Без им что значит в институте
Если нельзя, но очень хочется. Как безнаказанно пропускать занятия в колледже или вузе
Вы знаете человека, который ни разу не прогуливал в универе? Мы – нет. Пропуски могут быть и по уважительной причине, но без соответствующего документа. Напоминаем варианты отмазок и рассказываем, как не попасть под отчисление.

Вольных студентов не бывает
В народе считается, что только в школе ребят заставляют посещать все уроки ничего не понимающие в приоритетах молодежи родители и злые педагоги, а среднее и тем более высшее учебное заведение – оно для взрослых серьезных людей, «там за вами никто бегать не будет» и, соответственно, прогулы никого не волнуют. Это не совсем так.
Бывают, конечно, идейные и вредные учителя, которые принципиально не входят в положение своих студентов и обижаются даже за прогул одной пары. Но таких меньшинство.
Большинство относятся с пониманием: в институтах и универах учатся такие же взрослые люди, многие из которых вынуждены работать, чтобы прокормиться, могут приболеть, но не вызвать врача, а просто денек отлежаться, в конце концов, прогуливают, потому что предмет неинтересный, и будь воля педагога, он бы и сам с удовольствием не приходил.
Подобными слабостями студенты, конечно, вовсю пользуются.
Официально, чтобы следить за посещаемостью, знать, кто и почему не пришел, какие у группы проблемы, существует куратор – аналог классного руководителя в школе. Он, в отличие от других педагогов, получает доплаты за информированность о каждом вверенном студенте: где тот, почему не пришел, куда может отлучиться. Но:
Поэтому в вузах обычно не так строго, как в школах, относятся к непосещаемости лекций.
Это на практике. По документам все гораздо сложнее.

Гладко было на бумаге. Три совета прогульщикам
У каждого учебного заведения есть регламент, с которым должен быть ознакомлен любой учащийся. Как правило, там четко расписано, что является причиной отчисления, какие санкции могут последовать за систематическую неявку без уважительной причины.
Поэтому – совет первый. Студент, не наглей! Старайся хотя бы иногда приходить на пары, чтобы тебя не записали в злостные прогульщики (к таковым, как правило, относят тех, кто не приходил систематически, прогуливал не менее 30 % учебного времени). А если отсутствовал, потрудись и побегай потом за учителями:
Должно прокатить. И никаких санкций, тем более отчисления не будет.
Совет второй. Узнай, как относятся к прогулам именно в твоем учебном заведении. Поговори со старшекурсниками. Они точно в курсе, какой препод вообще не заполняет журнал с явками, а значит, прогулять будет легко, а какой обижается и ставит прогул, даже если ученик опоздал на 2 минуты.
Совет третий. Считаются только непосещения без уважительной причины. Значит, сделай так, чтобы прогулы были уважительными.
Требую объяснений!
Если администрация вуза не собирается закрывать глаза на прогул студента, придется писать объяснительную. Можно подсуетиться и сработать на опережение, т. е. быстренько сдать в учебную часть свое объяснение и с чистой совестью отправляться на лекции. Преподаватель скажет: «Ага! Почему тебя не было»? А ты ему – козырь: «Объяснительная в учебной части». Теоретически написать там можно все, что угодно: спасал планету от инопланетян, отстреливал крокодилов, переводил бабушек через дорогу, пока не кончились бабушки. Объяснительная для вуза не регулируется трудовым кодексом, как в случае с работодателем. Но наглеть все же не нужно. Пусть лучше это будет вызывающая понимание ситуация: плохо себя почувствовал и решил отлежаться, если бы стало совсем плохо, вызвал бы врача, а так получшело и пошел на лекции (в эпоху коронавируса – актуально, говорит о заботе об окружающих), работал, потому что не на что жить, помогал хворающим родственникам… Очень желательно, чтобы к объяснительной были приложены какие-нибудь подтверждения (копии справок о болезни тети или соседки, ссылка на новость об аномальной транспортной пробке, из-за которой невозможно было попасть на занятия, или официальный опубликованный комментарий РЖД, почему поезд задержался более чем на полчаса, а вместе с ним и студент и т. п.

Про фотошоп и левые фотки с мест происшествия еще подсказывать? В конце концов, вузу главное – наличие документа, пусть и сомнительного. Но все-таки прогуливать плохо. Всегда помни об этом.
