беседа по культуре чтения жизнь вне интернета
Педразвитие
Автор: Чиликанова Елена Владиславна
Должность: педагог – библиотекарь
Учебное заведение: МКОУ Средне – Муйская СОШ
Населённый пункт: село Средняя Муя Усть –удинский р–н Иркутской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Культура чтения в современном информационном обществе.
Раздел: полное образование
«УОМО УСТЬ – УДИНСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Средне – Муйская образовательная школа
(МКОУ Средне – Муйская СОШ)
ТЕМА: «КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Чиликанова Елена Владиславна
Человек, считающий себя достаточно культурным, относится к чтению, как к
жизненно необходимому умственному творческому процессу, ведущему к познанию мира
и обогащению души. От того, как человек читает, зависит развитие личности этого
Культура чтения подразумевает умение не просто воспринимать напечатанное, но и
осмысливать его, выделять главное, сопоставлять с тем, что прочитано ранее, запоминать
суть прочитанного, делать выписки, уметь составить план чтения, знать условия работы
аппарата, бережно относится к произведениям печати.
Только работа в библиотеке с многообразием первоисточников может дать человеку
широкий спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир.
Почему надо читать книги?
Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае,
когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек
способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть
положительного влияния, которое оказывает на нас художественная и другая литература).
Интересные факты о чтении:
Книга снижает стресс.
организм от стресса.
Чтение защищает от болезни Альцгеймера.
сказывается на его состоянии.
Чтение придает уверенность.
Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем
глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно.
Признание окружающими вашей
положительно влияет на личную
Улучшает мозговую активность.
предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны
для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.
Каким же книгам стоит отдавать предпочтение? Рекомендуется читать научную
литературу. Подобные книги помогают правильно воспринимать и понимать мир вокруг
нас. Именно научная литература прекрасно развивает интуицию, стимулирует интерес
к саморазвитию и усовершенствованию личности. Также желательно (хоть иногда)
читать философию, ведь это достаточно интересная наука о человеческой жизни.
потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни. В домашней библиотеке
(кроме вышеперечисленных книг) должна быть серьезная, художественная литература,
Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история
помогает осознать жизнь, понять все события и легче (правильней) принять реальность.
Поэзия заслуживает особого места в нашей библиотеке, поскольку она считается одним
из важнейших достижений человечества. Поэзия развивает красноречие и оттачивает
развивает кругозор и повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и
Во-вторых, чтение учит общению и помогает приятно (и с пользой) провести свободное
воспринимать окружающий мир. Не напрасно Петрарка писал, что книги имеют особое
очарование, они вызывают особое наслаждение. Хорошая книга способна поддержать,
дать дельный совет, стать живым другом.
Каким образом формируется культура чтения в нашей школе?
Чтобы привить интерес к чтению у учащихся, в нашей школе проводятся библиотечные
библиотеке. Структура книги», «Книга-произведение искусства», «Библиография – ключ к
знаниям», «Какие вопросы задают сказки» (беседа по сказкам Р.Киплинга),
мудрости по сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Эдуард Успенский и все, все,
все». Игра-викторина по произведениям Э.Успенского.
В этом учебном году к 50 – летию со дня рождения литературного героя Чебурашки
разработан проект конкурса на лучшую поделку (иллюстрации, мягкие игрушки, поделки
из пластилина и солёного теста) героев книги Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
Классный час «Культура чтения в современном обществе» (9 класс)
Классный час «Культура чтения в современном обществе».
В современном обществе понимание ценности культуры чтения снижено, чтение поощряется меньше, чем просмотр. Новые условия общественного развития диктуют новые научные подходы. В определении понятия «культура чтения» достигнуто согласие, но нет единого мнения по его поводу актуальности, востребованности и жизнеспособности в информационном обществе.
В настоящее время зачастую невозможно создание идеального определения, которое заведомо включит в себя все многообразие смыслов понятия «культура чтения» на сегодняшний день и впредь. Определение культуры чтения зависит от субъективной позиции человека.
