беседа на тему конфликты в нашей жизни и способы их преодоления
Беседа «Конфликты в нашей жизни»
Юля Цветкова
Беседа «Конфликты в нашей жизни»
Беседа-рассуждение
«Жизнь без конфликтов»
Подготовила и провела
воспитатель Цветкова Ю. В.
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
• ознакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация«, со способами предупреждения конфликтов;
• способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
• побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
— Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково. Сегодня мы с вами поговорим о том, как избежать конфликтов, как правильно из них выходить, познакомимся с их разновидностями. Начнем мы наше занятие с индийской сказки. Послушайте ее внимательно и попытайтесь определить причину конфликта, кто прав, а кто виноват.
1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Ответы детей.
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми? Ответы детей.
3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Ответы детей.
— Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чём это заключалось?Примерные ответы детей: напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т. д.
— Как вы объясните высказывание «Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу»?
— Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации. Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других. Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
— А есть другая поговорка со словом каша: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят?
Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.
— Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.
— Я думаю, всем когда-то приходилось участвовать в конфликтной ситуации. Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Ответы детей.
— Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам,но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. А что же такое конфликт, как вы думаете? Ответы детей.
— Есть и третья разновидность-избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение. У меня есть три ситуации. Прочитайте каждую и скажите, какой вид конфликта в ней описан.
Дети зачитывают ситуации и высказывают свое мнение. Слайд 5.
— Витя подошел к однокласснику спросить домашнее задание. Но тот изменился в лице, развернулся и молча ушел.
— Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу,и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!»Теперь уже тот вынужден нападать: «Не нравится, на такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки. Это неуправляемый конфликт.
— Люди стоят в очереди, кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит.
— В чём же вред таких конфликтов? Ответы детей.
•Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
•Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
— Как вы думаете,можно ли в ссоре употреблять фразы типа: «Да брось ты!», «Чего ты понимаешь!», «Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!»? Ответы детей.
— Нет, конечно. Это только усугубит ситуацию. Наоборот,просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т. д.
— Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
— Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых. Только вы должны расшифровать их названия. Разгадайте филворд.
— Второй способ называется «конструктивное предложение» Это попытка найти компромисс, т. е. выход, который мог бы устроить всех.Приведу пример: вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Как мягко намекнуть ему на это?Ответы детей.
Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения? Ответы детей.
Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может попросишь у родителей такую.
— Давайте теперь вы попробуете предотвратить конфликт. Обыграем ситуации.
-Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.
— Подруга обещала принести кассету, но отдала другой девочке.
-Друг забрал на время фотоаппарат и долго не возвращает.
— Но если конфликт уже возник, вопрос «Что происходит, если конфликт разрешается неправильно?» (ответы детей)
— Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.
Общение – основа разрешения конфликта.
— Давайте теперь с вами соберем пословицы о конфликтах. Посмотрите на экран. Прочитайте начало и найдите конец пословицы и объясните их значение.
Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась.
За малое судиться, большое потерять.
Дракой прав не будешь, бранью праву не быть.
— Обратите внимание на последнюю пословицу. Очень часто конфликты перерастают в драки, которые влекут за собой самые разные последствия, вплоть до убийства.А сколько случаев избиения происходит в школах просто за разные мелочи: не так посмотрел, не так оделся, не то сказал. Мы должны помнить, что мы люди, а не звери, мы живем в цивилизованном мире, а не в лесу с дикими животными, с которыми надо бороться за выживание. Все конфликты можно решить словами, какие бы они ни были, нужно просто, в первую очередь, владеть собой и подобрать правильные слова.
Работа в группах: обсуждение ситуаций.
— Давайте разделимся на две группы. Каждая получит по 1 ситуации. Обсудите ее и ответьте на вопросы в конце.
• Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
— Кто участвует в конфликте?
— Кто виноват в конфликте? Ответы детей.
•Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю:
В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в долгие рассказы о загрязнениях окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти.В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым».
— Подумайте и ответьте, как Михаилу решить возникшую проблему и вежливо уйти, чтобы избежать конфликта?
— В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
— А теперь каждый из вас возьмет по одному пожеланию, как избежать конфликта, и зачитает его нам.Пожелания:
• Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
• В споре умей выслушивать собеседника до конца.
