без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни
Без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни
Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.
2) Без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни.
3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.
4) Человек велик да прекрасен да полон мечты.
5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.
В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных челах предложения.
1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.
1) На вольном просторе блеск и движение грохот и гром. Простое предложение.
2) Без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни. Простое предложение.
3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя. Сложное предложение.
4) Человек велик да прекрасен да полон мечты. Простое предложение.
5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию. Простое предложение.
2. Определим постановку запятых в сложных предложениях.
Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не имеют общий второстепенный член.
3. Определим постановку запятых в простых предложениях.
Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).
1) На вольном просторе блеск и движение грохот и гром. Простое предложение с однородными членами, соединенными попарно союзами И (блеск и движение, грохот и гром) ОДНА запятая.
2) Без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни. Однородные дополнения, соединенные сложным союзом (ни тепла, ни радости, ни жизни) – ДВЕ запятые.
4) Человек велик да прекрасен да полон мечты. Однородные сказуемые, соединены союзами ДА. (велик, да прекрасен, да полон мечты) – ДВЕ запятые.
5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию. Однородные сказуемые и однородные подлежащие соединены союзами И (художники скульпторы; объединились и создали) – Запятые не нужны.
4. Выписываем цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В ответ записываем цифрами без пробелов и запятых, в любом порядке.
И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых варианта Вариант 14
Представлен вариант работы для подготовки учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых варианта Вариант 14»
Прочитайте текст и выполните задания 1- 3
(1 )Сверхпроводники используют для создания устройств, которые технически невозможно или экономически невыгодно изготавливать с применением традиционных проводниковых материалов — меди и алюминия. (2) мощные магнитные системы для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующие ограничители тока, медицинские томографы, спектрометры высокого разрешения, образцы перспективной военной техники, поезда, на магнитной подушке созданы с применением сверхпроводящих материалов. (3)Устройства, изготовленные с использованием сверхпроводящих материалов, характеризуются значительно меньшими размерами и массой.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Для создания таких устройств, которые невозможно или невыгодно изготавливать с использованием обычных проводников, применяют сверхпроводники, помогающие сделать эти устройства более компактными и лёгкими.
При создании мощных магнитных систем для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующих ограничителей тока, медицинских томографов, спектрометров высокого разрешения, образцов перспективной военной техники, поездов на магнитной подушке иногда используют сверхпроводящие металлы.
Для создания сооружений, которые нецелесообразно возводить с применением лишь традиционных проводниковых материалов — меди и алюминия, используют также сверхпроводники.
Сверхпроводники используют при создании устройств, изготовление которых из обычных проводников невозможно или экономически невыгодно, причём применение сверхпроводников делает устройства менее объёмными и тяжёлыми.
Для изготовления таких устройств, которые должны обладать небольшим объёмом и массой при разнообразии выполняемых ими функций, используют проводники.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Несмотря на это, Тем не менее
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАССА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Совокупность чего-нибудь, а также что-нибудь большое, сосредоточенное в одном месте. Воздушные массы. Тёмная м. здания.
Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства. Единица массы.
Тестообразное бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м. (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная м. чугуна.
Множество, большое количество кого-чего-нибудь. У меня м. времени. Тратить массу сил.
мн. Широкие слои трудящегося населения. Воля масс. Оторваться от масс (утратить связь с народом).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Требуется принятие не ПОПУЛИСТСКИХ, а экономически оправданных решений.
Её ЦАРСТВЕННЫЙ вид внушал доверие и располагал к серьёзному разговору о будущей России.
Координационному совету необходимо было ИЗБРАТЬ председателя и утвердить новый состав исполкома.
Многоэтажный КАМЕННЫЙ дом был украшен лепниной.
Некоторые коллеги в течение долгих лет поддерживали ДРУЖНЫЕ отношения.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ТЫСЯЧА девятисотом году зимние МЕСЯЦА
ПРОПОЛОЩИ бельё ШЕСТЬЮСТАМИ солдатами
прошли наиболее УСПЕШНО
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
1)В апрельских номерах журнала «Нового мира» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
Б) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
2)Фруктоза — это одно из веществ, получаемая из ягод и фруктов.
нарушение в построении предложения
3)Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню Георгия Победоносца.
Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
4)Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.
Д) неправильное употребление
5)Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.
6)Этот камерный зал, использующийся сейчас преимущественно в учебных целях, до ноября 2007 года назывался Белым залом.
7) Все, кто побывал в Долине гейзеров, понимает, почему её считают одним из чудес света.
8)Художественная речь, которая принципиально отличается от официально-деловой и научной, по ряду признаков сближается с публицистической.
9) Первыми, кто пришёл на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
солом..нка обид..лись усидч..вый настра..вать привередл.. вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мы с приятелем встречались (НЕ)РЕДКО, а почти каждый день.
Избавляйтесь от привычки бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца.
Мы дошли до финала, но наша цель (НЕ)ДОСТИГНУТА.
(НЕ)ЗАВЕРШЁННАЯ игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.
Река была далеко (НЕ)ШИРОКОЙ, всего около десяти метров.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЧТО(БЫ) поправить здоровье, можно смело отправляться на Алтай, (ПО)ЭТОМУ скорее покупайте путёвку.
Одно и ТО(ЖЕ) слово может означать совершенно разное, ПОТОМУ(ЧТО) существует явление омонимии.
СКОЛЬКО(БЫ) ни рассуждали критики, многие произведения искусства (НА)ВСЕГДА останутся загадкой для человечества.
Вам необходимо (ПО)ПРЕЖНЕМУ предоставлять отчёт (В)ВИДЕ презентации.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснять смысл сна Раскольникова, но (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что перед нами добрый и милосердный человек.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Романтичность свойстве(1)а всему. Романтическая настрое(2)ость не позволяет человеку быть лживым, невежестве(3)ым, трусливым и жестоким. В романтике заключе(4)а облагораживающая сила.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.
Без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни.
Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.
Человек велик да прекрасен да полон мечты.
Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Побывав во многих странах мира (1) Юрий Гагарин посетил (2) пострадавшую от атомной бомбы (3) Японию (4) радушно встретившую прославленного космонавта.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Звенит хрусталь И действует на чувства,
Мы входим в зал Без всякого искусства,
А здесь искусством (4)
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Здесь всё было по-старому (1) и (2) если кому-то вдруг становилось грустно (3) то это лишь потому (4) что с этим местом у всех было связано много воспоминаний.
() Когда-то давно меня задел один разговор, случайный летний разговор на берегу моря.
Я уже не помню точно фраз, но спорили о том, кто Сальери для Пушкина.
(З)Противник, злодей, которого он ненавидит, или же это воплощение иного отношения к искусству? (4)Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку? (5)А что если для Пушкина Моцарт и Сальери — это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал?
От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности.
Злодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно. (8)Злодейством был фашистский мотоциклист. (9)В блестящей чёрной коже, в чёрном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному просёлку. (10)Мы лежали в кювете. (11)Перед нами были тёплые желтеющие поля, синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня, и оттуда нёсся грохочущий чёрный мотоцикл. (12)Винтовка дрожала в моих руках. (13)Разумеется, я не думал ни о Пушкине, ни о Сальери.
Могут ли гении совершать злодейства? (16)Может ли злодей-убийца Сальери оставаться гением? (17)Оттого, что он отравитель, разве музыка его стала хуже?
Что же, злодейство доказывает, что Сальери не гений?
Для Пушкина гений сохраняет творческую крылатость души. (20)Гений — не столько степень таланта, сколько свойство его — некое нравственное начало, добрый дух.
(21)Слово «гений» ныне обычно связано с великими изобретениями, открытиями. (22)Конечно, в законе относительности нет ничего ни нравственного, ни безнравственного. (23)Наверное, тут следует разделить: открытие может быть гениальным, но гений — не только открытие. (24)В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. (25)Моцарт восторгается всем хорошим, что есть у Сальери. (26)Гений Моцарта исключителен: он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно изливается абсолютным совершенством.
(27)Проще всего было бы объяснить ненависть завистью, о которой твердит сам Сальери. (28)Но разве Сальери — лишь завистник? (29)Он смолоду признаёт чужой гений, он учится у великих, преклоняется перед ними. (ЗО)Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь.
Может ли человек стать гением?
Достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? (ЗЗ)Сальери считал, что — да, может.
Молодость Сальери, зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремлённая, в каком-то смысле идеальная прямая. (35)Таким мне представлялся идеал учёного. (Зб)Настойчивость и ясное понимание, чего ты хочешь. (37)Сальери одержим. (38)Но идея у него особая — стать творцом. (ЗЭ)Способность творить ему не была дана, он добывал её, вырабатывал.
Это не слепой бунт, это восстание Разума, вернее, Расчёта. (41)В наше время, задавшись такой целью, он мог бы стать выдающимся кибернетиком.
Но и композитором он стал выдающимся. (43)Музыка его нашла признание. (44)Сам Моцарт твердит в счастливые минуты один из его мотивов.
Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери? (46)Грань тут неуловимая.
Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия, не слышен окружающим.
Для них и Моцарт, и Сальери одинаковы: оба всем своим существом чувствуют силу гармонии, оба жрецы прекрасного, избранные служить своему делу.
До той минуты, как Моцарт поднял стакан с ядом, оба — и Моцарт, и Сальери — были равноправные сыновья гармонии.
(54)Сущность открывается и самому Сальери. (55)Вместе с ядом начинает действовать логическая схема: гений для Моцарта не может быть злодеем, а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то, следовательно, он имеет право судить, и, значит, Сальери не гений.
(бб)Нравственное начало становится пробой гения. (57)И человечество отбирает для себя лишь тех, кто несёт это нравственное начало.
Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться. (59)Остаётся злодейство, но торжествует гений.
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский советский писатель, общественный деятель.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Случайно подслушанный разговор об отношении Пушкина к Сальери заставил рассказчика задуматься над главным вопросом: может ли гений совершить злодейство?
Сальери, наделённый от рождения способностью творить, в молодости хотел стать учёным.
Моцарт и Сальери были равноправны в служении искусству до той поры, пока Сальери не решился на убийство Моцарта.
Сальери считал, что можно трудом и разумом достичь божественного дара.
Сальери убийством Моцарта доказал, что трудолюбивый человек может стать гением.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
Предложения 9, 11 содержат элементы описания.
Предложение 25 подтверждает суждение, высказанное в предложении 24.
Предложения 29, 30 содержат повествование.
Предложение 41 противопоставлено по содержанию предложению 40.
Предложения 46-48 содержат рассуждение.
22. Из предложений 49-53 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди предложений 11-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и притяжательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
24. «Предмет беседы с читателем, связанный с искусством, позволяет автору широко
использовать средства выразительности, например троп — (А) („божественные
созвучия“ в предложении 47, „тёмную сущность » в предложении 52), лексическое
с читателем давно волновавшую его проблему, Д. А. Гранин использует приёмы:
(В) (предложения 31-33, 45, 46) и (Г) (в предложениях 26, 59),
который помогает автору быть особенно убедительным».
вопросно-ответная форма изложения
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Выделите грамматические основы, обозначьте союзы.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
1) Под облаками заливая воздух серебряными звуками дрожали жаворонки а над зеленеющими пашнями солидно и чинно взмахивая крыльями носились грачи.
2) Листва не шевелилась на деревьях кричали цикады и однообразный глухой шум моря доносившийся снизу говорил о покое.
3) Даль была видна как днём но уже её нежная лиловая окраска затушёванная вечерней мглой пропала и вся степь пряталась во мгле.
4) Из-за гряды песчаных бугров слева от них появилась луна обливая море серебряным блеском. Большая кроткая она медленно плыла вверх по глубокому своду неба яркий блеск звёзд бледнел и таял в её ровном мечтательном свете.
5) Вёсла дружно упали в волны и баркас рванулся вперёд в широкую равнину озарённой воды.
6) По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и ласково укрощая её злые порывы родит в ней могучие мечты.
7.Его охватил холодный резкий ветер и обдало водяной пылью.
8.Он услыхал характерный вой ветра в снастях и рангоуте увидал бушующий седой океан и мысли его мгновенно приняли другое направление — морское.
9. Платье на нем было самое жалкое сапоги дырявые и старая матросская шапка надетая по старой привычке на затылок была какого-то выл. нявшего вида.
10. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымкой и хорошо берет осторожная рыба плотва.
Задание 16. Расставьте знаки препинания.Укажите два предложения, в которых нужно поставить — ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1.1) Этой зимой было мало снега и трещали жестокие морозы.
2) Заросли кончились и перед нами раскинулись зыбучие пески.
3) Не смывается эта краска ни водой ни мыльным раствором ни керосином.
4) Кусок дерева или камень или металл будили его воображение и служили материалом для поделок.
5) Девушку охватила если не досада то явное неудовольствие собой.
2. 1) Эта деревня располагается в покрытой оврагами и непроходимыми еловыми и сосновыми лесами местности.
3) Ветер закручивал листья в осеннюю карусель да закидывал их в окна домов.
4) Сквозь цветы и листы и ветки виднелись полуразрушенные стены.
5) Со всех сторон прибывали любопытные люди и каждому хотелось взглянуть на маленького героя своими глазами.
3. 1) В жизни поэта нового времени В. К. Тредиаковского были голод унижения побои и насмешки.
2) Интеллектуальное и духовное развитие поэтов золотого века базировалось как на идеологии французских просветителей так и на традициях русской литературы XVIII века.
3) В осенние вечера приятнее всего было читать трогательные романы Диккенса или перелистывать журналы за прошлые годы.
4) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и находили то ящик от масляных красок то сломанный веер то большую книгу с красивыми иллюстрациями.
5) Видала я удальцов да ты удалей и краше их лицом.
4. 1) На красноватый фон обожжённой глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их лаком,
2) Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса.
3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов.
4) Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким.
5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.
5. 1) Жанр элегии предполагает рассуждения о жизни и смерти воспоминания о былом грусть о быстротечном счастье.
2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.
3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользает из комнаты.
4) Дружинник надеялся на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.
5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.
6. 1) В чаще всю ночь кричали коростели или какие-то другие птицы,
2) Мой юный спутник был в обыкновенном костюме стареньком шерстяном свитере полотняной рубашке.
3) Я бы давно преподнёс ей подарок да всё не решаюсь.
4) Вдали перед нами пестрели и цвели луга и поля.
5) В XVI веке в Венеции запретили весь колёсный транспорт и с тех пор лодки стали единственным доступным средством передвижения горожан.
7. 1) В уютной избе тикало несколько ходиков и висели две старинные картины неизвестного итальянского мастера.
2) Хочу с высоты птичьего полёта увидеть горы и леса и реки.
3) Но ни усталость ни скука ни на минуту не смогли согнать с лица Ильи Ильича мягкость.
4) К отличительным особенностям рыбы-капли можно отнести отсутствие плавательного пузыря мускулатуры а также студенистое строение тела*
5) Творчество М. В. Ломоносова стало определяющим как для русского классицизма так и для всей последующей русской литературы.
8. 1) Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега.
2) В окне видны голое дерево да угол дома да лохматая серая собачонка.
3) Луна светила из круглой пушистой дыры в облаке и из-за этого казалась своим собственным отражением в несуществующей проруби.
4) Попробовал подняться самостоятельно да не смог.
5) В Ницце температура зимой и летом не поднималась выше 25 градусов и не опускалась ниже 15 градусов.
9. 1) В каждом человеке есть сила и слабость мужество и страх твёрдость и сомнение.
2) Прозрачные русалки остановили свой хоровод над рекою и замахали Маргарите и над пустынным зеленоватым берегом прозвучали их приветствия.
3) Клейкой рыбьей чешуёй осыпаны деревянные пристани и камни мостовой и синие воды залива.
4) В настоящее время газодобывающая компания располагает как развитой инфраструктурой так и бесценным опытом для организации промышленного освоения месторождений газа.
5) Мы шли к морю и вскоре оказались на каменистом выступе над пропастью.
10. 1) Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.
2) Какая-то сила вздёрнула Маргариту и поставила перед зеркалом и в волосах у неё блеснул королевский алмаз.
3) За полное скорби и гражданского негодования стихотворение «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ.
4) Художники рисовали карандашом и пером маслом и акварелью.
5) В жизни много бед горестей и печалей и преодолеть их порой бывает непросто.
11. 1) Лес замолкает и в зареве пылающего костра он кажется волшебно-призрачным.
2) А. С. Пушкин не боялся разговорных слов и выражений и смело вводил их в поэзию,
3) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий но и в области быта и уклада.
4) Работа его успокаивала проясняла голову и за работой незаметно прошло два часа*
5) В нашей поэзии есть и раздумье и грусть и горечь разлук и печаль неосуществлённых
12. 1) Вдалеке виднелась небольшая деревушка из шести или семи дворов,
2) Утром за окном ярко светило солнце и щебетали птицы.
3) По дороге на турбазу мы увидели следы зайца и вели они на пашню,
4) Около дома цветут душистая сирень да дикая вишня и закрывают наши окна от прямых солнечных лучей.
5) Ветер то затихал то начинал бушевать с новой силой.
2) После просмотра той или иной картины все с живейшим интересом и совершенно серьёзно расспрашивали меня о битве трёх богатырей или о чудесном спасении царевны.
3) Поддержка русскому языку нужна как в России так и за ее пределами.
4) За окнами вагона виднелись бескрайние степи и вишнёвые сады и деревеньки на горизонте.
5) Взошёл месяц и на тёмную землю лёг серебряный покров света.
14. 1) На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.
2) Без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни.
3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.
4) Человек велик и прекрасен и полон стремлений.
5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.
15. 1) Не так давно Поля не только виделась но и беседовала с отцом да вот обстоятельств встречи припомнить уже не могла.
2) Ребёнку шёл четвёртый год и он по своему возрасту был хорошо развит.
3) При появлении посторонних людей Кусака убегала в сад или пряталась под террасой.
4) Каждый день и каждая ночь приносили в один из трёхсот домов хутора свои большие и малые радости и печали.
5) После тихой лесной полутьмы по-иному воспринимались и поникшие большие колокольчики и цветы дикой гвоздики на липких смолистых стеблях.
16. 1) Во время опасности или волнения сердце сжимается либо начинает учащённо биться.
2) Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?
3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.
4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.
5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.
17. 1) А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик.
2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток.
3) Только слышится вой ветра в снастях да тихий гул моря.
4) Правды боится человек с нечистой совестью или трус.
5) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.
18. 1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.
19. 1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.
3) Море неумолкаемо шумит да плещет.
4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.
5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.
20. 1) Огонь костра то разгорается то угасает.
2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
3) Задумайте любое число и увеличьте его на три.
4) Про воду ветер туманы и мели можно многое рассказать.
5) Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел на реку на холмы да на виноградники.