бесприданница актеры и роли 1974
«Намучились мы с ней немало»: Эльдар Рязанов – о Ларисе Гузеевой и съемках «Жестокого романса»
«Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам пьесы «Бесприданница», вошел в золотой фонд советского кино, однако после выхода фильма в 1984 году критика была беспощадна. Сотрудники газет набросились на Рязанова, словно критик Латунский на Мастера в знаменитом романе Булгакова. В отличие от Мастера, режиссер ответил на все нападки в своем «Послесловии к фильму». В нем он рассказал о работе над фильмом от замысла до рабочего процесса, а под конец привел разгромные отзывы критиков на саму пьесу Александра Николаевича после первых ее театральных постановок. Как часто бывает, мнение критиков и мнение зрителей не сошлись. В 1984 году «Жестокий романс» стал лучшим фильмом года по результатам опроса журнала «Советский экран», лучшим исполнителем мужской роли был назван Никита Михалков, лучшим оператором – Вадим Алисов, лучшим композитором – Андрей Петров. В 1985 году картина получила «Золотого павлина» – главный приз на Международном кинофестивале в Дели.
От Михалкова до Гузеевой
Рязанов любил собирать на съемочной площадке блестящих актеров, профессионалов своего дела, которые зачастую были уже всенародно известны. «Жестокий романс» не стал исключением: здесь Никита Михалков, Андрей Мягков, Алексей Петренко, Алиса Фрейндлих, Виктор Проскурин, Георгий Бурков – и много кто еще.
Основным кандидатом на роль Паратова изначально был Никита Михалков, на роль Карандышева – Андрей Мягков. Режиссер хотел сделать как можно более объемными и живыми образы богатого баловня судьбы и мелкого почтового служащего, каким-то удивительным образом ставших соперниками в борьбе за обладание красавицей Ларисой. Паратов Рязанова – не просто циничный светский обольститель. Это одновременно великодушный, способный на искренние чувства, и в то же время жестокий (к Карандышеву и самой Ларисе) человек, который отказывается от настоящей любви ради состояния богатой невесты. И не просто отказывается – а подводит девушку к роли содержанки другого местного толстосума.
Карандышев – одновременно любящий, верный, но глубоко ущербный и тираничный. «Я не хотел показать Карандышева гадким ничтожеством, этот путь я отверг сразу. Я предложил роль Андрею Мягкову, актеру привлекательному, в котором одновременно сосуществуют как положительное, так и отрицательное обаяние», – поясняет Рязанов.
Не менее сложен образ матери Ларисы – обедневшей и потерявшей мужа дворянки, мечтающей удачно пристроить свою дочь – бесприданницу. Ее идея фикс уже привела к тому, что одна дочь была выдана за «кавказского князька», который зарезал ее из ревности, не довезя до дома, а вторая – за карточного шулера. Но Огудалова продолжает свой курс и старается любыми средствами максимально удачно выдать дочь замуж. Она превращает жизнь Ларисы в бесконечные смотрины, красота девушки привлекает в дом и богачей, которые приглядывают себе новеньких содержанок, и проходимцев, нашлось среди них место и для бедного Карандышева – на безрыбье и рак рыба. Тем не менее Огудалова любит дочь и ради ее счастья (в своем понимании) готова идти на лишения и унижения.
«. она совсем не монстр, а, скорее, несчастная мать, женщина, затравленная обстоятельствами, загнанная жизнью в тупик, – пишет Рязанов. – Мне хотелось, чтобы где-то ее было жалко, чтобы иной раз она вызывала сочувствие, а в других сценах внушала бы отвращение тем, что, по сути, торгует дочерью, что лебезит перед богатыми. Она должна поражать зрителя своей духовной слепотой, непониманием истинных человеческих ценностей. Именно желание отразить совокупность всех этих качеств побудило меня пригласить на эту роль блистательную Алису Фрейндлих».
