Без беды и добра не бывает недоброе слово что огнем жжет
Без беды и добра не бывает недоброе слово что огнем жжет
На всякого мудреца довольно простоты. Русские народные пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки – особый вид творчества русского народа. На протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение, они отшлифовывали свою выразительность и художественную силу.
В мудрых и образных изречениях народ отразил свое отношение к природе, труду, жизни, людям.
Обычно не проводится резкой границы между пословицей и близкой к ней разновидностью народных изречений – поговоркой. Попытка сформулировать отличие пословицы и поговорки была сделана Н.А. Добролюбовым, который пословицы определял как «правило народной мудрости в нескольких словах», а поговорки – «удачно схваченное изображение предмета, его характеристика, которая потом осталась за ним навсегда и прилагается к целому ряду однородных предметов… народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований».
Полнее всего творческие способности народа выявляются в его трудовых делах. В метких изречениях проявляются умение, мастерство, ловкость, искусность человеческих рук. В народе высоко ценили мастерство, с удовольствием относились к честному труду и с презрением – к тунеядству. На протяжении всей истории народ славил свой труд как главный источник жизни. Об этом говорят пословицы: «Без труда нет добра», «Труд кормит и одевает».
Труд формирует характеры людей. Народ создал много пословиц о чести, правде, вежливости, скромности, бережливости, опрятности. Пословицы помогали формироваться моральным и этическим качествам людей, семейным и общественным отношениям. В пословицах и поговорках выразилось отношение людей друг к другу, глубокий ум, мудрость, наблюдательность, сметливость, находчивость народа, его стремление к добру.
В сознании народа прочно живет особо уважительное отношение к слову, пословице, складной образной речи. Меткое слово «разит не в бровь, а в глаз». В пословицах и поговорках с особой силой сказалась выразительность русского языка. Пословица и поговорка – неотъемлемая часть живой народной речи, устного народного творчества.
Народ всегда ценил знатоков пословиц, мастеров метких высказываний, в которых присутствовали и широко распространенные пословицы, и придуманные самим мастером остроумные афоризмы.
Русская пословица создает образ, который не навязывает вывод, а сам наводит на заключение. Меткий образ в пословице оформлен в четкую сжатую форму.
Пословицы и поговорки, широко бытовавшие в народе, рано начали проникать в литературу. И наоборот – в основную массу народных по происхождению пословиц и поговорок вливались афоризмы книжного происхождения. В пословицы и поговорки превращались также наиболее меткие выражения из сказочной речи.
Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему особой выразительности, убедительности и простоты.
Пословица не на ветер молвится
Белый свет не околица, а пустая речь не пословица.
Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления (30 стр.)
17. Как вы понимаете следующие высказывания? Сформулируйте и запишите заключенные в этих изречениях правила общения, нормы речевого поведения в конфликтных ситуациях. Подготовьте краткое устное выступление по одному или нескольким из них.
– «Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста» (Т. Джефферсон).
– «Если человек не всегда владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями» (П. Буаст).
– «Сила не нуждается в ругательствах» (Ф.М Достоевский).
– «Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать» (Пифагор).
– «Из двух ссорящихся более виновен тот, кто умнее» (И. Гёте).
– «Другим прощай многое, себе ничего» (Публилий Сир).
– «Упрямство – вывеска дураков» (И.Б. Княжнин).
18. Вспомните и запишите народные пословицы о правилах речевого поведения в конфликтной ситуации. Какие из них, по-вашему, прежде всего необходимо помнить учителю?
Как вы понимаете смысл данных ниже пословиц? Подготовьте краткую речь, раскрывающую смысл одной или нескольких из них. Выпишите в тетрадь: а) близкие по значению пословицы; б) пословицы, иллюстрирующие содержание высказываний из предыдущего упражнения.
Без рассуждения не твори осуждения. Бритва скребет, а слово режет. В спорах да во вздорах жизни не бывает. Гнев – плохой советчик. Гневливое слово пороги не держат. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. Кроткое слово гнев побеждает. Жало остро, а язык острей того. За худые слова слетит и голова. Криком (бранью) изба не рубится. Недоброе слово что огонь жжет. Нелады да свары хуже пожара. Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. Не ножа бойся – языка. Не убьешь словом, да опозоришь. Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь. Рана от копья – на теле, рана от речей – в душе. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Спорить, спорь, а браниться грех. С людьми браниться никуда не годится. Ссора до добра не доводит.
♦ Образец выполнения последнего задания. А) Бритва скребет, а слово режет. Жало остро, а язык острей того. Недоброе слово что огонь жжет. Не ножа бойся – языка. Рана от копья – на теле, рана от речей – в душе. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Б) «Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать» (Пифагор). Гнев – плохой советчик (Народная мудрость).
ТЕМА 9
ОРУЖИЕ ВЕЖЛИВОСТИ
Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии
и вызывает вежливость.
Цель изучения темы: раскрыть теоретические основания и продемонстрировать практические возможности использования средств речевого этикета в целях предотвращения вербальной агрессии.
Задачи изучения темы:
– научиться использовать в речи жанры, оппозиционные, альтернативные высказываниям, в которых проявляется обидное общение (оскорбление – извинение; грубое требование – вежливая просьба; грубый отказ – вежливый отказ; враждебное замечание – вежливое выражение несогласия и т. п.);
– ознакомиться с понятием «эвфемизм» и научиться использовать эвфемизмы для смягчения и устранения грубости речи;
– развить умение косвенно выражать то или иное намерение в целях избежания грубости, бестактности, агрессивности речи (косвенные просьбы и отказы, упрек в форме сожаления, несогласие в форме сомнения и др.).
* Вспомните, что такое речевой этикет? Что дает нам умение быть культурными, учтивыми? Как способность корректно, тактично выражать свои мысли и чувства влияет на наши взаимоотношения с другими людьми? Можно ли с помощью этикетных средств предотвратить речевую агрессию?
Напомним, что слово «этикет» происходит от греческого слова «этика» (ethos – обычай, характер) – учение о морали, система норм нравственного поведения.
Речевой этикет устанавливает правила общения в самых различных, в том числе конфликтных, ситуациях. Тщательно разработанные ритуалы обращений, просьб, отказов, извинений имеют целью предотвратить вполне возможные недовольство, раздражение, несогласие адресата.
Согласно этологической теории агрессии (тема 1), этикет в современном обществе можно рассматривать как особую форму ритуала – набор стереотипных, стандартизированных действий, высказываний, которые употребляются при корректном, вежливом общении. По отношению к агрессии ритуал – это «смещенное действие, переориентация нападения, направляющие агрессию в безопасное русло» [21, С. 80].
Таким образом, этикет является одним из мощных защитных механизмов против агрессии, близких таковым в сообществе животных.
В своей известной книге «Агрессия (так называемое «зло»)» К. Лоренц иллюстрирует это примером ритуального натравливания у уток: крайне редко случается, чтобы селезень под влиянием натравливания самки действительно напал на указанного ею «врага». По мере нарастания возбуждения утка сама отворачивается от «врага» и в конце концов достает клювом собственный хвост. У уток натравливание означает просто-напросто брачное предложение.
Кроме того, одной из основных особенностей правил хорошего тона является обязательность их исполнения всеми участниками речевой ситуации. Можно вспомнить немало примеров, когда нарушение норм речевого этикета одним из участников общения (например, использование «ты» – обращения в официальной ситуации) ведет к разобщенности, нарушению гармонии речи.
Поэтому важность «хороших манер» заключается также и в том, что они способствуют объединению участников общения, достижению взаимопонимания и согласия (интегрирующая и регулирующая функции речевого этикета; ср.: «функция постоянного взаимного умиротворения» – К. Лоренц; значение «словесного поглаживания» – Н.И. Формановская).
Итак, важно помнить:
! Наша речь должна быть образцовой не только с точки зрения норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения.
Особенно это касается педагогического общения, речи учителя, воспитателя, родителей. Общение с детьми предполагает повышенную речевую ответственность и не допускает грубости, бестактности. Овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуникативной компетенции педагога.
Рассмотрим жанры и конкретные средства речевого этикета, направленные на предотвращение вербальной агрессии.
1. Извинение. Извиниться – значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своем неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым восстановить дружеские связи, вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта, проявления речевой агрессии.
Всегда ли мы просим прощения за грубость, бестактность? Вопрос почти риторический, поскольку очень часто наши ложные представления о достоинстве («просить прощения унизительно»), эгоистическое желание считать себя во всем и всегда правыми («все виноваты, кроме меня») приводят к тому, что извинение звучит в нашей речи гораздо реже, чем это необходимо.
Между тем можно сказать, что извинение «меняет знак» конфликтной ситуации – с отрицательного на положительный; оно определяет общую направленность, установку общения: от разобщения, отчуждения, враждебности коммуникантов – к примирению, единению, достижению согласия, восстановлению гармонии отношений.
Народная мудрость
– Всякая ссора красна мировою.
– Хоть на себя поступись, да помирись.
– Мириться никогда не поздно.
Уточняем, что глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление различается в зависимости от серьезности совершенного проступка. Так, «извините» говорят в ситуациях, когда речь идет о мелком проступке (например, вы случайно задели кого-то в общественном транспорте). «Простите» используется в случаях, когда речь идет о существенном проступке (например, вы тяжело оскорбили, публично осмеяли человека).
2. Очень часто речевая агрессия возникает как ответ на грубое требование, часто вызванное не желанием оскорбить адресата, а элементарным неумением сформулировать просьбу в вежливой, корректной форме. О том, какой должна быть вежливая просьба и чем она отличается от грубого требования, мы уже говорили (тема 4). Однако русский речевой этикет предполагает множество способов вежливого выражения просьбы.
Обращаем особое внимание на речевые возможности косвенного – непрямого, скрытого, опосредованного – выражения побуждения:
– форма вопроса («Не могли бы Вы…?»; «Почему бы вам не…?» и т. п.);
– употребление сослагательного наклонения (например, «Сходил бы ты в магазин»);
– использование намека – высказывания, значение которого понимается по догадке (например, «У нас нет хлеба…» = просьба сходить за хлебом).
3. Употребление обращений. Общеизвестно, что нарушение норм употребления обращений (например, употребление формы «ты» в официальной обстановке, при обращении к незнакомому или малознакомому, старшему по возрасту человеку) приводит к нарушению гармонии общения, провоцирует возражение, недовольство, протест собеседника. Между тем вежливое и уместное обращение является одним из основных этикетных способов демонстрации благожелательного, уважительного отношения к адресату.
В русском речевом этикете обращение «вы» принято в следующих ситуациях:
Значение и смысл пословицы «Недоброе слово больней огня жжет».
Пословицы и поговорки — важная часть отечественной и зарубежной языковой культуры. Они помогают нам в жизни и передают знания предков. Многие из них еще со времен Древней Руси учили людей быть честными, добрыми и отзывчивыми. Особенную актуальность эти слова приобрели сегодня, когда реальное общение между людьми становится проблемой. Многие уже не вдумываются в смысл, таящийся в этих словах, воспринимают поговорки как пережиток прошлого. А это может привести к потере ценностей и деградации общества.
Пословица «Недоброе слово больнее огня жжет» актуальна сегодня как никогда ранее. Абсолютно все люди могут высказывать свое мнение, особенно это касается общения в интернете. Скрывая лицо за различными картинками и не настоящими именами, люди перестают понимать насколько важно слово и то, как оно было сказано. Множество оскорблений, лжи и обидных шуток сейчас получают те, кто этого не заслужил. А эти люди под «никами» быстро забывают о том, что когда-то кому-то сказали. Отсюда — потеря значения слов и упрощение речи. Но ничто не может изменить одного — сознательно или бессознательно, на словах или на письме, мы можем обидеть человека.
