«Я все пережила в своей жизни. Моего отца репрессировали и посадили, когда мне было семь лет. Тогда у меня кончилось детство. В 11 лет пошла работать чернорабочей, потому что началась Великая Отечественная война. Мы вынуждены были работать, потому что все наши мужчины, а потом и женщины, стали уходить на фронт. Остались только одни старики и дети. Мы работали в госпитале: помогали раненым, письма домой им писали, стирали им одежду, штопали носки и белье.
Также я трудилась рабочей на мясокомбинате, на консервном заводе, в литографии. Я хочу сказать молодым мамам: приучайте своих детей к труду. Потому что без труда жизнь будет сложная. Все сейчас ученые, все сейчас грамотные. Никто не хочет пачкать руки, никто не хочет ничего делать. А настанет время, когда никто никому ничего не будет делать. Ты сам должен будешь сам себя обслуживать. Я сама за собой ухаживаю до сих пор, и так и должно быть.
О самой ценной вещи
Рояль Бибигуль Тулегеновой
Еще пару слов о вещах и покупках. Первые свои часы я купила себе в 26 лет, когда в первый раз поехала на гастроли с оркестром имени Курмангазы в Гурьев (ныне Атырау). Мне дали зарплату, и купила я простые металлические часы. Я тогда была на десятом небе от счастья. Позже я впервые поехала на фестиваль в провинцию Синьцзян и познакомилась с тамошней казашкой. Она предложила поменяться часами на память. Когда я приехала домой в Алматы, мне сказали, что у меня швейцарские часы. Я так удивилась.
А эти часы мне подарил наш Елбасы Нурсултан Назарбаев, когда я была у него на приеме. Подарок на мое 90-летие. Я ему сказала, что у меня уже есть одни часы. Он ответил, что эти часы «изящнее и больше подойдут мне». Часы с его подписью и высокой швейцарской фирмы.
А еще наш Елбасы на нашей последней встрече подарил мне книгу с его мыслями и изречениями. В мире всего 55 штук таких книг. Мне досталась № 49. Сделана она из высочайшей пробы кожи, шелка и золота. На японской бумаге напечатана. Ручная выделка. Я сейчас читаю ее взахлеб. Такие интересные афоризмы он там пишет».
Книга Елбасы вышла ограниченным тиражом
О знакомстве с Елбасы
«Первый раз мы встретились с Елбасы в начале 60-х годов в Днепродзержинске (с 2016 года носит название Каменское). Тогда Нурсултан Назарбаев учился в Украине. По его словам, они с ребятами купили букет, но все боялись вручить его. А он схватил, побежал и вручил его мне. Мне и в голову не могло прийти, что передо мной стоит будущий наш президент. Потом они меня проводили до гостиницы.
Портрет Бибигуль Тулегеновой, написанный к 80-летнему юбилею
В другой раз мы встретились в конце 60-х годов в Темиртау, когда Елбасы был секретарем горкома партии. Я приехала зимой. Он сидел в машине и шоферу говорит: «Вы осторожно везите, а то тут заносы. Не забывайте, что вы звезду несете». А потом поехали в студенческое кафе, где мы с ним чай пили. И он все это помнит, память у него хорошая. Потом в середине 70-х годов я поехала на съезд партии в Москву. И там, оказывается, он слушал меня.
Ее голос стал символом Казахстана и сделал знаменитыми многие казахские народные песни, а ведь в юности Бибигуль ТУЛЕГЕНОВА родным языком почти не владела.
Она никогда не скрывала своего происхождения – простого, рабоче-крестьянского. Но режиссер Игорь ГОНОПОЛЬСКИЙ, снявший о ней картину “Портрет легенды”, называет ее аристократкой духа.
– Она не стала, а родилась ею, – считает он. – Голодала, собирала колоски, работала на мясокомбинате, где, как известно, белые перчатки не носят, салфетками, ножами и вилками не пользуются. Не отрекалась от отца – “врага народа”, девчонкой дралась, когда пытались задеть его честное имя.
Она вообще птица высокого полета, которая никогда не опускалась в болото с лягушками.
Ей всё всегда надо только по максимуму и только по-честному, и никаких компромиссов с совестью ради того, чтобы кусок хлеба был полегче и помягче. Но, как в той песне, ее “судьбы простое полотно” оказалось вышито шелками: она входит в Список ЮНЕСКО как одна из 20 выдающихся женщин ХХ века.
В канун 8 Марта редакция еще раз по случаю юбилея пересмотрела картину Игоря Гонопольского.