Наконец, главная героиня «Жестокого романса» Лариса у Рязанова – не наивная тургеневская девушка. Она хорошо понимает свое положение, но до последнего надеется – раз Паратов любит ее, то женится. Рядом с ним ее глаза загораются, она становится яркой и интересной, в остальное время Лариса как будто замирает, становится суха и даже жестока. Одной из зацепок для критиков стала актерская игра Ларисы Гузеевой. Для молодой актрисы, студентки последнего курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии это была первая роль в кино. На пробы пришло около 500 девушек, а лотерейный билет вытянула она – нервная, бедовая, курящая «Беломор». По словам Рязанова, он не был до конца уверен в своем выборе, но полагался на опытных актеров, которые должны были окружать Гузееву во время съемок:
«Ей присущи многие качества, необходимые для лицедейства, но, честно говоря, намучились мы с ней немало. Все актеры – партнеры героини – проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом и как бы всегда пропускали ее вперед. Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но, когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче; Лариса оказалась девушкой восприимчивой и трудолюбивой».
Волга, Ярославль, пароход
Островский не стал привязывать свою пьесу к реальному месту. Действие происходит на Волге, в некоем большом городе с не очень звучным названием Бряхимов. Вообще-то такой город действительно когда-то существовал, но его точное месторасположение неизвестно. В качестве прототипа для съемок Рязанов взял Ярославль и Кострому. Так, в начальных титрах мы видим Волжскую набережную Ярославля, натурные съемки в основном проходили в Костроме, так же как некоторые уличные съемки. Квартиру Карандышева снимали в особняке с двориком, который художник картины Александр Борисов подметил в одном из кропоткинских переулков Москвы.
Помните пароход «Ласточка», который так любит герой Михалкова, но продает Вожеватову? Это настоящий колесный пароход, построенный в 1914 году, который назывался «Спартак». На момент съемок он еще был на ходу. В фильме есть лишь одна «ненастоящая» локация – дом и двор Огудаловых. Двор специально выстроили в Костроме на высоком берегу Волги, а интерьер создали в павильоне «Мосфильма».
Вообще Рязанов в «Жестоком романсе», так же как Островский в «Бесприданнице», придавали особое значение Волге. «Я сейчас все за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне», – с этой фразы начинается роль Ларисы. Волга до постройки развитой системы железной дороги – не просто река, а важнейшая транспортная артерия России. «Волга должна стать одним из главных действующих лиц нашей картины», – писал Рязанов, уроженец другого города на Волге – Самары.
Волга подарила Рязанову атмосферу финальной сцены фильма – рассветный туман, в котором блуждает униженный и ослепленный жаждой мести Карандышев; в котором сбрасывает маску после бурной ночи Паратов – перед Ларисой он уже не тот блестящий светский лев. В мятой рубашке навыпуск он ищет рюмку, чтобы опохмелиться, неловко что-то разбивает и наконец со слезами на глазах признается, что помолвлен; в тумане разыгрывают Ларису Кнуров и Вожеватов.
Опасные съемки
О съемках каждой картины, оставшейся в истории кино, ходят легенды. В своем «Послесловии» Рязанов об этом не упоминает – там о другом, однако Михалков и Мягков на этих съемках чуть не лишились жизни. В финальной части «Жестокого романса» Карандышев, осознав, что у него из под носа с его же помолвки увели невесту, рано утром садится в лодку и догоняет «Ласточку». Момент, когда герой подплывает к пароходу, мог стать последним в жизни Андрея Мягкова. Огромные 350-килограммовые лопасти судна образовали на воде воронку.
«Мягков прыгнул в лодку и яростно греб от берега, – вспоминал Рязанов. – Он сидел спиной к буксиру и не видел, не ожидал, не мог себе даже представить того, что произойдет через мгновение. Мы, стоящие на берегу, вдруг замерли в предчувствии ужасной катастрофы. Никто не подозревал, что огромные, трехметровые в длину, чугунные лопасти пароходного колеса образуют недалеко от себя сильное течение, нечто вроде водяного смерча-воронки, и что этот водяной вихрь неумолимо засасывает под пароход все. Буквально в течение двух секунд лодка с Андреем Мягковым исчезла под лопастями колеса, была погребена в волжской пучине. Капитан на мостике скомандовал «стоп-машина», но было уже поздно. Лопасти по инерции еще били по воде – правда, все медленнее и медленнее. И, наконец, остановились. Наконец, через несколько секунд (минут, часов?), всплыли на поверхность раздробленные доски – то, что осталось от лодки. И стало окончательно ясно, что Андрей погиб».