Как обойти процедуру идентификации личности студента в Синергии и других дистанционных ВУЗах
Вопросы, касающиеся обхода процедуры идентификации личности студентов в системе дистанционного обучения Мегакампус, функционирующей на базе университета Синергия, а также других аналогичных систем, волнуют большое количество учащихся. Попробуем разобраться, есть ли вероятность обмануть систему и обойти строгое выполнение всех идентификационных требований.
В этой статье не пойдет речь о способах обмана системы, просто постараемся разобраться, как происходит сама процедура идентификации, и как можно использовать некоторые ее особенности, а также осветим вопросы защиты своих персональных данных.
Системы дистанционного обучения постоянно усовершенствуются. Изменения иногда становятся приятными, временами значительно усложняют жизнь студентов, но всегда наступают неожиданно. Например, одним из самых неприятных изменений сдачи сессии в Синергии стало введение обязательного прохождения процедуры идентификации личности учащегося с использованием онлайн камеры, встроенной в мобильное устройство или компьютер. То есть для сдачи экзамена, прохождения итогового теста или выполнения другого задания необходимо пройти идентификацию личности путем запуска специального скрипта, который можно найти в личном кабинете. Программа подключится к вашей камере и сделает фотографию сидящего перед экраном человека, после чего проводит сверку полученного кадра с имеющимся в базе данных фотографическим снимком. Только после получения подтверждения о сходстве доступ к заданию может быть разблокирован.
Но не всегда у студента бывает возможность и желание делать фотографию прямо сейчас. У кого-то может просто отсутствовать веб-камера, некоторые не хотят фотографироваться по своим личным причинам. Учащимся предлагаются и альтернативные способы идентификации, можно связаться со своим куратором, пройти ряд бюрократических процедур, однако, время на это есть не у всех.
Самое главное правило – не пытайтесь обмануть систему и провести старую фотографию, это действие будет распознано, и наказание последует незамедлительно. Попробуйте пройти первую идентификацию в стандартном режиме, а для выполнения остальных тестов просто отключите веб-камеру. Или перед началом процедуры отметьте веб-камеру как недействующую в списке действующих устройств и запустите процесс. Есть и другие методы прохождения тестов без демонстрации своего присутствия, по ним вы можете проконсультироваться у специалистов, работающих на портале «Все Сдал!». Просто создайте задание и опишите проблему.
Как я в Синергии учусь
По поводу предметов: тут все как и в обычно ВУЗе: фундаментальные они и в Африке фундаментальные, а вот те дисциплины, которые относятся к профильным я условно разделил на две категории: унылые и интересные. В унылых уныло все: учебные материалы изложены плохо, больше похожи на тренинги, сам материал может быть неактуальным (например могут рассказывать про socket A и разъем ISA). Такие дисциплины я как правило бегло просматриваю и отвечаю на тест с гуглом и поиском по конспектам. Как правило, если не сильно заморачиваться, можно спокойно отвечать на 65-70 баллов. На тройку вполне достаточно. В интересных все наоборот. Учебный курс содержит большое количество материала, практические задания и т.п. По ним даже интересно делать конспект и практические задания. Соответственно, к сдаче теста тут можно подойти более ответственно.
Раньше была возможность оплаты обучения банковской картой прямо из личного кабинета, но сейчас она куда-то пропала, несмотря на заверения сотрудников деканата, что такая возможность все её есть.
Теоретический, должны быть вебинары с преподавателями, однако за пол-года мой учебы ниодного подобног мероприятия не было.
В общем, неплохой вариант для тех, кому нужно образование. Радует хороший баланс между ценой, качеством и затраченным временем. Те знания, которые действительно нужны и интересны можно получить в полном объеме. Думаю, если сильно постараться, можно добиться и вебинара с преподавателями. В следующем семестре буду стараться перевестись непосредственно в Синергию, посмотрим что из этого выйдет.
Словарь абитуриента: основные понятия и термины для поступающих
При подготовке к поступлению в вуз абитуриенты встречают много терминов, которые не всегда понятны. Мы собрали список основных понятий и дали им расшифровку. Читайте и запоминайте.
Разберитесь в терминах, которые нужны для поступления
О зачислении
Контрольные цифры приема (КЦП) – количество мест в вузе, на которые будут принимать абитуриентов. Устанавливаются цифры бюджетных и платных мест по каждому направлению на разные формы обучения.
КЦП можно найти на сайте вуза
Источник: Фото: https://pk.mipt.ru/bachelor/2018_places/
Волна первая – первый этап зачисления, в который заполняются 80 % бюджетных мест вуза. Проходят абитуриенты, которые набрали наибольшее количество баллов и вовремя принесли оригиналы документов. 1 августа завершается прием оригиналов и заявлений о согласии на зачисление. 3 августа публикуются списки поступивших.
Волна вторая – второй этап зачисления, в который заполняются оставшиеся 20 % бюджетных мест. Формируется он из абитуриентов из рейтингового списка. Последний день приема оригиналов документов и заявлений о согласии на зачисление – 6 августа. Приказ публикуется 8 августа.
*Все даты указаны для 2018 года поступления.
На примере НИУ ВШЭ можно увидеть процесс зачисления в разных волнах
Фото: Презентация ДвФУ
Целевой прием – абитуриенты поступают в вуз по направлению от организации, в которой должны отработать после окончания обучения установленный договором срок. Обучение производится за счет будущего работодателя.
Квота – предоставление льгот при поступлении на бюджет определенным категориям абитуриентов: инвалидам, сиротам, ветеранам боевых действий. Квота должна составлять не менее 10 % от общего количества бюджетных мест. Таким абитуриентам нужно пройти вступительные испытания и набрать минимальное количество баллов.
О экзаменах
БВИ – поступление в вуз Без Вступительных Испытаний. Таким правом могут воспользоваться победители и призеры некоторых видов олимпиад: Всероссийской и перечневых I категории.
ДВИ (Дополнительные вступительные испытания) – экзамены или творческие конкурсы, которые проводят вузы. Чаще всего сдавать их требуется для поступления на творческие специальности (дизайн, мода, журналистика и т. д.). Также некоторые топовые вузы страны могут провести ДВИ по профильным предметам. Связано это с высоким уровнем конкурса и большим спросом среди абитуриентов.
Внутренние испытания – экзамены по профильным предметам, которые проводят вузы вместо ЕГЭ для некоторых категорий абитуриентов: лиц с инвалидностью, иностранных граждан, крымчан, выпускников колледжей и техникумов, лиц, получивших образование в иностранном учебном учреждении.
Вступительные испытания – для поступления нужно сдать ЕГЭ по профильным предметам и пройти ДВИ в вузе.
Топовые вузы страны проводят ДВИ
Индивидуальные достижения – достижения абитуриента, за которые вуз начисляет дополнительные баллы. Максимальное их количество – 10.
Проходной балл – количество баллов последнего зачисленного в прошлом году. В разные года цифра меняется. По проходному баллу можно понять престижность вуза.
О деньгах
Обучение за счет средств федерального бюджета – студент не платит за обучение, имеет право на получение стипендии. Для этого нужно поступить на бюджетное отделение.
С полным возмещением средств (внебюджет) – студент платит за обучения сам на основании договора, заключенного с вузом.
О ступенях образования
Среднее профессиональное образование (СПО) – это образование, полученное в среднем специальном учебном заведении (ССУЗ): колледже или техникуме.
Бакалавриат – первая ступень высшего образования. Оно дает общую базовую подготовку по выбранному направлению. Обучение происходит по ускоренной программе – 4 года. Некоторые программы сжать не удалось, поэтому они остались в формате специалитета.
Прикладной бакалавриат – программа обучения, в которой сделан особый акцент на практике и получением студентов прикладных профессиональных навыков. Большое внимание уделяется производственной практике. После прикладного бакалавриата выпускник максимально готов к трудовой деятельности.
Специалитет – система непрерывного высшего образования в вузе. Обучение длится 5 или 6 лет. По итогам студент получает диплом специалиста и может занимать исполнительские и руководящие должности.
Магистратура – вторая ступень высшего образования после бакалавриата или специалитета. Обучение предполагает более глубокое погружение в выбранную специальность. Длится оно – 2 года. По окончании выдается диплом магистра, который дает более широкие возможности в трудоустройстве по сравнению со степенью бакалавра.
Аспирантура – ступень послевузовского образования, которая нацелена на подготовку научных сотрудников высшей категории. Срок обучения – 3 года. После успешной защиты диссертации аспиранту присваивают звание кандидата наук.
Ординатура – форма повышения квалификации выпускника медицинского вуза, которая дает врачу право вести врачебную деятельность. Срок обучения 2 года.
Докторантура – вторая ступень послевузовского образования, которая следует за аспирантурой. Срок обучения – 3 года. После присваивается научная степень доктора наук.
Об обучении
Образовательная программа – уникальный учебный план со своими дисциплинами, который обеспечивают получение знаний по профессии.
Образовательные программы можно выбрать по желаемому направлению подготовки
Форма обучения – способ организации учебного процесса. Есть несколько видов:
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.



