Великая и простая
– Я никогда в жизни не выбирала себе сцены, – рассказывает певица. – Везде одинаковая ответственность – петь на колхозной сцене или в соборе XV века. Публика, можно сказать, и подняла меня, простую рабочую девчонку из Семипалатинска, до самых высот песенного искусства. Да, я знаю секрет, как надо петь песни – народные, казахстанских композиторов и классику. Но я тоже не сразу к этому пришла. Через всё прошла, пока стала Бибигуль Тулегеновой.
Поговорка: “Мне халява не катит” – про таких, как я. По два сольных концерта – по 15–20 произведений каждый, без микрофона! Язык мог отвалиться. Да еще под баян, аккордеон, редко – под фортепиано, а оно, если и было, руки можно было сломать о такой инструмент.
Когда начиналась уборка хлеба – вообще по полтора месяца дома не бывала. Все области были мои: Кустанай, Кокчетав, Петропавловск, Павлодар, Караганда, Уральск. Концертные площадки – какие-то закуточки или просто на улице. Однажды в одной северной области сказали, что сегодня будем работать в катоне. “А что это такое?” – спрашиваю. Оказывается, это круглый загон для овец с окошечками на самом верху. Через них баранам бросают корм в сильные морозы. Поедая его, они производят торф – топливо на зиму для людей. И я давала концерт в этом катоне. Его только что построили, акустика была прекрасная.
Еще пела в зернохранилище. Урожая в тот год не было, и мы приехали поднять настроение хлеборобам. Никаких условий.
На улице стоит жара, а мы сидим на чемоданах, ждем, когда колхозники разберут нас по квартирам.
Придешь к кому-то домой, а хозяйка еще бдит, чтобы воды много не лили, потому что в иных регионах она была покупная, ведро – 5 копеек, а вечером концерт. Одна комната, где живут все – и взрослые, и дети. Если среди нас, артистов, бывали семейные, они ложились посередине, а по краям с одной стороны – девушки и женщины, с другой – ребята. А что делать? Кто нам в колхозе гостиницу приготовит?
Очень рано повзрослела. Детства фактически не было. Не знала, что такое куклы, ну, может быть, лет до 10 в казаки-разбойники или в прятки играла, а потом началась война. Лет в 12–13 пошла уже работать. В семье – пятеро детей, мама больна бруцеллезом. Я не старшая, вторая по счету, но самая живая и бойкая. Руки исписаны очередью за хлебом, а еще копала огород, сажала и убирала картошку.
Во время войны, когда про мыло мы уже забыли, у меня завелись вши. Увидев, что я без конца чешу голову, мама без лишних слов намазала ее керосином и постригла меня, уже подростка, как барана.
В детстве я не знала своего настоящего имени. Папа ласково называл Культай, а для всех остальных была то Катькой, то Галькой.
Когда я уже стала петь на радио, маму соседки всё спрашивали: “Анна Михайловна (ее тоже называли на русский лад), певица Тулегенова – не твоя дочка? А почему – Бибигуль? Она же Галя!”.
Тулегенова – это тоже, можно сказать, псевдоним. Настоящая фамилия моего отца Багунусов, но когда они с братом, осиротев, попали в Семипалатинск, их, малолетних (одному – 7, другому – 4 года), приютил родственник со стороны матери. Когда папа подрос, дядя записал его на свое имя и взял к себе помощником грузчика. Так мы и стали Тулегеновыми. И самое удивительное, и дети мои тоже носят эту фамилию.
Мне было 7 лет, когда отца не стало. Он работал секретарем райкома партии в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области. Когда его репрессировали, мы вернулись в Семипалатинск. Добирались туда поздней осенью последним пароходом и на грузовых машинах. Вещей, кроме тех, что на нас, и маминой швейной машинки, не было никаких: после того обыска в нашем доме ничего не осталось.
Приехали в город – и попали сразу на похороны: папин единственный брат, на которого так надеялись, умер.
Когда мой первый педагог Галина Иосифовна СЕРЕБРЯКОВА (высланная в Семипалатинск как “жена врага народа” русская и советская писательница, оперная певица. – Ред.) после смотра художественной самодеятельности сказала, что мне надо поступать в консерваторию, помнится, ответила ей, что и так работаю “на консервном заводе”.
“Весной 1948 года шел последний день смотра художественной самодеятельности, – вспоминала много лет спустя Галина Серебрякова. – Откровенно говоря, члены жюри уже изрядно устали, когда на сцене появилась эта хрупкая очаровательная девочка. Первые же ноты, взятые Бибигуль, обрадовали меня, тембр ее голоса удивил, хотя технически он не был поставлен”.
Разучилась петь!
Через год занятий с Галиной Серебряковой Бибигуль Тулегенова стала студенткой Алматинской консерватории.
– Поступить-то я поступила, а есть нечего. Как особо нуждающуюся, меня прикрепили к Музхоркомбинату (так тогда называлось хореографическое училище). И я ходила вместе с балетными в столовую. Помню, на завтрак давали стакан чая, столовую ложку сахара и кусок черного хлеба, иногда маргарин вместо масла. Про обед и не помню – был он или не было его.
Будучи влюбленной в казахские лирические песни, особенно народные, Бибигуль Тулегенова заставила полюбить их и неказахов тоже.
– В Швеции я была первый раз в 1970 году, а потом приехала в 1985-м. Пою, а они кричат – нэктегел, нэктегел! Не могу понять, что им надо, чем они недовольны? Потом приходит делегация – человек 20. Оказывается, нэктегел – это соловей по-шведски. Так они выражали свое восхищение казахской народной песней “Булбул” – “Соловей”.
Певица считает, что такой науки, как вокал, фактически нет. Каждый, по ее словам, передает свой опыт из уст в уста.
Между тем до приезда в Алма-Ату она не говорила на родном языке:
– Не я одна такая была – многие, кто учился в русской школе. Но мама моя очень хорошо пела казахские народные песни. И, видимо, за счет своей музыкальной памяти я запомнила многие из них, так же как и папину – “Акку елiм колдегi”, хотя мне было всего 7 лет, когда его забрали. Это помогло мне, когда пришла солисткой на Казахское радио. Содержания этих народных песен не понимала. Среди многих классических певцов – это, кстати, норма: выучивают произведение, не вникая в смысл. Но я пошла по другому пути: стала переводить тексты, какими бы они сложными ни были. Вот так и выучила родной язык, что за словом в карман скоро уже не лезла. Бибигуль Тулегенова: Не могу петь под фонограмму!
Обучение в консерватории Бибигуль Тулегенова начинала у педагога Каринского. О том, как он учил ее, можно судить по тому, что через год она… разучилась петь.
– Но скоро в СССР началась борьба с космополитизмом, и его уволили, – вспоминает Бибигуль Ахметовна. – На его место пришла народная артистка республики Надежда Николаевна Самышина. Увидев в списке мою фамилию, она обрадовалась, но, когда услышала меня, пришла в ужас. Всё у меня было разболтано, я ничего не знала и не умела. Работая со мной, как костоправ, Надежда Николаевна целых 2 года держала меня на музыкальной диете.
Встреча с Газизой Жубановой
После окончания консерватории Бибигуль Тулегенова попала в ГАТОБ имени Абая.
– Но проработала там всего 2 года, потом меня оттуда выгнали, – рассказывает певица. – Виновата в этом, конечно, и сама тоже. Я ведь в консерваторию пришла с мясокомбината. Вышла, в общем, из рабочей среды.
И, как у всех простых людей, у меня был свой “тормоз” – что на душе, то и на языке.
Однажды на каком-то совещании директор театра, показывая при всех на меня (а в зале сидело человек 40), заявил: “Таких певиц, как Тулегенова, мы выдвигать не будем, пока она не созреет. А то поет себе на радио песенки в микрофон по бумажке и считает себя примадонной”. Я замерла от обиды, а потом сказала: “Когда созрею, плевать хотела на ваше выдвижение. И без вас выдвинусь!”. Представляете?! Я бы сейчас и сама осудила такую дерзкую певицу, а тогда считала, что была права.
У всех рты пораскрывались от изумления, а парторг чуть ли не за шиворот вывел меня из зала: “Ты что?! С ума сошла?!” – “А я что такого сделала? Почему он меня перед всеми так опозорил? Что плохого в том, что пою на радио? Мне денег не хватает. У меня дети”.
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Меня взяли солисткой труппы Казахского государственного академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы, а это 8 месяцев в году командировки. Скучать некогда, ни минуты передышки.
Все окрестности Алма-Аты, все институты были нашей площадкой. А сколько было шефских концертов в военных городках, каких-то госпиталях, домах престарелых, детдомах…
Вернулась Бибигуль Тулегенова в ГАТОБ имени Абая много лет спустя благодаря Газизе Жубановой. Композитор очень хотела, чтобы в ее опере “Енлик – Кебек” партию главной героини исполнила именно она.
