беседа о жизни птиц цель
Беседа о птицах
Беседа о птицах
Цели: расширить кругозор обучающихся, рассказать о пользе птиц, об их охране, прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.
Задачи: развивать интерес, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Оборудование: фото птиц, кроссворд.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Ежегодно по всей стране в марте празднуется «День птиц». Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Птицы украшают землю, их весёлая, звонкая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
1. Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.
2. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
3. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
4. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.
5. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
6. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
7. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок.
8. Пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов.
Ведущий: Польза птиц в природе огромна. (Они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства.)
И кажется, весна в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.
А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
Ведущий: А мы продолжаем наше путешествие по птичьему царству.Предлагаю вам выполнить следующее задание: за три минуты найти и зачеркнуть названия птиц (кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь). Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. (В квадрате «спряталась» ласточка.)
Ведущий: Молодцы, кроссворд вы отгадали. А теперь я предлагаю вам послушать одну поучительную сказку о волшебных птицах.
Сказка о волшебных птицах
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была боярская семья. У них был большой сад.В саду росли деревья: яблони, груши, сливы, абрикосы.
Однажды семья вышла в сад и увидела множество красивых птиц. Сын Елисей взял палку и стал отгонять птиц от деревьев. Отец сказал сыну, что птицы их друзья и что он зря обидел их. На следующий день сад загрустил. Все плоды в этом саду стали опадать, а деревья сохнуть. Мать вышла в сад, сорвала одно яблоко, надкусила его, и упала замертво. Яблоко оказалось заколдованное птицами.Сын увидел лежащую мать в саду и закричал: «Лекаря, лекаря!».Мимо проходил старец и сказал:
— Её могут поднять на ноги птицы, которых ты прогнал вчера.
— Где мне их отыскать старче? – спросил Елисей.
— Иди в лес, который находится на окраине города. Когда пойдёшь по тропе, не оглядывайся, чтобы ты не слышал. Тебя будут подстерегать леший и кикимора, не оборачивайся, как бы они тебя не звали. Если обернёшься, ты пропал. В конце тропы увидишь три холма, там они и живут эти птицы. Ты обидел волшебных птиц, ты и извинись перед ними и попроси их вернуться. Может быть они простят тебя, запоют своими сказочными голосами и оживят деревья в вашем саду и заодно вашу матушку.
Мальчик тут же собрался и отправился в путь. Шёл он, шёл, пока не дошёл до леса. Он был страшен и дремуч, но мальчик не отступил. Входя в лес, он увидел эту таинственную и загадочную тропу. Уже смеркалось. Но мальчик не отступил, быстро побежал по ней, пока еще было видно. Елисей бежал и слышал странные шорохи, сзади кто-то смеялся и дергал за одежду. И тут он услышал голос мамы. Она звала его по имени, на миг он остановился и хотел обернуться. Раздался смех,и Елисей вспомнил слова старца: «Не оборачивайся!». Еще несколько шагов и уткнулся в холмы. Упав перед ними, уставший Елисей уснул. Утром его разбудило яркое солнышко и чудесное пение птиц. Елисей, встав на колени, просил прощение у чудесных птиц. Но они делали вид, что не слышат его. Тогда он горько заплакал от бессилия, что не может спасти матушку. Одна из птиц сжалилась и, спустившись,сказала:
— Твое сердце доброе, ты пришёл, чтобы спасти мать. Беги же домой и обними матушку.
Елисей побежал домой и не заметил, как уже стоял у порога в объятьях матушки. Вокруг пели красивые птицы и, сад на глазах приобретал прежний вид. И зажили долго и счастливо.
Ведущий: Ребята, вам понравилась сказка? Чему она учит?
Правильно, птиц надо беречь и охранять, быть добрыми. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.



Картотека стихотворений о перелетных птицах О чем поют воробушки В последний день зимы? — Мы выжили! — Мы выжили! — Мы живы, живы мы! Автор: В. Берестов Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь.



Стихи о перелетных птицах 1. Журавли. Над землей слышны вдали, птичьи голоса. Прилетели журавли, и пришла весна. День и ночь летели птицы, до родной земли. Долгий.

Конспект занятия «Беседа о птицах»
Валентина Шомникова
Конспект занятия «Беседа о птицах»
Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц.
Расширять знания о мире птиц, их внешнем виде, о роли птиц в природе и жизни человека ; углублять представление о причинах перелета птиц ; находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев.
