безруков актеры и роли
15 лиц Сергея Безрукова
Было время, когда Сергей Безруков светился в каждом втором фильме, но в последний год с его участием не вышло ни одного фильма – и мы заскучали
Купец Сидихин
Кадр из фильма «Китайскiй сервизъ»
Как бы банально это ни звучало, но актерство в судьбе Сергея Безрукова было предопределено. Родившийся в семье актера, с детства проявлявший талант к рисованию и пению, Сергей очень скоро определился с выбором профессии и уже в 20 лет стал актером Театра под управлением Олега Табакова. С театральных подмостков путь в большое кино был неизбежен, поэтому молодого Безрукова можно видеть сразу в нескольких теле фильмах начала 90-х, но широкий зритель познакомился с актером в 1999 году благодаря авантюрной комедии «Китайскiй сервизъ» Виталия Москаленко. Фантастический актерский ансамбль, в который входили Олег Янковский, Сергей Никоненко, Владимир Меньшов, Богдан Ступка, Анна Самохина, казалось бы, не должен был оставить своему молодому коллеге ни одного шанса, однако Сергей в роли заигравшегося в карты купца не только не затерялся, но и закрепился в глазах зрителей в узнаваемом образе, который будет визитной карточкой актера на долгие годы вперед.
Бриллинг
Кадр из сериала «Азазель»
Сколько бы экранизаций романов Бориса Акунина у нас ни снимали, все они страдают одной и той же загадочной хворью: второстепенные герои в них оказываются ярче, энергичнее и даже порой симпатичнее Эраста Фандорина, непременного главного героя. Перенос на большой экран первой книги «фандоринианы» не стал исключением, исполнитель главной роли Илья Носков пропал за силуэтами Сергея Чонишвили, Олега Басилашвили и Марины Нееловой. Более других же в «Азазеле» усердствовал Сергей Безруков, сыгравший начальника Фандорина. Балагур и весельчак, окутанный флером тайны, Бриллинг очаровал зрителей, а Безрукова зарекомендовал актером, склонным сметать на своем пути к признанию любых партнеров в кадре.
Саша Белый
Кадр из сериала «Бригада»
«Наутро он проснулся знаменитым» – это в случае Безрукова, конечно, о «Бригаде». Единственный на то время российский сериал, повторная трансляция которого на канале «Россия» началась на следующий день после выхода в эфир последней серии, сделал звездами всех, кто принимал в нем участие. Но даже в столь ярком коллективе всегда находится предводитель, и главные лавры, конечно, достались Сергею. На долгие годы образ «русского крестного отца» Саши Белого преследовал Безрукова, избавиться от криминального флера актеру оказалось совсем не просто. Но, нужно признать, сила воли и характер Сергея Безрукова способны на свершения, которые под силу немногим, – не желая оставаться на порочной криминальной волне, актер навсегда отказался от отрицательных ролей, лишь раз затем мелькнув в эпизоде «Боя с тенью» в образе Белого. Именно поэтому Сергей не появился в «Бригаде 2», слово надо держать.
Кравцов
Кадр из сериала «Участок»
Словно в противовес «Бригаде» следующей большой ролью Сергей выбрал для себя работу в телесериале «Участок», комедийном детективе, этаком современном «Анискине». Если внутри актер давно сделал вывод в пользу положительных героев, то зрителей в таком выборе еще нужно было убедить – и «Участок» справился с этой задачей блистательно. Обаятельный участковый Павел, да с красавицей женой, да с милахой-собакой – устоять перед таким было решительно невозможно. Рейтинги «Участка» пробивали потолки рекордов Первого канала, ввели моду на «жизненные сериалы» на ТВ и послужили стимулом для развития индустрии. А Безруков? Сергей стал одним из самых любимых милиционеров в истории отечественного кино. Форменная фуражка ему к лицу.
Василий Сталин
Кадр из сериала «Московская сага»
В грандиозной от названия до актерского ансамбля телевизионной «Московской саге» Безрукову досталась далеко не самая главная роль, однако, в отличие от многих своих коллег, Сергей играл персонажа реального – Василия Сталина. Документальность героя накладывала на актера определенную ответственность, но Сергей давление выдержал, сыграл не просто наслаждающегося вседозволенностью сына вождя, но человека, искренне увлеченного делом, за которое взялся, энергичного спортивного энтузиаста. Сериал, состоящий из 22 эпизодов, с успехом демонстрируется на ТВ и по сей день, зрители с любовью относятся к героям «Саги», даже к таким неоднозначным, как сын Сталина, сыгранный Сергеем.
Сергей Есенин
Кадр из сериала «Есенин»
Роль Василия Сталина в «Московской саге» словно открыла ящик Пандоры – в карьере Безрукова начался период, когда актер стал играть едва ли не исключительно реальных исторических персонажей. Первой главной ролью в такой ипостаси стала работа над образом Сергея Есенина. К съемкам в этом многосерийном телефильме Безруков шел все предыдущие годы – русский поэт был не только любимым автором Сергея, само имя свое он получил в честь Есенина. В отличие от предыдущих картин, в которых участвовал Безруков, «Есенин» подвергся жесткой критике и со стороны зрителей, и со стороны историков, ведь сериал рассматривал гибель поэта через призму конспирологической версии убийства. Как бы то ни было, Сергей исполнил свою мечту, прочитал с экрана несколько любимых стихотворений Есенина.
Иешуа
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»
О «проклятии» экранизации «Мастера и Маргариты» актеры не очень любят распространяться. Говорят, что довести до конца съемку любой интерпретации великого произведения Михаила Булгакова – это практически невозможный труд. Владимиру Бортко снять десятисерийную телеверсию удалось, блистательный набор актеров, точное следование букве романа и масштабные съемки свое дело сделали. Однако если к основной части актеров претензий у зрителей не было никаких, то Безруков, выступивший в образе Иешуа Га-Ноцри, подвергся некоторой критике, что неудивительно, ведь Сергей «замахнулся» на святое, на роль Бога. Сам актер, впрочем, крайне серьезно воспринял свою небольшую роль и выложился по полной программе, чем критикам, несомненно, запомнился.
Пушкин
Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль»
Прошло совсем немного времени после того, как Сергей исполнил роль Иешуа, а актер уже замахнулся на «наше все» – Александра Сергеевича Пушкина. Фильм Натальи Бондарчук «Последняя дуэль» рассказывает о последних днях жизни великого русского поэта, его ранении на дуэли, скорой смерти и расследовании этого печального происшествия. Безрукова, безусловно, можно накрасить гуталином и выдать за потомка эфиопов, однако актер посчитал, что визуальное сходство – это не самое главное. Главное – это его чувство прекрасного, понятие чести и достоинства, а уж с этим вызовом Сергей справиться мог без каких-либо особенных проблем. Интересно, что Пушкина Безрукову пришлось сыграть не единожды, еще до «Последней дуэли» актер был задействован в постановке «Александр Пушкин», так и не добравшейся до большого экрана, впоследствии же Сергей сыграл «наше все» еще и в сериале «Одна любовь души моей» и телефильме «Гоголь. Ближайший».
Ираклий
Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»
Новый 2008 год зрители отметили торжественным походом в кинотеатры на продолжение самой праздничной картины на нашем ТВ – «Иронии судьбы». Новая история, рассказанная Тимуром Бекмамбетовым, должна была объединить два поколения актеров – тех, кто пристегивался простынями в 1976 году, с теми, кто популярен сейчас. С популярностью Сергея Безрукова тогда мог сравниться только Константин Хабенский, они-то и разыграли роли Жени и Ипполита нового тысячелетия. Конечно, душевности и внутренней теплоты новому фильму явно недостает, но это не беда актеров, скорее это режиссерские проблемы. Герой Безрукова здесь уверенный в себе человек, привыкший жить по правилам и расписаниям. С ним надежно, тепло и есть уверенность в завтрашнем дне, но разве женщины этим руководствуются? Им подавай алкоголика из Москвы…
Генерал Каппель
Кадр из фильма «Адмиралъ»
Биографическая картина о жизни и смерти руководителя белого движения Александра Колчака снова свела вместе Безрукова и Хабенского, но теперь не в малоснежном Петербурге, а на бескрайних просторах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Снова у Сергея роль реальной исторической личности, снова грим и трагическая гибель героя в финале. Сконцентрированная на отношениях Колчака с гражданской женой картина не позволяет в полной мере раскрыться персонажу Безрукова, но и не заметить актера в кадре нельзя – офицерский мундир и шинель Сергей в кадре всегда носит с особым достоинством. Какой бы критике ни подвергалась историческая основа фильма, зритель проголосовал за «Адмирала» рублем, фильм входит в десятку самых кассовых российских кинолент.
Сумрак
Кадр из фильма «Каникулы строгого режима»
По нашему топу может сложиться впечатление, что роли Сергея – это исключительно серьезные исторические персоны и ни капли юмора. Это не совсем так, комедии Безруков любит, другое дело, что выдающихся, да и просто заметных среди них не так уж и много. «Каникулы строгого режима» мы выделили по нескольким причинам. Во-первых, в кадре здесь воссоединились «бригадовские» Саша Белый и Космос, соответственно Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев. Во-вторых, это одна из немногих лент, которые могут со всей ответственностью занести в свой актив настоящее народное признание. Наконец, Сергей здесь просто неподражаем – если какой-то образ и способен смахнуть из памяти все предыдущие, то это нелепый вид перевоспитавшегося преступника, некогда известного под кличкой Сумрак.
Высоцкий
Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»
Выход в прокат биографической картины Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» сопровождался сумраком тайн и туманом интриги, до последнего момента от зрителей скрывалось имя актера, исполнившего роль знаменитого советского поэта и музыканта. По словам создателей фильма, сделано это было для того, чтобы зритель абстрагировался от шлейфа образов, тянущихся за актером, и сосредоточился на Высоцком. В большой мере это удалось, хотя черты Сергея Безрукова местами проступали даже через силиконовый грим, использованный в картине. Какие-то претензии по качеству фильма к актеру предъявлять здесь бессмысленно, создатели увлеклись воссозданием облика певца и атмосферы времени, растеряв по дороге душу. Шедевром картина не стала, хотя и смотрится с живым интересом до сих пор.
Николай Раневич
Кадр из фильма «Матч»
Вышедшая в прокат весной 2012 года историческая драма «Матч» режиссера Андрея Малюкова преследовала две цели: фильм должен был стать подарком ветеранам к очередному Дню Победы и одновременно рассказать о драматической странице в истории советского спорта накануне европейского чемпионата по футболу, проходившего в тот год в Украине. Обе задачи были выполнены, хотя и не без огрехов, военная составляющая фильма получилась пресной и натянутой, а футбольная часть, хоть и была снята с любовью к игре, оставляет желать лучшего. Сергею в этом фильме досталась главная роль вратаря Николая Раневича, что выглядит несколько странно, учитывая совсем не вратарский рост Безрукова. Списать это можно лишь на то, что спорт в картине – это только одна из сторон тяжелой военной жизни, отнюдь не самая главная.
Смайлик
Кадр из фильма «Джентльмены, удачи!»
После шумного треска, с которым в прокате провалился покадровый ремейк «Кавказской пленницы», позор (а иного слова и не подобрать) современного варианта «Джентльменов» не выглядит такой уж большой катастрофой. Да, картина получилась пустой, да, в ней нет того юмора и душевности, которые в изобилии присутствовали в оригинальной картине, но новые «Джентльмены» хотя бы разыграны с претензией на оригинальность. Главная роль в картине досталась как раз Сергею. Даже две роли – Безруков играет и рецидивиста Смайлика, и детского аниматора Лешу. Действие переместилось из среднеазиатской пустыни в Египет и с подмосковных дач в питерские коммуналки. Полагаем, Сергей и сам не любит вспоминать этот свой опыт, но мы решили упомянуть о нем, держа в уме смелость актера – вед конкурировать ему пришлось с легендарным Евгением Леоновым. Тут уступить совсем не стыдно.
Гордей Брагин
Кадр из фильма «Золото»
Сейчас Сергею Безруков уже за сорок, и на роли энергичных подростков актер соглашаться перестал, куда ближе ему теперь образы, которые может в бесчисленном количестве предоставлять русская литература. Образы крепких русских мужиков, хозяев земли русской. Экранизация романа писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка «Дикое счастье» – это тот проект, в котором Сергей ощущает неиссякаемый источник для последующих работ. Фильм рассказывает о сибирском купце, чью жизнь переворачивает столкновение с коварным металлом, сводящим с ума. За время действия картины главный герой переживает всю гамму эмоций – это настоящий подарок для актера. Увы, зрители не смогли в полной мере оценить ленту, неуверенный прокат оставил картину за пределами уральских и сибирских городов. Оценить, насколько колоритен Сергей в картузе и с бородой, смогли немногие, а жаль.
Сергей Безруков
Биография
Сергей Безруков – российский актер театра и кино, народный артист Российской Федерации и лауреат государственной премии РФ. Разнообразие сыгранных на театральных подмостках и съемочных площадках ролей этого артиста впечатляет, ведь ему приходилось воплощать как обычных людей, так и исторических личностей.
Детство и юность
Сергей Витальевич родился 18 октября 1973 года в Москве. Мать Наталья Михайловна работала заведующей магазина. Отец Виталий Сергеевич – актер и режиссер, служил в Театре сатиры в Москве. Еще мальчишкой Сережа видел в нем пример для подражания, который вдохновил его связать жизнь с актерским искусством. Будущий исполнитель обожал бывать за кулисами театра, где наблюдал за игрой профессионалов.
Позже юный артист и сам начал выходить на сцену, руководствуясь советами отца. Тот учил наследника не притворяться, а проживать роль. Эти знания пригодились в подростковом возрасте, когда он играл в спектакле «Мой бедный Марат».
К поступлению в Школу-студию МХАТ Безрукова тоже готовил Виталий Сергеевич. Будущий исполнитель учился под руководством самого Олега Табакова, о котором всегда с благодарностью отзывается в интервью. Стены вуза артист покинул с красным дипломом на руках, после чего продолжил свой творческий путь в театре.
Служба в театре
Табаков не оставил без поддержки талантливого выпускника и принял его в труппу Московского театра-студии, которым руководил. За период службы там актер сыграл немало ярких ролей в постановках именитых режиссеров. Талант звезды неоднократно был отмечен театральными премиями.
Неудивительно, что и постановщики из других театров желали видеть артиста в своих спектаклях. Запоминающимся моментом для Безрукова стало участие в пьесе «Амадей» Марка Розовского, где он сыграл главную роль. Актер получил возможность выйти на сцену со своим мастером – Олегом Табаковым, что подарило массу положительных эмоций. Режиссер с восторгом отзывался о сотрудничестве с молодым исполнителем, ведь тот ответственно отнесся к подготовке и мгновенно вжился в образ.
Другим ярким персонажем, сыгранным звездой, стал Сирано де Бержерак из одноименного спектакля, поставленного на сцене продюсерского центра «Арт-Питер». Перед Сергеем стояла сложная задача, ведь, несмотря на то, что его герой некрасив, он должен влюблять в себя зрителя. Но исполнителю это удалось.
Губернский театр
Значимым моментом в биографии Безрукова стало назначение на пост руководителя Московского губернского театра, образовавшегося после слияния двух других театров. Премьера первого спектакля состоялась уже в 2013 году. Это комедия «Нашла коса на камень» по произведению Александра Островского. Она стала визитной карточкой «детища» звезды.
Как руководитель Сергей Витальевич задумал создать «театр для людей». Поэтому он сделал все, чтобы премьеры могли посещать люди с особенностями – в театре установили пандус для инвалидных колясок и поставили оборудование для тифлокомментирования. За это артист удостоился премии «Инновационный прорыв».
Кроме того, Безруков инициировал проведение ежегодных фестивалей – Летнего и Международного детского. Не забывал он и о новых постановках – только за 6 сезонов репертуар был обогащен 40 спектаклями с участием знаменитых исполнителей. Среди них немало детских пьес.
«Бригада»
Хотя Сергей был востребованным театральным артистом, большинство зрителей узнали о нем только в начале 2000-х. Актер дебютировал на экранах в картине «Похороны Сталина», где исполнил эпизодическую роль. После этого он регулярно появлялся на экранах и даже играл главных героев, но оставался незамеченным.
Все изменилось, когда в жизни актера появился сериал «Бригада», повествующий о суровых 90-х. Пробы на роль Саши Белого проходили около 300 претендентов, но режиссера Алексея Сидорова никто не устраивал, пока не пригласили Безрукова. Он был утвержден сразу же.
