Без присказки сказка что
Сказки без присказки примеры
Без присказки сказки — что без полозьев салазки.
Начинается сказка, начинается побаска — сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
Вот диво — так диво!
На море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки.
По этому древу ходит кот Баюн: вверх идёт — песню заводит, вниз идёт — сказки сказывает.
Были тут две избушки, печки муравленые, потолки чёрных соболей, жили тут двенадцать богатырей.
Сидели Ермаки — высокие колпаки, сидели Ермошки — длинные ножки.
Стоял столб точеный, золоченый, на столбе птица — синяя синица, красные перышки.
Летела сова — веселая голова.
Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела, летала, летала.
Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.
Жил царь на царстве как сыр на скатерти.
Реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки.
Разодрались комар с мухой.
Комар укусил муху, а муха—то — слепня, а слепень—то — шершня, а шершень—то — воробья.
И пошел тут бой — не разлить бойцов водой.
Э то ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди.
Без присказки сказка – что без полозьев салазка
Присказка, что резьба и узоры на оконных ставнях и наличниках, привлекает внимание, обрамляет, украшает волшебную сказку. Витиеватая и замысловатая, она ошеломляет, обещает «дива дивные, чуда чудные», увлекает за собой слушателя в сказочный мир…
«Наминается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый; и шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут — похваляются, сами собой забавляются: были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская баба теста! Это присказка: сказка будет впереди».
Присказка – прелюдия к сказочному действию, зачину. Изобилуя традиционными формулами («жили-были», «в некотором государстве», «шли-шли»), уподобляясь сказочной трехчастной структуре (начало, середина, концовка), присказка не связана с сюжетом последующей затем сказки. Присказка свободна, может быть приступом к той или иной сказке, а может и вовсе отрываться от сказки и бытовать самостоятельно как сказка-небылица.
Присказка и сказка — контраст
Динамичная, порывистая, присказка может преувеличивать, искажать, переворачивать «с ног на голову»: большое делать малым и наоборот, звук измерять мерой веса, а расстояние мерой времени, целомудренное изображать через непристойное, бедность – через богатство и наоборот, красоту – через уродство и т.д. Присказка – усмешка сказочника, гротеск, несерьезное, противостоящее серьезному сказочному повествованию. Да, да! Серьезному сказочному сюжету.
Какой бы фантастичной и неправдоподобной ни представала перед нами сказка, эта сказка – далеко не только вымысел. Так или иначе, она обусловлена действительностью, историческим прошлым народа, его настоящими бедами и горестями, его чаяниями на справедливость в будущем.
Своими корнями сказка уходит вглубь времен, доисторические дебри, произрастает из ритуала, обрядовых действий и заклинаний, мифов. Отсюда контраст между доведенной до абсурда, смехотворной присказкой и волшебной сказкой, образность которой не так уж фантастична. Сказитель намеренно разграничивает, отделяет присказку и сказку: «Это не сказка, а присказка, сказка будет после обеда, поевши мягкого хлеба, еще поедим пирога, да потянем быка за рога».
Присказка бессюжетна, бессобытийна, вопреки своей динамике. Но в ее основе могут быть разнообразные жизненные сведения, выдаваемые при этом за ложные, чудесные, «слыхом не слыханные, видом не виданные». Эка небывальщина! «В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, верст за триста в стороне, именно в том, в котором мы живем, жил-был царь. Без присказки сказка, што без полозьев салазки: из горы по льду нет им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперек реки, картофель родился в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать — не мешай. Хороша алая лента, как одета на молодую, а на старуху хоть пять навесь – все скажут, што морщинки ест. Ну вот хоть бы в нашей деревне жил один поп…»
Присказкой сказочник не только начинает сказку, но и заканчивает. Для сказочника конечная присказка, комичная, зачастую алогичная и абсурдная, это способ саморазоблачения, выхода из условного, замкнутого пространства сказки.
Сказка возникает из небытия, из неоткуда, ее нет, пока не услышим «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т. д. И сказка исчезает со словами: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец», и нет уже ни Ивана-царевича, ни Елены Прекрасной, ни Бабы-Яги, ни коня крылатого, ни молодильных яблок, ни живой, ни мертвой воды,
а есть «проза жизни» с ее горестями и радостями, надеждами и разочарованиями. А сказочник уж и сам не верит во все то, что рассказал, и требует платы за исполнение: «Вот тебе сказка, а мне кринка масла». Прибегая к присказке в начале, рассказчик подготавливает слушателя, вводит его в условные, несуществующие сказочные пространства, «тридесятые царства, тридесятые государства», откуда он рано или поздно вернется к действительности опять же посредством шутливой присказки. Так сказка, с одной стороны, чудесная и фантастичная, а с другой, неизменно обусловленная реальностью, окольцовывается развлекательно-потешными, шутливыми, гротескными противовесами-присказками. «Сказке конец — соломенный дворец, а во дворце-то пять овец да шестой жеребец. Девка на печку лезет, пуговицы рвутся, сарафаны дерутся».
Консультация для родителей и педагогов «Без присказки сказка, что без полозьев салазки»
Елена Харченко
Консультация для родителей и педагогов «Без присказки сказка, что без полозьев салазки»
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок» Альберт Эйншт ейн
Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений,они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка и на его поведение на протяжении всего детского возраста.
Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки.
Присказка обычно находится в начале сказки, она готовит слушателя, настраивает его на сказочный лад, предвкушает удовольствие от встречи с чудесами, волшебством, смекалкой, народной мудростью. Не обязательно присказка всегда отражает смысл предстоящего сказочного повествования, наоборот, она может повторяться перед разными сказками, может существовать сама по себе и нести в себе свою смысловую нагрузку.
Самые известные присказки в начале сказки:
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»
«Начинает сказка сказываться…»
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
В конце сказки бывают такие присказки:
«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!»
«Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!»
Предлагаю вашему вниманию картотеку присказок, которые можно использовать в начале чтения или рассказывания сказок.
Без присказки сказка что
Б ез присказки сказки — что без полозьев салазки.
Н ачинается сказка, начинается побаска — сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
В от диво — так диво!
Н а море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки.
П о этому древу ходит кот Баюн: вверх идёт — песню заводит, вниз идёт — сказки сказывает.
Б ыли тут две избушки, печки муравленые, потолки чёрных соболей, жили тут двенадцать богатырей.
С идели Ермаки — высокие колпаки, сидели Ермошки — длинные ножки.
С тоял столб точеный, золоченый, на столбе птица — синяя синица, красные перышки.
Л етела сова — веселая голова.
В от она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела, летала, летала.
Д алеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.
Ж ил царь на царстве как сыр на скатерти.
Р еки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки.
Р азодрались комар с мухой.
К омар укусил муху, а муха—то — слепня, а слепень—то — шершня, а шершень—то — воробья.
И пошел тут бой — не разлить бойцов водой.
Э то ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди.
Без присказки сказка, что без полозьев салазки
Без присказки сказка,
что без полозьев салазки
На лугу стоит гора,
А на той горе дубок
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах;
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу
Труба точенная, позолоченная
Труба ладная, песня складная
Утром он в трубу трубит,
К ночи, сказки говорит
Было это там, где и не было, за морем аккурат, да еще три шага назад…
Слетались птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Да покуда я к вам шла – из корзинки все подарки растеряла, растрясла…
Взамен расскажу вам сказку старинную – не шибко короткую, да и не шибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас!
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал
В то давнее время, когда мир Божий наполнен был лешими, ведьмами да русалочками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицей Анастасьей Петровной; у них было три сына-царевича…
На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот – баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
За ступенькою ступенька –
Словно к слову, ставь складенько –
А колечко на колечко –
Сядь со мною на крылечко,
Под тем дубом стол золоченый,
На столе бык печеный,
Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне, стоит бык печальный, возле него лук точеный; и шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут – похваляются, сами собой забавляются: были мы, братцы, у такого-то места,
наелись пуще, чем деревенская баба теста! Это присказка, сказка будет впереди.
А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на Луну;
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
Зачинается, починается хорошая сказка, добрая повесть не от сивки, не от бурки, не от верного каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику. Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.
Летела сова – веселая голова.
Вот она летала, летала и села, да хвостиком повернула, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала…
Это присказка, а сказка вот какая.
Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мед-вино пил, по губам текло, а в рот не попало. Да на окошке оставил ложку, кто легок на ножку, тот сбегай по ложку
Сказка вся, боле сказывать нельзя
Пошли под венец, на этом сказочке конец
Стали они жить – поживать и добра наживать
А вы, дедушки, думайте, гадайте, что здесь – правда, что неправда, что сказано впрямь, что стороною, что шутки ради, что в наставленье
Вот вам сказка, а мне бубликов связка
Мне старики не говорили
Знал про то один кот – колоброд,
Да убежал кот в овес,
Конец сказки на хвосте унес!
Нас в гости поджидают
Я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало
Сам погибай, а товарища выручай
Стали жить – поживать и до сих пор живут
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец
Вот вам сказка, а мне кринка масла
Вот и сказочке конец, а мне меду ларец
Вот и сказка вся, больше сказать нельзя
Пошли под венец, на этом сказочке конец
Тут ждать да рассуждать не стали – веселым пирком, да и за свадебку! Я на том пиру был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало
Тут зайчик вбег в избу, наелся, напился и спать повалился. Когда заяц проснется, тогда и сказка начнется
Свадьбу сыглали, долго пировали, и я там был, мед-вино пил, по губам текло, а в рот не попало. Да на окошке оставил ложку, кто легок на ножку, тот сбей по ложку
А вы, дедушки, гадайте, что здесь – правда, что неправда, что сказано впрямь, что стороною, что шутки ради, что в наставленье.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка
На том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да нашли молока; потом дали калача, в ту лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал упираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать
Мы устали не на шутку: встали все на физминутку!
Кот ученый, кот Мурлыка
Учит деток танцевать.
(Руки на пояс, ноги согнуты в коленях, повороты в сторону)
(2Ковырялочка» с притопом)
Да, летели. Да, летели.
И присели, посидели?
Да, присели, да посидели.
Да и снова полетели,
А потом опять присели
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно,
Руку протяните, яблоко сорвите,
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Слушай, сказочный народ
Собираемся на сход
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно
он стучит в твое окно
В темном лесу есть избушка
Стоит задом наперед
В той избушке есть старушка
(грозят пальцем другой руки)
Словно угольки горят
Дыбом волосы стоят
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
(махи прямыми руками над головой)
На лесной тропинке
(Руки на поясе, повороты туловища влево-вправо)
(Наклоны туловища влево –вправо, руки на поясе)
Руки назад – хлопок в ладоши сзади)
(Присели – хлопок ладонями по коленям )
Вышит желтым шелком
(Руки на поясе, кружение на месте)
Шарик желтый – желтый
Иван-царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнет мечом –
И Змей-Горыныч нипочем
Сделал выпад раз и два –
Еще выпад – три –четыре –
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок
От того, что приседал
Леший сладко потянулся
(потягивания – руки вверх)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся
(наклоны вперед – назад)
И налево и направо
Повернулся. Вот и славно
(повороты туловища вправо и влево)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку
Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
Еще разок – попрыгаем, попрыгаем
И ручками похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Белые лебеди, лебеди летели
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки сцеплены в замок,
круговые движения влево-вправо)
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
влево-вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
Он от бабушки с дедушкой ушел (прыжки)
Кто же бегает без ног?
Это желтый КОЛОБОК!
Кто там катится вдали,
Без тропинок, без дорог?
(руки козырьком к глазам, повороты туловища влево-вправо)
Ты зачем на край земли
(наклоны вперед, руки на поясе)
Ну, какой тебе прок
Не попался на зубок
Вот какой я Колобок
На пригорок, на горбок,
Через поле и лесок
Жаль, что я не голубок!
Снова мчался Колобок
С кем встречался Колобок
Все хвалился и хвалился! (присели)
Ну, а дальше знают все
До чего он докатился! (резко встали руки вверх)