Культура чтения – это особое понятие, отличное от зарубежных аналогов глубокой, неизмеримой гуманитарной составляющей. К сожалению, традиции чтения имеют явную тенденцию угасать в современном обществе, что, к счастью, не влечет за собой исчезновения культуры чтения.
Культура чтения – что это такое?
Под культурой чтения понимают высокую требовательность читателя к выбору книг. Она предполагает также глубокое понимание идей автора, его нравственной позиции. Глубокое чтение позволяет нам понять, усвоить содержание книги. Хороший читатель сумеет отыскать в прочитанном тексте главную мысль, осмыслить ее, а при необходимости – сформулировать и обосновать свои размышления. Он знает, что нельзя слепо следовать за автором, надо сопоставлять факты, мысли, выводы.
Культура чтения предполагает чтение постоянное, систематическое. Нельзя считать культурным читателем человека, который по полгода не берёт в руки книгу. Таким образом, культура чтения – это не только вопрос о том, что читать, но и о том, как и сколько читать.
Какой сегодня читатель?
Как мы обыкновенно читаем книги? «Как читается». Как подсказывают наше настроение, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Нам кажется, что мы читаем правильно. А это, чаще всего, ошибка. Бывает иногда стихийно сложившееся правильное чтение. Но это очень редко. Обыкновенно чтение страдает очень многими недостатками, а иногда оно из рук вон плохо. Такое чтение может быть не только не полезно, но и вредно.
Культуру чтения нужно в себе воспитывать. Путь этот не простой. Нельзя сразу стать читателем высокой культуры, как нельзя человеку малограмотному вдруг сразу стать читателем высокообразованным. Переход из одного состояния в другое происходит постепенно, в процессе настойчивого читательского труда, целеустремлённой работы над собой.
Большинство читают, не будучи знакомы со способами работы над книгой. Такой читатель может лишь пересказывать материал, почти не размышляя над прочитанным. Кто-то читает, пропуская целые абзацы и даже страницы, стремясь скорее добраться до конца книги. Этого читателя можно назвать равнодушным, он не сможет до конца прочувствовать мысли автора, вряд ли даст правильную оценку событиям и поступкам героев. А как важно писателю, который отдаёт все свои душевные силы в поисках точного образа или слова, найти чуткого читателя, обладающего творческим воображением. О записях такой читатель и не помышляет. Не характерна для него и систематичность чтения.
Исследования показывают, что классическая литература, поднимающая серьезные нравственные вопросы, теряет былую интеллектуальную роль в российском обществе, что заставляет многих исследователей говорить о «примитивизации» чтения, о возникновении «нечитающего поколения». Особую тревогу специалистов вызывает чтение подростков и молодежи.
Основными «соперниками» книги являются телевидение, видео- и аудиокассеты, CD, DVD и Интернет. Однако многие исследователи оценивают современное положение менее ужасающе.
Кроме того, сегодня в Интернете складывается новая читательская элита – виртуальный читатель, получивший свободный доступ к электронным библиотекам, которые широко представлены в Интернете. Этот «новый» читатель читает книги с экрана, использует технические приспособления для чтения текстов.
Широкое применение нашла также аудиокнига, то есть текст книги, записанный на диск. Специалисты оценивают ее как прогрессивное явление, которое облегчает восприятие информации. Живая речь воспринимается более эмоционально, особенно в сочетании со звуковым сопровождением. Такая книга развивает воображение не хуже традиционной и действует гораздо эффективнее, чем кино, навязывающее зрителю уже готовый образ.
Навыки настоящего читателя.
Следующие навыки помогут вам воспитать в себе настоящего читателя.
Во-первых, нужно читать не спеша. Как сказал К. Г. Паустовский: «Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек, «глотающий» книги похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим».
Во-вторых, нужно уметь сосредоточиваться на том, что читаешь. Только настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания книги. Настоящее чтение не сводится к просматриванию слов на листе взглядом; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо пережить страсть – страстным чувством; переживать драму и трагедию – душой; в нежном лирическом стихотворении нужно внять всем вздохам, вострепетать своею нежностью, а великая идея может потребовать не более и не менее как весь разум, всю душу читающего.
