безумство храбрых вот мудрость жизни смысл

Откуда выражение «безумству храбрых поем мы песню»?

Безумству храбрых поем мы песню — фраза из рассказа М. Горького «Песня о соколе»

. «Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
«В их львином реве гремела песня о гордой птице,
дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:
„Безумству храбрых поем мы славу!
„Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью.
Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни
и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
„Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!
„..“»

«Песня о соколе»

безумство храбрых вот мудрость жизни смысл

«Самарская газета» вчера и сегодня

Применение фразеологизма в литературе

«У меня вон вену сестра пятый день ищет, а он: «поп» да «поп»! «Безумству храбрых поем мы песню». А просто безумству ― нет» (Владимир Высоцкий «Жизнь без сна»)
«Потому «безумству храбрых поем мы песню», что оно, как ничто другое, великой силой примера пробуждает в людях благородные чувства, заставляет сильнее биться сердца» (Владимир Санин «Не говори ты Арктике ― прощай»)
«Подвиги! Безумству храбрых поем мы песню! ― с криком вознес руки к потолку Ланцов» (Виктор Астафьев «Пастух и пастушка. Современная пастораль»)
«О Марине мы много спорили ― многие ее жалели, ссылались на ее безумие, а многие осуждали и спрашивали: почему ее безумие выразилось в малодушии и предательстве, а не наоборот: ведь говорится же, что безумству храбрых поем мы песню!» (Владимир Соловьев «Три еврея, или Утешение в слезах»)

Источник

Урок литературыт «М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»; 8 класс

М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»

Тема:М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»

Цели: 1)Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;

2)Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе;

3)Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Тип урока: изучение нового

II. Побудительная мотивация. Слайд 1

– Ребята, прочитаем высказывание Лессинга, скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»

– Скажите, легко ли размышлять?

III.Познавательная мотивация. Слайд 2,3

— Зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

– Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М. Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.

Тема, цели урока Слайд 4, 5

зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

«Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М. Горький «Часы»)

1) Выразительное чтение «Песни» учителем

(произведение читается нараспев, не спеша, речетативом)

— Какое впечатление произвела на вас «Песня о Соколе»?

А) Кто рассказывает «песню»? (хороший знакомый героя, чабан Рагим)

Б) Присутствует ли автор в «песне»? (автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения);

В) Как построено произведение? Какие части его можно выделить? (вступление, песня, заключение);

Г) Что объединяет начало и конец произведения? (пейзаж);

Д) Что кажется необыкновенным в описании природы? (природа одухотворена)

Слово учителя
: этот прием называется олицетворением.Зачем?При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.
3)Устное задание:

найти в тексте олицетворения +эпитеты – яркие образные определения
( море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают и др. + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.)
(в тетрадь записать определения
олицетворение, эпитет)
.

Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.

4) Вопросы для учащихся:

А) Каково настроение автора и рассказчика?(найти и зачитать в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать»)

безумство храбрых вот мудрость жизни смысл безумство храбрых вот мудрость жизни смысл безумство храбрых вот мудрость жизни смысл безумство храбрых вот мудрость жизни смысл безумство храбрых вот мудрость жизни смысл безумство храбрых вот мудрость жизни смысл безумство храбрых вот мудрость жизни смысл безумство храбрых вот мудрость жизни смысл безумство храбрых вот мудрость жизни смысл безумство храбрых вот мудрость жизни смысл

Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения – так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый

подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в “утонченных” эмоциях, героях и словах.

есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль” любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями.

Сюжетная находка Горького – то, что о молодости и любви рассказывает старость – позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются

полной противоположностью. Данко – это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям.

Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден.

Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг – сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра – одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость.

Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию.

Если ельзя обладать – нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не м°г владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только при-оряются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами.

Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше – что ж, живи один, если мы тебя недостойны.

Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества.

Свобода и любовь – тема притчи о Радде и Лойко. Нет любви в рабстве, нет подлинных чувств в самообмане. Герои любят друг друга, но превыше всего для них свобода.

Свобода у Горького – не беззаконная вольница, а возможность сохранить свою сущность, свое “я”, то есть свою человечность, без которой не может быть ни любви, ни жизни.

Романтизм ранних рассказов Горького, его героические идеалы близки и понятны молодости всегда, они будут любимы и будут вдохновлять на поиски правды и подвига все новые и новые поколения читателей.

У тебя было какое-то представление о жизни, была какая-то вера, задача, ты был готов к подвигам, страданиям и жертвам — а потом ты постепенно увидел, что мир не требует от тебя никаких подвигов и жертв, что жизнь — это не величественная поэма с героическими ролями, а мещанская комната, где вполне довольствуются едой и питьём, кофе и вязаньем чулка, игрой в тарок или радиомузыкой. А кому нужно и кто носит в себе другое, нечто героическое и прекрасное, почтение к великим поэтам или почтение к святым, тот дурак и донкихот. Вот так.

Герман Гессе, «Степной волк»

Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Безумству храбрых поем мы песню!

М. Горький, «Песнь о Соколе»

Более двух недель прошло с того дня, когда не стало Тимура Куашева. Молодого человека, которым по праву гордится думающая часть кавказской молодежи, ведь ему удавалось говорить то, о чем некоторые могли только думать, а кто-то и не помышлял вовсе. По Джорджу Оруэллу (роман «1984»), Тимур был экстремистом, ведь он говорил правду во времена всеобщей лжи.

Более двух недель прошло с того дня, когда северокавказская молодежь попрощалась с одним из ее бесспорных общественных лидеров, идеологов и просветителей нового формата – информационного. Все это о 26-летнем парне, который оставил за столь короткую жизнь столь яркий и неизгладимый след в сердцах даже тех людей, которые знали его лишь с экрана монитора.

Время идет, а надежды на справедливое и добросовестное расследование убийства Тимура все меньше, что бы ни говорили люди, «облеченные земной властью». Он, к огромному сожалению, не первый в этой плеяде павших за правое дело, и что-то мне подсказывает, что не последний. Этот молодой парень, с горячим сердцем и пламенной душой, небезразличный к судьбам тысяч людей, которых он никогда не видел, ушел и нам его не вернуть. Так, может самое время вспомнить то, за ЧТО он боролся, КАКИМ он был и ПОЧЕМУ его жизнь так скоро оборвалась?

Тимур был личностью, в той или иной мере близкой всем – своей человечностью, простотой, юмором и искренним отношением он неизменно привлекал к себе окружающих, но в то же время, думается, что до конца он не был понят никем. Даже самыми близкими людьми, друзьями, соратниками. Не всем им удавалось уяснить себе, для чего проводить одиночный (!) пикет у здания посольства государства-агрессора Израиль, ведь его нигде не будут транслировать, о нем не напишут в газетах, на этом в конце концов не выстроишь карьеру политического и общественного деятеля, «владеющего умами молодежи» и организующего тысячный митинг. Не все способны понять, для чего сниматься в ролике против коррупции в республике, где, как и в прочих регионах СКФО, ее уровень беспрецедентен и масштабы не поддаются разумному осмыслению. Для чего поднимать самые болезненные колючие вопросы, о которых многие знают, но говорить о них вслух как-то не принято, а где-то и небезопасно? Для чего же выносить весь этот сор из избы?

Думается, что не карьерные надежды двигали Тимуром, не помыслы о возможных общественно-политических дивидендах руководили его сознанием. Смешно подумать, что молодой человек с блестящим столичным образованием не понимал, на какой риск идет, раскрывая в своих журналистских расследованиях правду, сокрытую от глаз общественности. Правду, которая слишком неудобна для тех, кто руководит процессами т.н. «радикализации и исламизации» молодежи, «международной борьбы с терроризмом» и прочих исламских «страшилок», а в действительности прямо или косвенно поддерживает совершаемый по отношению к мусульманам в разных частях мира геноцид и сегрегацию.

Есть один замечательный хадис Пророка Мухаммада (да благословит его Аллагь и приветствует), посвященный теме единства исламской уммы: «Мусульмане в своей взаимной любви, милости и сочувствии друг к другу подобны единому организму. Когда один его орган испытывает боль, то весь организм с беспокойством отзывается на эту боль».

В этом хадисе заключен идеал и ключевой смысл отношений мусульман всего мира между собой. И в этом же хадисе кроется причина, краеугольный камень и едва ли не единственное объяснение того, почему в современном мире.

Мы, мусульмане, столь разобщены и подвергаемся постоянным притеснениям, гонениям, как моральным, так и физическим, почему голос внушительной части мирового сообщества (почти ¼ населения мира исповедует ислам) остается неуслышанным, а во многих случаях – даже невысказанным.

А происходит это все потому, что в умме нет единства, потому что мусульманин современности может спокойно наблюдать за горем, постигшим его брата по вере не только в другой части света, но и здесь, совсем рядом. Арабский мир, сквозь пальцы глядящий на зверства Израиля в Палестине, и Северный Кавказ, допустивший братоубийственную гражданскую войну, – яркие тому примеры.

Тимур был одним из тех, кто не воспринимал религиозные нормы формально, не ограничивался ритуальным исполнением обрядов и правил. Одним из тех, кто воспринял хадис о том, что умма – это единый организм, далеко не формально, а глубоко и искренне приняв и осознав его истинный смысл. Он умел взять на себя боль другого человека, помочь если не делом, то хотя бы словом. Не жалуясь и не считая себя лучше других, Тимур делал то, что считал своим долгом

Верил ли он в то, что одиночный пикет, выступление на круглом столе или публикация в СМИ смогут противостоять той машине зла, которая орудует в мире, той антиисламской и антикавказской истерии, развернувшейся в России и мире в последние годы? Верил ли в то, что государства-агрессоры, у посольства которых он методично проводил пикеты и митинги даже в лютый холод, прекратят совершаемые ими зверства или вообще каким-то образом отреагируют на его отважные действия? Едва ли. Тимур был горяч, тверд в своих убеждениях, напорист и бескомпромиссен, но отнюдь не был глуп. Он трезво оценивал свои силы и потенциальные результаты своих действий.

Но это все – логика, а есть у человека и Душа, есть то бессознательное, что движет идейными людьми, тот мощный заряд внутренней энергии, который призывает человека действовать в соответствии со своими идеями и принципами. Только лишь это действие может помирить разум и сердце, действительность и представления об идеальном мире, дать человеку гармонию, не заперев его внутренние силы на замок, а предоставив его пассионарности возможность преобразовывать мир вокруг себя.

И узловым моментом при выявлении причины радикализации в каждом конкретном случае, автор определяет тот факт, видит ли мусульманин иные, приемлемые для себя пути и способы сохранения, укрепления и развития своей религии, кроме вооруженных. Видит ли он возможности для реализации своего потенциала как мусульманина в той системе, где это не предусмотрено институционально, законодательно, административно. И автор с грустью констатирует, что сегодня почти нет таких ниш, полномочий, постов, где они могли бы реализоваться как мусульмане на благо своей религии, народа и отечества, несмотря на то, что мусульманская молодежь уже на протяжении нескольких десятилетий ищет для себя возможности послужить своей религии и обществу на ниве созидательной активности.

Для чего я говорю об этом? Потому что считаю бесспорной заслугой Тимура то, что он нашел для себя нишу, в которой при существующем положении дел мог реализовать свой потенциал исключительно в мирном русле. Тимур сумел придать своей протестной энергии конструктивное направление, ориентированное на диалог, поиск истины и постепенное решение назревших острых социально-экономических и духовных проблем. Этот молодой человек, которому Всевышний так много дал, сумел с толком распорядиться полученным, и за этот короткий срок в 26 лет оставил наследие, которое иным не удается оставить и за 80 лет жизни.

Наша жизнь безумно и непредсказуемо коротка, она может оборваться в любой момент. Никто не знает, когда Создатель заберет то, что было дано лишь на временное хранение. Уважения заслуживают те люди, которых несмотря на многочисленные жизненные соблазны, более всего заботит мысль о том, ЧТО они оставят после себя и ЧТО возьмут с собой в мир иной. Они знают, что нельзя размениваться на сиюминутное, на то, что окружает нас, на то, что уходит так же легко, как и дается. Они помнят про тот День, когда каждый будет отвечать за свои слова и поступки, и поэтому пытаются сделать все, чтобы не остаться в убытке в этот день.

Сколько раз глядя на заметки и статьи Тимура, сердце сжималось от страха и восхищения — такой непримиримой была его борьба. И сам он был человеком, не идущим на компромиссы, прежде всего со своей совестью. Отступиться от своих идеалов и ценностей было для него немыслимым. Именно они и делали его сильным. В ответ на слова беспокойства и предостережения Тимур отшучивался: «Ну не могу я быть конформистом, как вы, не могу!». Очевидно, что мысль о сытой жизни и пристанище, в котором всего «тепло и сыро», была чужда Тимуру, не соответствовала его активной жизненной позиции. Он не мог довольствоваться тем, чего достаточно большинству современных людей, — внутренняя жизнь требовала от него большего.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллагь и приветствует) сказал: «Ислам пришел чуждым, и он возвратится чуждым, так же, как и пришел. Туба (дерево в Раю) – чужакам». Его спросили: «Кто эти чужаки?» Он ответил: «Те, которые очищают и исправляют то, что люди исказили из моей Сунны».

Чужаком в наше время является всякий, кто обличает существующие заблуждения, зло и греховность, осмеливается сказать слово правды в лицо несправедливому правителю, призвать его к истине. Чужаков преследуют, тайно или явно, в крайнем случае от них избавляются. Они мало вписываются в современную общественную систему, порой становясь чужаками даже в собственной общине, в республике, вырастившей их отцов и дедов.

Думается, что нелегко быть таким «чужаком» — это постоянный труд, борьба, преодоление препятствий, требующие невероятной духовной силы. Но сильному и проще: перед ним не стоит выбор солгать или сказать правду, предать свои принципы или быть им верным. Его душу не мучают постоянные сомнения

«Так ли я живу, как следует?» Сильный человек уверен в своем Господе, в себе и правильности своего пути.

Конечно, один в поле не воин – эта истина стара как мир. Один не изменит систему, один не предотвратит вселенское зло, один не повернет на 180 градусов вектор государственной политики в какой бы то ни было сфере общественной жизни, но один может направить свой духовный заряд, посыл современникам и будущим поколениям, дать надежду на то, что изменения возможны, нужно лишь поверить в свои силы и надеяться на Божий промысел.

Вспоминается история, на которую я однажды наткнулась в просторах сети. Не знаю, насколько она достоверна и является ли действительно хадисом. «Когда хотели сжечь Пророка Ибрахима (мир ему) один из муравьёв стал носить воду в своем рту на костер Ибрахима. И тогда остальные звери спросили его удивленно: «Разве ты надеешься своей водой загасить это пламя?» Муравей ответил: «Нет, я не надеюсь, что смогу его затушить, но я надеюсь на то, что когда Всевышний спросит у меня «Что ты сделал, когда сжигали моего Пророка?», то это и будет моим оправданием перед Ним».

Стоит задуматься о том, каким будет наше оправдание, оправдание тысяч мусульман, которых мало заботит участь, постигшая их единоверцев. А у Тимура это оправдание уже есть.

Источник

Значение крылатых выражений — Безумство храбрых, блажен кто верует тепло ему на свете, блоху подковать

«Безумство храбрых«

Выражение из «Песни о Соколе» М. Горького, 1898 год.
В произведении Максима Горького, написанном ритмической прозой, рассказывается о раненном в бою Соколе, который упал в горах и не мог больше подняться. Там его увидел Уж, который всю жизнь тихо прожил на дне ущелья и не понимал птиц, стремящихся в небо. «Смысл жизни только в борьбе, в полёте», — утверждал Сокол, для которого была немыслима та спокойная жизнь, которую вёл Уж. Сокол собрал последние силы, попытался взлететь хотя бы ещё раз в жизни, но крылья его не держали, он упал на скалы и разбился.
«Песня о Соколе» заканчивается следующими словами:
«Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
О смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью.
Но будет время — и капли крови твоей горячей,
как искры, вспыхнут во мраке жизни
и много смелых сердец зажгут
безумной жаждой свободы, света!
Пускай ты умер!
но в песне смелых и сильных духом
всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поём мы песню. »
«Песня о Соколе» М. Горького имела очень широкое распространение в революционно-демократических кругах. В начале 1900-х годов слова из Песни (часто в виде: «Безумству храбрых поём мы песню! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!») употреблялись в прокламациях партии большевиков.
Употребляется как образная характеристика самоотверженной деятельности людей, которые борются за идеалы, хотя определенные условия не позволяют им одержать победу.

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете«

Слова Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», 1824 год, действие 1, явление 7.
«Блажен» — счастлив.
«Верует» — верит, уверен в чём-либо.
Смысл : хорошо человеку, который уверен в чём-либо.
Говорят обычно иронически о людях, которые без достаточных оснований верят в то, что другим представляется мало вероятным.
Пример из литературы:
«Россия» верит в благожелательную заботливость Николая II. Блажен, кто верует! (Г. Плеханов, «Что же дальше?»).

«Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел«

Выражение из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», 1823—1832 годы, глава 8, строфа 10.
«Блажен» — счастлив.
Смысл : всё хорошо только в своё время. Употребляется как одобрение своевременного, уместного поступка или в качестве осуждения человека за какие-либо поступки, которые уже не соответствуют его возрасту или положению.
Пример из литературы:
В каждом моменте жизни человека есть современные этому моменту потребности и полное их удовлетворение: Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел (В. Белинский, «Письмо к В. П. Боткину», 16 декабря 1839).

«Блоху подковать«

Выражение, возникшее на основе рассказа Н. С. Лескова «Левша», 1881 год.
«Блоха» — маленькое насекомое-паразит.
«Подковать» — прибить на копыто лошади подкову.
В рассказе говорится о том, как англичане сделали крошечную металлическую блоху и прислали её в подарок русскому царю, чтобы показать, какие они искусные мастера. Однако простой русский мастер Левша (левша — человек, который левой рукой владеет лучше, чем правой) из старинного города Тулы сумел эту блоху подковать. Его работу можно было разглядеть только в сильный микроскоп. Так появилось выражение: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Левшой стали называть мастера, который может сделать самую сложную и тонкую работу.
Смысл : сделать что-нибудь необыкновенно сложное, проявив тонкое мастерство, умение, выдумку. Говорят, когда нужно выполнить мастерски очень тонкую и очень сложную работу.
Пример из литературы:
Мы должны чаще вспоминать замечательных мастеров, изобретателей из народа, самоучек. Их было тысячи… От «подковавших блоху» до тружеников — солдат, выигравших многочисленные войны, которые под стать было выиграть лишь сказочным богатырям (А. Адалис, «Творцы жизни»).

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *