бессмертнова балерина краткая биография
Наталия Бессмертнова
Биография
Российский балет по праву считается одним из чудес света. На постановках Большого театра стремится побывать каждый, кто хотя бы немного интересуется искусством и желает прикоснуться к прекрасному. Примы-балерины вызывают восторженную любовь в мире. В числе легенд балета присутствует имя Наталии Игоревны Бессмертновой.
Детство и юность
Будущая прима-балерина Большого театра появилась на свет в начале Великой Отечественной – 19 июля 1941 года – в Москве. Семья девочки далека от творчества. Отец – врач, ушел на фронт, а мама – домохозяйка, воспитывала дочь и вела домашнее хозяйство. Женщина с Наталией провели военное время в эвакуации.

К счастью, семье удалось пережить тяжелые годы и по окончании войны воссоединиться. Спустя два года у Наташи появилась младшая сестра Татьяна. Мама девочек уделяла внимание развитию творческих талантов детей.
Поскольку обе дочери Бессмертновых любили танцевать, женщина решила отдать девочек в Московское хореографическое училище. Кстати говоря, младшая сестра Наталии добилась успехов в творчестве, солировала в партиях Большого театра, но оставалась в тени звездной примы.

Начало учебы балету проходило у студентки в классе легендарной наставницы М. А. Кожуховой. Девушка была ее любимицей. В 1959 году, за пару лет до выпуска группы, преподаватель ушла из жизни. Окончание училища прошло для Наталии под руководством С. Н. Головкиной. Блестяще сдав экзамен, выполнив 48 фуэте, Бессмертнова получила высшую оценку преподавателей. Биография юной красавицы с бездонными глазами оказалась навсегда связанной с русским балетом.
Балет
Сразу после выпуска из училища в 1961 году Наталия Игоревна получила приглашение в труппу Большого театра. Леонид Лавровский, будучи главным балетмейстером, обожал юную балерину и видел в девушке идеальную партнершу на сцене для сына Михаила Лавровского. Именно с ним Наталия танцевала большую часть партий в театре.

Изначально наставником и помощником для новоявленной звезды была назначена Галина Уланова. К сожалению, женщины не нашли общий язык, и Лавровский самостоятельно работал с любимицей.
Вчерашние выпускники Бессмертнова и Лавровский дебютировали в профессиональном балете, исполнив на сцене ведущие партии в «Шопениане». Изящество, утонченность, гибкость и пластичность балерины, легкость рук определили роль романтической героини как амплуа Бессмертновой.

В 1963 году Наталия Игоревна впервые выходит на сцену театра в роли Жизель в одноименном балете. Эта партия стала самой яркой для Бессмертновой. За всю жизнь балерина исполнила ее около 200 раз. Она же стала последней в карьере танцовщицы.
Покорив сердца зрителей, Наталия Бессмертнова становится примой-балериной главного театра страны. За десятилетия работы на сцене балерина станцевала полностью классический репертуар театра, гастролировала по миру и блистала в амплуа лирических героинь. Критики мира восхищаются тем, как независимо, естественно девушка держится на сцене. Наталия Игоревна не просто исполняла партию, девушка жила в танце.

В 1988 году балерина уволена из труппы театра. Главный балетмейстер, Юрий Григорович, супруг великой артистки балета, вынужден обновить коллектив. Труппа нуждалась в молодых талантах, а предыдущий состав отправлен на творческую пенсию.
К слову сказать, прима не огорчилась уходу из ведущего состава. На тот момент творческие амбиции балерины уже реализовались, Наталия Бессмертнова успела станцевать все возможные основные партии.

Взаимоотношения балерины с театром на этом не прекратились. В Большом Бессмертнова остается в должности преподавателя, а в спектаклях и гастролях участвует по контракту. После того как в 1995 году супруг уволен из коллектива в результате травли и скандалов с руководством, Наталия Игоревна помогает мужу в постановке спектаклей. Пара сотрудничает с российскими и зарубежными коллективами.

