берт хеллингер биография нобелевская премия
Берт хеллингер биография нобелевская премия
Берт Хеллингер – немецкий философ, психотерапевт получивший известность как основатель метода семейной системной расстановки.
В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. Через небольшое время он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.
Берт продолжает свое образование, изучая в начале 70-х годов классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Шакеда, а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию.
По возвращении он использует идеи Янова в своей дипломной работе по психоанализу, эти идеи не принимаются и Хеллингер не получает аттестации как психоаналитик.
Берт Хеллингер
Биография
Берту Хеллингеру пришлось пройти через тяжелые жизненные испытания. Он стал известным психологом и родоначальником метода «семейных расстановок», который используется терапевтами во всём мире.
Детство и юность
Антон Хеллингер появился на свет 16 декабря 1925 года в Лаймене, Германия. Он средний из трех детей. Родители мальчика исповедовали католицизм, поэтому подростком отправили его в интернат при монастыре, где воспитывали будущих священников.
«Sempre evito definir conceitos. O que estamos discutindo não são conceitos verdadeiros ou falsos. Eu tento descrever.
Во время учебы Хеллингер стал участником запрещенной организации, за что был признан потенциальным врагом нации. Позже интернат закрыли, и мальчик вернулся к родителям, чтобы завершить учебу в средней школе.
В возрасте 17 лет Антона призвали вооруженные силы Германии в качестве радиста пехоты. Ему удалось пережить вторжение и отступление во Франции, но затем юноша попал в плен американских войск. Через год он сумел сбежать. Брату Хеллингера, Роберту, повезло меньше — он погиб на войне.
После побега молодой человек вступил в Католический орден в Германии и принял имя Сюйтберт (сокращённо Берт). Он поступил в Вюрцбургский университет, где начал изучать философские науки.
В 1952-м Хеллингер принял сан священника и вскоре был отправлен в Южную Африку в качестве миссионера. Там Берт получил право вести уроки в школе и в течение 16 лет возглавлял и преподавал в местном учебном заведении, одновременно выполняя обязанности священника.
Психология и книги
Становление в качестве психотерапевта началось с интереса к феноменологии. Берта впечатлили слова инструктора, который спросил у группы, что важнее — идеалы или люди. Для человека, росшего в условиях нацистской идеологии и католической веры, этот вопрос стал вызовом. Он понял, что хочет ориентироваться на людей.
Мужчина вернулся в Германию, чтобы получить психотерапевтическое образование. Некоторое время ему удавалось совмещать интерес к психологии и членство в Ордене, но затем он отказался от сана и начал заниматься психотерапевтической практикой. Обучался таким направлениям, как гипнотерапия, транзактный анализ, гештальттерапия, семейная терапия, и пытался использовать их в работе.
Это привело к возникновению нового метода, который позже был назван «расстановки по Хеллингеру». Согласно создателю, семья представляет собой родовую систему, которая подчиняется определенным законам.
Их понимание дает возможность решить проблему клиента, используя других участников тренинга в качестве «заместителей», которые временно принимают на себя роли значимых для него людей. Метод подвергался критике, но, несмотря на это, применяется терапевтами по всему миру.
Новой страницей в биографии Берта стало написание собственных книг. Первая публикация вышла в качестве сборника записей с семинаров, сделанных психиатром Гунтхардом Вебером. Она быстро приобрела популярность и стала бестселлером. После этого библиография автора продолжила пополняться. Он написал более 60 книг. В произведениях писателя есть ответы на вопросы о любви, душе и исцелении в контексте метода «семейных расстановок».
Личная жизнь
Мужчина 2 раза был в браке. Первую жену Герту он встретил в начале 1970-х годов. О ней не осталось почти никакой информации, даже фото. Со второй избранницей Марией Софией Эрдоди Берт оформил отношения в 2003-м.
Обе женщины разделяли интерес к психотерапии. О других подробностях личной жизни ничего не известно.