Чтобы сплотить артистов, сыгравших главных героев, создатель проекта на месяц поселил их в одном доме. Задумка удалась, ведь в кадре Сергей и его коллеги Павел Майков, Дмитрий Дюжев и Владимир Вдовиченков на самом деле выглядели так, словно были готовы порвать друг за друга.
Завязкой для сюжета послужила драка Саши Белого с Мухой – героем актера Сергея Апрельского. Позже кинематографисты признались, что сцена выглядит так натурально, потому что во время работы исполнители получали настоящие повреждения, за что дежуривший на площадке врач называл их сумасшедшими.
Но такая правдоподобность и характер персонажа Безрукова стали залогом успеха. После премьеры на ранее неизвестных актеров обрушилась популярность и многочисленные приглашения на съемки. Сам Сергей остался доволен ролью, ведь он «сыграл самого молодого крестного отца за всю историю», но от участия в продолжении отказался, поскольку успел перерасти героя.
Зато в 2020 году исполнитель порадовал поклонников появлением в клипе Тимати, Джигана и Егора Крида на песню Rolls Royce. В нем он хоть и ненадолго, но вернулся к образу Саши Белого.
Фильмы
Реакция зрителей была неоднозначной, когда после сурового бандита, актер вдруг решил сыграть честного милиционера. Но Безруков не увидел в этом проблемы, ведь его герой в «Бригаде» был человечным, как Павел Кравцов из «Участка». В итоге этот образ порядочного русского мужчины закрепился за звездой, а звучавшая в сериале песня «Березы», в записи которой он участвовал, стала ассоциироваться с его экранными воплощениями.
Затем последовала целая вереница ролей, среди которых можно выделить Иешуа из «Мастера и Маргариты». Своего героя в картине артист описал как светлого и чистого, верящего в исправление людей и готового дарить им всепоглощающую любовь. По признанию звезды, играть персонажа оказалось непросто, но увлекательно.
Сергею Витальевичу неоднократно приходилось воплощать исторических персон. В 2006 году он предстал перед зрителями в образе Александра Пушкина, которого сыграл в картине «Пушкин: последняя дуэль». Эту же роль он исполнил в сериале «Одна любовь души моей».
А вот в военном кино увидеть актера можно не так часто. Ярким примером такой работы является фильм «В июне 41-го», где Безруков воплотил лейтенанта погранвойск Ивана Бурова. Чтобы запастись вдохновением, исполнитель просматривал ленты «Освобождение» и «Они сражались за Родину».
Год спустя, в 2009-м, Сергей Витальевич появился на экранах в комедийном амплуа, сыграв беглого заключенного, скрывающегося от преследования под видом вожатого в детском лагере, в фильме «Каникулы строгого режима». Его партнером стал бывший коллега по «Бригаде» Дмитрий Дюжев.
Москва. Заслуженный артист РФ Сергей Безруков во время сбора труппы театра под управлением Олега Табакова. Фото Эмиля Матвеева (ИТАР-ТАСС)
Очередным нашумевшим проектом с участием артиста стала драма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Съемочная группа скрывала исполнителя главной роли, в прессе ходили фантастические слухи о двойниках музыканта и об использовании голографических технологий и приемов 3D-моделирования в постобработке.
Сам актер был уверен, что на роль утвердили Владимира Машкова, поэтому удивился, когда пригласили на пробы. Хотя сыграть Владимира Высоцкого было мечтой, Сергей долго отнекивался, ведь знал, что с его послужным списком это станет очередным поводом для шуток. Но создателям все же удалось убедить артиста.
Съемки в фильме оказались для Безрукова тяжелым испытанием. На грим уходило 3 часа, а носить его требовалось весь съемочный день в жару. К тому же каждый раз актеру приходилось вправлять спину, потому что боксерская выправка знаменитого барда оказалась для него неестественной. Но об участии в проекте он все же не пожалел.
Вскоре после этого состоялась премьера криминальной драмы «Черные волки», события которой происходят в Ярославле в 50-е годы прошлого века. В образе незаконно осужденного следователя, решившего отомстить шайке, погубившей его семью, артист объединил характеры героев «Бригады», «Участка» и «Каникул строго режима» и остался доволен результатом. Также для правдоподобности ему пришлось научиться говорить «по фене», что удалось с помощью словаря.