Съемочная група застыла, невыключенная камера продолжала снимать. И вдруг из глубины вынырнул Мягков и успел доплыть до причала быстрее, чем успели подплыть к нему на другой лодке. Актер был совершенно цел, хоть и дрожал от холода – вода в Волге на тот момент была не выше восьми-десяти градусов. По словам режиссера, Андрей Васильевич считал, что его спас Бог. Перед съемками он «около двух часов гулял по Ипатьевскому монастырю, заходил в собор и мыслями находился наедине с Господом». Рязанов считал, что жанр трагикомедии наиболее близок к жизни – так случилось в этот опасный момент. Пока участники съемок отходили от пережитого страха, какой-то мальчик на берегу вдруг закричал: «Смотри, а дядя-то стал лысый!» В водах Волги Андрей Мягков оставил прик, прикрывающий залысину.
Другой опасный момент произошел с Никитой Михалковым. Зная о том, что актер ловко сидит в седле, Рязанов придумал эффектное появление Паратова в начале фильма. С опозданием прибыв на свадьбу старшей сестры Ларисы, Паратов на белом коне спускается по лестнице и по узкому деревянному мостику въезжает на пристань. «Рискованная штука, потому что рядом вода, и пройти по узкому месту для лошади сложно, она волнуется. Поэтому довольно много я просто водил ее. Сначала прикармливал и гарцевал перед толпами зевак», – вспоминал Михалков. Во время одного из эпизодов не успел Никита Сергеевич слезть с лошади, как раздался пароходный гудок. Лошадь испугалась и рванула по набережной – прямо в толпу людей, наблюдавшую за съемками. К счастью, все обошлось.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
По брусчатке босиком. По брусчатке босиком на рассвете, только ты, только я – словно дети. Да.
Рамочка «Любовь. » Ваш текст. Ваш текст. Код рамочки без анимации В.
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
«Бесприданница»: сравним портреты героев всех экранизаций
По пьесе Островского «Бесприданница» с 1878 года поставлено бесчисленное множество спектаклей. В этой статье мы с вами разберём портреты героев художественных фильмов. Первая экранизация была в 1912 году, но она не сохранилась в хорошем качестве.
Экранизация
1. «Бесприданница» 1936 год, режиссёр Яков Протазанов. Впервые посмотрела его недавно. Неожиданно фильм понравился, притом, что я не любитель старого кино. Начинается с предыстории, которая не представлена в пьесе: событий годичной давности, когда Лариса сбежала за Паратовым на пристань. В остальном фильм максимально приближен к пьесе Островского, включая диалоги.
2. Фильм-спектакль «Бесприданница», 1974 год. Не корректно сравнивать телеспектакль с художественными фильмами, так как в кино больше средств выражений и, соответственно, по-другому строится игра актёров. Хотя спектакль проигрывает фильмам, пройти мимо этой постановки я не могу.
3. «Жестокий романс» 1984 года, Эльдара Рязанова. Постановка весьма близка к пьесе Островского и ничего кардинально не меняет, а лишь дополняет. Фильм украшают романсы на стихи Б.Ахмадулиной и музыку А. Петрова, ставшие впоследствии популярными. Из представленных здесь, это мой самый любимый фильм. О нём много писать не стану, так как его смотрели абсолютно все.
4. «Бесприданница» 2011 год, режиссёр Андрес Пуустусмаа. В титрах (также как у Рязанова) указано: «по мотивам одноимённой пьесы Островского». Однако, кроме названия и имён главных героев никаких «мотивов» я не нашла. В фильме собран прекрасный актёрский ансамбль, но с первых минут испытываешь разочарование, когда понимаешь, что ничего близко к пьесе там нет. События переносятся в наши дни. Паратов, Вожеватов и, значительно помолодевший, Кнуров стали «новыми русскими». Появилось много новых и ненужных героев. Меняется весь сюжет и финал этой истории. Непонятно, при чём здесь Островский. Видимо, «по мотивам» — это всего лишь крючок, чтобы зацепить зрителя, который будет терпеливо досматривать кино, и ждать моменты не различий, а наоборот, сходства с Островским. Но интерес сохраняется только на один раз, смотреть повторно его уже не будешь.
Лариса Дмитриевна
Роль «дорогого бриллианта» исполняли: Н. Алисова, Т. Доронина, Л.Гузеева и М. Александровна. Нина Алисова хорошо справилась с ролью. В сравнении с нежной и сдержанной Гузеевой, она была порывистой, дерзкой и открытой. Её танец, с шустрым отбиванием каблучков и поклонами, выглядит более народным.
Татьяна Доронина обладает яркой индивидуальностью в игре, кому-то она очень нравится (обожаю фильмы с ней), кому-то это, наоборот, не нравится. Но в роли «девушки на выданье», я мало вижу 40-летнюю Доронину.
Для меня по красоте и манере игры, эталон Ларисы – Лариса Гузеева. Она прекрасно справилась со своей дебютной ролью. Остроту трагедии придаёт произошедшая близость с Паратовым.
Марина Александрова играет девушку не XIX века, а XXI. Её драма кажется надуманной, не вызывает глубокого сочувствия.
Сергей Сергеич Паратов
В роли Паратова были: А. Кторов, В. Гафт, Н. Михалков и Д. Исаев. Анатолий Кторов ярко сыграл хитрого и холодного душой Паратова. В исполнении Валентина Гафта я соблазнителя так и не увидела, он даже редко улыбался. Гафта и Джигарханяна (в роли Карандышева) вполне можно было поменять местами. Дмитрий Исаев с первых минут похож не на «барина», живущего на широкую ногу, а на загнанного в угол зверя. На него сразу обрушиваются большие проблемы с бизнесом, угроза банкротства, и драма уводится в сторону от Ларисы.
У Никиты Михалкова мне не очень нравится высокий голос, но он с лихвой компенсирует это мастерством игры и фактурной внешностью. Чего стоит один его взгляд. Лариса для него забава, он играет её чувствами, как кошка с мышкой. Вдобавок, это самый музыкальный соблазнитель. Становится понятно, почему Лариса теряет от него голову. С Мягковым в паре они сыграли значительный контраст.
Юлий Капитоныч Карандышев
Роль жениха Ларисы, небогатого чиновника, исполнили: В.Балихин, А.Джигарханян, А.Мягков и И. Акрачков. Владимир Балихин и Андрей Мягков оба великолепно справились с образом глуповатого, трусливого и честолюбивого Юлия Капитоныча. Вдобавок, у них были самые сильные контрасты в паре со своим Паратовым. Мне после этой роли, Мягков долгое время даже не нравился, такая сильная была ассоциация.
А вот Армен Джигарханян, с его типажом кавказского альфа-самца, вообще не подходил на эту роль. Ни внешностью, ни поведением, ни тоном голоса, он не производил впечатления заискивающего и трусливого человека. В образе Карандышева он смотрелся как «волк в овечьей шкуре».
Игнатий Акрачков в роли не Юлия, а Юрия Карандышева, стал честным, но бедным военным. Зачем-то приплели сюжеты проблем на его службе, что опять уводит от проблем главной героини, Ларисы.
Харита Игнатьевна Огудалова
Мать Ларисы, потомственную, но обедневшую дворянку, играли: О.Пыжова, В.Капустина, А.Фрейндлих и И.Розанова. Все актрисы хорошо сыграли жадную до денег мамашу, «продающую» свою дочь. Если у героини Фрейндлих была ещё какая-то стеснительность, при вытягивании денег, то Пыжова и Капустина совсем не скромничали. Ирина Розанова оказалась ещё и властной «училкой» всего окружения Ларисы.
Василий Данилыч Вожеватов
Васю, друга детства Ларисы, ставшего циничным и преуспевающим коммерсантом, играли: Борис Тенин, Евгений Лазарев, Виктор Проскурин и Артём Осипов. Все попали в свою роль, все безжалостно предали подругу детства.
Мокий Пармёныч Кнуров
Пожилого и весьма состоятельно купца Кнурова играли: Михаил Климов (фото выше), Иван Воронов и Алексей Петренко. Павел Сборщиков стал Михаилом Кнуровым. Все актёры хорошо вписались в свою роль.
Робинзон
Роль бродяги, подобранного Паратовым, досталась: Владимиру Попову, Льву Дурову, Георгию Буркову и Фёдору Лаврову. Каждый хорошо сыграл своего Робинзона. Только Лавров играл не бомжеватого слугу, а советника Паратова, можно сказать, его «серого кардинала».