Упражнять в словообразовании, умении выделять существенные различия птиц, учить анализировать и делать выводы на основе опытно – исследовательской деятельности ; развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.
Воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.
Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птицы смогли расселиться по всему земному шару. Разновидностей птиц очень много. Они делятся по среде обитания, по способу добывания пищи, на диких и домашних, перелетных и зимующих. Но всех их объединяет один общий признак – это то, что они имеют оперение. Зачем оно птицам?
Материалы к занятию: картины с изображением осени, картины с изображением зимующих и перелетных птиц, математические карточки на каждого ребенка, схема строения пера,макет кормушки и макеты птиц на каждого ребенка для проведения игры «Мы кормушку смастерили»,по два листа бумаги на каждого ребенка для проведения опыта, набор перьев для каждого ребенка (маховое и пуховое) и лупы для проведения исследовательской деятельности, две кормушки для вывешивания на площадке и корм для птиц (пшено, крошки хлеба).
Наблюдения: за сезонными изменениями в природе и установление причинно-следственных связей, проведение цикла наблюдений за птицами на участке,рассматривание иллюстраций, ознакомление со схемой-моделью птицы.
Словарная работа: обогащение словаря прилагательными и новыми терминами (стержень – предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего-либо, опахало – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня, орнитолог – человек, изучающий птиц).
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир проды. Он очень красив и разнообразен. А чтобы понять, о чем мы будем говорить,отгадайте загадки:
1. Кто на елке на суку счет ведет ку-ку,ку-ку?
2. В красной шапке расшитой, в черненьком кофтане,знаменит в семье лесной песенкой смешной. Что за песня-красота тук-тук-тук да тра-та-та?
О ком были загадки? Вы догадались, о ком мы будем говорить? Мы поговорим о птицах. На время нашего путешествия нам необходимо стать оргитологами. Вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей). Правильно орнитолог – человек, изучающий птиц. Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете!
ИГРА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ».
Воспитатель: Я буду читать вам стихотворение, а вы, как только услышите что я называю не птицу, хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы:голуби,синицы,мухи и стрижи,
Аисты,лягушки,совы и ватрушки.
Ой,как много в мире птиц:пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,попугаев и дроздов.
Есть фламинго,воробьи,есть колибри,соловьи.
Дятел,сокол и сова (днем в дупле сидит она).
В поле перепел кричит.
Знаешь,их так много есть,что и всех не перечесть.
Нас сражают пением и буйным оперением!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
БЕСЕДА О ПЕРЕЛЕТНЫХ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ.
Воспитатель. Каких птиц вы видели на нашем участке? Каких птиц еще вы знаете?Чем птицы питаются в природе?Почему улетают зимовать в теплые страны? (Ответы детей). Правильно. Зимой замерзают водоемы, исчезают насекомые,и птицам нечем питаться. Они вынуждены улетать в теплые страны, где нет зимы и морозов,чтобы удовлетворять потребность в пище. Как называются птицы,которые улетают в теплые страны?Как называются птицы,которые остаются зимовать (Ответы детей). Назовите перелетных птиц (Ответы детей). Назовите зимующих птиц (Ответы детей).
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».
Все иллюстрации птиц обозначены цифрами от 1 до 4.
Воспитатель. Я буду задавать вопросы,а вы с помощью математических карточек должны показать цифру,обозначающую правильный ответ.
1. Найдите лишнюю птицу по среде обитания (дятел,клест,глухарь,воробей).
2. Каким номером обозначена птица,не являющаяся водоплавающей?
3. Назовите номер птицы,которая не является домашней (курица,индюк,
4. Каким номером обозначена перелетная птица? (воробей,ворона,сорока,
5. Каким номером обозначена зимующая птица? (лебедь,синица,журавль,
Молодцы! А теперь давайте мы превратимся в птиц. Раз,два,три,повернись в птицу быстро превратись!
Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения
Птица крыльями взмахнула,птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо – влево,удивилась: «Что за дело?
Нет тут птицы ни одной,полечу-ка я домой».
Полетела,полетела,в гнездышко свое присела.
Воспитатель: В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц. Как вы думаете каких? (Ответы детей). Правильно, птицы умеют летать. А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей).
Ребята,давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? Возьмите другой лист и так же осторожно выпустите из рук. Что вы увидели?Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей). Правильно, не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Почему же птицы летают? (Дети высказывают свои предположения). Птицы самые крупные, быстрые и выносливые из ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха,а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья у птиц легкие,сильные и гибкие.
Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? (Ответы детей). Оперение птицы состоит из огромного количества перьев (рассматриваем картины). Длинные перья крыльев называются маховые. Они предназначены для полета,поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти перья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворота в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птицу.
Воспитатель. Давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. (Рассматриваем схемы строения пера). У пера есть проходящий посередине упругий стержень и плоское опахало. Стержень у пера внутри пустой. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Правильно, чтобы птица была легкой и могла лететь. Теперь сядьте на свои рабочие места, найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него? (Ответы детей). Правильно, оно плотное, жесткое, большое по размеру. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Какой стержень у махового пера? (Ответы детей). Да, он плотный и пустой. Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите? Оно падает медленно, плавно кружась. Почему? Перо легкое, так как внутри стержня пустота. Помашите пером, понаблюдайте, что с ним происходит? Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите? (Ответы детей). На бороздках пера есть выступы и крючочки,которые прочно и легко соединяются,как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой-то причине крючочки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом. А теперь выберете и рассмотрите те, которые обогревают птицу. Какие они? (Ответы детей). Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, меленькие по размеру. Сравните стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? (Ответы детей). На каких местах растут пуховые перья? (Ответы детей). Перья не только украшают птицу, помогают им взлетать и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ».
Чтоб дались погладить
УПРАЖНЕНИЕ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Дети стоят в кругу. Игра в мяч.
Воспитатель. Я буду каждому из вас бросать мяч и говорить приметы птицы,а вы должны из двух слов образовать прилагательное:
БЕСЕДА ОБ ОХРАНЕ ПТИЦ.
ИГРА «МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ».
У каждого ребенка изображение определенной птицы.
Воспитатель. Я буду читать стихотворение,а вы сажаете на кормушку свою птицу,как только услышите ее название.
Мы кормушку смастерили,мы столовую открыли.
В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.
А во вторник,посмотри,прилетели снегири,
Три вороны были в среду,мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог прилетали семь сорок.
В воскресенье,в воскресенье было общее веселье!
Молодцы! Накормили всех птиц, никто не остался голодным. Но это была игра.
Ребята! У нас тоже есть настоящая кормушка. Сегодня на прогулке мы повесим ее и всю зиму будем подкармливать птиц. И может быть спасем от голода не одну птицу. А летом птицы помогут нам,они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять парки,сады и скверы и радовать нас своим веселым щебетанием.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. Сегодня мы с вами совершили путешествие в удивительный мир природы и узнали много нового о птицах. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей).
Презентация — пособие «Сохраним мир птиц!» Уважаемые коллеги! Совсем недавно стартовала акция «СОХРАНИМ МИР ПТИЦ!» Мы тоже приняли в этом участие и подготовили несколько занимательных.

Беседа в старшей группе «Что мы знаем о птицах»
Кишкинская Любовь Васильевна
Беседа в старшей группе «Что мы знаем о птицах»
Цель. Уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц; активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желания заботиться о них, охранять.
Материал. Картины с изображением птиц (синички, снегири, грачи, лас-точки, воробушки). Книга Г. Сирибицкого и В. Чаплина «Появились синички». Корм для птиц (кусочки белого хлеба, ягоды клюквы, ломтики сала, семечки).
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня на занятии мы будем говорить о птицах. Ребята, послушайте стихотворение и определите, о каком времени года в нём гово-рится.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года как зовется?
Дети. Это время года зовётся осень.
Воспитатель. Что говорится в этом стихотворении о птицах?
Лена. Птицы улетели в тёплые края.
Воспитатель. Почему птицы улетели?
Серёжа. Потому что холодно.
Таня. Они от зимы улетели.
Воспитатель. Но ведь не все птицы улетели. Найдите на картинах птиц, которые будут зимовать (дети рассматривают картинки).
Жанна. Это ворона. Она с нами зимует.
Коля. Эти птички называются синички, они тоже не улетают в тёплые края.
Максим. Ещё снегири у нас зимуют.
Воспитатель. Вы назвали птиц, которые остаются с нами на зимовку. А теперь покажите и назовите птиц, улетевших в теплые края.
Женя. Ласточка, она улетела.
Саша. Улетели скворцы, грачи.
Воспитатель. Чего же не хватает этим птицам? Почему они улетают?
Таня. Им кушать нечего, потому они и улетают.
Воспитатель. Да, ребята. Птицы, которые улетели от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда, становится холодно и насекомые пря-чутся в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в тёплые края, где тепло и много корма. А у нас остаются зимовать те птицы, которые могут, есть хлебные крошки, зёрнышки, семена. Сейчас я прочитаю вам рассказ Г. Сирибицкого и В. Чаплина «Появились синички». Чтение рассказа воспитатель обыгрывает.
Воспитатель. Про какую птичку вы прослушали рассказ?
Дети. Про птичку синичку.
Воспитатель. Расскажите, какая была синичка? Как про неё говорится в рассказе?
Дети. Глаза у неё были чёрные.
Воспитатель. Чёрные, как бусинки. А что так внимательно искала си-ничка своими чёрными, как бусинки глазами?
Дети. Синичка искала еду и увидела корочку хлеба.
Воспитатель. А весной и летом что ест синичка?
Таня. Она ест червяков, букашек.
Воспитатель. Видите, ребята, какие полезные синички. Весной и летом они поедают много всяких букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей. А почему синички зимой прилетели ближе к дому человека?
Дети. Чтобы человек покормил синичек, дал им хлебушка.
Воспитатель. И мы ребята, будем кормить с вами эту полезную и очень красивую птичку. Посмотрите, какие красивые у неёперья: на груди – жёлтые, на голове – чёрные, на щеках – белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята кто из вас запомнил, как поёт синичка?
Воспитатель. Сегодня мы с вами на прогулке повесим вот эту кормушку (показывает). Её сделал наш плотник дядя Коля. Всех птиц мы будем кормить, которые остались с нами на зиму.
Я сейчас покажу, что любят, есть синички. (На столе воспитатель приготовил корм для птиц: кусочки белого хлеба, ягоды клюквы, ломтики сала, семечки, зёрна пшена).
Каждый день мы будем назначать кого-то из вас ребята, ответственным за кормление птиц. Все дети нашей группы будут дежурить по «птичьей сто-ловой» насыпать корм к нашей кормушке,вы должны выполнять такие правила: лопаткой убирать снег из кормушки, насыпать корм. Вместе со всеми детьми отойти подальше, что бы птицы не боялись к ней подойти. Но вдали от кормушки надо играть тихо, чтобы не спугнуть птиц, прилетевших к ней.
А сейчас я расскажу вам ребята, одну историю, которую узнала от мальчика Дениса. В выходной день проснулся Денис рано утром. За окном завывает ветер, кружится снег, а в комнате было тепло и хорошо. Мальчик встал, оделся и пошел к окну посмотреть, много ли снега выпало. Там за окошком, он увидел маленькую птичку. Она сидела на балконе возле кормушки и прятала голову в перья.
Воспитатель. Как вы думаете ребята, чего ждала птичка?
Дети. Она кушать хотела.
Воспитатель. Что сделал Денис?
Дети. Мальчик насыпал ей корм.
Воспитатель. Расскажите, какие правила будет выполнять мальчик?
Дети. Он вначале вычистит снег из кормушки. Потом он положит в кор-мушку белый хлеб, насыплет зёрен, а сам уйдёт. Он будет смотреть издалека, через окошко, чтобы птичка не боялась подлететь к кормушке.
Воспитатель. Ребята, вы тоже повесите дома кормушку?
Конспект занятия «Беседа о птицах» ЦЕЛЬ: Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц. ЗАДАЧИ Образовательная: Расширять знания о мире птиц, их внешнем виде, о роли.

Беседа о перелетных птицах Задачи: Уточнить и расширить представления у детей о перелетных птицах, особенности внешнего вида, образующей среды обитания. Активизировать.
Конспект занятия «Что мы знаем о птицах?» Тема: Что мы знаем о птицах? Цель: Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни. Формировать обобщённое представление.
НОД «Беседа о зимующих птицах» для детей старшей группы Задачи: Образовательные области: «Познавательно речевое развитие» Обогатить и уточнить представление детей о зимующих птицах. Продолжать.
Воспитательно-образовательный процесс с детьми старшей группы на прогулке «Что мы знаем о птицах» Утро. Прогулка. Наблюдение»Что мы знаем о птицах зимой». Задачи. Формировать представление о жизни птиц зимой. Воспитывать желание заботится.
