бесприданница петра фоменко актеры
Бесприданница петра фоменко актеры
«Бесприданница» Петра Фоменко — не легкая, кружевная акварель, но строгий офорт, прочерченный сильными, резкими, точными штрихами. Приглушенные краски и предельная функциональность декораций. Острые изломы стиля модерн. Никакого мелодраматизма, разухабистого купеческого быта, томных песен и «мохнатых шмелей». Впрочем, романсы звучат и здесь. Горькие, страшные, отчаянные. И цыгане, написанные Островским, тоже есть. Но кажется, что не песни поют, а словно стая макбетовских ведьм вещуют, беду наколдовывают.
В иссушенном деньгами мире, где на все есть своя цена, отчаянная безоглядная любовь юной девушки не вписывается ни в одну из накладных. Для нее нет ни воздуха, ни свободы, ни будущего. «Вам надо жить, а мне… умереть».
Вы можете найти отзывы зрителей о спектакле на нашем форуме по хэштегу #бесприданница
ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.
«Бесприданница» выглядит переломным этапом в театре Фоменко (переломной в своем творчестве считал ее и сам Островский). Она не дает повода говорить о психологических кружевах и легком дыхании, блистательном лицедействе, вечной женственности и прочих восторженных эпитетах, которые летят вслед спектаклям «Мастерской» и постепенно превращаются в штампы. Петр Фоменко поставил очень жесткий и горький спектакль о человеческой беспощадности и лживых, суррогатных, извращенных ценностях, будь то мораль, репутация или честное купеческое слово. О мире, где «цена» человека равна его финансовым, но не душевным затратам. Благодаря рязановскому хиту, история прекрасной бесприданницы укоренилась в массовом сознании как гимн любовному безумию, которое важнее всей жизни. Фоменко, точно наждаком, счищает романтическую позолоту с этой пьесы. Ольга Фукс, «Вечерняя Москва» Мелодраматический сюжет Островского Фоменко поместил где-то между графикой черно-белого кино и лихой театральщиной. Плоские тени на заднике, замирающие в странных, изломанных позах актеры, и тут же — преувеличенные интонации, картинные, оперные мизансцены, нелепые парики на цыганах. Марина Зайонц, «Итоги» …эта «Бесприданница» вышла вневременной. Действом о сердечном взлете, ради которого ломают карточные доходные домики, живут и гибнут. Елена Дьякова, «Новая газета» «Фоменки» и в «Бесприданнице» верны себе. Мир их героев сходит с котурнов — время титанов осталось в прошлом, но и люди обыкновенные живут сложно, трагедии случаются и среди них. То есть можно назвать это некоторым снижением или даже опрощением классического текста, но это снижение делает историю понятной и даже, можно сказать, повседневной, то есть историей нашего времени. Может, потому центральной фигурой этой «Бесприданницы» становится Карандышев (Евгений Цыганов), а не Паратов (Илья Любимов). Григорий Заславский, «Независимая газета»
Премьера: 5 января 2008 г.
Продолжительность: 3 часа 20 минут с 1 антрактом
Ближайшие даты исполнения:
Доступны субтитры: Английский, Немецкий, Французский, Русский
История о равнодушных людях.
«Бесприданница» в театре Петра Фоменко
В Москве открылся новый театр, а вернее, новое здание московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Оно расположено прямо напротив прежнего, маленького, на набережной Тараса Шевченко и спектакли теперь можно давать и там, и здесь. В новом театре, к тому же, не одна сцена их две, большой зал (на 450 мест) и малый (на 150), да еще фойе так устроено, что в нем тоже можно играть, по крайней мере, спектакли для детей. Здание построено по проекту архитектора Сергея Гнедовского, оно просторное, внутри выдержано в черно-красно-белых тонах, но кажется по преимуществу белым, светлым. Все строго, геометрично, и нет никаких, обычных для Москвы, купеческих излишеств.
Зато на открытие сыграли «Бесприданницу», в ней речь как раз о России купеческой. Островский драматург невероятно рейтинговый, если пользоваться телевизионный терминологией. Когда в прежние времена Министерство культуры Советского Союза составляло парады самых репертуарных пьес, Островский лидировал с большим отрывом. С тех пор ситуация не изменилась. Только за последние сезоны и только в Москве он принес успех театру «Сатирикон» пьесой «Доходное место», Малому театру пьесой «Правда хорошо, а счастье лучше», Московскому Художественному театру имени Чехова «Последней жертвой». Эти совершенно разные спектакли объединяет, помимо фамилии Островского, ясное желание оправдать тех, кого драматург хорошо знал и не слишком жаловал купцов.
За прошедшие десять лет многое в стране изменилось, внешне стало более цивилизованным, и страшно хотелось понять, зачем «Бесприданница» понадобилась Петру Наумовичу Фоменко, что нового он хотел рассказать о человеческой жизни на материале пьесы. И каких только перемен не претерпевала история, рассказанная Островским, на театральных подмостках, каких только версий она не знала. Паратов был и злым гением и пустым вертопрахом, демоном-соблазнителем и просто запутавшимся человеком. Лариса казалась то свободолюбивой цыганкой, то русской женщиной-жертвой, то наивной девочкой, то обманутой, то обманувшейся. Карандышев в одном спектакле выступал провинциальным ничтожеством, а в другом жертвой обстоятельств, классическим маленьким человеком русской литературы. Вожеватов и Кнуров тоже бывали разными и вполне бесчувственными типами, и людьми, искренне желавшими счастья своей жертве. Короче, всякое я видела, разве что не было на российской сцене Островского, лишенного сильных страстей, бурных эмоций, мелодраматических финалов. Хотя нет, вру, однажды и такое было, когда «Бесприданницу» поставил в Петербурге Анатолий Праудин. Действие спектакля происходило не на белом корабле и не на волжских просторах, а в трактире. Почти то же самое и у Фоменко. Правда, формально здесь есть и дом Огудаловых, и квартира Карандышева, но декорация не меняется, поэтому выходит все тот же трактир.
Благородный господин с хорошей родословной Паратов у Анатолия Праудина не был противопоставлен ничтожным торгашам Кнурову и Вожеватову. Не только бесчестные поступки дворянина, но и сам текст, вложенный в уста Паратова Островским, сильно мешают романтическому о нем представлению. Анатолий Праудин обратил на это внимание, Петр Фоменко это сильно акцентировал. Паратов в исполнении Ильи Любимова совершенно циничный, мелочный, скучающий господин, единственная задача которого себя ублажить, развлечь, за ценой он не постоит, заплатит не из своего кармана, расплатится чужими деньгами, чужим достоинством, если понадобится, чужой жизнью.
Причина для благородства
Четырех разных мужчин в петербургском спектакле сближала и облагораживала любовь к Ларисе Огудаловой. У Фоменко, если кто и добр к Ларисе, ну, скажем так, участлив, то один только Кнуров, говорить о любви тут вообще неуместно.
Васенька Вожеватов не выказывает в Ларисе даже простого дружеского расположения, даром, что росли вместе. Паратов, похоже, соблазняет ее из личной неприязни к Карандышеву и желания ему отомстить. Кажется, что и Вожеватову, и даже Кнурову антипатия к Карандышеву куда важнее симпатии к Ларисе, что вся интрига направлена только на то, чтобы поставить на место зарвавшуюся голь.
Тогда главным действующим лицом спектакля волей-неволей становится Карандышев. Должно быть что-то особенное в человеке, чтобы так вывести из себя трех разных и вполне уравновешенных мужчин. Нужно быть особенным и для того, чтобы именно на нем остановила выбор Лариса. Но Карандышев Евгения Цыганова приятной, интеллигентной наружности юноша, любит более всего себя и свои несчастья, а если к чему и стремится, так единственно к торжеству над соперниками.
Так что, героя из Карандышева не выходит, в лучшем случае миловидный тюфяк. Образ Ларисы Огудаловой в постановке Праудина разительно отличался от прежних о нем представлений. Невзрачная, высокая, с тихим голосом, гладко зачесанными волосами, без капли косметики. Честная и достойная женщина, которой нет места в этой жизни. Мелодрама превращалась в трагедию, убийство в самоубийство, избавившее бесприданницу от постылой жизни. Это было очень определенное, ясное режиссерское высказывание. К сожалению, скучноватое. Прочтение пьесы у Праудина и у Фоменко во многом схоже, но ясности в новой «Бесприданнице» пока меньше. Поэтому критики строят разные догадки. Готова предложить свою версию. В этой «Бесприданнице» нет героев, нет центра композиции, как его нет в чеховских пьесах. Нет крупных личностей, нет серьезных переживаний, нет сильных страданий. Есть довольно бесцветная жизнь, рутина, в которой вязнут все, без исключения, персонажи пьесы. Все подчинено ритуалам: ежедневному моциону Кнурова, ежеутреннему шампанскому Вожеватого, вечным причитаниям домоправительницы о том, что все дорого и к столу подавать нечего, постоянному ленивому вымогательству, которым занята Огудалова-старшая. Все происходит в миллионный раз и исполняется участниками драмы безо всякого энтузиазма. Собственно, каждый из них не прочь разорвать цепь привычных телодвижений, но именно не прочь, а не так, чтобы предпринять решительные действия. Карандышев с Паратовым, как на перемену участи, надеются на женитьбу. Вожеватов с Кнуровым на Париж. Лариса сперва на мирное деревенское уединение, потом на бегство с Паратовым. При этом, никто всерьез на возможность перемен не уповает. Цыгане, вечные спутники Паратова, ничем не напоминают актеров театра Ромэн, скорее, тех бродяжек, которых встретишь возле Киевского вокзала немолодых, обмотанных в какое-то тряпье, разве что на них слегка утрированные черные парики. Но они красиво поют, отчего-то на стихи Осипа Мандельштама.
В спектакле нет крутых обрывов, о которых так часто заводят разговор герои пьес Островского. Лариса гадает, не прыгнуть ли ей в омут, стоя на втором лестничном марше. С него прыгнешь не то, что не расшибешься, даже порядочного разрыва связок голеностопа не заработаешь. Нет тут обрывов, да и реки будто бы нет. Есть трясина, топь, в ней не тонут, в ней вязнут. Хлюп-хлюп, побарахтаешься для приличия, и нет тебя. Героев нет, злодеев нет, цыганских красавиц нет, обычные люди, без энергии, без сил, со стертыми эмоциями. Разве что Карандышев сорвется в пьяную истерику или Лариса к финалу застонет, как будто ее мучает какая-то постоянная боли. И на заднике не то рисованный, не то фотографический пейзаж среднерусский, равнинный. Действие происходит летом, а свет тусклый, ровный, никаких признаков солнца, никакого ощущения жары. Все, как всегда: «ночь, улица, фонарь, аптека». Здесь разлита пошлость в чеховском значении слова пошлость, как обыденность. Время от времени, конечно, размеренное течение спектакля нарушается. То самим, чрезвычайно остроумным, текстом Островского, то бесстрастным пением цыган, то песней Ларисы Огудаловой.
Вообще, в спектакле много музыки, она не только в пении, но и полифоническом звучании своеобразно-интонированных разговоров, в скрипе ступеней деревянной лестницы, в звоне бокалов, в звяканье столовых приборов. Сама по себе звуковая партитура спектакля завораживает в ней есть и тоска, и радость, и юмор, и беда, и какая-то магия.
Много очень вкусных деталей: механическое кокетство старшей Огудаловой (Натальи Курдюбовой) и ее нежное обращение с ларцом, в который она складывает выклянченные деньги. Или то, как, сделав Ларисе непристойное предложение, споткнется и растянется на помосте громоздкий Кнуров (Алексей Колубков), да это вообще две хорошо сыгранные роли. Хороши и гротескные, словно нарисованные грифелем по доске, образы Официанта (Томас Моцкус) и тетки Карандышева (Галина Кашковская).
Здесь много прелестной театральной условности, например, игры с оконными и дверными рамами. Ни окон, ни дверей нет, но рамы переставляют с места на место, и видишь, как кто-то вошел в комнату, из нее вышел, выглянул в одно окно, потом в другое. Паратов, кстати, удачливее Карандышева даже в обращении с дверным проемом: он его вращает одним пальцем, а Карандышев пробовал повторить трюк, так воображаемая дверь на него и повалилась.
Но все же, история о равнодушных безразличных друг к другу людях, не должна оставлять равнодушными зрителей. Придя в театр, всякий человек страстно желает с кем-нибудь из героев себя отождествить и ему, а в его лице себе искренне посочувствовать. Почему Петр Наумович Фоменко в самом грустном, безнадежном своем спектакле не оставил нам такой отдушины Бог весть. Видимо, проблема в том, что души персонажей еще не вселились в актеров. И Евгений Цыганов принц российского кино, и полуженщина-полуребенок Полина Агуреева, и Илья Любимов то есть все исполнители главных ролей пока только фиксируют состояние героя в той или иной точке действия. Подробного, мотивированного и внятного для зрителя перехода из одного состояния в другое нет. Поэтому спектаклю не хватает движения, динамики, воздуха. Действующие лица уходят со сцены, почти не изменившимися, такими, какими пришли.
Сам Петр Наумович не любит, когда критики смотрят его спектакли на премьере, говорит: «Они еще сырые, приходите позже хотя позже могут зачерстветь».
Бесприданница с Москвы-реки
Петр Фоменко открыл новый театр премьерой Островского
Театральный год только начался, но главное его событие уже определилось: лучший театр Москвы «Мастерская Петра Фоменко» обрел свой дом. Здание на набережной Тараса Шевченко, обращенное окнами на Москва-Сити, вписано в окружающий ландшафт и построено с учетом всех достижений техники. Новоселье отпраздновали еще в воскресенье, собрав друзей и покровителей театра. А лучшим подарком стала премьера «Бесприданницы», которой открылась большая сцена театра.
Когда МХТ выпустил премьеру по Островскому (драматургу, как считалось, Художественному театру глубоко чуждому), критики с удивлением отмечали, что краски «Шекспира Замоскворечья» художественники сохранили. Только свет поставлен как бы за сценой: от этого все стало прозрачнее, чем обычно, проступил узор интриги, кружева диалога. Петр Фоменко перевел масляные краски «Бесприданницы» в графику. Цвета на сцене притушены. На заднике и вовсе фигуры превращаются в силуэты: театр теней. Мир волжского городка потерял устойчивость: качающиеся мостки пристани, на которых так легко споткнуться.
Художник Владимир Максимов разбивает пространство большой сцены на удобные и привычные актерам площадки-пятачки. Двери и окна намечены рамками. Схватив окно, великолепная дама-вамп Харита Игнатьевна Огудалова (Наталья Курдюбова) спешит навстречу долгожданному гостю Кнурову (Алексей Колубков). И рамка окна превращает фигуру актрисы в подобие старинного портрета. Спектакль изысканно красив красотой обреченной, избыточной, безнадежной. Чего стоит мизансцена последнего объяснения Ларисы с Карандышевым, хватающим ее за ноги, мешающим уйти, а наверху силуэты цыганского хора, под сурдинку поющего свою ведьминскую песню-пророчество.
«Бесприданница» одна из самых мрачных пьес Островского. Не только девушку губят от скуки, всем жизнь не задалась. Удачливого Паратова мутит от предстоящей женитьбы на невесте с золотыми приисками. Поздняя страсть Кнурова к Ларисе саднит его душу. Все потеряла лихая бабенка Огудалова: ни одну из дочек не уберегла, не пристроила. Сам погубил свое тихое счастье самолюбивый дурак Карандышев.
В спектакль Фоменко предчувствие обреченности и беды входит вместе с Ларисой Полиной Агуреевой. Хрупкая девочка с детским ртом и неожиданными грудными нотами волнует: и глаз не оторвать, и смотреть больно. Впервые слова Кнурова: «В ней же совсем нет этого житейского», обрели полный смысл. В этой Ларисе совсем нет защитной оболочки притворства, хитрости, расчета или опыта. Она так доверчиво распахнута навстречу миру, что почти невозможно вынести эту искренность. Кажется, ей в голову не приходит, что люди могут иметь какие-то скрытые мысли и цели. Она так ласково садится на колени к жениху, так нежно кладет руку ему на плечо. Но стоит ему задеть Паратова, и Лариса-Агуреева немедленно и пылко начнет объяснять, насколько бросивший ее возлюбленный лучше всех. Агуреева играет самое трудное чувство на театре первую любовь. Когда хмель бродит в крови и весь мир сосредоточен на одном желании, одном чувстве. Когда нарушено соответствие мер и весов. Когда за минутку с любимым не жалко жизни. Только один раз человеку дается благодать такой любви нараспашку, такого самоубийственного жара, такой всеобъемлющей нежности.
Эту девочку-драгоценность действительно надо беречь, надо спасать от нее самой. Только не бриллианты ей нужны и роскошь, а чтобы кто-то гладил по голове и уберегал от неминуемой беды: такая любовь никогда не может осуществиться. Никакой Ромео ее не будет достоин.
Петр Фоменко пошел на довольно жесткий эксперимент: красавцу Евгению Цыганову отдал роль гнусавого жениха Карандышева, а фактурному, но малотемпераментному Илье Любимову бенефисную роль Паратова. Результат (по крайней мере на первых спектаклях) довольно обескураживающий. Евгений Цыганов тратит большую часть душевных сил, чтобы скрыть свою мужскую привлекательность (и даже чуть пересаливает в этом стремлении), делая Карандышева абсолютно закомплексованным идиотом. А Паратов Ильи Любимова так занят своими живописными позами, что не успевает заметить Ларису, услышать ее.
Этот сбой в мужских ролях, наверное, мешает Полине Агуреевой, но придает пафоса трогательному ослеплению Ларисы. Услышав, что ее любимый обручен, она приникает к нему в прощальном объятии и никак не может оторваться. Не ходят ноги, ослабело тело, опустела душа. В финальной сцене, растрепанная, растерзанная, она будет долго смотреть вниз, размышляя: почему же нет сил на самоубийство, когда жить нечем и незачем?
Спектаклю «Бесприданница», уверена, суждена долгая жизнь. Еще будут уточняться ритмы и паузы, рисунки мужских ролей. Актеры будут постепенно осваиваться на новой роскошной сцене. Но уже сейчас понятно, что есть главное: театр, его здание с рекой Москвой за окном, оправданы той интонацией, с какой Лариса Полина Агуреева спрашивает друга детства Васю Вожеватова (Андрей Щеников): «Что же мне делать, Вася? Что же мне делать?»
Спектакль «Бесприданница» в Театре «Мастерская П. Н. Фоменко»
Классический автор Островский и классическая для актёров Мастерской игра — отчаянное чувство Ларисы Огудаловой задыхается в дензнаках и безнадёжности.
Для организаторов мероприятий
Жуткие и печальные романсы наполняют постановку, что очень отличает её от традиционной версии телевизионного фильма, поскольку в этом спектакле основная мысль заключается в абсолютной беспросветности существования любящей девушки. Романсы и цыганские песни звучат и в прямом смысле — их авторы и переписчики достаточно известны: В. Мазуркевич, А. Тимофеев и сам О. Мандельштам.
За роль главной героини Полина Агуреева получила премию «Золотая Маска». Интересно, что центральным мужским образом в постановке выступает образ Карандышева, тогда как в телефильме и в классических постановках главным был Паратов.
Строгость и чёткость ломаных линий — основной принцип этого спектакля, а типичная для манеры игры актёров Мастерской многозадачность декораций торжествует и здесь.
Все отзывы о спектакле Бесприданница
Постановка Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена
Рецензия «Афиши» на спектакль
«Мастерская Петра Фоменко» с января живет на два дома: камерные спектакли идут в старом здании, требующие простора — по соседству, в только что построенном на берегу Москвы-реки и похожем на затейливый оползень. В новом здании есть большой зал и есть амфитеатр в фойе, из окон которого открывается вид на мерцающие в темноте башни Сити — архитектурную метафору новой, капитализирующейся Москвы. «Бесприданница», первой вышедшая на новой сцене, — об эпохе, похожей на нынешнюю: семидесятые пореформенные годы, либеральные реформы, промышленный взлет, электричество на улицах. Все в точности по тексту: купцы и фабриканты переобуваются из смазных сапог в ботинки, их пассии сбрасывают платки и нахлобучивают шляпки, они отличают уже бордо от ярославского пойла, ездят в Париж на промышленную выставку. Они хорошо считают деньги, а как они гуляют! От шампанского и перемен головы идут кругом, и за что держаться — непонятно; почва под ногами зыбка, а новые основания жизни — при всей ее внешней цивилизованности — все более смахивают на законы леса.
Петр Фоменко, впрочем, на своевременности пьесы не настаивает. Об этом зрителю должен говорить уже сам факт, что пьесу вывели на сцену. Ни единого движения к современной форме режиссер не совершает, даже напротив: «Бесприданница» полна режиссерских самоповторов и выглядит архаичной даже на фоне старых спектаклей самого Фоменко. Но рассказчиком он остался замечательным: казалось бы, сидят люди двадцать минут на месте, курят и бу-бу-бу, бу-бу-бу. Ну пробегутся по проходам между зрителями, вскрикнут что-то в коридоре, пропоют что-нибудь из другого, старого спектакля. Все это уже видано-перевидано — а внимание держит. Может быть, именно подробностью истории.
Выясняется, к примеру, что Лариса не единственная дочка у Хариты Игнатьевны. Было еще две, одна вышла за порядочного человека — тот оказался авантюристом; вторую взял горец и до дома не довез — прирезал в пути. Приторговывавшая дочками Харита Игнатьевна в свете этих подробностей видится этакой мамашей Кураж, оплатившей свой кусок хлеба жизнью детей. Такой ее и играет Наталья Курдюбова — женщиной богатой выделки, но в сущности — фронтовой маркитанткой.
Есть вещь, которой «Бесприданница» отличается от других спектаклей «Мастерской». Особенно от других постановок Островского — и от вахтанговского спектакля «Без вины виноватые», и от «Волков и овец», сыгранных старшими «фоменками». В «Бесприданнице» играет последнее поколение «Мастерской», и в ней нет комедиантства, лукавства, сообщавших тем пьесам оттенок театральности: мол, «волки», «овцы», жестокие страсти — все это лишь театр, преувеличение. В «Бесприданнице» все всерьез, театральна только Лариса Огудалова.
Лариса, какой ее играет Полина Агуреева, — девушка содержательная, но молодая, она, что называется, самоопределяется. То, вообразив себя Сарой Бернар, примется выпевать свою роль на классицистский манер, то притворится пейзанкой, то вдруг заговорит с последней простотой. И только когда поправляет непослушную прядь да когда поет романсы, талантливо вскрикивая на высоких нотах, наружу прорывается натура. Она и притягивает к себе как магнит бряхимовских магнатов.
Хотя не будь Ларисы, они нашли бы другой повод для соревнования, благо у каждого есть свой козырь. У Васи Вожеватова (Андрей Щенников) — его молодость; он против Кнурова с Паратовым — щенок, но быстро учится. У Кнурова (Алексей Колубков) красиво растет борода — и Вася отпустил бородку; увидел Паратова (Илья Любимов) в артистической, расстегнутой до пупа рубахе — бежит переодеваться. Единственный козырь Карандышева — человека с говорящим именем Юлий Капитоныч — то, что на его уговоры сдалась Лариса. Хотя Евгений Цыганов играет его приятным человеком. Такого несложно было бы полюбить, но простое и приятное — не для Ларисы.
Неизвестность эта страшит и его и Ларису, для обоих эта ночь и эта заволжская темень — разрешение их истории. И чем она разрешится — страшно подумать, но ясно одно: то, о чем поет старая цыганка, позаимствовав слова у Мандельштама, — «сегодня ночью, не солгу, по пояс в тающем снегу…» — следует понимать как утверждение: «сегодня ночью не солгу».
И что тут скажешь: вернувшаяся из ночной прогулки Лариса в исполнении Агуреевой ошарашивает не только Паратова. Она отбрасывает наконец свои маски и оборачивается русалкой, расхристанной и мокрой; она обвивает паратовский стан ногами и водружает ему на чресла розовую свою голую пятку. Илья Любимов смотрит на эту композицию у себя между ног и теряется, как мальчик. Обороняться от этой обнажившейся натуры можно одним способом: последней честностью — что он и делает.
Развязка известна: «Вещь», — говорит о себе Лариса, «Так не доставайся ты никому», — выпаливает Карандышев. И вот что удивительно: в спектакле — где никто не рычит зверем и не выпускает клыков — финал выглядит как развязка животной схватки: четверо волков собрались у трупа, один из них волочит по земле свой безжизненный трофей.
Лучшие отзывы о спектакле «Бесприданница»
Спектакль не то, чтобы плохой, просто пьеса столько раз поставлена, и экранизирована, что невольно сравниваешь работу «фоменок» с работами ну, например, Эльдара Рязанова, Михалкова, Гузеевой, Мягкова, Петренко и других блестящих актеров в кинофильме «Жестокий романс». И, на мой взгляд, сравнение не в пользу этого спектакля. Откровенно слабые работы получились у Ильи Любимова (Паратов) и Полины Агуреевой (Лариса Дмитриевна). Паратов просто никакой, он не то, что до Михалкова в той же роли не дотягивает, он просто халтурит. Весь текст произносится таким бесцветным голосом, что поверить в то, что это тот самый барин, которого год все ждали, что это любимец женщин и вообще роковой мужчина совершенно невозможно.
Неожиданно хорош Евгений Цыганов в роли Карандышева. Я с удивлением для себя увидел, что он может играть и вполне живенько, а не с той отсутствующей и унылой физиономией, к которой все привыкли.
Простите, если кого задел, но лучше «Жестокий романс» пересмотреть, чем на этот спектакль идти.
хочу написать: мощная сцена в конце, когда Карандышев с примитивной животностью неондартальца тащит тело Ларисы Дмитны, побеждает фильм с Михалковым и Петренко. безусловно, я сидел и сравнивал всю дорогу эти две постановки (по-моему, так делало как минимум ползала): Паратов тут не таков, как у Михалкова и проигрывает (на мой взгляд), цыгане-нецыгане? так об этом разве самый ленивый критик не написал, но нецыгане они тем, что веселых песен не поют? «мохнатого шмеля» надо было исполнить? так нельзя ведь!-)) Цыганов и Агуреева достойны наивысшей похвалы
Когда я вычитала в официальном анонсе, что в этой постановке Фоменко «как наждаком, содрал всю романтику», мне романтику стало уже заранее жалко. И действительно, отсутствие этой самой романтики – главное, в чём спектакль проигрывает одноимённому старому фильму; прибавим к этому не совсем тематически и стилистически удачный подбор музыки (хоть это и были русские и цыганские романсы), да и сами цыгане были какие-то квёлые, не зажигали (хотя меня весьма порадовал голос главной их солистки, Мананы Манабде – совсем как у Арбениной). В остальном же, по части оформления, придраться не к чему: декорации и костюмы отличные, а световые решения оригинальны (в частности проекция на задний фон силуэтов, как в театре теней). Что касается актёров, то более всех порадовал Илья Любимов в роли Паратова – я его сразу же, ещё по одному только голосу узнала, поскольку ранее лицезрела его в некоторых фильмах. С объективной стороны, он просто великолепно играет, как профессиональный актёр. С субъективной стороны, мне просто симпатичен его персонаж, который здесь был выведен не лихим романтиком, как в фильме, а наглым циничным подонком, что более соответствует лично моему прочтению пьесы; симпатичен не только и не столько внешне, но и благодаря той особой харизматичности и притягательности, каковая вообще подонкам зачастую свойственна.) В целом же, все актёры были подобраны удачно и играли отлично, кроме… главной героини, собственно Ларисы Дмитриевны (Полина Агуреева). Она сильно меня разочаровала, подлив ложку дёгтя в бочку мёда, своим, по моему скромному мнению, совершенным непониманием роли и созданием слишком вульгарного образа, не вызывающего сострадания. Особенно покоробило три момента: когда она прокричала «Прощай, матушка» с интонацией «Пошла к чёрту», а в финале благодарила Карандышева (Евгений Цыганов) за произведённый им выстрел с сарказмом фразы «Ну ты попал», и когда она после признания Паратова и во время предложения Кнурова (Алексей Колубков) не рыдала, а заливалась истерическим смехом. Может, я слишком строга к ней, ведь меня разбаловала неизменная искренность Покровки: наблюдая за Агуреевой, я постоянно думала, что будь на её месте Гребенкина, зал обрыдался бы ещё после первого действия. Однако заключительная сцена спасла спектакль от тотальной потери трагизма, которую едва не устроила ему Агуреева: в этой сцене Карандышев волок за собой труп Ларисы, как вещь, наконец-то принадлежащую лишь ему одному, и это получилось действительно цепляюще. В общем, три с половиной часа спектакля были сыграны с душой, не утомили, хотя то, что был прочитан, если я не ошибаюсь, весь текст, сложно назвать однозначным плюсом – некоторые эпизоды были затянутыми, их вполне можно было бы сократить.