Смерть
На осень 2019-го было запланировано проведение ежегодных «Международных дней Хеллингер», но Берт не смог принять в них участие. Психотерапевт умер 19 сентября 2019 года, причина смерти не разглашается.
Берт хеллингер биография нобелевская премия
Биография Берта Хеллингера была написана Еленой Веселаго для Википедии и отредактирована для этого сайта. Материалы Википедии могут редактироваться всеми желающими, поэтому актуальный текст статьи Википедии отличается от текста первоначальной статьи.
Биография написана с использованием следующих источников:
Биография корректируется и обновляется при поступлении новых сведений. Последнее обновление: 30.08.2010.
Смотрите также:
Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>
Хеллингер, Берт (Bert Hellinger) (р. 1925) – немецкий богослов, философ, психотерапевт, духовный учитель, получивший известность как основатель метода семейной системной расстановки.
В возрасте 10 лет Антон Хеллингер оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене.
С приходом к власти нацистов, Антона Хеллингера неоднократно пытается привлечь в свои ряды юношеская нацистская организация Гитлерюгенд. Отказ от участия навлекает на него ярлык «врага народа».
Вернувшись в Германию, Хеллингер вступает в католический религиозный орден Марианхилл и в монашестве принимает имя Сюйтберт ( Suitbert ), сокращенно Берт. Это имя остается с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.
Берт поступает в Вюрцбургский университет и изучает там теологию и философию.
Берт Хеллингер принимает сан священника в 1952 году (по другим данным – в 1946 году). В течение полугода после окончания университета он служит капелланом, а затем его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В Африке он продолжает учебу и заканчивает Университет Петермарицбурга (Pietermaritzburg) и Южноафриканский Университет, где изучает английский язык и педагогику. Он получает степень бакалавра и диплом, дающий ему право преподавания. В течение 16 лет, проведенных в Африке, Хеллингер служит приходским священником, преподает в школах, становится руководителем комплекса миссионерских школ региона. Он изучает зулусский язык, тесно общается с местными жителями, изучает их ритуалы и приобретает у них известность и уважение.
Во время своей работы как руководителя школ Берт Хеллингер сталкивается с конфликтами, возникающими между представителями различных школ и вероисповеданий. Работая над этим, он принимает участие в работе психодинамической группы, организованной представителями англиканской церкви, и этот первый опыт психотерапевтической работы производит на него большое впечатление. В своей книге «Долгий путь» Берт говорит о том, что решающее влияние на него оказал вопрос одного из тренеров «Что важнее для тебя – люди или идеи? Что из этого ты принесешь в жертву?» и этот вопрос стал вызовом для Берта как священника и как немца, пережившего нацистский режим.
В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. Через небольшое время он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.
Берт продолжает свое образование, изучая в начале 70-х годов классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Шакеда, а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию.
По возвращении он использует идеи Янова в своей дипломной работе по психоанализу, эти идеи не принимаются и Хеллингер не получает аттестации как психоаналитик.
Через некоторое время семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:
1) Феноменологический подход – следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций
2) Системный подход – рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).
В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.
Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами, Берт Хеллингер проводит большое количество групп по всему миру. Хеллингер говорит, что не занимается обучением методу, и отпускает всех практикующих для свободного исследования и развития работы. Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер). Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия – такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу).
В 80х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейной терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Гунхард Вебер ( Gunthard Weber ) в начале 90х получает разрешение Берта опубликовать записи с его семинаров (скрипты расстановок и комментариев) и в 1992 году выходит первая книга о семейных расстановках: G.Weber, «Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers», 1992 (Г. Вебер, «Два рода счастья. Системная психотерапия Берта Хеллингера). Книга быстро становится бестселлером и с 1994 года работа Хеллингера приобретает все более публичный характер – он работает перед аудиториями в несколько сотен человек. За период с 1992 до 2007 годы издается более 30 книг Хеллингера, которые в основном представляют собой записи с его семинаров по всему миру. В России с 2000 по 2009 годы переведено и издано 11 книг Берта Хеллингера и два варианта перевода книги Гунхарда Вебера «Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers» («Два рода счастья», 2001 г. и «Кризисы любви», 2005 г.) с конспектами семинаров Берта.
