как бы сами собой. Возможно, так оно и было, тем более что рукопись он предложил именно тому изданию, которому её и следовало предложить в первую очередь — то есть Берроуз в общих чертах представлял тогдашний журнальный «табель о рангах».

«All Story» считался в те времена одним из самых популярных ежемесячных журналов, принадлежавших издательской империи Фрэнка Манси и, помимо всего прочего, платил авторам самые высокие гонорары, так что пробиться на его страницы считалось большой удачей для любого писателя. Логично было начать именно с него — любой товар следует сначала предложить на самом дорогом рынке…

Редактором по самотёку в «All Story» в то время был Томас Ньюэлл Меткаф, и именно ему принадлежит честь открытия миру имени едва ли не самого популярного писателя XX века. Он немедленно принял рукопись, выписал на имя Берроуза чек на 400 долларов (фантастические деньги за фантастическое произведение!) и поставил роман, озаглавленный «Под лунами Марса» («Under the Moons of Mars»), в план. Роман публиковался в шести номерах — с февральского и до июльского выпуска 1912 года. Правда, задуманная Берроузом игра с псевдонимом была, видимо, слишком сложна для журнала: то ли сам Меткаф, то ли кто-то из корректоров исправил «Normal» на обычное «Norman» и свел на нет всю затею.

Но предотвратить триумф такая мелочь не могла. С самого первого фрагмента читатель был покорен образом Джона Картера, и, хотя текст романа нёс все признаки литературного ученичества, было в этом герое и в его приключениях нечто завораживающее и новое.

Прежде всего, новым был сам герой — Джон Картер. Внешне обычный человек, бывший кавалерийский офицер армии Конфедерации, он как бы вскользь упоминает уже в начале своих записок (роман построен именно как его воспоминания) о некоторых собственных необычных качествах. Например, он совершенно не помнит своей юности; он выглядит тридцатилетним, хотя точно знает, что прожил на свете гораздо дольше, он даже упоминает, что дважды умирал — и дважды возвращался к жизни. Записки свои он поручил опубликовать после своей очередной смерти, причем завещал похоронить себя в открытом гробу, в пещере, дверь в которую можно будет открыть только изнутри…

Тайна жизни и смерти Джона Картера так и остается тайной — Берроуз более ни одним намёком не даёт читателю ключа к разгадке. Точно так же не даётся никакого объяснения и тому, как Джон Картер оказался на другой планете: судя по описанию «переноса» на Марс, Картер оказался там в виде астрального тела после одной из своих смертей. Однако и это объяснение ущербно: на Марсе герой действует как вполне телесное существо.

Скорее всего, Берроуз и не собирался давать никаких объяснений. Все его изобретения подчинялись лишь одной цели: он должен был вовлечь читателя в игру на своих условиях, читатель должен был эту игру принять, какими бы невероятными эти условия ни были.

И, надо сказать, Берроузу этот ход блистательно удался. Краткая завязка, разворачивающаяся в знакомых читателям декорациях вестерна — прерия, золотые залежи, индейцы, — создает атмосферу достоверности и узнаваемости, а тайна личности Джона Картера придает этой атмосфере волнующую загадочность. Когда антураж Среднего Запада внезапно сменяется марсианскими пустынями, а индейцы — зелёными многорукими варварами, читатель уже «схвачен», а фантастический антураж Марса-Барсума достаточно быстро обрастает множеством деталей, чтобы сойти за хорошо прорисованный фон приключенческого романа.

Сходство посылки второго романа Берроуза с киплинговской «Книгой джунглей» могло бы вызвать сходные нарекания, однако Тарзан настолько не похож на Маугли, что даже у ярых нелюбителей творчества Э.Р.Б. язык не поворачивается обвинить его в каком бы то ни было заимствовании. И потом, время уже рассудило и героев, и их авторов – Киплинг умер нобелевским лауреатом по литературе, зато книги Берроуза издавались немыслимыми тиражами. Маугли остался героем сказки, а Тарзана Берроуз — а затем и его эпигоны — отправил в бесконечный поиск приключений.

Так или иначе, Тарзан стал одним из самых популярных образов массовой культуры XX века.

А началось все это безумие в том же самом 1912 году. В октябрьском номере «All Story» этот роман был опубликован целиком под названием «Tarzan of the Apes».

В июне 1914 года «Тарзан из племени обезьян» был выпущен отдельным томом, и начался многолетний издательский триумф Берроуза. «McClurg» на протяжении полутора десятилетий ежегодно выкладывало на рынок как минимум одно первое книжное издание какого-нибудь романа Берроуза, опубликованного перед этим в журнале – а чаще два или три романа в год. Это были романы о Тарзане, романы из «марсианской» серии о Джоне Картере, романы о мире Пеллюсидара, расположенного внутри земной коры, другие исторические и приключенческие романы. Берроуз был идеальным автором с точки зрения коммерческого книгоиздания. Он писал быстро, он продолжал свои популярные сериалы и начинал сериалы новые (которые могли со временем стать популярными, а могли и не стать), но продавались все равно хорошо.