– Но все-таки в душе она, видимо, сомневалась во мне, – говорит Бибигуль Ахметовна. – И было от чего. Я 15 лет занималась концертно-камерной деятельностью и как оперная певица почти себя не проявила, несмотря на то что пела в “Кыз-Жибек”, “Травиате”, “Риголетто” и “Дон Жуане”. Эти оперы были высокие, легкие, а тут такая сложнейшая для моего голоса партия! У нас были, конечно, и стычки с композитором, и ругань с ее мужем, режиссером спектакля Азербайжаном Мамбетовым, но я – кровь из носу – не должна была подвести композитора. Помог мой колхозный опыт, когда пела без микрофона.
Газиза Ахметовна признавалась, что она очень волновалась из-за того, что я уж слишком спокойно пела на репетициях.
Но я знала: чем больше певец тужится, тем меньше его слышно в зале. Конечно, там бывали моменты, когда звук надо было давать так, чтобы пробиться через оркестр. Я справилась.
Бибигуль Ахметовна Тулегенова — известная исполнительница народных и эстрадных песен советских времён, известная во всём мире оперная певица, народная артистка СССР, педагог.
Голос Бибигуль Ахметовны перепутать нельзя. Его серебристое, очень своеобразное звучание, отличается глубиной, какой-то непосредственностью и простотой исполнения. Исполненные певицей партии Снегурочки, Виолетты и Джильды в «Травиате» и «Риголетто» Верди, вошли в историю оперного наследия. В её репертуаре классические и народные песни.
Детство
Родилась оперная певица в Казахской АССР, городе Семипалатинске 16 декабря 1929 года. В семье Тулегеновых любили музыку, дома часто пели песни. Отец скрипач-любитель, мать любила петь. Счастливое время закончилось в 1937 году, когда отец был арестован, о дальнейшей судьбе своего родителя Бибигуль так и ничего не узнала.
Бибигуль Тулегенова в юности
Ещё будучи семиклассницей, девочка поступила на работу. Её мать работала на мясокомбинате, и туда же устроилась и юная Бибигуль. Работа была очень тяжелая, но жизнь в военные годы не для кого не была лёгкой. Мать часто болеет. Но любовь к искусству преодолевает все преграды. После смен она участвует в самодеятельности, поёт народные песни.
Судьбоносное знакомство
Во время войны, в Семипалатинск много было эвакуировано столичных деятелей искусства, профессуры, музыкантов. На одном из выступлений юную исполнительницу заметила писатель Галина Серебрякова. Её голос и манера исполнения не оставили Серебрякову равнодушной к судьбе этого по сути ещё ребёнка.
Бибигуль Тулегенова и Галина Серебрякова
Галина берёт над юным талантом шефство. Первые уроки музыки Бибигуль получила именно у неё. Затем по рекомендации писательницы она поступает в Алма-Атинскую музыкальную консерваторию им. Курмангазы, на факультет вокально-хорового исполнения. Которую успешно заканчивает в 1954 году.
Творчество
В 1951 году студентку Тулегенову пригласили работать на Казахское радио. Она исполняла народные и эстрадные песни. С того времени она стала известна широкой публики. А в 1954 году стала солировать в Академическом театре в Алма-Ате. В этом же году она вместе с своим педагогом Самышенной была приглашена на Всесоюзный конкурс по вокалу в город Ленинград. И этот конкурс стал первым шагом к триумфальному успеху в будущем.
С 1956 года Бибигуль Ахметовна вместе с оркестром народных инструментов им. Курмангазы и до 1971 года объездила весь Казахстан, часто гастролировала и по территории нашей Родины.
Бибигуль Тулегенова на сцене в молодости
В 1971 году Тулегенова возвращается на службу в театр оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. В составе труппы театра Бибигуль Ахметовна гостролирует по всему советскому Союзу и часто за рубежом. Её партии Розины из «Севильского цирюльника» Россини, Снегурочки Римского-Корсакова покоряют зрителей Франции и Италии, Египта, Китая, Канады, Алжира и ещё многих стран мира.
С 1980 года Бибигуль Ахметовна преподаёт в Казахской консерватории. Ведёт класс по вокалу. С 1982 года имеет профессорское звание. С 1968 года по 1982 год избиралась депутатом Казахской ССР 7-9 созыва.
Личная жизнь
О личной жизни певицы информации мало, три раза Бибигуль Ахметовна была за мужем, родила троих детей.
Бибигуль Тулегенова с семьей
Две дочери Гюзель и Марьямгуль, которая умерла в 2007 году, и сын Тулеген.
Награды и звания
Перечислять все звания и награды этого талантливого человека можно бесконечно долго. Народная артистка СССР и Казахской ССР. Была награждена Государственной премией СССР в 1970 году, премией Казахской ССР в 1966 году.
Бибигуль Тулегенова
Бибигуль Ахметовне последней в Советском Союзе присвоили звание Герой Социалистического труда, это произошло 21 декабря 1991 года. В этот же день ей вручили второй орден Ленина. Первым певица была награждена в 1976 году. Награждена орденом Трудового Красного знамени. В 1999 году Президент Республики Казахстан отметил творчество Бибигуль Тулегеновой личным золотым знаком.
Бибигуль Ахметовна Тулегенова — известная исполнительница народных и эстрадных песен советских времён, известная во всём мире оперная певица, народная артистка СССР, педагог.
Голос Бибигуль Ахметовны перепутать нельзя. Его серебристое, очень своеобразное звучание, отличается глубиной, какой-то непосредственностью и простотой исполнения. Исполненные певицей партии Снегурочки, Виолетты и Джильды в «Травиате» и «Риголетто» Верди, вошли в историю оперного наследия. В её репертуаре классические и народные песни.
Детство
Родилась оперная певица в Казахской АССР, городе Семипалатинске 16 декабря 1929 года. В семье Тулегеновых любили музыку, дома часто пели песни. Отец скрипач-любитель, мать любила петь. Счастливое время закончилось в 1937 году, когда отец был арестован, о дальнейшей судьбе своего родителя Бибигуль так и ничего не узнала.
Бибигуль Тулегенова в юности
Ещё будучи семиклассницей, девочка поступила на работу. Её мать работала на мясокомбинате, и туда же устроилась и юная Бибигуль. Работа была очень тяжелая, но жизнь в военные годы не для кого не была лёгкой. Мать часто болеет. Но любовь к искусству преодолевает все преграды. После смен она участвует в самодеятельности, поёт народные песни.
Судьбоносное знакомство
Во время войны, в Семипалатинск много было эвакуировано столичных деятелей искусства, профессуры, музыкантов. На одном из выступлений юную исполнительницу заметила писатель Галина Серебрякова. Её голос и манера исполнения не оставили Серебрякову равнодушной к судьбе этого по сути ещё ребёнка.
Бибигуль Тулегенова и Галина Серебрякова
Галина берёт над юным талантом шефство. Первые уроки музыки Бибигуль получила именно у неё. Затем по рекомендации писательницы она поступает в Алма-Атинскую музыкальную консерваторию им. Курмангазы, на факультет вокально-хорового исполнения. Которую успешно заканчивает в 1954 году.
Творчество
В 1951 году студентку Тулегенову пригласили работать на Казахское радио. Она исполняла народные и эстрадные песни. С того времени она стала известна широкой публики. А в 1954 году стала солировать в Академическом театре в Алма-Ате. В этом же году она вместе с своим педагогом Самышенной была приглашена на Всесоюзный конкурс по вокалу в город Ленинград. И этот конкурс стал первым шагом к триумфальному успеху в будущем.
С 1956 года Бибигуль Ахметовна вместе с оркестром народных инструментов им. Курмангазы и до 1971 года объездила весь Казахстан, часто гастролировала и по территории нашей Родины.
Бибигуль Тулегенова на сцене в молодости
В 1971 году Тулегенова возвращается на службу в театр оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. В составе труппы театра Бибигуль Ахметовна гостролирует по всему советскому Союзу и часто за рубежом. Её партии Розины из «Севильского цирюльника» Россини, Снегурочки Римского-Корсакова покоряют зрителей Франции и Италии, Египта, Китая, Канады, Алжира и ещё многих стран мира.
Бибигуль Тулегенова на концерте
С 1980 года Бибигуль Ахметовна преподаёт в Казахской консерватории. Ведёт класс по вокалу. С 1982 года имеет профессорское звание. С 1968 года по 1982 год избиралась депутатом Казахской ССР 7-9 созыва.
Личная жизнь
О личной жизни певицы информации мало, три раза Бибигуль Ахметовна была за мужем, родила троих детей.
Бибигуль Тулегенова с семьей
Две дочери Гюзель и Марьямгуль, которая умерла в 2007 году, и сын Тулеген.
Награды и звания
Перечислять все звания и награды этого талантливого человека можно бесконечно долго. Народная артистка СССР и Казахской ССР. Была награждена Государственной премией СССР в 1970 году, премией Казахской ССР в 1966 году.
Бибигуль Тулегенова
Бибигуль Ахметовне последней в Советском Союзе присвоили звание Герой Социалистического труда, это произошло 21 декабря 1991 года. В этот же день ей вручили второй орден Ленина. Первым певица была награждена в 1976 году. Награждена орденом Трудового Красного знамени. В 1999 году Президент Республики Казахстан отметил творчество Бибигуль Тулегеновой личным золотым знаком.