В-третьих, требуется быть внимательным при чтении: не пропускать ни одного слова, ни строчки, ни даже знака препинания. Ведь ответственный писатель вынашивает свою книгу долго, не расстается с нею ни днем, ни ночью, отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы, «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием. Ищет сразу и правды, и красоты, и точности, и верного стиля, и верного ритма, и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца. И, наконец, произведение готово. Последний просмотр строгим, зорким глазом, последние исправления — и книга отрывается. Она уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть легковесно-капризному, может быть враждебно-придирчивому. Уходит без него, без автора. Он выключает себя и оставляет читателя со своею книгою «наедине».
В-четвёртых, чтение должно быть углубленным, а не поверхностным. Автор книги «Как читать книги» С. Поварни приводит такой пример: «Представим себе бочку с водой. Если мы на недолгое время вложим в воду конец палки и станем кружить ею, у поверхности вода придет в движение, но не глубже, опустим палку далее, продолжая кружить ею, и более значительная часть воды задвигается. Если мы опустим палку до дна – вся вода скоро придет в движение». Это несколько грубоватое сравнение очень точно иллюстрирует разницу между поверхностным и углубленным чтением. Чем больше чувств вовлекается в работу при чтении, чем более устанавливается связей между тем, что мы читаем, и тем, что уже имеется в сознании, тем чтение глубже. В результате глубокого чтения содержание книги должно «усвоиться» нами, стать «своим», стать составной частью в содержании нашей личности, поскольку мы с ним согласны. Таким образом хорошо «усвоенная» книга может определить известную сторону личности и — поскольку эта сторона проявляется в действии — самую деятельность человека. Известны случаи, когда глубоко прочитанная, продуманная и прочувствованная книга определяла всю жизнь человека. Поверхностное же чтение сопровождается минимальной душевной работой, часто ровно настолько, сколько требуется, чтобы кое-как понять, о чем идет речь. Об «усвоении», конечно, тут не может быть и речи.
В-пятых, книгу для чтения нужно выбирать с умом, приучать себя к чтению серьёзных книг, классике. Ведь книга должна заставлять нас думать, а не служить способом занять мозг на некоторое время.
Вспомните строки А. С. Пушкина из романа «Евгений Онегин»:
«Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку. »
Так бывает и в наше время: читаем, читаем и начинаем чувствовать, что как будто из нашего чтения выходит мало толку. И тут приходит мысль: правильно ли мы читаем? Может быть, нет? Мы начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения.
В-шестых. Прочитав книгу важно задать себе вопрос, что понравилось или не понравилось, что нового ты почерпнул. Если же прочитанная книга вызвала в тебе всплеск воображения, разреши ему побыть в тебе. Есть материал, который полезно или даже необходимо прочитать с проработкой, с выписками. Тогда читатель будет иметь отчетливое представление о том, что он прочел. Отчетливое чтение — обязательное условие хорошего чтения. Культура чтения зависит от правильной его организации, она связана с читательским мастерством – умение собирать и систематизировать материал, использовать его, делать выписки и т.д.
В-седьмых, не забывайте о физиологических факторах. Расстояние от книги до глаз должно быть не менее 35-40см. Многим для чтения необходимы тишина и спокойная обстановка, но некоторые могут спокойно читать и в шумном помещении.
В-восьмых, пытайтесь отождествлять себя с персонажами. Для этого требуется разобраться в мотивах, симпатиях, антипатиях, в поступках поведения, в художественном конфликте произведения. Читателя должно интересовать все: и пейзаж, и историческая обстановка, и внешний вид персонажей. Читая книгу, читатель должен понять внутренний вид персонажей, определить, в чем их индивидуальность.
В-десятых, если вас заинтересовала книга, узнайте о ней больше: изучите биографию автора, события, которые подтолкнули его к написанию этого произведения.
Все эти навыки нужно вырабатывать в себе, они не даются человеку от природы.
О важности цели чтения.
Не менее важна и цель чтения книги. Есть чтение для того, чтобы «убить время», отвлечься от неприятных мыслей; чтение «для развлечениях» — когда ставится, например вопрос: чем заняться? почитать что-нибудь или «в картишки перекинуться»? Сюда же можно отнести и ряд сходных целей — вплоть до чтения, «чтобы заснуть».