• Уважай чувства других людей.
• Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
• Начни свой день с улыбки.
• Будь уверен в себе.
• Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.
• Извинись, если ты не прав.
• Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
• Не забывай выражать свою благодарность.
• Выполняй свои обещания.
• Не критикуй постоянно других.
Нашезанятие мне хочется закончить такими словами:
В жизнипо-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Всем спасибо за внимание!


Конспект открытого занятия «Конфликты в нашей жизни» на конкурс среди педагогов МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» Составила: Педагог-психолог Иманова М. Е. Цель: формирование.
Консультация «Красота в нашей жизни» В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся.

Видеоотчет «Спорт в нашей жизни!» Спорт в жизни дошколят!В нашем детском саду был отснят видеоролик о значении физической культуры и спорта в жизни дошкольников. В него вошли.
Презентация «Один день из жизни нашей группы» В презентации можно увидеть, как проходит день в старшей группе №5 МАДОУ детский сад №1 г. Белебея Республики Башкортостан. Наша жизнь.
Классный час» Конфликты в нашей жизни»
Пояснительная записка к работе
«Конфликты в нашей жизни»
Щербакова Вера Васильевна
Класс, в котором проводился урок
МОУ « СОШ р.п. Озинки»
Классный час в 5классе «Конфликты в нашей жизни»
1) Познакомить участников с понятием «конфликт».
2) Сформировать у подростков стремление к предупреждению
конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций.
3) Научить предотвращать развитие конфликта, показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций.
1. Чистые листы А4 для половины группы.
2. Карандаши каждому в группе.
3. Музыка спокойная, под которую можно рисовать.
Всем привет! Очень рада вас всех видеть! Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм и, надеюсь, вы определите тему нашего классного часа. http://www.youtube.com/watch?v=GpZrQfrBsKM
Да, вы правильно определили тему нашего классного часа.Сегодня мы будем говорить о конфликтах. С конфликтами мы сталкиваемся в разных
сферах нашей жизни. Это случается очень часто, ведь мы живем в
мире людей, и наши желания и интересы не всегда совпадают. Так что сегодня мы поговорим о том, что такое конфликт, почему он
возникает и как можно его разрешить. Но давайте начнем с разминки, которая плавно введет нас в тему сегодняшнего занятия.
Пояснение:Перед началом упражнения необходимо разделить группу на пары. Если в группе нечетное количество участников, ведущий также участвует в упражнении. Каждая пара получает по одному листу бумаги и одному карандашу и садится так, чтобы не мешать остальным парам.
Инструкция: Сейчас мы с вами будем рисовать. Пусть каждый участник
представит небольшой рисунок, который он хотел бы нарисовать. Пред-ставили? Каждая пара, держась вдвоем за один карандаш, должна нари-совать картину на своем листе бумаги, Общаться словами при этом нельзя. На выполнение этого задания вам дается 5 минут. Начали.
Какую тактику вы применяли во время совместного рисования?
Какой рисунок получился в результате?
Все пары довольны получившимся результатом?
Чьи идеи не реализовались?
Кому так и не удалось договориться о том, что рисовать?
Обратите внимание участников на следующее:
Посмотрите на ваши рисунки. Они, как вы видите, далеки от совершенства. Чаще всего это «каляка-маляка». Собственно, это и есть конфликт. Конфликт – это когда есть две стороны, со своими идеями, мнениями, интересами, и только один путь, который позволяет эти мнения реализовать. У вас был один карандаш и у каждого свой рисунок в голове, поэтому получилось то, что получилось. Но это очень хорошее отображение конфликтной ситуации. На сегодняшнем занятии мы постараемся понять, как разрешать эти ситуации и как их не допускать.
Если у кого-то все-таки получился осмысленный рисунок, спросите:
Как вы договаривались?В процессе обсуждения выделите все тактики, которые были найдены, запишите их на доске. Подчеркните, что вы к этим тактикам ещё вернетесь в процессе занятия.
Ну что ж, теперь давайте начнем сегодняшнюю тему. Итак, для начала проведем следующее упражнение.
Пояснение: На полу мелом (чтобы можно былопотом легко стереть) рисуется квадрат или ограничивается каким-то образом (например, веревкой) пространство, в которое с трудом (стоя) помещаются все
Ведущий ставит рядом с группой стул (на расстоянии 2-3 м), садиться
на него и дает следующую инструкцию: Вы все в том же переполненном автобусе, свободных сидячих мест нет и, если появляется свободное место, вы стремитесь его занять. Вдруг вы видите, что освобождается одно из мест.
30 секунд после её начала.
Комфортно ли вам было в этой давке?
Как вы себя вели, легко ли было «отвоевывать» себе место?
Кто занял «свободное место»?
Как он этого добился?
Почему остальные участники остались стоять?
Кто добровольно отказался от борьбы, уступил место?
Какие варианты развития этой ситуации вы могли бы назвать?
В нашей жизни часто бывает, что мест на всех не хватает. И когда мы хотим занять это место, то вдруг понимаем, что мы такие не одни, в этот момент и происходит внутренний всплеск эмоций, который заставляет нас совершать те или иные действия. Действия, которые могут затронуть других людей. Поэтому в любой ситуации нужно сохранить свое достоинство и уважать достоинство других.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в конфликтную ситуацию.
Давайте разберемся, что же такое конфликт.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение интересов, противоборство. Противоборство порождается нашими целями (например, в упражнении, где вам пришлось занять одно свободное место, было противоборство, да еще какое). Так, если 2 и более участников хотят обладать чем-то одновременно, то может возникнуть противоборство,
конкуренция, особенно если желаемый «объект» неделим (как стул).
Или, например, в семье один телевизор, но все в одно и то же время
хотят смотреть разные передачи.
Другим основанием для противоборства является ситуация, в которой цели у людей разные, и продвижение к цели одного отдаляет от цели другого.
достигает своей цели – смотреть телевизор, то другой, наоборот, отдаляется от своей – спокойно заснуть.
Как выглядит сам конфликт, давайте попробуем рассмотреть в деталях.
Комментарий: далее формулы надо написать на доске.
Существует 2 формулы конфликта:(сокращенно: К= КС + П)
Конфликтная Ситуацияотличается от Конфликтатем, что Конфликтная Ситуация может складываться на протяжении очень
длительного времени (даже нескольких лет, например), и из-за какого-нибудь мелкого поводаможет разразиться серьезный Конфликт.
А участники конфликта могут удивляться, как это они «поссорились навеки» из-за какой-то ерунды.
Например, юноша и девушка достаточно долго общаются, любят
друг друга, но при этом не говорят о своих обидах, а потом могут из-за какой-то мелочи (например, юноша забыл про годовщину их первой
романтической встречи) поссориться и расстаться. На самом деле,
Вывод: надо говорить о своих чувствах, это очень важно. Ведь аналогичные примеры есть и в вашей жизни, когда вы ссоритесь со своими друзьями, родными и любимыми из-за пустяка. Вспомните себя. Поднимите руку те, у кого такое было… Хорошо!
А ведь есть очень действенный способ не доводить до этого, и чуть позже вы о нем узнаете.
В стакан капает вода, долго и медленно, чем все = закончится?
Комментарий:надо нарисовать на доске стакан и капли воды.
Возможно, участники выскажут разные версии и даже назовут пра-вильную.Да, рано или поздно стакан наполнится, и вода прольется. Вот так
только их становиться слишком много, наше терпение лопается.
А выглядит это так: К= Конфликтоген 1+ = Конфликтоген 2+Конфликтоген 3+..
Хочу также заметить, что «емкость» у каждого своя. Поэтому «завестись» вы можете от разного количества конфликтогенов…
Конфликтогены– это мелкие и совсем не мелкие поводы, из-за которых может вспыхнуть конфликт. И сколько таких поводов понадобится, неизвестно. Для каждого человека и для каждого конфликта
количество будет разным.
Каждый день мы общаемся со многими людьми: в школе, во дворе,
дома, у нас здесь. И невольно мы можем обидеть (задеть) их, даже не
подозревая об этом. Давайте подумаем, что нас может обидеть в словах собеседника?
Можно записывать на доске по мере объяснения.
1. Прямое оскорбление.Например: «Ты дебил (лох, козел, трепло и
т.д.)». Конечно, это может стать началом конфликта.
2. Упрек.Например: «Из-за тебя я опоздала. А я думала, что на тебя
4. Сравнение (не в твою пользу). Например: «А вот Серега Кате всегда цветы дарит» или «Да я в твои годы уже 2 спортивных кубка имел!».
5. Приказ.Например: «Умойся. Почисти зубы. Не сутулься. Не опоздай» и т.д. Все глаголы в повелительном наклонении (даже просьбы) вызывают у нас неосознанный протест.
Как же быть? Мы не можем и не должны загонять внутрь свои обиды. Нужно говорить о своих чувствах. Вопрос – как? Не оскорбляя
человека. Не упрекая и, тем более, не обобщая: «ты всегда» (тем более, что, чаще всего, это не так, и ваш друг всего лишь второй раз
опаздывает, да и то по объективным причинам). Не сравнивая и не приказывая.
диск, который я тебе давал. Было бы классно, если б ты его занес мне
прямо сейчас. Сможешь?»
Давайте сейчас сделаем упражнение и потренируемся предупреждать конфликт, не доводить до него.
Удалось ли вам разжать кулак, и каким способом? (Ответы детей)
Хотелось ли вам разжать кулак, что вы чувствовали? (Ответы детей)
Почувствовав применение к себе силы, вы стали еще больше бороться и сопротивляться, что породило между вами соперничество.
Я вам сейчас прочитаю притчу «Про разжатый кулак» после чтения, которой мы сделаем вывод к нашему упражнению.
Притча «Разжатый кулак»
Однажды учитель боевых искусств по имени Ямада сидел со своими учениками в местном баре. Ямада заметил рослого англичанина, который сидел напротив, пристально смотря на учителя. Немного погодя, англичанин подошел к Ямаде. Должно быть, он знал, что Ямада – учитель боевых искусств. Он приставил кулак к лицу учителя со словами: «Ну-ка, попробуй разжать его». Ямада был худощавым и невысоким человеком, а англичанин имел могучее телосложение. Учитель посмотрел на сжатый кулак, почти упиравшийся в его лицо, и подумал: «Я не смогу разжать этот кулак. Этот человек очень силен. Мне не найти способа разогнуть эти пальцы».
Чувствуя на себе взгляды учеников, учитель читал их мысли: «Как поступит наш учитель? Как он ответит на этот вызов? Как он выйдет из этого положения?» Англичанин с видом победителя смотрел на него сверху вниз, уверенный в том, что ему удалось продемонстрировать превосходство мышц над умением мастера боевых искусств. Надо было что-то делать. Учитель полез в карман, вытащил оттуда несколько денежных купюр и протянул их англичанину. Англичанин, не раздумывая, разжал свой кулак и взял деньги.
Вывод: Так вот упражнение «Разожми кулак» было выполнено с целью выявления использования вами несиловых методов. Например? (уговоры, просьба, хитрость, подкуп). Которые, к сожалению, никто из вас не догадался применить!
Что было бы для вас более убедительным: вежливая просьба или сила?
Так вот необходимо учиться решать возникшие вопросы, более эффективными и мирными способами, нежели применение вами силы.
Назрел интересный вопрос: конфликт – это, по-вашему, хорошо или плохо? Как вы считаете?
Для наглядности можно разделить доску на две части, в одной записывать минусы, в другой- плюсы.После обсуждения ведущий подводит итог сказанному участниками и называет свои плюсы и минусы конфликтов, которые ещё не были названы.
может быть связан с насильственными методами;
может способствовать подавленности, пессимизму, негативному настроению;
может привести к разочарованию в своих способностях, возможностях;
может привести к отрицательной оценке партнеров по совместной деятельности.
это определенная форма разрешения противоречий; разрешив конфликт, мы устраняем те недочеты и противоречия, которые привели к нему;
может объединять людей, так происходит сплочение перед лицом внешней угрозы;
помогает «выпустить пар» и способствует снятию напряженности;
тимулирует творчество, мобилизует энергию участников на поиск выходов из ситуации;
позволяет лучше осознать свои потребности, дает опыт;
может помочь снять напряженность в группе;
способствует самореализации и самоутверждению личности;
может служить средством адаптации человека к группе (во время конфликта каждый максимально раскрывается, и можно увидеть «кто есть кто»).
Но все эти плюсы могут возникнуть только тогда, когда конфликт разрешается.
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак-туальным, а что вы уже знали и раньше?
Давайте чаще вспоминать эти мудрые слова. Спасибо вам за работу! Удачи вам в разрешении и, главное, предупреждении всех конфликтов в вашей жизни!
Групповая беседа «Конфликты нашей жизни»
Тема: «Конфликты в нашей жизни»
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости.
Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям. Конфликты взрослых, детей и подростков часто ведут к насилию. Запугивание, драки, в том числе и со смертельным исходом – приметы жизни некоторых школ и дворовых компаний.
Перед педагогическим сообществом встают извечные вопросы: что делать? Кто виноват?
Каким же образом можно отстоять свое «Я», не пренебрегая чужими целями? Как научиться владеть собой в различных конфликтных ситуациях, чтобы не разрушить свое здоровье или здоровье окружающих вас людей?
Так как без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться конструктивно их решать. Для того, чтобы правильно разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам более серьезным:
проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
проблемы социального плана (потеря семьи, потеря себя).
В ходе классного часа «Конфликты в нашей жизни» обсуждается значимость данной темы для старшеклассников, рассматривается природа конфликта, определяются положительные и отрицательные стороны конфликта, методы выхода из конфликта. Подростки знакомятся с понятием «компромисс», овладевают первичными умениями выхода их конфликтной ситуации с наименьшими потерями для себя и оппонента.
Для более подробного рассмотрения данной темы разработана серия мероприятий:
Серия классных часов: «Конфликты в нашем классе», «Проблемы отцов и детей» (как подготовительный этап к родительскому собранию «Конфликты с собственным ребенком…»), «Учитесь властвовать собой»
Родительское собрание «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»
Анкетирование «Конфликтный ли ты человек?»
Диспут «Преступление и наказание».
Основные теоретические, методические и организационные особенности данного классного часа:
форма проведения: работа в группах сменного состава
место проведения: классная комната,
время проведения – 1 час 20 минут.
Работа в группах сменного состава – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом и знаниями по обсуждаемой проблеме, способствующая овладению первичными умениями компромисса.
Педагогическая находка (новизна) представленной разработки в том, что такая форма работы наиболее интересна детям, потому что позволяет без назиданий познакомить их с методами и приемами разрешения конфликтных ситуаций, на собственном опыте познакомиться с искусством компромисса; помогает погрузить детей в среду позитивного общения, дать образцы установок неконфликтного поведения, создать единое образовательное сообщество педагога и детей класса. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют детям взглянуть на свои проблемы с иной точки зрения.
отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества партнера;
стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.)
Тема: «Подросток и конфликты».
Раскрыть концепцию культуры мира;
Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
Решение проблемы сплоченности класса.
Дать характеристику понятия «конфликт».
Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.
Познакомиться с методами выхода из конфликта.
Дать определение понятия «компромисс».
5. Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его
справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;
презентация «Конфликты в нашей жизни»;
реквизит для игры «Перетягивание каната»;
карточки с описанием конфликтных ситуаций;
карточки для групповой работы;
инструкция доля медиаторов;
эмблемы синего, коричневого, зеленого цвета;
квадратики черного, красного, зеленого цвета;
I Введение в тему занятия.
В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.
Звучит тихая инструментальная музыка. (Эмоциональный настрой)
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?
-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?
-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
«Конфликты в нашей жизни или…» (Показ слайда №2) Пока тема нашего разговора звучит не полностью. В конце классного часа вы должны будете закончить формулировку.
Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…
Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…
3.Сообщение задач занятия.
— Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. (См. Приложение №1)
-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.
1.Определение понятия «конфликт».
-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?
Ученики: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.
-Давайте посмотрим, как говорили о конфликте политики, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. (Показ слайда №3, 4)
Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона.
КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.
КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.
-Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.
2. Игра «Перетягивание каната».
-Давайте разделимся на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру – перетягивание каната.
-Победила команда… Спасибо, садитесь. Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт?
-А из – за чего он мог возникнуть7
Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.
-Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?
Ученики дают варианты ответа. В качестве вывода – показ слайда №5
Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.
В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:
-участники конфликта (оппоненты);
-А теперь разыграем другую ситуацию.
(В центре класса – два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации с дежурством по классу).
-Конфликт ли это? Почему?
Ученик дают варианты ответа.
-Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – дежурство.
-Исследователи различают типы конфликтов (Показ слайда №6):
-внутриличностный (между долгом и совестью);
-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);
-между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);
-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).
(Краткий комментарий содержания слайда).
— Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.
Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время ответов каждой группы – показ слайдов №7-10.
Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства. (Показ слайда №11)
Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.
5.Игра «Триада»(интерактивная игра в группах).
-Искусству компромисса нужно учиться. Попробуем провести игру «Триада».
В одной из школ между мальчиками и девочками разгорелся конфликт. Девочки все время ябедничали, не давали мальчикам списывать, не подсказывали им на уроках, а мальчики дразнили девочек, случалось, били. Ни та, ни другая сторона не хотела идти на примирение. Нужно было искать компромисс.
Сейчас мы образуем три группы:
I группа состоит только из девочек;
II группа состоит только из мальчиков;
III группа состоит из мальчиков и девочек.
Карточки для групп.
Задание для 1-й и 2-й групп. В течение 5 минут каждая группа отдельно готовит список трех претензий друг к другу и трех предположений о взаимных уступках и примирении.
Задание для 3-й группы. Это группа медиаторов. Одновременно с 1-й и 2-й группами медиаторы должны изучить в течение пяти минут инструкцию, подготовить свои предложения для достижения компромисса.
Инструкция для медиаторов
Медиатор – посредник в конфликте.
Медиатор сохраняет уважение к обеим сторонам.
Медиатор должен быть готов решить проблему.
Медиатор слушает по очереди претензии обеих сторон, не давая им возможности спорить, предлагая при этом удобные для обеих сторон варианты.
Медиатор поддерживает только то, что законно и справедливо, проявляет дальновидность и настойчивость.
Медиатор должен верить в успех дела и добиваться взаимовыгодного для обеих сторон решения.
На втором этапе игры образуются новые группы из трех человек: один человек из 1-й группы, второй – из 2-й, третий – медиатор из 3-й группы. Медиатор садится между мальчиком и девочкой из 1-й и 2-й групп, внимательно выслушивает претензии и предложения с обеих сторон, помогает им выйти из конфликта в течение пяти минут.
На третьем этапе игры медиатор каждой группы по очереди докладывает о результатах своей деятельности.
Вопросы к участникам игры:
Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?
Поднимите руку, если данное качество было свойственно вам:
-стремление к справедливости;
Компромисс (от лат. с omromissum ) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.
Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.
-А теперь я попрошу вас разделиться на группы для проведения дискуссии. Посмотрите, пожалуйста, на цвет пьедестала ваших эмблем. В состав первой группы войдут те, у кого пьедестал коричневого цвета, во вторую – те, у кого он зеленого цвета, а в третью те, у кого пьедестал синего цвета.
Задание следующее: поделить воздушные шарики с определенным вариантом решения конфликта. Вариант решения у каждой группы свой. На подготовку сценки отводится одна минута. Первая группа показывает сценку, а вторая должна назвать вариант решения, затем показывает вторая группа, а вариант решения предлагает третья группа, далее показывает третья группа, а вариант решения предлагает первая.
Варианты решения конфликта:
один выиграл, другой проиграл.
-Как вы думаете, из трех предложенных вариантов, какой наиболее удачный?
-Так как же можно продолжить тему нашего классного часа? (Показ слайда №13)
«Конфликты в нашей жизни или выиграть может каждый»
— У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
«Да» – красный квадратик
Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.
-Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
-И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а, возможно, кому–то пригодится и в жизни.
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
-Для того, чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий раз. Спасибо. До свидания.
Тест «Конфликтный ли вы человек?»
Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл.
1.Угрожаю или дерусь.
Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста:
Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях. Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкая, Н.С.Толстоухова.Издательство «Вако», 2006г.
Родительские собрания в 5-11 классах. Н.И.Дереклеева. Москва, издательство «Вако», 2005г.
Ваш беспокойный подросток. Р.Т.Байярд. Москва, 1991г.
Как помочь ребенку войти в современный мир? Под ред. Т.В.Антоновой. Москва, 1995г.
Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Панкратов В.Н. Москва, 1999г.
Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др. Москва, «Просвещение», 1991г.