Именно трудами Берроуза окончательно оформилось целое направление фантастической беллетристики – приключенческое. А сам Берроуз с тех пор считается одним из отцов-основателей фантастики XX века.

Примечание к биографии:

Сайт, посвященный творчеству Эдгара Райса Берроуза — ERBzine

Источник

Эдгар Райс Берроуз (Edgar Rice Burroughs)

Эдгар Райс Берроуз родился 1 сентября 1875 года в семье ветерана гражданской войны (офицер армии Северного союза), который после войны стал процветающим бизнесменом. Эдгар был четвёртым ребенком в семье. Два его старших брата закончили Йельский университет, а сам он был отправлен в школу Браун. Когда эта школа закрылась на карантин во время эпидемии дифтерии, его перевели в Маплхерстовскую школу для девочек (вот так-то), а затем — в Эндоверскую гарвардскую школу, по окончании которой Эдгар поступил в Мичиганскую военную академию. Позже Берроуз вспоминал, что во всех школах его упорно учили греческому языку и латыни, но ни в одной из них в программе не было курса английского языка.

Зато в военной академии он научился отлично ездить верхом.

Окончив академию в 1895 году, он заручился (с помощью отца, конечно) поддержкой конгрессмена от Чикаго Эдгара Уилсона и получил рекомендацию в Вест-Пойнт, но переоценил весомость рекомендации и позорно провалился на вступительных экзаменах.

Тогда он бросился в погоню за приключениями и в мае 1896 года определился в кавалерию. Однако вместо бурной походной жизни и стычек с апачами он обрёл лишь классические прелести военного прозябания в глухой провинции — в форте Грант, штат Аризона, где располагался 7-й кавалерийский полк армии США. Поэтому от формы Эдгар предпочел как можно быстрее избавиться — уже через три месяца после начала службы он написал отцу письмо, в котором просил переговорить со знакомыми из Вашингтона. Папа пошёл у него на поводу, но бюрократические процедуры тянулись ещё целых семь месяцев, так что с кавалерией Эдгар расстался лишь в марте 1897 года.

После демобилизации Берроуз долго пас коров в Айдахо. В 1941 году он вспоминал:

«Жизнь ковбоя пришлась мне по душе, хотя в те времена в Айдахо не было ни одной душевой. Бывало, я по три недели не снимал сапоги и „стетсон“. У меня были мексиканские шпоры, отделанные серебром, с огромными звёздочками и призвоном. Когда я топал по улице, шпоры громко звякали, и меня было слышно за квартал. О, как я был горд!»

Затем он работал продавцом в Покателло, штат Айдахо, на золотых приисках в Орегоне, полицейским в Солт-Лейк-Сити, клерком в чикагских конторах, бухгалтером, коммивояжером, безуспешно пытался уехать в Китай инструктором по верховой езде и думал даже снова завербоваться в армию.

Сохранилось письмо от полковника Теодора Рузвельта, в те годы — командира Первого кавалерийского добровольческого батальона, в который Эдгар пытался записаться.

«Дорогой сэр, — написал Берроузу будущий президент США, — я был бы рад принять вас на службу, однако опасность превышения численности личного состава батальона не даёт мне возможности отвечать согласием на предложение добровольца, живущего так далеко от места моей дислокации».

Берроуз регулярно брался за создание собственного предприятия, но все его задумки быстро перемалывались жизнью в прах. А ведь он уже был женат, нужно было кормить двух детей…

И вот — представьте себе картину.

1911 год. Тридцатипятилетний бизнесмен, неудачник, который никак не может свести концы с концами и только что навсегда распрощался с очередным клиентом, сидит вечером в опустевшем офисе и простым карандашом на обороте бухгалтерского бланка пишет… фантастический роман. Роман о человеке, которого неизвестно как забросило на Марс, в мир бесконечных приключений, в мир, совершенно не похожий ни на «картофельный» Айдахо, ни на деловой Чикаго.

В мир, похожий на волшебный сон.

Два десятилетия борьбы за существование научили Берроуза не пренебрегать никаким заработком. Он, конечно, не верил, что его писанину кто-то напечатает, но всё-таки послал рукопись в редакцию журнала «All Story», подписав роман «говорящим» псевдонимом Normal Bean — «нормальный парень». Он надеялся таким образом дать понять и редактору, и гипотетическим читателям: автор, в общем, осознает всё безумие своего поступка, но, в сущности, вполне в своём уме.

Берроуз много и охотно читал, в круг его чтения наверняка входили и популярные журналы, так что он вполне представлял, произведения какого уровня могут быть приняты к публикации. Как и большинство более-менее образованных людей, он наверняка частенько думал, закрывая и забывая очередной «шедевр» журнальной прозы: «Я бы написал куда лучше, чем это, если бы захотел». Теперь у него появился шанс проверить, насколько его амбиции соответствуют взглядам редакторов.

По другой версии, одной из его обязанностей на работе был просмотр рекламы в pulp-журналах, так что рассказы попали в поле его зрения как бы сами собой. Возможно, так оно и было, тем более что рукопись он предложил именно тому изданию, которому её и следовало предложить в первую очередь — то есть Берроуз в общих чертах представлял тогдашний журнальный «табель о рангах».

«All Story» считался в те времена одним из самых популярных ежемесячных журналов, принадлежавших издательской империи Фрэнка Манси и, помимо всего прочего, платил авторам самые высокие гонорары, так что пробиться на его страницы считалось большой удачей для любого писателя. Логично было начать именно с него — любой товар следует сначала предложить на самом дорогом рынке…

Редактором по самотёку в «All Story» в то время был Томас Ньюэлл Меткаф, и именно ему принадлежит честь открытия миру имени едва ли не самого популярного писателя XX века. Он немедленно принял рукопись, выписал на имя Берроуза чек на 400 долларов (фантастические деньги за фантастическое произведение!) и поставил роман, озаглавленный «Под лунами Марса» («Under the Moons of Mars»), в план. Роман публиковался в шести номерах — с февральского и до июльского выпуска 1912 года. Правда, задуманная Берроузом игра с псевдонимом была, видимо, слишком сложна для журнала: то ли сам Меткаф, то ли кто-то из корректоров исправил «Normal» на обычное «Norman» и свел на нет всю затею.

Но предотвратить триумф такая мелочь не могла. С самого первого фрагмента читатель был покорен образом Джона Картера, и, хотя текст романа нёс все признаки литературного ученичества, было в этом герое и в его приключениях нечто завораживающее и новое.

Прежде всего, новым был сам герой — Джон Картер. Внешне обычный человек, бывший кавалерийский офицер армии Конфедерации, он как бы вскользь упоминает уже в начале своих записок (роман построен именно как его воспоминания) о некоторых собственных необычных качествах. Например, он совершенно не помнит своей юности; он выглядит тридцатилетним, хотя точно знает, что прожил на свете гораздо дольше, он даже упоминает, что дважды умирал — и дважды возвращался к жизни. Записки свои он поручил опубликовать после своей очередной смерти, причем завещал похоронить себя в открытом гробу, в пещере, дверь в которую можно будет открыть только изнутри…

Тайна жизни и смерти Джона Картера так и остается тайной — Берроуз более ни одним намёком не даёт читателю ключа к разгадке. Точно так же не даётся никакого объяснения и тому, как Джон Картер оказался на другой планете: судя по описанию «переноса» на Марс, Картер оказался там в виде астрального тела после одной из своих смертей. Однако и это объяснение ущербно: на Марсе герой действует как вполне телесное существо.

Скорее всего, Берроуз и не собирался давать никаких объяснений. Все его изобретения подчинялись лишь одной цели: он должен был вовлечь читателя в игру на своих условиях, читатель должен был эту игру принять, какими бы невероятными эти условия ни были.

И, надо сказать, Берроузу этот ход блистательно удался. Краткая завязка, разворачивающаяся в знакомых читателям декорациях вестерна — прерия, золотые залежи, индейцы, — создает атмосферу достоверности и узнаваемости, а тайна личности Джона Картера придает этой атмосфере волнующую загадочность. Когда антураж Среднего Запада внезапно сменяется марсианскими пустынями, а индейцы — зелёными многорукими варварами, читатель уже «схвачен», а фантастический антураж Марса-Барсума достаточно быстро обрастает множеством деталей, чтобы сойти за хорошо прорисованный фон приключенческого романа.

Сходство посылки второго романа Берроуза с киплинговской «Книгой джунглей» могло бы вызвать сходные нарекания, однако Тарзан настолько не похож на Маугли, что даже у ярых нелюбителей творчества Э.Р.Б. язык не поворачивается обвинить его в каком бы то ни было заимствовании. И потом, время уже рассудило и героев, и их авторов – Киплинг умер нобелевским лауреатом по литературе, зато книги Берроуза издавались немыслимыми тиражами. Маугли остался героем сказки, а Тарзана Берроуз — а затем и его эпигоны — отправил в бесконечный поиск приключений.

Так или иначе, Тарзан стал одним из самых популярных образов массовой культуры XX века.

А началось все это безумие в том же самом 1912 году. В октябрьском номере «All Story» этот роман был опубликован целиком под названием «Tarzan of the Apes».

В июне 1914 года «Тарзан из племени обезьян» был выпущен отдельным томом, и начался многолетний издательский триумф Берроуза. «McClurg» на протяжении полутора десятилетий ежегодно выкладывало на рынок как минимум одно первое книжное издание какого-нибудь романа Берроуза, опубликованного перед этим в журнале – а чаще два или три романа в год. Это были романы о Тарзане, романы из «марсианской» серии о Джоне Картере, романы о мире Пеллюсидара, расположенного внутри земной коры, другие исторические и приключенческие романы. Берроуз был идеальным автором с точки зрения коммерческого книгоиздания. Он писал быстро, он продолжал свои популярные сериалы и начинал сериалы новые (которые могли со временем стать популярными, а могли и не стать), но продавались все равно хорошо.

Именно трудами Берроуза окончательно оформилось целое направление фантастической беллетристики – приключенческое. А сам Берроуз с тех пор считается одним из отцов-основателей фантастики XX века.

Примечание к биографии:

Сайт, посвященный творчеству Эдгара Райса Берроуза — ERBzine

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *