без природы невозможна жизнь людей
Почему человек не может жить без природы
Время существования человека по сравнению с продолжительностью существования планеты ничтожно мало. Миллиарды лет на Земле зарождалась жизнь, развивалась и эволюционировала в разные формы, и не было ничего, что хотя бы отдаленно напоминало человеческую особь. За это время планета накопила огромные запасы ресурсов, многие из которых хранились миллиарды лет, оставаясь невостребованными, поскольку использовать их было некому.
В наши дни население планеты составляет около семи миллиардов человек, многие же виды животных и растений безвозвратно исчезли. Соотношение человеческого вида и остального животного мира меняется, и виной уменьшения численности животных и растений является именно человек. К примеру, в эпоху зарождения человечества люди убивали животных лишь с целью выживания (утолить голод и потребность в тепле), как и другие представителям животного мира. Но по мере развития человека и появления общества изменились и взаимоотношения человека с природой и ее ресурсами. Люди перестали быть естественным элементом в круговороте веществ в природе, постепенно превратившись в активных потребителей, зачастую, неблагодарных и эгоистичных.
В результате увеличения населения и связанного с этим возрастания потребления природных ресурсов, их запасы стремительно тают, теперь уже редкие звери исчезают бесповоротно, лес вырубается незаконно и не восстанавливается. Жадность и жажда прибыли ведут к исчезновению видов и нецелесообразному использованию природных запасов.
Человек не может жить без природы, ведь он сам ее часть, он сам – природа. И, разрушая природу, он разрушает самого себя.
Тайны жизни. Уничтожая природу,человек уничтожит себя!
Как много людей считают себя любителями природы и значительную часть свободного времени стараются проводить подальше от городской суеты! После отпуска или выходных дней, надышавшись свежим воздухом, хорошо накупавшись и набравшись сил, мы возвращаемся домой с новыми впечатлениями. Любовь к природе облагораживает человека, делает его добрее и чище, если только это настоящая любовь.
В чём же заключается наша любовь? Взаимна ли она? Как мы относимся к тому, что любим?
Любовь к природе ребёнка
Маленький человечек, развиваясь, познает мир. Изначально в детях живет потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на земле.
Учим любить малое
Важно, чтобы ребенок понимал: даже самое маленькое существо достойно жизни. Пусть воспитание любви к природе начнется с насекомых. Годовалые малыши активно познают мир, и их внимание привлекают яркие бабочки, жучки, муравьи. Ребенку все хочется пощупать, испытать на прочность. Он еще не понимает хрупкости окружающих его существ, поэтому нужно учить его бережно относиться даже к букашке.
Объясняйте малышу, что когда он сжимает в руке жука, то делает насекомому больно, больше рассказывайте ребенку о мире насекомых, рассматривайте картинки в книжках. И ваши усилия постепенно начнут давать благодатные всходы. Спасайте со своим ребенком божьих коровок, жучков. Пусть малыш уберет насекомое с дороги, где его могут раздавить, или достанет букашку из лужи. Похвалите маленького спасателя. Ведь он сделал хорошее, доброе дело.
Кошки и собаки – лучшие друзья
Очень часто домашние питомцы становятся любимцами малышей. Они прекрасно воспитывают юных исследователей большого мира. Игры с кошками или собаками учат ребенка бережно относиться к животным, сопереживать. Нередко можно увидеть, как маленькие дети разговаривают с «меньшими братьями». Ведь для них такое общение – полезнее и лучше любых игрушек. И его не заменишь ничем.
Не испытывайте чувство страха, что с вашим ребенком что-то не так, когда он пытается поднять котенка за хвост или пальцем тыкает собаке в глаз. Это происходит не потому, что малыш жесток. Просто дети так познают мир, им все нужно потрогать, провести маленький эксперимент. Ребенок еще не понимает, что животные испытывают боль так же, как и люди. И ваша задача – объяснить это. Расскажите, что животные хрупки, им можно причинить боль или вред. Не оставляйте малыша наедине с животным, всегда контролируйте процесс общения, чтобы всегда можно было подкорректировать действия ребенка. Ваше совместное времяпровождение – еще один вклад в воспитание любви к природе.
Больше рассказывайте ребенку о повадках и привычках животных, чтобы малыш знал особенности маленьких питомцев, учился любить и понимать их. Привлекайте малыша к уходу за котиком или собачкой. Конечно, не сразу к ребенку придет привычка ухаживать или кормить любимца. Но постепенно доброжелательность с вашей стороны и теплота принесут результаты. У ребенка начнет вырабатываться ответственность и любовь.
Зеленые друзья
Наряду с животными прививайте любовь к растениям. Пусть малыш помогает ухаживать за комнатными цветами. Это тоже часть природы, которая учит любви и душевной красоте.Пусть малыш поливает «свой» цветок. Позвольте ему посадить росточек или семя и наблюдать, как постепенно растёт «его» растение. Ведь воспитание любви к природе закладывается в мелочах, которые чуть позже подарят вам доброго, неравнодушного человечка, любящего окружающий его мир.
Для примера рассмотрим пару ситуаций, которые неоднократно наблюдал почти каждый из нас. Вот компания молодых людей с большими рюкзаками и свёртками собралась, как сейчас нередко выражаются, «оттянуться» на природе. С собой прихвачены мощный музыкальный центр и столько горячительных напитков, что хватило бы на роту солдат. Как «отдохнут» они и что принесут своему окружению — догадаться нетрудно. Вот где-нибудь на берегу реки или озера они разбили палатки, развели костёр. «Ну и что в этом плохого?» — спросите вы. Пока вроде ничего, хотя… Костёр почему-то сложен не на полянке, а прямо посреди кустов и деревьев. О том, что дым и жар от костра будут вредны для растений, даже и говорить не стоит — ещё, чего доброго, на смех подымут.
А музыка? Почему бы не послушать плеск воды, шум деревьев, щебетанье птиц? Разве не за этим, в конце концов, удаляемся мы из города? Нет, грохочущая музыка заполнила всё вокруг, и страдают не только барабанные перепонки молодых людей (которые полагают, что отдыхают) — страдает природа. Большинство из нас лишь для красного словца говорят, что природа живая. А ведь это действительно так! Вся природа населена живыми, сознательными сущностями, которых мы, отдалившись за многие тысячелетия от неё, разучились видеть и слышать. Да что там, мы вообще не ведаем об их существовании. Они для нас лишь «литература», образы, пришедшие из мифов и сказаний, и это в лучшем случае. Вот для таких сущностей подобный грохот — самая настоящая мука, они страдают, и это сказывается на цветах и деревьях, животных и птицах.
И не только от шума страдает природа. Не секрет, что большинство людей курят. Курево отравляет организм человека, а для «сущностных», обитающих в лесах, где благодаря относительному отдалению от цивилизации всё значительно чище, чем в городе, эта гадость особенно мучительна. Разве это любовь?! А какую «благодарность» шлют нам за нашу отъявленную бессовестность верные слуги Творца и Господа, ухаживающие за природой, видно невооружённым глазом. Пересохшие реки и озёра, загубленные деревья, исчезающие виды животных и многое другое за последние десятилетия почти неузнаваемо изменили даже видимый мир планеты, о тонком мире и говорить нечего. Какая уж тут «взаимность»! Не заслуживаем мы её!
…И вот в таком угаре пролетели два дня, пора возвращаться. Вокруг остались обломанные и пожухлые от дыма кусты и горы мусора. Надо бы взять мусор с собой и выбросить в специальный контейнер, но это никому в голову не приходит. Зачем? Ведь они сюда больше возвращаться не собираются, других мест хватает, Россия большая. А прочие пусть сами о себе заботятся. Печально, если не сказать — трагично…
Всё возвращается на круги своя, всё, что мы сами себе уготовили, согласно великому Закону Взаимодействия, который иногда называют «Законом Сева и Жатвы». Неважно, что мы не знаем о существовании всеобщих и совершеннейших Законов Мироздания, наше незнание не освобождает нас от ответственности. Так не лучше ли каждому из нас, пока не поздно, уже сейчас попытаться посмотреть на себя со стороны и начать что-то делать?
Давайте всё-таки любить, ценить и уважать Мать-Природу, ведь это наш, в котором мы с вами живём! Давайте не будем бездумно бросать мусор куда и где попало (даже талончики от проезда или бумажку от мороженого)! Думайте! Делайте! Учите себя и других порядку и чистоте! Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
Природа как простое чудо,
Нельзя понять и разгадать. То одевает стужи шубу,
То расплавляет в прах асфальт.
Дождь в зной безудержно желанен,
Трепещут быстрые ручьи.
Души порывы умиротворяет
И очищает мысли от скверны.
Мечты уходят в бесконечность.
Следы запутаны в тени.
Природа открывает вечность,
Для тех, кто в мыслях чист своих.
Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей?
Окружающий мир. 3-й класс. Задание Учебника: «
Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей?» Докажи.
Примеры того, что жизнь людей без природы невозможна.
Человек не может выжил без вода, а вода это природа.
Человеку нужно чем-то дышать, воздух это тоже природа.
И вообще как ни крути все, что нас окружает природа и сам человек тоже часть природы.
На уроке окружающего мира в третьем классе ученикам предлагается ответить на вопрос:
Ответить на этот вопрос можно следующими словами.
Природа окружает нас повсюду. Если оглянуться вокруг, то можно увидеть как она разнообразна и прекрасна. Как известно, природа бывает живой и неживой, но и та и другая нужна человека для полноценной жизни. Мы пьем воду, выращиваем овощи и фрукты, чтобы потом употреблять их в пищу, мы греемся под теплым солнышком и дышим чистым воздухом, который вырабатывают растения. Природа вокруг нас и для нас. Мы являемся частью мира природы и живем только благодаря ему. Поэтому очень важно охранять природу, беречь ее от загрязнения, помогать восстанавливаться ей после пожаров, хранить и ценить то, что мы имеем, ведь от этого зависит не только наша жизнь и жизнь будущих поколений.
Если бы природы не было- не было бы самого человека. Все на планете создано для жизни человека. Природа нам дала ноги- что бы ходить, уши- что бы слушать, глаза- что бы видеть. Кровь, кости, мышцы, что есть в человеке- не были бы, если бы не было природы.
Но как видно они очень красивые и отличаются от других уток. И главное их отличие, это то что они могут жить на деревьях.
Когда-то очень давно, люди на земле не знали, что такое полезные ископаемые, и ходили одетые в шкуры и с дубинками. В таком виде люди прожили очень много лет, и только сравнительно недавно они поняли, что настоящее сокровище скрывается у них прямо под ногами, в земле, по которой они ходят.
Сперва они узнали что такое уголь, потом научились добывать медь, железо. Чем больше люди узнавали о свойствах полезных ископаемых, тем быстрее двигался научный и технический прогресс.
И сейчас мы не можем представить себе хозяйственную жизнь людей без использования полезных ископаемых.
Руды дают нам металлы, уголь служит нам топливом, газ обогревает дома, нефть двигает наши автомобили, алюминий позволил людям взлететь в воздух, кремний подарил нам компьютеры. Применение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности многогранно.
Лена используется, как источник питьевой воды, для судоходства и для рыбалки. На дне Лены очень много затонувших судов. Появляются нефтяные пятна в период судоходства.
Природоохранные меры заключаются в том, чтобы:
Эту удивительную реку нужно обязательно сберечь, восстановить экологию!
Этим объектом может быть и муравей, и облака, и водопад, и горы, и ветер. Перечислить их просто невозможно. Разные объекты природы изучают разные науки, это и география, и физика, и биология, и многие другие.
Объекты природы могут быть живы и неживые. К живым относятся растения и многочисленные представители животного мира, начиная от простейших форм и кончая человеком.
Окружение же, остающееся неизменным (конечно за большой промежуток времени оно может измениться по разным причинам) относится к неживым объектам природы.
Окр. мир 3 кл. Как доказать, что без природы невозможна жизнь человека?
Какие примеры можно привести?
Природа включает в себя как горы, реки, моря, оканы, леса, так и животный мир.
Первобытный человек питался исключительно мясом.
Поэтому без мяса человек бы не прожил, а мясо это живая природа то есть овцы, коровы, птица.
И это пища человека без которой он бы не прожил.
Аналогично и вода, без воды человек не смог бы прожить и неделю. А вода это первостепенное что нужно человеку и она является частью нашей с вами природы.
Составим диалог с вежливыми словами к рисунку №1. На нем изображен мальчик, который нечаянно разбил цветок.
— Коля, что случилось с цветком?
— Это я его уронил, мама, извини пожалуйста.
— Как такое могло произойти?
— Я нечаянно задел его локтем.
На рисунке №2 мы видим, что двое ребят прощаются с девочкой, которая уезжает на поезде.
— Счастливого пути, Настя!
— До свидания, ребята!
— Мы будем тебя ждать!
— Я скоро вернусь, не скучайте!
На рисунке №3 мы видим, что мальчик пропускает девочку.
— Здравствуй, Настя! Рад тебя видеть!
На рисунке №4 мы видим мальчика, который нашел очки.
— Бабушка, смотри, что я нашел!
— Твои очки, бабушка, они были под диваном.
— Больше спасибо, внучек! Я никак не могла их найти.
На следующем рисунке №5 изображен папа девочки, который вернулся домой.
— Здравствуй, Ира! Я уже вернулся!
— Здравствуй, папа! Я сильно скучала!
На рисунке №6 изображены две девочки, одна из которых передает другой книгу.
— Здравствуй, Наташа! Спасибо тебе за книгу, которую ты мне одолжила!
— Пожалуйста! Не стоит благодарности.
Сцена, показанная на этой картинке мне живо напомнила сцену разграбления стола в романе «Золотой теленок», когда голодные корреспонденты накинулись на все что было, не дожидаясь окончания сервировки.
Вот и здесь девочка-именинница только несет торт, а гости уже едят и делают это довольно бесцеремонно.
Кто-то тянется через весь стол за пирожным, кто-то разговаривает с набитым ртом, кто-то пьет из чашки, позабыв вынуть ложку.
Один попугай сидит смирно и кажется испуганным таким разгулом ребят.
Значение этой пословицы в том, что дружбы не существует далекого или близкого. В прошлом семь верст было довольно значительным расстоянием, но если другу требовалась помощь, то пробежать-пройти эти семь верст друг мог не раздумывая. Иначе говоря, если другу требуется наша помощь, то мы можем отбросить прочь все дела, и бросится ему помогать, даже если он живет очень далеко.
Какой пример из жизни привести для этой пословицы.
Например звонит вам друг и говорит: «Я заболел, мне плохо». Вы тут же срываетесь с места, едите через весь город в другой район, покупаете сока, фруктов, лекарство и приходите к другу, чтобы он не чувствовал себя одиноким, чтобы помочь ему.
Эту пословицу можно перефразировать и таким образом:
Кто чему учится, тот тем и живет.
Если человек учится делать добро, то добро для него становится смыслом жизни. Он живет в гармонии с собой и с природой. Он уважаемый член общества, который помогает другим и которого все любят.
Если человек учится делать зло, он и живет злом. Делает только злые дела, находит в этом своеобразную радость. но при этом его все избегают, никто не хочет с ним дружить, он никому не нужен.
В школе нас учат добру, учат правильно вести себя, учат помогать другим людям, то есть мы учимся добру. И живем мы дружно и весело, куда как с добром!
Пословица «Дружба дороже денег» говорит о том, что не все в этом мире можно оценить в деньгах и купить. есть совершенно бесценные вещи, которых невозможно купить ни за какие деньги, а значит эти вещи оказываются дороже денег. Так настоящую искреннюю дружбу невозможно купить, как невозможно купить искренние чувства.
Какой пример привести, подтверждающий эту пословицу?
Жил был богатый мальчик, у которого были богатые родители и которые покупали ему любые игрушки, которые он только хотел. Но при этом мальчик был очень одинок и очень несчастен, ведь он постоянно был один. И ему приходилось одному играть со своими дорогими игрушками. Он бы хотел подружиться с кем-то, но никто не хотел с ним дружить, ведь он был избалованный и капризный. И никакие деньги не могли ему завести друзей.
3.4. Природа планеты вполне может обойтись без человека
Выяснив для себя невозможность человечеству обойтись без биосферы, вспомним, даже в космическом корабле он вынужден ее создавать. А теперь посмотрим на обратную сторону медали, на то может ли биосфера существовать без человека, выживет ли она без него? Общеизвестно, что появление жизни на планете сильно предшествовало появлению на ней человека. Стало быть, биосфера тех времен вполне обходилась без человека. Как это было?
Земля начала формироваться около 4,5 млрд. лет назад, но уже 3,8 млрд. лет назад она, видимо, обладала мощной биосферой и громадной массой живого вещества. По утверждению В.И. Вернадского эта масса с тех пор остается примерно постоянной.* То есть на протяжении всей истории планеты, ее биосфера обладает практически постоянной биомассой.
Простейшее объяснение этого содержится в структуре биосферы. Развиваясь, она создает все более сложные конструкции живого вещества, но по массе они оказываются ничтожны в сравнении с простыми организмами. Вот пример соотношения простого и сложного. Как известно, суммарная биомасса только на суше составляет около 10 13 тонн, а биомасса почвенных микроорганизмов при этом оказывается примерно 10 9 тонн. Это уже три четверти биомассы суши, а еще громадная масса простейших, одноклеточных водорослей, червей. Так что даже самое грубое рассмотрение соотношений уровней организации живого в биосфере планеты дает по массе тот же результат – биосфера нынешняя, в основном, тоже состоит из простых организмов.
* Делает более понятным этот парадокс закон экологической пирамиды. Она строится в соответствии с «правилом 10%». По нему на следующий трофический (пищевой) уровень переходит только 10% от энергии предыдущего уровня. Основная масса биосферы, таким образом, всегда находится на уровне: продуцентов, а также сосредоточена в детритных цепях питания.
Насколько устойчива биосфера к внешним воздействиям? Если человек своей деятельностью захочет уничтожить биосферу (или по незнанию слишком сильно на нее подействует), то, что же ему помешает сделать это? Для прояснения вопроса нужно разобраться в двух вещах:
а) кому легче сохраниться на поверхности планеты человеку или микроорганизмам;
б) смогут ли мельчайшие организмы поддерживать кругообороты веществ и потоки энергии в биосфере, без участия людей и других крупных сложных организмов.
Это позволит ответить на вопросы:
останется ли на планете биосфера хоть в каком-либо виде после очень сильного антропогенного воздействия на нее?
сможет ли этот «остаток» функционировать и саморазвиваться?
Отвечая на первый вопрос, напомним, какие условия может выдержать человек и высшие формы жизни, сравнимы ли они с возможностями выживания у микроорганизмов? Комфортная температура для человека колеблется между 18 и 22 градусами тепла
Он может летать в космосе, где температура ниже – 100 0 С, но в камере пилота должны поддерживаться все те же комфортные условия. Когда же речь заходит о вариантах атомной войны, то почему-то говорят о гибели биосферы, считая, что экран из пыли, поднятой с поверхности планеты, может погрузить Землю в «постядерную» зиму на долгое время. На такое долгое, что все живое погибнет. Однако в такой зиме биосфера не погибнет, а просто лишится высших форм жизни. Микроорганизмы, их споры, споры грибов могут достаточно продолжительно выдерживать не только холод «ядерной» зимы, но и космический холод. Жизнедеятельность многих из них не нуждается в кислороде. Не погибают они и при температурах много ниже 100 0 С.
Если мы станем рассчитывать предельно допустимые концентрации (ПДК) для микроорганизмов практически на любые вредные вещества, то легко убедимся, что устойчивость их к этим веществам гораздо больше, чем у высших организмов. Кроме того, эти крошки, обладая гигантской скоростью размножения, легко изменяются, приспосабливаясь к новым условиям, образуют штаммы невосприимчивые к воздействию вредных веществ. Таким образом, они сохраняют свои популяции и даже обучаются использовать все новые вещества для своей жизнедеятельности.
Из сказанного не трудно вывести, что после катастрофы основная масса биосферы чрезмерно не пострадает. У этих мелких существ наступит пауза в жизнедеятельности, и они переживут «атомную зиму» в виде хорошо защищенных зачатков. В историческом масштабе эта пауза будет ровна мгновенью. Далее из спор и цист выйдут уцелевшие организмы. Быстро освоив свободное пространство и свободные ресурсы, они восстановят обычные биосферные круговороты вещества. Все это произойдет потому, что при экстремальных условиях на поверхности планеты легче сохраниться микроорганизмам, нежели высшим формам живого. Они в отличие от сложных форм, могут переждать значительный по времени период неблагоприятных воздействий и восстановить свою жизнедеятельность и численность.
Можно дополнительно обратиться еще к одному экологическому правилу, которое объясняет относительно малые размеры суммарной массы микроорганизмов. Его можно сформулировать так чем меньше организм, тем выше его удельный обмен веществ. Это правило распространяется и на высших животных, скажем, у личинок относительный обмен веществ интенсивнее, чем у взрослых форм, у яиц – соответственно выше, чем у личинок. Именно поэтому у водорослей, бактерий, простейших удельный метаболизм (на грамм массы тела) много выше, чем у крупных форм, а стало быть, и работа их значительно интенсивнее. Все это убеждает нас в том, что ни численность, ни биомасса не могут служить точным показателем (или вообще показателем) того, что делают мелкие организмы, и какова скорость их деятельности. Хорошей иллюстрацией к сказанному является «перевернутая пирамида масс» в водных сообществах. Ее рассматривают в любом учебнике экологии.
Как известно, для поддержания кругооборота вещества в биосфере необходимо три группы организмов продуценты, консументы и редуценты. Нарушение их соотношения также может негативно сказаться на функционировании биосферы при упрощении ее структуры. Увы, и здесь она оказывается хорошо защищена. В составе нашего живого вещества значительное место занимают такие древние формы жизни как цианобактерии, и даже архебактерии. Эти организмы играли определяющую роль в древней биосфере, ибо они могут совершать все три вида работ: продуцировать органическое вещество, потреблять его и разлагать остатки до минерального состояния. При катастрофе унесшей все высшие формы жизни на планете останутся цианобактерии, и это позволит биосфере функционировать без особых сбоев.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что интенсивность деятельности даст возможность биосфере, состоящей из микроорганизмов, поддерживать огромные обороты вещества и потоки энергии на планете. Во всяком случае, не меньшие, чем они были в первичной биосфере 3 – 4 млрд. лет назад. Естественно, что сохранится способность живых существ к эволюции, то есть к постепенному усложнению организации жизненных форм. Неуклонно будут совершенствоваться колониальные одноклеточные, и появятся первые в этом цикле преобразований многоклеточные существа. Они станут специализироваться, накапливать наследственные задатки, увеличивать число форм. Опять на каком-то этапе сформируется нервная система, и начнет развиваться мозг. Всего каких-то 300 – 400 млн. лет может понадобиться для появления нового интеллекта. Он, по-видимому, будет устроен не так, как нынешний. Эволюция необратима, она не повторит в точности предыдущий путь. Однако интеллект разовьется, осознает себя, и дай ему Бог уцелеть на планете, сохранившись вместе с ней.
Обобщение
Попытки человечества стать независимыми от природы не могут увенчаться успехом. Он не освоил превращение неорганического вещества в продукты питания, да и нет смысла в таком освоении. Гораздо более необходимо человечеству для снятия угрозы голода научиться превращать в продукты питания органическое вещество, создаваемое продуцентами. Это не только избавит его от голода, но и сделает планетарный кругооборот вещества более сбалансированным.
Человек не может жить в изоляции от сообщества, потому что он очень зависим от окружающих видов организмов. Они дают ему воду, воздух и пищу. Он включен во множество межвидовых взаимодействий, и они ему жизненно необходимы. Даже при наличие современнейших аппаратов жизнеобеспечения – космический корабль, для жизни пилота нужно окружение живыми организмами биоценоз.
Каждое действие людей неминуемо отзывается на биоценозе. Любое преобразование сопровождается биоценотическими перестройками, и их результат чаще всего не отвечает первоначальным намерениям преобразователя. Очень разрушительными бывают не только преобразования ландшафтов, но намеренные или даже случайные переносы видов организмов.
Природа планеты, биосфера вполне может обойтись без человека. Ее основные круговороты вещества и энергии зависят от организмов, суммарная масса которых не изменяется вот уже несколько миллиардов лет. Они обладают гораздо большей устойчивостью и при катаклизмах, устроенных человеком сохранятся на планете в отличие от высших форм жизни. Последнее биосфере легко потерять и легко построить заново. К сожалению, к этим сложным и неустойчивым формам жизни относится и человечество.






















