без воды нет жизни смысл
Биологи выяснили, почему жизнь не может существовать без воды
МОСКВА, 21 июн – РИА Новости. Биологи из США пришли к выводу, что уникальная роль воды в формировании жизни обусловлена тем, что она критически важна для свертывания молекул белков и приобретения ими правильной формы, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.
«Долгое время наши коллеги пытались понять, как вода взаимодействует с белками. Этот вопрос является фундаментальной проблемой в биологии, который касается того, как устроены белки, насколько они стабильны, как они меняются и как они работают. Мы полагаем, что у нас есть основания считать, что вода управляет флуктуациями белковых молекул на временных промежутках порядка пикосекунды», — заявил Дунпин Чжун (Dongping Zhong) из университета штата Огайо в Коламбусе (США).
Чжун и его коллеги пытались найти ответ на главный «вечный» вопрос биологии и истории развития жизни на Земле – почему именно вода стала тем «растворителем», в котором происходят все реакции внутри нашего организма и внутри всех живых клеток. На этот вопрос есть множество философских ответов, однако конкретного объяснения того, почему вода является уникальной для жизни молекулой, у ученых пока не было.
Авторы статьи нашли один из вариантов того, почему вода стала главной «жидкостью жизни», наблюдая за тем, как один из самых сложных и важных белков в наших клетках – ДНК-полимераза – чинит и копирует спирали генетического кода. Их интересовал не сам процесс сборки молекул ДНК, а то, как перемещались молекулы воды вокруг ДНК-полимеразы.
Почему без воды не может существовать жизнь?
Тот факт, что именно вода является основой жизни, ни для кого не является секретом. На нашей голубой планете ее невероятно много. Она в океанах и морях, в реках и ледяных шапках, в гейзерах, и даже под землей. Ну а там где вода, всегда существует жизнь. Даже в горячих источниках, где, казалось бы, жизни не может быть, ученые находят микробов. Вот и получается, что без воды жизнь существовать не может.
Ученые давно задаются вопросом, почему именно вода является основой жизни, и есть ли иные вещества, которые могли бы ее заменить? Ответ на этот вопрос значительно упростил бы задачу поиска внеземных цивилизаций. Но, увы, пока на него ответ не найден.
Но вернемся к воде, и попробуем разобраться в ее уникальных свойствах, благодаря которым и возникла жизнь. И так, начнем с того, что вода может находиться в трех состояниях — жидком, твердом и газообразном, причем, в узком температурном диапазоне. В твердое состояние она превращается при нулевой температуре, а в пар — при нагреве до 100 градусов. В диапазоне от нуля до 100 градусов она жидкая.
Живые организмы существуют за счет той энергии, которую получают в процессе переработки полезных веществ (растительной и животной пищи). При этом все токсичные вещества и отходы, возникающие в процессе переработки пищи, выводятся из организма естественным путем. Без воды этот процесс происходить не может, так как все полезные вещества, находящиеся в пище, должны быть предварительно растворены в жидкости, то есть в воде, которая является универсальным природным растворителем. Только в этом случае минералы и витамины попадут в клетку, а шлаки и отходы будут выведены из организма.
Что собой представляет вода?
Это химическое соединение, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Столь универсальная формула как раз и делает воду уникальной, позволяя ей растворять любое вещество, передавать его в клетку живого организма, и вымывать из нее шлаки и отходы.
Мы говорили, что вода может находиться в трех состояниях, в узком температурном диапазоне. Другие вещества на это не способны. Они могут оставаться жидкими в тех условиях, которые совершенно неприемлемы для живых организмов. Поэтому для поддержания жизни Природа и выбрала воду.
Вода оказывает существенное влияние на климат планеты. Ледники охлаждают атмосферу, а пар ее согревает. В результате создаются зоны с разнообразными климатическими условиями, которые позволяют существовать многочисленным видам животного и растительного мира. Отсюда вывод, что именно вода явилась тем строительным материалом, который и был использован Природой при строительстве жизни.
Но каким образом на нашу планету попала вода?
На этот счет существуют различные гипотезы. Одна из них утверждает, что это могло произойти в результате столкновения с Землей ледяных комет, которые и принесли на нашу планету органические молекулы, из которых, впоследствии, и зародилась жизнь. Хотя, с этим можно и поспорить. Ведь космическое пространство наполнено радиацией, при которой органические вещества выжить не могут. Но и на этот счет у ученых есть объяснение. Оказывается, вода не только могла содержать органические вещества, но и надежно защищала их от радиации. И здесь опять же таки важную роль сыграло свойство воды переходить в твердое состояние. В результате, органические молекулы могли просто вмерзнуть в лед, который и спас их от разрушения.
Конспект занятия «Без воды нет жизни на земле!» в подготовительной группе
Цыбулевская Маргарита
Конспект занятия «Без воды нет жизни на земле!» в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Города Ростова-на-Дону «Детский сад № 276»
Конспект открытого занятия
в подготовительной группе
«Без воды нет жизни на земле»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Без воды нет жизни на земле»
Назначение: предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования.
— уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря);
— дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения;
— познакомить с приемом очистки загрязненной воды через фильтрование;
— воспитать бережное отношение к воде;
Материал: картинки с изображением реки, моря, фильтр, грязная вода, тазик, плакаты призывающие экономить воду.
Ход занятия
Все мы в группе, как семья
Очень любим вместе быть.
С добрым утром говорить.
Ребята, послушайте загадку, которую я вам приготовила и постарайтесь её отгадать.
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
— Правильно, это вода.
Воспитатель обращает внимание детей на картинки, где изображены моря, реки,. Просит объяснить, что изображено. Чем они отличаются и что в них общего? Каким цветом на глобусе изображена вода? (синим) Читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
-Ребята, что вы знаете о воде? Какая она? (прозрачная, мокрая). Кому она нужна? Зачем? Какая польза от воды людям?
-С момента рождения человека вода становится его спутником на всю жизнь.Мы ежедневно используем воду в быту: пьем, умываемся, принимаем душ, готовим пищу, моем посуду, стираем белье…
Воду используют в промышленности при производстве стали, бумаги.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ткань для одежды, ни резину, ни лекарства, ни конфеты. Гидроэлектростанции вырабатывают электрическую энергию, которая поступает в наши квартиры.
-Не обойтись без воды в сельском хозяйстве. Некоторые культурные растения, например, капуста или рис, для хорошего роста требуют много воды. На полях для полива устанавливают оросительные системы.
Многие животные устраивают свои жилища на воде и под водой, здесь безопасно и много пищи. С древних времен люди строили жилища по берегам рек, озер и морей. А с какой рекой связан наш город? (Дон)
По морям и рекам проложены водные пути. Речной и морской транспорт ежедневно перевозит людей и грузы в разные города и страны. Вода большая труженица и помощница человека.
-Скажите пожалуйста, откуда мы с вами берем воду? (из крана) Как она попала к нам в дом? (по трубам) Что можно сказать об этой воде, какая она? (чистая, прозрачная) Как вы думаете, откуда к нам в краны поступает вода? (из рек, озер). А вода в реке, озере, пруду какая? (мутная, грязная)
— Как вы понимаете выражение «пресная вода»? (вода без солей). А в морях, в океанах – вода соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели.
-Воду из рек и озер пить нельзя, она грязная, и человек может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, ее специально очищают, фильтруют на очистительной станции, только потом она поступает к нам в дом. Понятно? Ну, а сейчас мы немножко отдохнём.
Физминутка «Капельки прыг-прыг».
С неба капельки летели.
В ручейки попасть хотели.
С неба капельки упали,
И прозрачны, и легки.
-Мы отдохнули, и я приглашаю вас подойти к столу. (на столе стоят баночки с водой) Ребята, что можно сказать про воду в баночках. Какая она? (мутная, грязная, непрозрачная). Как её можно сделать чистой? (грязную воду нужно очистить с помощью фильтров).
Воспитатель сообщает детям о том,что можно очищать воду разными способами: с помощью марли, салфеток, ваты, активированного угля. Педагог предлагает детям попробовать самостоятельно очистить воду. По окончании самостоятельной деятельности детей, воспитатель обобщает их высказывания по поводу проведенных опытов.
ВЫВОД: качество очистки воды зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.
— Людям требуется не любая вода, а только чистая. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. Кто или что загрязняет воду? (заводы, водный транспорт, человек)
-Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Воду надо беречь. Заботясь о чистоте рек, озер, морей, мы заботимся о своем здоровье, о красоте окружающей природы.
-Ребята, как вы думаете, что произойдет, если не станет воды? (все живое умрет) Какие меры нужно принимать, чтобы вода в реках, морях была чистой? (не бросать мусор, не сливать отходы)
Необходимо так же экономно расходовать воду.
Педагог вместе с детьми рассматривает рисунки, плакаты, призывающие экономить воду, охранять ее чистоту.
Вода — это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
— Ребята, что вы узнали нового, интересного на занятии, что бы хотели узнать в следующий раз о воде?
Беседа с детьми в первой младшей группе «Можно ли жить без воды» Цель: обогащение знаний детей о воде как природном объекте, формирование понимания необходимости беречь воду. Задачи: 1. Дать детям элементарные.
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Вода — источник жизни. Свойства и превращения воды» Интеграция образовательных областей: познавательное, социально–коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое. Цель:создание.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Еда — без вреда» Цель: формирование у детей представления о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья и окружающих.
Конспект занятия в подготовительной группе «Без математики, друзья, никак нам не прожить» Конспект занятия по математике в подготовительной группе Без математики, друзья, никак нам не прожить. Цели: Закреплять умение пользоваться.
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Жить нельзя нам без воды!» Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Жить нельзя нам без воды!» Конспект занятия по экологии.
Конспект занятия к Дню матери в подготовительной группе «Самое прекрасное слово на Земле» Пр. задачи: Показать образ матери, переданный в разных видах искусства: музыка, поэзия, живопись. Развивать диалогическую речь. Развивать.
Конспект занятия в подготовительной группе «Самое удивительное вещество на земле — вода» Конспект мероприятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Самое удивительное вещество на земле – вода». Провела.
Конспект занятия-экспериментирования «Агрегатные состояния воды» в подготовительной группе Конспект занятия — экспериментирования «Агрегатные состояния воды» в подготовительной группеЦель: Развивать желание познавать мир через.
Презентация про маму «На всей земле нет роднее человека, чем мама» В жизни каждого человека самую главную роль играет мама. Это человек, который привёл каждого из нас в этот мир. Мама – это самый близкий,.
Проект «Жить нельзя нам без воды» с детьми подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 27 «Рябинка».
Возможна ли жизнь без воды?
Без воды нет и не может быть живой системы. Об этом мы уже говорили. Активная жизнь организмов протекает только тогда, когда количество воды в теле значительно превышает количество сухого вещества.
Для построения своего тела организмы обязательно должны использовать воду из окружающей среды или из пищи. А вот способность извлекать воду из внешней среды и из пищи может быть разной. Есть, например, животные, которые долго живут там, где воды в жидком или газообразном состоянии вообще нет. Они извлекают воду из пищи или же получают се за счет химических реакций, протекающих в теле.
Гусеницы восковой моли живут в ульях и питаются вощиной, в которой имеются лишь следы воды. Вода в их теле получается химически — при окислении алкоголей воска. За счет такой «химической» воды живут и гусеницы платяных молей, питающиеся сухой шерстью, жуки, питающиеся сухой древесиной, мукой, и т. д.
Даже насекомые, которые обычно питаются сочной пищей, могут, оказывается, жить при ничтожном количестве воды. Нам удалось воспитывать гусениц бабочки хлопковой совки, у которых в природе кормом служат зеленые растения, на жмыхах, содержавших всего 5% воды. При этом в теле гусеницы было 75—78% воды.
В жарких пустынях Земли — в Африке, Южной Америке — и в высокогорных пустынях Тибета или Памира иногда годами не бывает дождей: влажность воздуха снижается до ничтожных величин. Но и здесь есть жизнь, живут и нормально развиваются некоторые растения, насекомые. Плотные хитиновые покровы насекомых препятствуют испарению. И если в теле есть запас влаги, полученной тем или иным способом, развитие яиц и куколок их может протекать нормально при полном отсутствии паров води в воздухе. Куколок той же хлопковой совки мы помещали над фосфорным ангидридом, полностью поглощающим пары воды: развитие их протекало нормально вплоть до вылета бабочек, только немного увеличилась длительность развития. Куколки теряли в весе лишь немного больше, чем в атмосфере со значительной влажностью (75%). Значит, испарение через покровы было ничтожным.
Некоторые виды животных приспособились к временному недостатку воды в природе тем, что могут терять всю или почти всю влагу своего тела и остаются живыми. Так, некоторые беспозвоночные обитатели мха — коловратки, тихоходки, круглые черви, — когда мох высыхает, высыхают вместе с ним. Они сморщиваются и переходят в состояние анабиоза. Как только появляется вода, они «оживают».
Коловраток, тихоходок и червей — нематод (пшеничная угрица) подвергали экспериментальному высушиванию. Их помещали в трубку, из которой выкачивался воздух до давления 0,00001 мм ртутного столба, после чего трубка запаивалась. В других опытах трубки с сухим мхом, содержащим животных, наполнялись высушенным чистым азотом или гелием и тоже запаивались. После года хранения извлеченных из трубок животных смачивали водой. Почти все нематоды, коловратки и тихоходки принимали нормальный вид и «оживали».
Особенно выносливы к высушиванию споры плесневых грибков и некоторых бактерий. Они сохраняются совершенно сухими 20 лет и более и способны после этого прорастать. Высокой выносливостью к условиям сухости обладают семена растений.
Недавно были опубликованы интересные сведения по биологии одного вида комара (Polypedilum varderplanki), который живет в Северной Нигерии и Уганде. Личинки этого комара развиваются в образующихся от дождей лужах и каменных «ваннах» на скалах. Эти временные водоемы систематически высыхают, вместе с ними высыхают и личинки комара. Но личинки не погибают. Когда лужи снова наполняются водой, личинки вновь становятся активными.
В лаборатории в совершенно сухом состоянии при комнатной температуре эти личинки не погибали в течение 3 лет и 3 месяцев; и это не предел их «жизни» в состоянии анабиоза. Если таких личинок искусственно подсушить сильнее, то они смогут пролежать и 7 лет и, возможно, еще больше, а затем «ожить» и превратиться в куколок. Высушенных личинок охлаждали до —190 и —270°, и они оставались живыми!
Эти наблюдения и опыты значительно расширяют наши представления о границах жизни таких животных, как насекомые.
Поскольку нас интересует возможность жизни на других планетах, в частности на Марсе, где всегда очень сухо и, по-видимому, нет водоемов, важно выяснить возможность существования низших форм в относительно сухих условиях твердого грунта или почвы. Вот несколько фактов о тех границах влажности, при которых еще происходит активный рост почвенных микроорганизмов на Земле.
Мы поставили опыты с разными почвами, которые высушивались и затем увлажнялись до определенного уровня. Оказалось, что в огородной почве при влажности 14—15% от абсолютно сухой (или 27—35% от полной влагоёмкости) хорошо растут бактерии, но простейшие (амебы, инфузории, жгутиконосцы) не способны к размножению. При влажности от 20% и выше простейшие растут очень энергично.
Чем меньше влагоемкость почвы, тем лучше растут в ней микроорганизмы при той же влажности. Пески обладают очень малой влагоемкостью, значит активность микроорганизмов в них должна быть достаточно высокой при малой влажности. Действительно, в чистом песке при 1,5% влажности не только бактерии, но и амебы, жгутиконосцы и инфузории были активны — размножались и передвигались. Эти опыты говорят о том, что почвенные микроорганизмы способны жить в условиях очень небольшой влажности. Они используют воду, не доступную другим существам — находящуюся в капиллярах почвы и облекающую ее частицы.
В пустыне Сахаре обнаружено 98 видов бактерий, 28 видов грибов и 84 вида водорослей. При влажности около 0,5% эти существа активно жили, размножались. Таким образом, при очень малом количестве воды в воздухе и почве могут жить различные микроорганизмы, мхи, лишайники, растения пустынь и скал. Можно думать, что и при той сухости, которая, как полагают, характерна для Марса, могут существовать разнообразные организмы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Конспект НОД «Без воды нет жизни на Земле. Запасы воды моего края»
Наталья Ярухина
Конспект НОД «Без воды нет жизни на Земле. Запасы воды моего края»
Обогащение представлений детей о воде.
Дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.
1. Дать представление об экологической ситуации водоёмов, как в родном городе, так и на всей планете.
2. Вызывать интерес детей к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, воспитывать любовь к родному краю, культуре поведения в природе.
3. Развивать связную речь, умение отстаивать своё мнение, рассуждать, строить гипотезы, делать выводы.
4. Закреплять умение подбирать антонимы, характеризующие свойства воды (сырая – кипячёная, холодная – горячая, прозрачная – мутная, грязная – чистая).
Плакат с изображением планеты Земля (в естественных цветах и тёмных тонах);
Карта Белгородской области;
Экологические знаки и модели;
Аудиозаписи со звуками объектов природы;
Предметы для игры «Рыбная ловля» (обруч, удочки с магнитами, рыбки из оригами с магнитами, пластиковые бутылки);
Карточки со словами: «вода», «источник», «жизни»;
Плакат «Кому нужна вода?»;
— чтение произведений А. П. Листопад «Азбука живой природы», «В гостях у детской сказки»;
— знакомство с экологической ситуацией родного города ;
— ведение дневника наблюдений за прорастанием листочков на веточках, поставленных в воду;
— беседы на темы: «Наша планета Земля», «Путешествие капельки», «Вода в природе», «Кому нужна вода?»;
— наблюдения во время прогулок за природными и погодными явлениями, экскурсии.
Ход занятия:
— Ребята! Чтобы узнать, о чем мы с вами будем сегодня говорить,вам надо отгадать загадку:
Что в гору не вкатишь
В решете не удержишь
И в руках не унесешь.
— Действительно мы будем говорить о воде.
— Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т. п.).
— Как часто нам нужна вода? (Без нее мы не можем прожить.)
— Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла? (Не было бы жизни на земле, наступила засуха.)
— Для чего нужна вода растениям? (Для роста)
— Как она помогает животным? (Животные пьют воду, утоляют жажду).
Ребята, давайте посмотрим на глобус. Что он из себя представляет? (Глобус – это модель земного шара, нашей планеты).
-Ребята, как называется планета, на которой мы живём? (Земля).
— Какую форму имеет наша планета? (Форму шара).
— Давайте рассмотрим на глобусе цвета нашей планеты. Как вы думаете, что они обозначают? (Голубой цвет – реки, моря, озёра, океаны; белый цвет – заснеженные и ледяные пространства; жёлтый, коричневый и зелёный – это суша).
— Ещё нашу планету называют «голубой». Как вы думаете, кто мог её мог так назвать? (Космонавты, когда увидели её из космоса, голубой она выглядит из-за водной глади рек, озёр, морей, океанов и атмосферы, окутывающей Землю).
Земля нам всех планет родней!
Ведь мы с тобой живём на ней,
И любим мы еёпросторы:
Её леса, моря и горы.
— Давайте рассмотрим карту Белгородской области, и найдем город, в котором мы живем!
— А где расположен наш город? (Воспитанники показывают город Шебекино на карте)
— Ребята, какая река протекает в городе Шебекино? (Нежеголь)
— Правильно! (Смотрим картинку на мониторе)
— Река Нежеголь, небольшая река Белгородской области, приток Северного Донца. Длина реки составляет 75 км.
— Питание реки преимущественно снеговое, первые несколько километров реки от истока пересыхают в летнее время.
— На реке у села Стрелица – небольшое водохранилище.
— В реке Нежеголь обитают щука, окунь, плотва, карась, пескарь, головль, лещь, линь, красноперка, уклейка, сом, густера, язь, сазан, налим, встречается толстолобик и судак.
— Вы с родителями ходите к реке Нежеголь? (Да, летом мы ходим на пляж, купаться. А зимой на рыбалку.)
— В нашем городе протекает река Корень, которая впадает в реку Нежеголь. (Смотрим картинку на мониторе).
— Корень малая река в Белгородской области, ее длина 70 км. Она считается одной из самых чистейших рек в области.
— На реке Корень имеется одно водохранилище, и два пруда.
— Ребята мы с вами узнали много нового о реках, протекающих в городе Шебекино.
— Но кроме рек, в нашей области еще есть и водохранилище.
— О каком водохранилище идет речь? (Белгородское водохранилище)
— Правильно! Давайте рассмотрим изображение на экране Белгородского водохранилища. (Смотрим картинку на мониторе)
— Белгородское водохранилище – водохранилище на реке Северный Донец.
— Построено в 1985 году для надежного водообеспечения Белгородского промышленного узла и улучшения санитарного состояния вод реки Северный Донец.
— Водохранилище расположено на территории Белгородского и Шебекинского районов Белгородской области России. (Рассматриваем карту Белгородской области, и показываем Белгородское водохранилище, подходя к карте поочереди.)
— В Белгородское водохранилище впадают реки Топлинка, Разумная. Вытекает река Северный донец. (Смотрим карту).
— В нашей области большое количество родников.
— Как вы думаете, что такое родник? (Это ручейки, которые бьют из под земли).
— Кто из Вас наблюдал за этим природным явлением? Где вы их встречали? (В деревне, возле криницы. На крещенские праздники, люди окунаются в них.)
— Давайте рассмотрим картинки с изображением родников нашей области.
— Вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!
— Давайте разгадаем загадки и повторим, какая вода есть на Земле.
Кто знает, где это бывает?
Много рек, озер морей
Ты подумай и ответь
На лодке не переплывешь
И ногами не пройдешь.
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в сильный зной
Ледяной поит водой.
— Молодцы, ребята! Отгадали все загадки.
— Нужно не забывать, что очень мало в природе и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.
— Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!
— Посмотрите на эти экологические знаки. (Рассматривают)
— Что они обозначают? (Не бросать мусор, не засорять воду, экономно расходовать воду, закрывать кран).
— Давайте придумаем свои правила, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой. (Не бросать бутылки, консервные банки, пакеты. Убирать за собой мусор).
— Молодцы! Хорошо поработали.А теперь сделаем вывод:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Вдруг в небо взовьется,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
(все дети хором) ВОДА!
Словесная игра (с мячом).
– Давайте мы сейчас с вами поиграем в игру «Какая бывает вода?» (Проводится словесная игра на подбор антонимов: сырая – кипячёная, холодная – горячая, прозрачная – окрашенная, грязная – чистая и т. д.).
— А теперь предлагаю вам немного отдохнуть, выйти на природу, подышать свежим воздухом, половить рыбу в реке. (Включить музыку со звуками природы).
— Давайте подойдем к обручу на полу, в котором лежат рыбки из оригами (с прикреплёнными магнитами, пластиковые бутылки, полиэтилен и другой мусор.
— Ой, здесь уже кто-то побывал до нас! Кто мог так замусорить речку? (Люди, туристы).
— Хорошо ли это для речных обитателей? Как мы можем помочь? (Очистить от мусора). (Дети собирают мусор в мешок. Обратить внимание на экологический знак «Нельзя мусорить»).
— Давайте вспомним, как надо правильно вести себя на водоёмах, чтобы не навредить им.
1) Нельзя оставлять мусор на берегу реки и бросать мусор в воду.
— Не засоряй сейчас прекрасный водоём –
И мы ещё не раз с тобой сюда придём!
2) Нельзя ловить обитателей водоёмов.
— У живности – свои заботы,
И каждая – дитя природы,
А для природы все важны,
Полезны очень и нужны!
3) Нельзя рвать водные цветы.
— Ребята, не пытайтесь нас срывать –
Для всех мы будем землю украшать,
А без воды – завянем сей же час…
Не надо, люди, не губите нас!
4) В реку не должны попадать вредные вещества.
— Такая загрязнённая вода –
Всему живому настоящая беда!
— В разные времена года мы видим воду в определённых состояниях. И сейчас загадки напомнят вам об этом. Кто первый догадается, поднимает руку. (На мольберте после каждой отгаданной загадки выкладывается картинка).
1. Всю зиму пролежит,
Весной в речку убежит. (Снег)
2. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (Лёд)
По кустам развешан… (Иней)
Сшивают землю и небо. (Дождь)
5. Без крыльев летят, без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
6. Вырос лес, белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на окне)
7. На дворе переполох –
С неба сыплется горох. (Град)
8. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Стало видно далеко. (Туман)
— Давайте повторим некоторые правила безопасного поведения с водой!
• Не ныряй вниз головой в незнакомом месте.
• Не заплывай за оградительные буйки.
• Не плавай на надувных матрасах далеко от берега.
• Не купайся в грозу и не плавай в реке с быстрым течением.
• Не купайся при высоких волнах.
• Не ходи по тонкому льду.
• Не стой под деревом во время грозы.
• Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
Без воды нет жизни на Земле. Воду нужно беречь и охранять!
«Удивительные свойства воды» Интегрированная организованная образовательная деятельность (познание + коммуникация + рисование) «Удивительные свойства воды» для детей.

ООД «Круговорот воды в природе» Подготовила и провела: Крикущенкова В. П. Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение.
Открытое занятие по ФКЦМ «Вода, свойства воды. Круговорот воды в природе» Конспект открытого занятия по ФКЦМ с детьми подготовительной группы на тему : «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе «. Образовательная.

НОД в старшей группе «Свойства воды. Вода-растворитель. Очищение воды» Старшая группа. Свойства воды. Вода – растворитель. Очищение. Цель: •Формирование познавательной активности через создание проблемных ситуаций.
Занятие для детей подготовительной группы на тему: «Значение воды в жизни человека» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; показать, где существует вода, закрепить знания детей о.
Занятие для детей подготовительной группы «Значение воды в жизни человека» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; показать, где существует вода, закрепить знания детей о.

