бгажноков барасби хачимович биография
Сверхнорма Барасби Бгажнокова
Памяти адыгского ученого Барасби Хачимовича Бгажнокова (1947-2020)
9 декабря 2020 г. скончался учёный-этнолог, мой преподаватель, куратор и друг – доктор исторических наук, неординарный человек, посвятивший жизнь научному определению морально-этического облика своего этноса, которое для многих стало открытием, – мало кто знал до этого, какие высокие принципы заложены в привычный для всех национальный этикет. Норма всегда незаметна и вопросов не вызывает, но он за привычным сумел опознать сверхнорму высокого и благородного происхождения, диктующую соответствующие ей модели поведения, о которых поведал всему миру и в первую очередь своему народу.
Он родился 2 ноября 1947 г. в г. Баксане. Окончил филологический факультет КБГУ и аспирантуру Института языкознания Академии наук СССР, преподавал общую психологию в КБГУ. С 1977 г. исследовал проблемы национальнокультурной специфики общения.
В 1985-м защитил докторскую диссертацию «Культура общения и этнос», с того же года начал работать в Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований старшим научным сотрудником сектора этнографии, затем стал заведующим сектором общих проблем, культурологии, отделом этнологии.
С 2007-го по 2014 г. являлся директором КБИГИ. Он автор более 120 статей, часть из которых опубликована в Соединённых Штатах Америки, Германии, Чехословакии, Швеции, Болгарии.
В числе основных его работ – «Адыгский этикет», «Очерки этнографии общения адыгов», «Черкесское игрище», «Антропология морали», «Отрицание зла в адыгских тостах», «Черкесы (адыги)».
Мы поступили на первый курс отделения русского языка и литературы историко-филологического факультета КБГУ, и недели через две, на перемене к нам зашёл статный мужчина в чёрной рубашке. Узнав, кто староста, протянул мне руку и сообщил, что он наш куратор. С этой минуты мы дружили. Молодой, харизматичный, искренний, до крайности увлечённый своей работой, ни на кого не похожий, во всём он был уникальным. Нравился всем и сразу, и не только студентам, но и преподавателям. Он отвечал за нашу группу перед деканом факультета. Приходил к нам в студенческое общежитие. Тогда преподаватели навещали своих студентов – это входило в обязанности кураторов, пил с нами чай, всегда просил нас вспомнить, о чём нам рассказывали наши бабушки. Ещё он прекрасно рисовал. Доставал карандаш, лист бумаги и делал наброски. Как психолингвист он самовыражался не только в слове, но и в рисунке. Схватывал самую суть, чётко выделяя характер. Рисунки – мини-истории про его студентов. Мы все этому поражались. Сожалею, что ничего из этого наследия молодого Бгажнокова не сохранилось. Он был очень интересным собеседником: много знал, ещё больше спрашивал. Всегда записывал пословицы, поговорки. Спрашивал, есть ли в нашем селе старики, которые могут рассказать о прошлой жизни адыгов. Не упускал ни одного из приглашений, ездил по сёлам и записывал воспоминания старожилов. Он очень любил это дело: слушать и записывать рассказы стариков. Только потом, после окончания университета, когда сами стали педагогами, мы осознали значимость нашей встречи с таким человеком именно в начале пути, на первом курсе университета, что предопределило наш главный интерес в науке.
Друзья, окружавшие Барасби Бгажнокова, были такими же, как и он – интересными и многогранными личностями, каждый из которых в очень большой степени определял самого Бгажнокова. Благодаря Бгажнокову его студенты стали настоящими любителями культурной жизни столицы республики. Мы не пропускали ни одного нового спектакля, постановок в Кабардинском театре. Он всегда приносил целую пачку билетов и бесплатно нам раздавал. Наши педагоги и друзья Хамид Кажаров, Барасби Бгажноков, Борис Утижев были заядлыми театралами. В зале они всегда сидели рядом с нами, а не особняком на престижных местах. После окончания спектакля устраивали нам встречу с артистами и режиссёром. Эти встречи и сами походы в театр были для нас настоящим праздником, и только спустя годы пришло осознание, что из нас делали культурную среду, формируя и соответствующие запросы. Они растили нас и никогда не смотрели на молодёжь свысока, показывали, что мы им интересны, в нас они видят своё собственное будущее. Сейчас я понимаю всю важность того, что они в нас вложили, для становления нашего мировоззрения и мировосприятия и бесконечно благодарна им за это. Уже в качестве преподавателя университета водить своих студентов в театр и на другие культурные мероприятия, что проходили в Нальчике, стало нормой и неотъемлемой частью моей педагогической деятельности. Мы были первыми читателями самых важных его произведений по этикету, по хабзэ. В то время не только не было таких книг, я даже не помню, чтобы мы до него об этом просто говорили. Мы находились в системе хабзэ, и это было нормой нашей жизни, на которую со стороны мы не имели возможности посмотреть, чтобы её оценить. Это стало возможным благодаря Бгажнокову, который стал первым учёным, давшим исчерпывающее определение хабзэ с научной точки зрения. Мы вместе обсуждали конкретные вопросы, поднятые в его работах, и делали свои замечания. Он не только был доволен этим, но и сам просил нас высказываться прямо, невзирая на лица.