Фото, сохранившиеся после легендарных блестящих постановок, в которых участвовала звездная прима, концертные фильмы-спектакли с ее участием – сейчас это наследие и золотой фонд российского балета. Записи выхода на сцену стали наглядными уроками для сегодняшних студентов хореографических училищ. Воспоминания искусствоведов, критиков, коллег балерины собраны в иллюстрированном издании книги «Незабываемая. Наталия Бессмертнова», опубликованной в 2008 году.
Личная жизнь
С Большим театром оказалась связанной не только карьера балерины, но и личная жизнь. В 1968 году девушка выходит замуж за Юрия Григоровича, главного балетмейстера театра (с 1964 года). Несмотря на скептицизм завистников и окружения, пара прожила в любви и согласии более 40 лет. Только уход из жизни Наталии Игоревны разлучил супругов.

Григорович боготворил Наталию за талант, жизненную мудрость, изящество. Для мужа супруга оставалась другом, любимой, музой и соратником. Балетмейстер признавался, что ставит спектакли не для жены, а для великой балерины Бессмертновой.
После скандальной травли Григоровича в театре Наталия Игоревна лично привезла заявление мужа об увольнении руководству. Уход балетмейстера из коллектива вызвал забастовку сторонников среди коллег, отказавшихся выходить на сцену. Организатором посчитали Бессмертнову. Звезду театра уволили, но Наталия Игоревна с успехом оспорила решение в судебном порядке.

Решение о восстановлении прав артистка привезла в театр вместе с собственным заявлением об уходе. Бессмертнова покинула Большой, которому подарила больше 30 лет творческой биографии, с гордо поднятой головой.
До конца жизни женщина поддерживала творческие карьерные идеи любимого мужа, помогала в постановке и реализации спектаклей на сцене.

К сожалению, детей у супругов не появилось. Наталия Игоревна делилась, что не противилась полноценной семье, но сначала на рождение ребенка не оставалось времени, а потом не сложилось само собой. Заменил родного сына для четы племянник Михаил.
Современники вспоминали, что Бессмертнова не отличалась общительностью, а характер примы не называли легким. Однако коллеги уважали и ценили талант и трудолюбие звезды сцены. В обычной жизни Наталия Игоревна любила чтение книг, прогулки, обожала музыку и путешествия.
Смерть
Последние годы жизни оказались для танцовщицы наполненными болью. Долгое время врачи не могли поставить диагноз, а Бессмертнова в это время мучилась невыносимыми страданиями.

Виталий Вульф, будучи близким другом семьи, вспоминал: боль становилась настолько сильной, что жизнь казалась невыносимой даже для стойкой духом балерины. В больничную палату позволено было входить только племяннику Михаилу, сестре Татьяне и любимому мужу.
Несмотря на болезнь, звезда балетной сцены продолжала заботиться о делах и счастье супруга. Когда Григоровичу предложили рабочую командировку в Сеул, Бессмертнова настояла на необходимости поездки.
Могила Наталии Бессмертновой до и после установки памятника
Как только супруг покинул страну, балерине стремительно стало хуже, 19 февраля 2008 года Наталия Игоревна скончалась. Официальной причиной смерти медики назвали рак, тяжелое заболевание почек. Супруг вылетел на родину первым же рейсом, узнав об ухудшении здоровья жены, но увидеть Наталию живой так и не успел.
Уже после похорон балерины, на церемонии поминания, генеральный директор театра зачитал приказ о восстановлении в должности Юрия Николаевича штатным хореографом.
Балерина Наталья Бессмертнова: биография, достижения, личная жизнь и интересные факты
Биография балерины
Наталья Бессмертнова родилась в Москве в 1941 году, через несколько недель после начала Великой Отечественной войны. Ее отец, Игорь Борисович Бессмертнов, был практикующим врачом. Матери Антонине Яковлевне исполнился всего 21 год. Войну Наталья перенесла в эвакуации. После победы над немецко-фашистскими захватчиками вернулась в столицу.
Наталья Бессмертнова училась у заслуженного деятеля искусств РСФСР Марии Кожуховой и народной артистки СССР Софьи Головкиной.
Бессмертнова поступила в труппу Большого театра. На сцене одного из крупнейших театров России она проработала почти 30 лет. Только в 1988 году она вышла на творческую пенсию, но все равно продолжала выступать до 1993 года.
Прима-балерина
В 1973 году она вышла на сцену «Метрополитен-оперы» в Нью-Йорке на гала-концерте, посвященном юбилею известного американского импресарио Сола Юрока.
Балетные партии
На сцене Большого театра Наталья Бессмертнова дебютировала в 20 лет, в 1961 году. В «Шопениане» она исполняет седьмой вальс и мазурку, а в балете Андрея Баланчивадзе «Страницы жизни» танцует в образе дочери Андрея.
В последующие годы среди самых заметных партий в карьере Бессмертновой были: роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Петра Чайковского, Фригии в «Спартаке» Арама Хачатуряна, Маши в еще одном балете Чайковского «Щелкунчик», Джульетты в постановке Сергея Прокофьева по мотивам трагедии Уильяма Шекспира.
Уйдя со сцены
После ухода со сцены Наталья Бессмертнова, биография которой всю жизнь была связана с Большим театром, не стала менять место работы. Она становится педагогом-репетитором в 1988 году. Однако увольняется в 1995 г., в день назначения художественным руководителем Большого театра Владимира Васильева, проработавшего на этом посту до 2000 года.
Вскоре после его увольнения Бессмертнова возвращается в Большой театр к новому художественному руководителю и директору Анатолию Иксанову.
В качестве педагога-репетитора работает на десятках постановок. Самые успешные из них: «Раймонда» в Пражском национальном театре, «Щелкунчик» в Молдавской национальной опере, «Спящая красавица» в Варшавском национальном театре, » Иван Грозный» в Парижской опере.
Ассистент балетмейстера
На протяжении 12 лет Бессмертнова Наталья Игоревна, биография которой всю жизнь была связана с балетом, ассистировала супругу, Юрию Григоровичу, в спектаклях, которые он ставил.
Бессмертнова помогала при работе над балетом «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Золотой век» и многими другими. С мужем они работали слаженно и продуктивно, всегда добиваясь необходимого результата.
Известную балерину регулярно приглашали в жюри международных конкурсов артистов балета. Лучшие партии она определяла в Москве, болгарской Варне, швейцарской Лозанне, японском Нагое.
Супруг-балетмейстер
После завершения танцевальной карьеры в Ленинградском театре оперы и балета, в 1961 году пришел в Большой театр в Москве. Со временем стал главным балетмейстером и наиболее влиятельной фигурой в советском балете. Ему принадлежит восемь авторских постановок на сцене Большого театра. Работал совместно с театральным художником и сценографом Симоном Вирсаладзе.
За свою карьеру переделал все классические постановки, которые шли в Большом театре, перекроив их на свой лад.
Стиль его работы многие называют авторитарным и даже диктаторским. В 70-80-е годы в Большом театре наметилось серьезное противостояние. Соперничать с Григоровичем пытались Владимир Васильев, ставший впоследствии директором и художественным руководителем балетной труппы, и Майя Плисецкая. Они желали ставить на сцене свои спектакли и видели себя в других образах, нежели того хотел Григорович.
Серьезный конфликт у него наметился с танцовщиком Марисом Лиепой. Некоторые даже обвиняли его в преждевременной смерти артиста.
В 1995 году Григорович вместе с женой Бессмертновой покинули Большой театр после того, как его возглавил Васильев. Далее они работали с различными отечественными и зарубежными труппами.
Триумфальное возвращение звездной супружеской пары состоялось в 2001 году. В 2008-м Григорович был назначен штатным хореографом балетной труппы. Сейчас он отошел от дел. На данный момент Григоровичу 90 лет.
Роли в кино
Наталья Бессмертнова прославилась не только игрой на сцене Большого театра, но и в кино. В 1977 году она исполнила главную роль в драматическом фильме-балете Вадима Дербенева и Юрия Григоровича «Спартак». По сути, это была экранизация знаменитого одноименного балета Арама Хачатуряна, впервые вышедшего на сцене в 1968 году.
Балет Хачатуряна стал популярным сразу после премьеры. В 1970 году все создатели и исполнители были удостоены Ленинской премии.
В основе сюжета знаменитый исторический роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак». В нем рассказывается о событиях первого века до нашей эры в Древнем Риме.
«Лебединое озеро»
В 1983 году Бессмертнова приняла участие в экранизации балета Петра Чайковского «Лебединое озеро».
Существует легенда, что из материнских слез по похищенным у нее дочерям появилось волшебное озеро. Разрушить заклятие может только настоящая любовь. Однако обет нельзя нарушать, иначе девушка навсегда останется в теле лебедя.
На протяжении фильма реалистичные картины чередуются с фантастическими сценами. В Одетту влюбляется принц Зигфрид, он ей клянется в вечной преданности. Однако на балу мать заставляет его выбирать себе невесту. Перед ним первые красавицы королевства. Однако Зигфрид не обращает на них никакого внимания, пока не появляется обворожительная Одиллия. Принц принимает ее за Одетту и берет в жены.
Поняв, что совершил ошибку, Зигфрид пытается все исправить. Он бросает вызов Хозяину озера, надеясь его победить. Однако разбушевавшиеся волны поглощают и принца, и королеву лебедей.
Смерть Бессмертновой
На похоронах артистки администрация Большого театра отметила, что для них это невосполнимая потеря.
Наталия Бессмертнова – биография, фото, личная жизнь балерины, смерть
Наталия Бессмертнова: биография
Российский балет по праву считается одним из чудес света. На постановках Большого театра стремится побывать каждый, кто хотя бы немного интересуется искусством и желает прикоснуться к прекрасному. Примы-балерины вызывают восторженную любовь в мире. В числе легенд балета присутствует имя Наталии Игоревны Бессмертновой.
Детство и юность
Будущая прима-балерина Большого театра появилась на свет в начале Великой Отечественной – 19 июля 1941 года – в Москве. Семья девочки далека от творчества. Отец – врач, ушел на фронт, а мама – домохозяйка, воспитывала дочь и вела домашнее хозяйство. Женщина с Наталией провели военное время в эвакуации.

