без христа жизнь пуста
Без Христа жизнь пуста
Ни к чему наша жизнь, если Бога в ней нет,
И в душе не горит жизни вечной рассвет,
Если в ней нет любви к Иисусу Христу,
Беспредел суеты нагоняет тоску,
Застилает глаза грешный серый туман, —
Это вовсе не жизнь, иллюзийный обман.
Лучше маленький дом и в нём скромный обед,
Чем обилия стол, только радости нет.
Вместо к Богу любви режет уши скандал,
Нам не трудно понять такой жизни финал.
Ни к чему эта жизнь, если мира в ней нет,
В дефиците любви не горит Божий свет.
Там командует всем ненасытная страсть,
Как богатство сберечь, удержать в руках власть.
Проживёт человек жизнь свою без Христа,
Оглянётся назад, — там одна пустота.
Поразмыслит над тем, для чего же он жил?
Ведь не нужно уже всё, чем он дорожил,
И друзей этих нет, с кем блудил и кутил,
Тело стало ветшать, когда брился, — забыл.
Рад бы песню запеть, да вот голос пропал,
Шевельнулся чуть-чуть и в бессильи упал.
Что-то стала тянуть, как магнитом, постель,
Даже выйти на стук оказалося лень.
А ведь это Христос постоянно стучит…
Почему до сих пор твоё сердце молчит?
Соберись хоть в конце, открой двери Ему,
Без Христа наша жизнь — пустота, ни к чему!
Воззови ко Христу пока жив, человек,
Он исполнит мечту быть счастливым вовек,
Он пошлёт в твоё сердце любви полноту.
Ну, зачем тебе, друг, пожинать пустоту?
«Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна»
Старец Софроний и его изречения
11 июля отошел ко Господу известный подвижник и духовный писатель старец Софроний (Сахаров). Почтим память старца, вспомнив его наставления.
Архимандрит Софроний родился в Москве, в православной купеческой семье, и прожил долгую жизнь, вместившую в себя почти весь XX век с его трагическими событиями, научными открытиями и техническими достижениями. Старец дожил почти до 97 лет и был горящим светильником для всех, кто встретился ему на жизненном пути.
Обер-офицер инженерных войск в Первую мировую войну и талантливый студент Академии художеств, он пережил два ареста ЧК и Лубянку, был успешным художником в Париже, а затем уехал на Афон. Подвизался в русском монастыре святого Пантелеимона, а потом и как отшельник на «страшной» Карулии – в суровом месте подвигов афонских аскетов. Жил в полной нищете, когда сокровищем становилась пустая консервная банка – из нее можно было пить воду.
В 1959 году старец основал монастырь святого Иоанна Предтечи в юрисдикции Константинопольского Патриархата в графстве Эссекс в Великобритании. Будучи настоятелем этого монастыря, он приобрел известность как выдающийся духовник, стяжавший дар духовного рассуждения. Тысячи людей из разных стран приезжали к нему за духовным советом. Было много случаев исцелений по молитвам старца и при его жизни, и после его смерти.
Почтим память старца, вспомнив его наставления.
Обстоятельства жизни
«В зависимости от того, как человек живет, складываются и внешние обстоятельства его жизни. Иногда по причине наших внутренних ошибок или, наоборот, исправлений изменяются к худшему или лучшему и внешние условия жизни…»
«Прежде чем совершить что-либо, нужно ждать, пока Господь даст на это силы. Например, если у нас есть желание уйти на Святую Гору, но нет сил на этот шаг, то, даже и исполнив его, мы не получим никакой пользы».
«Если Бог ожидает чего-либо от нас, то дает нам энергию, и благодать, и силу на совершение этого».
О семейной жизни
О выборе спутника жизни старец говорил: «Чтобы сделать выбор, необходима молитва. Чтобы сделать правильный выбор и для того, чтобы Бог дал подходящего человека, нужна сильная молитва».
«Благословение и молитва матери играет большую роль в жизни ребенка, поскольку обычно мать молится с болью. А молитва, творимая с болью, имеет особую силу».
«Великое значение имеет тот факт, если в ребенке течет кровь молящихся родителей и если мать молилась, когда ребенок был еще в утробе».
«Когда люди вступают в брак и Бог дарует им детей, они должны прославлять Бога. Если Бог не дает детей, они должны принять этот факт в мире и не удручаться».
Одна женщина спросила старца, каким молоком ей кормить свое дитя: своим или коровьим. Старец ответил: «Кто его родил: вы или корова?».
О пище
«Пища дает энергию телу. Мы нуждаемся в ней, чтобы трудиться и иметь силы для молитвы. У молящихся энергия пищи преобразуется в духовную энергию. У тех, кто молится немного, избыточная энергия пищи преобразуется в страсть и чревоугодие».
Общение с другими людьми
«Если кто искушается при общении с нами, предпочтительнее удаляться от таковых».
«Дерзость часто бывает пожигающим огнем. Поэтому требуется простота, а не дерзость».
«Если хочешь кого-нибудь погубить, скажи ему, что у него прекрасный голос или похвали его за какую-нибудь его добродетель».
«Даже совершенные претерпевают вред, когда слышат похвалу».
«Мы должны уважать свободу другого человека. То, что делается по принуждению, не пребудет ни во времени, ни в вечности».
Благодать Божия
«Когда к нам приходит благодать Божия, мы уже здесь живем в измерении вечности».
«Самое главное в духовной жизни – стремиться получить благодать Святого Духа. Она изменит нашу жизнь (прежде всего внутренне, а не внешне). Мы будем жить в том же доме, в той же обстановке и с теми же людьми, но жизнь наша будет уже другой. Но возможно это только при определенных условиях: если мы будем находить время молиться пламенно, со слезами на глазах. С утра просить благословения Божиего, чтобы молитвенный настрой определил весь наш день».
«Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна».
О молитве
«Мы сможем полюбить других через молитву о них. Чтобы понять, чем живет другой человек, следует молиться за него от всего сердца. Тогда мы сможем увидеть и его нужды, ища способ, как облегчить их».
«Помыслы, приходящие во время молитвы, выявляют самые сильные из одержащих нас страстей. Затем нам предлежит подвиг и решительная борьба за исцеление от сих страстей. Прежде всего для этого необходимо исповедаться духовному отцу и искать наставления. Так молитва обнаруживает страсти, а покаяние по благодати исцеляет их».
Один брат пожаловался старцу, что плохо понимает книги святых отцов. Старец ответил: «Когда мы читаем сочинение какого-нибудь святого отца, мы должны молиться этому святому отцу, чтобы понять его слово так, как понимал его сам автор».
Мир в сердце
«Лучше предпочесть малый духовный труд, но с миром в сердце, чем стремиться ко многому и потерять сердечный мир».
«Лучше быть духовно на уровень ниже, но с миром в душе, чем выше с треволнениями».
«Простые люди приходят в умиление от малого, и это придает им силу. Но они также жалуются и ропщут от пустяков и легко изматываются ими».
Многословие
«Святые отцы не искали многих слов. Получив единое духовное слово, они уходили в пустыню и жили многие годы, питаясь этим единым словом и стараясь исполнять его. Мы же говорим и слышим многие слова, но ничего не делаем, чтобы их исполнить. Многословие ослабляет духовно».
«Беседуя о вещах, не познанных лично и превосходящих наше разумение, мы воздвигаем перед собой непреодолимую преграду (стену), не позволяющую нам затем пережить это опытно».
Духовное рождение и смерть
«Духовное рождение человека сотрясает весь мир, подобно тому, как сотрясается всё вокруг, когда самолет преодолевает звуковой барьер».
«Человек, идущий к Богу, после упокоения и выхода из своей физической телесной оболочки, подобно запуску космического корабля, взлетит в мощнейшем порыве к Богу. Если человек постоянно стремится к Богу, то и по смерти он, как ракета, понесется к Богу».
«Увлеченная любовью к Богу, покинув тело, душа пойдет к Богу; или, обратное сему: оттолкнувшись от Бога, она двинется “во тьму внешнюю” – к нескончаемым терзаниям противоположного любви состояния».
«Читал я об одном несчастном случае на авиационном заводе. Один инженер испытывал работу одного реактивного мотора. Двигаясь кругом пущенной машины, он, по неосторожности, попал в поток воздуха, который захватил его и, оторвав от земли, понес в направлении мощного двигателя. Ассистент инженера, увидев эту сцену, немедленно остановил мотор. Подбежав к упавшему на пол коллеге, он нашел его мертвым.
Ищущий молитву тоже может быть захвачен ее стремлением и оказаться вырванным из этого мира. Возвратившись, он также бывает “мертв” для страстных интересов и материальных стяжаний: он не будет искать никакой карьеры; он не слишком печалится, будучи отвергаем, и не гордится хвалимый; он забывает о прошлом, не прилепляется к настоящему, не заботится о земном будущем. Новая жизнь, исполненная Света, открылась ему и в нем; детские развлечения, занимающие огромное число людей, перестают интересовать его».
Материал подготовила Ольга Рожнёва
Иллюстрации подготовил Антон Поспелов
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин 14:6)
«Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.» (Ин 11:25-26)
Ночью не спалось, говорил с Богом в молитве. Чем могу послужить Тебе? Чем могу прославить имя Твоё?
Чем отблагодарить Сына Твоего Единственного? Неужели нечем? Ведь всё Твоё!
И я пошёл в ванную комнату, чтобы не мешать Нине, сел на стульчик и написал эту песню Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. (хотя не поэт и не писатель, и не знаю, как это делается)
Всё суета сует,
Если в Христа веры нет.
С верой в Христа и умрём,
В Нём воскресение найдём.
Лишь в Христе
Душа обретает покой.
Лишь в Христе
Прощаю тебе, дорогой.
Владимир Пеннер, 18.08.2017
P.S.: Подобрал на аккордеоне мелодию (хотя нет у меня музыкального слуха и нет желания положить её на ноты). Получилась радостная песня, в ритме вальса (Нине понравилось).
И представилось мне восхищение (вознесение ) Церкви ко Христу перед Его Вторым пришествием! Как верующие радостно поднимаются в воздухе навстречу к Господу нашему и Спасителю, кружась в вальсе под эту песню!
1-е Фессалоникийцам, глава 4:
13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
Получилось прямо как в Библии написано:
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
Без христа жизнь пуста
ПРАВОСЛАВНЫЕ † | 2021 год от РХ запись закреплена
Без Христа жизнь пуста
Ни к чему наша жизнь, если Бога в ней нет,
И в душе не горит жизни вечной рассвет,
Если в ней нет любви к Иисусу Христу,
Беспредел суеты нагоняет тоску,
Застилает глаза грешный серый туман, —
Это вовсе не жизнь, иллюзорный обман.
Лучше маленький дом и скромный обед,
Чем обилия стол, только радости нет.
Вместо слов о любви режет уши скандал,
Нам не трудно понять какой будет финал.
Ни к чему эта жизнь, если мира в ней нет,
В дефиците любви не горит Божий свет.
Там командует всем ненасытная страсть,
Как богатство сберечь, удержать в руках власть.
Проживёт человек жизнь свою без Христа,
Оглянётся назад, — там одна пустота.
Поразмыслит над тем, для чего же он жил?
Ведь не нужно уже всё, чем он дорожил,
И друзей этих нет, с кем блудил и кутил,
Тело стало ветшать, когда брился, — забыл.
Рад бы песню запеть, да вот голос пропал,
Шевельнулся чуть-чуть и в бессилии упал.
Что-то стала тянуть, как магнитом, постель,
Даже выйти на стук оказалося лень.
А ведь это Христос постоянно стучит…
Почему до сих пор твоё сердце молчит?
Соберись хоть в конце, открой двери Ему,
Без Христа наша жизнь — пустота, ни к чему!
Воззови ко Христу пока жив, человек,
Он исполнит мечту быть счастливым вовек,
Он пошлёт в твоё сердце любви полноту.
Ну, зачем тебе, друг, идти в пустоту?
Можно ли быть счастливым без Христа
Не найдя Бога, мы не найдем покоя
Когда я беседую с детьми в школе, я вижу, что некоторые, на кого оказал влияние дух нашей эпохи, не понимают Христова послания, далеки от духа православного учения. Один из них сказал мне:
– Неужели ли то, о чем вы говорите, можно пережить только в Церкви? Неужели только там мы можем быть счастливы? Только рядом со Христом можем быть радостны? Только если создадим христианскую семью, можем стоять твердо на ногах и быть спокойными, видеть цель и смысл своей жизни, иметь мир? Не бывает ли это и как-нибудь иначе? Неужели нет другого пути? Неужели все мы, остальные, обречены?
И тут начинаются разные философии: каждый говорит то, о чем слышал или читал, во что он верит, что себе представляет.
Вопрос сейчас не в том, чтобы возражать им, чтобы кричать, переубеждая, потому что в конце концов понимаешь, что речь тут вовсе не идет об аргументах. Аргументы-то есть, просто ум молодого человека очень сильно использует воображение, он слишком много имеет дело с самовнушением, с самоуверенным желанием попробовать себя: «Я сам это попробую и достигну этого другим способом! Я не хочу делать того, что ты мне говоришь!»
Если вникнуть в это настроение, то мы увидим, что оно – проявление эгоизма, потому что утверждает: «Я докажу, что я был прав!» Знаете, что я отвечаю в таких случаях? «Мне нечего ответить». И часто это мое бессилие, это незнание, эта моя нищета мне даже нравятся. Ну, мне просто нечего сказать. Я не хочу казаться умным, изрекая мудрые вещи, а хочу сделать нечто совершенно правильное – не говорить. Это верно. Мне нечего тебе сказать. Но кое-что я тебе всё же сказать могу.
Если ты действительно думаешь, что вдали от Христа можешь создать хорошую семью, жить счастливо, спокойно, прочно, то, когда пройдет лет 10–15 и ты уже вырастешь, когда что-нибудь действительно сделаешь в жизни, добьешься успеха, создашь семью, наверное, и у тебя будет профессия, тогда найди меня вместе со своей женой и детьми, если я еще буду жив, и скажите мне:
– А вот и мы. Это моя жена, а это мои дети! Ты помнишь, когда-то говорил мне, что только рядом со Христом я буду счастлив? А я совершенно счастлив вдали от Христа! Вот моя жена, это моя первая жена, вот мои дети, и мы так привязаны друг к другу, так радостны, и я ощущаю такой заряд спокойствия и счастья, что и описать тебе не могу!
Я хочу увидеть тогда твое лицо, чтобы убедиться в этом, чтобы меня убедили твоя радость и счастье. Потому что сейчас, в школе, всё это несерьезно: мы говорим афоризмами, говорим какие-то пустые слова, и каждый считает себя умным. У всех разные мнения, разные теории. «Я верю в это», – «А у меня другое мнение. Я читал другие книги, в которых изложены другие философии», – «А я вообще атеист и не верю ни во что!»
В жизни есть ситуации, когда испытывается, верно ли то, во что ты веришь
Но в жизни есть некоторые ситуации, некоторые обстоятельства, в которых испытывается, верно ли то, во что ты веришь, или нет. Пока это всё звучит красиво. Но когда наступит час болезни, температуры, доходящей до 40–41 градуса, когда наступит час отделения интенсивной терапии, когда наступит час страшного землетрясения в твоей жизни – экзистенциального, психологического, экономического землетрясения, какой-нибудь кризис, что бы то ни было, что-нибудь неприятное, что всего тебя потрясает, – только тогда ты увидишь, имеет ли то, во что ты верил, что исповедовал, о чем тебе говорили или ты сам думал, имеет ли это силу жизни, непобедимой жизни, которая ничем не может быть сокрушена.
А не так, чтобы мы развивали теории, хорошенько набив себе желудок и чувствуя себя прекрасно. Тогда легко философствовать и говорить, к примеру: «Бога нет, ничего нет! Эй, люди! Ешьте и пейте! Что вы морочите себе голову?» Нет, ты пойди скажи кому-нибудь в отделении интенсивной терапии, что Бога нет! Ему куда труднее будет это внушить. Ему куда труднее будет согласиться с этим.
В час болезни наступает момент истины для человека. Когда у нас всё было хорошо, мы не были настоящими. То, что я делаю сейчас, – это не момент истины в моей жизни. Сейчас я говорю. Сейчас я в не своем истинном «я». Это я, но не в той степени, в какой я могу быть собой в конкретной ситуации. То есть в какой-нибудь ссоре, разговоре с другим человеком, в практическом сотрудничестве. Ты понимаешь, что я имею в виду? На деле, а не в теории. Сейчас я просто говорю. Но то, о чем я говорю, еще нужно испытать в конкретных событиях.
То есть кто-нибудь может мне сказать:
– Я живу без Бога, и жизнь у меня очень счастливая!
Хорошо. А когда через пять дней окажется, что у него угнали машину или умерла мать (я привожу крайние примеры, чтобы видно было, чего стоят эти слова), пусть тогда он скажет мне:
– В то, во что я верил, я и сейчас продолжаю верить! Это не пустые теории, я ощущаю их силу! Хоть мой ребенок и умер, но то, во что я верю, укрепляет меня и делает меня сильным. Я всё выдерживаю и шагаю вперед по жизни!
Потому что на словах я сам делаю это первый – говорю. Мы говорим одни слова. Однако когда наступает час искушения, испытания, вот тогда и возникает вопрос, тогда и обнаруживается, какие мы есть и во что мы верим.
Я сказал ученикам, с которыми мы беседовали:
– В жизни вы на деле увидите, можете ли быть счастливы без Христа! Если можете, то будьте! Я не подкарауливаю, спрятавшись за углом, когда вы упадете, чтобы злорадствовать! Для меня радость не в том, чтобы вы потерпели неудачу и чтобы я тогда прижал вас к стенке и торжествующе сказал: «Ага, ну что, видали? Я был прав! Я победил! Вот еще один упал и потерпел неудачу! А всё потому, что вы меня не слушали!»
Я согласен, я видел за границей, и в некоторых местах в Греции, и вообще на свете много хороших семей, спокойных, тихих, благородных, с хорошими манерами. Но я же и не говорил, что все остальные – какие-то людоеды, не сказал, что они тебя съедят, но когда они такие? Когда у них есть деньги и они благоденствуют, когда они здоровы и смеются. Всё у них идет хорошо, и они выдерживают это. Однако я не видел, чтобы нагрянуло то землетрясение, о котором я говорил, и они бы выдержали. Когда начнется землетрясение, эти благородные, приличные и т.д. люди, которыми мы сегодня восхищаемся, куда-то деваются. Потому что их счастье длится только до сих пор, а там оно исчезает, всё!
У нас всё в порядке, когда есть деньги в банке. Всё в порядке, когда мы здоровы. Но когда я услышу, что я в опасности, что мое здоровье пошатнулось и начинаются болезни, химиотерапии, больницы, – у каждого своя проблема, и у тебя она своя, – вот тогда ты говоришь: «Да где же всё то, во что я верил, где та сила, о которой я говорил, что она у меня есть? Куда это всё подевалось?» Его не стало.
– Я хочу спросить тебя кое о чем, – сказал мне один человек, – как ты считаешь, если я женюсь, а у меня нет никакой связи с Богом, смогу ли я быть счастлив?
Хорошо, может, ты преисполнен благородства, уважаешь свою жену, она тебя уважает, вы живете хорошо. Я не сказал и не молюсь, чтобы с тобой случилось несчастье.
– А тогда в чем проблема? – возразишь ты мне.
Как ты можешь выдержать мысль о том, что твой любимый однажды умрет?
Ты возразишь мне, что это будет нескоро. Как нескоро? Ты, слушающий меня, сейчас молод, но рядом с тобой есть люди, которые слушают те же слова и как раз проходят через это. Они качают головой и говорят:
– Да, она действительно умерла! Я потерял ее! Конец приближается!
Ты молод, ты радуешься и говоришь, что будущее у тебя впереди! Но другой видит, что в этих отношениях, которые начинаются без Христа, у вас на пути стоит черный всадник, который машет тебе своим черным платком и говорит:
– Ну что, здравствуй! Иди сюда! Вот и ты ко мне идешь, и вы оба ко мне идете!
– Мы будем вместе еще сколько?
То есть 80, 90, 100 лет. Да, но мое сердце жаждет вечной любви, хочет вечной нежности, хочет вечного понимания.
Мы не радуемся, когда другие терпят неудачу. Неудача просто подтверждает то, что сказанное Христом – истина, а не миф. Так же как и то, что то, о чем мир говорит и чем впечатляет, – просто какие-то формы, ароматы плодов, которые затем сгнивают, истлевают, погибают. То, о чем ты говоришь, – это теории, а то, о чем говорю я, – это жизненный опыт, который я наблюдаю на исповеди сотен людей, супругов, которые приходят и просят о помощи. Мы собираем осколки отношений людей, далеких от Христа.
Однако не будем говорить истину лишь наполовину, потому что кто-нибудь возразит: «То есть неужели близ Христа всё совершенно?»
Слушай, я вот что предлагаю. Давай посмотрим, как началась вся эта история. Нам было бы хорошо заглянуть в начало, в самое начало мира, когда Бог полагал начало человеческим взаимоотношениям. Чтобы посмотреть, где кроется проблема. Другими словами, брак проходит через некий кризис, некую проблему. Где же эта проблема?
Сразу скажу, чтобы тебя не запутывать: проблема всех проблем одна. «Так просто? – возразишь ты. – Ты не будешь перечислять мне: одна, две, три?» Нет. Она одна. Это очень просто. Я не такой велеречивый и не могу говорить тебе высоким слогом, однако я так думаю, потому что считаю, что Сам Бог не хочет нас запутывать при решении наших проблем.
Проблема одна – мы не впускаем Бога в свою жизнь
Проблема одна, а именно – мы не впускаем Бога в свою жизнь. Отсюда и начинается всё. Таков первый кризис человека в его отношениях с Богом, и только потом приходят все прочие кризисы: цивилизационный кризис, экологический кризис, экономический кризис, кризис человеческих взаимоотношений, кризис профессии. Отсюда начинается всё. Я так думаю. А ты не согласен? Всё остальное, о чем мы говорим, – это второстепенные проблемы, симптомы.
Например, что раньше: простуда или нос, из которого течет? Однако ты жалуешься: «У меня течет из носа». Проблема, однако, не в том, что у тебя течет из носа. У тебя течет из носа потому, что в твоем организме есть микробы, вирусы и т.д. А сморкаешься и говоришь: «Вот это проблема, да!» И в доказательство показываешь мне носовой платок. А я говорю тебе: не в этом проблема! Не в этом проблема, она начинается в другом месте. Поэтому давай посмотрим, как всё началось, то есть что вошло в нашу жизнь, отравило ее, а вместе с ней отравило и всё остальное: наши взаимоотношения, природу…
Проблема одна – если мы помиримся с Богом, всё остальное встанет на свои места. То есть уравновешенный человек повсюду таков, как и неуравновешенный человек тоже повсюду таков. Приведу тебе пример: не может кто-нибудь утверждать, что совершенно счастлив в семье, дома, и в то же время не беречь природу, окружающую среду и поджигать, красть и уничтожать. Так не бывает. Здоровый, действительно здоровый, настоящий человек всюду таков, он не бывает настоящим отчасти. Он не может в одной сфере жизни быть хорошим, а в другой плохим. Ты всюду будешь хорошим или всюду плохим. Жизнь взаимосвязана. Всё едино и связано между собой.
Мы читаем в Священном Писании, что Бог создал Адама и дал ему жену, чтобы он возлюбил ее, влюбился в нее, чтобы жил счастливой семейной жизнью. Чтобы ощутил то, что ощущает Святая Троица, – экстатичную любовь, потому что святые говорят, что Сам Бог есть Любовь. В Святой Троице есть любовь, одно Лицо сильно любит другие Лица: Отец – Сына и Святого Духа, Сын – Отца и Святого Духа, Святой Дух – Отца и Сына. Эта великая, экстатично движимая любовь Святой Троицы вышла и излилась в мир, и Бог создал существа, которым Святая Троица радуется. Эта атмосфера любви, единства, тепла, превосходного чувства благодарности, Евхаристии, чтобы это могли почувствовать и Божии творения.
Бог создал Адама, чтобы он познал славу Божию и радовался. Бог – это самое желанное, всё самое лучшее, чего ты можешь пожелать, порыв твоей души. Порыв – это то, чего ты сильно желаешь, к чему тянется твоя душа. Это и есть цель сотворения мира: чтобы человек соединился со своим Творцом и возлюбил Его, чтобы укрепился в своей связи с Ним. Поэтому Бог говорит: «“И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему” (Быт. 2: 18), чтобы они укрепляли друг друга, чтобы помогали друг другу и самое главное – чтобы помогали друг другу прийти ко Мне!»
Не забывай об этом. Бог создал человека, но не для того, чтобы он жил один, а чтобы связал себя с Богом и жил в связи с Ним. Ева была создана, чтобы соединиться с Адамом, и они уже вместе и дружно, тепло, рука об руку, с нежностью и любовью пришли бы к Богу. «Я даю тебе дар, чтобы ты взял его, использовал, благодаря этому дару помнил обо Мне и был связан с даром, но и со Мной тоже, дающим его тебе. Я не нуждаюсь в том, чтобы ты обо Мне помнил, – говорит Бог, – Меня это не затрагивает, со Мной ничего не будет. Однако тебе это повредит».
Понимаешь, насколько это серьезно? Бог делает тебе подарок – создает Еву, отдает ее Адаму в дар и говорит:
– Адам, Я всецелая красота мира! Я всецелая любовь мира, вселенной. Я первая любовь всего, Я всё. И Я, Который есть всё, создаю одно творение, одну миллионную часть Моей красоты, славы, величия и благости – Еву и отдаю тебе это маленькое творение.
Это прежде бесчисленных прочих творений, которые создал Бог, прежде бесчисленных мужчин и женщин и т.д. Красота одной женщины количественно намного меньше красоты всех женщин, взятых вместе, так же как и красота всех этих женщин количественно намного меньше, чем красота Бога, концентрирующего в Себе всю красоту всего. Ты понимаешь это?
Итак, Бог дает тебе Еву, чтобы ты мог через ее красоту понять красоту своего Творца. У Него она взяла свою красоту, благодать, притягательность, тепло и очарование. А откуда она взяла их? Сама нашла? Но она же – прах. А у праха есть ли такие свойства? У Бога, Которого она отражает, Ева берет всю красоту и дарит ее Адаму. Бог словно говорит ему: «Адам, чтобы ты помнил обо Мне, я ставлю рядом с тобой Еву, чтобы она напоминала тебе обо Мне!»
А как Бог создал Еву? Из ребра Адама – Он навел на Адама сон, чтобы он ничего не понял, и взял часть его ребра и создал Еву. «Почему, – спрашивает святитель Иоанн Златоуст, – Бог взял часть ребра? Потому что ребро расположено близко к сердцу. Бог создает Еву из ребра Адама, чтобы она была близко к его сердцу и чтобы он согревал ее: жена хочет от мужа тепла и нежности. Бог создает Еву из ребра Адама, потому что ребро расположено близко к плечам, которые означают силу, надежность, опору». Жена хочет чувствовать в своем супруге эту надежность и опору, чувствовать, что он ее укрепляет, что есть кто-то, с кем она может поделиться, кому выскажет свои проблемы, мучения и получит поддержку и силу.
Жена чувствует ненадежность своего положения и хочет, чтобы Адам ее утешал. Поэтому я спросил одного молодого человека:
– Почему вы поругались с девушкой, с которой собираетесь помолвиться?
– Потому что она написала мне очень мало sms-ок в этот день.
– А сколько она написала тебе сегодня?
– И тебе их недостаточно?
– А сколько же ты хочешь?
– Чтобы она постоянно мне писала, чтобы она говорила мне, где находится, что делает, с кем она, с кем разговаривает. Чтобы она показывала мне, что постоянно думает обо мне!
– Но зачем же так много?
– Чтобы… я не знаю, я хочу чувствовать, что она постоянно думает обо мне, хочу чувствовать, что она постоянно меня любит.
– Хорошо, но разве ты не знаешь, что она любит тебя постоянно?
– Знаю, но я хочу видеть и чувствовать это!
Вот об этой неуверенности я и говорю, об этой постоянной любви, ненасытной жажде полноты, но со стороны одного человека.
Может быть и обратное – чтобы девушка искала полноту в одном мужчине. Может ли он писать по 500 sms-ок в день, чтобы ты порадовалась, ты, которая опять же не будешь радоваться?
Бог дал тебе этот дар, этого человека, чтобы ты понял, насколько важен Податель дара, Сам Бог
А знаешь почему? Не потому, что ты или он – плохие, и он не может сделать того, чего хочешь от него ты. А потому что, если бы он это и сделал, ты не обрадуешься, потому что то, чего ты ищешь в ваших отношениях, – абсолютно, а абсолютное не существует в даре, который создал Бог. Дар – это вот этот человек. Бог дал тебе этот дар, чтобы заставить тебя задуматься и понять, насколько важен Тот, Кто сделал тебе этот дар, – Сам Бог. В Нем ты найдешь полноту счастья, укрепления и насыщения твоей души. Чтобы душа твоя насытилась, чтобы ты была совершенно счастлива.