Смысл этой поговорки заложен очень далеко до наших дней. Вспомним те же дуэли, которые назначали даже по незначительному поводу. И ведь в большинстве из них виноваты неправильные, не вовремя сказанные слова. Даже Пушкин, истинный слуга слова, погиб от него же. Его произведение — «Евгений Онегин», является ярчайшей иллюстрацией того, как слово способно повлиять на жизнь. Невольно брошенный Ленским вызов на дуэль привел к полной катастрофе, а в те времена — подсудному делу. Хотя ни он, ни Онегин не хотели, чтобы дуэль состоялась. Но никто из них не решился первым пойти на уступки и вовремя отменить дуэль. После этого остались несчастными сразу несколько человек, а ведь это произошло из-за одного резкого слова. Так часто происходит и в живом диалоге — мы пытаемся пошутить, а человек воспринимает все всерьез. Это может закончится ухудшением отношений, ссорой или вовсе прекращением всяких контактов.
«Недоброе слово больнее огня жжет» — один из примеров таких пословиц, но существуют и другие высказывания.
Речь — важнейшее качество человека, и от того, насколько оно уместно и продуманно, зависит многое. Сейчас это важно понимать как никогда. Ведь сегодня, в век интернета, слова стали играть еще большую роль в нашей жизни.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 24 августа 2020 г.
Значение пословицы «На добрый привет да добрый ответ»
Задание:
Объяснить значение нескольких пословиц. Рассказать, как вы понимаете эти пословицы.
Выполнение:
Запишем пословицы в тетрадь, устно объясним их значение.
Первая пословица:
На добрый привет дай добрый ответ.
Значение:
Нужно всегда быть приветливыми и если с вами здороваются, надо обязательно поздороваться в ответ.
Если вам говорят хорошие вещи, то и вы должны ответить что-то хорошее.
Надо быть приветливым, чтобы люди к вам тянулись, и вас уважали и любили.
Вторая пословица:
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Значение:
Когда люди поют вместе и слажено, то получается красивая песня. Это хорошо, и такая песня радует слух и дарит хорошее настроение.
Но если люди говорят все вместе, то получается лишь шум, в котором невозможно услышать соседа.
Поэтому петь можно и нужно вместе. А говорить надо по очереди, чтобы тебя услышали, и чтобы ты услышал.
Третья пословица:
Сначала подумай, потом скажи.
Значение:
Если говорить не думая, можно сказать глупость. Тогда над тобой станут смеяться. Это плохо.
Но если сперва подумать, то обязательно скажешь что-то умное. И тебя станут уважать, а к твоим словам начнут прислушиваться. Это хорошо.
Значит надо не спешить что-то говорить, а сперва обдумать свою мысль. И только потом высказать ее.
Недоброе слово больней огня жжёт
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Занятие кружка православного чтения
«Недоброе слово больней огня жжёт»
(о вреде школьных прозвищ и кличек)
Описание слайда:
Православие о Слове
Описание слайда:
Наше общение с ближними осуществляется более всего в словах и беседах с ними
Описание слайда:
Понимаем ли мы всю меру нашей ответственности перед Богом за произносимые слова?
Описание слайда:
Слово — это проводник, через который вливаются в душу не только мысли и образы, но и поток ощущений, переживаний, чувств и пожеланий
Описание слайда:
По существу употребление слова не отличается от дела — действия
Описание слайда:
Как пишет епископ Феофан Затворник: «Говоря, ты рождаешь слово. Ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобой на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя»
Описание слайда:
А митрополит Московский Филарет говорит: «Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить и убивать; и может быть умягчено, как елей, и тогда будет врачевать»
Описание слайда:
Описание слайда:
Вот мы говорим обидное, колкое или грубое слово ближнему и этим наполняем его душу горечью, обидой, досадой, раздражением
Описание слайда:
Вот универсальный совет архиепископа Иоанна об употреблении слова: «Хорошо ничего не говорить, чего нельзя было бы оставить навсегда в душе другого человека»
Описание слайда:
«Научи нас, Бог, дарить букеты,
состоящие из добрых, мудрых слов!»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Нобелевские премии
Основы слухоречевой реабилитации
Памяти павших будьте достойны
Экономика и государство 10 класс
Царскосельский пушкинский лицей (викторина)
Сечения. Правила выполнения
Откуда в нашем доме тепло?
Некоторые аспекты воспитания в семье
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5359740 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