18.06.2008
Комментировать рецензию
Приятное месторасположение на набережной, где можно встать и в двести метрах рассматривать освещенный тысячами фонарей вечерний бизнес-центр Москва-Сити.
Очень здорово, что нет ни одного отхождения от оригинальной пьесы Островского. Советую всем сходить! А особенно, школьникам, изучающим это произведение и учащимся жить. Невыносимо полезная вещь.
Как я писала в рецензии на фильм по мотивам пьесы «Жестокий романс» (который считаю очень стоящим и рекомендую к просмотру), простите за повтор, мне хотелось бы, чтобы каждая юная барышня знала себе цену и ни одному мужчине не позволила сравнивать себя с вещью и смотреть как на забаву!
Если честно, то. Не понравилось. Не правильно подобраны актеры. Что там делает Любимов в роли Паратова?
Этот спектакль не очень то весёлый. Мне было немного скучновато, потому что мне ещё только 13 лет. А эта вещь расчитана на более взрослую публику. Нужно быть более подготовленным и более начитанным. Например мне больше понравился спектакль «Алиса в Зазеркалье». Его тоже ставит «Мастерская Петра Фоменко». А он делает поистине гениальные вещи.
Спектакль идеально подойдет в качестве учебного пособия для ленивых школьников, которым перед сочинением по произведению Островкого А.Н. «Бесприданница» ломает читать книжку, а видак с Рязановской нетленкой папа как назло сдал в ремонт.
Постановочная читка в образах:
— Что он написал то и поставили.
— Спасибо, но мы это ещё в детстве проходили.
— Пожалуйста, а что же вы хотели?
— Театр, а его здесь нет.
Спектакль очень понравился, три с половиной часа пролетели незаметно. Действие на мой взгляд не затянуто и совсем не скучно. Понравились декорации, костюмы, идея с тенями, выходом актеров из дверей зрительного зала и многое другое. Агуреева (Лариса) в спектакле мне совсем не полюбилась и никаких эмоций она у меня не вызвала, кроме отрицательных. Сопереживать ей не хотелось и было все-равно, что с ее героиней дальше будет. А вот Цыганов (Карандышев) великолепен, вне всяких похвал, от начала до конца действия ему веришь, и без сомнений его роль в спектакле главная, браво!! Любимов (Паратов) зацепил лишь несколькими моментами, но до мурашек. Не последняя роль Сергей Сергеича в произведении оказалась к сожалению не яркой и второстепенной работой Любимова в спектакле, а как можно было бы сыграть. Баршак в роли Вожеватова нелеп и ужасен, был какой-то помятый, лохматый, неопрятный, свои реплики произносил как скороговорку, фу! Колубков (Мокий Порменыч) шикарно передал свой образ и сделал роль выдающейся, запоминающейся, браво!
В итоге скажу, что игра актеров была слаженная, отработанная, приятно было смотреть спектакль, просто не все справились со своими ролями. Но это не повлияло на общее замечательное впечатление от спектакля.
Очень советую, спектакль отличный!
Пьесы Островского проходят в 10 классе. 15-16 летние люди пытаются понять тех, кто жил в прошлом веке и по иным понятиям. В XXI веке понятия чести, достоинства и пр. сильно видоизменились все-таки. Получается, читала эту пьесу я так давно, что даже забыла финал. И вздрогнула, когда раздался выстрел.
Потому мне так странно решение Ларисы пойти за Карандышева. Она его нисколько не уважает. Неужели она не понимает, что она будет за_мужем, его тенью, навечно разделяющей его судьбу? Немногие женщины того времени решались изменить такую расстановку сил. Но вот эти понятия «брачного рынка» приходят к Ларисе позже, для этого нужен переломный момент. Когда ей предлагают быть содержанкой, она чувствует себя вещью и от отчаяния(я уверена в этом) готова продать себя как можно дороже.