Бгажноков был первым человеком, который объяснил своему народу, каков он, показав присущие ему черты и высокие морально-нравственные принципы, заложенные во всём разнообразии межличностных отношений. Он ввёл в научный оборот понятия «этнография общения», «этнический образ», «трансляция культуры», «традиции общения», стандарты и атрибуты коммуникаций, по которым мы сейчас живём.
Его имя стало хорошо известно в Российской академии наук, с его мнением соотносят истинность. Многие вызывающие споры проблемные вопросы, связанные с историческими событиями, он преподносит в своих трудах только с серьёзными обоснованиями и неоспоримыми доказательствами.
Он был настоящим учёным, не знающим страха, не имеющим большего желания, чем получить абсолютно точные и верные ответы на все возникавшие на его научной орбите вопросы.
В то же время это была многогранная личность, живущая насыщенной жизнью с самыми разнообразными культурными, политическими и социологическими интересами. С ним и его друзьями, которые стали и нашими друзьями, мы посещали музейные выставки, он рассказывал о картинах, портретах, выставленных там предметах искусства, приобщая всех нас к культуре во множестве её проявлений. Он и сам был её неотъемлемой частью, и его окружали такие же высокообразованные и многогранные личности. Он познакомил нас с замечательным учёным Мухамедом Кабардовым, сейчас он доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией Психологического института РАО, а также с Валерием Сокуровым – кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Психологического института Российской академии образования в Москве. Мы видели настоящую мужскую дружбу, где все равны, где друг над другом посмеивались, подшучивали и даже что-то высмеивали, но все они были настолько далеки от «земли», так высоко обитали их души, что всё это просто их забавляло. Это крупные адыгские учёные. Уже будучи преподавателем КБГУ, я не раз приглашала их на встречи со своими студентами, и они всегда получали от этих учёных нечто новое, открывающее глаза на казалось бы давно известное.
Барасби Бгажноков умел защитить ту идею, которую провозглашал, невзирая на статус своих оппонентов. Единственным и непререкаемым авторитетом для него была только правда, перед которой он никогда не грешил.
Он был одним из первых, кто восстанавливал историческую память своего народа, по сути он совершил революционный переворот в ментальной сфере своего этноса, откорректировав базовые представления о себе как этнической единице. Его произведения – это удивительный мир по широте и глубине исследований адыгской истории.
Молодёжь он не просил, а требовал от неё знать родной язык и соблюдать обычаи. Каждая его книга достойна самого пристального внимания и бережного отношения. Они, как наши старшие, ревностно следят за тем, чтобы мы соответствовали зафиксированным в хабзэ высоким стандартам поведения и межличностного общения, что по достоинству оценено и чему придан научный статус.
Именно Бгажноковым, всем его трудом и творческим потенциалом сформировано научное определение национального самосознания, без чего ни один народ не обретает самоуважения. Каждое из его произведений содержит в себе то наиважнейшее зерно, которое всегда даёт только добрые всходы, так как формирует высоконравственную личность, востребованную в цивилизованном обществе.
Собрать все работы Бгажнокова в одном сборнике или двухтомнике – это то, что мы обязаны сделать как в добрую и светлую память о большом учёном – цвете нации, так и ради будущих поколений, для которых он собрал, сберёг, оценил и раскрыл высокие образцы культуры адыгов.
Зера БАКОВА
доктор филологических наук
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»
Скончался Барасби Бгажноков
Кабардино-Балкария, российская наука понесли невосполнимую утрату. 8 декабря 2020 г. ушел из жизни крупный ученый-историк, этнолог, доктор исторических наук, заведующий сектором археологии и древней истории Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН –Бгажноков Барасби Хачимович.