К счастью, семье удалось пережить тяжелые годы и по окончании войны воссоединиться. Спустя два года у Наташи появилась младшая сестра Татьяна. Мама девочек уделяла внимание развитию творческих талантов детей.
Поскольку обе дочери Бессмертновых любили танцевать, женщина решила отдать девочек в Московское хореографическое училище. Кстати говоря, младшая сестра Наталии добилась успехов в творчестве, солировала в партиях Большого театра, но оставалась в тени звездной примы.

Начало учебы балету проходило у студентки в классе легендарной наставницы М. А. Кожуховой. Девушка была ее любимицей. В 1959 году, за пару лет до выпуска группы, преподаватель ушла из жизни. Окончание училища прошло для Наталии под руководством С. Н. Головкиной. Блестяще сдав экзамен, выполнив 48 фуэте, Бессмертнова получила высшую оценку преподавателей. Биография юной красавицы с бездонными глазами оказалась навсегда связанной с русским балетом.
Балет
Сразу после выпуска из училища в 1961 году Наталия Игоревна получила приглашение в труппу Большого театра. Леонид Лавровский, будучи главным балетмейстером, обожал юную балерину и видел в девушке идеальную партнершу на сцене для сына Михаила Лавровского. Именно с ним Наталия танцевала большую часть партий в театре.

Изначально наставником и помощником для новоявленной звезды была назначена Галина Уланова. К сожалению, женщины не нашли общий язык, и Лавровский самостоятельно работал с любимицей.
Вчерашние выпускники Бессмертнова и Лавровский дебютировали в профессиональном балете, исполнив на сцене ведущие партии в «Шопениане». Изящество, утонченность, гибкость и пластичность балерины, легкость рук определили роль романтической героини как амплуа Бессмертновой.

В 1963 году Наталия Игоревна впервые выходит на сцену театра в роли Жизель в одноименном балете. Эта партия стала самой яркой для Бессмертновой. За всю жизнь балерина исполнила ее около 200 раз. Она же стала последней в карьере танцовщицы.
Покорив сердца зрителей, Наталия Бессмертнова становится примой-балериной главного театра страны. За десятилетия работы на сцене балерина станцевала полностью классический репертуар театра, гастролировала по миру и блистала в амплуа лирических героинь. Критики мира восхищаются тем, как независимо, естественно девушка держится на сцене. Наталия Игоревна не просто исполняла партию, девушка жила в танце.

В 1988 году балерина уволена из труппы театра. Главный балетмейстер, Юрий Григорович, супруг великой артистки балета, вынужден обновить коллектив. Труппа нуждалась в молодых талантах, а предыдущий состав отправлен на творческую пенсию.
К слову сказать, прима не огорчилась уходу из ведущего состава. На тот момент творческие амбиции балерины уже реализовались, Наталия Бессмертнова успела станцевать все возможные основные партии.

Взаимоотношения балерины с театром на этом не прекратились. В Большом Бессмертнова остается в должности преподавателя, а в спектаклях и гастролях участвует по контракту. После того как в 1995 году супруг уволен из коллектива в результате травли и скандалов с руководством, Наталия Игоревна помогает мужу в постановке спектаклей. Пара сотрудничает с российскими и зарубежными коллективами.

Фото, сохранившиеся после легендарных блестящих постановок, в которых участвовала звездная прима, концертные фильмы-спектакли с ее участием – сейчас это наследие и золотой фонд российского балета. Записи выхода на сцену стали наглядными уроками для сегодняшних студентов хореографических училищ. Воспоминания искусствоведов, критиков, коллег балерины собраны в иллюстрированном издании книги «Незабываемая. Наталия Бессмертнова», опубликованной в 2008 году.
Личная жизнь
С Большим театром оказалась связанной не только карьера балерины, но и личная жизнь. В 1968 году девушка выходит замуж за Юрия Григоровича, главного балетмейстера театра (с 1964 года). Несмотря на скептицизм завистников и окружения, пара прожила в любви и согласии более 40 лет. Только уход из жизни Наталии Игоревны разлучил супругов.

Григорович боготворил Наталию за талант, жизненную мудрость, изящество. Для мужа супруга оставалась другом, любимой, музой и соратником. Балетмейстер признавался, что ставит спектакли не для жены, а для великой балерины Бессмертновой.
После скандальной травли Григоровича в театре Наталия Игоревна лично привезла заявление мужа об увольнении руководству. Уход балетмейстера из коллектива вызвал забастовку сторонников среди коллег, отказавшихся выходить на сцену. Организатором посчитали Бессмертнову. Звезду театра уволили, но Наталия Игоревна с успехом оспорила решение в судебном порядке.

Решение о восстановлении прав артистка привезла в театр вместе с собственным заявлением об уходе. Бессмертнова покинула Большой, которому подарила больше 30 лет творческой биографии, с гордо поднятой головой.
До конца жизни женщина поддерживала творческие карьерные идеи любимого мужа, помогала в постановке и реализации спектаклей на сцене.

К сожалению, детей у супругов не появилось. Наталия Игоревна делилась, что не противилась полноценной семье, но сначала на рождение ребенка не оставалось времени, а потом не сложилось само собой. Заменил родного сына для четы племянник Михаил.
Современники вспоминали, что Бессмертнова не отличалась общительностью, а характер примы не называли легким. Однако коллеги уважали и ценили талант и трудолюбие звезды сцены. В обычной жизни Наталия Игоревна любила чтение книг, прогулки, обожала музыку и путешествия.
Смерть
Последние годы жизни оказались для танцовщицы наполненными болью. Долгое время врачи не могли поставить диагноз, а Бессмертнова в это время мучилась невыносимыми страданиями.

Виталий Вульф, будучи близким другом семьи, вспоминал: боль становилась настолько сильной, что жизнь казалась невыносимой даже для стойкой духом балерины. В больничную палату позволено было входить только племяннику Михаилу, сестре Татьяне и любимому мужу.
Несмотря на болезнь, звезда балетной сцены продолжала заботиться о делах и счастье супруга. Когда Григоровичу предложили рабочую командировку в Сеул, Бессмертнова настояла на необходимости поездки.

Как только супруг покинул страну, балерине стремительно стало хуже, 19 февраля 2008 года Наталия Игоревна скончалась. Официальной причиной смерти медики назвали рак, тяжелое заболевание почек. Супруг вылетел на родину первым же рейсом, узнав об ухудшении здоровья жены, но увидеть Наталию живой так и не успел.
Уже после похорон балерины, на церемонии поминания, генеральный директор театра зачитал приказ о восстановлении в должности Юрия Николаевича штатным хореографом.