Высшую группу целей чтения составляет:
а) чтение для осведомления о чем-нибудь, пополнения сведений и т. д.; таково чтение газет, брошюрок, некоторых книг писем, новых книг по специальности и т. п.;
б) чтение для известного нравственного, «волевого» воздействия на душу — «воодушевляющее» чтение; есть книги которые мы читаем не потому, что они дают новое знание, а потому, что вливают новые силы в грудь, подымают настроение, возбуждают к подвигам;
в) чтение крупных произведений искусства; такое чтение — не развлечение, как думают некоторые; это — важное и необходимое средство для расширения своего кругозора и опыта для углубления мировоззрения, мыслей, чувства;
г) чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса
д) чтение для самообразования.
В предисловии книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» И.А.Ильин говорит об искусстве чтения: «Читать — значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить — значит творить. Это есть борьба за духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного». Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее».
1. Гринюк О.И. Парадоксы понимания термина «культура чтения».
2. Перцовская Р.Ф. Культура чтения в эпоху электронных технологий.
3. Смородинская М.Д. О культуре чтения: Что нужно знать каждому.
4. Николаева Л.А. Учись быть читателем.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Вступительное слово “Самая лучшая система информации”
Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: “Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о. ”. Как выдумаете, что имел в виду Айзек Азимов?
( Дети высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т.п.)
Да, речь шла о самой простой книге. На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации.
Многие из выбирают интересные книги для чтения, некоторые читают книги в интернете, а некоторые предпочитают слушать аудиокнигу по компьютеру. И каждый из вас сам выбирает читать книгу, взяв её в руки, или же воспользоваться интернетом.
Дети: О книге и интернете
Сегодня мы задумаемся и постараемся ответить на вопрос?
II. Проблемный вопрос: “Станет ли книга пережитком прошлого? ”
Ведущий задает вопросы участникам дискуссии:
– Сколько времени в неделю ты проводишь в Интернете?
– Сколько времени за тоже время за чтением книг?
–– Продолжи предложение: “Радуюсь и веселюсь, когда сажусь за …” (Книга, компьютер.)
Примерные ответы детей:
Кино, радио телевидение могут дать быструю, понятную информацию. Но научные знания все равно будут распространяться только через книги.
Книги будут жить вечно. Над книжкой можно подумать, читать не спеша.
Компьютер тоже не заменит книгу. Книгу можно читать и при свечах, а для компьютера нужно электричество, монитор, клавиатура, мышка.
Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 1000 лет, ас компьютера информация постоянно теряется портится из-за вирусов и “глюков”.
Книжку можно просто положить в карман и читать где придется.
Современный КПК тоже можно положить в карман и читать где хочешь.
А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется.
Когда все научатся обращаться с компьютерами, тогда, может быть, и перестанут читать книги.
Классный руководитель: Что бы там ни говорили, но книга жила, живет и еще будет жить очень долго.
—А как вы относитесь к книгам?
Учитель: А сейчас выполните задание: «Собери пословицу о книге» Вы разбиты на две команды, каждой команда получает по конверту. Где лежат отдельные слова. Из отдельных слов соберите пословицы о книге. Кто соберет быстрей пословицу, тот и победит. 19 слайд
1) Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
2) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
4) Прочел хорошую книгу – встретился с другом.
“ Станет ли книга пережитком прошлого? ”
Обсудите и напишите по 3 высказывания в пользу книги и 3 – в чем она уступает интернету. Другая команда- по 3 высказывания в пользу интернета и 3 – в чем он уступает книге.(Подкрепить свои высказывания пословицей: «Выбирай книгу так, как друга » )
Работают под музыку, учитель советуется с ними
Учитель: Выслушивает варианты ответов
Учитель : Ребята, так к какому же выводу мы с вами пришли?
Дети : И книга и интернет друг друга дополняют.
Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта культуры нации. Для будущего каждой нации особенно важно, как происходит процесс вхождения детей в Мир книжной культуры.
Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший о6ъем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
“ Особенность чтения, в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и дp., – отмечает доктор философских наук, президент Фонда чтения им. Н. А Рубакина С. Н. Плотников, – в том, что чтение – всегда труд: интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нем эти новые качества».
Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе К. Боргман, продолжая тему чтения, говорил о том, что «электронные информационные ресурсы никогда не заменят, а лишь будут дополнять накопленные за столетия знания в традиционной форме». Согласны ли вы с этим утверждением? Пожалуйста, подумайте и ответьте.
VI. Заключительное слово “Самая читающая страна”
VII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель: Какое настроение осталось после классного часа? Изменилось ли ваше отношение к чтению?
Примерные ответы детей:
Не читал и читать не буду, на это нет времени.
Захотелось найти такую сильную книгу, чтобы она меня затронула, пока не нашел.
Педразвитие
Автор: Чиликанова Елена Владиславна
Должность: педагог – библиотекарь
Учебное заведение: МКОУ Средне – Муйская СОШ
Населённый пункт: село Средняя Муя Усть –удинский р–н Иркутской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Культура чтения в современном информационном обществе.
Раздел: полное образование
«УОМО УСТЬ – УДИНСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Средне – Муйская образовательная школа
(МКОУ Средне – Муйская СОШ)
ТЕМА: «КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Чиликанова Елена Владиславна
Человек, считающий себя достаточно культурным, относится к чтению, как к
жизненно необходимому умственному творческому процессу, ведущему к познанию мира
и обогащению души. От того, как человек читает, зависит развитие личности этого
Культура чтения подразумевает умение не просто воспринимать напечатанное, но и
осмысливать его, выделять главное, сопоставлять с тем, что прочитано ранее, запоминать
суть прочитанного, делать выписки, уметь составить план чтения, знать условия работы
аппарата, бережно относится к произведениям печати.
Только работа в библиотеке с многообразием первоисточников может дать человеку
широкий спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир.
Почему надо читать книги?
Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае,
когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек
способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть
положительного влияния, которое оказывает на нас художественная и другая литература).
Интересные факты о чтении:
Книга снижает стресс.
организм от стресса.
Чтение защищает от болезни Альцгеймера.
сказывается на его состоянии.
Чтение придает уверенность.
Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем
глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно.
Признание окружающими вашей
положительно влияет на личную
Улучшает мозговую активность.
предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны
для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.
Каким же книгам стоит отдавать предпочтение? Рекомендуется читать научную
литературу. Подобные книги помогают правильно воспринимать и понимать мир вокруг
нас. Именно научная литература прекрасно развивает интуицию, стимулирует интерес
к саморазвитию и усовершенствованию личности. Также желательно (хоть иногда)
читать философию, ведь это достаточно интересная наука о человеческой жизни.
потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни. В домашней библиотеке
(кроме вышеперечисленных книг) должна быть серьезная, художественная литература,
Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история
помогает осознать жизнь, понять все события и легче (правильней) принять реальность.
Поэзия заслуживает особого места в нашей библиотеке, поскольку она считается одним
из важнейших достижений человечества. Поэзия развивает красноречие и оттачивает
развивает кругозор и повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и
Во-вторых, чтение учит общению и помогает приятно (и с пользой) провести свободное
воспринимать окружающий мир. Не напрасно Петрарка писал, что книги имеют особое
очарование, они вызывают особое наслаждение. Хорошая книга способна поддержать,
дать дельный совет, стать живым другом.
Каким образом формируется культура чтения в нашей школе?
Чтобы привить интерес к чтению у учащихся, в нашей школе проводятся библиотечные
библиотеке. Структура книги», «Книга-произведение искусства», «Библиография – ключ к
знаниям», «Какие вопросы задают сказки» (беседа по сказкам Р.Киплинга),
мудрости по сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Эдуард Успенский и все, все,
все». Игра-викторина по произведениям Э.Успенского.
В этом учебном году к 50 – летию со дня рождения литературного героя Чебурашки
разработан проект конкурса на лучшую поделку (иллюстрации, мягкие игрушки, поделки
из пластилина и солёного теста) героев книги Успенского «Крокодил Гена и его друзья»