Коллектив Кабардино-Балкарского научного центра РАН
Телефон горячей линии: 8 (928) 723-62-86
Анонс мероприятий
Научно-исследовательский семинар ИПМА КБНЦ РАН по
современному анализу, информатике и физике
14 июля 2021 года, 10:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН.
Научный руководитель семинара – Псху А. В., директор ИПМА КБНЦ
РАН, д. ф.-м. н.
Тема доклада:
«Внутреннекраевые задачи со смещением для одного
смешанно-гиперболического уравнения второго порядка».
Докладчик: Балкизов Жираслан Анатольевич, ведущий научный сотрудник
отдела уравнений смешанного типа ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.
Секретарь семинара – Эфендиев Б. И., старший научный сотрудник отдела
дробного исчисления ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.
Научно-исследовательский семинар ИПМА КБНЦ РАН по современному анализу, информатике и физике
7 июля 2021 года, 11:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН.
Научный руководитель семинара – Псху А. В., директор ИПМА КБНЦ РАН, д. ф.-м. н.
Тема доклада: «Компьютерное проектирование потоковых сетей высокого ранга оптимальности».
Докладчик: Кудаев Валерий Черимович, заведующий отделом вычислительных методов ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.
Секретарь семинара – Эфендиев Б.И., старший научный сотрудник отдела дробного исчисления ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.
25 декабря в 12:00 в режиме он-лайн состоится заседание Совета по высшему образованию и науке при Главе КБР
ВНИМАНИЕ!
Семинар ИПМА КБНЦ РАН, посвященный 60-летию полета Ю. Гагарина в космос
Дата, время и место проведения семинара: 14 апреля 2021 г., среда,
15:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН
Повестка дня
1. Доклад на тему: «Современные проблемы астрономии и астрофизики».
Докладчик – заведующий отделом теоретической и математической физики
ИПМА КБНЦ РАН, д. ф.-м. н. Рехвиашвили С. Ш.
2. Доклад на тему: «История развития отечественной космонавтики».
Докладчик – научный сотрудник отдела теоретической и математической
физики ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н. Мамчуев М.О.
Научно-исследовательский семинар ИПМА КБНЦ РАН
по современному анализу, информатике и физике.
Научный руководитель семинара – и. о. директора ИПМА КБНЦ РАН, д. ф.-м. н. Псху А. В.
Секретарь семинара – старший научный сотрудник отдела дробного исчисления ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н. Эфендиев Б. И.
Дата, время и место проведения семинара: 31 марта 2021 г., среда, 11:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН
О Барасби Бгажнокове
Все еще не верится, что Барасби Хачимович Бгажноков ушел их жизни. Невосполнимая национальная утрата и личная потеря для многих. Барасби был одним из самых дорогих мне людей. Он оказал глубокое влияние на мои жизненные принципы, научные подходы и общественную деятельность.
Сила идей Бгажнокова заключалась в том, что они зарождались как ответ на его личный кризис идентичности. Барасби исполнилось 12 лет, когда его отец Хачим Гумарович Бгажноков (1915-2002) стал Героем Социалистического Труда, а до и после этого руководил райкомами, раисполкомами, колхозами и заводами. Платой за бурную партийную и хозяйственную деятельность отца, с постоянными переездами из одного города в другой, стало то, что его дети одними из первых попали в жернова русификации и советской идеологии, как и дети многих выдающихся деятелей той эпохи. Барасби рассказывал, что при поступлении в университет он не мог писать и читать на родном языке. Барасби выучил родной язык на филологическом факультете Кабардино-Балкарского госуниверситета и затем защитил кандидатскую диссертацию «Психолингвистические проблемы общения» (1974) в Институте языкознания АН СССР.
Вместе с языком он изучал культуру. «Я не этикетный человек»,— любил шутить Бгажноков, написавший знаменитый «Адыгский этикет» (1978), по которому родители учили детей здороваться, сидеть за столом и общаться со старшими и противоположным полом. Он ввел в оборот неологизм щэнхабзэ (этикет). Позже он написал «Очерки этнографии общения адыгов» (1983) и защитил докторскую диссертацию по теме «Культура общения и этнос» (1985). В те годы молодой Бгажноков уже собирал огромные аудитории, выступая с публичными лекциями. Я был одним из студентов, слушавших его выступления по сравнительному этикету.