Однако, широкая известность работ Берта Хеллингера вызывает также и большое количество критики и непонимания со стороны психотерапевтического сообщества и общественности, как относительно метода работы, так и в адрес лично Хеллингера.
В качестве основных претензий можно назвать следующие:
2005-2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. Стороны обменивались открытыми письмами и заявлениями, и пиком конфликта стал отказ Хеллингера приехать на международный расстановочный конгресс в Кельн, после чего немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.
В России Берт Хеллингер побывал 5 раз: в 2001 (Москва, Санкт-Петербург), 2003 (Москва), 2005 (Москва), 2008 (Москва, Владивосток) и 2009 (Москва – вместе с Софией Хеллингер, Владивосток) годах, проводя как открытые семинары для широкой публики, так и группы для профессионалов. В 2010 году Берт Хеллингер побывал на Украине.
Берт Хеллингер
Хеллингер родился в католической семье в Германии в 1925 году. «Особая форма католицизма родителей Хеллингера дала всей семье иммунитет против веры в искаженные понятия национал-социализма». В возрасте десяти лет он перешел в католический интернат при монастыре. Местная организация Гитлерюгенд безуспешно пыталась завербовать Хеллингера, когда он был подростком. В результате его классифицировали как «подозреваемого врага народа». В 1942 году Хеллингер был призван в Вермахт и участвовал в боях на Западном фронте. В 1945 году попал в плен и был заключен в лагерь Союзников. После побега из лагеря он вернулся в Германию. Его старший брат Роберт Хеллингер был убит на фронте. Хеллингер вступил в Католический орден и изучал философию и теологию в Вюрцбургском университете. В 1952 г. Хеллингер принял сан священника и был отправлен в Южную Африку в качестве миссионера у зулусов. Там он продолжал своё обучение в Университете Питермарицбурга и Университете Южной Африки, где стал бакалавром гуманитарных наук и получил диплом, дающий право на преподавание в школе.
В течение 16 лет жизни в Южной Африке он был приходским священником, учителем, и директором школы для африканских учеников. Он также нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Он стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.
Его участие в программах межрасового экуменического обучения, проводимых англиканским духовенством в Южной Африке в начале 1960 гг., привело к выходу из Ордена. Инструкторы работали с направлением феноменологии. Они занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, без страха, без предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Он был глубоко впечатлен тем, как их методы показывали возможность примирения противоположностей через взаимное уважение.
Начало его интереса к феноменологии привело к сложению сана. Хеллингер рассказывает, как один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для него это была не просто философская загадка. Он остро чувствовал то, как нацистский режим жертвовал человеческой жизнью ради идеалов. Он говорит: «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей».
После того, как он оставил свою работу священника, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. В начале 1970-х годов он переехал в Вену, пройдя классический курс в Венской Ассоциации психоанализа. Он завершил своё обучение в Мюнхенской Ассоциации психоанализа и был принят в качестве практикующего члена. В 1973 Хеллингер покинул Германию во второй раз и переехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Одним из наиболее значительных влияний было влияние Эрика Берна и трансакционного анализа.
В семидесятилетнем возрасте по просьбе немецкого психиатра Гунтхарда Вебера он согласился записать и отредактировать серию записанных семинаров. Вебер опубликовал книгу в 1993 году под названием Zweierlei Gluck [«Два рода счастья»]. Он надеялся продать две тысячи копий среди немецких психотерапевтов, заинтересованных в альтернативных подходах. На удивление, книгу приняли с энтузиазмом и она стала национальным бестселлером. Было продано двести тысяч экземпляров. В течение последующих 15 лет он стал автором 64 книг, некоторые переведены и изданы на русском языке.
Хеллингер много путешествует, читая лекции, проводя семинары и обучающие курсы по всей Европе, в Соединенных Штатах, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.
Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера(Hellinger Schule), где проводит обучение «новым» семейным расстановкам.
Берт (Антуан) Хеллингер — немецкий философ, психотерапевт и богослов. Широко известен благодаря краткосрочному терапевтическому методу, именуемому — «семейные расстановки».
Хеллингер родился в католической семье в Германии в 1925 году. «Особая форма католицизма родителей Хеллингера дала всей семье иммунитет против веры в искаженные понятия национал-социализма». В возрасте десяти лет он перешел в католический интернат при монастыре. Местная организация Гитлерюгенд безуспешно пыталась завербовать Хеллингера, когда он был подростком. В результате его классифицировали как «подозреваемого врага народа». В 1942 году Хеллингер был призван в Вермахт и участвовал в боях на Западном фронте. В 1945 году попал в плен и был заключен в лагерь Союзников. После побега из лагеря он вернулся в Германию. Его старший брат Роберт Хеллингер был убит на фронте. Хеллингер вступил в Католический орден и изучал философию и теологию в Вюрцбургском университете. В 1952 г. Хеллингер принял сан священника и был отправлен в Южную Африку в качестве миссионера у зулусов. Там он продолжал своё обучение в Университете Питермарицбурга и Университете Южной Африки, где стал бакалавром гуманитарных наук и получил диплом, дающий право на преподавание в школе.
В течение 16 лет жизни в Южной Африке он был приходским священником, учителем, и директором школы для африканских учеников. Он также нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Он стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.
Его участие в программах межрасового экуменического обучения, проводимых англиканским духовенством в Южной Африке в начале 1960 гг., привело к выходу из Ордена. Инструкторы работали с направлением феноменологии. Они занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, без страха, без предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Он был глубоко впечатлен тем, как их методы показывали возможность примирения противоположностей через взаимное уважение.
Начало его интереса к феноменологии привело к сложению сана. Хеллингер рассказывает, как один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для него это была не просто философская загадка. Он остро чувствовал то, как нацистский режим жертвовал человеческой жизнью ради идеалов. Он говорит: «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей».
После того, как он оставил свою работу священника, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. В начале 1970-х годов он переехал в Вену, пройдя классический курс в Венской Ассоциации психоанализа. Он завершил своё обучение в Мюнхенской Ассоциации психоанализа и был принят в качестве практикующего члена. В 1973 Хеллингер покинул Германию во второй раз и переехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Одним из наиболее значительных влияний было влияние Эрика Берна и трансакционного анализа.
В семидесятилетнем возрасте по просьбе немецкого психиатра Гунтхарда Вебера он согласился записать и отредактировать серию записанных семинаров. Вебер опубликовал книгу в 1993 году под названием Zweierlei Gluck («Два рода счастья»). Он надеялся продать две тысячи копий среди немецких психотерапевтов, заинтересованных в альтернативных подходах. На удивление, книгу приняли с энтузиазмом и она стала национальным бестселлером. Было продано двести тысяч экземпляров. В течение последующих 15 лет он стал автором 64 книг, некоторые переведены и изданы на русском языке.
Хеллингер много путешествует, читая лекции, проводя семинары и обучающие курсы по всей Европе, в Соединенных Штатах, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.
Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера (Hellinger Schule), где проводит обучение «новым» семейным расстановкам.
Метод системной расстановки
Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нём два базовых положения:
1) Феноменологический подход — следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций
2) Системный подход — рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).
Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники — заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств — только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что при медленной, серьёзной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация — полем (знающим полем или морфическим полем — термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная малодоказанность феномена «заместительского восприятия» и недостаточный опыт исследований «поля» в психологии является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе. В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.
Основные законы Бертом Хеллингером сформулированы так:
Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия — такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Всё шире метод семейной расстановки применяется для принятия бизнес-решений и организационных решений («организационные расстановки» или «бизнес-расстановки»). В стратегическом бизнес-консультировании используется компанией McKinsey.
Критика метода и конфликты
Представители различных направлений психотерапевтического сообщества подвергают критике методы Берта Хеллингера, обвиняя его последователей в непрофессионализме и неумении справляться с проблемами депрессивных пациентов и пациентов с психическими расстройствами. В частности критикуются авторитарные высказывания Берта Хеллингера относительно того, как следует поступить клиенту. Например, «ты должен отказаться от усыновления этого ребенка», «менеджера нужно уволить» (семинар в Москве, 2009 год), «семьи уже нет; вы должны расстаться и муж должен вернуться в свою страну» (международный лагерь в Австрии, 2008 год).
Репутация в психотерапевтическом сообществе в Германии
Немецкий психотерапевт Вернер Хаас (Германского общества семейной терапии) называет методики Берта Хеллингера «мало вразумительными и этически неприемлемыми», в своей книге он пишет: «Магические ритуалы заменили у него терапию, вместо диагнозов оракул использует мистические понятия».
Отношение к агрессорам и их жертвам
Отношение к агрессорам и жертвам Берт Хеллингер рассматривает с системной точки зрения. И те и другие принадлежат одной системе. В семейную систему Берт Хеллингер включает: родителей, детей, включая абортированных или рано умерших, братьев и сестер, бабушек и дедушек нескольких поколений, первых и последующих партнеров, а также любых значимых людей, которые внесли существенный вклад в данную семью. Например, врач, спасший жизнь или солдат, убивший члена семьи, руководитель, отобравший средства к существованию и т.д. Восстановление баланса или порядка в системе требует уважения, признания, любви. Одним из примеров может служить его отношение к инцесту как к проявлению любви в семье и средству балансирования отношений в семье. Именно взгляд на проблему, включение всех действующих лиц в ситуацию помогает её решить. Поэтому Хеллингер настаивает, что привлечение виновного в инцесте или другом преступлении к ответственности может вредить, а не помогать жертве справиться с последствиями, следовательно, принятие этого человека (включение его в систему, а не исключение из нее), совершившего преступление, есть путь к разрешению и пониманию проблемы. То, что мы пытаемся удалить из своей истории, будет повторяться в поколениях. Поэтому в понимании Берта Хелленгера принятие проблемы есть путь к её решению.
Прочие практические взгляды
Жертвы рака молочной железы могут тайно хотеть умереть в связи с бессознательной (у женщины) «войны с матерью». Эти и другие взгляды Б. Хеллингера основаны на позиции первичных влечений, описанных еще З. Фрейдом в работе «Я и Оно», где исследуется борьба между влечением к жизни и влечением к смерти (эрос и танатос). Заслуга Берта Хеллингера в том, что он первым обратил внимание на такие явления как «переплетение» и «замещение», а также движения души, описываемые им как «движение за кем-то в смерть» или «движение вместо кого-то в смерть». Эти и другие наблюдения, особенно в работе с клиентами, пережившими Вторую мировую войну внесли большой вклад в развитие психотерапии.
Конфликт с последователями
В 2003 году Немецкое общество системных и семейных терапевтов (DGSF) опубликовало Заявление на тему расстановок Хеллингера, в котором, признавая теоретическую полезность метода, высказывались опасения относительно безопасности метода для клиентов. Также общество призвало соблюдать условия, которые, по его мнению, смогут минимизировать опасность от расстановок.
В мае 2004 последователь Хеллингера, его близкий друг Арист фон Шлиппе опубликовал открытое письмо, в котором говорил о своём несогласии со взглядами Хеллингера на психотерапию. Два месяца спустя была написана Потсдамская декларация о системных расстановках («Potsdamer Erklarung der Systemischen Gesellschaft zur systemischen Aufstellungsarbeit»), призывающая к развитию метода, но не в нынешней его форме. Декларацию подписали почти 200 терапевтов, в том числе многие бывшие хеллингер-терапевты.
2005—2007 годы стали годами серьёзных мировоззренческих разногласий между Бертом Хеллингером и группой его теперь уже бывших последователей и коллег. Стороны обменивались открытыми письмами и заявлениями, и пиком конфликта стал отказ Хеллингера приехать на международный расстановочный конгресс в Кёльн, после чего немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.