Мы познакомились с Бгажноковым, когда он заканчивал свою книгу «Черкесское игрище» (1991). «Танец это одна из основ идентичности, и он исчезает у нас на глазах», объяснял Бгажноков. Так и не научившись танцевать в свою комсомольскую молодость, я оценил бгажноковский призыв после развала Советского Союза, когда адыгский танец объединил новое поколение молодых людей на родине и в диаспоре, включая тех, кто знал только русский (турецкий, арабский, английский или иврит).
Но «большое видится на расстоянии» — и лишь спустя годы я понял истинное значение книги Бгажнокова, благодаря американскому ученому Чарльзу Кингу (на чью книгу A History of the Caucasus Бгажноков, кстати, написал рецензию). Посетив Нальчик в 2008 году, Кинг был поражен черкесскими игрищами (адыгэ джэгу), проводившимися на площади Абхазии каждую неделю. Американский профессор подружился с известным хореографом Казбеком Балкаровым и вместе с ним организовал танцы под шотландскую волынку. Тогда же Кинг познакомил меня с теорию о том, что большинство «старинных» артефактов на самом деле являются недавним изобретением, как, например, знаменитая клетчатая материя для шотландской мужской юбки. Кинг предложил мне совместно исследовать феномен адыгэ джэгу. Наше исследование привело к совершенно неожиданному открытию. Оказалось, что термин «адыгэ джэгу» — это буквальный перевод названия книги Бгажнокова «Черкесское игрище». До этого в адыгском языке слова «адыгэ» и «джэгу» никогда не употреблялись вместе. Одна из основателей танцевального движения Залина Шериева рассказала, как она и ее сподвижники «возрождали» (а на самом деле создавали) адыгэ джэгу в 2005 году по книге Бгажнокова.
Вехой в современной науки и общественной жизни стали издание сборника «Канжальская битва» (2008) под редакцией Бгажнокова и организация им одноименной конференции: они заложили научную основу другого современного движения – конных походов 2008 и 2018 гг. в честь юбилеев Канжальской битвы 1708 г.
Бгажноков был удивительно разносторонним человеком. В начале 1990х годов он выступал с политической трибуны, как один из лидеров кабардинского национального движения и организаторов борьбы за независимость Абхазии. В последующие десятилетия он посвятил себя науке, возглавил институт гуманитарных исследований (2007-2014) и исследовал нравственные категории эмпатии и самоуважения в книгах «Адыгская этика» (1999) и «Антропология морали» (2010); главы из последней переведены на английский язык и опубликованы в Америке.
Насыщенная жизнь и плодотворная деятельность Барасби Бгажнокова стали ответом на кризис адыгской идентичности. Пройдя через горнила коммунистического тоталитаризма и пост-советского идеологического вакуума, его идеи сформировали поколения молодых людей в эпохи застоя, перестройки и национального возрождения. Его именем будут названы улицы и площади. Об этом выдающемся человеке будут написаны диссертации и книги. Нам еще предстоит осознать, как труды Бгажнокова стали концептуальной основой современной адыгской национальной идентичности, построенной во многом на бгажноковском этикете и этике.
Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
Не стало Барасби Бгажнокова
Не стало Барасби Хачимовича Бгажнокова, выдающегося ученого –кавказоведа, члена Адыгской(черкесской) международной академии наук, заслуженного деятеля науки Кабардино-Балкарской Республики.
Приехав в Ленинград учиться в университет в середине 1980-х гг. на истфак, я чуть ли не в первую неделю услышала от ученых из Ленинградского отделения Института этнографии и антропологии РАН, что недавно здесь на конференции был Бгажноков, произвел фурор, и что такого уровня докладов и обобщений давно не слышали.
В своей первой книге «Адыгский этикет» Б. Бгажноков показал, что адыгский этикет, Хабзэ – это не механический набор поведенческих ритуалов и практик, это цельная, законченная, рациональная, живая система. Система, подобная бесконечному Космосу, отвечающая на ключевые вопросы бытия, идеально встраивающая человека в социум, помогая тонко преодолевать свое эго. Именно Б. Бгажноков деконструировал для нас, читателей, эту систему во всей ее красоте, мудрости, силе и символической мощи. Тщательно регламентированные правила черкесского повседневного поведения и строгие ритуалы – все это несло не только прагматические, но и символические смыслы. Тайный язык черкесских всадников, рыцарский кодекс Уорк Хабзэ, непростая лаконичная простота черкесского быта, особый статус детей, женщин, гостей и стариков в черкесском обществе – обо всем этом и многом другом Б.Бгажноков впервые в кавказоведении заговорил языком академической науки.
Потом были и другие книги и статьи. Но «Адыгский этикет » был настоящим прорывом, академической революцией и по своим методологическим подходам, и по уровню источниковой базы, и по структурной подаче.
Я люблю все книги Б.Бгажнокова и периодически их перечитываю. Среди моих любимых – «Черкесское игрище». Блестящий анализ черкесского джэгу как симфонии, где у каждого действующего лица есть своя партия, и ни один не перекрывает другого. Черкесское игрище у Бгажнокова – это место встречи мудрой старости и дерзкой юности; величайшая концентрация человеческой энергетики; конкурентное пространство, где социальная группа ведет свой диалог с судьбой, в рисунке танца выражая гармонию и страсть в движении в будущее. В черкесском игрище все сочно, достойно, неслучайно. Это место, где все имеет значение и смысл.
В своей монографии «Адыгская этика» ученый с горечью писал о кризисе черкесской культуры, о размывании базовых основополагающих ценностей в начале 1990-х гг. и предостерегал, что в условиях кризиса духовный вакуум может заполниться чуждыми, деструктивными идеями.
В одну из последних встреч в Москве мы договорились встретиться у входа в Историческую библиотеку, куда Б. Бгажноков приехал поработать в читальный зал. Читать и перечитывать исторические источники, искать неизвестное в известном, засиживаться допоздна под зелеными лампами Исторички – таков ритуал настоящего ученого, его личное таинство и его лаборатория.
Теперь зияет дыра и пустота. Я не люблю фразу о том, что незаменимых людей нет. Не люблю, потому что это неправда.
Тхьам джэнэт къырет.
Вас, Барасби Хачимович, во всем Вашем блеске и великолепии уже встречает Ваш Род, и конница черкесских всадников уже спешилась в почтительной тишине.
* Барасби Хачимович Бгажноков родился 2 ноября 1947 г. в Баксане. Окончил филологический факультет КБГУ и аспирантуру института языкознания АН СССР; в 1974-1987 годах преподавал общую психологию в КБГУ, с 1977 г. исследовал проблемы национально-культурной специфики общения. ⠀
Автор десятков статей, часть из которых опубликована в США, Германии, Чехословакии, Швеции, Болгарии. В числе его работ – «Адыгский этикет» (1978), «Очерки этнографии общения адыгов» (1983), «Черкесское игрище» (1991), «Адыгская этика» (1999), «Основания гуманистической этнологии» (2003), «Канжальская битва» (2008), «Антропология морали» (2010), «Отрицание зла в адыгских тостах» (2010), «Черкесы (адыги)» (2010), Социальная организация семьи: по материалам исторической этнографии адыгов (2010). ⠀
Кавалер высшего ордена Абхазии “Ахьӡ-Аҧша” («Честь и слава») II степени.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК
Бгажноков Барасби Хачимович
Биография, образование, карьера:
Из крестьянской семьи. В 1966-1970 гг. студент КБГУ; в 1970-1973 гг. аспирант Института языкознания АН СССР. Учителя в науке: А.А. Леонтьев, С.А. Арутюнов, А.Х. Шарданов, З.М. Налоев. В 1974-1987 гг. ассистент, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии КБГУ, в 1985-1988 гг. старший научный сотрудник отдела этнографии, в 1988-2003 гг. заведующий отделом этнологии, в 2003-2007 гг. ведущий научный сотрудник, с 2007 г. директор КБИГИ. В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психолингвистические проблемы общения» (научный руководитель А.А. Леонтьев), в 1984 г. в ИЭ АН СССР защитил докторскую диссертацию на тему «Культура общения и этнос».
Сфера научных интересов:
История и этнография народов Северного и Южного Кавказа; культура общения адыгов, народов Северного Кавказа.
• Адыгейский этикет. Нальчик, 1978;
• Образ жизни адыгейской феодальной знати // Из истории феодалов Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1981. С. 78-104;
• Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983;
• Черкесское игрище. Нальчик, 1991;
• Адыгейская этика. Нальчик, 1999;
• Основания гуманистической этнологии. М., 2003;
• Нравственная экология и культурная политика. М., 2008.


Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева